Логопедическая тетрадь «дифференциация парных согласных». дидактический материал для логопедов. Презентация "дифференциация парных согласных" презентация по логопедии на тему Логопедические упражнения на различие парных согласных

Полина Шакирова
Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]»

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия » .

Тема : Дифференциация парных согласных «В – Ф» .

Цель : 1. Развитие артикуляционной моторики, диафрагмально реберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

2. Создание условий для формирования навыка дифференцировать согласные парные в-ф .

Задачи :

1. Формировать фонематический слух.

2. Формировать умение дифференцировать буквы в-ф и соответствующие им звуки.

3. Совершенствовать умение чтения, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

4. Развивать внимание, память, мышление, мотивацию.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед : Сегодня на уроке мы с тобой поговорим о буквах В-Ф.

2. Комплекс массажа твердого и мягкого неба.

Логопед проводит массаж мягкого и твердого неба учащегося.

2. Формирование ритмической организации речи

Проводится игра «Барабанщик» . (логопед выстукивает ритм карандашом, ученик должен повторить комбинацию за логопедом; большой круг обозначает более громкий звук.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Логопед показывает упражнение, учащийся повторяет упражнение за логопедом, контролируя выполнение упражнения, наблюдая за движениями в зеркало.

Работа по нормализации моторики нижней челюсти :

двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

Для губ и щек :

поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы) ; надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади) .

Артикуляционная гимнастика для языка :

выполнить упражнения «Часики» , «Качели» , «Почистим зубки» , покусывать язычок.

Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки :

покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

4. Упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика (формирование - диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).

Логопед даёт учащемуся инструкцию по выполнению дыхательного упражнения, ребенок выполняет упражение. Сила выдоха контролируется с помощью ватного шарика.

1. Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (Ф__)

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф) .

5. Работа по презентации.

1. Акустические образы звуков в-ф.

Логопед : Отгадай загадки.

Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый … волк

Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках- это … ёжик

Логопед : Скажи, почему к нам на занятие пришли волк и ёж ?

Ученик : Потому что мы сегодня будем говорить о буквах В и Ф.

2. Характеристика звуков в-ф.

Логопед «в» ?

Ученик : Звук «в» согласный , твердый, звонкий

Логопед :Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «ф» ?

Ученик : Звук «ф» согласный , твёрдый, глухой. Эти звуки парные .

Согласные , звонкая- глухая, твердые, парные .

3. Связь звуков с буквами Вэ –эФ.

Логопед :

Звук «В» обозначается буквой Вэ.

Давай с помощью рук создадим букву Вэ.

Посмотри как записать письменную букву В.

Логопед :

Звук «Ф» обозначается буквой эФ.

Давай с помощью рук создадим букву эФ.

Посмотри как записать письменную букву Ф.

Физминутка.

Упражнение с су-джок шариком.

Цель массажа : воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Логопед : Сейчас мы с тобой выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» .

(данный массаж выполняется специальным массажным шариком)

Логопед : Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а ты повторяй за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодец, у тебя хорошо получилось.

Практический блок :

1. Звуковой анализ слов со звуками в-ф.

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это воробей.

Логопед

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это свиристель.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это дрофа.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

2. Дифференциация звуков в-ф в слогах .

Логопед : Прочитай слоги с буквой Вэ. Найди похожие слоги с буквой эФ. Прочитай их.

Какие слоги выбрал бы ёжик? Почему?

Ученик : читает слоги. Ёжик выбрал слоги с буквой Ф, потому что это его буква. Когда он пыхтит, он произносит звук «ф-ф-ф» .

3. Дифференциация звуков в-ф в словах .

Логопед : Подбери нужную букву к слову. Если ты верно подберёшь букву, ты увидишь изображение.

Ученик : Сова, фламинго, ворона.

Логопед : Как назвать этих животных одним словом?

Ученик : Это птицы.

3. Дифференциация звуков в-ф в предложениях.

