Бригантина «Старина». Отделка, оборудование и парусное вооружение яхты. Типы судов. Ну, а теперь час потехи

Всегда привлекали романтиков. Что может быть прекраснее плавания по волнам на судне, подгоняемом попутным ветром? Названия кораблей — уже поэзия. Фрегат, линкор, шхуна — все они навевают мысли о дальних плаваниях по неизведанным морям. Но самое известное судно — это бригантина.

Значение слова

Исторические документы отсылают нас в средневековую Италию. Первые бригантины упоминаются в хрониках генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия вызывает споры. Дело в том, что в то время такое же название было у доспехов солдат. Возможно, бригантина унаследовала свое имя от них. Другая версия связывает название судна с бригом. Действительно, эти корабли имеют общие черты.

Первые бригантины были не только парусными, но и весельными. Этот факт говорит в пользу первой версии названия. Это были военные галеры с количеством весел, доходящим до пятнадцати с каждого борта. Более поздние описания определяют бригантину как двухмачтовое судно.

Особенности строения корабля

Паруса унаследовали признаки брига и шхуны. Они были прямыми на передней мачте и косыми на задней. Это позволяло бригантине с успехом выполнять как боевые, так и разведывательные операции. С опущенными передними парусами судно управлялось одним опытным матросом.

Бригантина была излюбленным кораблем пиратов. Боевой мощи было достаточно для захвата торговых судов, а высокая скорость и маневренность позволяла уйти от преследования. Если кто и преодолевал сложные участки между рифами, так это бригантина. Кстати, еще одну версию названия судна связывают именно с пиратами (brigands" vessel — «бандитский корабль»).

Бригантина в искусстве

Пожалуй, самым известным произведением, воспевающим этот флибустьерский парусник, стало стихотворение Павла Когана. Текст был положен на музыку в 1937 году. Так появилась песня «Бригантина поднимает паруса», ставшая символом свободы в эпоху террора и репрессий. В 60-х годах ее перепел Юрий Визбор. Песня стала настоящим неформальным гимном молодежи.

Еще одна бригантина получила известность благодаря рок-опере «Юнона и Авось». В либретто Андрея Вознесенского эти корабли называются шхунами, что немного неточно. К сожалению, чертежи не сохранились, но энтузиасты докопались до сути. Две шхуны были переоборудованы, в результате чего появилась бригантина и тендер. «Юнона» и «Авось» — одни из наиболее популярных макетов кораблей в судомоделировании.

В наши дни можно совершить круиз на самой большой бригантине в мире Swan Fan Makkum. Этот голландский корабль оснащен современным оборудованием, что делает плавание безопасным. Детские мечты о дальних путешествиях под парусами прекрасной бригантины стали реальностью.

Первую часть статьи (постройка корпуса) .

Внутреннее оборудование корпуса начинается с установки выгородок. Предварительно размечается их положение и устанавливаются комингсы; затем по снятым с места шаблонам изготовляются и ставятся с креплением к комингсам сами выгородки. Шаблоны выгородок, как и шаблоны для изготовления настилов диванов и пайолов, лучше всего делать в виде легкой рамки. Небольшой ширины полосы фанеры причерчивают - подгоняют по обводу, временно закрепляют на своих местах и прочно соединяют между собой рейками.

Затем выставляются различные подкрепления, обвязки шкафов, диванов и т. п. и производится зашивка их фанерой. Следующий этап - установка облицовочных планок и обделки вырезов. Эти декоративные детали лучше всего изготовлять из таких пород, как ясень или красное дерево.

Пайолы для удобства эксплуатации обычно делают составными - из нескольких щитов. Так, в носовом салоне их целесообразно изготовить из четырех частей со стыками в ДП по всей длине прохода и поперечным - по середине салона. Какими должны быть эти пайолы - решетчатыми или сплошными - предоставим решать строителю.

