Стихотворение «Во глубине сибирских руд…. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина Смотреть что такое "Не пропадет ваш скорбный труд" в других словарях

«Во глубине сибирских руд» - произведение, тесно связаное с русской историей, общественным движением первой половины ХІХ века. Оно изучается школьниками в 9 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Во глубине сибирских руд» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1827 г. в поддержку сосланных в Сибирь декабристов.

Тема стихотворения – память о тех, кто за «дум высокое стремленье» очутился в ссылке; надежда на скорое освобождение.

Композиция – Стихотворение А. Пушкина - условно можно поделить на две части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы». Формально стихотворение поделено на 4 катрена.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, рифмовка в первой строфе перекрестная АВАВ, в остальных - кольцевая АВВА.

Метафоры «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье» , «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут» .

Эпитеты «скорбный труд» , «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «свободный глас» .

Сравнения «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

История создания

Для русской литературы первой половины XIX века актуальными были проблемы свободы, движений за нее. В творчестве А. С. Пушкина они занимают почетное место. Стихи поэта хранились в декабристских архивах, хоть сам он не был участником восстания. В декабре 1825 года Александр Сергеевич пребывал в ссылке в Михайловском.

В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.

В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. В это время он встречался с Николаем І, но даже после разговора с царем поэт не покинул друзей. Под угрозой ссылки он оправляет им письма со стихами.

Такая и история создания анализируемого произведения, написанного в 1827 г. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.

Тема

В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие стремленья. В связи с темой развивается идея о том, насколько важна поддержка друзей и крепкая надежда на освобождение. Поэт уверен, что надежда способна пробуждать в человеке радость и веселье даже, когда он находится в «темнице».

Лирический герой стиха обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресанты, создавая сборный образ людей, пребывающих «во глубине сибирских руд». Он уверен, что действия и помыслы заточенных обязательно дадут свои плоды.

Адресант пытается подбодрить пленников, говоря, что надежда найдет их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и « дружество ». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они « падут », освобожденные снова смогут бороться за права, причем уже с поддержкой « братьев », которые были на свободе.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырех катренов, которые продолжают содержание друг друга.

Жанр

Жанр анализируемого произведения - послание, так как автор адресует свои слова другим людям. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с пиррихием. Поэт использует разные виды рифмовки: перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Послание Пушкина пестреет художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить свои переживания за друзей, поддержать товарищей в трудную минуту.

Больше всего в тексте метафор : «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье» , «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа». При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия. Эпитеты служат для создания Сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд» , «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие» .

Сравнение в тексте одно, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

В некоторых строфах используется аллитерация , например, в первых строчках нанизывание слов с согласным «р» указывает на непоколебимость духа каторжников, их силу воли: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 79.

Не пропадет ваш скорбный труд
Из стихотворения «Во глубине сибирских руд...» (1827) А. С. Пушкина (1799-1837).
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

В современной речи цитируется шутливо-иронически, как способ поощрить, приободрить, пожелать успеха в решении каких-либо задач.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Не пропадет ваш скорбный труд" в других словарях:

    СКОРБНЫЙ, скорбная, скорбное; скорбен, скорбна, скорбно. 1. Испытывающий скорбь, выражающий скорбь; печальный, горестный (книжн.). Скорбный голос. Скорбное лицо. «Скорбный стон… в тиши ночной мучительно звучал.» Апухтин. «Старец скорбно (нареч.)… … Толковый словарь Ушакова

    Из стихотворения «Струн вещих пламенные звуки» (1828, опубл. 1857) ссыльного поэта декабриста Александра Ивановича Одоевского (1802 1839). Эти стихи, которые иногда еще называют «Ответом декабристов», были написаны в ответ на пушкинское… … Словарь крылатых слов и выражений

    Пропаду, пропадёшь, прош. пропал, пропала, сов. (к пропадать). 1. Потеряться, затеряться, исчезнуть неизвестно куда вследствие кражи, небрежности и т. п. «И молва трезвонить стала: дочка царская пропала!» Пушкин. Пропала книга. Пропало письмо.… … Толковый словарь Ушакова

    Рус. революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества (назв. получили по месяцу восстания). Д. были дворянскими революционерами, их клас. ограниченность наложила печать на движение, к рое по лозунгам было… … Советская историческая энциклопедия

    СТРЕМЛЕНИЕ, стремления, ср. Настойчивое влечение, решительная направленность к чему нибудь, к достижению какой нибудь цели. Стремление к славе. Дурные стремления. «Натуральную школу обвиняют в стремлении всё изображать с дурной стороны.»… … Толковый словарь Ушакова

    ДЕКАБРИСТЫ - Дворянские (см. дворянин*) революционеры, члены тайных обществ, поднявшие восстание против самодержавия и крепостничества в декабре 1825 г. Отсюда название декабристы. Многие декабристы были блестяще образованными людьми из высших слоев общества … Лингвострановедческий словарь

    - (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

То, о чём будет говориться ниже требует глубокого осмысления, просто так, походя, пробежав глазами по написанному, не поймёшь того, что скрывается под духовными законами нашего мира и тем, что приоткрывает непроглядную завесу над ними.