Логопед : Перед тобой рассыпавшееся предложение.

Посмотри внимательно и собери предложение.

Какое слово будет первым? Вторым? …

Прочти предложение, которое получилось.

В каких словах встретились буквы занятия ?

Ученик : У совы большой клюв. Жираф живёт в Африке. Буквы занятия встретились в словах «совы» , «клюв» , «жираф» , «Африке» .

6. Итог урока.

Логопед : Чему ты научился сегодня на уроке? Что тебе понравилось?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Лошадка» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Лошадка». Цель: усвоение и расширение словаря по теме. Задачи: Образовательные: расширять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Цель: Воспитание навыки правильного произношения звука Р в речи. Задачи: Выработка полноценных движений и определенных положений органов.

Хадаханова ТатьянаСократовна
учитель-логопед, МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 21

Занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих речевое заключение «нарушение письменной речи, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Тема: Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К.

Лексическая тема «Цветы».

Цель: Совершенствование навыков фонематического восприятия и слуха.

Задачи: 1.Учить различать сходные по акустическим признакам звуки – парные согласные Г и К в словах и предложениях; закрепить у детей навык давать характеристику звукам; совершенствовать звуковой анализ слов. Закреплять орфограмму «правописание парных согласных на конце и в середине слова», учить подбирать проверочные слова.

2. Воспитывать у детей умение целенаправленно работать по инструкции педагога и по заданному алгоритму. Совершенствовать культуру развёрнутых, обоснованных ответов.

3. Коррекция слухового восприятия, целенаправленности деятельности и таких процессов внимания как концентрация и переключение.

Оборудование: зеркала, тетради, ручки, карандаши, картина с предметами на звуки Г и К, вырезанные элементы письменных букв Г и К, алгоритм характеристики звуков, карточки с текстом стихотворения, карточки с названиями цветов пао количеству учеников.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Какое сегодня число, месяц? Какое время года? Какое время года настанет после зимы? Хоть зима и весёлое время года, все мы немного от неё устали и сегодня представим себе тёплое ласковое лето и побываем у него в гостях. А В какой сказке времена года меняются местами?(«12 месяцев»)

Давайте вспомним волшебные слова братьев месяцев.

Что такое подснежник? Почему этот цветок так назвали?

Назовите последний звук в этом слове.

Работа с зеркалами.

2. Работа на уровне звуков.

А) Дать характеристику звука по алгоритму(логопед записывает характеристику звуков на доске).

В чём сходство звуков Г и К? (похожая артикуляция – поэтому они парные) И в чём их различие? (один звонкий, а другой глухой). Тактильный способ проверки глухости и звонкости звуков.

Б) Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Вот сколько на К я умею назвать:

КАСТРЮЛЯ, КОФЕЙНИК, КОРОБКА, КРОВАТЬ, КОРОВА, КВАРТИРА, КАРТИНА, КОВЁР, КЛАДОВКА, КАЛИТКА, КОМОД, КОРИДОР…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

А вот что на Г ты сумеешь назвать?

Дети называют слова на звук Г. Найдите на картине как можно больше слов со звуком Г. Звуки мы слышим и произносим. А с помощью чего мы записываем их? (с помощью букв)

2. Работа на уровне буквы. Письменные и печатные буквы. Заглавные и строчные. (на доске изображения букв)

Где используем заглавные буквы. Приведите пример.(назвать имя, город, отчество или кличку животного).

А буквы Г и К имеют сходство или нет?

А)выложите из элементов письменные буквы

Б)запишите печатные и письменные буквы, звуки, которые они обозначают и характеристику звуков

Б) в контурах предметов пропишите заглавную и строчную буквы.

2. Краткий диктант.

Я произношу слова, а вы запишите только буквы Г или К.

Физминутка.

3. Работа с карточками. Прочитайте стихотворение, вставьте нужные буквы Г и К.