Не будем подробно останавливаться на изготовлении сдвижных люков и закладных щитов, поскольку этот вопрос неоднократно освещался. Напомним только, что закладные щиты надо делать с учетом обеспечения хорошей вентиляции внутренних помещений. Чтобы уменьшить возможность попадания брызг через жалюзи в вертикальных комингсах и стенках, горизонтальные рейки решетки нужно наклонять верхней кромкой внутрь, чтобы они отражали брызги наружу.

Как уже отмечалось, весь корпус снаружи лучше всего (а скулы - обязательно) оклеить стеклотканью на эпоксидной или полиэфирной смоле. В крайнем случае, если стеклоткани достать не удалось, скулы следует обить защитной медной полосой. В любом случае для улучшения сцепления бакелизированной фанеры с клеями или красителями поверхности корпуса должны быть зашкурены. Наиболее целесообразно применение красителей на основе эпоксидных компаундов: они стойки, не теряют цвет, легко отмываются от грязи. Можно также применить пентафталевые или масляные эмали; в этом случае подводную часть корпуса и трюм лучше покрыть свинцовым суриком. Для окраски подводной части рекомендуются необрастающие краски типа НИВК.


Рангоут судна спроектирован с учетом основных особенностей судостроения времен парусного флота: сохранены «классические» пропорции и принципы вооружения. В старину мачты малых судов изготовлялись чаще всего цельными или же набирались из хорошо подогнанных одна к другой частей - штук, скрепляемых снаружи вулингами (обвязкой прочным тросом) через 800-1000 мм. Весь остальной рангоут делался, как правило, цельным. Конечно, в наши дни строителю легче обеспечить необходимое высокое качество мачт и больших реев, если он сделает их клееными.

Вооружение судна начинается с установки бушприта; он надежно закрепляется в недгедсах и затем принайтовывается к вырезу в верхней части княвдигеда, как показано на эскизе.

Затем устанавливаются и сразу же раскрепляются вантами колонны мачт. Обычно ванты накладывают в следующем порядке. Внутренняя пара вант правого борта огибает топ мачты, ложась на скругленные подушки салинга - калвы, и скрепляется бензелем; образуется огон вокруг мачты. Затем накладывается внутренняя пара левого борта, наружная правого и наружная левого. В юферсы заводятся мягкие талрепы, и ванты несколько обтягиваются.

На фок-мачту поверх вант заводят штаг. Чтобы огон не обтягивался, на штаге делают мусинг. Штаг обтягивается системой блоков на бушприте, после чего конец штага закладывается за утку на носу судна.

Таким же образом заводится и грота-штаг; нижний его конец заканчивается блоком, через который проходит краг-штаг.

Краг-штаг обходит фок-мачту с обеих сторон, проводится затем через отводные блоки, установленные на палубе, и закрепляется на утках на баке.

Надо подчеркнуть, что описывалась проводка штагов применительно к вооружению бригантиной. На шхунах фока-штаг выводится на нок бушприта, а грота-штаг проходит через блок, закрепленный на топе фок-мачты, затем вдоль фок-мачты вниз на отводной блок, закрепленный на палубе, и набивается талями на палубе.



а - установка крепительной планки и проводка ракс-бугеля; б - основные блоки фока-рея и перты; в - заделка кренгельса и коуша на шкотовом углу; г - шов и фальшов; д - крепление шпрюйтов булиней и риф-шкентелей к ликтросу.
Слева от оси мачты - вид на паруса с носа, справа - с кормы.
1 - гардель-блок; 2 - ракс-бугель-блок; 3 - блок марса-шкота; 4 - блок гитова; 5 - бык-гордень-блок; 6 - нок-гордень-блок; 7 - блок фор-марса-шкота; 8 - блок марса-шкота; 9 - блок браса со шкентелем; 10 - фор-марса-брас; 11 - фор-марса-гитов; 12 - фор-марса-бык-гордень; 13 - фор-марса-нок-гордень; 14 - фор-марса-булинь; 15 - фор-марса-шкот; 16 - фока-брас; 17 - фока-гитовы; 18 - фока-шкот; 19 - фока-нок-гордень; 20 - фока-булинь со шпрюйтом; 21 - фока-бык-гордень; 22 - перты; 23 - подпертки; 24 - раксы (деревянные шарики Ø30) на ракс-бугеле вокруг мачты; 25 - крепительная планка, дерево δ=25; ставить на клей и шурупы 6X70; 26 - кренгельс, всплесневанный на ликтросе, для крепления к рею; 27 - заделка коуша на шкотовых углах; 28 - всплесневанная петля на ликтросе паруса; 29 - деревянный вкладыш (клевант) на конце шпрюйта.

