Занятия о воде в средней группе. Опыт с водой: цвет воды. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»
Цель: закрепление у детей знания о разных состояниях воды, ее свойствах и качествах.
- Рассказать детям о значении воды в жизни людей и всего остального.
- Развивать речь, внимание, память.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Создать у детей радостное веселое настроение.
Предварительная работа : заучивание наизусть стихов и потешек о воде; просмотр изображений различных состояний воды, подвижные игры.
Оборудование : игрушка Поросенок, мыльные пузыри, зонт, таз с мыльной водой, эмблема в виде капельки на каждого ребенка, накидка тучки для воспитателя.
Ход праздника.
Ведущий: Ребята, у нас сегодня необычный праздник- праздник волшебной воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже в луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода,-
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить-
Без воды нам не прожить!
Вот какая вода разная, поэтому мы ее называем волшебной. Сегодня мы с вами превратимся в капельки. А вместе мы - море!
Игра «Море волнуется»
Ведущий: ребята, а вы можете найти воду в природе? Где вода бывает, где путешествует?
Ребята: да, можем.
Ведущий: тогда отгадайте мои загадки!
Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня,
Из далека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)
Чуть дрожить на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий в - море.
(Река)
Кругом вода, а пить ее нельзя
Очень соленая она.
(Море)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует -
Бежим по воде.
(Волны)
Пушистая вата
Плывет куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
Дождь прошел, а я осталась
На дорожке во дворе
Воробьи во мне купались на потеху детворе.
Но до завтрашнего дня солнце высушит меня.
(Лужа)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(Снежинки).
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Детки сели на карниз
И растут все время вниз.
(Сосульки)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду.
Покуда он идет.
(Дождь)
Ведущий: про дождь наши ребята знают стихи.
Дождик, дождик, мой дружок,
Ты пролейся на лужок.
По деревьям, по лицу.
По резному по крыльцу!
Напои землицу
До сыта водицей.
Будет расти,
И цветочки расти.
Станут теплыми деньки,
Запорхают мотыльки…..
Дождик, дождик продолжай!
Будет добрый урожай.
По проселочной дороге
Топал дождик длинноногий.
Барабанил, шелестел:
-«У меня так много дел,
Я полью все по порядку,
Лес, поля, сады и грядку
Окна вымою и крыши»
А потом пошел потише
Кап, кап, кап, ….
И перестал,
Потому что дождь устал!
Ведущий: ребята, а у дождика есть сестричка, кто же она нам сейчас расскажет Коля Кораблев.
Есть дождика сестричка.
С-с-с, она свистит, поет.
И струей из крана льет.
Эту песенку послушай:
«Мойте чисто с мылом уши»
Ведущий: а теперь давайте отправимся в путь. Я превращусь в тучку, а вы будите моими детками - капельками (раздаю всем эмблемы в виде капельки.)
Пальчиковая гимнастика « Капля раз, капля два»
Ведущий: полетели капельки из тучки на землю. Попрыгали поиграли (дети прыгают, играют). Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались все капельки вместе, и потекли маленькими веселыми ручейкам (берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются большой цепочкой). Плывут капельки в большой реке, путешествуют (ходьба змейкой, держась «паровозиком») Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан. (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали -плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело (дети присели на корточки). Стали капельки легкими потянулись вверх и вернулись к маме тучке.
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Ведущий показывает детям игрушку -поросенка, испачканного в грязи.
Ведущий: здравствуй, Хрюша!
Хрюша: здравствуйте, ребята!
Ведущий: Хрюша, какой же ты грязный. Ты, наверное своим пяточком землю рыл, вот весь и испачкался. Ребята, а что бы Хрюша стал вновь чистым, красивым, что для этого нужно?
Дети: вода.
Ведущий: Хрюша, тебя нужно умыть!
Хрюша: я не хочу умываться никогда! Зубы чистить - незачто на свете! Я и так красивый, симпатичный и хороший.
Ведущий: Хрюша, наши детки все чистые и опрятные, хочешь с ними поиграть?
Хрюша: да, конечно!
Ведущий: тогда разреши нашим деткам - капелькам умыть тебя, потом мы с тобой весло поиграем.
Хрюша: хорошо!
