Азербайджанские железные дороги. Азербайджан. Дополнительные услуги в поездах

Был освещён факт продажи в Азербайджан бывших эстонских электричек ЭР2. И так: Азербайджан - 9 574 000 человек населения. И его численность растёт. Практически равно населению Белоруссии (9 498 364 человека). Это уже не маленькая прибалтийская республика. Если сравнивать с Украиной, то равен населению нескольких областей: Днепропетровской, Одесской, Херсонской, Николаевской и Запорожской. К чему все эти сравнения по населению: можно будет легко составить таблицу в Exсel, и сравнить каково обеспечение жителей тех или иных территорий современным пригородным подвижным составом, сколько мест в МВПС приходится на одного жителя, или сколько жителей на одно место. Понятно, что сравнение будет далеко не в пользу Украины. Мы уже изучили состояние МВПС на каждой из её дорог -

Повторюсь: пригородные перевозки - это сугубо социально значимый вид деятельности, нужный простым людям, и студентам, и пенсионерам, и даже бездомным. Они всегда были, есть, и будут нерентабельными. Насколько государство уделяет внимание своим пригородным поездам - настолько же видно, как оно социально ориентировано, как оно заботится о своих гражданах.
Уделять внимание пригороду, это не просто возить людей по маршрутам. Это ещё и покупка, а лучше собственная постройка, подвижного состава для этих целей. Вот у нас, в России строят собственные электро- и дизель-поезда - . Строить начали с нуля, после уничтожения СССР. Построено их уже очень много. И дело идёт дальше. Даже уже внутренняя конкуренция началась между производителями МВПС. В другие страны техника продаётся.

Это так, к сведению. Вернёмся к Азербайджанским железным дорогам.


Национальный оператор сети железных дорог Азербайджана со 100%-м государственным капиталом - Azərbaycan Dəmir Yolları. Общая протяженность железных дорог - 2125 километров. Электрифицировано постоянным током больше половины - 1278 км.

Всего шесть локомотивных депо: ТЧ-1 "Баку-Пассажирский", ТЧ-2 "Баладжары", ТЧ-3 "Сальяны", ТЧ-4 "Гянджа", ТЧ-5 "Имишлы" и ТЧ-6 "Джульфа". Какой-то конкретной специализации по определённому виду подвижного состава у них нет.

Монтированный подвижной состав (МВПС) обнаружен лишь в двух: ТЧ-1 "Баку-Пассажирский" и ТЧ-4 "Гянджа".

Начнём с прекрасного, с белорусских штадлеров - ЭШ2 (Stadler KISS) -

EŞ2-008, Азербайджан, станция Баку-Пассажирская.

В Баку таких двухэтажек пока всего пять, в исполнении по 4 вагона -

Они построены в Белоруссии, на заводе в Фаниполе. EŞ2-003 изначально был построен для российского ООО "Аэроэкспресс". Баку принимало Европейские игры 2015, срочно понадобились новые электрички. Во время игр эксплуатировалось только два электропоезда. Остальные были поставлены позже.

Остальной парк - старые советские ЭР1, в том числе и бывшие эстонские, около трёх десятков поездов -

Переселенцев из Эстонии мы уже видели в теме -

Латвия, Рига, перегон Приедайне - Засулаукс.

Более интересно посмотреть на более старые электрички Азербайджана.

Вот старожил, как прибыл в 1982 году электропоезд с завода в Баку, так и держится -

ЭР2-1296, Азербайджан, перегон Эйбат - Баладжары.

От десяти вагонов осталось всего три -

Есть и кругломордые -

По крайней мере были. Как осветил тему sapunov в 2009 году: "Согласно постановлению Кабинета министров Азербайджана, в столице и ее окрестностях полным ходом идет демонтаж системы одноколейных железных дорог, соединявших Баку с пригородами.
Местные экономисты и транспортники посчитали нерентабельным дальнейшее использование на Абшеронском полуострове электрички, и она очень скоро станет такой же «историей», как бакинские трамваи и троллейбусы..."

