Теоретические методы научного познания. Приемы и методы научного познания. Пример метода моделирования

1. Сущность метода.

1. Сущность метода.

Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).

Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это - методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.

Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).

2.Виды методов научного познания.

Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:

Анализ и синтез . Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Абстрагирование и идеализация . Это – общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств. Идеализация – прием, в процессе использования которого происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. («Идеальный газ» - в физике, «материальная точка» - в механике, «точка», «прямая» - в геометрии).

Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.

Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.

Методы научного познания .

Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель - объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это - целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.

Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Виды эксперимента : 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.

Мысленный эксперимент . Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.

Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Классификации методов .

Методологический плюрализм . Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход . Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.

Тройственный подход , который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

3.Функции методов научного знания.

Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример : дорога со светофором и без него.

Научное познание, как процесс, связано с деятельностью познающего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой полученных исходных данных, т.е. теоретически. Отсюда и вытекает, что научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни, которые органически взаимосвязаны. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкретностью, четкой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим переосмыслением и внесением корректив в арсенал науки.

Эмпирический уровень - это своеобразный этап сбора данных о природных или социальных объектах, которых не хватает ученым, чтобы создать полную картину исследуемого явления или процесса. Поэтому сам процесс эмпирического этапа исследования направляется и контролируется теорией. Однако это не означает, что теория сковывает эмпирические исследования, ограничивает их. Эмпирический этап сбора имеет относительную самостоятельность, и собранный материал не обязательно должен соответствовать той или иной теоретической концепции. Несоответствие опытного материала той или иной форме теоретического знания указывает на несовершенство знания.

На эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Главным для эмпирического этапа является фактофиксирующая деятельность.

Эмпирическое познание очень близко соприкасается с такими теоретическими методами как анализ и синтез, которые можно назвать даже теоретике-эмпирическими. Точно также можно сказать и об эксперименте, как методе познания, соединяющим в себе опытное получение знаний с предварительным осмыслением условий его проведения и, соответственно, закладкой определенного гипотетического знания в основу конкретных действий. Этим самым подтверждается непреложный факт любого познания, что опыт (практика) является исходным и конечным этапом познания.

Теоретический уровень научного познания связан с осмыслением эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий.

Эмпирические данные, будучи многократно и под разными углами зрения переосмыслены, перепроверены, трансформируются из единичного, частного в общее и ложатся в основу частных или общих законов, теорий.

Теоретическое осмысление осуществляется на основе арсенала методов теоретического познания, который пополняется из года в год. Относительно недавно в научную жизнь вошел системный подход, еще более молод синергетический подход.

К методам эмпирического уровня познания относятся наблюдение, сравнение и эксперимент.


Наблюдение - целесообразное восприятие явлений действительности, связанное с их описанием и измерением. В медицине применяется метод натурного наблюдения, объектами которого могут быть больные, находящиеся на лечении, различные объекты внешней среды, микроорганизмы, ткани живого организма, продукты выделения. Столь же разнообразны и конкретные методики натурного наблюдения (микроскопия, биохимические, гематологические и др.). Метод натурного наблюдения предполагает изучение объекта в обычных для него условиях.

Сравнение - выявление сходных и отличающихся сторон в процессах, предметах, явлениях.

Эксперимент - активная, целенаправленная практическая деятельность, при которой исследователь выбирает или формирует объект исследования и условия, в которых он функционирует. Эксперимент может быть осуществлен в натуральной, модельной или натурально-модельной формах. Медицинский (медико-биологический) эксперимент - это вид научной деятельности, предпринимаемый на биологических объектах в целях открытия и изучения объективных законов возникновения, течения и исхода заболевания, а также для выяснения эффективности лечебных (терапевтических или хирургических) средств. К числу экспериментальных исследований нужно отнести клинические испытания средств и способов оказания медицинской помощи (предшествовать которым должны обязательно эксперименты на животных с целью проверки на патологическое воздействие для живого организма).

К методам теоретического уровня познания относятся следующие.

Абстрагирование - мысленное отвлечение отдельных элементов, свойств, отношений и рассмотрение их в «чистом виде», отдельно друг от друга.

Анализ и синтез. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части, а синтез - их объединение в единое целое.

Идеализация - мысленное конструирование понятий об объектах, несуществующих и неосуществимых в действительности, но имеющих прообразы в объективном мире.

Индукция и дедукция. Индукция - движение мысли от единичного к общему, а дедукция - от общего к единичному.

Аналогия - установление сходства черт, сторон, свойств, отношений у рассматриваемых нетождественных объектов. Умозаключение по аналогии дает не достоверное, а вероятностное знание.

Мысленное моделирование - построение и исследование вторичного (теоретического) объекта, сходного в существенных чертах с изучаемым первичным объектом.

Системный подход - рассмотрение объекта как элемента системы с выяснением места и функции каждого элемента, внутренней иерархии и законов функционирования.

Синергетический метод - метод выявления самоорганизации открытых неравновесных систем любой природы.

При рассмотрении теоретических методов следует учитывать, что системный и синергетический методы выступают проявлением методологического значения теории систем и синергетики.

