Тренинговое занятие для младших школьников. Уважительные отношения в общении с разными людьми. Тренинговое занятие

Цели: помочь учащимся осознать значимость в процессе общения такого чувства, как уважение; развитие умения вырабатывать навыки компромиссного поведения, определение его причин и границ.

Воспитание толе­рантности, уважительного отношения к окружающим людям

Материалы: презентация к занятию, эпизод рассказа В. Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» по ролям. Роли исполняют мама и сын (или фрагмент к/ф «Ты есть» реж. Вл. Макеранец).

А) мел, мяч

Б) бланки для заполнения (на каждый стол по одному), лист А4 (в форме цветка) на каждого

В) смайлики по количеству участников (по 6 красных, желтых, оранжевых, зеленых)

Г) на доске рефлексия.

Д) карточки с надписями (мама; друг; младший брат, сестра; старший брат, сестра; учитель; директор школы; классный руководитель; бабушка, дедушка)

Ход занятия

Столы (4 стола, по 6 стульев) расставлены по кругу, соединены по 2.

Учащиеся встают в круг.

I. Ритуал приветствия.

Разминка.

1. Упражнение «Чем мы похожи»

Мы с вами встали в круг, так как круг это символ открытости, чистоты намерений, сплоченности. А чтобы быть сплоченными ответьте мне на вопрос: мы с вами одинаковые или нет?

Оказывается, мы очень похожи, и не только внешне, но и по характеру. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу, и говорить, чем похожи. Игра начинается.

2. На столе лежат смайлики. Каждый учащийся должен взять 1 понравившийся смайлик (они разные по цвету) и сесть в ту команду, где на столе лежит какой смайлик.

Правила поведения в группе

§ Доверительный, доброжелательный стиль общения;

§ Необходимо слушать друг друга (говорим по одному);

§ Недопустимость никаких оценок в адрес другого: «Мне не нравится, что сказал…, Я считаю, что …. не работал на занятии…»;

§ Активное участие во всех упражнениях;

II . Основная часть.

1. Мотивационный блок.

1. Учащимся зачитывается воспоминание Василий Александрович Сухомлинского: «Я никогда не испытывал разочарование в людях потому, что всегда в них искал такие черты, которые вызывают уваже­ние. При этом я всегда находил повод для уважения человека больше, чем ожидал вначале».

О чем идет речь в высказывании?

А когда возникает уважение, когда мы молчим или говорим?

А уважение к кому? К близким людям? (к разным людям)

Поэтому тема занятия «Уважительные отношения в общении с разными людьми».

2. Мозговой штурм «Уважение»

Вопросы учащимся:

Как вы понимаете уважение?

В каких случаях можно сказать, что этот человек вызывает уважение?

Какими качествами должны обладать люди достойные уважения?

3. Просмотр фрагмента кинофильма «Ты есть» реж. Вл. Макеранец

Беседа по фрагменту фильма.

Что здесь произошло?

Какие качества демонстрирует сын? (эгоизм, высокомерие, малодушие)

Мы видим ли здесь уважение? Почему нет?

Какая ключевая фраза была произнесена сыном, говорящая о неуважении? (Ты бы все испортила)

4. Работа в группах. На столах лежат бланки, в которых написаны фразы, эти фразы нужно закончить.

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

5. Обсуждение по группам. Почему именно так.

Подведение итогов.

3. Информационный блок.

Уважение - это такое отношение к людям, при котором мы ценим че­ловека, несмотря на его недостатки. Даже, если человек не согласен с на­шим мнением, это не повод для того, чтобы его не уважать.

Уважение влечет за собой доброе отношение к человеку, даже в слу­чае совершения им ошибок.

Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно лишь в том случае, если мы научимся видеть в любом человеке, прежде всего, его положительные качества. Именно когда мы не уважаем человека, нас раздражают его манеры, его одежда, поведение. Однако, есть способы, которые позволяют человеку развивать в себе уважение к другому.

Первое - это терпимость.

Терпимость к немощной старости, терпимость к материнскому беспо­койству, к отцовской требовательности, к детской беспомощности, к че­ловеческой боли и страданиям.

Второе - это настройка на одну волну с человеком, который в ваших глазах недостоин уважения, и попытка посмотреть на окружающий мир его глазами.

Третье - размышление о том, как к нам относится человек , уважение к которому нам так тяжело проявить.

4. Игровой блок. Игра «Цветок-уважения».

Каждый ученик пишет на сердцевине свое имя и передает другому, который на лепестке пишем, за что уважаешь этого человека и лепесток загибает. В конце человек получает «Цветок» уважение.

Учащиеся анализируют каждую игру, начиная свой ответ следующими предложениями:

1. Мне было легко, потому что...

