Реформы екатерины 2 были направлены на. Реформы екатерины великой и их значение. Разделение функций департаментов

Восстановили в прежних правах петровский Сенат. Ранее ликвидированные Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Главный магистрат снова приступили к делам.

По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это — елизаветинская Конференция при высочайшем дворе.

Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации. Важный момент в политике “просвещенного абсолютизма” — созыв в 1767 г. Комиссии для составления нового Уложения. После Соборного уложения 1649 г. накопилось большое количество указов царя и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Наконец, созвали Комиссию.

Наказ для уложенной комиссии написала сама Екатерина II. Это была компиляция из сочинений французских просветителей XVIII в. (Монтескье и др.), других мыслителей. Сенат разослал его по учреждениям, центральным и местным. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков, нерусских народов. Послали своих депутатов коллегии.

Комиссия открылась в конце июля 1767 г. Преобладание дворянских представителей и верноподданнические чувства большинства депутатов объясняют тот факт, что в начале своей работы Комиссия приняла решение — поднести императрице титул “Великой, Премудрой и Матери Отечества” . Оно получило силу закона, который стал единственным непосредственным результатом работы Комиссии.


В связи с начавшейся воиной с Турцией Комиссия в январе 1769 г. была распущена. Правда, частные комиссии продолжали работу над материалами по организации управления и суда, и они были использованы позднее, при проведении областной реформы и подготовке жалованных грамот дворянству и городам: Указ 4 декабря 1774 г. возвестил об окончательном упразднении Уложенной комиссии.

Дальнейшие реформы Екатерины II . В последующие годы императрица и ее окружение, Сенат и другие ведомства проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления, принимают меры в интересах различных сословий. Дворяне получают щедрые пожалования — земли и крепостных крестьян. Одновременно издали манифесты, способствовавшие занятиям предпринимательством и торговлей, и это отвечало интересам дворян, купцов, ремесленников и крестьян. Один из указов (1775 г.) говорил о свободе открытия промышленных предприятий. Другой указ (1779 г.) вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев, что было гораздо существеннее, освободил от обязательных поставок железа и снарядов в казну. Правительство лавировало, давало льготы не только дворянству и богатому купечеству, но и ремесленному, крестьянскому сословиям.

Реформу управления Екатерина II провела и на основной территории России. “Учреждение о губерниях” 1775 г. возвестило появление 50 губерний, более мелких, чем ранее существовавшие 23 обширные губернии. Возглавлял каждую из них губернатор, а группу из двух-трех губерний, или наместничество,— наместник, или генерал-губернатор. Губернии делились на уезды во главе с капитан-исправниками. Города составляли особые административные единицы во главе с городничими, или комендантами; только в обеих столицах, Петербурге и Москве, во главе администрации стояли обер-полицмейстеры.

Областная реформа, по сути дела, перенесла коллегиальные порядки из центра в провинцию. Создавалась более единообразная и стройная бюрократическая система, подчиненная наместникам и губернаторам, центральным коллегиям и императрице.

В 80-е гг. ликвидировали ряд коллегий. В 1785 г. выдали жалованные грамоты дворянству и городам. Первая из них свела воедино все привилегии господствующего сословия, прежде всего провозгласила их монопольное право на земли и крестьян; далее — право сословного суда, права на устройство заводов и торговлю, организацию корпораций в губерниях и уездах, выбора должностных лиц и др.

По второй грамоте горожане делились на шесть разрядов: купцы и мещане, дворяне и чиновники, духовенство.

Конец эпохи “просвещенного абсолютизма” . С кончиной императрицы (7 ноября 1796 г.) закончилась целая эпоха русской истории.

При Екатерине II существенно увеличились территория страны, население (на 75%), доходы (более чем вчетверо). Победы на суше и море прославили русское оружие, воинское искусство. Столь же впечатляющи успехи в хозяйстве и культуре. Но нельзя не видеть при всем этом тяжелого положения трудовых слоев населения. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное в истории феодальной России народное восстание во главе с Е. И. Пугачевым .

Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий (1762—1796). Оно наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при .

В своей политике Екатерина II опиралась на русское дворянство, особенно ее “сливки” — гвардию. Недаром российские дворяне и при жизни ее, и после кончины говорили и писали о золотом веке Екатерины Великой, матушке-государыне, мудрой правительнице. Этот венок славы сплетали и русские одописцы, писатели — Державин и прочие, и зарубежные корреспонденты, прежде всего французские философы-просветители.

XVIII век — эпоха “просвещенного абсолютизма”, “союза философов и монархов”.

"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом.

В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно". Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.

Главы 9 и 10 устанавливали принципы законодательства в сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина. И так как суд действует в реальном сословном обществе, то в нём гарантии судебной справедливости должны заключаться в участии выборных представителей от сословий в рассмотрении дел.


Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно.

Последние, 19 и 20 главы "Наказа" устанавливали некоторые правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, запрещались не предусмотренные законом суды.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она всё-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины II. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 гг. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как сословий, так и отдельно избранных ими лиц о предметах, интересовавших императрицу, были высказаны. Был собран огромный фактический материал, отразивший картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, равенстве всех подданных перед лицом Закона. Комиссия показала, что именно надо исправить и к чему нужно приложить эти принципы. После роспуска Комиссии Уложения Екатерина II начала собственную разработку серии законодательных актов, составивших реформу "просвещённого абсолютизма", основой для которой стали принципы и правила ранее изданного "Наказа". Особенно важное значение имела реформа местного самоуправления.

Губернская реформа

Губернские учреждения императрицы Екатерины II составили целую эпоху в истории местного управления России. В 1775 году вышел в свет обширный законодательный документ "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие.

Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором. Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на 10-12 уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по 300-400 тысяч и по 20-30 тысяч человек соответственно.

С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована. Слабость прошлой местной власти проявлялась в её неспособности собственными силами подавить антиправительственные выступления. Это убедительно доказали события московского "чумного бунта" 1771 г. (широкого выступления, вызванного строгостями карантина), а особенно восстание Пугачёва. Теперь в распоряжении центральной власти находились многочисленные административные учреждения, любое вооружённое выступление встретило бы скорый и жестокий отпор.

Екатерина II выработала свои положения о губерниях, стремясь, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы. В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору.

В каждом уездном городе находились: нижний земский суд (ведал делами уездной полиции и администрации, состоял из исправника и заседателей), уездный суд (для дворян, подчинялся Верхнему земскому суду), городской магистрат (судебное место для горожан, подчинялось губернскому магистрату), нижняя расправа (суд для государственных крестьян, подчинялся верхней расправе).

Судебная реформа

Впервые в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый от неё. Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суды для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости.

Вследствие областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Появились 216 новых городов за счёт упразднения автономии окраин (в 1775 г. была уничтожена Запорожская Сечь, упразднено казачье самоуправление на Дону, ликвидирована автономия Эстляндии и Лифляндии).

Таковы были главные меры, предпринятые Екатериной II относительно управления государством. В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.

"Жалованная грамота дворянству"

В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми.

При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным".

Крестьянские реформы

Она запретила свободным людям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По её распоряжению для вновь учреждённых городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, согласно которому дети крепостных, родившиеся после 1785 года, считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект - он привёл бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект не был, так как императрица опасалась дворянского недовольства.

"Жалованная грамота городам"

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

Сопоставление всех трёх документов (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.

Важную роль в формировании гражданского общества Российской империи играли и другие труды по законодательству и праву, разработанные Екатериной II в 1770-1780 годах. Екатерина II занималась другими проектами: о переустройстве тюрем, об изменении розыскного порядка. Из Уложения вырос небольшой указ 1781 года об изменении ответственности за разные виды воровства. Одновременно Екатерина составила обширный устав благочиния, обнародованный в 1782 году. В Уставе были определены принципы реформирования учреждений полиции в стране, новые задачи полицейских учреждений - не только по розыску преступников и охране порядка, но и по регулированию вообще социальной жизни в городах. Устав включил и Уголовный кодекс (поскольку в полномочия было внесено право не только отдавать под суд, но и самой определять наказания за малозначительные преступления).

