Размножение животных 3. Урок окружающего мира "размножение и развитие животных". III. Изучение нового материала: Размножение и развитие насекомых

Размножение и развитие животных

Большинство животных откладывают яйца или икру. Звери рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своём потомстве.

Размножение и развитие насекомых
Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдет немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка.
Не у всех насекомых могут быть куколки. Например, куколок нет у кузнечиков. Их личинки очень похожи на взрослых кузнечиков, только совсем маленькие и не имеют крыльев. Подрастая, каждая личинка несколько раз сбрасывает шкурку. Когда это происходит в последний раз, из шкурки выходит уже взрослое насекомое - большое и с крыльями.

Размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся
Весной самки рыб вымётывают в воду икру. Из икринок появляются мальки, которые похожи на взрослых рыб, только очень маленькие. Мальки питаются, растут и постепенно становятся взрослыми животными.
Весной в пруду, реке, озере слышны громкие голоса лягушек и жаб - настоящие концерты! В это время самки лягушек и жаб откладывают в воду икру. Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных. Головастики живут в воде, питаются, растут и постепенно превращаются во взрослых лягушек или жаб.
Самки ящериц, змей, черепах, крокодилов откладывают яйца. Из яиц вылупляются маленькие ящерицы, змейки, черепашки, крокодильчики. Они растут и постепенно превращаются во взрослых животных.


Размножение и развитие птиц
Почти все птицы весной строят гнёзда. В гнёзда птицы откладывают яйца и насиживают их - согревают своим теплом. Из яиц появляются птенцы. У одних птиц уже покрытые пухом, очень подвижные, а у других беспомощные и голые. Они быстро растут и им нужно много пищи. В конце весны - начале лета птенцы многих птиц покидают гнёзда.


Размножение и развитие зверей
Звери, или млекопитающие, рождают детёнышей и выкармливают их молоком.
У большинства млекопитающих детёныши рождаются весной. У лисы они живут в норе, у белки - в дупле или в гнезде на дереве. У бобра - в домике - хатке.
Большинство зверей заботятся о своём потомстве: взрослые охраняют детёнышей, а со временем приучают их самостоятельно добывать корм.

О какой птице говорится в загадке?

Кто эта птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
Ответ: Кукушка

В каких домах животные растят своё потомство?

Рассмотрите домики некоторых птиц. Подумай, как они их строили. Какая из птиц не строила домик сама? Почему?

Дятлы выдалбливают в стволе дерева новое дупло или очищают и расширяют уже имеющееся, но недостаточное по размеру. Никогда человек не увидит гнездо дятла на зеленом дереве. Выбирают эти птицы для своих гнезд мертвые и больные деревья.
Гнездо аиста очень крупное до 1,5 м в диаметре и может весить до 250 кг. Обычно оно устраивается на крышах различных строений человека или на обломанных верхушках деревьев вблизи водно-болотных угодий. Гнездо используется аистом не один год, поэтому строится на совесть и ежегодно ремонтируется и обновляется. Высота свежего гнезда достигает 40-50 см, а старые могут быть высотой до 1,5 метров. На территории Германии известно самое старое гнездо, в котором аисты гнездились 381 год подряд.
Ласточка строит свое гнездо из комочков сырой земли. Землю она находит в лужах, скатывает в шарики, приносит их в клюве к месту постройки и прочно прикрепляет к сте­не, склеивая собственной слюной. Деревенская ласточка для прочности сооружения примешивает к земле соломинки, стебельки, конский волос.
Щегол строит гнездо очень плотно (в виде чашечки) из тонких стебельков мха, внутри выстилает растительным пухом (из плодов тополя, ивы).
Скворца любят люди, он уничтожает много вредных насекомых, чем приносит пользу людям. Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках .
Береговушка - самая маленькая и неприметно окрашенная из наших ласточек. Одна из птиц, которые устраивают гнезда в норах и при этом не занимают чужие жилища, а роют их сами. Даже если прошлогоднее жилище цело, ласточки - береговушки все равно предпочитают построить новое.

Вследствие чрезвычайно высокого , по уровню их существования и строения, сформировалось несколько типов размножения и постэмбрионального развития, что передают гены потомству и продолжают обеспечивать выживание вида.

Процесс размножения является одним из важных свойств организмов и разделяется на два способа: бесполый и половой .

Половой способ используют животные со сложным строением организма такие, как , ракообразные, и, в основном, все позвоночные.

Животные имеют два механизма оплодотворения: внешнее и внутреннее.

Внешнее оплодотворение

Одним из них является внешнее оплодотворение , при котором яйцеклетки и сперматозоиды сливаются вне организма животного. Например, такой способ оплодотворения используют рыбы и земноводные. Этот тип оплодотворения называют нерестом, он происходит в водной среде. Соответственно сперме требуется вода, чтобы подплыть к отложенным яйцам, а яйца в свою очередь нуждаются в воде для предотвращения высыхания. Большинство водных беспозвоночных, большинство рыб и некоторые амфибии используют внешнее оплодотворение. Эти животные выпускают большое количество спермы и яиц, поскольку несут значительные потери гамет в воде. Поэтому, рыбам просто необходимо выметывать большое количество икры. Так, самки окуня мечут по 200-300 тыс. икринок, а самки трески − до 10 млн. Кроме того, поведение ухаживания у некоторых видов приводит к одновременному выпуску гамет, что помогает обеспечить яйцеклетку спермой.

Гаметы, или половые клетки , - репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности половом, размножении. При слиянии двух гамет в половом процессе образуется зигота, развивающаяся в особь (или группу особей) с наследственными признаками обоих родительских организмов, произведших гаметы. Википедия

Обращая внимание на размножение серебряного карася необходимо отметить, что тут встречаются однополые популяции (обычно отсутствуют самцы). Развитие яиц этого вида происходит после того, когда в них проникает сперматозоид совершенно другого вида рыбы (карпа, золотого карася, линя). Но при этом стандартного оплодотворения не происходит. В данном случае сперматозоид является лишь раздражителем, который пробуждает яйцо к развитию.