Материализм отвергает Бога и духовность, отвергает Создателя, который создал этот мир и те законы, которые им управляют, законы духовные, зациклившись на физических, тогда как духовные, изначально, от самого создания, явно главенствуют над физическими. Материализм изучая физические законы и отвергая духовные, сталкиваясь с ними в жизни, просто закрывает на них глаза, но это не может продолжаться вечно.


В данной статье я попытаюсь приоткрыть некую завесу на тайной творческого процесса в изобразительном искусстве и в поэзии. Приоткрывая завесу на тем, как значимые в истории произведения, могут нередко иметь два и более смыслов, которые мы, по нашему заблуждению приписываем автору, а не Божьему провидению, забывая о том, что они противоречат друг другу по содержанию. Вы это поймёте, осознавая, что автору не нужно было скрывать ни первый ни второй из них, что доказывает то, что автор передавая одно содержание, не мог даже предполагать о существовании другого, не только противоречащего первому, но и разоблачающему его содержание...


1 - Начнём с изобразительного искусства.


Всмотритесь в эту не простую икону. Её изображение вы можете встретить в неканонической Украинской Церкви, под патронатом лжепатриарха-раскольника Филарета. Давайте разберёмся в том, что же всё таки изображено на этой иконе в её истинном смысле, а не в том, который вкладывал в неё художник-раскольник, в своих попытках освящения националистических идей и их идеологов. И почему она есть подтверждением библейской истины о том, что святость не опорочишь. Ведь, как ни крути, а основой для неё послужила икона Порт-Артурской Божьей матери. На иконе, помимо святых, изображены: Бандера, Шептицкий, Слипой и другие. На иконе - ангелы держат трезубец, а не крест, как обычно. Изображение трезубца мы видим так же и на петлицах воинов УПА.


Начиная с ранних христианских, до православных времён, трезубец часто упоминался, как один из символов духовной власти князя тьмы. Его символическое изображение можно увидеть практически на всей иконах, во всех христианских храмах мира, именно как символический знак изображающейся преисподней.


Действительно, как неодушевлённый предмет, трезубец не может являться ни злом ни добром, только символом, отражающим определённые общепризнанные в Христианстве правила иконописи. Согласуясь с ними, мы и делаем заключение о том, что на данной УНСО иконе, в нижней её части изображается преисподняя. Там же мы видим - разделение на два противостоящих лагеря. С одной стороны - облачённые в светлые одежды с предстоящими над ними Святыми Владимиром и Ольгой, с другой - в тёмные.


В верхней части иконы мы видим изображение Порт-Артурской иконы Божьей Матери, которая как бы клином разделяет более светлые зёрна, под покровительством Святых Владимира и Ольги (слева), от более тёмных плевел (справа). Клин оканчивается трезубцем в руках Ангелов, как на иконах изображающих Страшный Суд, где Ангелы трезубцами загоняют грешников, отделяя их от праведников, в ад. Истинность вышесказанного очевидна, как и то, что Божественное провидение в ней осуждает, как раскольничество, так и националистическую идеологию, несмотря на то, что автор пытался отразить в ней совсем противоположное. Икона не может лгать, она говорит истину, независимо от автора, пытающегося отразить в ней своё лживое заблуждение.


2 - Поэзия в этом вопросе практически ничем не отличается от изобразительного искусства.. Чтобы избежать кривых толков, давайте возьмём для примера самую значимую фигуру в русской поэтической мысли - А.С. Пушкина, обращаясь к весьма известному в своё время произведению "В Сибирь", которое писалось как послание декабристам сосланным в сибирские поселения, произведение, которым зачитывалась передовая молодёжь того века, произведение, которым умилялись декабристы в далёких сибирских селениях, даже не подозревая о той истинной сущности, которая заложена в нём Божьим провидением, водившим пером поэта.


