Проблема определения понятия мудрость. По тексту Б. М. Бим-Бада Высшее, чего может достичь человек, – это мудрость. (ЕГЭ по русскому). Примеры целей в жизни человека Пе-рейдём к тео-ре-ти-че-ской части

Как много слов.

Все плывет, колышется, и покоится в неподвижности. Нет ни времени, ни вечности. Нет ни пространства, ни пустоты. Нет ни утверждения, ни отрицания. Есть Ты и Я как вариант Тебя, и Ты как вариант Меня. И ни Тебя, ни Меня нет, и Мы - есть. Получается сплошной хаос. И в то же время нет ни хаоса, ни порядка. Нет ничего, нет никого. И все есть, и есть всё. Все понятия и утверждения, слова-вербализмы тонут...

Поэты могут так использовать слова, что высекают искру понимания.

И это хорошо. Значит, не все потеряно. Значит, есть пророки. Значит, мы живем.

Правда, это не отменяет правды многосмысленности каждого высказывания. Каким бы оно однозначным не было. В принципе, именно эту многозначность, полисемантику и называют индусы майей, иллюзией. В то же время само понятие майи - многозначно. Нет иллюзии без истины.

Впрочем, и понятие истины исходит от слова «есть», «существование». Мы с тобой просто разные стороны этого «есть». Возможно, не очень-то и разные стороны. Возможно, и сторон нет. И каждая сторона - это сто ворон, разлетающихся в испуге от слова «истина»...

Испуганы ли мы? Не потому ли вынуждены общаться? И что такое грусть? И что такое печаль? И зачем эти глупые вопросы? И зачем эти важные вопросы? И зачем мы? И зачем вопрошать? И зачем отвечать? И почему вопрос есть обратная сторона ответа? И нет вопросов. И нет ответов. И никогда не было ни одного вопроса. И никогда не было ни одного ответа.

И мы безответные... И мы безвопросные... И мы... Мы ли?

Наша реальность - большая сказка.

Каким бы глубоким ни было переживание, оно всегда будет игрой. Со всеми атрибутами серьезности и игривости. С другой стороны, подлинная реальность более полно познается через некоторое погружение в субъективность, до определенной степени объективную субъективность. Это относится ко всяким религиозным и мистическим переживаниям. Нужно уметь смотреть на них как на истинный опыт и в то же время видеть в них не более чем инструмент развития. И если надо, то и вовсе о них забыть, какими бы они великолепными и истинными не были. Всякий опыт есть не более чем метафора. На самом деле все, буквально все зависит от познающего субъекта. Это страшно. Весь мир зависит, включая Бога. Самая глубокая Истина зависит. И именно поэтому мы страшимся этого и уходим от прямого познания. Хватаемся за метафоры. Боимся потонуть в безобъектности. Боимся потонуть в бессубъектности. Боимся языка своего и радуемся его величию. Величию человека. Величию реальности.

Слово - наш инструмент на века. Бог - наш инструмент на века. Трудно быть Богом. Потому что приходится быть человеком. Иной раз это потруднее, чем быть Богом. Понятия цели, средства, инструментария - тоже неоднозначны. В определенной точке мышления (есть ли оно?) все сливается в точку. И любое слово становится истиной. И любое слово мерцает ложью. И ложь преобразуется в ложе для Истины. Надеюсь, не прокрустово:).

Радуйся словам своим, ибо они не только твои.

Определение человеком жизненных целей является одним из главных условий достижения успеха. Причем важно не только ставить цели, но и часто думать о том что вы способны их достигнуть и что вы достигнете их.

Не стоит думать о препятствиях на пути к цели и воображать зловещий мрак. Сконцентрируйтесь на том, что достижение каждой поставленной цели может кардинально улучшить вашу жизнь. Чем больше вы будете думать о том, как ваши цели изменят жизнь к лучшему, тем сильнее будет желание их реализовать. В вас проснется естественное желание конкретных действий.

Если цель вдохновляет вас, значит вы в любом случае начнете действовать в направлении ее достижения. Не имеет значения, сколько времени у вас на ее реализацию, ведь вам нравится сам путь и то, что вы чувствуете все большее удовлетворение собой. Подобное состояние побуждает действовать активно, поэтому уровень вашей производительности будет только расти.


Если вы испытываете трудности с выбором жизненных целей, можете воспользоваться примерами целей других людей из списка 100 жизненных целей человека.

Читайте также статью гештальт-терапевта Сергея Смирнова: " " (прим.ред.)

