Беседа случаи из психологической практики. Трудности в установлении сеттинга на примере случаев из практики начинающего психолога. Случай из практики. Детская психология

Когда взрослый человек обращается за помощью к психологу, он более или менее представляет себе, зачем туда идет; что именно хочет понять и изменить. Взрослый имеет мотивацию, чего зачастую не скажешь о ребёнке. Только со слов окружающих у маленького человека складывается представление, что с ним что-то не так; объективно оценить и проанализировать себя и сложившуюся ситуацию он не способен в силу возраста.


Уже позже в процессе психотерапии выявляются причины одиночества, неуспешности, смены настроений и конфликтов. Ребёнок может страдать, но вот отчего у него появилось это гнетущее чувство, он понять не может. Да и, по сути, не должен. И наша, взрослых людей, задача заключается в том, чтобы вовремя заметить проблему малыша и помочь ему.


Из практики. Мама обеспокоена тем, что ее девятилетняя дочь не общается со сверстниками, избегает участия в шумных играх и конкурсах, которые так любят дети, безынициативна на уроках, и предложила девочке посетить детского психолога. В ответ на что услышала: «У меня нет никаких проблем! Тебе надо - ты и иди!» После того, как её всё же уговорили сходить, хотя бы один раз, девочка с полным восторгом объявила маме: «Меня там никто не перебивал, мне позволили говорить всё, что я хочу! Я пойду туда ещё». Возможность озвучивать свои переживания и говорить то, что многие взрослые, услышав, осудят, очень помогли этой девочке. Она смогла осознать свои трудности и изменилась.


Детский психолог (психотерапевт) – это не просто человек, способный объективно взглянуть на проблему, дать инструмент для изменений. Этот специалист обладает высоким уровнем эмпатии, т.е. способности «вчувствоваться», спуститься на уровень детского восприятия, взглянуть на мир глазами ребёнка. Он способен на какой-то момент стать ребёнком, оставаясь при этом взрослым, надёжным и понимающим. Именно эти характерные навыки специалиста, работающего с детьми, позволяют ему почувствовать и понять, что стоит за тем или иным поступком и как на него реагировать.


Из практики. Мальчик четырёх лет уже как год ходит в садик. Каждое утро он горько льёт слёзы, не отпускает от себя маму. Воспитатели отмечают, что в течение дня ребёнок грустит, периодически плачет, беспокоен. В ходе встреч с психологом выясняется: ребенок очень боится, что мама оставит его в садике в наказание за то, что он плохо себя вёл; беспокоится, что с мамой что-нибудь случится, ведь он иногда сердится на неё (за то, что она оставляет его одного в саду). Работа над успокоением, снижением тревоги малыша, а также определённые рекомендации родителям помогли малышу стать более независимым от мамы, получать удовольствия от пребывания в детском саду.


Порой визит к специалисту позволяет родителям разобраться в том, что происходит, осознать причинно-следственные связи. Ведь кроме моральной поддержки они получают квалифицированную помощь в решении проблем, возникающих в процессе развития ребёнка на определённых этапах. Например, многие трудности (агрессивность, упрямство, непослушание) являются нормальными нормальными на некоторых возрастных уровнях. Обойти их просто невозможно.


Из практики. Мальчику 2 года и 5 месяцев. Родители обратились к детскому психологу, абсолютно не понимая причин перемен в поведении ребёнка: малыш стал неуправляем, непослушен, кидается предметами в окружающих, в частности в папу и маму, дерётся, капризничает. Родители в шоке. «Раньше сын был спокоен, и управляем, а тут как подменили!»


Таких примеров масса, причём пол ребенка не так важен. Имеют значение возраст и характер реакции окружающих. Ведь именно отношение взрослых определяет возможность продолжения поведения «в том же духе», возвращения этих трудности в дальнейшем а также вероятность того, что они зафиксируются и станут чертами характера. В случае последнего изменить укоренившуюся манеру поведения будет непросто.


Своевременное обращение к детскому психологу не только экономит время и силы, но и даёт возможность родителям вновь обрести уверенность в отношениях с малышом. Это происходит потому, что происходит объединение семьи, цель которого – всем вместе преодолеть непростой этап. На смену тревоги и огорчения приходит взаимопонимание, а с ним радость от общения с ребёнком, который, каким бы он ни был, любит своих родителей и нуждается в них.

Не всегда встречи ограничиваются диагностикой и рекомендациями.


Причиной «сложного» поведения ребёнка может быть внутренний конфликт в его душе, который формируется вследствие противоречивости желаний, чувств (например, любовь и злость по отношению к важным, значимым людям; запрет и желание этот запрет нарушить). Такой конфликт должен разрешаться. Если этого не происходит, то конфликт остаётся, укореняется. На то, чтобы справиться с внутренним напряжением, тратится много душевных сил. В результате страдают как функции психического аппарата (память, внимание, мышление), так и эмоциональное и физическое самочувствие ребёнка. Так появляются проблемы со здоровьем и поведением (энурезы, энкопрезы, нейродермит, частая заболеваемость, тики, заикание и даже отставание в развитии).


Задача психолога – выяснить характер конфликта. Это требует времени. Поэтому, кроме ознакомительных (диагностических) встреч с ребёнком требуются психотерапевтические занятия. Психолог ещё раз встречается с родителями, объясняет причины назначения психотерапевтического воздействия, договаривается о расписании. Также оговариваются правила, которых следует придерживаться. Хочется отметить, что успешное сотрудничество психолога с родителями - залог быстрого и успешного лечения. Родители периодически приглашаются на встречи для обсуждения хода терапии, на которых они могут задать вопросы и получить рекомендации.