Научное познание есть процесс, в ходе которого обогащается содержание знания и сменяются формы его существования. Основными формами, в которых существует научное познание являются: проблема, гипотеза, теория. Но эта цепочка форм знания не может существовать без фактического материала и практической деятельности по проверке научных предположений. Формы научного познания невозможно рассмотреть вне процесса научного познания, который включает в себя эмпирический и теоретический этапы.

Эмпирический этап связан с получением фактов, а потому на данном этапе фигурирует такая форма научного познания как факт науки.

Факт науки отличается от факта действительности, поскольку факты действительности фиксируются как события, явления жизни, но без их детального описания. Факты науки - факты действительности, отраженные, проверенные и зафиксированные на языке науки. Факты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения ученых, факт науки возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и фактов науки возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема - знание, отражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление, процесс.

Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой. Гипотеза - форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе предположение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка дает отрицательный результат, отвергаются, знаменуя собой заблуждение. Вершиной научного познания является теория, как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория - наиболее развитая целостная форма научного знания, дающая полное отображение существенных, закономерных связей определенной области действительности.

Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать через деятельность людей на практику.

Таким образом, познание знаменует активное освоение человеком объективной и субъективной реальности. В своем стремлении к знаниям человек использует возможности органов чувств и силу разума. Постоянно совершенствуя инструментарий познавательной деятельности, он стремится знать все, от микромира до глубин Вселенной, но при этом его удовлетворяют не любые знания, а только истинные, способные служить основой для дальнейшей познавательной деятельности. Стремясь к познанию, человек учится понимать тех, кто жил, и тех, кто живет, объяснять себе и другим то, что понял из хитросплетений жизни, поскольку познание и понимание есть духовная жизнь человека, без которой его физическое существование теряет содержание и смысл. Основной опорой человека на пути к знанию является наука как система постоянно расширяющегося и углубляющегося знания о мире и процессах, происходящих в нем. Понимание процесса получения научного знания, а также форм его существования возвышает человека, способствует его приобщению к научному творчеству, а следовательно, открывает возможности к успехам в той конкретной области, которой он занимается.

Метод - это набор приемов и операций, используемых в практической или теоретической деятельности. Методы выступают в качестве формы освоения действительности.

Методы познания по принципу соотношения общего и частного делятся на всеобщие (общечеловеческие), общенаучные (общелогические) и Также они классифицируются с точки зрения соотношения эмпирических или теоретических знаний на методы методы общие для эмпирического и теоретического исследования, а также - чисто теоретического исследования.

Нужно учитывать, что отдельные отрасли научных знаний применяют свои специальные, конкретно-научные способы изучения явлений и процессов, которые обусловлены сущностью исследуемого объекта. Однако есть методы, свойственные определенной науки, успешно применяются и в других областях знаний. К примеру, физические и химические применяются биологией, поскольку объекты изучения биологии включают в себя и физические, и химические формы существования и движения материи.

Всеобщие методы познания делятся на диалектические и метафизические. Их называют общефилософскими.

Диалектический сводится к познанию действительности в ее целостности, развитии и свойственных ей противоречиях. Метафизический является противоположностью диалектическому, он рассматривает явления, не учитывая их взаимосвязи и процессов изменения по времени. Примерно с середины XIX века метафизический метод вытесняется диалектическим.

Общелогические методы познания включают в себя синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, исторический и

Анализ - это разложение объекта на компоненты. Синтез - объединение познанных элементов в одно целое. Обобщение - мысленный переход от единичного к общему. Абстрагирование (идеализация) - внесение мысленных изменений в объект изучения в соответствии с целями исследования. Индукция - выведение общих положений из наблюдений частных фактов. Дедукция - аналитическое рассуждение от общего к частным деталям. Аналогия - правдоподобное и вероятное заключение о наличии сходных черт двух предметов, явлений по определенному признаку. Моделирование - создание на основе аналога модели с учетом всех свойств исследуемого объекта. Исторический метод - это воспроизведение фактов из истории изучаемого явления в их многогранности, учитывая детали и случайности. Логический метод - воспроизведение истории объекта исследования путем освобождения ее от всего случайного и несущественного.

Методы познания эмпирического делятся на измерение, наблюдение, описание, эксперимент и сравнение.

Наблюдение - организованное и целенаправленнее восприятие объекта изучения. Эксперимент - отличается от наблюдения характером, предполагающим постоянную активность участников. Измерение - процесс материального сравнения определенной величины с эталоном или установленной единицей измерения. В науке учитывают относительность свойств объекта изучения по отношению к этим средствам исследования.

Методы познания теоретического объединяют формализацию, аксиоматизацию,

Формализация - построение абстрактных и математических моделей, которые нацелены на раскрытие сути изучаемого объекта. Аксиоматизация - создание теорий на основании аксиом. Гипотетико-дедуктивный метод заключается в создании связанных дедуктивно гипотез, из которых можно вывести эмпирическое заключение об изучаемом факте.

Формы и методы познания непосредственно связаны между собой. Под формами познания понимают гипотезы, принципы, проблемы, идеи, теории, категории и законы.

Цель изучения темы: Формирование представлений о структуре научной методологии.

Основные вопросы темы: Основные уровни методологического знания, их взаимосвязь. Роль философии в обосновании научной методологии. Методологическая направленность теории. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Общелогические методы познания. Методы познания. Общенаучные подходы в познании.

