Цели обучения и их общая характеристика. Урок «открытия» нового знания. Как правильно ставить перед собой цель

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

тических понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

мотивацию к проблемному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании проблемного учебного действия и формулировку ими темы урока.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащегося в рефлексию пробного учебного действия.

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого они должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – те конкретные знания, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), формулируют тему, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели, учебник и т.д.). Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.).

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершении организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность с точки зрения непрерывности развития содержания курса. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой – подготовка к введению в будущем следующих тем.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Технология деятельностного метода носит интегративный характер: в ней синтезированы требования к организации учебного процесса как со стороны традиционной школы, так и со стороны новых концепций образования, разработанных ведущими российскими педагогами и психологами. Действительно при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны объяснительно-иллюстрированного метода обучения к формированию у учащихся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение детьми всех этапов, которые были выделены П.Я. Гальпериным как необходимые для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение второго шага связано с созданием затруднения в деятельности, или «коллизии», являющейся, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности, разработанные В.В. Давыдовым.

Таким образом, методологическая версия теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов) позволила построить структуру организации учебной деятельности учащихся, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.

Деятельностная цель:

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.


  • формировать у учащихся представления

  • о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

  • о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

  • Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.


Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.


  • Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;

  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

  • критериальную оценку результата сопоставления.

  • Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;

  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.


Деятелъностная цель:

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.


Имеют следующую структуру:

  • Имеют следующую структуру:

  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

  • 5) этап реализации построенного проекта;


2 класс. Математика.

  • 2 класс. Математика.

  • Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд.

  • Тип урока : уроки открытия детьми нового знания;

  • Цели .

  • Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.

  • Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

  • Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.


  • 1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.)

  • Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация).

  • 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)

  • Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –(2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме).

  • Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.



  • Побуждающие вопросы для диалога:

  • -в чём возникла трудность?

  • -в чём отличие этого примера от других?

  • -что надо сделать, чтоб затруднения не было?

  • -какую цель себе поставим?

  • - какая будет тема урока?


  • Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг:

  • построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).

  • КАК?

  • Постройте модель данного примера.-

  • Можем ли мы вычесть единицы? Почему?

  • Где спрятались единицы? (В десятках)

  • Зная это давайте построим новую модель.



  • Цель: усвоение нового способа действий

  • (комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке).

  • На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.


  • Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях).

  • Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор: 1 пример, 2 примера или все примеры.

  • Но они должны помнить 3 шага действий,

  • которые можно повесить на доске:

  • Уложитесь ли во времени?

  • 2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?

  • 3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления?


Выполнение задания(на время).

  • Выполнение задания(на время).

  • Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!

  • Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)


  • Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. –

  • (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)).

  • На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.

  • -Открываем номер… (в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.


  • Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.)

  • Диалог.

  • -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д.

  • Обсуждение домашнего задания:

  • Обязательная часть + по желанию и степени трудности.

  • Урок окончен. Спасибо за внимание.


Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

  • Уроки рефлексии имеют следующую структуру:

  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;

  • 3) этап локализации индивидульных затруднений;

  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта;

  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;

  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


  • Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

  • Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.


Задание:

  • Задание:

  • Решите уравнение: х+1 = 5.

  • Эталон - знаковая фиксация способа действия (нормы N). Для рассматриваемого случая возможны следующие варианты эталонов:

  • 1). а = n

  • х=Ь-а

  • 2). Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

  • Х -b= а

  • 3). х+а = n

  • х-Ь=а и т. д.

  • Эталон может быть представлен в разных видах.


  • Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

  • Образец - реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N).

  • Так, образцом для решения приведенного выше уравнения является следующая запись:

  • х+2=(£)

  • х = 5-2

  • х = 3


х+2=(б) x+ a =(b)

  • х+2=(б) x+ a =(b)

  • х = 5-2 х = b-а

  • х = 3



эталоном.

    Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.



    Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.


  • Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

  • 1 . Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью для мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

  • Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).