Из практики. Мальчик 9 лет, шутовское поведение, гиперактивен и импульсивен, в школе проблемы с одноклассниками и учителями, трудности с выполнением домашнего задания. Из семейной истории выясняется, что отец унижал и физически обижал мать на глазах у ребенка, не был внимателен и к сыну, мог не покормить, не дарил подарков на день рождения, не выполнял обещаний. Из-за неблагополучной обстановки мальчик часто оставался с бабушкой, мама вследствие своих переживаний и собственных тревог порой была слишком строга и требовательна к сыну. Ребёнку не позволялось спорить со старшими. Беспокойство за маму, её самочувствие, взятие на себя роли «единственного мужчины в семье» (родители развелись), перегружало психику мальчика. Он не мог расслабиться, заняться своими детскими делами, ему всегда нужно было быть начеку. Накопленное напряжение находило выход в импульсивности и гипперактивности (например, на уроках он не мог сидеть спокойно на месте, ёрзал, делал выкрики), а злость и раздражение (которое, кстати, он не до конца осознавал) выплёскивались в стычках с одноклассниками. В ходе встреч с психологом ребёнок говорил вслух о своих негативных чувствах к отцу и желании отомстить ему. Также он был обеспокоен тем, что внешне очень похож на папу, и боялся, что это может повлиять на его характер. Позже мы «докопались» до его желания иметь хорошего папу и вины за то, что он (мальчик) не смог защитить маму. Эта длительная работа продолжительностью в два года позволила мальчику понять самого себя, взять под контроль собственную агрессивность, осознать свои желания и «отпустить» свою обиду на взрослых. Он стал более уверен в себе, наконец проявил себя как очень умный и талантливый подросток.

Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что психотерапия позволяет ребёнку выражать и исследовать свой эмоциональный мир. В условиях безопасности и понимания ребёнок «открывает» свои страхи и тревоги, неосознанные желания, а значит, может бороться с первыми и реализовывать вторые.


Применяя различные методы, психолог помогает ребёнку освобождаться от мучающих его чувств, становиться сильнее. Новый эмоциональный опыт, полученный на встречах, становится базой для формирования полноценной личности, счастливого человека, обладающего теми индивидуальными особенностями, которые заложили в него родители и природа.


Материал подготовлен на основе личной практики детскиого психолога, психотерапевта Паршиковой Надежды Владимировны.

Мы иногда думаем, что поход к психологу уместен, только когда случилось что-то действительно тяжёлое, из ряда вон выходящее событие.
И так хорошо, что я тут могу привести пример, который показывает, что всё, что вызывает душеный «неуют», достойно внимания. Я очень благодарна подруге Марине, за то что она предоставила мне такой случай. Сделала она это потому, что мы были знакомы и приятельствовали. И это снимало напряжение и остроту официального обращения к психологу.

А было следующее. Марина завела кошку, но в определённый момент ей потребовалось отвезти её в другой город и временно оставить у родителей. Родители отнеслись к кошке дружелюбно. С точки зрения сознания, вопрос был решён удачно и правильно: кошка попала в заботливые руки, а Марина могла решать вопросы с жильём. Марина вернулась в свой город, но к ней никак не возвращалось её спокойствие. Казалось, оно осталось там, в другом городе, у родителей. Острые душевные переживания и укоры себя за то, что так плохо поступила с кошкой, мучили её. Сначала она списывала это на то, что просто соскучилась по своей любимице. Но потом ситуация накалилась до такой степени, что Марина заняла денег на самолёт, чтобы срочно, как можно быстрее лететь за кошкой! Это казалось самым важным делом, которое нужно выполнить немедленно! Получалось что, жить с кошкой и жить без кошки, она не могла. Она собралась лететь, но перед этим, осознавая, что такой накал переживаний не соответствует ситуации, решила заехать ко мне на приём.

И вот, держа в кармане пачку денег на самолёт, но не имея именно сейчас возможности вновь вернуть кошку к себе, она, как бы извиняясь за то, что «отвлекает по странным пустякам» рассказала свою историю.
Начав работу, мы обнаружили что лежало за этим. А вот это уже было действительно серьёзным. Предательство родителей! Да, именно так оценила маленькая девочка, когда, возрасте 2-х лет, её привезли и временно оставили у бабушки родители, что они просто предали её. Обычная житейская история, но ребёнок мыслит иначе, ребёнок не понимает проблем взрослых. Марина тосковала по родителям, а когда их расставание показалось слишком долгим, решила что они её бросили. Пробыла у бабуши она год. Потом её забрали, она выросла и уже давно забыла эту историю. И думала, что простила родителей и, будучи взрослым человеком, понимала всё правильно. У кого же ещё можно оставить ребенка как не у бабушки? Но, как оказалось, бессознательное хранит детскую боль, и именно эта боль активизировалась и мучила Марину. Иногда домашние животные становятся эмоциональной заменой детей. Действительно, кошка, как и ребёнок – живое, беспомощное (в данном случае) существо, за которое ты ответственен. Сработала аналогия сценария. Бессознательно она осуждала себя за то, что поступила точно также, как когда-то её «предатели» родители.

В продолжении консультации мы вошли в этот возраст и сделали там всё, что нужно: были выплаканы детские слёзы обиды, ушло осуждение, появилось понимание и уверенность в любви и преданности родителей к себе. Ведь в том возрасте целый год без родителей — это немыслимо долгий срок. «Лёд в душе растаял», и вновь это психическое пространство впустило в себя любовью к родителям.

Накал спал, бежать на самолёт было уже не за чем, и мы пошли в кафе. Там Марина призналась, что ест первый раз на этой неделе, вот какой силы было её переживание «из-за пустяка».

Она пришла ко мне в полном отчаянии. Глотая слезы, рассказала, что собственными руками разрушила свою карьеру. Три года шла к своей нынешней должности, работала допоздна и часто без выходных, а начальство ее все время отодвигало в сторону, критикуя и перепроверяя.

