Конспект урока по русскому языку «Изъявительное наклонение глагола. Тема «Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение
Конспект урока «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».Цели урока: — дать понятие о новом морфологическом признаке глагола – наклонение. Подробно изучить изъявительное наклонение глагола, вспомнить день космонавтики;
— развить память, мышление, правильную и богатую речь;
— воспитать интерес к русскому языку, патриотизм.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение.
Синтаксическая пятиминутка.
Дайте характеристику предложениям:
Простое:
По цели высказывания
По интонации
По наличию второстепенных членов предложения.
Сложное:
По цели высказывания
По интонации
Союзное или бессоюзное
Сложносочиненное или сложноподчиненное (если союзное).
Дайте характеристику всем предложениям:
1. Кипрей – очень тёплый цветок.
2. Вокруг кипрея стоит теплый воздух, потому что он выделяет из себя теплоту.
4. Кто первым из людей полетел в космос?
5. «Поехали!» – сказал Юрий Гагарин.
6.3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник, его доставили нашей ракетой.
2. Словарная работа.
Рач и тельный, -ая, -ое; -лен, -льна. Старательный, усердный в исполнении чего-н., разумно бережливый. Рачительный хозяин.
Космодр о м, -а, м . Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.
Конв е йер, -а, м. Машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых или штучных грузов. Работать на конвейере.
3.Перфокарты (правописание личных окончаний глагола).
— Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием ?
— Если у глаголов безударное личное окончание, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.
Ко ВТОРОМУ же спряженью
Отнесём мы без сомненья,
ВСЕ глаголы, что на –ИТЬ,
ИСКЛЮЧАЯ: брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, дышать, держать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
1. Мы пожале..м, он опечата..т, они выслуша..т, они помысл..т.
2. Ты наступ..шь, они осво..т, вы загруз..те, они провер..т.
3. Мы надува..м, они деликатнича..т, они прояв..т,они демонстриру..т.
4. Он повисн..т, она надав..т, вы раст я н..те, он гипнотизиру..т.
5. Ты рассуд..шь, она надпор..т, он дегустиру..т, она забинту..т.
6. Оно посвет..т, вы лопн..те, вы подн и м..те, он удерж..т.
7. Они аресту..т, он извергн..т, он замаскиру..т, ты изголода..шься.
8. Они налад..т, вы вылез..те, он вылака..т, они баламут..т.
Изучение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
— Обратите внимание на доску, запишите в тетради:
Наклонение глагола.
Изъяснительное Повелительное
Условное
— Из. п . обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, они изменяются по временам. Ус.н . обозначают действие, которые осуществляться при определенных условиях. Пов.н. обозначают действия, которые кто-то просит, требует, советует выполнить.
V . Закрепление изученного материала.
1. Определение наклонений.
Космонавт вернулся домой. (и)
Я бы построил приют для животных. (у)
Закройте двери! (п)
Боремся за победу. (и)
Я бы полетел в космос.(у)
Прочитай повесть А.Толстого «Аэлита». (п)
Планетолог изучает венерианскую атмосферу. (и)
Я бы назвал звезду в честь своей мамы. (у)
Берегите планету! (п)
Работа с учебником.
А) Чтение правила.
— Откройте двести первую страницу, параграф 83, прочитайте правила.
Б) Выполнение упражнений.
Упр. 482.
Помогала – несов.вид., прош.вр.; помогает – наст.вр.,изъявит.накл.
Ела – несов.в.,прош.вр.; ест – наст.в.,изъяв.накл.
Пила – несов.в.,прош.в., будет пить – будущ.в.,изъяв.накл.
Встала – сов.в.,прош.в., встанет – будущ.в.,изъяв.накл.
Упр.484.
Если ты делаешь что — то (неопр.мест.) добросовес т но (совесть) усердно, честно (честь), мы можем сказать: «Ты потрудился на славу». Если же ты относишься к делу спустя рукава (фразеологизм), мы скажем (сказать – I спр.): «Ты плохо работаешь».