2. Основной целью этапа

  • 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

  • Для этого необходимо:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).


3. Основной целью этапа

  • 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся :

  • уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.

  • Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

  • В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.


4. Основной целью этапа

  • 4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

  • выбрали способ [как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).


5. Основной целью этапа

  • 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

  • Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

  • Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.


6. Основной целью этапа

  • 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

  • Для реализации этой цели:

  • организуется обсуждение типовых затруднений;

  • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

  • Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.


7. Основной целью этапа

  • 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

  • Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки

  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

  • проводят самопроверку своих работ по эталону для

  • самопроверки и фиксируют знаково результаты;

  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения,

  • в это время учащиеся, не допустившие ошибки в

  • контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.


8. Основной целью этапа

  • 8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

  • Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполняют задания на подготовку к изучению

  • следующих тем.

  • при отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.


9. Основной целью этапа

  • 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

  • Для реализации этой цели учащиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;

  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

  • оценивают собственную деятельность на уроке;

  • намечают цели последующей деятельности;

  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).



    Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

  • Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.


Понятие «цель » означает результат, на достижение которого направлен определенный процесс. При написании научной работы исследователь рассчитывает получить какой-либо итог, связанный с его проведением: получение теоретических выводов, практических результатов, разработка рекомендаций по развитию объекта исследования и т.д. Соответственно, целью не может быть само проведение исследования.

Есть определенные клише, которые используются при формулировании цели научных работ.

Приведем некоторые из них:

«разработать…»;

«выявить…»;

«определить…»;

«установить…»;

«обосновать…»;

«доказать…».

Что такое задача

Для достижения желаемого результата исследователь осуществляет определенные действия, которые называются задачами. Другими словами, задачи – это способы достижения поставленной цели и этапы в продвижении к ней.

От того насколько четко сформулирована задача, зависит качество исследования. Задачи ставятся в виде утверждений, перечисляются по порядку в зависимости от сложности. Количество задач зависит от глубины исследования и определяется исследователем: в среднем от трех до семи задач.

Для формулирования задач используются такие слова, как:

«изучить…»;

«проанализировать…»;

«рассмотреть…».

Внимание! В редких случаях целью может быть «проанализировать», «рассчитать» и т.д. Но, обычно, это характерно для неглубоких и несложных научных работ, где не требуется разрабатывать предложения по совершенствованию объекта, не создается новое научное знание в виде доказательств, закономерностей, принципов, методик и т.д.

Цель и задача в чем разница

Задача представляет собой проблему, которая возникла на пути к цели. Процесс достижения целевого результата подразделяется на этапы, необходимые для осуществления дальнейшего исследования. Таким образом, решая задачу за задачей, мы движемся по направлению к цели. Но следует помнить, что задачи тесно связаны не только с целью, но и между собой.

Последовательность формулирования цели и задач

Любая научная работа представляет собой логическую последовательность решенных задач. Решив одну задачу (преодолев один этап исследования), исследователь понимает, в каком направлении он должен двигаться дальше. Логика исследования – красная нить, связывающая первое предложение работы и последнее.

Например, изучая теоретические основы объекта, необходимо рассматривать те аспекты, которые будут использованы в дальнейшем: изучили факторы в теории → рассмотрели их на практике, применительно к объекту → разработали предложения.

Основные отличия цели и задач

Главное, что необходимо понимать – цель это конечный результат. Решение задач – промежуточные этапы. Если в работе неправильно обозначена цель, то результат может отличаться. Случается, что, наоборот, цель и результат совпадают, но так как цель была поставлена неверно, результат не оправдывает ожидания научного руководителя. Поэтому этот момент важно уточнить у руководителя еще перед написанием курсовой или дипломной работы.

Принципы целеполагания могут различаться в работах при обучении в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. При написании курсовой и дипломных работ цель обычно имеет практическую направленность, тогда как в диссертациях, в связи с их научной направленностью, целью является получение нового научного знания.

