Закрепление изученного материала. Составление числовых записей

§ 1 Число 4

Вот отрывок из повести Виктора Голявкина «Один, два, три».

«Всё началось со стула.

Но с другого, целого, со всеми ножками. Я ползал по полу, наткнулся на стул лбом, заплакал.

Можно обратно ползти, но мне-то вперёд хотелось! Назад-то проще всего, повернись и ползи, а вот вперёд попробуй! А впереди стул.

Попробовал пролезть между ножками, но застрял, ни туда, ни сюда. Ору, реву и вою.

Мама меня оттуда вытащила.

Отец почему-то расстроился:

— Если он между четырьмя ножками пролезть не может, неизвестно, что вообще из него получится...

Я слышал.

Четырьмя...

Я походил вокруг стула, оглядел его со всех сторон и ещё раз попробовал пролезть между ножками.

И снова застрял.

Но сам вылез.

Теперь-то я мог пролезть между этими самыми ЧЕТЫРЬМЯ.

Я ещё много раз ходил вокруг стула и ещё много раз пролезал под стулом, шепча слово ЧЕТЫРЬМЯ.

Во сне мне снились стулья, много стульев, столько ножек! Но я ведь мог только до двух считать, такой ужасный, неприятный сон!

А утром я, помня слово ЧЕТЫРЬМЯ, сказал родителям:

— Один, два, четырьмя...

— Как? — удивились родители.

Я сделал вид, что обиделся, надулся, больше не стал повторять. Если они думают, будто я не умею дальше считать, то я не думаю.

Вдруг отец засмеялся и сказал:

— Так вот оно что! Я понял! Он хочет сказать: один, два, три, четыре!

— Конечно! — сказал я и развёл руками в стороны, а голову склонил набок: мол, само собой разумеется, неужели так трудно было понять!

Число четыре - четвёртое число при счёте, оно следует сразу после числа 3.

В древности четверку считали символом устойчивости, прочности. Изображали четвёрку в виде квадрата,

четыре стороны которого означают

четыре стороны света (юг, север, запад и восток),

четыре времени года (зима, весна, лето и осень),

четыре стихии (огонь, вода, воздух и земля).

У животных - четыре лапы, у машины - четыре колеса.

Вот что пишет Самуил Маршак о числе 4:

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они - за две минуты.

Как расставить четыре стула за два стола?

Можно за первый стол поставить 1 стул, тогда за второй стол останется поставить 3 стула.

Или наоборот: если за первый стол поставить 3 стула, тогда за второй стол останется поставить 1 стул.

А можно за оба стола поставить по 2 стула.

§ 2 Цифра 4 и как правильно её писать

Число четыре на письме обозначают цифрой 4.

Научимся правильно писать цифру 4.

Возьмите лист бумаги в клеточку и ручку. Рассмотрим внимательно цифру. Цифра 4состоит из трёх элементов: двух наклонных палочек и одной горизонтальной.

Начинают писать с маленькой наклонной палочки. Поставьте ручку немного правее середины верхней стороны клетки, ведите наклонную линию вниз чуть ниже середины клетки, не отрывая ручку от бумаги, пишите горизонтальную линию вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Оторвите ручку от бумаги и пишите длинную наклонную палочку. Для этого поставьте ручку чуть выше середины правой стороны клетки и ведите линию вниз, чуть правее середины нижней стороны клетки.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведём итог урока.

Число четыре следует при счёте за числом три.

Чтобы получить число четыре, нужно к трём предметам добавить ещё один. Или к двум предметам добавить еще два.

На письме число четыре обозначают цифрой 4.

Использованные изображения:

Тема урока: Число и цифра 4.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с образованием числа 4; состав числа 4.

Предметные результаты:

Устанавливать закономерность, заполнять в соответствии с ней таблицу;

Писать цифру 4, соотносить цифру и число.

УУД

Регулятивные: понятие и понимание учебной задачи урока; формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновать этапы решения учебной задачи.

Личностные результаты: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего урока.

2. Актуализация знаний

  • Математическая разминка:
    - счет прямой от 1 до 10 на числовом луче
    - счет обратный от 10 до 1
    - назовите предыдущее число числа 2
    - назовите последующее число числа 1
    - назовите соседей числа 3.

Назовите наименьшее число.

Назовите наибольшее число.

Назовите число больше 3, но меньше 5.