Слово трудиться уместно (место) употреблять, когда речь идет о человеке, работающим хорошо, в полную силу.
3. Диалектные особенности употребления глаголов изъявительного наклонения.
— На Кубани часто неправильно употребляют глаголы в изъяснительном наклонении, например:
1. Смягчение окончаний и неправильное спряжение у глаголов 3-го лица мн.ч. : Ходють (ходят), носють (носят), поють (поют), и т.д.
2.Отсечение окончаний у глаголов 3 – го лица ед.ч.:
Нэсэ (несёт), танцуэ (танцует) и т.д.
3.Неправильное употребление окончания инфинитива:
Буду танцевати (танцевать), буду ходити (ходить) и т.д.
Итог урока.
— Ребята, сегодня мы очень много говорили о космосе. Кто скажет, какой сегодня день?
— День космонавтики.
— Совершенно верно, 12апреля советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Поздравляю вас с этим днем. В газете «Комсомольская правда» было написано: «Капитан первого звездолета – наш, советский!». Помните, ребята, что именно русский человек первый покорил космос.
Тема: Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
Цели: дать понятие о категории наклонения глагола, о трёх наклонениях глагола; показать особенности изъявительного на клонения; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты: знание понятия наклонение глаго ш грамматических признаков глаголов в изъявительном наклот нии; умения распознавать глаголы в изъявительном наклонении объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитичг ской деятельности.
Предметные: Научиться определять наклонение глагола, конструировать синтаксические единицы с глаголами изъявительного наклонения
Метапредметные:
К : использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действий
Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наклонения глагол
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Оборудование: учебник, презентация
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент (Проверка готовности к уроку)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
2.Проверка домашнего задания
(Упр. 536)
3.Актуализация знаний
Сделайте синтаксический разбор предложения. Объясните орфограммы. Укажите грамматические признаки глагола, разряды местоимений. Проясните иронический смысл пословицы.
Себя не похвалишь - никто не похвалит.
4.Самоопределение к деятельности
-Прочитайте предложения.
Я бы съел чего-нибудь вкусненького.
Сходи за хлебом.
Я съел мороженое
Петя читает интересную книгу.
Сегодня мы пойдём в цирк.
Попробуйте объяснить, в чём разница между этими предложениями. (В первом предложении выражено пожелание, во втором - просьба, в третьем, четвёртом и пятом - реальное действие.)
А что указывает на это? (Форма глаголов.) Глагол обладает ещё одной категорией, которая носит интересное название - наклонение. Наклонение - это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.
В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (В форме прошедшего, настоящего и будущего времени.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями изъявительного наклонения глаголов, научиться распознавать такие глаголы и определять их морфологические признаки.)
5.Этап объяснения нового материала.
Работа по теме урока
Чтение теоретического материала и правила (с. 114).
Упр. 538 - коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
6.Физкультминутка.
7.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1.Упр. 538,539
2.Работа по учебнику
(Упр. 541 - выразительное чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий.)
3.Словарная работа
8.Подведение итогов урока
-Какие действия обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
9.Домашнее задание: § 91, упр. 540, 542 (составить план изложения).
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.
Учитель русского языка и литературы: Гайфулина Розалия Русламовна
Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.
Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в изъявительном наклонении.
Задачи урока:
Образовательные:
дать понятие о наклонениях глагола;
проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование и изменение глаголов в изъявительном наклонении;
учить различать наклонения глагола;
развивать умение употреблять глаголы в речи.
Воспитательные:
воспитывать культуру речи;
поддерживать интерес к урокам русского языка;
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
Развивающие:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
обогащать словарный запас школьников.
Используемые технологии:
технологии развития критического мышления;
игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
ИКТ.
Формы организации класса: фронтальная и групповая работа.
Оборудование:
учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. - 29-е изд. - М.: Просвещение, 2002);
раздаточный материал (текст для анализа; предложения для проверочной работы);
контрольные листы.
Ход урока
:
1.Этап целеполагания.
2.Этап актуализации знаний.