Принципиальные отличия цели от задачи

Как же научиться различать эти категории, если они так тесно взаимосвязаны? Потренируйтесь на повседневных бытовых делах. Например, чтобы купить хлеб (цель), нужно:

  1. узнать где находится магазин;
  2. решить какой хлеб купить;
  3. взять деньги;
  4. сходить в магазин.

Сами того не замечая, мы каждый день ставим цели и решаем задачи для их достижения. Такой же принцип работает и при написании научной работы. Например, для того, чтобы «разработать мероприятия по совершенствованию», необходимо: «изучить теоретические основы объекта», «выявить существующие проблемы», «определить факторы, влияющие на объект».

Распространенные ошибки при формулировании цели и задач

Наиболее часто студенты в своих работах допускают следующие ошибки:

  • Цель не связана с темой.
  • Размытая формулировка цели, без определения результата.
  • Задачи не способствуют достижению цели.
  • Задачи дублируют формулировку цели.
  • Задачи не соответствуют содержанию работы.

Составляя план, перед написанием работы, следует помнить о взаимосвязи задач и цели. Тогда впоследствии не возникнет трудностей с определением этих категорий.

В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру


Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).

Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структу­ру:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выяв­ления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;

6) этап первичного закрепления с ком­ментированием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) кучебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности («надо»);

Установить тематические рамки учебной деятельности
(«могу»).

При выполнении первого условия данного этапа учитель может высказать добрые пожелания учащимся, выразить поддержку и т.д. Второе требование возможно выполнить при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). Выпол­нение третьего требования можно организовать в процессе диалога, самопроверки домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Результатом этапа является положительная мотивация (в даль­нейшем и самоопределение) каждого учащегося к учебной деятель­ности на уроке, что существенно отличает этот этап от организаци­онного момента традиционного урока.

Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки спо­собности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организа­ция осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;


Активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» -
«хочу» - «могу») и попытались самостоятельно выполнить индиви­дуальное задание на применение нового знания, запланированного
для изучения на данном уроке;

Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении проб­ного действия или его обосновании.

Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объ­ему работы. Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач. Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения но­вого знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.

Подбор заданий для второго этапа является достаточно сложной задачей для учителя. Но без тщательного их подбора у учащихся могут возникнуть проблемы на этапе построения проекта выхода из затруднения. Важно помнить, что нужно повторить только ЗУНы, не­обходимые для самостоятельного построения детьми нового знания.

На рассматриваемом этапе урока можно использовать разные формы работы. Например, актуализацию знаний можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия как со всем классом, так и по группам, таким образом используя как фронтальную, так и групповую формы работы.

Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения. Подчеркнем, что затруднение - это фик­сация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.

Для реализации этой задачи необходимо использовать индиви­дуальные формы работы: математический диктант, задание для са­мостоятельного выполнения и т.д. Для фиксации каждым учащимся возникшего затруднения можно организовать диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:

1. Не смог выполнить задание;

2. Не смог правильно решить поставленную задачу (получил
неверный ответ);

3. Получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать -
это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило,
алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;

4. Получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить
способ получения используемого правила, способа действия и т.д.

Также возможен вариант затруднения:

5. Не смог выполнить условия задания.

Например, решил задание, но не за указанное время. Следо­вательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».

Отметим, что в настоящее время готовится к печати статья по организации фиксации учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или в его обосновании. В ней будут рассмотрены разные типы затруднений и приведены примеры организации их фиксации на уроках по разным предметам.

Также, в отличие от традиционной актуализации знаний, на данном этапе осуществляется подготовка мышления учащихся к самостоятельному построению нового знания, тогда как в традицион­ном уроке речь в основном идет о повторении материала, пройденного на прошлом уроке.

3. Основной целью этапа выявления места и причины, затруд­нения является осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись
и проговорили в слух, что и как они делали;

Зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруд­нение (место затруднения);

Соотнесли свои действия на этом шаге с изученными спосо­бами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
(причина затруднения).

Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог, включить эмоциональный компонент. Отметим, что на дан­ном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке. Насколько эффективно каждый учащийся включится в деятельность по построению нового знания зависит от того, насколько четко будет проведен данный этап. Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего за­труднения.

4. Основной целью этапа построения проекта выхода из за­труднения является постановки целей учебной деятельности, и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель
своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникше­го затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно
построить и чему научиться);

Предложили и согласовали тему урока, которую учитель
может уточнить;

Выбрали способ построения нового знания (как?) - метод
уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из
ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов
нет и требуется введение принципиально нового знака или способа
действий);

Выбрали средства для построения нового знания (с помощью
чего?) -
изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы
записи и т.д.;

Сформулировали план своих действий по построению нового
знания.

Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Для того, чтобы все задачи были решены, необходимо тщательно продумать органи­зацию проектной деятельности учащихся. Принципиальным отли­чием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается, во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана) и, во-вторых, в реализации этого плана. Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения.

Для успешного результата на данном этапе можно продумать подводящий диалог - то есть такую систему вопросов, которая га­рантированно приведет учащихся к решению учебной задачи, побуж­дающий диалог, мозговой штурм и т.д. Возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.

5. Основной целью этапа реализации построенного проекта и решения исходной задачи является построение учащимися нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

На основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипо­тезы;

При построении нового знания использовать предметные
действия с моделями, схемами и т.д.;

Зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в
речи и знаково (с помощью эталона);

Применить новый способ действий для решения задачи,
вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего
ранее затруднения;

Уточнить общий характер нового знания (возможность при­менения нового знания для решения всех заданий данного типа).

Таким образом, на данном этапе функция учителя - организо­вать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.

Продолжительность этапа составляет 5-8 минут. Для успеш­ного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая. Но именно на этом этапе групповая форма работы наиболее эффективна и интересна для учащихся.

Подчеркнем, что результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового знания. Знаковая фиксация нового способа действия (эталон) необходима не только для лучшего усвоения нового знания, но и для организации грамотной самопроверки своего решения на этапе самостоятельной работы с самопроверкой. Также эталоны являются критериальной базой при проведении уроков рефлексии и развивающего контроля.

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, что­бы, во-первых, он был математически грамотный, и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке открытия нового знания, был им хорошо знаком и понятен. То есть являлся реальным инструментом для решения задач данного типа.

При самопроверке работ учащиеся должны уметь проверять себя по эталону для самопроверки . Это обеспечивает освоение процедуры грамотного, объективного контроля. Отметим, что способность к про­верке учащимся себя по эталону формируется постепенно. Сначала учитель организует фронтальную самопроверку, в результате кото­рой учащиеся соотносят свои действия с эталоном, учатся находить место и причины ошибок, исправлять их на основе правильного применения эталона. В дальнейшем ученики делают эту работу все более и более самостоятельно. Важно подчеркнуть, что в результате проведения самопроверки учащийся должен не просто исправить неправильный ответ на правильный.

Основная цель этой работы - понять место своей индивидуаль­ной ошибки, ее причину и исправить ошибку на основе правильного применения правила, алгоритма, способа действия и т.д.

6. Основной целью этапа первичного закрепления с коммен­тированием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

Решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых
заданий на новый способ действия;

При этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги
и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

Для этого можно использовать такие формы организации учебной деятельности, как «цепочки», работа в парах и т.д. Можно организовать работу, используя игровые ситуации и соревнования.

Подчеркнем, что при решении типовых заданий целесообраз­но зафиксировать образец оформления заданий на новое знание и организовать вербальное соотнесение учащимися своих действий с каждым шагом построенного эталона.

7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивиду­альная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типо­вых заданий на новый способ действия;

Организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

Создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ре­бенка;

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возмож­ность выявления причин ошибок и их исправления.