После проводки штагов начинается окончательное обтягивание стоячего такелажа. Первыми обтягиваются штаг и кормовые ванты фок-мачты. Тут нужны постепенность и тщательность; важно, чтобы не было наклона мачты в сторону какого-либо из бортов, а в продольном отношении завал ее в корму составлял не более 2° для бригантины и до 5° - для шхуны. Когда штаг и кормовые ванты набиты, обтягивают попарно ванты правого и левого бортов, идя с носа в корму.

Таким же образом раскрепляют грот-мачту; наклон ее в корму должен быть 3° для бригантины и точно такой же, как у фок-мачты, - для шхуны.

На обтянутые ванты накладывают выбленки - первый ряд на уровне фальшборта, а остальные примерно через 400 мм. На крайних вантах выбленка закрепляется задвижным штыком, две средние охватываются выбленочным узлом. Вверху, где расстояние между вантами меньше 100 мм, выбленки можно крепить через ванту, т. е. пропускать сначала, например, правую среднюю ванту, потом - левую и т. д.

Заранее, до подъема стеньги, заводятся путенс-ванты, соединяющие основные ванты со стень-вантами. Путенс-ванта пропускается в обделанную медной полосой щель на ноке краспицы, огибает ванту с наложенным на нее ворстом и крепится к ванте бензелями. Ворст, накладываемый сразу на все ванты, - это металлический прут или, реже, оклетневанный каболкой трос.

Стеньги поднимаются отдельно снастью, которая называется стень-вынтрепом. Коренной конец стень-вынтрепа закладывается за гак с правой стороны эзельгофта, надетого на топ мачты, пропускается через шкив, косо поставленный в шпоре поднимаемой стеньги, снова идет наверх - к блоку на левой стороне эзельгофта и ходовым концом опускается на палубу. Поднятая до упора своей широкой (квадрат 90X90) частью в круглый вырез эзельгофта стеньга стопорится от опускания шлагтовом - бруском, который вставляется в шлагтовую щель у шпора стеньги и опирается концами на лонга-салинги.

Стень-ванты накладываются огонами на чиксы у топа стеньги попарно, как и основные ванты на мачтах, и обтягиваются мягкими талрепами, основанными между юферсами на нижних концах стень-вант и верхних концах путенс-вантов. Фор-стень-штаг бригантины обтягивается через блоки на ноке бушприта с креплением ходового конца талей за утку на баке. Грот-стень-штаг проводится через блок на задней стороне мачты в районе салинга, идет вниз вдоль мачты и крепится на кофель-нагельных планках. Одновременно со стень-штагами набиваются талрепами на русленях фордуны, надеваемые огонами поверх стень-вант. Отметим попутно, что все юферсы стень-вант и фордунов делаются меньше, чем юферсы основных вант.


При вооружении яхты шхуной устанавливается укороченная «сухая» фор-стеньга, не несущая никаких снастей и используемая только для подъема сигнальных знаков и флагов. На топе ее надо будет закрепить несколько небольших блоков для сигнальных фалов. Эзельгофт фок-мачты при этом должен иметь отверстие меньшего диаметра (Ø60 мм).

Теперь о такелаже для подъема реев. Фока-гардель для подъема фок-рея основывается между блоками, один из которых закреплен под салингом, а другой - по центру фока-рея. Коренной конец снасти крепится к шкентелю блока на мачте, а ходовой идет с кормы в нос через блок на рее, затем с носа в корму через блок на мачте и крепится на палубе.