К такому виду внешнего оплодотворения, а точнее нересту также относят морских коньков. Они как никто завораживающе романтично спариваются и танцуют до тех пор, пока самка не вложит свои икринки в специальный мешочек самца. Получается морской конек – это сознательный самец, который беременеет и вынашивает свое потомство. После того как самец родит, он оставляет своих детенышей, чтобы они развивались и заботились о себе самостоятельно.

Внутреннее оплодотворение

Другим примером полового размножения является внутреннее оплодотворение , при котором самец вводит сперму внутрь репродуктивного тракта самки, где оплодотворяются яйцеклетки. Данное оплодотворение − это адаптация к жизни на суше, поскольку она уменьшает потерю гамет, которая возникает во время внешнего оплодотворения. Сперматозоиды снабжены жидкостью (спермой), которая обеспечивает водную среду внутри тела самца. Спаривание и репродуктивная готовность координируются и контролируются гормонами, поэтому сперматозоиды и яйцеклетки объединяются в соответствующее время.

После внутреннего оплодотворения большинство рептилий и всех откладывают яйца, которые окружены жесткой мембраной или оболочкой. Их яйца имеют четыре мембраны: амнион, аллантоис, желточный мешок и хорион. Амнион содержит жидкость, окружающую эмбрион; аллантоис хранит мочевые отходы эмбриона и содержит кровеносные сосуды, которые приносят кислород эмбрионам и отбирают углекислый газ. Желчный мешок держит заложенную пищу, а хорион окружает эмбрион и другие мембраны. У птиц и рептилий эмбрион созревает вне тела и защищен оболочкой.

В основном все (коровы, яки, бегемоты, кролики, собаки и много других) используют внутреннее оплодотворение, но есть и исключение – , такие как и , которые откладывают яйца.

Половое размножение имеет свои «плюсы»: образовавшиеся особи несут в себе признаки обоих родителей и этот вид животных не исчезнет; они лучше приспосабливаются к среде обитания.

Среди животных также встречается партеногенез – это единая форма полового размножения, во время которой зародыш развивается из одной половой клетки без какого-либо оплодотворения. Такое размножение присуще обычно для насекомых, некоторых ракообразных и червей.

Бесполое размножение – это процесс, при котором следующее поколение развивается из соматических клеток без участия репродуктивных клеток − гамет. Такое размножение обычно используется у менее сложных организмов.

Например, амеба делится на две части. Этот тип бесполого размножения называется бинарным делением. Это очень быстрый и эффективный способ для бактерий и подобных типов клеток для создания потомства.

Раздельнополые животные

Существует много раздельнополых животных . Но среди низших много таких видов, которые имеют одновременно половые железы и самца и самки. Этих животных называют гермафродитами. К ним относят многих плоских червей: печеночных сосальщиков, бычьих солитеров, свиных солитеров и других.

После оплодотворения происходит серия этапов развития, во время которых устанавливаются первичные зародышевые слои и реорганизуются с образованием эмбриона. Во время этого процесса ткани животных начинают специализироваться и организовываться в органы и системы органов, определяя их будущую морфологию и физиологию.

Развитие – это процесс формирования организма, тесно связанный с ростом. Существует два типа развития животных: прямой и непрямой или с перевоплощением.

Прямой тип развития – это развитие дочерних организмов очень похожих на взрослых. Сюда относятся паукообразные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, черви.

Непрямой тип развития – это развитие, в котором создается личинка, отличающаяся от организма взрослой особи как внешним, так и внутренним строением, характером движения, кормлением. Сюда относятся насекомые, амфибии, кишечнополостные животные. В случае непрямого развития личинки и взрослые особи живут в разных условиях и поэтому не составляют конкуренции между собой за территорию и еду. Благодаря этому, вид может иметь большое количество особей. Например, у бабочек личинки едят листья растений, а взрослые особи питаются нектаром цветов. Личинка жабы питается водорослями, одноклеточными, а взрослые жабы – насекомыми и их личинками. Соответственно непрямой тип развития дает организму значительные преимущества.

Каждое животное имеет свой жизненный цикл со своими фазами развития. Существует простой и сложный цикл . Сложный жизненный цикл характерен чередованием поколений (одно поколение печеночного сосальщика размножается половым путем, другое – бесполым) или связан с перевоплощением организма. Например, у кузнечиков простой цикл: яйцо – личинка – взрослое насекомое. А бабочки имеют сложный жизненный цикл: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь.

Личинка жука-короеда

Личинки часто составляют стадию жизни, которая используется для кормления или рассеивания. У многих видов личиночная стадия самая длинная, а взрослая − короткая стадия исключительно для размножения. Например, у мотыльков шелкопряда взрослые не имеют ротовых частей и не могут питаться. А личинки должны есть достаточно, чтобы выжить и в итоге спариваться. Действительно, большинство самок мотыльков, как только они выходят из своей куколки, летают только один раз, чтобы отложить яйца. Затем они умирают.

Многие животные обладают регенерацией – возобновлением потерянных частей тела. Малейшая часть гидры может дать начало новому организму. Среди хордовых животных наилучшим образом развита регенерация у земноводных, чуть слабее – у рептилий (они могут возобновлять отпавшие хвосты). У других животных эта функция остается на уровне заживления ран.

Каждому животному характерно свое индивидуальное развитие с такими стадиями :

— эмбриональная (от оплодотворения к рождению);

— неполовозрелая;

— взрослая половозрелая;

— старение и смерть.

Роль генов Homeobox (Hox) в развитии животных

С начала XIX века ученые отмечали, что многие животные, от простого до сложного, имеют сходную эмбриональную морфологию и развитие. Удивительно, что эмбрион человека и эмбрион лягушки, на определенной стадии эмбрионального развития, кажутся удивительно похожими. Долгое время ученые не понимали, почему так много видов животных выглядели одинаково во время эмбрионального развития, но становились совершенно другими, когда взрослели. В конце 20-го века был обнаружен определенный класс генов, которые диктуют направление развития. Эти гены, которые определяют структуру животных, называются «гомеотическими генами». Они содержат последовательности ДНК, называемые гомеобоксами, с определенными последовательностями, называемыми генами Hox. Это семейство генов отвечает за определение общего плана тела: количество

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: окружающий мир

Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Цель урока : познакомить обучающихся с особенностями размножения и развития животных.