Этот снимок, как и кругломордой, тоже из его темы -

Интересный факт:
"Первая электрифицированная железная дорога в СССР была открыта 6 июля 1926 года на участке Баку-Сабунчу-Сураханы. Железнодорожная линия протяженностью 19 км, соединяющая Баку с нефтяными промыслами в его пригородах Сабунчу и Сураханы, была построена в 1880 году, став и первой железной дорогой в Азербайджане. Электропоезда для первой электрифицированной железной дороги в СССР, Баку–Сабунчи–Сураханы, были построены Мытищинским вагоностроительным заводом в 1926 году..."

В ТЧ-4 "Гянджа" никаких новых электричек нет. Только 12 неполноценных составов советских ЭР2 -

Все короткие -

ЭР2-3038, Азербайджан, станция Имишлы.

Дизель-поездов в Азербайджане нет вообще. Есть ли там пригородные поезда из обычных пассажирских вагонов - загадка. Также не нашлось расписание пригородных поездов Азербайджана ни на Яндекс-расписаниях, ни на официальном сайте АЖД.

В 2015 году в Азербайджан проник . Вот его очередной слёзный отчёт о том, как он пугал местный народ - "ПОЕЗДКА В ГРУЗИЮ И АЗЕРБАЙДЖАН" .

По всей видимости пригородных поездов на тепловозных участках в Азербайджане нет, так как любитель подешевле проехать - географ Болашенко, вынужден был тратиться на пассажирский -

Кроме того, наш герой, он на него опоздал и вынужден был ждать следующего в какой-то заброшенной будке. Были бы пригородные дизели - чухнул бы ими, не раздумывая.

Вот и весь сказ о моторвагонном пригородном подвижном составе Азербайджанских ЖД. Для почти десятимиллионной страны и свыше двух тысяч километров железных дорог, пять новых двухэтажных электропоездов и около 40 старых электричек это очень мало.
Остаётся лишь пожелать им развития и процветания в нелёгком деле пригородных перевозок.

П.С. Приколол официальный сайт АЖД , с Сапсаном -

Железные дороги Азербайджана являются главным видом транспорта для перевозок людей и грузов. На долю железнодорожной системы приходится более 25% пассажирооборота и 40% грузооборота. Ж/д имеют протяженность почти 2200 км. По территории Азербайджана идет железнодорожная линия из России в Иран.

Национальным оператором железных дорог страны выступает ЗАО «Азербайджанские Железные Дороги». Это предприятие было образовано в 2009 г на основе государственной железной дороги Азербайджана.

Развитие ж/д сферы

Железная дорога страны является крупнейшей по объему грузоперевозок и по протяженности в Закавказье. На сегодняшний день электрифицировано примерно 1278 км путей. Железные дороги Азербайджана представляют собой хорошо развитую и разветвленную сеть. По всем линиям происходит пассажирское сообщение. Для азербайджанской ж/д системы большое значение имеет транзит. По стране курсируют не только поезда внутренних маршрутов, но и составы, транспортирующие грузы. Они очень важны для грузоперевозок в Турцию, Иран и страны Ближнего Востока.

Железнодорожная сфера Азербайджана находится в постоянном развитии. Существуют основные направления модернизации железных дорог страны:

  • переход на переменный ток, что позволит снизить расходы на электроэнергию и внедрить более мощные локомотивы;
  • использование высокоскоростного сообщения;
  • оптимизация скоростей, увеличение пропускной способности магистралей;
  • улучшение качества сервиса.

Пассажирские поезда

Азербайджан занимает небольшую территорию, поэтому наземное сообщение здесь развито лучше, чем воздушное. Железная дорога по популярности уступает автобусам. Однако на поезде можно добраться из столицы до любого крупного города страны.

По Азербайджану регулярно курсируют поезда международного значения. Пассажирские поезда прибывают из Грузии, России и других государств. Популярны такие международные маршруты, как Баку – Москва, Баку – Астрахань, Баку – Махачкала и др. Местные поезда ходят в Сумгаит, Гянджу, поселок Говсан и т. д. Важнейшее значение имеет строительство ж/д участка по линии Баку – Тбилиси – Карс, длина которого составляет 100 км. Этот проект предусматривает возведение железнодорожных путей между Азербайджаном и Турцией.