Прием "Мэнэдж мэт" (Ученики сидят за столами в группе по 4 человека). На экран проецируется вопрос, ученики делятся мнениями со своими партнерами.)
Задание: Вспомнить морфологические признаки глагола.
Вопросы и предполагаемые ответы
1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Прием "Модель Фрейер" . Техника объясняется учителем. В центре понятие - ГЛАГОЛ. Команда фиксирует определение, характеристики, примеры и противоположные примеры. Один ученик представляет выполненную командой работу.
3.Этап проблематизации
Ученики получают карточки с текстом (пословицы). Задание: выписать глаголы и распределить на группы.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Кто нужды не видал, и счастья не знает.
Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
Не спеши языком, спеши делом.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Эвристическая беседа.
По какому признаку вы распределили глаголы? (глаголы 1 группы обозначают приказ, совет, просьбу, 2 группы - возможность действия, 3 группы - глаголы, которые могут изменяться по временам).
Помимо тех признаков, которые вы перечислили в начале урока, у глаголов есть еще признак НАКЛОНЕНИЕ.
Существует 3 наклонения глагола.
(Проецируется схема с наклонениями глаголов, термины)
Давайте прочитаем правило, что обозначают глаголы условного наклонения? Что обозначают глаголы повелительного наклонения?
А сегодня мы с вами подробнее изучим изъявительное наклонение. Как вы поняли, что обозначают эти глаголы? (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить)
4. Организационно-деятельностный блок
Выполнение упр. 538. Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание . Смешанные написания. Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения "Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла".
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?
Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.
На экран проецируются следующие предложения, ученики их выписывают, вставляя буквы и выделяя орфограммы.
1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели
и от страха чуть не по С...Д ели.
2. Под обстрелом по С...Д ели.
Было страшно – по С...Д ели.
3. Мы на грядках по С...Д ели –
родители увидели, чуть не по С...Д ели.
4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,
но за это время чуть не по С...Д ела.
5. На фильме ужасов по С...Д ел.
За полтора часа я чуть не по С...Д ел.
Ученики по плечу называют друг другу ответы. Далее учитель одного ученика из каждой команды просит назвать ответ.
6. Рефлексивно-оценочный блок
Работа в группах. 1 группа составляет текст из 5-7 предложений на тему "Какие книги вы прочитали?" (использование в тексте глаголов прошедшего времени), 2 группа - "Как проходит мой выходной?" (использование в тексте глаголов настоящего времени), 3 группа - "Как я буду проводить это лето?" (использование в тексте глаголов будущего времени). На экране проецируются таблицы "Глагол", "Личные окончания глаголов".
Дополнительные задания. Опрос.
Что нового узнали о глаголе?
Что такое наклонение?
Какие наклонения есть у глагола?
Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание.
Упр.539.
Изъявительным наклонением глаголов называются глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, которые соответствуют действительности.
Несмотря на то, что глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам, все три времени есть только у глаголов несовершенного вида, а именно: прошедшее, настоящее и сложное будущее.
Готовил, готовила, готовили, готовлю, готовим, буду готовить, будем готовить.
Глаголам совершенного вида свойственны только прошедшее и простое будущее время.
Сшила, сшил, сшили, сошью, сошьём, сошьёшь, сошьёте, сошьют, сварил, сварила, сварили, сварю, сварим.
Кроме изменяемости по видам, глаголы изъявительного наклонения могут меняться по лицам и числам (в настоящем и будущем времени), числам и родам (в прошедшем времени).
Набираю, набираем – 1 лицо;
набираешь, набираете – 2 лицо;
набирает, набирают – 3 лицо;
набирал, набирала, набирало, набирали – прошедшее время.
Эта форма глаголов самая распространённая, и ее мы чаще всего используем в повседневной жизни. Благодаря своей уникальности эти глаголы встречаются в повествовании, описании, рассуждении.
В отличие от повелительного наклонения, изъявительное не несет в себе никакого эмоционального окраса. Но бывают случаи, когда глагол изъявительного наклонения используется в значении повелительного.