2. Мне было трудно, потому что...

3. Убедительнее всех был..., потому что...

Игра «Телефонный разговор».

По желанию ребята приглашаются к воображаемому теле­фону. Прежде чем они начнут говорить, им необходимо из вол­шебной телефонной книги вытянуть номер телефона, по кото­рому нужно позвонить.

На карточке написаны не номера телефонов, а имена людей, которым нужно срочно позвонить. Остальные учащиеся не зна­ют, кому будет звонить ученик. Ученик не произносит ничего вслух. Ему разрешается жестикулировать, сидеть, ходить. Зада­ча остальных - догадаться по жестам, мимике, поведению, кому звонит ученик.

Предполагаемое телефонное сообщение:

Мама;

Друг;

Младший брат, сестра;

Старший брат, сестра;

Учитель;

Директор школы;

Классный руководитель;

Бабушка, дедушка.

Упражнение «Узкий мост»

На полу ведущий чертит две длинные линии на некотором (не очень широком, почти узком) расстоянии друг от друга. Это будет «мост». Выбираются два участника, которые идут с разных концов моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста. Для этого участники игры-упражнения должны суметь договориться, как и каким способом, они будут это делать (с применением силы, уговоров, слез и т.п).

Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся. Группа наблюдает за тем, как каждый из участников будет пытаться решить поставленную задачу - сможет ли вежливо убедить другого в необходимости уступить место или столкнет. Обсуждается эффективность действий каждого из участников.

5. Информационный блок.

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам не­приятны и не вызывают у нас симпатии. Однако, такое общение не толь­ко неизбежно, но оно может быть плодотворным и полезным.

Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся пре­зидент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.

В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, реши­тельным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы высказать свое, негативное от­ношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и, неожиданно для всех, пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.

Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он су­мел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.

Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его ад­министрации верой и правдой в пользу президента и государства. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провел последние ми­нуты своей жизни, когда он был смертельно ранен.

Какие способы уважения воспитал в себе Авраам Линкольн? (терпение, находился на одной волне со свои оппонентом, думал, что о нем думают другие)

Какой мы сделает вывод?

Вывод. Нет такого человека, в котором нельзя было бы найти точек сопри­косновения с нами. Для того, чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаемся.

Рефлексия занятия.

Поместить свой смайлик на доску, где фотографии природы:

· Если бушующее море – Это значит, занятие вызвало массу чувств эмоций, вы по-другому стали относится к людях.

· Если вы поставите на водопад, вы это знали, но не всегда применяли, но теперь вы полученные знания будете использовать в общении с людьми

· Если поставите на тихое, спокойное море, значит вам это все известно, но у вас имеется своя точка зрения и вы ее не поменяете.

Мама

Друг

младший брат, сестра

старший брат, сестра

учитель

директор школы

классный руководитель

бабушка, дедушка

Я уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

Я считаю, что уважение - это...

Человек достоин уважения, если он...

Я уважаю людей, которые...

Я не уважаю людей, которые...

В.А. Василенко, МБОУ "Томаровская СОШ №1", Яковлевский район, Белгородская область

Разработка классного часа в форме тренинга

«Сплочение классного коллектива»

Как известно, отношения в коллективе влияют практически на все стороны: общение, поведение, учебная деятельность. Затруднения в общении с одноклассниками могут стать одной из причин низкой успеваемости, отсутствия инициативы на уроке, невыполнения домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Цель: При разработке данного классного часа были поставлены следующие цели :

    Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»;

    Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;

    Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.

    Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.

Ход занятия

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

Упражнение "Свеча доверия". Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.

Упражнение "Путаница". Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки. В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге.

Упражнение "Ботинки". Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?

Упражнение «Почесать спинку»

Цели: С помощью этого упражнения Вы можете заметно повысить уровень групповой сплоченности. Эта игра нравится и маленьким детям, и подросткам, и взрослым, потому что предоставляет играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой, расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание. Вы можете проводить это упражнение в начале или в конце урока, можно проводить его как отдых между сложными учебными заданиями.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого - внешнего или внутреннего круга. . . Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим - стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал - к Олегу и Ольге.

Обобщение. Рефлексия тренинга:

Подведение итогов, развитие обобщающей рефлексии. Обсуждается примерный план подведения итогов конкретного дня методом пяти пальцев: М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил. Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).

Обсуждаются различные высказывания, в которых хранится мудрость веков:

Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.

Не бойся! Трус обречен на поражение.

Трудись! Другого пути к успеху не дано.

Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.

Не лги! И ты будешь иметь друзей.

Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.

Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Подведение итогов работы группы. Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятиях, выскажете пожелания и т. д.).