Во глубине сибирских руд


Храните гордое терпенье,


Не пропадет ваш скорбный труд


И дум высокое стремленье.


Несчастью верная сестра,


Надежда в мрачном подземелье


Разбудит бодрость и веселье,


Придет желанная пора:


Любовь и дружество до вас


Дойдут сквозь мрачные затворы,


Как в ваши каторжные норы


Доходит мой свободный глас.


Оковы тяжкие падут,


Темницы рухнут - и свобода


Вас примет радостно у входа,


И братья меч вам отдадут.


Обычная интерпретацию анализа данного стихотворения, весьма далёкая от истинного её значения, понятна всем. Я лишь, повторяя его, добавлю то, о чём читатель мог и не знать


Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н. Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу.


Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию. Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.



Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра– надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который способен в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника способны поддержать ссыльных, помочь им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:


оковы тяжкие падут, темницы рухнут –


и Свобода вас встретит радостно у входа,


и братья меч вам отдадут.


Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.


Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни...""


Теперь же, давайте начнём разбор ошибочности этого анализа с того, что ни о каких рудниках (Во глубине сибирских руд) речи быть не может, никто из декабристов не ссылался на каторжные работы в рудники, они ссылались в Сибирь на пожизненное поселение. И на самом деле, в слове ""руд"", Божьим провидением, водившим пером А.С. Пушкина, заложено совсем другое значение и смысл, отражающее истинное положение вещей. Итак -


Во глубине сибирских руд


Храните гордое терпенье,


Не пропадет ваш скорбный труд


И дум высокое стремленье...


Первая строка завершается словом - РУД, неискушённый читатель видит в этом рудники. Но на самом деле РУД, это английская мера измерения площади. В те годы Англия была устремлена к тому, чтобы весь мир превратить в свои колонии, в будущем достигнув в этом весьма значимых результатов. И Сибирь была для неё весьма лакомым куском, именно Англия и стояла в те годы за восстанием декабристов. И будь оно успешным, то Росийской Империи, давно бы уже не было, а Сибирь была бы колонией Англии.


Итак - Во глубине (будущности) сибирских РУД (земель Англии - измеряемых английскими мерами) , храните гордое терпенье, не пропадёт ваш скорбный труд... и так далее.


Несчастью верная сестра,


Надежда в мрачном подземелье


Разбудит бодрость и веселье,


Придет желанная пора...


О каких мрачных подземельях здесь идёт речь, оказывается на западе, и Англия была не исключением, большинство представляло Русь дикой страной, а русских - дикарями живущими в мрачных пещерах и лесных норах (землянках), подобно животным. Но, это даже не главное, здесь речь идёт более о духовном подземельи, в котором якобы прозябал наш народ.


В дальнейшем повествуется о том, что ""Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы"", имеется ввиду европейская любовь и дружество, дошедшее до нас сквозь затворы рабства и невежества. Ю.ЮСТ (австрійський посол) писал


«Вся московськая нация находится в ужасном рабстве"" . И это они должны были якобы вывести русский народ из мрака душевных подземелий на свет Божий, даруя им, у входа в новый мир, меч, для разделения Русской Империи между более просвещёнными странами Европы. Почему именно любовь и дружество, да потому, что нас - русских, помимо того, что считали дикарями, ещё и называли злым, недружественным и лживым народом. Ю. Михелет (датський посол в Москве) в 1712 г. писал):... «У росиян нет драгоценнейшего, что есть у человека – способности чувствовать мораль - добро и зло."" Он вообще называл нас обезьянами. А.ДЕ КЮСТІН (маркіз, французький монархіст)


«В Московии, честность равноcильнана безумию"". А.МАЄРБЕРГ (посол цесаря Леопольда І при московском дворе, писал в 1661 році):


«Речь москвичей, как людей, не культурных, никакой школой не обученных, разит бессмыслицей, очень часто обидна для порядочного человека. Ругань, страсть к всевозможным гадостям или хамское поведение. Врут они по хамски, без всякого стыда…, видаючи ложь за правду».


Вот с этого духовного подземелья и должно было вывести нас европейские ""Любовь и дружество"" дошедшее до нас ""сквозь мрачные затворы"" . Подобных примеров великое множество, которые отражали мнение Европы о нас, русских, в те года. Были конечно и честные и добрые отзывы о русском народе, о их примерной честности, преданности, чистоте и духовной и физической (не все же европейцы были бесчестными и корыстолюбивыми людьми) - http://blog.i.ua/community/2794/1294379/ , но они меркли в общей какофонии презрительного отношения и ненависти ко всему русскому, завладевавшей умами европейцев.