Фор-марса-рей поднимается фор-марса-драйрепом, который крепится за середину рея, проходит через блок на топе стеньги и заканчивается блоком марса-фала, всплесневанным в драйреп.

Фор-марса-фал основывается мантылем, причем его коренной конец крепится на левом руслене, а ходовой - за нижний юферс на правом.

Размеры самих реев указаны на чертеже; они имеют круглые поперечные сечения и сужаются от середины к концам по кривой кругового сегмента. Посередине реев устанавливаются крепительные планки, которые предотвращают перемещение ракс-бугелей и блоков в стороны.

Ракс-бугель представляет собой трос, на который надеты деревянные шарики - раксы, играющие роль подшипников при движении рея относительно мачты. Коренной конец троса ракс-бугеля крепится на рее, а ходовой огибает мачту, проходит через блок на рее и крепится на кофель-нагельных планках спереди мачты. Такая проводка дает возможность плотно подтягивать поднятый на место рей к мачте и наоборот - ослаблять ракс-бугель при опускании или подъеме рея. Ходовой конец ракс-бугеля марса-рея крепится за юферс путенс-ванты.

Готовый фока-рей оснащается пертами - тросами, которые проходят на расстоянии около 750 мм вдоль рея и предназначены для передвижения по ним при взятии рифов и уборке парусов. Провисающие средние части пертов поддерживаются вертикальными подпертками. На марса-рее перты не обязательны, так как легкий рей несложно приспустить и снова поднять.

Горизонтальность положения реев обеспечивается топенантами. Топенанты фока-рея крепятся за шкентели блоков под эзельгофтом, проводятся в блоки на ноках рея и опять через блоки под эзельгофтом тянутся на палубу, где крепятся на кофель-нагельных планках. Топенанты марса-рея надеваются на ноки рея огоном, проходят через блоки на топе стеньги и крепятся на палубе.

Размеры типовых блоков (мм)

Диаметр А B C D E d H
троса стропа
6-10 10 114 95 62 83 13 70 13
13 13 152 127 83 110 16 100 16
13 13 230 190 120 165 22 100 22
25 25 305 255 165 220 28 200 28

Шкентели брасов надеваются огонами на ноки реев, а в свободные концы всплесниваются блоки; длина шкентелей фока-брасов около 1000 мм, а фор-марса-брасов - около 500 мм. Коренные концы фока-брасов крепятся на топе грот-мачты, ходовые концы фока-брасов проходят через блоки шкентелей на ноках рея, затем - через блоки, закрепленные полуштыком на грот-штаге (несколько ниже крепления коренных концов) и вниз на палубу. Фор-марса-брасы представляют собой один конец, который своей серединой накладывается на топ грот-стеньги поверх такелажа (крепить выбленочным узлом); его ходовые концы через блоки шкентелей на ноках рея и пару блоков на грот-штаге проводятся на палубу.

На грот-мачте основываются гафель и гик. Гафель поднимается по мачте гафель-гарделью, которая закреплена у пятки гафеля, пропущена через блок под салингом и крепится внизу на кофель-нагельных планках.

Вторая снасть гафеля - дирик-фал - служит для натягивания гафелем задней шкаторины грота. Дирик-фал может быть проведен несколькими способами. Самый простой - проводка в один лопарь. На гафеле закрепляют шпрюйт (от нока до точки, расположенной на 1/3 длины гафеля от пятки), пропущенный через блок на конце дирик-фала; ходовой конец дирик-фала проводится через блок под эзельгофтом и опускается на палубу.

Можно провести дирик-фал и в три лопаря. В этом случае коренной конец дирик-фала закрепляется за нок гафеля. Ходовой конец продергивается через двухшкивный блок под эзельгофтом, снова идет к середине гафеля, проводится через блок, опять идет к двухшкивному блоку под эзельгофтом и после него крепится на палубе.