Научными методами называется совокупность практических и мыслительных действий, обеспечивающих получение, систематизацию и обоснование научных знаний. Методы – «технология выработки» научных знаний. В любой сфере деятельности технологическое знание является необходимым условием успеха. Знание о методах, приемах научной деятельности называется методологией. Методологическое знание существует в различных формах – как неявное знание, присутствующее в реальных процессах научного познания; как методологическая рефлексия ученого, применяющего тот или иной метод, или оценивающего его результаты; как раздел философии науки, направленный на познание деятельности ученого и т.д.. Методологическая рефлексия – необходимый элемент обоснования научных знаний: их надежность зависит от надежности применяемых методов познания.

Принято выделять три уровня методологического знания: философско-методологический, общенаучный, частно-научный. Границы между этими уровнями условны. К общенаучному уровню относится знание о методах, применяемых во всех науках или в большой группе наук. К таким методам относятся эмпирические приемы получения научных фактов (наблюдение, эксперимент, моделирование), общелогические методы их обработки (обобщение, сравнение, систематизация и др.), методы построения и обоснования теорий.

Частно-научное методологическое знание представляет собой конкретизацию, адаптацию общенаучных методов применительно к объектам конкретных научных дисциплин. Например, для химика недостаточно знать общие принципы построения научного эксперимента. Он должен разработать структуру эксперимента, соотнесенную со спецификой своего объекта и задач исследования.

Философская методология направлена на философско-мировоззренческое обоснование научных методов. Многие представители философии науки, обращаясь к истории научного познания, отмечали, что философская компонента методологического знания присутствует в научной деятельности не явно до той поры, пока ученые находятся в русле традиционной методологии, пока применяемые ими методы приводят к успеху. В переломные, революционные периоды науки возрастает интерес к философским аспектам знания, познания, реальности.

Примером может служить история обоснования экспериментальной науки. Для современного ученого экспериментирование – естественный и надежный метод получения научных фактов. Зарождавшаяся наука Нового времени обосновывала экспериментальный метод, используя философско-мировоззренческую аргументацию. Ученым приходилось бороться против авторитаризма в познании, используя идею равных возможностей людей. Г. Галилей в знаменитой работе, посвященной сравнению птолемеевской и коперниковской космологий, утверждал: Аристотель – всего лишь человек, путь к знанию не закрыт ни для кого. Эксперимент в качестве научного метода эффективен лишь в том случае, если его результаты можно воспроизвести, обобщить, представить как проявление закономерной связи. Другими словами, экспериментальное естествознание могло базироваться лишь на определенной философской картине мира, в которой реальность представлялась как единая, однородная в пространственном и временном аспектах, закономерно упорядоченная. Ясно, что собственными силами доказать такую структуру мира наука не могла. Это стало делом философии.

Вместе с тем некоторые философы Нового времени из идеи единства мира сделали неверные методологические выводы. Например, Р. Декарт полагал, что, поскольку единый по своей структуре мир познается единым в своих проявлениях разумом, возможна разработка универсального метода познания, эффективность которого не будет зависеть от специфики объектов исследования. Принцип универсального метода познания был преодолен дальнейшим развитием философии и науки.

Методы науки пластичны, изменчивы, требуют творческой изобретательности и такого воплощения, чтобы полученный результат был ответом на определенный исследовательский вопрос. Ф. Бэкон называл научную опытную деятельность «искусством задавать Природе вопросы».

История науки в первую очередь является историей развития научных методов, т.е. деятельности ученых, результаты которой воплощены в научных фактах и теориях. В то же время теория как знание и как метод, способ деятельности не противостоят друг другу. Теория превращается в метод, играет методологическую роль, если ее содержание служит приращению знания. Теория служит методологическим основанием научной деятельности, поскольку в ней содержатся (порой – в неявной форме) предписания, касающиеся практических и мыслительных операций с объектами. Теория служит основанием для планирования и разработки методик (приемов) экспериментирования, наблюдений, модельных экспериментов.

Обратимся к общенаучным методам эмпирического уровня науки. Наблюдение – это целенаправленное систематическое восприятие объектов исследования в естественных условиях. Активность наблюдателя меньше, чем активность экспериментатора, тем не менее структура наблюдения зачастую почти аналогична структуре эксперимента.

Эксперимент представляет собой исследование объекта в искусственно созданных условиях, позволяющих исключить или учитывать случайные возмущающие влияния. Эксперименты различаются по дисциплинарной принадлежности (химический, физический и т.д.), по целям (поисковый, верифицирующий, демонстрационный, учебный). Эксперимент вне зависимости от его конкретных воплощений обладает общей структурой, основными элементами которой являются: субъект познания; объект исследования; система, изолирующая объект от случайных воздействий; измерительная система, включающая в себя измерительные инструменты; совокупность эталонов и характеристик, по которым можно отслеживать изменения объектов.

Эксперименты часто приводят к созданию эффектов, которые не могут существовать вне приборной установки. Другими словами, исследователь не открывает эффект, а изобретает, производит его. В связи с этим возникают проблемы: 1) онтологического (бытийного) статуса эффектов и объектов, искусственно созданных наукой; 2) гносеологического статуса научных знаний о подобных объектах. С точки зрения современной философии науки нет существенной разницы между открытыми и изобретенными объектами. В принципе почти любой эксперимент создает ситуации, которые в природе не встречаются. Если бы мы отказывались включать в состав реальных явлений все процессы, созданные человеком, то пришлось бы отрицать существование эффектов генной инженерии, селекции, химии, фармакологии, тяжелых элементов и т.д. Дело не в том, что изобретенные эффекты не встречаются в природе, а в том, что в них проявляются объективные законы природы.