Развитие торговли и промышленности

Из отдельных мероприятий просвещённого правительства Екатерины II выделяется также покровительство императрицы русской торговле, доказательством чего является Жалованная грамота городам 1785 года. На таком отношении Екатерины к русской торговле и промышленности сказывалась зависимость императрицы от западноевропейских идей. С Петра I в России над торговлей и промышленностью установилась система старого правительственного контроля, и деятельность торгово-промышленного класса была стеснена регламентацией. Екатерина II сняла эти стеснения, уничтожила органы контроля - Берг-Мануфактур-коллегию. Она содействовала развитию промышленности и торговли. При ней впервые были выпущены ассигнации, или бумажные деньги, что очень помогло торговле. Желая лучше организовать кредит, Екатерина II учредила государственный заёмный банк с большим капиталом.

В ноябре 1775 года для развития торговли и промышленности был издан Манифест о свободе заведения промышленных предприятий ("станов"), объявлена свобода предпринимательства. Купцы, владевшие капиталом свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати и платили сбор в один процент с капитала; освободиться от рекрутской повинности представитель купеческого сословия мог заплатив 360 рублей. Также в 1775 году императрицей был принят льготный таможенный тариф для черноморских портов и отменены промышленные и торговые монополии. Освоение южной России сделало возможной торговлю зерном на Чёрном море; в России закладывались новые города, была построена военно-морская база в Севастополе. Эти мероприятия, проведённые Екатериной в экономической политике России, способствовали расширению экспорта и совершенствованию различных отраслей промышленности.

Расширение народного образования

К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений.

В соответствии с "Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества" были открыты училище при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских девиц, коммерческое училище (1772 г.)

В 1782 году для проведения более масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ. Эти училища являлись всесословными и содержались за счёт государства.

Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко, ведь речь шла о создании общероссийской системы образовательной школы.

Организация врачебной помощи населению

Примечательно и то, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на власти. Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при императрице попытку правильно организовать врачебную помощь по всей стране. Медицинская комиссия, учреждённая в 1763 году, и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за границы и проводили обучение русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов. В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую службу для наблюдения за состоянием здоровья населения. Она учреждала больницы и психиатрические лечебницы.

Развитие русской науки

Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая с петровских времён Академия наук за 1768-1774 годы провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. В 1765 году возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. В трудах Вольного экономического общества печатались многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В Академии наук значительно возросло число русских учёных, среди них - выдающиеся натуралисты И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я. Румовский, минеролог В. М. Севергин и другие. Ко второй половине XVIII века относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н. Болтина; активно публиковались источники по русской истории (Н. И. Новиковым, Академией наук). Издательская продукция увеличивается чрезвычайно. За весь XVIII век в России было издано 9500 книг, из них около 85% приходилось на царствование Екатерины II. 15 января императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

Положительные изменения произошли и в организации научно-исследовательской работы. В 1783 году директором Российской академии наук была назначена княгиня Е. Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще. За двенадцать лет её пребывания на этом посту были приведены в порядок академическое хозяйство и академические учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Реформы в годы правления Екатерины II

При Екатерине II (1729-1796) была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Он был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.

Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию святейшего Синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярией синодального экономического правления.

Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.

До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, и в результате число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственным критерием для образования губерний было количество населения - 300-400 тыс., уезды создавались при 20-30 тыс. душ.

Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которой входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями и полномочия его были более широкие чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.

Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.

В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию была возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния . Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.

В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.

Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов (в столице назначались Сенатом, в остальных- городах - губернским правлением) и двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т.д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.

Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы - по 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.

Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».

Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената . Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел.