Расписание движения поездов и тарифы можно увидеть на официальном сайте азербайджанского оператора: railway.gov.az/index/az. Билеты на поезд обходятся недорого. Место в купейном вагоне поезда по маршруту Баку – Гянджа стоит около 7$. Покупать билеты рекомендуется заранее, так как поезда часто бывают переполнены. Билеты продаются в кассах на ж/д вокзалах.

ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (Azerbaycan Demir Yollari, Azerbaijan Railways) было образовано в 2009 на базе Азербайджанской железной дороги. Дочернее ЗАО «Нахичеваньская железная дорога» обслуживает участок дороги в одноименной автономной республике. Национальный железнодорожный оператор имеет 100% государственный капитал. С 2015 начался новый этап развития. До 2022 в реконструкцию, электрификацию и создание современной инфраструктуры планируют инвестировать 5$ млрд. Будет проведено полное обновление подвижного состава (грузового, пассажирского, локомотивного).

Азербайджан активно интегрируется в международное экономическое сообщество, что требует активного развития путей сообщения. Запущена магистраль Баку-Тбилиси-Карс, в 2018 начнут курсировать поезда до Стамбула. Реализуется проект «Север-Юг», который свяжет Иран, РФ и Северную Европу. Транспортный коридор «ТРАСЕКА» соединит Европу, Кавказ и Азию.

В Азербайджан железная дорога пришла в 1880. Её история напрямую связана с развитием нефтедобычи. Первый участок от Баку до Сумгаита имел протяженность всего 20 км. На сегодняшний день общая протяженность железнодорожных путей составляет 2910 км, 1241 из них электрифицирован. 802 км дорог двухколейные. Станций насчитывается 176 (включая грузовые).

Официальный сайт и контакты

У ЗАО «Азербайджанские железные дороги» официальный сайт имеет версии на русском и азербайджанском языках. Для решения любых вопросов доступно несколько способов:

  • Позвонить на горячую линию по номеру 1822 (с территории Азербайджана бесплатно). Операторы разговаривают на русском, английском и азербайджанском языках.
  • Написать на электронную почту [email protected] или [email protected].
  • Обратиться в главный офис, расположенный по следующему адресу: Баку, ул. Диляры Алиевой, 230. Работает с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00. Телефон для справок: +99412-499-45-15.
  • Обратиться в филиал, расположенный в здании железнодорожного вокзала (Баку, проспект Хатаи, 1010). Телефон для справок: +99412-499-48-60.
  • Составить обращение на официальном сайте.

Пригородное железнодорожное сообщение

Пригородные поезда из-за низкой рентабельности перевозок мало распространены на территории страны. Местные жители пользуются в основном личным транспортом, автобусами и такси. Активное пригородное движение сохранилось на отрезке Баку-Ялама и около Гянджи. Все дни (кроме субботы) ходит электричка Баку-Ширван-Гаджикабул. Используются электропоезда ЭР2, сделанные во времена СССР. Самый дорогой билет на пригородный поезд стоит 18 манатов*.

Обратите внимание! Пригородные поезда в Баку отправляются не с центрального вокзала, а с других станций в черте города (Кишлы, Хырдалан, Хатаи, Биледжары).

С 11 августа 2009 движение пригородных электричек на Апшеронском полуострове было сведено к минимуму. Часть путей демонтировали, сооружения снесли. В начале 2018 стартовала масштабная реконструкция «Бакинской пригородной железной дороги» (протяженность 107 км), которую планируют завершить к сентябрю.

Обратите внимание! В связи со строительными работами расписание движения пригородных электричек часто меняется.

Модернизация позволит улучшить связь центра города с Сумгаитом и поселками Субанчи, Забрат, Пирмаги, Горадиль, Сарай, Кюрдаханы. Интенсивность и скорость движения поездов увеличатся.

Международное пассажирское сообщение

ЗАО «АЖД» соединяет Азербайджан с РФ, Украиной, Турцией и Грузией, в скором времени добавится Иран. Существует 3 международных маршрута, по которым ходят азербайджанские поезда:

  • № 55/56 в Москву. Время в пути 50 часов, поезд следует через Дербент, Махачкалу, Астрахань, Волгоград, Липецк, Тулу. Отправление из Баку по четвергам в 01:35.
  • № 369/370 в Киев. Время в пути 59 часов, поезд следует через Дербент, Махачкалу, Астрахань, Волгоград, Харьков, Полтаву. Отправление из Баку все дни кроме субботы в 01:35.
  • № 38/37 в Тбилиси. Время в пути 13 часов 15 минут. Отправление из Баку ежедневно в 21:50.