И все-таки Полина своего добилась. Казалось бы, можно торжествовать победу. А она уже на третий день написала заявление об уходе. «Я чувствую себя настолько обессиленной, что не могу сделать элементарное: почту прочитать или письмо отправить». Явное эмоциональное истощение, апатия, снижение самооценки...

Я предложила ей отпустить ситуацию: в течение двух месяцев не принимать никаких решений

Но Полина больше всего страдала от мысли, что в таком «разобранном» состоянии подводит своих коллег. И во всем винила себя. Она долго несла избыточную нагрузку и одновременно переживала несправедливую агрессию руководства… Ценой огромного напряжения она все же «дотянула до аэродрома» - и сломалась из-за запредельного переутомления.

Возможно, ей надо было остановиться раньше, но теперь уже не имело смысла это обсуждать. Объяснения часто действуют на клиента успокаивающе. Я описала ей динамику эмоционального выгорания, объяснила, что самообвинения - один из симптомов этого заболевания, а значит, они просто бессмысленны.

«Представьте, что вы заболели ветрянкой, - сказала я, - не будете же вы винить себя, что у вас на теле появилась сыпь? Самообвинения - это «сыпь» депрессии». После этого разговора Полина согласилась остаток воли приложить к тому, чтобы прекратить обвинять себя.

Я предложила ей отпустить ситуацию: пусть все идет как идет. В течение двух месяцев не принимать никаких решений, уехать к родным в деревню, там отдыхать, спать сколько захочется, заниматься собой, относиться к себе с исключительной нежностью. Словом, просто дать себе выжить. А через два месяца - прийти ко мне, и тогда мы обсудим, как быть дальше.

Виктор, 55 лет

Серьезный, солидный человек совершенно потерял сон и покой из-за сложной ситуации на работе. Виктор живет в небольшом подмосковном городе, работает в бухгалтерии госкорпорации, всегда был на хорошем счету. И вот новый начальник заявил, что на его место есть претендент, родственник этого начальника.

«Так прямо и сказал: «Лучше уходи сам, иначе я тебя выживу!» Представляете, какое унижение - гнать меня как щенка! Я уже не говорю о том, что мне осталось пять лет до пенсии! Куда я устроюсь?! Да и с какой стати мне уходить? Естественно, я с возмущением отказался. Тогда этот наглец стал меня выживать, бесстыдно и неприкрыто. Публично распекает за мелкие огрехи, наговаривает на меня за моей спиной, лишает премии - в общем, создает у руководства впечатление, что я плохой работник. Коллеги сочувствуют мне втихаря, но помочь ничем не могут…»

Рассказывая свою историю, Виктор срывался на крик, у него дрожали губы, он был переполнен гневом и отчаянием. Я объяснила Виктору, что он оказался жертвой буллинга и ему предстоит бороться за себя. Буллинг - психологический террор, агрессивное преследование одного человека другим или группой.

Буллинг именно тем и страшен, что капля за каплей подтачивает здоровье и психику жертвы, приводя к эмоциональному выгоранию

Поскольку настрой у клиента был боевой, а жизненный опыт позволял надеяться, что он выдержит испытание, я предложила ему проверенный метод - начать вести дневник буллинга. Объяснила, что его задача - тщательно фиксировать все эпизоды травли, включая даже самые мелкие: начальник демонстративно проигнорировал, высмеял, грубо при всех сделал замечание, другим простил ошибку, а Виктору нет.

Каждый из таких эпизодов может выглядеть незначительным, но буллинг именно тем и страшен, что капля за каплей подтачивает здоровье и психику жертвы, приводя к эмоциональному выгоранию. Поэтому борьба с ним должна быть такой же скрупулезной. Каждый случай записывается на отдельном листке, разделенном на графы: дата, время, что произошло, кто свидетель. В отдельной графе следует записать последствия.

Например, «Поднялось давление» или «Я лишился премии». Собранные вместе, эти листочки выглядят уже как серьезная доказательная база. Виктор человек умный и прекрасно меня понял. Аккуратный и методичный, он начал скрупулезно собирать это досье. И уже одно это помогло ему стать намного спокойней.

Месяца через полтора, когда листков скопилось достаточно, он принес эту папку в кабинет начальника и сказал: «Я не хочу скандала, но если вы не оставите меня в покое, я отправлю эти материалы руководству корпорации». Буллеры обычно трусы, и этот не был исключением. Больше он не вспоминал о том, что хотел пристроить своего родственника, и оставил Виктора в покое.

Кира, 36 лет

На первой консультации мне буквально слова не удавалось вставить - так ей было необходимо выговориться. Кира рассказывала, что по утрам даже просыпаться не хочется - так тошно ей от одной мысли о работе. Настоящий трудоголик, теперь она испытывала лишь постоянную усталость и опустошенность.

При этом ее карьера вполне успешна - она менеджер крупной международной компании. На это место Киру пригласил нынешний шеф, заметив ее в другом подразделении. «Он сказал: «Я вижу, что тебя там не ценят, а ты такая талантливая!» Меня эти слова вдохновили, я ведь сомневалась в себе. Он блестящий профи, я очень многому у него научилась. Где бы я была сейчас, если бы не он!» - рассказывала Кира.

Старательная и креативная, она не только прекрасно освоила новые функции, но и постоянно подбрасывала шефу какие-то идеи. И неожиданно обнаружила, что шефа это нисколько не радует. Более того, он то и дело начал Киру подставлять. То «забывал» включить ее в список приглашенных на совещание у руководства корпорации, то не указал в числе исполнителей проекта, за который сам получил премию.