Дети моют Хрюшу (чтение потешки «Водичка, водичка»)
Ведущий: А теперь, Хрюша, какой ты стал чистый! Если ты хочешь быть сильным, здоровым, смелым, бодрым, красивым, веселым, умелым. Должен ты подружиться с водой.
Давайте купаться, нырять, кувыркаться.
В ушане, корыте, лохани, в реке, в ручейке, в океане.
Всегда и везде!
Вечная слава воде!
Ведущий: смотри, Хрюша, у меня есть красивые мыльные пузыри. Сейчас мы все весело поиграем с ними.
Игра с мыльными пузырями.
Праздник окончен.
«Волшебница-Вода»
Цель : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи :
воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
- Закреплять навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
Развивающая :
- Развивать речь, мышление и любознательность детей.
- Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей.
- Развивать наблюдательность.
- Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
образовательная:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
- Рассказать о значении воды в нашей жизни.
Интеграция областей: познание, социализация, художественное творчество, здоровье.
Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Материал и оборудование : картинки с изображением воды, стаканчики с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и теплой водой; клей-карандаш, заготовки капелек из цветной бумаги, нитки, тряпочки, лист белой бумаги ф-А3, влажные салфетки, компьютер, экран.
Под музыку падающих капель заходит воспитатель. Загадка о воде.
Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью,
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня,
Ни туда и ни сюда
Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (вода)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н.Рыжовой:
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
— А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Игра «Вода хорошо – вода плохо»
1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?
2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);
3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.
4. Если ребенок испачкался, весь грязный, чумазый, и он умоется, помоется?
Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза :
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
Вот какие мы чистые и красивые.
Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте — Мойдодыр.
Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.
«Полотенцем моют руки»
«Расчёской вытираются»
«Зубной щёткой намыливают тело»
«Мылом причёсываются».
Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
Полотенцем (что делают?)…
Расчёской…………….
Зубной щёткой……………
Мылом……………..
Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.
А ешё он вам даёт советы:
«Умыватесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею».
«Мойте руки и ноги перед сном каждый день».
«Мойте руки после игр, прогулки, туалета».
Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!
Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоит вода, подойдите каждый к своему столу.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)
— Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
— Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
— Какого цвета молоко? (белого).
— Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).
Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная.
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.
В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
Д. -Ответы.
В-Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
Подвижная игра «Капельки»
Все дети — капельки. Воспитатель – солнышко.
Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли, соединились в ручейки и побежали. Прибежали на свои места.
В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?
Д. -Ответы детей.
В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Д. -Дети проводят опыт.
Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Где спряталась вода»
Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.), дети должны определить где именно на картинке можно найти воду.
В. — А теперь давайте вместе посмотрим презентацию «История капельки».
В. -Ребята, а из чего состоит вода?
Д. — Из капелек.
В- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
А теперь мы с вами сделаем дождик из капелек.
Аппликация «Дождик» (дети приклеивают капельки к нитке, а потом эти ниточки приклеивают на большой лист, где уже наклеена тучка). Совместная деятельность с воспитателем.
В. — Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Дети подходят к центру воды и песка.
В. -Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки лучше. Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Д.- (ответы)
В. Правильно, потому, что вода жидкая! Вытирайте ручки салфетками.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). Она не имеет цвета, запаха, вкуса. Вода жидкая и может литься.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад «Медвежонок»
671561 Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо, ул. Латвийская19.
Согласовано
Старший воспитатель
Казанцева Н.В.______
Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»
Воспитатель средней группы «Голубичка»
Герасимович Кристина Игоревна
Таксимо 2015
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи:
Образовательная
Исследование вкуса и цвета воды, ознакомление со свойством «прозрачность», закрепление знаний о воде, как растворителе.
Развивающая
Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре, речи, мышления, внимания, памяти.
Воспитательная
Воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Направления: Познавательное, физическое, художественно-эстетическое, речевое.
Оборудование для детей: на каждого ребенка стеклянные стаканы с водой и молоком, сахар рафинад, соль, краска гуашь, камешки, ложки, салфетки светло-голубого цвета и кусочки бумаги синего, белого и зелёного цвета, солнышки и тучки из цветного картона (на магнитах) .
Оборудование для воспитателя: два стакана, один с водой другой с молоком, кусочки картона синего, белого и зеленого цвета, столик у доски, предметы для игры лук, чеснок, лимон, конфета, стакан чистой воды
Ход занятия:
I Организационный момент.