Моделирование применяется, когда проведение экспериментов и наблюдений невозможно из-за недоступности объекта, нравственных запретов (например, эксперименты над человеком) или по каким-то другим причинам. Модели могут быть материальными или знаковыми. Знания, полученные при исследовании модели, переносятся на реальный объект. Основное требование, предъявляемое к модели – ее репрезентативность, способность служить аналогом, гносеологическим представителем реального объекта исследования.

Эмпирические методы направлены на исследование реальных (материальных) объектов. В результате их действия образуется слой (массив) фактуального знания.

Факт – форма эмпирического знания, репрезентирующая конкретное событие объективной действительности в сознании субъекта научного познания. Факты выражаются в виде высказывания, текста, формулы, фотографии или иного информационного средства. Структура факта:

1) объективная составляющая (реальное событие, процесс и т.д.);

2) информационная составляющая (фиксация события, процесса и т.д.);

3) социально-культурная составляющая (обусловленность факта инструментальной базой науки, достигнутым уровнем научного знания, мировоззренческими факторами и т.п.).

Эмпирическое знание (факты) выступает основанием дальнейшего движения научного познания. Прежде всего происходит систематизация фактов, их классификация (разбиение на классы, группы, типы и т.п.). В действие вступают методы анализа и синтеза. Анализ – метод исследования, состоящий в мысленном разбиении целого на его составные части, выделении отдельных сторон, свойств, связей объекта. Синтез – соединение частей, элементов, сторон сложного объекта в единое целое, постижение целого в его единстве.

Большую роль в первичном осмыслении эмпирического материала играет метод индукции. Традиционно она понимается как переход от отдельных фактов к знанию общего, как эмпирическое обобщение. Такая индукция называется неполной. Она может иметь наивный характер (детская индукция) – произвольные, случайные обобщения. Но неполная индукция может иметь научный характер (отбор фактов, их предварительная систематизация и классификация, сопоставительный анализ подмножества исследуемого множества объектов и т.д.). Сила индукции – в её исходном базисе. Слабость индукции – в недостаточной обоснованности перехода от частного к общему. Индукция дает вероятное, проблематичное знание. Достоверность его не бесспорна. Помимо неполной индукции существует т.н. полная индукция. Этот метод ориентирован на конечное множество объектов. Здесь общий вывод делается на основании изучения каждого элемента множества. Поэтому полная индукция дает достоверное знание.

С методом индукции связан метод дедукции. Под дедукцией традиционно понимается метод перехода от общих суждений к частным. Но такое понимание недостаточно. Принципиальным для дедукции является необходимый характер следования из одних высказываний (посылок) других высказываний (заключений). Эта необходимость обеспечивается соблюдением в процессе перехода законов и правил логики. Сила дедукции состоит в непреложности выводов, получаемых из исходных начал. Но сказать, что необходимый характер следования делает полученное знание не вероятным (как в индукции), а достоверным, было бы неправильным. Всё дело в том, что собой представляют начала (посылки, исходные высказывания). Они могут иметь достоверный характер (тогда непреложность выводов бесспорна). Они могут иметь гипотетический характер, они могут быть проблематичными, сомнительными, просто неверными. Тогда законы логики с необходимостью переносят характер посылок на характер заключений.

К рассмотренным методам примыкает метод абдукции (от лат. ab-ductum: отводить, уводить). Куда уводить? В прошлое! Впервые этот метод начал исследовать Ч. Пирс (1839-1914). То есть относительно недавно, если сравнивать с методами индукции и дедукции, которые были предметом внимания ещё Аристотеля. Абдукция – это рассуждение, которое основывается на фактах и объясняет их. Факты принадлежат настоящему, а объяснение ищется в прошлом. Здесь следствие, факт достоверно, а заключение проблематично. Ведь объяснения фактов могут быть различными, гипотезы о настоящем, которые уводят в прошлое, могут быть разными. Этот метод можно бы назвать и ретродукцией, абдуктивные рассуждения назвать ретродуктивными. Абдукция – это не индукция, где необходимы для её реализации по крайней мере два элемента множества. Кроме того, индукция только обобщает, абдукция – объясняет. Абдукция – не дедукция, где реализуется логический вывод. При выдвижении гипотезы о прошлом реализуются многие познавательные механизмы: наблюдение, эксперимент, воображение, и, конечно, индукция и дедукция. Более общий характер имеет гипотетико-дедуктивный метод , состоящий в выдвижении (конструировании) гипотез, из которых логическим путем выводятся следствия, сопоставляемые с опытом. Гипотеза может относиться не только к прошлому, но и к настоящему, будущему.

Рассмотренные методы реализуются в сфере эмпирических знаний и при переходе к теоретическому уровню научного знания. Вместе с тем они находят применение и на теоретическом уровне науки. Более того, эти методы принадлежат не только сфере науки, но мышлению вообще, которое характеризует любые проявления человеческой жизнедеятельности. Поэтому их иногда называют общелогическими методами познания.