Курочка в серёжках,

Петушок в сапожках,

Утка в юбке,

Гусь в полушубке,

Коза в сарафане,

А козёл в кафтане,

Корова в рогожке-

Нет её дороже!

4. Работа на уровне слова.

«Составьте два букета». Запишите цветы в два столбика.

Слова на карточках: гладиолус, георгин, гвоздика, гиацинт, магнолия, колокольчик, кактус, кувшинка, мак, ромашка, ноготки.

5. Работа со словосочетанием.

Игра«Магазин цветов».

Вы – продавец цветов. Похвалите свои цветы так, чтобы их хорошо покупали. (дети подбирают слова-признаки для описания цветов: красивые,свежие, душистые, прекрасные и др.)

Составьте и запишите словосочетания сущ.+прил.(один ребёнок работает у доски).

6. Итог занятия. –Какие звуки и буквы мы с вами различали?Что нового узнали?

Тема:

«Дифференциация парных согласных»

1-4 классы

Оборудование: Логопедический поезд «Обучайка» (свой авторский,патентованный ГЛОБАЛПАТЕНТОМ), интерактивная песочница, музыка, ИКТ технологии.

Цель:

Научиться применять правило в словах при написании парных согласных на конце и в середине слов на уроках русского языка, чтения, в жизни.

2.Регулятивная:

Уметь писать и объяснять правописание слов с парными согласными. Уметь различать данные буквы на письме.

3 . Личностная:

Учимся оказывать помощь друг другу; задавать вопросы, как логопеду, так и сверстнику; быть внимательным на всех этапах урока.

ОРГМОМЕНТ

Пусть звенит мороз трескучий (стихотворение)

Пусть разгонит ветер тучи

Пусть стучится к нам в окно

Солнце светит нам в окно

Собирайтесь гости в кучку

Ждём мы вас давным - давно.

Тот, кто к новому стремится -

Семинаров и уроков не боится!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДВИЖЕНИЯХ

Приглашаем всех на активную зарядку .

Звучит песня «Гномов» и учащиеся на ковре выполняют артикуляционную зарядку под музыку, выполняя движения за логопедом.

Руки - вверх,язык - вверх

Руки-вниз, язык-вниз.

Руки-вверх,язык-вниз.

Руки - вниз,язык-вверх.

Круговые движения руками и языком вправо-влево.

Слова песни: Гномы, гномы мы малюсенький народ…

Загадка: (ученик)

Я зашёл в зелёный дом

Больше суток пробыл в нём.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом. (Поезд)

Сообщение ученика о поезде . (Диалог)

А вы знаете, что поезд-это наземный вид транспорта. Он бывает пассажирским и грузовым. У нас в России были два мастера Черепановы отец с сыном, которые построили первую железную дорогу и первый паровоз. Эта дорога была 3 км. А как вы думаете это короткий путь или длинный? (это очень короткий путь)

Сейчас железные дороги составляют тысячи километров.

Отправляемся в путешествие на поезде.

СТЦ урока

Пассажиры покупаем билеты. (диалог)

Билет получит, тот кто назовёт города на «А»

(Астрахань, Архангельск, Азбест (Свердловская область) Ачинск (в Татарии), Александровск, Абакан,

Называем слова на гласные звуки. (Выдаются детям билеты, если они правильно называют слова)

Выдаётся БИЛЕТ.

Отправляемся в путь. И доезжаем до станции

ПОИГРАЙКА (дети читают самостоятельно)

Что будем на этой станции делать?

Играть

Повторяем все за мной

ПА-нан (банан) появляется слова

Что не так в этом слове?

Определите первую букву и закрепите её на локомотив (б)

живот завод д октор - заштрихованный текст

ША ГРУ олв

После каждого слова учащиеся в верхний ряд определяют первую букву в слове.

Вывод? Какие это буквы?

Кто может определить какие буквы будут жить в нижнем ряду?

Посмотрите на главный состав и определите тему сегодняшнего урока.