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку) .
Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
II Целеполагание и мотивация.
Она подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
Ребята, послушайте и определите, что это за звуки. (ответы детей). Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделится своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей) .
Итак, представьте, что вы учёные.
Прошу пройти в 1-ую лабораторию. (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .
Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, краска, сахар, поваренная соль. Все это стоит у вас на столе.
Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
Что можно сказать о воде по итогам этого опыта. (ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
А теперь давайте подойдем к другому столу и посмотрим, что за сюрприз нам приготовила Капелька.
У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная). А что значит «прозрачная»? (ответы детей) .
Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
Как вы думаете, а какого цвета вода? Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (воспитатель берет кусочек цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой)
Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги. (Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.) .
Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.
Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
А теперь Капелька предлагает нам немного отдохнуть.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом показывает стакан с водой) .
А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте. (на столе подготовленные стаканчики с водой)
Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
V Обобщение и систематизация знаний.
Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, растворитель) .
VI Рефлексия.
У меня на доске солнышки и тучки. Если вам было интересно на занятии, если вам понравилось быть учёными и делать открытия, если вам понравилось играть, то возьмите солнышко, а если вам было грустно, скучно – тогда тучку. (дети выходят к доске) .
Конспект занятия в средней группе
МБДОУ № 136 г. Рязани
на тему: «Кому нужна вода».
Воспитатель: Демина О.И.
Программное содержание: дать представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). В городе вода приходит в дом по трубам водопровода из реки. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран.
Активация словаря: трубы, горячая и холодная вода, колодец.
Ход занятия:
В гости приходит Лесовичок и загадывает загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …(воды).
Правильно, это вода. Давайте все вместе обойдем группу и выясним, кому и зачем нужна вода. (Дети останавливаются у комнатных растений, затем у аквариума, мойки, туалета, около игрового уголка и клетки с попугаем).
Зачем нужна вода растениям? (Их нужно поливать, иначе они засохнут).
Почему вы остановились у аквариума? (Рыбы и улитки живут в воде, им нужно много воды, чтобы рыбки могли плавать, без нее они погибнут.)
А мойку – это и есть мойка. Там моют руки дети, а помощник воспитателя здесь моет посуду; правильно я догадался? (Да).
Почему вы остановились у игрового уголка, я не понимаю, ведь игрушки не живые, они не моют руки и лицо, не пьют. (Дети объясняют, что вода нужна, чтобы помыть грязные игрушки и постирать бельё и одежду кукол.)
Лесовичок, а теперь ты ответь на вопрос: Зачем нужна вода попугаю? (Лесовичок долго думает: «Чтобы снимать перья и стирать их». Дети смеются).
Нет, попугай живой, поэтому ему нужна каждый день вода, чтобы пить, в ней он любит купаться.
Ребята, Лесовичок, а вы знаете, откуда берется вода, как она попадает в дома? (Нет).
В городе вода попадает в дома из реки. Течет она по трубам, ее очищают на очистных сооружениях. (Дети осматривают трубы, трогают их, определяют, какая холодная или горячая – течет по ним вода).
А в сельской местности выкапывают колодцы и оттуда черпают воду ведрами. (Показывают изображение колодца).
Вот так попадает вода в разные дома. (Рассказ о необходимости бережного отношения к чистой воде).
Лесовичок предлагает детям разделиться на группы и помыть мелкие игрушки, и полить растения.
В завершение Лесовичок дарит детям ароматное мыло и все идут мыть руки.
I. Образовательные:
1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
2. Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные зависимости и делать выводы.
3. Выявление свойств воды: вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; может быть тёплой и холодной; может менять свой цвет; некоторые вещества в воде растворяются, может менять свой цвет.
II. Речевые:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счёт слов: прозрачная, непрозрачная, мутная; льётся, булькает, журчит, переливается, выливается; примеси, фильтр, очистные сооружения; наводнение, паводок, водяной.
2. Развитие речевого дыхания.
3. Совершенствование диалогической речи детей, речи-доказательства.
4. Продолжение знакомства с разными способами образования слов (с помощью суффиксов, соединительных гласных).
5. Упражнение в образовании однокоренных слов.
6. Продолжение формирования умения составлять рассказ по моделям.