В сфере науки эти методы обеспечивают первичную обработку эмпирических знаний (фактов). Результатом их реализации являются такие формы знания как первичные обобщения, типологии, эмпирические гипотезы и законы и т.п. Но это ещё не теоретический уровень научного знания, высшей формой которого является теория. Теория не может быть получена как результат индуктивного обобщения и систематизации фактов, как их логическое следствие. Теория есть результат перехода на качественно иной уровень познания, где реализуются другие методы исследования.

Методы теоретического уровня создают возможность заменить изучение реальных объектов и процессов абстрактными, идеализированными объектами.

Метод абстракции , абстрагирование широко представлен в человеческом мышлении. Причем не только в науке, но и вне её (прекрасные примеры абстрактного мышления на уровне обыденного сознания приводит Гегель в статье «Кто мыслит абстрактно?»). Метод абстрагирования предполагает отвлечение от свойств и отношений объекта познания, которые не имеют значения для данного исследования. Соответственно, те свойства и отношения, которые выступают предметом исследования, образуют первый уровень абстрагирования. На его основе могут быть образованы абстракции второго, третьего и т.д. порядка. В результате абстрагирования ученый получает частичное, одностороннее знание об объекте.

Метод идеализации основан на абстрагировании, но идет дальше него. Идеализация – это мысленное конструирование таких идеальных объектов, в которых выделенное в процессе абстрагирования качество представлено в предельном, наиболее выраженном виде. Идеализация в максимальной степени выражает реальные свойства объекта. В результате идеализации создаются идеальные объекты, которые имеют свои прообразы в материальном мире, но не являются их копией. Идеальные объекты наделяются человеком такими характеристиками, которыми реальные объекты не обладают. (Пример: различные предметы могут иметь различную степень твердости – мел, дерево, сталь, алмаз и т.д.; можно мысленно отвлечься от всех физических, химических свойств объектов, выделив у них только одно свойство – твердость, которое в чистом виде не существует; это – абстрагирование; эту абстракцию (твёрдость) можно наделить мысленно приписываемым ей качеством – способностью не испытывать деформации; так получается результат идеализации – идеальный объект «абсолютно твердое тело»). Научные теории и законы создаются по отношению к идеальным объектам. Они выступают как идеальные модели (наглядные или ненаглядные) изучаемых реальных объектов. С идеальными объектами возможны мысленные эксперименты. Такие эксперименты проводятся в сфере мышления, мысленного представления с объектами, которые наглядны, имеют чувственное содержание. Причем эта наглядность может выходить за рамки привычных представлений, не быть копией реальных (материальных) объектов.

Аксиоматический метод возникает в античной математике - «Начала» Евклида. Это такой способ построения научной теории, при котором в её основе находятся исходные положения (определения, аксиомы, постулаты), из которых все остальные положения этой теории выводятся чисто логическим путем. Аксиомы (постулаты) – положения, которые принимаются без доказательства в рамках данной теории. Природа аксиом (постулатов) может быть различной: очевидность, конвенциональность, гипотетичность, практическая обоснованность и др. Основные понятия теории могут определяться (как у Евклида), но могут просто перечисляться (тогда аксиомы – это их неявные определения). Доказательство – традиционная формальная логика (её правила специально не формулируются в силу свей очевидности, они подразумеваются). После Евклида аксиоматический метод нашёл своё применение во многих науках. Долгое время содержание теорий, где он находил реализацию, выражалось на естественном языке. Такой язык имеет известные недостатки. Поэтому постепенно вводилась символика для обозначения основных понятий и основоположений теорий. Логические средства по-прежнему явным образом не задавались. Выведение предложений теории происходило с помощью естественного языка. Пример – аксиоматическое построение Д. Гильбертом евклидовой геометрии. Если же логические средства будут явно сформулированы, т.е. будут введены выраженные в символической форме логические правила действий с символикой системы, то будет иметь место формализация теории. Тогда для логического развертывания теории нет необходимости принимать во внимание значение или смысл её предложений. Теория превращается в совокупность материальных объектов (символов), они наглядны, даны в чувственном созерцании, с ними можно обращаться как с физическими объектами. Формализация – это представление построенной содержательной теории в виде формальной системы. Предложения теории превращаются в формулы. Формализация теории даёт возможность: 1) выяснить степень полноты постановки проблемы; 2) упростить процесс доказательства; 3) вывести из оснований такие элементы теории, которые содержательно невыводимы; 4) прояснить общую структуру теории; 5) создавать конструкции из символов, которые не осознаются на содержательном уровне.

Результатом реализации методов теоретического исследования является теория - наиболее развитая форма теоретического знания. Теория дает целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Структура теории: 1) фундаментальные понятия, принципы, законы; 2) идеализированные объекты теории – идеальная модель изучаемых предметов; 3) логика теории; 4) философские установки, ценностные факторы; 5) выведенные из основоположений предложения, составляющие содержание теории.