Задачи урока: Создание условий для усвоения обучающимися способов размножения животных.Расширение знаний обучающихся о животных.

Формирование навыков самостоятельного изучения материала.

Формирование навыков самопроверки и самоанализа своей деятельности.

Развитие речи, памяти, логического мышления, воображения.

Развитие умения работать с текстом учебника, выделять главное.

Планируемые результаты:

Личностные: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.

Метапредметные:

Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями учебника; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в группах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных); контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно); оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Предметные: знание об особенностях размножения и развития животных;

расширение знаний детей о животных.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование урока: карточки для индивидуальной работы, конверты с заданиями для работы в группах, презентация, проектор, компьютер.

Структура урока:

1.Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка темы урока и учебной задачи.

4. Открытие новых знаний.

5. Закрепление изученного материала.

6. Контроль и коррекция полученных знаний.

7. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок!

О ком пойдёт речь на уроке попробуйте догадаться сами.

Домашние ласкаются,

А дикие кусаются

Они повсюду и везде:

На суше, в небе и в воде

Лесные есть, болотные

Зовём мы их…..(животные)

2. Проверка домашнего задания.

Животных в природе очень много, все они разные.

Перечислите группы животных по их групповым признакам

(черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые,

рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери).

Найдите лишнее животное? (Слайды 1-5)

А на какие группы можно разделить животных по способу питания (всеядные, хищники, растительноядные, насекомоядные)

Составьте цепи питания животных (пшеница-мышь-сова), (осина-заяц-волк)

С чего всегда начинаются цепи питания (с растений)

А почему? (потому что только растения способны использовать энергию Солнца и производить питательные вещества: сахар и крахмал из углекислого газа и воды).

3. Постановка темы урока и учебной задачи.

Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.

Итак, у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок);

У козы – (козлёнок)
у бабочки –
у кузнечика –

Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

Ребята, а кем в детстве была бабочка? А кузнечик? Скворец? Змея? Лягушка? Карась?

Прочитайте тему урока на с. 100. И скажите, какие цели и задачи стоят перед нами на уроке. (Как размножаются животные разных групп, как животные проявляют заботу о будущем потомстве, как называются детеныши некоторых животных) (Слайд 6)

4. Открытие новых знаний.

Сейчас вы будете работать в группах. Задания находятся в конвертах.

Задание для 1 группы.

Расскажите о размножении насекомых. Составьте схему развития бабочки и кузнечика.

Задание для 2 группы.

Расскажите о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся. Составьте схему развития лягушки, рыбы, змеи.

Задание для 3 группы.

Расскажите о размножении птиц и зверей. Составьте схему развития птицы и лошади.

Проверим, как вы справились с заданием. Выступает 1 группа. (1 представитель от группы.) (Слайд 7).

Интересные факты о насекомых (Слайд 8)

Слушаем выступление 2 группы. (1 представитель от группы.) (Слайды 9)

Интересные факты о головастиках (Слайд 10)

Слушаем выступление 3 группы. (1 представитель от группы.)(Слайды 11)

Интересные факты о насекомых (Слайд 12-13)

Физкультминутка (Слайд 13)

Хомка, хомка, хомячок….

5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1

1. Заполните таблицу «Кто как размножается»: отметьте знаком «+» в соответствующей строке. (Слайд14)

Группа животных

Способ размножения

Откладывают яйца

Откладывают икру

Рождают детёнышей

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Звери (млекопитающие)

Какой вывод по таблице мы может сказать, назовите сходства и различия в размножении групп животных.

Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от развития других животных?

Все ли животные заботятся о своём потомстве? (Нет не все, бабочки и лягушки не заботятся)

Расскажите, как заботятся о птенцах птицы? (Строят гнёзда, откладывают яйца, насиживают их, согревают своим теплом. Птенцы рождаются голыми, беспомощными, родители кормят их и защищают от врагов).

Расскажите, как заботятся о своих детёнышах звери. (с. 103)

Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи.

1. Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а впереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву. Когда впервые его чучело привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому-то другому зверю. Ещё больше изумились все, когда выяснилось, что утконос … откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Оказалось, что детеныш после вылупления питается все же молоком. Значит, утконос – млекопитающее. (Слайд 15)

2. Морские коньки. Уникальность этих морских обитателей состоит не только в их необычном внешнем виде, отличном от других рыб, но и в том, что самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе. Некоторое время отец является нянькой для своих детенышей. Морские коньки имеет длину 15 сантиметров, живут до четырех лет. (слайд 16)

Работа с учебником с. 104 вставь пропущенные слова

6. Контроль и коррекция полученных знаний. (Слайд 17)

1. Кто выкармливает детёнышей молоком?

а) птицы и) звери б) рыбы

2. Какое слово пропущено:

икринка - ____________ - рыба

а) личинка т) малёк б) головастик

3. Какое животное относится к рыбам?

а) дельфин б) бегемот о) карп

4. Когда охота запрещена?

а) зимой г) весной б) осенью

7. Итог урока. Рефлексия.

Какое слово получилось из ваших ответов?

Правильно, итог. Давайте подведём итог урока.

Правильно, и поэтому мы должны бережно относиться к детенышам, так

как из них вырастают взрослые животные.

Выставление оценок за работу на уроке с

Нашу планету населяет большое количество самых разнообразных животных, которые приспособились к жизни в разных уголках Земли. В результате такого разнообразия размножение и развитие животных также имеет множество отличий и особенностей.

Насекомые

У насекомых есть самцы и самки, которые могут различаться между собой размерами и окраской. Самка откладывает яйца, и более уже не заботится о своем потомстве. Она не оберегает их от других животных, не наблюдает, как из яиц появляются личинки.