III. Воспитательные:
1. Воспитание у детей умения слушать друг друга и взрослых.
2. Воспитание бережного отношения к воде.
Оборудование:
· Аудиозапись звуки природы.
· Игрушка Капелька.
· Модели свойств воды.
· Модели образования сложных слов: водопад, водолаз, водоворот,
водопровод.
· 2 тазика, стаканчики, разные сосуды, мерные ложки, краски, пакетированный чай, марганцовка, палочки для размешивания, трубочки для коктейля, клеенки.
· Слайд-шоу «паводок», «наводнение», «водяной» и др.
Ход занятия:
I .
Звучит музыка дождя.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, кто пришёл к нам в гости? (Капелька)
Воспитатель:Ребята, капелька пришла к нам в гости, чтобы рассказать о свойствах воды.
Капелька: Чтобы узнать свойства воды нам нужно провести разные интересные опыты.
У вас на столах стоят стаканчики, (один пустой – другой с водой) перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что делает вода? (льётся) Почему? (потому что она жидкая).
Капелька: Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью. Она может течь, это свойство воды называется текучестью. (Предложить детям повторить слова: жидкая – жидкость, течёт — текучесть.)
Воспитатель:Вот этот символ будет означать, что вода течёт, льётся. (Модель).
II .
— Как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей)
— Как это можно доказать? (Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы.)
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель.)
Воспитатель: Закройте глаза. Что вы слышите? А в ручье, когда вода быстро бежит, мы говорим, что она… что делает? (Журчит).
Возьмите трубочки, опустите их в воду и подуйте в них вытянутыми вперёд губами, не надувая щеки. Какой звук сейчас издаёт вода? (Булькает.)
Воспитатель:Понюхайте воду, чем она пахнет? (Нет запаха). В один из ваших стаканчиков я выжму несколько капель лимонного сока. Понюхайте воду теперь. Что можно о ней сказать? Чем она пахнет?
Вывод: Вода не имеет запаха (Модель). Она начинает пахнуть добавленными в неё веществами (травами, фруктами, мясом.)
III .
Капелька:Ребята, давайте немного поиграем.
Игра: «Что вы увидели?» (через стеклянную ёмкость показывать картинки, а дети отгадывают, что нарисовано).
Воспитатель:Как вы думаете, почему были видны картинки? (Вода прозрачная). Как вы догадались? Добавим в прозрачную воду земли, размешаем. Что изменилось?
Вывод: Значит, вода прозрачная. Этот символ будет обозначать прозрачность. (Модель.) Но при попадании в неё примесей, она становится … какой? мутной.
Где можно встретить в природе мутную воду? (В болотах, грязных реках.) Вот почему на таких реках ставят специальные очистные сооружения. А дома как мы очищаем воду? (С помощью бытовых фильтров.)
Воспитатель: Ребята, как можно окрасить воду? (Добавить краску) Фокус с окрашиванием воды в трех стаканчиках.
Что получилось? (Вода окрасилась).
Вывод: Краска медленно, неравномерно растворяется и окрашивает воду.
Воспитатель: Чем ещё можно окрасить воду? Как вы думаете? (Предположения детей). В стакан с горячей водой я положу пакетик с заваркой. Как вы думаете, что получится? (Вода окрасится, получится заварка.)
Вывод: Заварка, как и краска, медленно, неравномерно растворяется в воде и окрашивает её. (Модель.)
Воспитатель:Что лежит у меня на блюдце? (Сахар, соль.) Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? (Растворятся, пузырьки воздуха поднимутся вверх).
Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются . (Модель.)
IV .
Воспитатель:Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используйте модели. (Рассказ детей по моделям).
V .
Воспитатель: Вода – источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Этим словом мы часто пользуемся.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
Подберите такие слова к слову «вода».
— Транспорт какой? (Водный.)
А сказочный герой? (Водяной)
Ласково скажем …(водичка.)
Река вышла из берегов и затопила город, что произошло? …(наводнение.)
Весной река разливается … (половодье, паводок.)
— Есть сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»:
Вода поворачивается – водо …ворот,
Вода падает – водо…пад,
В воду лазает – водо …лаз,
Вода проведена — водо …провод,
Воду возит – водо…воз.
В дальнейшем мы ещё проведём много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.