Помимо методов в научном познании находят реализацию более общие методологические процедуры. Это – общенаучные подходы . Если каждый метод требует соблюдения определенных, чётко сформулированных правил действия, то подходы имеют менее определенное содержание. Они не требуют выполнения жёстких предписаний, не регламентируют каждый шаг субъекта познания, а задают лишь общие направления исследования, его ориентацию на постижение той или иной характеристики бытия объекта. К общенаучным относится системный подход (направленность на постижение системного характера объекта), функциональный подход (ориентация на постижение функционирования объекта в том или ином контексте его существования), структурный подход, субстратный, деятельностный, информационный и др. подходы.

Контрольные вопросы и задания

1. Какую роль играет философия в обосновании научных методов?

2. Почему идея универсального метода оказалась несостоятельной?

3. Проиллюстрируйте примерами из истории науки обращение теории в метод.

4. Каковы основные элементы в структуре эксперимента?

5. В чем заключаются сходства и различия эксперимента и наблюдения?

6. Искажает ли активное вмешательство экспериментатора в естественный ход природных взаимодействий представления о законах природы?

7. Каково соотношение анализа и синтеза, индукции и дедукции в процессе познания?

8. В чём сила и слабость индукции (дедукции)?

9. В чём отличие абдукции от индукции, дедукции?

10. Приведите примеры идеальных объектов в различных науках.

11. Каково соотношение аксиоматизации и формализации?

12. Покажите действие общенаучных подходов в познании на материале различных наук.

В статье описаны основные общенаучные методы познания. Мы подробно рассмотрим каждый в отдельности для того, чтобы сформировать целостную картину.

Немного о теме

Рассмотрение общенаучных методов познания начнем с простой классификации. Отметим, что она не так уж обширна. Основной вехой для этого процесса является фиксация двух уровней познания информации человеком, а именно теоретический и эмпирический. Исходя из этого, абсолютно все общенаучные методы познания можно разделить на три базовые группы:

  • теоретического познания;
  • эмпирического и теоретического познания;
  • эмпирического познания.

Рассмотрим всё по порядку, но начнем, пожалуй, с эмпирических способов.

Общенаучные методы эмпирического познания

Для начала отметим, что основным моментом здесь является чувственное познание, которое чаще всего бывает визуальным. Оно направлено на получение знаний с окружающего мира при помощи определённых материальных предметов и приборов. Многие ошибочно полагают, что наблюдение - это пассивный процесс, но это не так. Оно представляет собой целенаправленную деятельность, которая позволяет опираться на чувственные способности человека и фиксировать определенные свойства предметов.

Общенаучные методы эмпирического познания имеют три отличительные особенности:

  • Первая заключается в определенной целенаправленности, которая может существовать при наличии гипотез и исходных предположений.
  • Вторая особенность - это планомерность. Подразумевается, что всё проходит по четком плану, и соответственно ему.
  • Третья особенность заключается в том, что наблюдение или другой эмпирический процесс всегда активен. Другими словами, исследователь тоже напрямую участвует в познании, используя свои знания.

Описание

К общенаучным методам научного познания относится эмпирическое описание. Любое наблюдение всегда описывается. Поэтому данный метод немного обособлен. Он позволяет зафиксировать при помощи искусственного или естественного языка определённые сведения об объектах окружающего мира. Метод описания является эмпирическим базисом всей науки. Главные требования к нему - это полное, объективное и научное описание.

Оно делится на качественное и количественное. Последнее использует язык математики и различные измерительные методы. Качественное описание сравнивает полученные данные с неким общепринятым эталоном.

Эксперимент

К общенаучным методам познания относятся все эмпирические и теоретические. Мы пока рассматриваем их первый подвид. Эксперимент сложнее описания, но он его включает. Во время эксперимента исследователь непосредственно и очень активно участвует в процессе. Этот вид исследования обладает характерными особенностями:

  • экспериментатор может в любой момент вмешаться и повлиять на ход исследования;
  • возможность воспроизводить эксперимент столько раз, сколько потребуется для получения результата;
  • объект может наблюдаться в искусственно созданных условиях для всестороннего изучения;
  • возможность исследовать что-то в его чистом виде, пренебрегая случайными или лишними факторами.

Таким образом, мы понимаем, что эксперимент - это метод эмпирического исследования, который предоставляет максимально достоверную информацию и позволяет ученым вмешиваться в сам процесс.

Анализ и синтез

Анализ - метод общенаучного познания, состоящий из логических приемов эмпирического или теоретического характера, которые позволяют рассмотреть все элементы исследуемого объекта, его свойства. Анализ проводится на начальной стадии для того, чтобы иметь основу для дальнейших исследований и взаимосвязей. Есть три целевые формы анализа:

  • разделение объекта исследования на части с последующим изучением свойств и характеристик;
  • выделение группы характерных признаков и свойств;
  • разделение объектов по их общим характеристикам и признакам.

Завершается анализ тем, что появляется возможность воспроизводить нужный процесс и анализировать его путем логического синтеза, где основная цель заключается в раскрытии определенных закономерностей.

Синтез - общенаучный и частнонаучный метод познания, который может быть использован практически в любой сфере, как и анализ. Он заключается в соединении предметов в единое целое или систему. Это не просто механическое объединение. Оно учитывает структурные взаимосвязи и позволяет увидеть причинные механизмы как бы со стороны. Результат этого метода проявляется в некоторых формах обобщения информации:

  • создание научных понятий;
  • формулировка законов или закономерностей;
  • создание концепций.