Гика-шкот основывается между блоками на гике и блоками на планшире транца в несколько лопарей.

На усы гафеля и гика также ставятся ракс-бугели.

При вооружении судна шхуной на фок-мачте основываются гафель и гик так же, как и на грот-мачте.

Перейдем теперь к пошиву и оснащению парусов. Лучше всего использовать парусную ткань типа «фильтромиткаль». Каждое полотнище для большей прочности нужно прошить фальшвами. По шкаторинам паруса обликовываются ликтросом, в который всплеснивается необходимое количество кренгельсов.

На фок с обеих сторон нашиваются риф-банты - усиливающие полосы ткани шириной 50 мм с люверсами для прохода риф-сезней. Если на фоке будет сделан ряд риф-бантов с риф-сезнями, на боковых шкаторинах на уровне риф-бантов закрепляют риф-шкентели, которые проводятся на палубу через блоки на ноках и блоки, закрепленные на огоне штага. При взятии рифов парус риф-шкентелями подтягивается к рею, после чего начинается обвязка сезней.

На марселе ставить риф-банты не стоит, так как площадь паруса невелика, а брать на нем рифы будет сложно.

Такие же люверсы, как и на риф-бантах, делаются по верхним шкаторинам прямых парусов для крепления сезневкой к реям, по верхней, передней и нижней шкаторинам гафельных парусов для крепления к гафелю, мачте и гику. По передним шкаторинам стакселей и кливеров устанавливаются раксы. Расстояние между люверсами и раксами всюду должно быть около 300-350 мм. На чертеже показаны люверсы из обметочного кольца с развальцованной трубкой. По возможности следует применять стандартные люверсы и стаксель-карабины (вместо самодельных проволочных раксов).

К нижним - шкотовым углам прямых парусов крепятся блоки шкотов и гитовов. Коренной конец гитова крепится к рее на расстоянии 1,4 м от середины для фока и 1,0 м для марселя. Ходовой конец проводится через блок в шкотовом углу, через блок на рее (закрепленный на 0,6 м ближе к середине рея, чем точка крепления коренного конца), проходит через вант-клотень - направляющую обойму, закрепленную на ванте, и оканчивается на нижнем юферсе этой ванты.

Фока-шкот каждого борта крепится на рыме с наружной стороны фальшборта (перед грота-русленями), продергивается через блок в шкотовом углу паруса, возвращается назад и через шкив-гат в борту проходит на внутреннюю сторону фальшборта, где и закладывается за утку у планширя.

Фор-марса-шкоты, заложенные за углы паруса, проходят через блоки на ноках фока-рея, затем через блоки у середины того же рея и вниз на палубу перед мачтой. На малых парусниках часто для проводки шкотов марселей использовались блоки каких-то других снастей; например, в больший шкив проходил марса-шкот, а в меньший - фока-топенант.

Фока-булини для оттягивания на ветер боковой шкаторины проводятся от шпрюйта на парусе в нос судна, где при помощи канифас-блоков они направляются на утку.

Фор-марса-булини проходят через блоки на фор-стень-штаге, закрепленные на уровне топа мачты, затем через блоки на бушприте, которые установлены между фок- и фор-стень-штагами, и закладываются за утки на носу судна.

Бык- и нок-гордени, которыми мяготь паруса подтягивается вверх - к рею, закладываются за кренгельсы соответственно на нижней и боковых шкаторинах, проходят через блоки, подвешенные к рею, на блоки, закрепленные под салингом - для фока или на огоне штага - для марселя, а затем крепятся на кофель-нагельных планках перед мачтой.

На бегучем такелаже гафельных парусов и стакселей останавливаться не будем - эта оснастка знакома любителям парусного спорта. Добавим только, что с начала прошлого столетия гафельное вооружение изменилось очень мало

При оснастке судна лучше всего использовать трос «сельфактор» для деталей бегучего такелажа и пеньковые тросы - для стоячего. Капроновые тросы можно применить только для бегучего такелажа; ванты и штаги из них делать нельзя, так как они вытягиваются и теряют прочность.