  • Отгадайте загадки:
    - Одно брюшко, четыре ушка (подушка)
    - Четыре крыла. А не птица, крыльями машет и ни с места (мельница)
    - Четыре ноги, а ходить не может (стул)
    - Чем похожи все эти загадки? (У всех загадок содержится число 4).
    - Где встречались в жизни с числом 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 лапы; недаром у стола и стула 4 ножки, ведь древние люди считали число 4 символом устойчивости и прочности).
  • Вот что писал С. Маршак о числе 4.

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они - за две минуты.

3. Изучение нового

Так какая тема урока? (Мы будем изучать число 4, цифру 4.)

Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать все о числе 4 и научиться писать цифру 4)

Посмотрите на числовой ряд. Найдите число 4.

Что можете рассказать об этом числе?

На каком месте в ряду чисел стоит данное число?

Назовите соседей числа 4.

На сколько 4 меньше последующего числа 5?

На сколько число 4 больше предыдущего числа 3?

Как обозначить число 4, с помощью какой цифры?

На что похоже число 4? (стул)

Р.т. с.50 №1

Обведите по стрелкам цифру 4. Раскрасьте ее красным карандашом

Какое количество предметов она обозначает. Раскрасьте столько квадратов.

Посмотрите на картинку слева - сколько арбузов раскрашено? Что нужно сделать, чтобы стало 4 арбуза?

Составьте пример по рисунку. Как получили число 4.

Физминутка

Работа в тонкой тетради

Давайте научимся красиво писать эту цифру 4.

Рассмотрим цифру 4?

Из чего она состоит? (из 3 палочек- 2 наклонные и одна горизонтальная)

Посмотрите, как она пишется

Начинаем писать немного правее верхней стороны клетки. Ведем наклонную линию вниз, чуть ниже середины клетки. Не отрывая ручку от бумаги, ведем горизонтальную линию вправо, чуть-чуть не доводя правой стороны клетки. Оторвите ручку от бумаги. Поставьте ручку чуть выше середины правой стороны клетки и ведите вниз длинную наклонную прямую, чуть правее к нижней стороне клетки.

Диск (Электронное приложение к учебнику). Найдите цифру 4 записанную правильно.

Мы научились писать цифру 4.

Состав числа

Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте 4 квадрата любого цвета. Представьте что это стулья.

Как можно расставить 4 стула за 2 стола? (Один у доски)

Кто расставил стулья иначе?

Сделаем вывод, что такое 4? (4 – это 1 и 3; 4 – это 3 и 1; 4 – это 2 и 2)

Узнали состав числа.

Посмотрите на стр.62 №3 учебника

Сколько монет достоинством в 1 рубль?

Сколько монет достоинством в 2 рубля?

Каких монет больше?

Как по-разному можно показать 4 рубля?

Оказывается, полученные знания могут пригодиться и в жизни.

Стр. 63 №4

Посмотрите, чем отличаются фигуры?

Цели:

  • в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4,
  • научить писать цифру 4, учить давать полные ответы, учить рассуждать и логически мыслить,
  • воспитывать интерес к математике,
  • развивать творческое воображение.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке,
  • определять состав числа 4, соотносить число и цифру 4,
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения,
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания,
  • работать в паре, оценивать товарища.

Наглядное обеспечение: СД электронное приложение к учебнику М.И Моро, С.И Волкова, С.В. Степанова “Математика 1 класс”, ФГОС, “Школа России”.

Раздаточный материал: “Математические кораблики”.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Логическая разминка.

– На прошлом уроке мы учились разгадывать загадки и ребусы.

1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

– Как вы догадались? Сколько у бабочки крыльев? Как они расположены?

2) Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет. (Времена года)

– Назовите их.

3) Два мяча у Ани
Два мяча у Вани.
Два мяча да два. Малыш!
Сколько их? Сообразишь? (4)

– Как вы узнали? Где еще можно встретить число 4?

(У стола и стула по 4 ножки, у машины 4 колеса, на циферблате 4 часа, …)

У стола 4 ножки,
И у шкафа, и у кошки, –
Нам четверочка сказала,
Целый день она считала.
Молодцы!

3. Сообщение темы

– Сегодня мы знакомимся с числом 4!

– Посмотрите на натуральный ряд чисел.

* Назовите соседей числа 4. (3 и 5)

* Назовите числа, которые меньше,чем число 4.