100 жизненных целей

Личные цели:

  1. Найти свое дело жизни;
  2. Стать признанным экспертом в своем деле;
  3. Бросить пить и курить;
  4. Завести множество друзей и знакомых по всему миру;
  5. Научиться свободно говорить на 3 языках, кроме родного;
  6. Стать вегетарианцем;
  7. Найти 1000 последователей своего дела/блога;
  8. Просыпаться каждый день в 5 утра;
  9. Читать по книге в неделю;
  10. Объездить весь мир.

Семейные цели:

  1. Завести семью;
  2. Сделать счастливым супругу/супруга;
  3. Родить детей;
  4. Воспитать детей достойными членами общества;
  5. Дать образование детям;
  6. Сыграть свадьбу детей;
  7. Отпраздновать собственную серебряную свадьбу;
  8. Понянчить внуков;
  9. Отпраздновать золотую свадьбу;
  10. Собираться на праздники всей семьей.

Финансовые цели:

  1. Жить без долгов и кредитов;
  2. Организовать пассивные источники дохода;
  3. Получать ежемесячно совокупный стабильный высокий доход;
  4. Каждый год увеличивать накопления в 1,5-2 раза;
  5. Собственная недвижимость на берегу моря;
  6. Построить дом мечты;
  7. Дача в лесу;
  8. Автомобиль у каждого члена семьи;
  9. Оставить солидное наследство своим детям;
  10. Регулярно помогать нуждающимся.

Спортивные цели:

  1. Обрести спортивную форму;
  2. Пробежать марафон;
  3. Сесть на шпагат;
  4. Заняться дайвингом;
  5. Научиться серфингу;
  6. Прыгнуть с парашютом;
  7. Постигнуть боевое искусство;
  8. Научиться верховой езде;
  9. Научиться играть в гольф;
  10. Заняться йогой.

Духовные цели:

  1. Познать искусство медитации;
  2. Прочитать 100 лучших книг мировой литературы;
  3. Прочитать 100 книг по личному развитию;
  4. Регулярно заниматься благотворительностью и волонтерством;
  5. Достигнуть душевной гармонии и мудрости;
  6. Укрепить свою волю;
  7. Научиться радоваться каждому дню;
  8. Каждый день испытывать и выражать благодарность;
  9. Научиться достигать поставленные цели;
  10. Заняться благотворительностью;

Творческие цели:

  1. Научиться играть на гитаре;
  2. Научиться рисовать;
  3. Написать книгу;
  4. Каждый день делать записи в блоге;
  5. Оформить интерьер квартиры по своему вкусу;
  6. Сделать своими руками полезную вещь;
  7. Сделать свой сайт;
  8. Научиться публичному ораторству и не испытывать страха сцены;
  9. Научиться танцу и танцевать на вечеринках;
  10. Научиться вкусно готовить.

Путешествия цели:

  1. Объездить города Италии;
  2. Отдохнуть в Испании;
  3. Отправиться в Коста-Рику;
  4. Побывать в Антарктиде;
  5. Провести месяц в тайге;
  6. Прожить 3 месяца в Америке;
  7. Отправиться в автомобильное путешествие по Европе;
  8. Уехать на зимовку в Таиланд;
  9. Отправиться в йога-тур в Индию;
  10. Отправиться в кругосветное путешествие на круизном лайнере;

Приключения цели:

  1. Поиграть в казино в Лас-Вегасе;
  2. Полетать на воздушном шаре;
  3. Прокатиться на вертолете;
  4. Исследовать океан на подводной лодке;
  5. Отправиться в поход на байдарках;
  6. Провести месяц в палаточном лагере дикарем;
  7. Поплавать с дельфинами;
  8. Посетить средневековые замки по всему миру;
  9. Съесть грибов у шаманов в Мексике;
  10. Отправиться на неделю на фестиваль транс музыки в лесу;

Другие цели:

  1. Отправить своих родителей на отдых за границу;
  2. Познакомиться лично с известным человеком, которым восхищаешься;
  3. Проживать каждый день, как последний;
  4. Организовать позитивный флешмоб в центре Москвы;
  5. Получить второе или третье высшее образование;
  6. Простить обиду всем;
  7. Побывать на святой земле;
  8. Знакомиться с новыми людьми каждую неделю;
  9. Провести месяц без интернета;
  10. Обрести космическое сознание.
  11. Найти наставника;
  12. Изменить к лучшему чужую жизнь;
  13. Увидеть северное сияние;
  14. Вырастить дерево;
  15. Подняться на вершину горы;
  16. Преодолеть свой главный страх;
  17. Завести новые полезные привычки;
  18. Покататься на американских горках;
  19. Принять участие на костюмированном маскараде в другой стране;
  20. Стать наставником для кого-то.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В чем заключается мудрость? Как соотносятся понятия информация, знание, мудрость? В чем заключается опасность одобрения безосновательных мнений? Эти и другие вопросы рассматривает в своем тексте Б. М. Бим-Бад. Но более детально автором рассматривается проблема отстаивания безосновательных мнений.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор приводит в пример своего знакомого директора школы, который с гордостью рассказывает о том, что в его школе дети без подготовки пишут сочинения на сложные философские темы. При этом учеников поощряют за высказывание своего мнения и за отстаивание этих незрелых мыслей. Автор возмутился этим подходом к обучению: «А как же интеллектуальная честность? Сомнение? Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие?». Проблема отстаивания безосновательных мнений является актуальной и в наше время, существует множество людей, которые имеют свои мнения по поводу различных проблем, но зачастую эти мнения оказываются ошибочными. Эта проблема имеет место быть в различных ситуациях, например, при учебном процессе или же во время спора двух и более людей.

За доказательством этой точки зрения обращусь к художественной литературе. Так, герой произведения И. С. Тургенева Евгений Базаров не терпит необоснованных мнений, он уважает науку и требует, чтобы каждое утверждение было доказано. Он ненавидит самоуверенных людей, что доказывает его спор с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров требует Кирсанова подкрепить его мнения научными фактами, здравыми рассуждениями. Таким образом, Базаров действительно полагает, что необоснованные мнения приводят к излишней самоуверенности.

Приведу еще один литературный пример. Герой произведения Артура Конан-Дойля Шерлок Холмс является мастером разгадывания преступлений. Он может с помощью доказательств проверить любое мнение, любое свидетельское показание. По мнению Шерлока Холмса, отстаивание безосновательных мнений приводит не только к излишней самодеянности, но и к более серьезным последствиям.

Таким образом, нельзя одобрять все высказанные мнения, их необходимо доказывать или опровергать, а иначе это может привести к самоуверенности, самонадеянности и более серьезным последствиям.

Сначала человечество нехотя признало, что способности человека к чему-либо содержатся в его генетическом коде, затем согласилось, что и свойства характера также заложены там с самого рождения. Исходя из этого, нам придется согласиться, что и наилучшая для каждого человека профессия также указана в генетическом коде человека, поскольку в решающей степени определяется именно сочетанием наилучших способностей с благоприятными для нее свойствами характера.

Можно лишь удивляться, что при современном развитии науки для подавляющего большинства людей нахождение наилучшей для себя профессии все еще остается проблемой. Впрочем, у существования этой проблемы есть свое достоверное объяснение, которое гласит, что в огромном мире социальных систем все происходящее определяется интересами социальных групп и сообществ. Если говорить о современной России, то ни одна социальная группа в явной форме свой интерес к решению этой проблемы не выражает, а дети представителей всех групп в поисках своего места в жизни играют с «судьбой в рулетку», ставя на что попало. Кто-то из них выигрывает, а большинство нет. Но при современном уровне развития знаний практически любой человек, если вовремя за это дело возьмутся его родители, а потом и он сам, может найти для себя свою наилучшую профессию или хотя бы очень подходящую и добиться делового успеха . Но, если указанную проблему каждый человек в состоянии однажды для себя решить, то за ней открывается другая, еще более сложная, но менее явная. Попробуем ее показать.

Как найти ответ на вопрос: чего может достичь человек, если будет трудиться по правильно выбранной для себя наилучшей профессии? Пожалуй, самый простой ответ: все зависит от того, как много он будет в жизни трудиться, насколько ему повезет, тем самым все перевалив на роль всевозможных случайных факторов в нашей жизни. Конечно, случайные факторы могут оказать серьезное влияние на что угодно, в том числе и на нашу жизнь, но имеют ли они решающее значение для человека, вовремя нашедшего свою профессию? Вряд ли, наверняка есть еще и вполне систематические влияния, факторы и явления.

Рассмотрим простой пример двух выдающихся атлетов (борцов, штангистов или боксеров), которые стали чемпионами мира или даже олимпийскими чемпионами. Конечно, это выдающиеся, талантливые спортсмены, которые занимаются своим делом, что успешно и доказали в тяжелой борьбе с соперниками. Но один из них тяжеловес, а второй выступает в легчайшем весе. Теперь представим, что будет, если они проведут соревнование между собой за звание абсолютного чемпиона? Скорее всего, победит тяжеловес. Поэтому когда-то были введены весовые категории в некоторых видах спорта, чтобы разделить спортсменов в соответствии с их природными данными и возможностями.