Приведем рекомендуемые диаметры тросов стоячего такелажа (мм): фок- и грот-штаги, перты и подпертки - 25; ванты основные, стень-штаги - 13; краг-штаг и ватерштаг - 19; найтовы и выбленки - 10; вулинги н талрепы вант - 6; стень-ванты и фордуны - 8.

Диаметры тросов бегучего такелажа и отделки парусов (мм): булини, гитовы, ракс-бугели, топенанты, марса-брасы - 6; гардели и драйреп - 13; брасы, марса-фал, марса-шкоты - 8; шкоты, шкентели, стаксельфал, ликтросы - 10; гордени и булини - 4-6.

Д. И. Селезнев, «Катера и яхты», 1973 г.

Барк - это тип корабля, определяемый по парусному вооружению. Барк был одним из наиболее распространенных среди пиратов кораблей. Он представлял из себя трехмачтовое судно, причем две передних были вооружены прямыми парусами, а на задней устанавливались латинские паруса. Барки нельзя было назвать небольшими судами, но ценили их не за компактные размеры, а за скорость. Кроме того, вооружение барков позволяло не бояться встреч с военными кораблями. Данный тип судов появился в то время, когда большая часть стран начала активную борьбу с пиратами. Типичный барк имел длину около 18-35 метров, на вооружении стояло 20 пушек или 12 мортир и корабль мог перевозить не менее 120 пассажиров. Кроме пиратов, этот корабль широко использовался военными для прямо противоположной цели – борьбы с пиратами. 80 человек команды и десяток орудий позволяли на равных бороться с пиратскими кораблями. Ближайшими типами кораблей для барка являлись бригантина и баркентина.

Двухмачтовое парусное судно с прямым парусом на передней (фок) мачте и косыми (бригантиной и топселем) на задней. Во второй половине 18 века на грот-стеньгу был добавлен легкий прямой парус, а затем был модернизирован и рей грот-мачты. На верхней палубе устанавливалось 6-12 пушек малого калибра. Главным предназначением бригантины была разведка. Бригантина имела высокую скорость и неплохую маневренность, что делало ее привлекательной для пиратов. Более просторный и крупный корпус бригантины по сравнению с шлюпами и шхунами давал возможность дольше оставаться в море и перевозить большее количество добычи. Длина бригантины достигала 60 метров, водоизмещение составляло 125-150 тонн, а команда насчитывала 100 и более человек.

Бригом называли двухмачтовое судно, у которого на грот-рее не было грота, а нижняя часть грот-мачты несла вооружение как бизань-мачта. Вместо грота на грот-рее располагался сухой грот и триксель с гафелем и гиком. Бриг был создан на базе небольшой бригантины и шнявы и применялся главным образом как разведывательный корабль. Встречались также бриги с такелажем шнявы или бригантины - двухмачтовый корабль с прямым парусным вооружением и дополнительным косым парусом. Вместо косых парусов на грот-мачте устанавливали легкий прямой парус, что позволило улучшить скоростные показатели корабля.


Шлюп от шхуны отличался меньшими размерами и наличием только одной мачты. Оба типа были популярны среди пиратов за свою быстроту и малую осадку

Пиратский корабль выполнял сразу несколько функций. Он был казармой для экипажа, а также складом для трофеев. Поскольку численность пиратских экипажей обычно превосходила численность экипажей простых судов, места на кораблях часто не хватало. Пиратский корабль был боевым кораблем, поэтому он должен был нести мощное пушечное вооружение. Кроме того, пираты не только атаковали, но им часто приходилось уходить от погони, поэтому корабль должен был иметь повышенную быстроходность. Чтобы пиратский корабль отвечал всем предъявляемым к нему требованиям, пиратам приходилось перестраивать захваченные ими обычные торговые или военные корабли. Строго говоря, в морской терминологии слово «корабль» означает трехмачтовое судно с полным комплектом прямого парусного вооружения. Такие «корабли» встречались у пиратов очень редко