Кира, несмотря ни на что, по-прежнему была ему благодарна, считая, что только ему обязана карьерой, продолжала им восхищаться и терпеть все несправедливости. Прошел год, прежде чем она решилась прийти к психологу с вопросом, как ей дальше работать.

Его комплименты - всего лишь форма манипулирования, способ заставить ее делать то, что ему нужно

Слушая ее, я понимала, что шеф, скорее всего, нарциссическая личность и использует людей в своих интересах. Власть для него важнее хороших отношений и интересов дела. Увидев, как прекрасно Кира справляется со своими обязанностями, он понял, что на самом деле она вполне могла бы занять его должность.

Вот почему он начал ее игнорировать, принижать ее успехи. Я предложила Кире это обдумать. И такое объяснение стало для нее большим облегчением. Но принять то, что дело не в ней, было непросто. Это указывало на ее травматический детский опыт. Действительно, в семье ее воспитывали слишком строго. Что бы ни делала Кира, она всегда была «недостаточно хороша» для родителей. И став взрослой, продолжала чувствовать себя так же. Она стала блестящим профессионалом, но невысокая самооценка мешала ей двигаться вперед.

Наша работа заключалась в том, чтобы Кира научилась реалистично смотреть на своего шефа. Ей понадобилось немало времени, чтобы признать: перед ней честолюбивый, не очень честный человек, который любит красоваться перед начальством, без всяких угрызений совести приписывая себе чужие заслуги.

Постепенно от трепетного, восхищенного отношения она стала переходить к взвешенному анализу: что это за человек и как себя с ним вести. Ей стало ясно, что комплименты, которыми он изредка ее награждал, всего лишь форма манипулирования, способ заставить ее делать то, что ему нужно.

Андрей, 45 лет

На консультацию заместитель генерального директора одной региональной корпорации пришел совершенно подавленным. Проблема, с которой он ко мне обратился, заключалась в том, что директор постоянно унижал его при коллегах.

При этом они работали вместе несколько лет: директор тянул Андрея за собой по карьерной лестнице, каждый раз, получая новое назначение, брал его к себе замом. Зачем? Андрей полагал, что нужен шефу как «мальчик для битья», и, конечно, страдал в этой роли. Воспитанный и деликатный, он не понимал, чем вызвано такое обращение, и все больше терял веру в себя.

Когда мы обсудили ситуацию подробней, стало ясно, что роль Андрея в жизни шефа была куда важней. Директор не умел конструктивно общаться с сотрудниками, боялся конфликтов, не уважал точку зрения других. Зато все это хорошо умел делать Андрей, который, по существу, годами выполнял функции реального руководителя, завоевав уважение и авторитет подчиненных своим стилем общения. Фактически он стал буфером между директором и подчиненными.

Я показала Андрею на примерах, что без него шеф не продержался бы на своем месте и полугода и что он прекрасно знал за собой эту слабость. Вот почему ему был просто необходим такой зам. По сути, Андрей имел огромную власть над своим начальником, даже не подозревая об этом. Он был нужен шефу гораздо больше, чем шеф ему.

Такой поворот стал полной неожиданностью для Андрея. Для него разрешение конфликтов, да и в целом руководство коллективом вообще не представляло трудности, поэтому он не отдавал себе отчета, насколько ценны его качества. Он иначе увидел всю ситуацию, понял, что пользуется авторитетом у подчиненных, которые прекрасно видят его заслуги и правильно оценивают характер директора. Произошел своего рода инсайт, ему все стало ясно. И он с облегчением признался, что с души у него спал тяжелый груз.

Об эксперте

Светлана Кривцова - директор Международного института экзистенциального консультирования и тренинга.

Здравствуйте уважаемые читатели!

Многих не оставила равнодушными. Это приятно. Говорит о достаточной актуальности темы. Судя по комментариям, многим статья понравилась. Были и необычные комментарии, судя по которым, читатели видели в тексте то, что им хотелось увидеть, а не то, что в нем написано. Есть и те, кто утверждал, что она недостаточно хороша. Странно, что эти люди, интересующиеся проблемой капризов, не нашли ничего интересного в статье, объясняющей суть этого явления. В то же время они одновременно демонстрировали свою информированность в этом вопросе и указывали на необходимость написания практических советов по поднятой теме, желая получить общие рекомендации.

Хочется напомнить, что невозможно самостоятельно наладить автомобиль даже при наличии оборудования, пока вы не потратите время на изучение его устройства. Ремонтировать его исходя из положения: — «В нем что-то давно гудит, мне кажется, что это генератор…» — нельзя. А вдруг это подшипник? Чтобы решить проблему капризов, вы должны понимать суть этого явления и именно для этого я потратил свое время на написание предыдущей статьи. Понимание сути явления без способности решать проблем, связанных с ним, говорит о том, что на самом деле понимания сути нет, но есть иллюзия понимания. Думаю, что в этой ситуации стоит вспомнить старую притчу:

Однажды четверо слепых захотели узнать, что же такое слон, хотя бы на что он похож. Попросили подвести их к слону. Один потрогал слона за хобот, и подметил: «Слон похож на толстый канат». Второй потрогал хвост, и возразил ему: «Нет, не на канат, а скорее на верёвку …». Третий, который трогал слона за ногу, возразил: «Нет, вообще-то на столб похож». А четвёртый, который трогал за живот, заявил: «Вы все не правы! Слон похож на огромную бочку!». И слепцы оживлённо начали спорить, на что же похож слон на самом деле. И все они были не правы, и каждый из них был прав по-своему.

Поэтому большое спасибо за ваши совершенно справедливые замечания. А я, видя по комментариям недостаточную информированность и освещенность знаний в массах по поднятой теме, продолжу.