Например:
Пошел, пошел!
И шубу мне привезешь.
Конспект урока для 6 класса
Примечание:
Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола (Посмотрите на эту тему); второй урок – изъявительное наклонение. Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.
Изъявительное наклонение глагола.
- углубление знаний о наклонениях глагола, изъявительном наклонении;
- развитие умений определять вид, время глагола, использовать различные формы в собственных высказываниях;
- воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
- Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
- Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
- Коммуникативные: умение выразить мысль;
- Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
Тип урока:
Комбинированный
Подведение итогов, рефлексия, оценивание.
Упражнение 536Разбор домашнего задания:
Устный рассказ о наклонениях глагола со своими примерами;
упражнение 536 (2-е или 3-е задание по выбору).
Списать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, или написать небольшое сочинение на тему «Моё село с высоты птичьего полёта» , используя глаголы для придания описанию динамизма.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний:
А) проверка домашнего задания (чтение изменённого текста, комментирование).
Б) устный рассказ о наклонениях глагола (с самостоятельно подобранными примерами), более подробно – об особенностях изъявительного наклонения.
Изучение нового материала:
А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.
Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 530):
текст упражнения записан на доске;
поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени;
записать предложения в две группы, определив самостоятельно, по какому принципу их можно разделить на две группы.
Например:
Листья (засохнуть). – Листья засохли.
Мальчик (привыкнуть) к режиму дня. – Мальчик привык к режиму дня.
(В одной группе будут предложения, в которых прошедшее время образовано с помощью суффикса Л (засохли), во второй группе – без этого суффикса (привык); в сильном классе можно дать понятие нулевого суффикса Л в глаголах второй группы).
Учащиеся делают вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения.
В) Проблемная ситуация:
в значении какого времени употребляется прошедшее время в выражении «Ну, я пошёл»?
Будущее время в выражении «А я как схвачу мяч, как брошу – и гол забил!»? (Предложения проецируются на экране или предварительно записываются на доске).
Учащиеся приходят к выводу, что в речи могут использоваться слова одного времени в значении другого, таким образом усиливается выразительность речи; это тоже является особенностью изъявительного наклонения.
Г) Редактирование предложений (упр. 531). Если в одном предложении употребляются глаголы разных видов или времён, это уже не средство выразительности, а грамматическая ошибка.
Например:
Тамара Ивановна приходит к нам домой и всё рассказала маме. Должно быть: Тамара Ивановна пришла к нам домой и всё рассказала маме.
(Только прошедшее время).
Когда щенки подросли , их сажали на цепь. Должно быть: Когда щенки подросли , их посадили на цепь.
(Только совершенный вид).
Проверка выполнения упражнения, вывод о том, что нужно правильно использовать глаголы изъявительного наклонения в речи.
Д) Работа с текстом (упр.535): прочитать, сформулировать и записать основную мысль, объяснить смысл последнего предложения (Родина для каждого из нас начинается с мамы). Выполнение заданий по орфографии и пунктуации, определению морфологических признаков глаголов изъявительного наклонения.
Закрой глаза и прислушайся. И ты услыш…ш(?) мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спута…ш(?) ни с одним другим голосом. Даже когда стан…ш(?) взрослым, всегда буд…ш(?) помнить мамин голос мамины глаза мамины руки.
Ты ещё (не)умел говорить, а мама пон…мала тебя без слов. Угадывала, что ты хоч…ш(?). Ты ещё (не)умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом мама научила тебя говорить, ходить… Мама прочла первую книжку. Мама учила тебя вид…ть и открывать мир.
От мамы ты узнал названия птиц — воробей, ласточка, синица. Узнал, что у каждого цветка тоже есть своё имя — ромашка, василёк, иван-да-марья. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
Мама всегда рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы. Каждый день твоего и моего детства связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. Помни, что нет большего горя на свете, чем потерять родную мать. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.
С чего начинается Родина? Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: Родина для каждого из нас начинается с мамы.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение.
Синтаксическая пятиминутка.