Конспект психологического тренинга для подростков

«Самоуважение и уважение к другим»

Цель : формировать позитивную Я-концепцию, развить эмпатию в межличностных отношениях.

Материал: плакаты с фразами «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением» и «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим»; плакат с позитивными качествами; «звёздочки» по количеству участников; зеркало.

Ход занятия:

Упражнение 1. «Я горжусь».

Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».

Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самопринятия).

Упражнение 2. «Звезда самоуважения».

На доске вывешивается плакат с позитивными качествами. Учащимся предлагается, опираясь на эти качества, изобразить звезду своего самоуважения следующим образом. Выбрать из списка качества, которые находят у себя, и записать их на лучиках звездочек, которые им раздаются. Звезду можно каким-либо способом украсить.

На плакате могут быть указаны следующие качества: активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, великодушие, воля, доброжелательность, дружелюбие, жизнелюбие, заботливость, интеллигентность, искренность, любознательность, мудрость, оптимизм, остроумие, отважность, отзывчивость, правдивость, приветливость, решительность, романтичность, собранность, способность созидать, тру­долюбие, терпимость, тактичность, точность, улыбчивость, умение быть благодарным, умение понимать.

Упражнение 3. «Волшебное зеркало».

Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

Упражнение 4. «За что я уважаю…»

Обсуждение фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится с уважением к окружающим».

Ведущий говорит подросткам, что можно не любить человека, но уважать его за те или иные качества. Предлагает тем ребятам, которые считают, что они уважают своих товарищей, поучаствовать в соревновании. Для этого выбираются два участника. Они по очереди заканчивают предложение: «Я уважаю (называют имя участника тренинга) за его (называют качество)». Повторять названных участников нельзя. Тот, кто будет думать более трех секунд, считается проигравшим.

Упражнение 5. «Портрет»

Ведущий просит ребят подумать, какие качества в других людях, по их мнению, достойны уважения, затем поразмышлять над тем, присутствуют ли они в них самих. Можно «нарисовать» устный «портрет» сверстника, учителя, родителя, который вызывает уважение у большинства учащихся.

Упражнение 6. «Подумай»

Подросткам предлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далее подростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какие неизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляет дома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.).

Наталья Баландина
Психологический тренинг для воспитателей «Дружный коллектив»

Тренинг «Дружный коллектив»

Баландина Наталья Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №271» г. Перми

Задачи:

Создание положительного эмоционального настроя.

Развитие коммуникативных навыков.

Сближение участников группы.

Формирование положительного отношения к сослуживцу.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! У каждого из вас листочек. Напишите на нем свое тренинговое имя. Такое имя, которым вы хотите, чтобы вас называли участники нашей тренинговой группы.

Пока вы пишите, я хочу обозначить правила тренинга :

1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

4. Говорим только от своего имени и только лично кому-то.

5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

6. После каждого упражнения будем говорить по кругу о своих чувствах и эмоциях пережитых на нем. Прошу всех высказываться сказать хотя бы пару слов.

1. «Доброе животное»

Ход игры.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце, стук – шаг вперед, стук – шаг назад, и т. д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

2.«Цвет эмоций»

Выбирается водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый.

3.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто.»

Перед упражнением один стул из круга незаметно убирается так, чтобы в кругу осталось стульев на один меньше числа участников. Первым начинает игру сам тренер: он просит поменяться местами тех, кто сегодня слушал музыку. Затем меняются местами:

– те, у кого есть хомяк;

– те, кто проснулся по будильнику;

– те, кто утром успел поцеловать маму;

– те, у кого в этом месяце день рождения.

4. Упражнение «Самый-самый»

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Ход упражнения:

«Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят человек может быть неудовлетворен тем как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть каждый участник расскажет о своих достоинствах, которыми он может соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А теперь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающими это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый креативный и т. д. Просим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается торжественно озвучить «самых-самых». В заключение поаплодируем «самым-самым».

Обсуждаем: что было сложно? Что легко?

5. «Ответы за другого»

Участникам предлагается взять большой лист бумаги и разделить вертикальными линиями на 3 части. В верхней части среднего столбца подписать своё игровое имя. Над левым столбцом написать имя человека сидящего слева, но через одного человека. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа, так же через одного.

Инструкция: «Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

Возможный перечень вопросов:

– Ваш любимый цвет.

– Ваше любимое мужское имя.

– Ваше любимо женское имя.

– С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок или кого-то другого.

– Ваше любимое времяпрепровождение.

– Фильмы, какого жанра вы предпочитаете?

– Музыкальные предпочтения.

Обсуждаем: что было сложно? Что легко?

6. «Без маски» Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня.»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я.»

«Верю, что я.»