Я практик. Я пишу о том, что видел многие сотни раз, о том, с чем много раз приходилось справляться. Исхожу из своего практического опыта, а не из десятков теорий, иногда близких к практике, иногда неизмеримо далеких, иногда созданных для объяснения совершенно иных форм воспитания и его результатов. Цитировать чужие истины, а иногда и чужой бред, изложенный в этих теориях, не является моей целью. К тому же я врач, а не психолог, я лечу, а не советую.

В этой статье я попробую конкретизировать некоторые аспекты проблемы детского капризного поведения и сопутствующих ему истерических реакций.

Еще раз повторю — я практик. Эти реакции я видел многие сотни раз, наверно во всех возможных вариантах и проявлениях. Поэтому начну с конкретных практических примеров, которые проиллюстрируют динамику формирования и устранения такой формы поведения как каприз и динамику сопутствующей истерической симптоматики.

Случай из практики №1 (наиболее распространенный вариант)

Исходные данные: Девочка 2г. 4мес. Воспитывает молодая полная семья. Первый и единственный ребенок. Отец — автомеханик. Работает честно и добросовестно от темна до темна. Амбициозен. На выходных гуляет с женой и дочкой, играет с ребенком, практически не спуская с рук и не отходя от нее ни на шаг. Любящий, уделяющий внимание, имеющий желание воспитывать. Учит дочь постоять за себя, настоять на своем, не уступать. Также семья прилагает усилия для того чтобы дочь росла и умной, и красивой. В разговоре выясняется, что отец иногда даже конфликтует с другими людьми, отстаивая интересы ребенка. При этом категоричен и однозначен. Не склонен к диалогу и компромиссу во всем, что касается дочери. По типу – девочка всегда права. Если девочка неправа – обращайтесь ко мне. А я уж точно – всегда прав . Если чужие люди реально ущемляют интересы ребенка, начинает войну. Причем неважно кто перед ним бабушка, дедушка, папка, мамка – со всеми категоричен, бескомпромиссен и жесток. Не терпит, когда какая–нибудь мама, или няня делают замечание его ребенку. На это он отвечает, им «воспитывайте своих детей». Он человек сильный, храбрый и естественно у него самая красивая жена и, безусловно, самая красивая и умная дочурка. Жена – молодая яркая домохозяйка с высшим образованием, с далеко идущими планами на жизнь.

У семьи наблюдается некоторая демонстрация жизни не по средствам. Приобретена в кредит дорогая красивая машина, одеваются в броскую одежду, ни в чем не ограничивают ребенка. При этом имеют пока достаточно скромный доход, большая часть которого уходит на аренду жилья. В общении легко судят о вещах, в которых некомпетентны. Всегда уверены в своем мнении и знании. Кстати, это — один из признаков родителей, у которых дети подвержены капризному поведению. Громкость, яркость, демонстративность.

Поведение ребенка: В ответ на практически любое не понравившееся обстоятельство, громко кричит, топает ногами, отказывается реагировать на любое указание взрослых, часто падает, бьется головой об пол, катается по полу, иногда царапает лицо и т. д. Реакция может наступить в любой момент прогулки, разговора, любого действия, когда, казалось бы, и повода нет никакого. Приходя в гости, семья вынуждена уходить уже через 20-25 минут. Реакции наступают всегда. И всегда бурные. Мне показывали видеозаписи этих вещей. На самом деле, выглядело страшно. При попытках пресечь такое поведение, ребенок еще больше нагонял «жути». Кричал громче, неистово, замирал, дыхание задерживалось на некоторое время дольше, чем по норме. Ни угрозы, ни уговоры, ни отвлечение не работали. Истерика прекращалась внезапно, как и начиналась сама по себе.

Суть проведенной коррекции: С этим ребенком я практически не работал. Почему? На приеме я убедился, что у девочки нет никаких отклонений психики, которых можно опасаться, (именно поэтому, для работающих с детьми — важно высшее медицинское образование). Зато было потрачено много человеко-часов для коррекции поведения мамы и папы, а также дедушки, который принимал живейшее и пристальное участие в процессе. Коррекция проводилась с помощью стандартного набора психотерапевтических техник НЛП (с элементами гипноза, в случае с папой), но в основном это была старая добрая рациональная психотерапия с объяснением ситуации. Такой подход позволяет дезавуировать все ложные представления о воспитании ребенка, позволяет показать, как на самом деле воспитывается ребенок, а не как кажется родителям. Показывается роль неверных социальных доминант. И, самое главное, безальтернативно раскрывается связь поведения ребенка с поведением его родителей. Если терапевт компетентен и грамотен, вариантов противостоять коррекции своего родительского поведения, у разумных мамы и папы не остается.

Стоит отметить, что после изменения поведения родителей, поведение ребенка резко изменилось. В контексте нового поведения родителей старое поведение ребенка — с капризами и истериками, просто стало бессмысленным. А так как девочка была психически здорова, ее психика, освободившись от родительской глупости, выработала новые формы поведения быстро и надежно, как и положено психике здорового ребенка.

Вывод: В данном, несложном для коррекции случае, главное – работа с родителями. Ребенок был фактически не причем. Большинству покажется, что исходные данные семьи в норме. Наверно, — это так и есть. Прекрасная ячейка общества, любят друг друга, в дочке души не чает, но формы поведения родителей в социуме и формы их взаимодействия с ребенком заставили маленькую девочку вести себя именно так.