Активность ее особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н.И. Новикова в 1792 г. и дворянского революционера А.Н. Радищева 1790 г. В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в тайную экспедицию попал Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности. Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.

В 1775 г. была предпринята попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.

Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после крестьянской войны Пугачева.

Реформы Екатерины 2 (кратко)

Краткое описание реформа Екатерины II

как и большинство монархов России, Екатерина Вторая также стремилась к введению своих новаторских реформ. Тем более, что время её правления пришлось на сложный временной период для всей страны. Коллапс судебной системы, коррупция, огромный внешний долг, а также ослабленные флот и армия – вот, что застала, вступив на престол Императрица.

Губернская реформа

Согласно данной реформе, принятой седьмого ноября 1775 года, вместо былого раздела на губернии, уезды и провинции стали делить земли на уезды и губернии. При этом, общее количество губерний было увеличено более чем вдвое (с двадцати до пятидесяти). Все они делились на дюжину уездов, а в роли начальника двух-трёх губерний выступал наместник, являющийся генералом-губернатором.

Судебная реформа

Отныне каждое сословие имело свой суд. Так, у крестьян это были расправы, у горожан – магистраты, а дворян судил так называемый земской суд. Кроме этого, были сформированы совестные суды для примирения различных сословий, в которые входили представители трёх сословий. В качестве высшего судебного органа выступал Сенат.

Секуляризационная реформа

По этой реформе, которая была проведена в 1764 году всеми монастырскими землями, занималась Коллегия экономии. При этом, правительство брало на себя содержание монашества и определение численности монахов, а также монастырей.

Реформа Сената

Согласно манифесту Екатерины Второй от пятнадцатого декабря 1763 года роль Сената была значительно сужена. Однако полномочия генерал-прокурора (его главы) были наоборот расширены. При этом, Сенат становится вершиной судебной инстанции.

Городская реформа

Реформа российских городов регулировалась выпущенной Екатериной в 1785 году грамотой. Она вводила выборные новые учреждения, увеличив количество самих избирателей. Городские жители были поделены на группы по различным признакам (от сословия до имущественного). Каждый разряд обладал своими привилегиями, обязанностями и правами.

Полицейская реформа

Екатерина Вторая также ввела так называемый «Устав полицейский», согласно которому управа благочиния становится органом полицейского управления. Она состояла из горожан, полицмейстера, городничего и приставов.

Образовательная реформа

Формирование в населённых пунктах народных училищ стало началом появления системы общеобразовательных русских школ в стране. Училища разделялись на два типа: малые и главные училища.

Денежная реформа

При Екатерине Второй создаются судная касса и Государственный банк. Кроме того, вводятся первые бумажные деньги.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Реформы Екатерины 2.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Период правления Екатерины 2 порой называют временем ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ. Под этим понятием принято понимать стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в уничтожении сверху и преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов (некоторых сословных привилегий, подчинœении церкви государству, проведении некоторых реформ – суда, школьного обучения, смягчения цензуры и др.) Эти меры были направлены на укрепление позиций дворянства, а также способствовали развитию зарождающейся буржуазии. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий путем совершенствования политической надстройки (систему государственного управления, образования судопроизводства и т.д.). Среди историков нет единства по поводу того, была ли она действительно ʼʼфилософом на тронеʼʼ и действительно была привержена просветительским идеалам, или она искусно играла роль и носила маску просвещенной правительницы, желая достойно выглядеть в глазах просвещенной Европы.

Вероятно, в начале своего царствования она была привержена просветительским идеалам. Вместе с тем, проводя политику просвещенного абсолютизма, Екатерина с успехом использовала ее для укрепления своего авторитета. Отняв власть у мужа и сына Павла, не имея достаточных прав на престол, она стремилась показать себя спасительницей России, рыцарем ʼʼсвободы и законностиʼʼ. Императрица активно переписывалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, велœела арестовать жестокую крепостницу Дарью Салтыкову, замучившую десятки крепостных крестьян, поощряла науки и искусства, сама писала, привила себе оспу и т.д.