Личинки внешне совсем не похожи на своих родителей. Это маленькие и невероятно прожорливые существа, которые усиленно питаются и увеличиваются в размерах.

Спустя некоторое время наступает новый период развития: личинки превращаются в неподвижных куколок, которые крепятся к растениям в ожидании своего часа. После положенного времени из куколки появляется сформированное взрослое насекомое, готовое к полноценной жизни.

Чтобы оставить потомство, самка и самец должны встретить друг друга. Но как это сделать? Многие насекомые идут на разные хитрости: поют песни-серенады, светятся, словно крошечные фонарики, испускают сильные запахи.

Рис. 1. Богомолы.

Рыбы, земноводные и рептилии

Размножение и развитие рыб происходит поэтапно:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • Весной самки откладывают икринки, а самец оплодотворяет их.
  • Из каждой икринки развивается крошечная личинка.
  • Со временем личинка превращается в малька.
  • Малек, активно питаясь, увеличивается в размерах и превращается во взрослую особь.

Черепахи, крокодилы, змеи, ящерицы откладывают яйца, из которых появляются на свет маленькие детеныши, которые внешне ничем не отличаются от своих родителей, кроме размеров.

В природе существует два типа размножения - половое и бесполое размножение. Первый вариант используют все животные со сложным строением организма: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, рептилии и амфибии. Бесполый тип размножения характерен для одноклеточных организмов, которые образуют себе подобных за счет деления клетки.

Рис. 2. Детеныши черепахи.

Птицы

Весной многие птицы начинают строить гнезда - так они готовятся к появлению потомства. В гнездах птицы откладывают яйца, а затем высиживают их, согревая теплом своего тела.

Спустя время из яиц появляются детеныши птиц - птенцы. У одних птиц они активны и любознательны, а их тельце покрыто пухом, у других птенцы рождаются голыми и совершенно беспомощными. Но все без исключения первое время зависят от родительской заботы, поскольку не умеют летать и самостоятельно добывать себе пищу.

Чтобы прокормить своих ненасытных малышей, птицы вынуждены с утра до вечера заниматься поиском подходящего корма. Однако такие усилия быстро окупаются - уже в начале лета повзрослевшие птенцы многих птиц покидают родительские гнезда.

Млекопитающие

Млекопитающие или звери, в отличие от других животных, рождает живых детенышей, и вскармливают их своим молоком. Пока малыши не окрепнут и не будут готовы к взрослой жизни, родители бережно ухаживают за ними, оберегают от врагов, учат добывать себе пищу. Как правило, все эти функции лежат на плечах матери, но есть млекопитающие, которые вместе выращивают свое потомство.

Пока малыши беспомощны, у них множество врагов. Чтобы не стать легкой добычей, почти все время они прячутся в своем жилище. Детеныши лисы и барсука скрываются в глубоких норах, бельчата надежно спрятаны в гнезде на дереве или в дупле, у медвежат дом - это просторная берлога.

Рис. 3. Лисица с детенышами.

Что мы узнали?

При изучении программы 3 класса окружающего мира мы узнали, каковы особенности развития и размножения разных представителей фауны. Каждый из них смог приспособиться к тем условиям, в которых он живет, и выращивать свое потомство. У кого-то малыши сразу рождаются маленькими копиями своих родителей, а кому-то предстоит пройти долгий путь развития от крошечной икринки до взрослого животного.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 433.

Учитель: Трофимова С.В. ГБОУ СОШ №1231

Окружающий мир 3 класс

Тема:

Развитие и размножение животных.

Цели:

Познакомить с размножением и развитием животных: насекомых, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих

Формировать навык работать с научно – познавательным текстом

Формировать умение выделять главное из прочитанного

Развивать речевые навыки, используя научные понятия

Формировать навыки, умение действовать самостоятельно и работать сообща в команде.

Совершенствовать познавательные способности, развивая умение оценивать свою работу

Оборудование: научно – познавательные статьи, рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (часть 1), индивидуальные карточки для групп, для учащихся.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примеча

ние

Орг.момент

Актуализация

Постановка проблемы

Сообщение темы

Изучение нового

Закрепление

Постановка задачи на следующий урок

Рефлексия

Ребята, обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте поздороваемся с гостями.

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать, что-то новое, сделать своё маленькое открытие? (нужно быть внимательным и наблюдательным)

Работать мы будем в группах.

Вспомните правила работы в группах.

Животных в природе очень много. Все они разные. На предыдущих уроках мы узнали, что их можно разделить на несколько групп по общим признакам и среде обитания.

Перед уроком каждый из вас получил карточку с названием животного. Подумайте, это представитель какой группы.

У кого карточка с названием насекомого, садится за этот стол. (Идет рассадка за столы по группам животных).

Бабочка, комар, жук, пчела, муравьи, кузнечики (насекомые)

Окунь, пескарь, щука, карась, акула, карп (рыбы)

Петух, синица, сорока, поползень, аист, клест (птицы)

Лягушка, жаба, тритон, квакша (земноводные)

Уж, ящерица, черепаха, змея, крокодил (пресмыкающиеся)

Медведь, лев, кошка, заяц, кит, дельфин (млекопитающие)

Проверим. Готовы ли наши исследователи к работе. Знают ли они особенности своей группы животных.

Задание для групп: выделить признаки своей группы животных:

Перья, чешуя, голая слизистая кожа, два крыла, шесть ног, плавники, шерсть, жабры, сухие чешуйки, дышат легкими и кожей, опылители, вскармливают детенышей молоком, яйца откладывают на суше

(Птицы – перья, два крыла,

Земноводные – голая слизистая кожа, дышат легкими и кожей

Насекомые – шесть ног, опылители

Рыбы – плавники, жабры

Млекопитающие – шерсть, вскармливают детенышей молоком

Пресмыкающиеся – сухие чешуйки, яйца откладывают на суше)

Давайте назовем основные признаки отличия признаки представителей живой природы от неживой.

(дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)

Мы уже говорили о строении тела, особенностях питания, среде обитания групп животных.

Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?

Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, а называется она: «Развитие и размножение животных».

Перед каждым из вас - научно-познавательный текст. Прочитайте его. Выделите основные этапы развития вашего животного. Подготовьте сообщение для остальных групп. Вам нужно выбрать одного выступающего, но остальные ребята из группы могут добавлять. Составьте план вашего выступления.

Обратите внимания у каждого из вас есть таблица «Способы размножения животных». Слушая выступления, заполняйте её. (можно ставить плюс или галочку)

Способы размножения

Группы животных

Откладывают яйца

Откладывают икру

Рождают детенышей

Насекомые

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Спасибо каждой группе за подробные сообщения. Вами была проведена большая исследовательская работа.

А где еще вы можете узнать о размножении и развитии животных? (энциклопедия, интернет. В учебнике есть этот материал, который вы можете изучить дома).

Давайте свои знания теперь применим на практике.

Перед вами карточки. Если вы разобьете их на группы и расположите в правильном порядке у вас получатся модели развития животных.

Приклейте карточки и надпишите названия групп животных и способы размножения. (рабочая тетрадь)

Ребята, о чем ещё говорилось в статьях, которые вы прочитали?

(о значении животных для природы и для человека, об охране животных)

Давайте определим задачу на наш следующий урок.

(вывести детей на тему охраны природы, желающие могут подготовить сообщение, продумать тему «экологической тропы», подготовить выступление агитбригады перед другими классами)

Мы знаем, что человек и животные не разделимы. Мы встречаем животных в сказках, в баснях, пословицах и поговорках. Попробуйте по описанию понять о какой пословице идет речь.

Пословицы и поговорки

    Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся? (живут, как кошка с собакой)

    Какую поговорку используют, когда хотят сказать, что человек много суетится, хлопочет?(крутится как белка в колесе)

    Как говорят, когда приобретают, что-то неизвестное, непроверенное? (покупать кота в мешке)

    Как говорят, когда человеку тревожно, неспокойно? (кошки на душе скребут)

    Назовите поговорку, если её значение такое:

Заранее делить прибыль в ещё не осуществленном деле.

(делить шкуру неубитого медведя)

Какая задача решалась на уроке?

Удалось ли нам её решить?

Что на ваш взгляд было особенно интересным на нашем уроке?

Карточки раздать заранее.

На каждом столе одна карточка. Работает группа

Открывает

ся тема на доске.

Выступление представите

лей групп.

Работа в группах

Научно – познавательные тексты для работы в группах

Местообитание рыб. Размножение и развитие рыб. Забота о потомстве у рыб. Значение в природе.

Местообитание рыб.

Большинство рыб обитает в морях. Одни из них (акулы, тунцы, треска) живут в толще воды, другие (скаты, камбалы) - в придонных слоях или на дне водоемов. Пресноводные рыбы населяют реки, озера и пруды. Одни из них приспособились к жизни в водоемах со стоячей водой (караси, лини), другие могут жить только в быстром течении воды (форель, хариус, жерех), третьи населяют как стоячие, так и проточные водоемы (щука, судак, окунь). Стоячая вода быстро прогревается и содержит меньше кислорода, чем проточная.

В морских и пресных водоемах встречаются рыбы, живущие в толще воды и вблизи дна. Некоторые рыбы большую часть жизни обитают в морях, а размножаются в реках (осетр, кета, горбуша) или наоборот (речной угорь). Такие рыбы называются проходными .

Тело большинства рыб покрыто костной чешуей. Один конец чешуи погружен в кожу, а другой налегает на другую чешую. Такой покров хорошо защищает тело рыбы от повреждений и не препятствует движению. Чешуя увеличивается в размерах по мере роста рыбы. По ее годичным приростам можно узнать, каков возраст выловленной рыбы и какой величины она была на том или ином году жизни

Размножение и развитие рыб.

Перед откладыванием икры рыбы перемещаются в места, наиболее благоприятные для развития их будущего потомства. Из мест с сильно соленой водой рыбы многих видов переплывают в опресненные участки водоемов или уходят в реки (лосось, горбуша, кета). При этом одни из них выбирают участки, где много растений (сазан, лещ), другие - каменистое дно (осетр, лосось). В выбранных местах самки откладывают икру. Из икринок появляются личинки. Они питаются микроскопическими водорослями, инфузориями. Подрастая, они переходят на питание более крупными животными - дафниями, циклопами или другими рачками, становятся похожими на взрослых рыб и отличаются от них только малой величиной. Молодых рыбок называют мальками.

Забота о потомстве у рыб. У большинства рыб забота о потомстве связана в основном с выбором нерестилищ. Отложенная самками икра часто не вся бывает оплодотворенной. Много ее поедают различные водные животные. Личинки и мальки имеют множество врагов. Множество их погибает при неблагоприятных условиях среды. Только благодаря тому, что рыбы откладывают огромное количество икры, небольшая часть потомства доживает до взрослого состояния.

Рыбы некоторых видов откладывают мало икринок, но проявляют большую заботу о потомстве.

Самец колюшки трехиглой строит из водных растений шаровидное гнездо с двумя входами. Для прочности травинки склеивают слизью. Самка откладывает в гнездо около 60–80 икринок. Дальнейшую заботу о них проявляет самец. Он охраняет икру, набрасываясь на каждое животное, приближающееся к гнезду, освежает воду, прогоняя ее движением грудных плавников. Появившихся личинок самец загоняет в гнездо, если они оказываются вне его. Благодаря такой заботе, сохраняется почти все потомство колюшки.

Значение рыб в водных природных сообществах.

Обитая во всех слоях водной стихии, рыбы используют различные пищевые ресурсы: от планктона и водорослей до представителей почти всех типов и классов животных. Питаясь, рыбы регулируют численность водных организмов и в то же время сами являются источником питания многих рыбоядных животных, главным образом птиц и зверей.

Насекомые. Места обитания насекомых. Типы развития насекомых.