Случай из практики №2. Страшный и клинический

Исходные данные: На приеме девочка 6 лет 7 мес. Категорический отказ от приема жесткой пищи. Мгновенная рвота в ответ на любую попытку проглотить. И так 3 месяца без динамики до обращения. Уже наблюдалось физиологическое угасание ребенка. Начались варианты парентерального (через капельницу) питания. Девочка не могла глотать даже каши, пюре, — только абсолютно жидкую пищу. На моих глазах при попытке выпить ложку прозрачного куриного бульона, она, почувствовав на языке миллиметровый коричневый ошметок, из тех, что плавают в бульонах, выдала несколько мощнейших спазмов желудка и пищевода. И так несколько дней приемов подряд. В ответ на любое раздражение любой пищей ротовой полости следовала мгновенная рвота.

Разбор ситуации: У этого ребенка по сравнению со случаем №1 (описан выше), уже сформировался стойкий патологический рефлекс. Выяснил, что капризность, присущая ей в раннем детском возрасте, делала ее очень похожей на 2-х летнюю девочку из предыдущего примера. Мама и папа воспитывали ее старательно и честно. Девочка была поздним ребенком. И вот в 6 лет и 7 мес. эта, капризность, пересеклась со следующими случайными ситуациями:

Дома за завтраком девочка поперхнулась и сильно испугалась. Кое-как успокоили, но на следующий день на глазах девочки, стечение обстоятельств, поперхнулась и закашлялась до рвоты старшая сестренка.

Неврологи и психиатры проводили медикаментозное лечение. Безрезультатно. Гастроэнтеролог говорил о спазме мышц ЖКТ. На самом деле страшно, когда вижу таких деток. Истерический спазм снимается очень сложно и сопротивляется коррекции, как зверь.

Суть проведенной коррекции: Психотерапевтическими методами, я убирал этот рефлекс 5 дней подряд. Технически было очень сложно. На восьмой день девочка проглотила первый раз за три месяца жесткую пищу. Но основная работа после устранения симптомов, опять же, проводилась с мамой. И, поверьте, работа с мамой оказалось сложнее, чем устранение истерического рефлекса ребенка. То есть пришлось делать то, что надо было сделать с мамой еще несколько лет назад. Эта мама, хоть и была постарше мамы из предыдущего примера, но тоже была яркая, амбициозная, начитанная и всезнающая, еще и по образованию педагог — психолог. До клинического случая с дочерью она не допускала мысли, что в отношении с ребенком делает что-то неверно. Девочка была очень развитой, живой подвижной, обучаемой. Простите за цинизм, но объяснить маме степень ее ошибок в воспитании, помог страх испытанный при виде страданий дочери. Этот страх сделал ее менее критичной, более восприимчивой к принятию несвойственного ей, но правильного поведения в отношении дочери. Она поняла, что источником всего этого кошмара во многом является она сама. Женщина умная и образованная, но заблуждающаяся. Конечно же, она справилась и, как я могу судить в подростковый возраст девочка вошла и прошла его без особых эксцессов.

Случай из практики №3. «Суперклинический» (особо впечатлительным – не читать:-))

Исходные данные: Девушка 15 лет. Анамнез, примерно тот же самый, что у маленьких девочек из предыдущих примеров. Превосходная семья. И папа, и мама — очень заботливые.

Интересы детей на первом месте. Я хорошо знал эту семью и удивился, когда они появились с проблемой резкого болезненного спазма мышц глаза у дочки. Накануне возникновения спазма, девушка пришла домой слишком поздно. Отец выразил жесткое отцовское несогласие с этим. Девушка ответила дерзко. Отец в ответ словесно унизил ее, подчеркнув ее физическую незрелость, особенности строения тела, соответствующие возрасту. Слова отца, как он и целился, затронули болевую точку психики дочки, но возникшая реакция оказалась гораздо сильней, чем ожидал отец. В результате этой реакции спазмировалась мышцы вокруг глаза и глаз закрылся.

Случился истерический спазм круговой мышцы глаза. Достаточно редкая двигательная истерическая реакция. За все годы практики видел такое не более 12-15 раз. Этот истерический спазм мышцы глаза, «не берут» никакие медикаменты. Выглядело это так: — просто закрывается глаз, так, как если бы его сильно, сильно, пресильно зажмурили. Вот только открыть его невозможно – день, два, три, неделю, ночью и днем. Спазм такой силы, что даже пальцами раскрыть глаз нельзя и это много дней подряд. Естественно вся эта беда сопровождается сильнейшими болями.

Суть проведенной коррекции: Ломали эту реакцию 3 дня. Глаз открылся. Хоть это было не просто, но сводилось к грамотной психотерапевтической технике. Это, — как применение определенного набора инструментов. И,… опять коррекция взаимоотношений в семье заняла большее время, чем снятие жесткого спазма.

Сейчас этой девушке 26 лет. Двое детей. Нормальная семья. Но, месяц назад привела дочку 3 летнюю. Пришли в том же составе. Она, ставшая мамой, со своими родителями и с дочкой. С чем? Отгадайте с одного раза! Правильно: — С Детскими капризами!

Слава богу, скорректировали поведение ребенка быстро. Кто? Не я. Я скорректировал поведение мамы, бабушки и дедушки. Помнив, приключение со спазмом глаза 11-ти летней давности, они прислушивались к каждой моей рекомендации и выполняли то, что требовалось для исправления ситуации. Меняли свое поведение. У них получилось.