«Мне бывает стыдно, когда.»

«Особенно меня раздражает, что я.»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это.» и т. п.

Заключение. Прощание

Все встают в круг.

Психолог просит рассказать о своих чувствах и ощущениях :

Что в тренинге заставило задуматься?

Что понравилось? Что пригодится?

Психолог говорит:

– На этом тренинг заканчивается. Пора прощаться.

Давайте же друг другу улыбнёмся и скажем спасибо.

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Место занятия в учебном процессе: внеклассное мероприятие

Форма занятия: занятие с элементами тренинга

Тема мероприятия: «Подросток и конфликты»

Цель: формирование и развитие навыков разрешения конфликтов у подростков в школе, в семье, при общении со сверстниками.

«Все конфликты в мире и в душе человека
проходят через его сердце и возвращаются
к нам осмысленными и понятными.
А то, что понятно, уже не так страшно.».
немецкий психолог, Фромм Э.

Ход занятия

Психолог . Здравствуйте ребята. Школа - это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях, определим свой уровень конфликтности.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть мультфильм

Вопросы письменного анализа конфликта:

  1. Что произошло в данной ситуации
  2. Где произошёл конфликт?
  3. С кем?
  4. Из-за чего?
  5. Чего добивались оппоненты?
  6. Чем закончился конфликт?
  7. Можно ли было избежать конфликта?

Психолог . С точки зрения психологии конфликт - это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты?
Это мы с вами попытаемся выяснить с помощью упражнения «Эксперимент».

Упражнение «Эксперимент» : сейчас мы будем выполнять определенные действия с бумагой (салфетка), ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы у всех результат был одинаковый.

  • Сгибаем лист пополам.
  • Сгибаем еще раз пополам.
  • Отрываем верхний правый угол.
  • Отрываем нижний правый угол

Что получилось?

Психолог . Получились различные узоры. Возможно, если очень внимательно присмотреться, можно найти похожие «творения», но одинаковых мы не встретим, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Так происходит и с людьми, общаясь друг с другом, они воспринимают информацию по разному, что ведет к непониманию друг друга, появляется напряжение в отношениях, а значит, возникает опасность конфликта.

Упражнение «Конфликт или компромисс»

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации

Конфликтные ситуации:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возник конфликт.
  2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Ты любишь слушать громкую музыку, а соседи предпочитают тишину. Возник конфликт.
  4. На перемене одноклассник пробежал мимо и задел тебя, замарал твой костюм. Возник конфликт.

В конце данного тренинга подростки пожимают друг другу руки - знак удачно завершённых ситуаций

Психолог . Итак, сейчас я предлагаю вам просмотреть ролик « Пути разрешения конфликтов»

Психолог . Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:

Конкуренция - ориентация на себя и активностью.
- избегание - пассивность.
- приспособление - ориентация на другого, пассивность.
- компромисс - средний уровень активности и пассивности, ориентация на себя и другого.
- сотрудничество - активность и ориентация на себя и другого.

А как Вы думаете, какой у Вас стиль решения конфликтов? Хотите узнать?

Анкетирование

Инструкция : Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации, для этого выберете один из трех предложенных вариантов ответа и поставьте: цифру 1 если вы так поступаете редко, цифру 2 если от случая к случаю и цифру 3 если часто.

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
  3. Ищу компромисс.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Посчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

Интерпретация результатов теста

  • А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
  • Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
  • В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
  • Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
  • Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Психолог . В каждом из нас существует некий свин, который постоянно портит нам жизнь. Каждый его хорошо знает, но говорить о нем не желает. Например: Это не я не помыла посуду - это свин, Это не я грублю взрослым и тд… При взаимодействии с окружающими взрослыми и сверстниками некий свин, иногда старается нам помешать. Давайте попробуем его перевоспитать. А сделаем мы это выполнив упражнение.

Упражнение “Раскрась своего свина”

Оборудование: нарисованные на картоне фигурки свинок.

Инструкция: Сейчас я Вам раздам свинок , но эти свинки, только хорошее, что у Вас есть. Каждый человек изначально добр. Поэтому раскрасьте их, так как Вам захочется. И пускай эта Свинка будет вашим амулетом, который будет хранить вас от “ядовитых ягод” и “пеньков”.

Психолог . Что нового и полезного вы сегодня узнали? Можно ли избежать конфликтов? В завершении хотелось бы сказать словами:

Завершить наше мероприятие я бы хотела словами:

Бланк для ответов

Фамилия имя _____________________________________________кл.

Вариант ответа: 1-если так поступаете редко; 2- если от случаю к случаю; 3- если часто.

Памятка «Как выйти из конфликтной ситуации»

  1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
  2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.