Продолжительность данного этапа составляет 3-5 минут. Под­черкнем, что в соответствии с принципом минимакса учащийся должен усвоить содержание на уровне государственного стандарта знаний, поэтому задания, предлагаемые в самостоятельной работе должны соответствовать обязательному уровню. Это не значит, что далее не будет предоставлена возможность научиться выполнять задания более высокого уровня сложности. Но функция данного этапа - проверка каждым учащимся освоения базового уровня. Са­мостоятельная работа может представлять собой письменную работу небольшого объема узкой типовой направленности.

Важно отметить, что именно на этом этапе происходит обучение учащихся грамотному самоконтролю своей работы, поэтому одним из условий его проведения является наличие объективно обосно­ванного эталона. Эталон также позволяет каждому учащемуся не просто формально исправить допущенную ошибку или утверждать, что ее нет, но доказательно аргументировать свое утверждение. Са­мопроверка по эталону позволяет ученику, который верно выполнил задания, пошагово проговаривать и обосновывать свое решение, а в случае, если ошибка допущена, - учиться определять ее место, причину и исправлять свою ошибку на основе правильного примене­ния эталона. При организации обучения самопроверке недостаточно просто предъявить учащимся объективно обоснованный эталон. Необходимо продумывать диалог для вербального сопоставления учениками решения самостоятельной работы с эталоном для само­проверки.

В случае, когда при выполнении самостоятельной работы у учащегося возникло затруднение, ситуация успеха заключается в выявлении причины затруднения и его преодолении. Переживание ребенком ситуации успеха способствует формированию у него поло­жительной мотивации к дальнейшему обучению.

8. Основной целью этапа включения в систему знаний и пов­торения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

Выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания;

Организовать выполнение заданий, в которых новое знание
связывается с ранее изученными;

Организовать тренировку ранее сформированных умений,
требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

При необходимости организовать подготовку к изучению
следующих разделов курса.

Продолжительность данного этапа составляет 5-8 минут. Этот этап можно проводить в форме коммуникативного взаимодействия преимущественно в группах или парах. Целесообразно предостав­лять возможность выбора заданий учащимися, включать элементы проектирования, игровые ситуации и т.д.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной
учебной деятельности на уроке;

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятель­ности и фиксируют степень их соответствия;

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются
задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами вы­
бора, творчества).

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности. Подчеркнем, что организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»). В этом случае ученик может провести рефлексию своей учебной деятельность на уроке.

При организации данного этапа разбираются вопросы: из каких основных шагов состоит учебная деятельность, удалось ли реализо­вать эти шаги на данном уроке, где возникло затруднение; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруд­нение; что нового узнали; достигнута ли цель урока; где используется новый способ действия; каковы результаты деятельности класса, собственные результаты; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д. Для обозначения степени достижения поставленной цели де­ятельности можно использовать специальные сигналы - цвет, знак, шкала и т.д.

В заключение описания урока «открытия» нового знания отметим, что часто, особенно в средней и старшей школе, объем содержания урока данного типа достаточно велик. Возникает воп­рос - все ли новые знания, появляющиеся на уроке, необходимо «открывать» обязательно самим учащимся? Нельзя ли некоторые понятия, правила и т.д. ввести учителю, на введении другого алгорит­ма, способа действия, правила или понятия организовать проектную деятельность учеников, а какие-то выводы сделать непосредственно из открытого нового знания? Ответ - именно так и надо поступать. А иначе где взять время на уроке?

Наша цель - помимо освоения учащимися необходимых знаний и умений, сформировать на этих уроках у ребят умение самостоя­тельно строить и реализовывать проекты, уметь применять новые знания при решении практических задач и анализировать свою деятельность. Для этого необходимо прохождение и осознание всех 9 этапов. Совершенно очевидно, что для организации даже двух «от­крытий» на уроке времени недостаточно, хотя в начальной школе это и удается. Что говорить, когда необходимо «ввести» 3, 4 и т.д. новых понятий и способов действий.

В этом случае важно уметь структурировать содержание урока: на каком материале будет организована проектная деятельность, какие понятия и т.д. для этого необходимо «ввести», какие выводы можно будет получить из «открытого» знания.