Очень часто благодаря синтезу может появиться эмпирическая теория, что, например, случилось с таблицей химических элементов Д. И. Менделеева.

Методы анализа и синтеза не могут применяться по отдельности, так как они дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью комплексного исследования.

Индукция

В качестве общенаучного метода познания права очень часто используется индукция. Она основана на исследовании частных фактов для того, чтобы прийти к общему выводу или гипотезе. Важная особенность индуктивного метода заключается в том, что наблюдается повторяемость определенных признаков. Индуктивный вывод касается общих характеристик объекта исследования, которые были обнаружены после исследования множества частных случаев. Этот метод направлен на поиск объединяющего фактора. Индукция может быть полной или неполной. Первая базируется на знании всех предметов, а вторая может быть не настолько наполнена информацией вследствие пространственно-временных ограничений.

Неполная индукция бывает трех типов:

  1. Простое перечисление фактов, касающееся ограниченного числа событий. Действует до тех пор, пока не находится опровергающий случай.
  2. Отбор фактов из общей массы информации по определенным правилам. Чаще всего такой подход используется при проведении соц. опросов.
  3. Изучение на основе причинных связей в пределах определённого явления.

Это простейший метод умозаключений, благодаря которому было выведено много открытий (закон сохранения вещества, принцип неопределенности). Индукция стимулирует мыслительную деятельность и взаимодействует с разными областями знаний.

Дедукция

Этот метод строится на том, что есть достаточное количество обобщающих фактов. Исходя из этого можно переходить к исследования частных моментов. Такой метод использовали известные сыщики, такие как, Коломбо и Шерлок Холмс. В отличие от предыдущего, результатом здесь не является дедуктивное умозаключение. В итоге может получаться целая система. Философские и общенаучные методы познания трудно представить без дедукции, которая основывается на эмпирических теориях и принципах, гипотезах и аксиомах.

Индукция и дедукция неразрывно связаны, так как дополняют друг друга. И тот, и тот метод может ошибаться. При этом дедукция не может дать абсолютно нового знания, но, тем не менее, роль этого метода очень велика, и она постоянно растет, особенно в двух направлениях. Первое - это то, которое связно с недоступным для чувственного восприятия человека миром (быстротечные процессы, микромир). Второе - это математические и логические теории, которые выводятся благодаря методу дедукции.

Абстрагирование

Следующий общенаучный метод познания - это абстрагирование, которое заключается в особом способе мышления. В таком случае исследователь нарочно отвлекается от ряда характеристик исследуемого объекта для того, чтобы сконцентрироваться на его особенных свойствах. В результате появляются различные абстракции. Благодаря этому методу можно выделить основное. Математическая абстракция подразумевает отвлечение от чувственных характеристик, таких как вкус, жесткость или мягкость.

Метод классификации

К общенаучным методам теоретического познания следует отнести классификацию. Это такой метод научного исследования, который заключается в разделении и распределении множества объектов на подклассы по конкретным признакам. Основа классификации - логическая цепочка.

Выделяется три вида такого метода познания:

  1. Искусственные и естественные классификации, которые зависят от степени деления. Существенные классификации могут нести или содержать в себе важную информацию об объекте. Для примера моно привести таблицу периодических элементов. Несущественные или искусственные классификации позволяют понять суть знаний. Для примера можно взять указатель в библиотеке.
  2. Содержательная и формальная классификация. Первая заключается в ориентированном выделении какого-то порядка в элементах. Вторая ориентирована на раскрытии определенных закономерностей.
  3. Описательная и сущностная классификация. Первая касается фиксации наличия определенного факта, а вторая раскрытия важных характеристик объекта.

Моделирование

Общенаучные и частные методы познания невозможны без моделирования. Это комплексный метод познания, который заключается в исследовании реального объекта при помощи создания его эффективной копии, которая называется моделью. При этом важно помнить, что модель заменяет оригинал только по тем параметрам, которые необходимы для познания. Таким образом, все остальные лишние свойства просто исключаются, так как они не актуальны на определенном этапе. Именно благодаря такой сортировке характеристик модели она получается удобной для исследования.

Общенаучный метод научного познания - моделирование - состоит из нескольких этапов:

  1. Построение модели. На этом этапе главной целью является создание полноценного и эффективного замещения, которое будет воспроизводить необходимые параметры. При этом используется идеализация, абстрагирование, упрощение и т. д.
  2. Исследование. На этом этапе происходит получение необходимой информации. Изучение ведется на очень глубоких уровнях, с учетом всех мельчайших деталей. Всё это необходимо для того, чтобы при помощи модели можно было решить конкретную задачу. Исследователь может дополнительно использовать такие общенаучные методы научного познания, как описание, наблюдение и т. д.
  3. Перенос полученных результатов на сам оригинал. Это означает, что исследователь, опираясь на данные моделирования делает выводы и принимает решение об исходе исследования. Если обнаруживаются несоответствия, то модель корректируется и проводятся новые исследования. Физико-математические модели более простые, так как в них просчитать адекватность и несоответствия гораздо проще.

При этом комплекс общенаучных методов теоретического и эмпирического познания позволяет создавать различные модели. Они могут быть материальными, то есть физическими или социальными. Также модели могут быть идеальными, то есть математическими. Из-за развития теоретического уровня, физическое моделирование становится все менее востребованным. Отметим, что математическое моделирование может быть аналоговым, абстрактным и имитационным.