* Назовите числа, которые больше, чем число 4.

* Сосчитай от 3 до 8.

* Сосчитай от 10 до 4.

4. Практическая работа.

* Возьмите математические кораблики.

– Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось число 4.

– Как получили число 4?

– За каким числом стоит число 4?

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. (С.Маршак)

5. Просмотр видеофильма

– А сейчас у нас встреча со Знайкой, который познакомит вас с числом 4.

(СД “Электронное приложение” к учебнику “Математика” 1 класс 2011 г.)

6. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте)
Крылья пестрые мелькают:
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками)
1, 2, 3, 4,
Полетели,закружились.
(Взмахи руками, покружиться)

7. Составление числовых записей

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

– Составьте с помощью математических карточек числовые выражения к стихотворению:

Как получили число 4?

Четыре зайца шли из школы.
Вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успело?

8. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

9. Работа по учебнику с. 30

* Откройте учебник на 30

– Найдите картинки.

– О чем можно сказать один? Два? Три? Четыре?

* Сколько получится, если к 3+1?

– Сколько машин было в гараже? (4)

– Все ли машины исправны?

– Составь рассказ.

(В гараже 4 машины. Одна сломанная.)

– Прочитай выражение, которое подходит к этому рассказу. Какой выбрали математический знак “+” или “–”

(Было 3 машины, починили еще 1)

* Рассмотрите монеты на полях.

– Как можно набрать 4 рубля, если есть мотеты только достоинством: 1 руб., 1 руб.,2 руб., 2 руб.

* Как называется геометрическая фигура, у которой 4 стороны?

– Возьмите квадрат, покажите 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.

10. Знакомство с цифрой 4

- Решите задачки:

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечки.

Тут одна к ним прибежала.

Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (4)

(Число и цифра 4)

  1. Работа по теме урока

-

2.Работа по учебнику

-

-

-

-

-

стр. 48 - 49

За тремя идут четыре,

На что похожа цифра 4?

Гляди: четыре - это стул,

  1. Физкультминутка
  2. Работа в учебнике - № 3, 4, 5.
  3. Работа в «Рабочей тетради» - стр. 46 - 47.

1.Пальчиковая гимнастика

У овечек на шубках колечки,

Те овечки пасутся у речки.

Их пасут две собаки лохматые,

А пастух на пригорке у дерева

(показать руками гору)

На свирели играет затейливо.

  1. Рефлексия
  1. Итог урока

-

Чему научились?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики на тему: "Число и цифра 4"»

План – конспект

урока математика в 1 классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: Число 4. Цифра 4.

Цели и задачи : познакомить с числом и цифрой 4; рассмотреть числовые равенства 1+3=4, 3+1=4, 2+2=4, 4-1=3, 4-2=2, 4-3=1; формировать представление о четырехугольнике; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, речь, творческие способности, умение анализировать.

Планируемые результаты : учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять состав числа 4; соотносить число и цифру 4; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

    Организационный момент.

- «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи!» - это девиз нашего урока.

Подумайте, как эти слова связаны с нашими уроками?

    Актуализация знаний.

1. Логическая разминка

Разгадайте ребусы, которые я для вас приготовила:

ПО2Л (подвал) С3Ж (стриж) 3О (трио)

2. Устный счет

Назовите предыдущее число для чисел 9, 7, 10.

Назовите последующее число для чисел 5, 8, 4.

Назовите соседей чисел 6, 3, 2.

Сосчитайте:

    от 1 до 10 и обратно;

    Самоопределение к деятельности

- Решите задачки:

Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечки.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало? (4)

Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки. (4)

Что общего в загадках? (В них встречается число 4)

Кто догадался, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

(Число и цифра 4)

Какую цель вы поставите перед собой?

    Работа по теме урока

1. Работа над составом числа 4

- Положите 4 палочки, отодвиньте 1 палочку.

Какое выражение можно записать? 4 = 3 + 1

Положите 4 палочки, отодвиньте 2 палочки.

Какое выражение можно составить? 4 = 2 + 2

Положите 4 палочки, отодвиньте 3 палочки.

Какое выражение можно составить? 4 = 1 + 3

2.Работа по учебнику

- Назовите соседей числа четыре?

- За каким числом следует число четыре?

- Какие числа предшествуют числу четыре?