Пираты получали свои корабли в результате захвата в море или мятежа команды. Если захваченный таким образом корабль оказывался совершенно неприспособленным для пиратской деятельности, его бросали, едва только удавалось раздобыть что-нибудь более подходящее. Пиратами также часто становились бывшие каперы. Каперские корабли изначально приспосабливались для пиратской деятельности. По истечении контракта каперы, не желавшие прекращать свой промысел, превращались в пиратов. Одни пираты всю свою карьеру (обычно недолгую) плавали на одном корабле, другие меняли корабль несколько раз. Так, Бартоломью Робертс шесть раз менял корабль, каждый раз присваивая новому кораблю название «Ройял Форчун». Захваченные корабли пираты либо топили, либо продавали, либо использовали их сами.

Каперство, расцветшее в годы войны за испанское наследство (1700-1714), привело к тому, что было построено множество кораблей, изначально предназначенных для каперства. Английские каперы после завершения войны почти поголовно занялись каперством. Каперство представляло собой легальное пиратство. Каперские корабли в равной степени подходили и для пиратской деятельности, не требуя какой-либо переделки. Те же каперы, которые сумели побороть искушение стать пиратами, поступали на службу к местным властям и занялись борьбой с пиратами. Пираты предпочитали небольшие, но быстроходные корабли вроде шлюпов, бригантин или шхун. Карибские шлюпы отлично подходили на роль пиратского корабля. Некоторые пиратские экипажи предпочитали использовать более крупные и вместительные корабли. Небольшие корабли кроме скорости имели преимущество над большими в осадке. Это позволяли им действовать на мелководье, куда большие корабли не рисковали заплывать. Небольшие корабли было проще ремонтировать и чистить обшивку, чтобы поддерживать быстроходность. Для очистки днища корабль вытаскивали на берег и обдирали наросшие за время плавания водоросли и раковины.

При переделке обычно убирались лишние переборки между палубами корабля. Это позволяло освободить место на орудийной палубе. Обычно срезался бак и понижался квартердек, так чтобы верхняя палуба шла от носа до кормы. Благодаря этой мере создавалась открытая боевая платформа. В бортах проделывались дополнительные порты для орудий, а несущие элементы корпуса усиливались, чтобы компенсировать увеличение нагрузки. На планшире устанавливались вертлюжные пушки.
Узнав о близком присутствии Стида Боннета, губернатор колонии Южная Каролина послал полковника Уильяма Ретта на охоту за пиратом. Погоня завершилась сражением, в результате которого Бонне капитулировал, был схвачен и позже повешен

Типы пиратских кораблей

Шлюпы

В начале XVIII века под шлюпом подразумевались различные корабли, строившиеся на Карибских островах. Шлюпы обычно представляли собой небольшие одномачтовые корабли, несущие непропорционально мощное парусное вооружение. Это делало их быстрыми и маневренными, что в сочетании с небольшой осадкой превращало их в идеальный пиратский корабль. Обычно шлюпы оснащались косым главным парусом и кливером на носу. Шлюпами также могли называть двух- и трехмачтовые корабли с аналогичным парусным вооружением
За его спиной флот из захваченных им работорговых судов. Там же стоят «Ройял Форчун» и «Грейт Рейндер» - корабли Робертса. Отчетливо видны изображения двух флагов

Шхуны

На протяжении XVIII века шхуны становились все более распространенным типом корабля. Обычно шхуны определяются как двухмачтовые корабли с косыми парусами на обеих мачтах. Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом. При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек. Недостатком шхуны была недостаточна дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо брали в море.

Бригантины

Другим типом кораблей, часто встречавшимся у американского побережья, была бригантина. Бригантина – двухмачтовый корабль, на фок-мачте несет прямые паруса, а на грот-мачте косой нижний парус и прямые марсели. Такое парусное вооружение позволяет бригантине эффективно идти как фордевинд, так и бейдевинд. Длина бригандины около 24 м, водоизмещение порядка 150 тонн, экипаж 100 человек, вооружение 12 пушек.