Парные согласные?

А сколько колёс у локомотива? (3)

И не спроста.

Колёса символы чему мы будем учиться на уроке.

1.Знать правило парных согласных.

2.Писать слова с этим правилом.

3.Объснять написание слов с парными согласными на конце и в середине слов.

Едем на следующую станцию

УГАДАЙКА (несплошной текст)

У вас под партой есть спецзадание, поищите и достаньте, а вы гости тоже поищите и найдите.

Ребята, что это? (фантики)

Какие они на ощупь? (скользкие, гладкие и т.)

А на запах? (сладкие)

Что в них необычного? (дырки есть). Её нужно устранить, угадав букву. Один ученик называет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются с ответом, либо не соглашаются.

Степа…ка, ска..ки, ири…, рома..ки, одуванчи…, коро..ка, гла..ки,

Найди пару: по такому же фантику найдите себе пару среди гостей. Если у вас мнение сошлось то обязательно сделай домик из рук.

В каких местах пропущены эти буквы? (в середине, и в конце слов)

А у меня есть такой интересный персонаж (Лиза из мультфильма Барбоскиных).

Какая она? Как можно больше прилагательных называют. (интересная, забавная, смешная, безграмотная)

И у неё фантик подружки-милашки.

Ребята, а можно в русском языке всё угадывать? (ответы детей)

Нет, русский язык - один из сложных языков в мире. Все слова необходимо при написании проверять.

ОБЪЯСНЯЙКА

Что мы на этой станции будем делать?

Объяснять написание данных слов. Давайте Лизе поможем.

Чтобы объяснить мы должны, что вспомнить и знать? Правило.

Говорит один ученик.

Чтобы написать парную согласную, нужно подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная.

Какое условие главное в этом правиле?

После согласной стояла гласная.

Пропущена буква.

А где она пропущена.

А вы можете объяснить написание своих слов на фантиках.

Индивидуальное задание у каждого. Один объясняет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются, либо не соглашаются.

Степашечка- степашка, сказочка- сказки, ирисочка- ирис,космосы-космос,

Вывод: если ты справился с заданием - определи себя фишкой в зелёный вагон, а если не подобрал проверочное слово, то положи фишку в красный вагон

ПРОВЕРЯЙКА (работа в группах)

Интерактивная песочница

Я вам называю слова, а вы только записывайте правильную букву.

Сказки, берёзки, дуб, зуб, суп, снег, мороз, голос, гараж, удав.

З, з, б, б, п, г, з, с, ж, в - у кого так?

Вывод: определите фишку в зелёный вагон. У кого 1-2 ошибки в синий вагон, у кого 3-4 ошибки в красный вагон.

Давайте оценим свою работу.

ОБОБЩАЙКА,РЕФЛЕКСИЯ (ассоциативный куст)

А что мы будем делать на этой станции?

Обобщать

Выберите все карточки, которые подходят к нашей теме

Правильно: б-п

д-т з-с г-к ш-ж в - ф

пара согласные, звонкие, глухие, правило.

С ошибками: з-ц, щ-ш, гласные.

А как быть с билетом?

ЗАДАВАЙКА (Несплошной текст)

Домашнее задание

Биле… № 1

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 2

Верхний ря…

Пое… …

Биле… № 3

Верхниий ря…

Пое.. …

Биле… № 4

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 5

Верхний ря…

Пое… …

Биле… № 7

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 6

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 8

Верхний ря…

Пое… …

Вставьте пропущенную букву и напишите проверочное слово.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Дифференциация парных согласных в словах»

Дифференциация парных согласных в словах: Игра «Белочка»-дифференциация звуков  Б-П ; Игра «Сорока»-дифференциация звуков  В-Ф ; Игра «Муравей»-дифференциация звуков  Г-К ; Игра «Обезьянка»-дифференциация звуков  Д-Т ; Игра «Медвежонок»-дифференциация звуков  Ж-Ш ; Игра «Слонёнок» –дифференциация звуков  З-С .