Местообитания насекомых . Насекомые живут всюду: в лесах, садах, лугах, полях, огородах, на животноводческих фермах, в жилище человека. Их можно встретить в прудах и озерах, на теле животных. В лесах обычны разнообразные жуки-короеды и жуки-лубоеды, на полях и огородах - бабочки-капустницы, в жилье человека - комнатные и другие мухи

Типы развития насекомых.

Самки откладывают оплодотворенные яйца, из которых выводятся личинки. У одних насекомых (саранча, кузнечики, клопы) личинки внешне похожи на взрослых особей. Усиленно питаясь, они растут, несколько раз линяют и становятся взрослыми насекомыми.

У других насекомых (бабочки, жуки, мухи) отрождающиеся личинки внешне и по питанию не похожи на взрослых особей. Личинки бабочки капустницы - гусеницы питаются не нектаром, как бабочки, а листьями капусты. Ротовой аппарат у них не сосущий, а грызущий. Такие личинки растут, несколько раз линяют и становятся куколками. Под покровом тела куколки происходят сложные изменения, связанные с превращением во взрослое насекомое. Куколки не питаются и не передвигаются. Через некоторое время покров тела куколки лопается, и из него выходит взрослое насекомое.

На лиственных деревьях (дуб, береза, клен) листья повреждают майские жуки , а их личинки, развивающиеся в почве в течение 3–4 лет, обгрызают корни молодых деревьев. На ослабленные деревья нападают и повреждают кору жуки-короеды . Древесину деревьев разрушают жуки-усачи .

Таким образом, одни насекомые проходят в своем развитии три фазы: яйцо → личинка → взрослое насекомое. Другие - четыре фазы: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое. Развитие, во время которого насекомое проходит три фазы, а личинки обычно похожи на взрослых особей, называют неполным превращением . Развитие насекомых, включающее четыре фазы (в том числе фазу куколки), а личинки не похожи на взрослых особей, называют полным превращением .

Развитие с превращением дает возможность насекомым лучше сохраняться в природе. Наибольшими преимуществами обладают насекомые с полным превращением. Их личинки обычно используют другую пищу и часто живут в другой среде, чем взрослые особи. Так, личинки бабочки-крапивницы питаются листьями крапивы, а сами бабочки - нектаром цветков. Разное питание личинок и взрослых особей исключает конкуренцию между ними, дает возможность шире использовать кормовые условия местообитания. Кроме того, насекомые с полным превращением могут переносить неблагоприятные условия среды на какой либо одной из четырех фаз развития.

Отряды современных пресмыкающихся.

Размножение и развитие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Отряды современных пресмыкающихся

К ящерицам, кроме широко известных всем прыткой и живородящей ящериц, относятся вараны, агамы, гекконы, безногие ящерицы желтопузики и веретеницы. Вараны, агамы, гекконы - жители южных широт. Серый варан обитает в пустынях Средней Азии.

Змеи водятся во всех частях света, но особенно многочисленны в жарких странах. У нас из змей широко распространены обыкновенный и водяной ужи, обыкновенная и степная гадюки. Ужи проглатывают добычу живьем, а гадюки предварительно убивают ее ядом, который вырабатывается у них в ядовитых железах и по каналам зубов стекает в раны жертв.

Крокодилы обитают в медленно текущих реках, озерах и многоводных болотах жарких стран. Задние ноги крокодилов имеют плавательные перепонки. Глаза и ноздри находятся на возвышении морды. Ушные отверстия могут закрываться особыми складками кожи. На сушу крокодилы выходят редко: здесь они греются под лучами солнца, откладывают яйца. Крокодилы питаются различными позвоночными, раками и моллюсками. Известны случаи нападения крокодилов на людей.

В природе сохранилось около 20 видов крокодилов.

Отряд черепах характеризуется наличием костного панциря, в который заключено тело животного. Свободными остаются только голова, конечности и хвост. У большинства черепах панцирь снаружи покрыт роговыми пластинами. В нашей стране живут среднеазиатская и болотная черепахи.

Размножение. Оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее. Самки откладывают крупные яйца с большим содержанием желтка. Снаружи яйца покрыты плотной кожистой оболочкой, как у многих ящериц и змей, или известковой скорлупой, как у черепах и крокодилов. Самки большинства пресмыкающихся закапывают яйца в песок, кучи мусора или под гниющие пни, выделяющие тепло. Из яиц выходит вполне сформировавшееся потомство.

Значение пресмыкающихся и их охрана. Большинство пресмыкающихся, особенно в степях и пустынях, оказывает заметное влияние на численность моллюсков, мелких грызунов и других животных, которыми они питаются. В свою очередь, многие пресмыкающиеся служат пищей промысловым зверям, в частности лисицам и хорькам. В ряде стран издавна используется кожа крокодилов, крупных змей и ящериц для изготовления обуви, портфелей, ремней. С целью сохранения численности крокодилов создаются фермы, где их разводят, усиливая этим их охрану в природе.

В некоторых странах используют в пищу мясо и яйца черепах, из роговых пластин панцирей делают оправы для очков, гребни и украшения. Морские черепахи включены в Красную книгу, и их промысел контролируется.

В медицине широко используется яд змей, например, при изготовлении лечебных мазей. Для получения яда созданы питомники змей. Самые крупные из них действуют в Ташкенте, Бишкеке. Здесь содержат кобр, гюрз, песчаных эф и других ядовитых змей.

Из-за истребления пресмыкающихся и сбора яиц черепах численность многих видов настолько сократилась, что нависла угроза их исчезновения. Спасти этих животных может только усиление их охраны. В настоящее время запрещено истребление серых варанов, дальневосточных черепах, среднеазиатских кобр и многих других пресмыкающихся.

Происхождение млекопитающих. Размножение млекопитающих. Значение для природы.

Происхождение млекопитающих. Как и птицы, млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся. Об этом свидетельствует сходство современных млекопитающих с современными пресмыкающимися, особенно на ранних стадиях зародышевого развития. Еще больше признаков сходства обнаруживается у современных зверей с вымершими зверозубыми ящерами, у которых ноги располагались под туловищем, а зубы подразделялись на резцы, клыки и коренные. На родство млекопитающих с пресмыкающимися указывает и существование таких зверей, которые откладывают яйца с большим количеством питательных веществ, имеют развитые вороньи кости, клоаку и другие признаки низкой организации.