Поезд Баку-Ростов принадлежит ОАО «РЖД». Его расписание меняется еженедельно. Время следования 1 день 6 часов, поезд проходит Дербент, Махачкалу, Гудермес, Армавир, Батайск.

Обратите внимание! Путешествие из Баку в Москву обойдется в 207-560 манатов*, из Баку в Ростов - в 203-289 манатов*, из Баку в Тбилиси - в 24-35 манатов*, из Баку в Киев - в 108-313 манатов*.

В Москву и Тбилиси ходят фирменные, а в Киев пассажирский поезда старых модификаций. Все они прошли капитальный ремонт в 2013-2015 годах на украинских заводах. Их оснастили биотуалетами и кондиционерами. На выбор купейные, плацкартные вагоны и СВ.

30 октября 2017 официально открыта железнодорожная ветка Баку - Тбилиси - Карс (в перспективе Стамбул).

Stadler Rail Group развивают скорость 160 км/час и двигаются по колеям разной ширины (оборудованы раздвижными колесами). Закуплено 30 вагонов 1-го класса (двухместные купе с душем и туалетом), 2-го класса (четырехместные купе и купе для инвалидов), вагоны-рестораны. Поезд способен находиться на автономном питании 24 часа в случае поломки локомотива. Путешествие займет 18 часов.

Обратите внимание! Движение пассажирских составов по маршруту Баку - Тбилиси - Карс начнется в сентябре 2018.

В ближайших планах запуск электропоездов между Дагестаном и Азербайджаном. И прокладка железной дороги до горнолыжного курорта Шахдаг в Гусарском районе с целью увеличения туристического потока из России.

Внутреннее пассажирское сообщение

На внутренних маршрутах курсируют фирменные (двухзначная нумерация) и пассажирские (трехзначная нумерация) поезда:

  • № 98/97. Баку - Газах;
  • № 656/655. Баку - Белакен;
  • № 660/659. Баку - Горадиз;
  • 666/665. Баку - Беюк - Кесик.

Составы формируются из купейных и плацкартных вагонов. Сидящие вагоны не используются даже на коротких маршрутах.

Поезда «Экспресс» повышенной комфортности до Мингечевира и Астары отменены из-за нерентабельности. Ходит только «Экспресс» 607/608 из Баку до Гянджи.

Дополнительные услуги в поездах

Путешествие в фирменном поезде позволяет выбрать тип питания, получить гигиенический набор и прессу.

Все вагоны не старше 12 лет, оснащены современным оборудованием для кондиционирования и биотуалетами. Проводники прошли обучение по специальным программам. Верхние места застелены, за исключением верхних боковых плацкартных. В вагоне-ресторане предлагается расширенный ассортимент блюд. Наличие телевизора зависит от модели вагона. Тапочки положены, но выдаются не всегда. Составы курсируют по более удобному для пассажиров графику. По маршруту Баку - Тбилиси - Карс будут курсировать вагоны повышенной комфортности.

Обратите внимание! В поездах ЗАО «АЖД» допустима перевозка мелких домашних животных или одной крупной собаки (только в купе в случае полного выкупа).

В вагонах экспрессов есть бесплатный wi-fi, кофемашина (не всегда), кондиционер и биотуалеты. В вагонах СВ всегда выдают одноразовые тапочки. Наличие сейфа, телевизора и душа зависит от версии вагона. Пассажиры любых вагонов в пути могут воспользоваться услугами вагона-ресторана при его наличии (на внутренних маршрутах он цепляется крайне редко) и приобрести свежую прессу, напитки, чайную и кондитерскую продукцию, сувениры у проводников.

Покупка билетов

В Азербайджане путешествующие по железным дорогам на сайте ЗАО «АЖД» могут ознакомиться с подробным расписанием, актуальными изменениями и тарифами. Приобрести билеты на ЖД можно на официальном сайте ЗАО «АЖД» и на специальных сайтах-агрегаторах (tutu.ru), в кассах железнодорожных вокзалов (в том числе за рубежом) и в офисах ЗАО «АЖД» по всему Азербайджану. Все кассы оборудованы POS-терминалами для оплаты банковскими картами.