Самым крупным мероприятием политики просвещенного абсолютизма был созыв в 1767ᴦ. комиссии о сочинœении проекта нового уложения (Уложенной комиссии). В качестве руководящего документа Комиссии императрица подготовила ʼʼНаказʼʼ, написанный на базе просветительских идей. В нем в качестве формы правления утверждалось самодержавие ввиду огромной территории России. Гарантией от тирании должны быть органы управления. В этом рекомендательном документе отвергались пытки, ограничивалось применение смертной казни. Главным вопросом был вопрос об отношении к крепостному праву. Екатерина отрицательно относилась к нему. В первом варианте говорилось о желании смягчить крепостное состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выражалось в запрете на установлении дополнительных повинностей и передаче крепостных крестьян специальной коллегии, которая бы взимала повинности в пользу помещиков. При этом лишь несколько депутатов из состава Уложенной комиссии одобрили это предложение. Поняв, что помещики ничего не хотят менять, Екатерина 2 воспользовавшись началом войны с Турцией в 1768году, распустила Комиссию. На свертывание политики просвещенного абсолютизма повлияла Крестьянская война под руководством Е.Пугачева (1773 – 1775), а также кровавые события Великой Французской революции (1789 – 1794).

Более успешными оказались преобразования устаревшей системы государственного управления.

а) Она отвергла идею графа Н.Панина о создании Императорского совета͵ который должен был фактически править страной, и не поступилась самодержавной властью.

б) Зато она провела реформу Правительствующего Сената , разделив его 6 департаментов. Сенат потерял при этом свою прежнюю политическую роль, превратившись в бюрократическую надстройку над всœеми учреждениями империи.

в) изменила систему местного самоуправления на Украинœе. Гетмана сменил генерал – губернатор.
Размещено на реф.рф
Украина окончательно лишилась автономии.

г) в 1763 - 1764гᴦ. Екатерина осуществила отмененную после свержения Петра 3 секуляризацию церковных земель. Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян.

Для управления бывшими монастырскими крестьянами была создана Коллегия экономии, а крестьяне стали называться экономическими. Число монастырей в России сократилось с 881 до 385. Был лишен государственных дотаций и Дудин Амвросиев Никольский монастырь, расположенный близ современного Дзержинска, что во многом предопределило его будущее захирение. Духовенство потеряло во многом имущественную самостоятельность, оказавшись на содержании государства. Так был завершен, начатый Петром 1 процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

д) в 1775 году была проведена губернская реформа . Провинции были ликвидированы. С целью повышения эффективности управления количество губерний возросло с 23 до 50, численность их населœения сократилась до 300-400 тысяч. Во главе каждой стоял губернатор, назначенный императрицей. В уездных городах власть принадлежала также назначаемому городничему. В уездах исполнительная власть принадлежала нижнему земскому суду во главе с капитан – исправником, избираемому местным дворянством.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в местном управлении преобладающую роль играло дворянство, что было в то время закономерно.

Особо среди всœех нововведений Екатерины 2 нужно отметить ʼʼЖалованную грамоту дворянствуʼʼ (1885). Грамота подтвердила права дарованные дворянству ранее: свобода от телœесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Решение дворянского достоинства могло быть произведено лишь по решению Сената с высочайшего утверждения. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось благородным сословием. Корме того, были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями . Дворянство могло делать представления властям о своих нуждах. Не случайно правление Екатерины 2 нередко называют ʼʼзолотым веком русского дворянстваʼʼ. Получив права, дворяне избыли общественные обязанности. В этой связи В.О. Ключевский остроумно заметил: ʼʼПрава без обязанностей – юридическая нелœепость, как следствие без причины – нелœепость логическая; сословие с одними правами без обязанностей – политическая невозможность, а невозможность существовать не можетʼʼ. Увы, невозможное стало возможным. Такой порядок просуществовал вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Правда, в Жалованной грамоте не говорилось о праве дворян владеть душами. Вероятно, Екатерина хотела этим показать, что это право не будет навсœегда сохранено за дворянством.