Таким образом, для реализации деятельностных целей обучения каждый урок введения нового знания должен стать уроком «откры­тия» знаний самими учащимися. В случае, когда объем новых знаний на уроке очень большой, на каком именно содержании организовать «открытие» урока - выбирает учитель.

Для подготовки урока «открытия» нового знания предлагается использовать следующий алгоритм конструирования урока.

Цель: ознакомление учителей с типологией уроков в технологии деятельностного метода обучения; формирование профессиональных умений в проектировании уроков ОНЗ, уроков рефлексии, общеметодологической направленности, развивающего контроля.

План проведения

I . Актуализация представлений учителей о системно-деятельностном подходе в образовании.

Прием: «Верите ли вы?»

Слушатели отвечают на листах:

Верите ли вы, что

  1. системно-деятельностный подход является основой успешного введения ФГОС НОО? (+)
  2. Реализация С-Д подхода учитывает индивидуальные особенности учащихся? (+)
  3. Деятельность – это процесс объяснения учителем новой темы? (-)
  4. В основу С-Д подхода положены принципы деятельности, минимакса, вариативности, творчества, психологической комфортности? (+)
  5. Реализация С-Д подхода не имеет никакого отношения к младшим школьникам? (-)
  6. Существует только одна технология, отвечающая требованиям С-Д подхода? (-)
  7. ТДМО может быть реализована на уроках различной целевой направленности? (+)
  8. ТДМО предполагает следующую структуру урока: постановка цели урока, изучение нового материала, первичное закрепление, повторение ранее изученного, итог урока, д/з? (-)
  9. В современной методике выделяют следующие типы уроков: ОНЗ, рефлексии, обобщения знаний, развивающего контроля? (+)
  10. Главная роль на уроке принадлежи учителю, как субъекту, реализующему деятельностный подход? (-)
  11. Существует три уровня овладения ТДМО? (+)

II . Набрасывание проблем (прием «Снежный ком»)

Какие проблемы остались с прошлого семинара «С-Д подход как основа успешного внедрения ФГОС НОО» (запись проблем маркером на больших листах, их ранжирование – выход на проблемы проектирования урока)

III . Восстановить последовательность этапов урока в ТДМО.

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
  3. Выявление причины затруднения
  4. Проблемное объяснение нового знания
  5. Первичное закрепление во внешней речи
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
  8. Рефлексия деятельности на уроке

IV . Теоретическая часть (типология уроков и их целевая установка)

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока , вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  3. устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  3. мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
  4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи .

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Актуализация знаний.
  3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
  4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
  5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивация.
  2. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков
  3. Контроль
  4. Самоконтроль.
  5. Самооценка.
  6. Рефлексия деятельности.
  7. Согласование оценок.

Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивация.
  2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.
  3. Целеполагание контроля.
  4. Контрольная работа.
  5. Самоконтроль (взаимоконтроль).
  6. Самооценка.
  7. Рефлексия.
  8. Согласование оценок.
  9. Рефлексия (повторная).

V . Проектирование уроков (практическая работа в группах)

Задание 1. Восстановить уроки разных типов и подписать название каждого из этапов (работает 4 группы, каждая со своим типом урока).

Самопроверка – образец – целостный конспект урока.

Задание 2. Спроектировать урок (каждой группе свой тип урока + учебник математики) – пишут маркерами на больших листах.

Результат: вывешивание на доску + представление основной идеи (до 3 минут).

Самопроверка – по образцу.

VI . Рефлексия по семинару.

Обращение к листам – проблемам. Что еще осталось?

Рефлексивный лист:

Я узнал _________________________________

Имею представление о ____________________________________

Научился _______________________________________________

Остались вопросы ________________________________________

Оцениваю свою деятельность на семинаре (по 10 балльной шкале) на ____________________ баллов

(1 – 3 балла – первая ступенька лестницы; 4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька)

Лестница профессионального роста и личного успеха учителя (начертить на доске).

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.