- По цели высказывания
По интонации
По наличию второстепенных членов предложения.
- По цели высказывания
По интонации
Союзное или бессоюзное
Сложносочиненное или сложноподчиненное (если союзное).
2. Словарная работа.
Рач и тельный, -ая, -ое; -лен, -льна. Старательный, усердный в исполнении чего-н., разумно бережливый. Рачительный хозяин. Космодр о м, -а, м . Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов. Конв е йер, -а, м. Машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых или штучных грузов. Работать на конвейере. 3.Перфокарты (правописание личных окончаний глагола). - Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием ?- Если у глаголов безударное личное окончание, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.
Ко ВТОРОМУ же спряженью
Отнесём мы без сомненья,
ВСЕ глаголы, что на –ИТЬ,
ИСКЛЮЧАЯ: брить, стелить.
А ещё: смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, дышать, держать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
1. Мы пожале..м, он опечата..т, они выслуша..т, они помысл..т. 2. Ты наступ..шь, они осво..т, вы загруз..те, они провер..т. 3. Мы надува..м, они деликатнича..т, они прояв..т,они демонстриру..т. 4. Он повисн..т, она надав..т, вы раст я н..те, он гипнотизиру..т. 5. Ты рассуд..шь, она надпор..т, он дегустиру..т, она забинту..т. 6. Оно посвет..т, вы лопн..те, вы подн и м..те, он удерж..т. 7. Они аресту..т, он извергн..т, он замаскиру..т, ты изголода..шься. 8. Они налад..т, вы вылез..те, он вылака..т, они баламут..т.Изучение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Наклонение глагола.
Изъяснительное Повелительное
Условное
- Из. п . обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, они изменяются по временам. Ус.н . обозначают действие, которые осуществляться при определенных условиях. Пов.н. обозначают действия, которые кто-то просит, требует, советует выполнить.V . Закрепление изученного материала.
1. Определение наклонений.
Космонавт вернулся домой. (и) Я бы построил приют для животных. (у) Закройте двери! (п) Боремся за победу. (и) Я бы полетел в космос.(у) Прочитай повесть А.Толстого «Аэлита». (п) Планетолог изучает венерианскую атмосферу. (и) Я бы назвал звезду в честь своей мамы. (у) Берегите планету! (п)Работа с учебником.
А) Чтение правила.
- Откройте двести первую страницу, параграф 83, прочитайте правила.Б) Выполнение упражнений.
Упр. 482. Помогала – несов.вид., прош.вр.; помогает – наст.вр.,изъявит.накл. Ела – несов.в.,прош.вр.; ест – наст.в.,изъяв.накл. Пила – несов.в.,прош.в., будет пить – будущ.в.,изъяв.накл. Встала – сов.в.,прош.в., встанет – будущ.в.,изъяв.накл. Упр.484. Если ты делаешь что - то (неопр.мест.) добросовес т но (совесть) усердно, честно (честь), мы можем сказать: «Ты потрудился на славу». Если же ты относишься к делу спустя рукава (фразеологизм), мы скажем (сказать – I спр.): «Ты плохо работаешь». Слово трудиться уместно (место) употреблять, когда речь идет о человеке, работающим хорошо, в полную силу.3. Диалектные особенности употребления глаголов изъявительного наклонения.
- На Кубани часто неправильно употребляют глаголы в изъяснительном наклонении, например: 1. Смягчение окончаний и неправильное спряжение у глаголов 3-го лица мн.ч. : Ходють (ходят), носють (носят), поють (поют), и т.д. 2.Отсечение окончаний у глаголов 3 – го лица ед.ч.: Нэсэ (несёт), танцуэ (танцует) и т.д. 3.Неправильное употребление окончания инфинитива: Буду танцевати (танцевать), буду ходити (ходить) и т.д.Итог урока.
Совершенно верно, 12апреля советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Поздравляю вас с этим днем. В газете «Комсомольская правда» было написано: «Капитан первого звездолета – наш, советский!». Помните, ребята, что именно русский человек первый покорил космос.