Выводы

Случаев из практики можно привести сотни и только на основании их анализа, можно понять, следующее:

  • Работать с ребенком на стадии нарушения поведения, называемого детскими капризами зачастую бессмысленно. В подавляющем большинстве случаев не ребенок является субъектом психотерапии, а его родители.
  • Основным методом коррекции истерического поведения ребенка является работа с родителями и изменение их поведения, а, зачастую, и жизненных установок. В большинстве случаев взрослые находящиеся вокруг – главное в патогенезе формирования этих реакций. Это главный определяющий поведение ребенка фактор. Именно поэтому во многих случаях могут не работать многочисленные советы психологов по коррекции поведения детей, потому что суть поведения детей – во многом снятие слепка с поведения взрослых. Не корректируя поведение мам, пап, нянь и другого окружения из свиты великолепного малыша, результата достичь невозможно. Взрослым необходимо изменить свое поведение вообще, а не в момент детского каприза, не специально для его коррекции, а вообще ежедневное, ежечасное. Надо понять, что именно ваше поведение является стартовым для всех видов поведения вашего ребенка.
  • Для большинства случаев типичны и черты самих ребятишек. Обычно это умненькие, развитые, часто немножко выше сверстников дети с богатой эмоциональной составляющей.
  • Капризное поведение детей в детском возрасте является основой для формирования истерических, фобических и других невротических реакций в зрелом и подростковом возрасте. А еще можно усугубить или модифицировать проблему в скрытую истерическую симптоматику. Подавить ребенка. И в ответ на подавленное поведение, у ребенка возникает реактивный мышечный спазм (в кишечнике, горле, диафрагмальный и т.д.). То есть сформируется разнообразная психосоматическая симптоматика. Которая в подростковом возрасте выливается в гастриты, дискинезии, бронхиальную астму, аллергические реакции, снижение иммунитета, кожные нарушения. В подростковом возрасте вся эта беда расцветет пышным цветом потому, что:
    1. резко возрастает социальная нагрузка на ребенка, а его формы взаимодействия с помощью сформированных в детстве реакций истероидного круга не работают и превращаются в психосоматическую симптоматику.
    2. в то же время, на организм подростка обрушивается огромная физиологическая нагрузка. Интенсивный рост организма. Гормональный форсаж всех этих изменений.

И опять скажу, как практик: В каждом случае необходим сугубо индивидуальный подход. Даже лечение насморка разнится у всех людей. У одного он с высокой температурой и надо ее сбивать, у другого без температуры. У одного — с осложнениями в силу анатомических особенностей пазух у другого — нет. А что касается психики там нюансов больше на порядок. Работа иногда напоминает работу ювелира. Дилетантство здесь не приемлемо. Я говорю не про родителей. Родители находятся внутри ситуации. Любят ребенка, хотят ему всего, всего и стараются. То, что они, как и любые люди, ограничены в рамках собственного жизненного и профессионального опыта так же как я и вы, как и все мы – это понятно. Но если дилетантство помножить на неистовость усилий? Плюс категоричность, обусловленная часто высоким уровнем образованности и амбиций мам деток, страдающих капризами и истерическими реакциями? Весь жизненный опыт таких мам говорит им, что они на самом деле умные, компетентные. Это на самом деле так, но ошибаться может каждый. Видя кучу советов, которые не действуют они, конечно же, ищут выход, много читают, очень много знают. По-своему справляются с бедой и, если удается, заслуженно горды этим. Но схема, выработанная данной конкретной мамой, не обязательно сработает в случае с другим ребенком.

Помимо вышеперечисленных пунктов, очень важно понять, что, если случай клинический , как в примере 2 или в примере 3 , необходима срочная даже экстренная профессиональная помощь врача психотерапевта.

Завершение

Можно сколько угодно дискутировать о правильности и неправильности норм поведения родителей. Воспитывать взрослых людей – занятие неблагодарное и некорректное. Просто существуют вполне конкретные психофизиологические конструкции, сопровождающие ту или иную поведенческую форму.

Приведу пример: На столе стоит бокал, определенной формы. В него можно налить что угодно, воду, сок, вино, керосин, краску… Содержание бокала изменится. Но его форма останется той же самой.

Так вот, ребенок усваивает именно форму поведения взрослых, а не содержание, не смысл, которые ему недоступны. Ребенок присваивает себе мимические, жестовые конструкции родителей. Интонационные модуляции и соответствие тональному ряду речи воспитывающего взрослого. Усваивает позиционирование эмоциональных акцентов. Содержание поведения взрослого человека, его смысл не может быть понятен ребенку 2-3 и так далее лет. Происходит именно бессодержательное копирование психофизиологии взрослого. Поэтому работать с ребенком, особенно с содержанием его реакций — не имеет смысла до раннего школьного возраста. Убрать страхи, тревожность связанные с конкретным поводом (например, напугался лифта, собаки, дяди и т.д.) – пожалуйста. Систематическое поведение – нет. Это отдельная очень серьезная тема. Ее не уложить в рамки отдельных статей целиком.

В этой статье я, равно как и в предыдущей, не претендую на абсолютную истину в последней инстанции. Я просто опираюсь на многолетнюю практику и описываю ее. Небольшая часть моей практики – это несколько сотен случаев работы с детьми, (хотя в основном работаю с взрослыми людьми) подобных, изложенным выше.

Очень здорово, что родители в наше время посвящают много времени детям. Изучают литературу, рекомендации в интернете, используют все доступные ресурсы. Семья снова становится основной ценностью. Существует огромное количество грамотных психологов и воспитателей умело и профессионально работающих с детьми и семьями.

И я вношу свою скромную лепту этот процесс. Как понимаю, как умею, как могу. Мои статьи не являются сугубо научными и тем более категоричными. В традициях публицистического жанра закончу тем, с чего начал. Помните притчу о четырех слепцах? Я, как один из них, просто трогал этого «слона» много-много раз и в разных местах, но уверен, что до конца не знаю всех его особенностей и повадок. На этом, наверно, о капризах закончу. Можно продолжить Каприз часть 3, часть 4 и т.д., но стоит ли? Тема глубока и бесконечна, как, впрочем, все, что касается человека…

Навигация по записям

Капризы 2 | Случаи из практики психотерапевта и их анализ : 30 комментариев

  1. Юлия

    Не поняла откуда столько вопросов что да как делали?! Это и есть профессионализм! Спасибо за статью! Моей дочке всего 8 месяцев, ребёнок первый, поэтому как правильно воспитывать не знаю(((вижу только уже начались первые капризы! И вот не понятно бежать сразу исполнять или ждать…. как быть

  2. Мама Насти

    Спасибо Вам за потраченое время и силы! С любовью к ресурсу, мама Насти.