Абстрактное моделирование базируется на возможности описания определённого явления или объекта при помощи языка научной теории. Изначально дают очень четкое и подробное описание, за которым следует такая же точная математическая модель. Таким образом получается математическо-логический комплекс. Аналоговое моделирование заключается в изоморфизме объектов, то есть в их подобии. Благодаря этому исследуются схожие объекты с разной физической основой. Имитационное моделирование заключается в имитации при помощи компьютера определённых свойств или характеристик модели.

Обобщение

Важным методом познания является обобщение. Оно непосредственно касается всех остальных методов. Заключается обобщение в выделении неких общих свойств, закономерностей и связей в некой области. При этом все это происходит путем перехода на более высокий уровень определения и абстракции. Обобщение включает в себя все вышеперечисленные методы, но при этом оно оставляет свой собственный отпечаток и делает собственный вклад в познание. Некоторые исследователи считают, что этот метод можно по праву считать подвидом абстракции.

Однако на самом деле это не так, ведь обобщение намного более глобально и всеобъемлюще. При этом познавательная задача у этих двух способов тоже разнится. Цель обобщения в переходе от частого или отдельного понятия к общему выводу. При этом появляется новое понятие, а не лишь результат умозаключения.

Идеализация

Важным общенаучным методом теоретического познания является идеализация. Этот метод считается подвидом абстрагирования. При этом процессы предельно приближены к идеальным. Для этого они имеют минимальное количество особенных свойств, которые необходимы для решения конкретной задачи. Идеальных объектов не существует, но есть их прообразы в реальном мире. Именно поэтому можно создать идеальную конструкцию, которая позволит провести мысленный эксперимент. Этот метод характеризуется двумя теоретическими особенностями, а именно:

  1. Введение в создаваемый объект таких признаков и свойств, которые у реального объекта существовать не могут.
  2. Отвлечение внимания от реальных характеристик явления или объекта.

Для примера отметим, что Галилей понимал всю сложность природного процесса, и знал, что для его исследования необходимо создать модель.

Мысленный эксперимент

Мы рассмотрели практически все общенаучные методы познания. Философия более всего пользуется таким способом, как мысленный эксперимент. Он заключается в теоретическом исследовании объекта во всей совокупности его свойств и взаимодействий. При мысленным эксперименте можно устанавливать такие условия, которые в ходе практического опыта установить невозможно. Это позволяет выявить новые закономерности. Таким способом были открыты методы Галилея и Эйнштейна. Ученым было достаточно представить что-то у себя в голове, чтобы понять возможные последствия и причины. Современную науку без мысленных экспериментов вообще представить невозможно.

Формализация

Это метод исследования, который заключается в изучении содержания объекта при помощи закономерностей и связей. Во время этого метода любая область знаний, будь то доказательства, рассуждения или поиск фактов, представляется как некая формальная система. Благодаря этому можно абстрагироваться от формы и содержания для того, чтобы увидеть новую предметную область. В таком случае можно изучать структурные закономерности, отвлекаясь при этом от качественных показателей. Готовую модель можно преобразовывать и менять, получая разное содержание. Более того, с каждым разом в объект можно вкладывать новое содержание. Базой для формализации является абстракция, которая осуществляется благодаря математике. Для этого используется частный метод математизации.

Такие области, как лингвистика или логика, тоже имеют характерные особенности формализации. В чем это проявляется? В использовании характерного искусственного языка, который очень часто называют исчислением. Это некая система изучения определенных областей знания, которая устанавливается между конкретными областями теоретического исследования. В математической логике это может быть исчисление классов, предикатов, высказываний и т. д.

Аксиоматизация

Это метод дедуктивного построения умозаключений или теорий в любом разделе знания. При этом на базе выбора изначальных характеристик, которые называются аксиомами, можно логическим путем вывести разные положения теории или знания. К аксиомам относят исключительно базовые или начальные понятия, которые принимаются за истину без любого рода доказательств. Все остальные особенности уже требуют конкретных аргументов. Для примера можно привести геометрию Евклида. Все науки, построенные на базе аксиоматизации, - дедуктивные.

Гипотетико-дедуктивный метод

Этот метод общенаучного познания заключается в выдвижении определенных абстрактных и теоретических предположений, то есть гипотез. Используется для того, чтобы объяснять причины и взаимосвязи в наблюдаемых процессах или явлениях. Такие умозаключения очень просто и удобно можно дальше раскрывать при помощи дедукции. То есть гипотеза развивается из изначального предположения, которое со временем проверяется опытным путем, а потом уточняется (детализируется) и анализируется исследователем.

Частнонаучные методы - это целая совокупность способов, которая используется для анализа и исследования в определенной науке и с учетом её характерных особенностей. Сюда можно отнести исследования в биологии, физики, химии, механики и т. д.

Подводя итоги статьи, хочется отметить, что абсолютно все вышеперечисленные методы активно используются учеными и исследователями на разных уровнях. При этом надо понимать, что абсолютно все способы научного познания очень широки и актуальны. Каждый из них используется более всего в определенной области. При этом иногда учёные используют целые комплексы различных методов для того, чтобы получить очень точную и комплексную информация.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.