Дифференциация звуков  Б-П  ,  Б’-П’  : Помоги белочке спрятать овощи, фрукты, ягоды со звуком  Б-Б’  - в дупло слева, а со звуком  П-П’  - в дупло справа.

 Б –Б`   П – П` 

Дифференциация звуков  В-Ф  ,  В’-Ф’  : Помоги сороке разложить предметы, овощи и ягоды со звуками  В  ,  В’  в левый ящик, а со звуками  Ф  ,  Ф’  - в правый ящик.

 В - В`   Ф – Ф` 

Дифференциация звуков  Г-K  ,  Г’-К’  : Помоги муравью разложить фрукты, овощи и ягоды со звуком  Г-Г’  в левый ящик, а со звуком  К-К’  - в правый ящик.

 Г –Г`   К - К` 

Дифференциация звуков  Д-Т  ,  Д’-Т’  : Помоги обезьяне разложить фрукты, овощи и ягоды со звуком  Д-Д’  в левый ящик, а со звуком  Т-Т’  - в правый ящик.

 Д- Д’   Т - Т’ 

Дифференциация звуков  Ж] - [Ш  : Помоги коале разложить предметы,фрукты, овощи и ягоды со звуком  Ж  в левую корзину, а со звуком  Ш  - в правую.

 Ж   Ш 

Дифференциация звуков  З- С  , [З’-С’]: Помоги слоненку разложить фрукты, овощи, ягоды, цветы со звуком  З-З   в левую корзину, а со звуком  С -С  -в правую.

 С – С’   З – З’ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парная гимнастика

Конспект парной гимнастикидля детей и их родителей в средней группе«Раз, два, три, четыре, пять – мы идем сейчас играть!»...

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух,...

Постановка звуков при дефекте оглушения парных звонких согласных.

учитель-логопед

Головченко Антонина Витальевна

Практикующие логопеды не понаслышке знают, каким устойчивым бывает дефект оглушения (озвончения) согласных звуков.

Более всего дефекты звонкости и глухости проявляются при произнесении парных звуков у дошкольников. Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в], после него переходят к звукам [з] и [ж]. Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных [б], [д] и [г].

Общие приёмы для постановки звонких звуков:

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый — сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шепотом — [а]; громко — [а]; шепотом — [и]; громко — [и]; шепотом — [с]; громко — [з].

Важно, чтобы смежные артикуляции гласного и согласного были сходны: [и] — [с], [о] — [ш], [у] — [в], [а] — [к].

Логопед произносит звонкий звук, а ребенок кистью руки касается его гортани и ощущает дрожание в ее области (для восприятия вибраций голосовых складок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки). Далее он сам произносит этот звук, держа одновременно одну руку на своей гортани, а другую - на гортани логопеда. В результате нередко получается звонкий звук.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных в речи у детей дошкольного возраста — очень долгий и трудный процесс. Для того, чтобы разнообразить работу по различению этих звуков, можно использовать различные игры и задания в картинках. Интересные картинки — задания помогут детям не только услышать, но и увидеть визуально разницу при правильном или ошибочном произношении парных слов.

Если ребёнок озвончает согласные, попросите его сказать нужное слово шёпотом. Если оглушает, произносить слово, контролируя вибрацию гортани. Полезно пальцами слегка потряхивать гортань, чтобы вызвать вибрацию голосовых складок.

Можно предложить ребенку такие задания:

  1. Показать картинку, которую называет логопед, например: «Где коза? А где коса?».
  2. Показать и назвать картинки в том же порядке, в каком их называет взрослый, например: «Бочки, почки, бочки».
  3. Назвать картинку, которую показывает логопед.
  4. Исправить взрослого, который называет картинку то правильно, то ошибочно. Например: «Это зуб? Да. Это суп? Нет! Это зуб».

Картинки для игры в полноценном масштабе можно скачать по ссылке

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.