Мог ли знать об этом истинном значении своих строк А.С. Пушкин? о том, что отражает в подобном ""творении"" не только свои заблуждения, но и истинную суть происходящего в отношении Руси и русского народа, которое собственно и скрывалось за подобными настроениями и заблуждениями, как восстание декабристов, несущими разделение Руси и превращения её в колонии иноземных государств. Нет конечно, как не ведал о сотворяемом значении и художник лжеказацкой УНСО иконы! Да, это и не важно, важно другое - сколько бы человек не изощрялся в том, чтобы оболгать истину и изменить Божий мир, это ему не удастся, всё будет по Божьему, а не по нашему, в мире, где духовные законы изначально главенствуют над физическими, определяя Божественную сущность и истинное лицо всех процессов, которые происходили и происходят в окружающей нас действительности, независимо от нас с вами и от нашего представления о них. Так, иконы, и творения гениев Поэзии, с большой буквы, водимые Божьим провидением, несмотря на политические и бесовские настроения тех или иных художников и поэтов, всегда будут нести в себе - не мрак их заблуждений, а истинный свет их разоблачения. И всё, что нужно нам, для истинного понимания этого, это умение видеть и слышать...

«Во глубине сибирских руд…» Александр Пушкин

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Александр Пушкин как личную трагедию воспринял события 1825 года, когда после неудавшегося восстания десятки декабристов были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них оказалось много друзей поэта, которые состояли в тайных обществах, однако не желали посвящать Пушкина в свои планы. Объяснялось это просто: будущий классик русской литературы постоянно конфликтовал с властями и к 1925 году успел дважды побывать в ссылке. Но это не умерило его пыла, и Пушкин непременно бы стал участником восстания, если бы заранее знал о том, что оно произойдет.

Однако судьба распорядилась иначе, и во время декабрьских событий 1825 года поэт находился в Михайловском, где фактически пребывал под домашним арестом. Впоследствии поэт будет вспоминать об этом с сожалением, отмечая, что в душе он поддерживает начинания своих товарищей. Подтверждением этому является стихотворение «Во глубине сибирских руд…», написанное по случаю годовщины восстания декабристов. При жизни поэта оно так и не было опубликовано, однако Пушкину удалось переправить его друзьям в Сибирь и даже получить стихотворный ответ от Одоевского.

Поэт сильно рисковал, когда уговаривал супругу Муравьева доставить это произведение декабристам. Но он понимал, что его друзья, обесчещенные и униженные, сейчас как никогда нуждаются в моральной поддержке. Именно поэтому Пушкин все же отважился не только написать это стихотворение, но и переправить его товарищам. Обращаясь к ним, поэт подчеркивает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Этой фразой автор предсказывает, что идеи декабристов в будущем все же воплотятся в жизнь, и Россия избавится от монархии.

Пытаясь утешить своих друзей, многим из которых уже не суждено будет вернуться из Сибири, Пушкин обещает: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Автор убежден, что о подвиге декабристов люди будут помнить и спустя столетия . В то же время поэт выражает надежду, что судьба окажется к героям более благосклонной, чем царское правительство. «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа», - отмечает Пушкин. Однако этому предсказанию так и не суждено было сбыться, так как спустя четверть века амнистию получили лишь немногие декабристы, которые смогли дожить до этого момента и вернулись домой глубокими стариками, беспомощными, одинокими, лишенными всех титулов и никому не нужными.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

«Во глубине сибирских руд» – это еще одно стихотворение, которое так выводило из равновесия царское правительство и охранку, возглавляемую Беккендорфом, своим бунтарским духом, неповиновением.

Пушкин не участвовал в декабрьском восстании, но только лишь потому, что в этот момент находился в ссылке в Михайловском. Во время обысков у декабристов практически у каждого участника восстания были найдены запрещенные стихи Пушкина в списках, то есть, переписанные от руки. В сентябре Пушкин был призван к царю Николаю I, где он сказал, что окажись он в тот момент в Петербурге, он тоже вышел бы на сенатскую площадь вместе со своими друзьями.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд» было написано на рубеже 1826-27 годов, когда уже была известна участь большинства декабристов. Пятеро руководителей восстания были повешены, остальные участники были сосланы на каторгу в Сибирь. Среди них были знакомые, и даже близкие друзья поэта: В. Кюхельбеккер, . Написанное стихотворение вместе с посланием Ивану Пущину поэт передал в ссылку к декабристам через Александру Григорьевну Муравьеву, уезжавшую в Сибирь к мужу.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.