Вариантом бригантины был бриг, но этот тип корабля довольно редко встречался в американских водах. Бриг нес прямые паруса на обоих мачтах, хотя между мачтами иногда ставились косые паруса. Иногда на грот-мачте ставился косой гафельный парус. В таком виде корабль назывался шнявой. Королевский флот использовал шнявы в качестве патрульных кораблей в карибских водах.

Трехмачтовые корабли (прямое парусное вооружение)

Пиратские корабли в море

Трехмачтовые корабли с прямым парусным вооружением могли считаться кораблями в полном смысле этого слова. Хотя трехмачтовые корабли были медленнее пиратских шхун и шлюпов, у них все же был ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего они отличались лучшей мореходностью, несли более тяжелое вооружение и могли вместить многочисленный экипаж. Многие пираты, в том числе Бартоломью Роберт и Чарльз Вейн предпочитали трехмачтовые корабли.

Трехмачтовые торговые суда активно применяли в тот период. «Квин Эн Ревендж» Эдварда Тича представлял собой переделанный работорговый корабль, приспособленный нести 40 пушек. Обычно торговое судно водоизмещением 300 тонн несло более 16 пушек. Трехмачтовые боевые корабли подразделялись на несколько рангов. Корабль 6-го ранга нес от 12 до 24 пушек. Корабль 5-го ранга уже нес до 40 пушек. Этого вооружения обычно более чем хватало для того, чтобы победить любого пирата в артиллерийском бою. Исключение составляли только «Ройял Форчун» Робертса и «Квин Эн Ревендж» Тича, а также несколько других пиратских кораблей, несших сравнимое вооружение.

Парусно-моторная бригантина «Полярный Одиссей» была построена за десять лет по старинным чертежам морским историко-культурным центром (МИКЦ) (г. Петрозаводск) и спущена на воду в июне 2010 года. Это событие совпало с двумя праздниками: 90-летием Карелии и 20-летием первых международных экспедиций морского клуба.

Церемония прошла очень торжественно. Был разыгран целый спектакль: основатель Петрозаводска император Петр I с императрицей Екатериной Алексеевной приветствовали бригантину и вручили «адмиралу» В. Дмитриеву (директору МИКЦ) корабельный штандарт. Супруга «адмирала» разбила бутылку с шампанским о борт корабля. Участник театрализованного действия мэр Петрозаводска Николай Левин (тоже бывший мореход) перерубил канат, крепящий корабль к берегу, и произнёс морские напутствия.

Бриганти́на (итал. brigantino - шхуна-бриг, brigantina - бизань) - двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением - прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались еще и вёслами.

Подобные суда в прошлые века применялись для патрулирования и разведки, а также были любимы пиратами за их удобство в эксплуатации, легкость хода и маневренность. Имели две (иногда три) мачты с парусами и от восьми до пятнадцати пар весел. На верхней палубе устанавливалось до десяти пушек малого калибра. Пушки есть и сейчас. При желании можно произвести выстрел.

Были распространены во всех регионах - от Средиземного моря до Тихого океана. Бригантины не чужды и для Карелии, так как строились и использовались на Белом море.

Благодаря хорошим мореходным качествам эти корабли в некоторых странах строят и в наше время как спортивные и прогулочные.

Бригантины традиционно овеяны ореолом морской романтики и воспеты во многих песнях как символ классического парусника.

«Полярный Одиссей» вместе с поморской лодьей «Святитель Николай» ежегодно участвует:

В праздновании дня города Петрозаводска;

В Морском фестивале «Голубое Онего», где реконструируют морскую баталию с пальбой пушек и абордажем;

В «Кижской регате».

А также в многочисленных экспедициях и походах.

Имеется санитарный узел.

Судно оснащено необходимыми современными спасательными средствами.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.