К таким млекопитающим относятся первозвери, или яйцекладущие (утконос и ехидны)

Самыми древними млекопитающими были меланодоны , которые жили 160 млн лет назад. Меланодон был величиной с крысу, покрыт шерстью, имел тонкий слабоопушенный хвост. Зубы у него были типичными для млекопитающих.

Появившись на Земле, млекопитающие, обладавшие постоянной и высокой температурой тела, высокоразвитым головным мозгом, способностью выкармливать детенышей молоком, заселили территории с разным климатом.

В настоящее время всех млекопитающих делят на два подкласса - первозверей и зверей.

Размножение млекопитающих

Млекопитающие, как правило, рождают и выкармливают детенышей в убежищах - гнездах, норах или логовах.

Гнезда чаще всего устраивают в норах (кроты, выхухоли, сурки, кролики, барсуки, лисицы), дуплах деревьев (белки, бурундуки), расщелинах скал или прямо на земле. Немногие млекопитающие (например, белки, сони, мыши малютки) строят гнезда, сходные с птичьими. Логова делают волки, шакалы, кабаны. Хатки сооружают бобры, ондатры/

Млекопитающие, устраивающие норы или гнезда, рождают беспомощных, голых и слепых детенышей. У бельчат, например, только на 30-е сутки после рождения открываются глаза, а выходить из гнезда они начинают на 40-е сутки. Млекопитающие, не делающие гнезд или других укрытий, рождают детенышей зрячих, покрытых шерстью, способных к передвижению. У лосей, сайгаков, зайцев детеныши после рождения, едва обсохнув, встают на ноги.

Забота о потомстве. Самки всех видов млекопитающих выкармливают новорожденных детенышей молоком, образующимся в их млечных железах ко времени родов. Молоко обладает высокой питательностью и содержит все вещества, необходимые для роста и развития потомства. Особенно развит инстинкт заботы о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными. Матери согревают их теплом своего тела, укрывают пухом или растительным содержимым гнезда на время своего отсутствия, вылизывают, защищают от врагов, учат находить пищу. Некоторые млекопитающие, например летучие мыши, коала, носят детенышей на себе. Заботу о потомстве у некоторых зверей проявляют оба родителя.

Значение млекопитающих

Значение млекопитающих в природе неоднозначно. С точки зрения человека, одни и те же виды животных в одних случаях вредны, в других - полезны. Кроты, например, питаясь личинками и взрослыми майскими жуками, насекомыми - вредителями луга, приносят человеку пользу. Однако они же уничтожают дождевых червей, портят луга выбросами земли.

Значение видов млекопитающих в природе во многом связано с их численностью. Так, при малой численности роющая деятельность кабанов способствует возобновлению леса (они заделывают в почву семена деревьев и кустарников). Когда численность кабанов большая, то они несколько раз «перепахивают» почву и вырывают все, что могло прорасти.

Размножение и развитие земноводных. Происхождение и значение

Происхождение земноводных. Тесная связь с водой, большое сходство с рыбами, особенно на ранних стадиях развития, свидетельствуют о происхождении земноводных от какой то группы древних костных рыб.Среди современных костных рыб ближе всего по строению к предкам земноводных находятся кистеперые рыбы. Однако по строению их лопастеобразные плавники сильно отличаются от конечностей земноводных.Ученые выяснили, что земноводные могли произойти от вымерших кистеперых рыб, у которых скелет плавников по плану строения совпадал со скелетом конечностей древних земноводных.

Скелет передних конечностей кистеперой рыбы (1) и древнейшего земноводного (2)

Первые земноводные появились около 300 млн лет назад. Из них наиболее примитивное строение имели ихтиостеги, похожие на тритонов и сохранявшие многие признаки рыб. Представители современных отрядов бесхвостых, хвостатых и безногих земноводных произошли от разных древних земноводных.

Размножение земноводных. Размножение земноводных (за редким исключением) происходит весной. Пробудившись от зимнего оцепенения, они скапливаются в пресных водоемах.

Бурые лягушки, например, откладывают икру на мелких, хорошо прогреваемых участках водоема. Зеленые лягушки (озерная и прудовая) откладывают икру на большей глубине, чаще всего среди водных растений. Самки тритонов помещают одиночные оплодотворенные икринки на листья или стебли водных растений.

Икринки (яйца) земноводных имеют плотные прозрачные оболочки, которые предохраняют внутреннее их содержимое от механических повреждений. В воде оболочки набухают, становятся толстыми. Сами икринки имеют черный пигмент, поглощающий тепло солнечных лучей, необходимое для развития зародыша.

Развитие земноводных. Личинки вылупляются из икринок примерно через неделю (у лягушек) или через две три недели (у тритонов) после начала развития зародыша. У лягушек и других бесхвостых земноводных личинок называют головастиками. По внешнему виду и образу жизни они больше похожи на рыб, чем на своих родителей. У них имеются наружные жабры, которые затем заменяются внутренними, Скелет личинок полностью хрящевой.

Личинки земноводных в основном растительноядные. Они питаются водорослями, соскабливая их с камней и высших водных растений. По мере роста и развития у личинок появляются конечности, развиваются легкие. В это время они часто поднимаются к поверхности воды и заглатывают атмосферный воздух. С появлением легких в предсердии образуется перегородка, возникает малый круг кровообращения. У головастиков рассасывается хвост, изменяется форма головы, и они становятся похожими на взрослых бесхвостых особей.

От начала откладывание икры до превращения личинок во взрослых животных проходит около 2–3 месяцев.

Самки большинства земноводных откладывают много икры. Однако часть ее поедается различными водными животными или высыхает при обмелении водоема. Личинки тоже гибнут от различных неблагоприятных условий, служат пищей хищникам. До взрослого состояния выживает только небольшая часть потомства.