На одностороннее, исторически несообразное предоставление вольности дворянству русские крестьяне ответили активным участием в пугачевском восстании 1773 – 1775 гᴦ. Каковы были социальные помыслы и чаяния крестьянской массы? Особенно яркое отражение они нашли в манифесте Е.Пугачева от 18 июля 1774ᴦ. Это была ʼʼжалованная грамота всœему крестьянскому мируʼʼ, или ʼʼхартия, на основании которой предстояло создать новое, мужицкое царствоʼʼ. Пугачев призывал ʼʼвсœех, находившихся ранее в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей коронеʼʼ, а затем жаловал ʼʼдревним крестом и молитвой, головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владениями землями, лесными и сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всœех прежде чинимых от злодеев дворян и градских вздоимцев-судей крестьянам и всœему народу налагаемых податей и отягощениемʼʼ. Крестьяне, следовательно, стремились к освобождению от крепостной неволи, хотели получить всœе земли и угодья, освободиться от всœех повинностей и податей, устроить общинное самоуправление на казацкий лад.

Но этому не суждено было осуществиться.

ʼʼЖалованная грамота городамʼʼ (1785) была направлена на создание третьего сословия. Она подтвердила ранее данные богатому купечеству права и свободы: освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телœесных наказаний и некоторых других повинностей. Городское населœение делилось на шесть разрядов, составляющих градское общество. Оно избирало городского главу, членов магистрата и гласных (депутатов) ʼʼобщей градской думыʼʼ. ʼʼОбщая градская думаʼʼ избирала шестиглавую думу – исполнительный орган управления, состоящий из представителœей всœех разрядов горожан.

Реформы остались незавершенными из-за крепостного права, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ препятствовало складыванию сильного третьего сословия, резко поднимало дворян над всœеми остальным населœением. Причем, крестьяне не имели никаких гражданских прав и исключались из сословной структуры общества. Но уничтожить крепостное право Екатерина не могла. Напротив, при ней около 900 тысяч государственных крестьян были переданы в крепостную неволю.

Реформы Екатерины 2. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Екатерины 2." 2017, 2018.

  • - Реформы Екатерины II

    При Екатерине II получили свое дальнейшее развитие начинания Пет­ра I в области административного устройства и местного самоуправления. Была продолжена и судебная реформа. В 1775 г. с целью улучшения финансовой, надзорной и судебной дея­тельности трехчленное деление... .


  • - Реформы Екатерины II

    Реформа государственного управления и законодательства. Проведена реформа центральных учреждений. В 1763 году Сенат разделен на 6 департаментов, лишен законодательной функции, превращен в судебно-апелляционное учреждение. В 1763-1764 годах была проведена секуляризация... .


  • - Реформы Екатерины II

    Тема 2 Петровские преобразования первой четверти XVIII в. Тема 1 1. Сословная политика: а) изменение в положении дворянства; б) крестьяне и их категории, изменение в системе налогообложения; в) посадское население и изменение его статуса. 2.... .


  • - Реформы Екатерины.

    Внутренняя политика. 1747 по 1796 гг. увеличилось с 18 млн. до 36 млн., сельское население составляло 95%. При ней удвоилось количество мануфактур с 600 до 1200.Сенатская реформа 1763г. Сенат делился на 6 департаментов со строго определёнными функциями. Сенат лишался законодательной... .


  • - Б. Реформы Екатерины II. Государственное управление. Уложенная комиссия

    А. Петр III. Переворот 28 июня 1762 г. 1. Петр III прибыл в Россию еще в 1742 г., вскоре после воцарения Елизаветы, и был назначен наследником. Но выбор оказался неудачен. Петр III был необразован, жесток, демонстративно презирал все русское, восхищался прусским королем Фридрихом II. В... ..


  • 2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.