Обратите внимание! Продажа билетов открывается за 10 дней до отправления. Льготные проездные документы и билеты на пригородные поезда оформляются только в кассах.

В режиме онлайн можно купить билеты только на поезда, отправляющиеся из Азербайджана. Произвести оформление возможно на русском, азербайджанском или английском языках. Данные пассажира необходимо вносить латинскими буквами в точном соответствии с паспортом.

В результатах поисковой выдачи указывается максимально возможная цена. Её можно уменьшить за счет выбора верхних мест. Оплата производится в азербайджанских манатах банковскими картами Visa, MasterCard и Maestro. Если в течение 3 минут данные карты не указаны, то весь процесс придется начать заново. После оплаты билет приходит на электронную почту. Перед отправлением необходимо предъявить его в кассе вокзала не менее, чем за час до отправления.

Обратите внимание! Дети до 5 лет путешествуют бесплатно, если не занимают отдельного места.

Стоимость детского билета составляет 50% от стоимости стандартного. На все билеты дороже более 4-х манатов*, купленные более чем за 5 дней до отправления, действует скидка 1 маната*.

В сети огромное количество отрицательных отзывов от путешественников о поездах ЗАО «АЖД». Они касаются старого подвижного состава, неработающих кондиционеров, попыток проводниками взимать плату за услуги, входящие в стоимость билета, закрытые в жару окна. Но в последние годы ситуация в корне меняется. Помимо технической модернизации много внимания уделяется повышению профессиональных качеств поездных бригад. Азербайджанские железные дороги поставили перед собой цель в ближайшее время обеспечить пассажирам безопасность и высокое качество услуг по доступным ценам.

*цены актуальны на июль 2018 года

ЗАО «Азербайджанские железные дороги» - государственное предприятие, обеспечивающее все ЖД перевозки по стране. Дата основания компании – 2009 год.

История ЖД Азербайджана

Все дело в нефти. Именно для обеспечения нужд нефтяного промысла и была создана первая рельсовая дорога в стране. Строить ее начали в 1878, а первый поезд прошел уже в 1880 году. ЖД магистраль связала города Баку , Сураханы, Сабунчи, позволив быстро транспортировать нефть, добываемую на Апшеронском полуострове в порт Баку.

В 1883 году Азербайджанские дороги объединяют с дорогами Грузии в общество «Закавказские ЖД». Впоследствии собственные ЖД магистрали Азербайджана несколько раз выходили из общества и снова вступали в него, окончательно обособившись лишь 1967 году.

Для железных дорог Азербайджана этого периода характерен транзитный элемент, ведь они не только продают железнодорожные билеты на поезда внутреннего сообщения и переправляют грузы по республике. Огромное значение они имеют для транзита товаров на Ближний Восток, в Иран, Турцию.

Сегодня можно выделить несколько приоритетных направление развития железных дорог Азербайджана.

Одним из них является переход с постоянного на переменный ток. Это позволит не только сократить затраты на электроэнергию, но и даст возможность использовать более мощные локомотивы нового типа.

Кроме того, высокоскоростное сообщение тоже входит в число важнейших задач. Скоростная дорога между Баку и городом Беюк-Кясик позволит в дальнейшем установить прямую связь между Азербайджаном и Турцией через Грузию. Планируется проведение работ в несколько этапов. В конечном счете, пассажиры, купившие железнодорожные билеты на один из поездов этой магистрали, смогут путешествовать со скоростью до 200 км/ч, а Кавказ получит высокоскоростной коридор в Европу.

Также ведутся работы по увеличению пропускной способности и модернизации уже имеющихся магистралей, оптимизации скоростей, улучшению сервиса потребителей (уже сейчас можно покупать жд билеты через Интернет ).

ЖД в цифрах

2125 км – такова общая длина всех ЖД магистралей Азербайджана, 1278 км дорог электрифицированы.

Первая ветка железной дороги, соединившая Азербайджанские ЖД с Российскими, была построена в 1890 году.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.