  3. надежда

    Очень много вопросов, как же конкретно нужно было вести себя родителям. Мне бы хотелось всем спрашивающим напомнить о замечательной книжке Лены Алексеевны Никитиной «Я учусь быть мамой». Взаимоотношения в их семье, на мой взгляд, — оптимальный вариант, на который можно только равняться. Вспоминаются даже конкретные слова из этой книги: 1. «Мы все искренно расположены друг к другу» (не «любим друг друга» — ведь любовь часто бывает слегка истеричной и эгоистичной), 2. «Когда я спорю, я изо всех сил желаю неотразимыми аргументами склонить его на свою сторону» (а не продавить своё). 3. Своему сыну она говорила в ответ на какой-то возмутительный поступок: «да, я тебя не понимаю. Но я хочу понять!» И т.д. Чудесная АДЕКВАТНАЯ семья, из опыта которой можно почерпнуть много конкретики, которой тут так всем не достает.

  4. Елена

психолога , в частности правила конфиденциальности . Поэтому на этой странице Вы можете прочитать истории в которых имена изменены и ситуации изложены так, что бы не узнать конкретного человека. Моя цель не просто рассказать Вам конкретную историю пришедшего ко мне за психологической помощью, а показать каким образом работает психолог и что происходит в результате психологических консультаций и психотерапии:

    Понять, как психолог помогает клиенту по-другому взглянуть на ситуацию

    Каким образом при помощи психотерапии можно узнать о себе что-то новое

    Что и как влияет на Вашу жизнь из тех вещей о которых Вы даже не задумывались

    Как сделать иные выводы из того, что произошло с Вам на жизненном пути

    А главное, как в результате все этого, получить новое понимание проблемы и увидеть пути ее решения

Оборотень в клетке или где взять силы, что бы помочь себе

Сегодня обратилась за психологической помощью молодая женщина. Описание фрагмента из психологической консультации.

«…я так больше не могу, я начинаю себя бояться, я бросаться на детей, я не довольна ими, ору на их, хотя понимаю, что не они меня бесят.

Кто раздражает Вас?

Я не знаю, не понимаю.

На что похоже Ваше состояние? Какой рождается образ?

Чувствую, что хочется разорвать клетку. Она железная с толстыми прутьями. В области груди как будто натягиваются жилы.

Кто в клетки?

Зверь закрыт.

Что будете делать?

Страшно выпустить оборотня, он будет все уничтожать на своем пути, разгрызать и убивать. Все крушить и ломать. Я этого боюсь. Что будет со мной?

Оставите его в клетке?

Нет, он выбежал.

И что с ним происходит?

Он превратился в маленькую меня, я забилась в угол, скрестила ноги и руками закрыла голову. Я хочу, что бы меня оставили в покое. Я не хочу ничего делать.

Кто не оставляет Вас в покое?

Бабушка и папа.

Чего они хотят?

Что бы я была послушной.

Что хочется сделать?

Я взяла большую палку, что бы опереться на нее, а при необходимости угрожать и защищаться.

Как воспринимают палку бабушка и папа?

С опаской.

Что они делают?

Их нет.

Что хочется сделать?

Взять на ручки маленькую себя и сказать, что я ее никогда не брошу, я люблю ее и буду о ней заботиться.

Сделайте это.

Мне легче. Чувствую себя спокойнее.

Что в Вашей жизни сейчас происходит? От чего хочется защититься?

Надоело решать чужие проблемы. Достали меня бабушка и папа. Бабушка уже в очень преклонном возрасте, папа болен, я делаю ему перевязки сама через день (открытая трофическая язва уже 4 месяца). И сегодня после встречи с Вами надо ехать к ним. А обо мне кто будет заботиться, кто меня поддержит?

Что или кто для Вас в жизни может быть этой палкой.

Хотелось бы, что бы муж. Но он сейчас в длительной командировке. Наверное, я сама буду для себя опорой, как в фантазии своей, сама себя защитила, ободрила и поддержала.

Как Вы в реальной жизни можете себе помочь?

Найти человека, кто будет делать перевязки, не смотря на то, что они будут говорить мне, что я становлюсь злой и равнодушной. Да, сил моих больше нет, что бы быть послушной. Как я могу позаботиться о себе еще…для меня это сложный вопрос…

Что приносит Вам удовольствие?

Я всегда думала, что помощь другим… что я делаю для себя? Как я радую себя… я не умею это делать. Да, я поняла, надо больше делать для себя. Ведь это, наверное, не эгоизм, а забота о себе. Я раньше не думала так…

Как Вы себя чувствуете?

Хорошо, прошло чувство загнанности, да, это было именно так было. Теперь я понимаю, что себя освободить хочу. Длительная ситуация принуждения рождает во мне только злость к моим близким, а ведь, кто знает сколько им осталось? Хочу навещать их, когда почувствую, что соскучилась, а не ходить через день злится, но выполнять свой долг, что бы быть хорошей.

P . S . Клиентка сама поняла ситуацию, в которой живет и что необходимо изменить, что бы не «загнать» себя дальше. Я, как психолог, создала ей условия для разговора с собой. К сожалению, нас не учат строить отношения в первую очередь с собой, мы не знаем себя, иногда наш внутренний мир нас пугает и хочется куда-то сбежать, но от себя не уйти. Понимание и принятие себя – это построение отношений с самой собой. Это жизнь в ладах с собой. Это свобода выбора.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.