- Назовите четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток?

- Где еще встречается число четыре? (номер квартиры, день рождения, …)

Откройте учебник на стр.62 - 63 (Задания 1, 2, 3)

2. Работа в «Рабочей тетради» - стр. 48 - 49

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря. (С. Маршак)

На что похожа цифра 4?

Гляди: четыре - это стул,

Который я перевернул. (Г.Виеру)

Нарисуйте по стрелкам цифру 3, раскрасьте ее красным цветом.

Составьте выражение по рисунку: 3 + 1 = 4

    Физкультминутка

    Закрепление изученного материала

    Работа в учебнике – № 3, 4, 5.

    Работа в «Рабочей тетради» - стр. 46 – 47.

    Упражнения для развития навыков письма

1.Пальчиковая гимнастика

У овечек на шубках колечки,

Те овечки пасутся у речки.

(пальцами по очереди делать «колечки»)

Их пасут две собаки лохматые,

(пальцами обеих рук показать собак)

Что виляют хвостами мохнатыми.

(помахать кистями рук, как хвостиками)

А пастух на пригорке у дерева

(показать руками гору)

На свирели играет затейливо.

2. Правила посадки при письме

3. Выполнение задания внизу на стр. 47

    Рефлексия

Какое количество предметов мы обозначим цифрой 4?

    Итог урока

- С чем мы познакомились сегодня на уроке?

Чему научились?

Где можно применить эти знания?

Конспект занятия по математике

Конспект занятия.

Тема занятия : Число и цифра 4. Количественный и порядковый счет до четырех.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель : формировать представление о числе и цифре 4, количественном и порядковом счёте до четырёх.
Задачи:
- продолжать знакомить с понятием следующее число;
строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа;
- знакомить с числом и цифрой 4;
- продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
- формировать умение называть числа по порядку;
- учить сравнивать числа;
- продолжать развивать пространственные и геометрические представления, учить детей использовать в речи слова «слева-справа-между-под-над»;
развивать память, внимание, коммуникативные умения;
воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал : предметные картинки: избушка, елочка, снеговик; «Цифра 4»; «На что похожа цифра 4»; снежинки;
Раздаточный материал: ТПО М. В. Корепановой «Моя математика» (пособие для детей 4-5 лет); карточки с точками (1-4); листы для индивидуальной работы; цветные карандаши

Ход занятия

1. Орг. Момент
-Приветствие, проверка по списку
2. Основной этап
Закрепление пространственных представлений.
-На лесной опушке стоял маленький домик, избушка.
(демонстрация картинки)
-Справа от избушки росла елочка, слева стоял снеговик.
(демонстрация картинок) Приложение 1
Соотнесение числа и цифры
-Пошел снег.
-Сосчитаем снежинки, найдем карточки с соответствующим числом точек
Образование числа 4
- Кто в избушке живет? (зайчики)
- Сколько зайчиков?
- В гости к зайчикам прибежали белочки.
- Решили они танцевать: зайчик-белочка
- Что можно сказать про зайчиков и белочек? (поровну, зайчиков столько же, сколько белочек)
- Один зайчик опоздал, выскочил из избушки.
- Что теперь скажем про зайчиков и белочек? (теперь белочек меньше, чем зайчиков)
- Было 3 зайчика, прибежал еще один стало 4.
- Как сделать поровну? (позвать еще одну белочку)
- Сколько теперь белочек и зайчиков? (по 4)
-Что бывает по 4?
колеса у машины
лап у зайчика(белочки)
4 времени года
Идет четыре после трех,
Поговорим о четырех.
Четыре времени в году-
Я разговор о них веду.
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несет она.
Весна бросает в землю зерна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несет корзины урожая.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели-встали
И на месте поскакали.
ТПО с.22, задание 1
- Рассмотрите рисунок справа (слева)
-Что видите на рисунке слева? Что изменилось на рисунке справа?
-Было-стало Знакомство с цифрой 4.
-Знакомим с цифрой 4
-На что похожа цифра 4?
работа на листочках Приложение 2
-Сколько собачек, сосчитаем. (4)
-Обозначим число точками.
-Раскрасить цифру 4 цветными карандашами.
3.Итог занятия
-Что нового узнали? (как образуется число 4, считали по порядку до четырёх)

Приложения

Приложение 1


Приложение 2
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.