В местах обитания, неблагоприятных для развития потомства, у некоторых земноводных возникли различные приспособления к заботе о потомстве. Южноамериканская древесная лягушка филломедуза откладывает яйца в листьях свисающих над водой веток деревьев. Сблизив ногами края листа, она откладывает в образовавшийся пакет яйца, а самец оплодотворяет их. Края листа склеиваются студенистыми оболочками отложенных икринок. Развившиеся в пакете личинки через некоторое время вываливаются в воду, где и заканчивается их развитие .

Самец жабы-пипы размазывает икру на спине самки, и икринки развиваются в образующихся ячейках кожи, богатых кровеносными сосудами. В конце своего развития маленькие пипы покидают кожу матери и ведут самостоятельный образ жизни. У жаб повитух самец наматывает шнуры икры на свои бедра и вынашивает их до вылупления головастиков.

Значение земноводных. Земноводные во взрослом состоянии питаются, как правило, различными беспозвоночными животными. При этом они истребляют множество насекомых, вредящих сельскому и лесному хозяйствам или переносящих возбудителей заболеваний человека и животных. Особо большую пользу приносят земноводные, ведущие сумеречный, или ночной, образ жизни, например жабы. Они уничтожают слизней, гусениц ночных бабочек и других вредителей растений, недоступных птицам. Сами земноводные служат пищей многим позвоночным животным, входят в состав различных цепей питания. Ими питаются, например, ужи, цапли, аисты, утки.
Некоторые земноводные, прежде всего, лягушки, имеют большое значение как лабораторные животные. На них проводятся различные опыты по биологии и медицине. В ряде стран лягушек некоторых видов используют в пищу, и численность их из- за постоянного отлова сильно уменьшилась. Однако основная причина сокращения численности земноводных - загрязнение водоемов.

Многие земноводные внесены в Красную книгу и подлежат охране.

Размножение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.

Размножение птиц

Самки большинства видов птиц откладывают яйца в заранее построенные гнезда. Строят гнезда, как правило, оба родителя. Гнездо птичьих яиц: способствует компактному расположению яиц, сохраняет тепло и влажность воздуха под насиживающей птицей. Построенное в укромных местах на земле или высоко на ветках деревьев, оно часто бывает недоступным для хищников

Разнообразие птичьих яиц: 1 – грушевидные яйца; 2 – овальные яйца

Некоторые птицы, например кайры, откладывают конусовидные яйца. При порыве сильного ветра такие яйца не скатываются с выступов скал, а поворачиваются на месте.

К концу развития птенца скорлупа яйца становится менее прочной, так как часть ее расходуется на образование скелета зародыша. Сформировавшийся птенец просовывает клюв в воздушную камеру и вдыхает воздух. На конце клюва птенца имеется роговой зуб. Им он пробивает скорлупу и выходит наружу.

Типы развития птенцов. По степени развитости птенцов в момент их выхода из яиц всех птиц делят на две группы - выводковых и птенцовых.


У выводковых птиц (тетеревов, рябчиков, перепелов, фазанов, уток) птенцы появляются на свет зрячие, покрытые густым пухом. Обсохнув, они могут бегать и самостоятельно находить корм. Наседка водит их выводком (отсюда и название), согревает теплом своего тела, подает сигналы опасности, защищает от врагов, созывает к найденной пище.

У птенцовых птиц (голубей, скворцов, синиц, воробьев, ворон) птенцы вылупляются из яиц беспомощными, слепыми, голыми или с редким пухом. Родители согревают их в гнезде своим теплом, приносят им корм, защищают от врагов. У мелких птенцовых птиц птенцы покидают гнездо через 10–12 суток после появления на свет. Родители продолжают кормить их и обучают нахождению пищи в течение 1–2 недель после их вылета из гнезда.

Значение птиц в природе и жизни человека. Многие птицы, особенно насекомоядные и зерноядные, в период выкармливания птенцов сдерживают увеличение численности насекомых, в том числе вредителей сельскохозяйственных культур и леса, переносчиков возбудителей опасных заболеваний животных и человека. Большая синица, например, за сутки съедает такую массу насекомых, которая равна массе ее тела. В период выкармливания птенцов она прилетает с кормом к гнезду 350–400 раз в сутки. Хищные птицы (обыкновенная пустельга, кобчик, канюк) уничтожают большое число мелких грызунов.

Немало птиц кормится плодами и семенами дикорастущих растений. При этом одни из них уничтожают семена многих сорных растений (например, щеглы), другие способствуют распространению некоторых деревьев и кустарников. Так, у свиристелей, поедающих плоды рябины, семена не перевариваются, а сойки часть желудей теряют при их переносе к «кладовкам».

Сами птицы и откладываемые ими яйца служат пищей в цепях питания многих зверей, некоторых пресмыкающихся и других позвоночных.

Птицы некоторых видов всегда были предметом охоты и промысла.

Охрана птиц. С целью сохранения численности птиц в нашей стране установлены строго определенные сроки охоты, запрещена добыча птиц во время их размножения и линьки. Места, где водятся редкие птицы, стали заповедными. Благодаря полному запрету добычи обыкновенной гаги и сбора гагачьего пуха к настоящему времени удалось сохранить этот вид птиц в природе и увеличить его численность до промыслового состояния. В последние годы особое внимание уделяется охране таких редких птиц, как дрофа, стрепет, белый журавль (стерх), орел беркут, орлан белохвост.

Заботу о птицах может и должен проявлять каждый человек, и не только потому, что они полезны в природе и имеют практическое значение в его жизни. Птицы привлекают человека своей красотой, пением, доставляют эстетическое наслаждение.

Самые доступные способы заботы о сохранении птиц в природе - изготовление и развешивание искусственных гнездовий: дуплянок, щелянок, синичников, в которых поселяются синицы, мухоловки, горихвостки, стрижи и другие птицы, а также посадка вокруг садов живых изгородей из колючих кустарников, в которых гнездятся различные насекомоядные птицы, подкормка птиц в зимнее время.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.