Пример приведен из спорта, а в большинстве профессий никто людей по каким-либо их природным данным не разделяет.

Никому не придет в голову разделить юристов или финансистов по весу и росту и даже по модному в некоторых странах коэффициенту интеллекта IQ. Все конкурируют на равных. Однако природа недаром заложила в каждого человека свой набор свойств, а не только способности и характер. По аналогии можно сказать, что среди талантливых людей любой профессии встречаются и тяжеловесы, и легковесы, не говоря уже о средневесах, и у них от природы разные возможности для будущего успеха в профессии. Причем в той самой профессии, которая для каждого из них была определена по природным факторам, как наилучшая. Выходит, что если какая-то профессия является для данного человека наилучшей, то это вовсе не означает, что он обязательно станет лучшим среди других людей, которым данная профессия также подходит лучше всего.

Потенциал профессионального развития

Для достижения успеха нужно много трудиться. Но главное ли это? Сколько бы ни трудился легковес в рассмотренном выше примере, победить талантливого тяжеловеса ему не дано. Хотя именно трудолюбие может оказаться тем фактором, который и выдвинет вперед к успеху одного из талантливых спортсменов в рамках определенной весовой категории.

Приходится признать, что если для успеха в профессии необходимо соответствующее сочетание способностей и свойств характера, то для выдающегося успеха понадобятся уже особые сочетания человеческих свойств и влияющих факторов.

Рассмотрим, как это выглядит на практике. Среди множества различных факторов наибольшее значение имеют следующие четыре, показанные на рис. 1.3. Эти факторы в решающей степени формируют потенциал профессионального развития.

Рис. 1.3.

Характер человека проявляется своими свойствами в семи основных радикалах уже в самом раннем детстве и всю жизнь влияет на всю его деятельность и образ жизни. Характер является либо фактором, благоприятствующим успешности, либо ограничивающим успешность при занятии конкретной деятельностью. Но это всегда проявляется индивидуально для каждого человека с учетом его природных способностей. Хотя психологические профили двух разных людей, построенные с учетом расположения в их характерах основных семи радикалов, могут хорошо подходить для занятий определенной профессией, но между собой существенно различаться, а расположение радикалов в характере у обоих, по степени их влияния, окажется одинаковым. Следование двух и более основных радикалов может быть в профиле в одинаковом порядке, например, на первом месте у двух людей находится истероидный радикал, на втором - гипертимный и на третьем - эмотивный радикал, но степень их выраженности в характерах может существенно отличаться. Рассмотрим рис. 1.4 и 1.5. На них показаны примеры психологических профилей двух людей, хорошо подходящих к профессии артиста.


Рис. 1.4.

Истероидный радикал у первого человека выражен относительно слабее, чем у второго, зато у него более сильно выражен гипертимный радикал. Именно доминирование этих двух радикалов в характере позволяет в решающей степени, при наличии соответствующих способностей, успешно заниматься артистической профессией. Но можно полагать, что в силу различного сочетания степени выраженности двух определяющих радикалов, в разных видах искусства и разных амплуа эти люди будут добиваться не одинакового успеха, хотя для них артистическая профессия является хорошо подходящей.


Рис. 1.5.

Отмеченное выше обстоятельство справедливо не только для артистов, но и для представителей любых других профессий. Различное сочетание доминирующих основных радикалов и разная степень их выраженности в характере будут либо способствовать развитию успеха, либо мешать его достижению.

Выявить профессиональную ориентацию человека или профиль его способностей к определенным типам профессий сложно, особенно когда у него произошла коррекция представлений о способностях к видам профессий, что нередко происходит под влиянием семьи, знакомых, обучения, выполняемой работы и других обстоятельств. Тогда в сознании формируется иное представление о своих способностях, чем те, что были отпущены природой. При этом широко практикуемое применение различных тестов выявления способностей к профессиям или профориентации, например, построенных на попарном сравнении профессий различных типов, дает искаженную или скорректированную против реальности картину, которая подтверждает неверное представление об имеющихся способностях к типам профессий. Вместе с тем, выявление имеющихся способностей реально и перспективно, но необходимы более «изящные», «нелобовые» методики, чем те, что исследователи обычно применяют.

В плане реализации потенциала профессионального развития человека нас в первую очередь интересует его способность к восприятию возникающих задач, организации их выполнения и эффективному достижению результатов, т. е. проявление делового темперамента. Установить, от чего зависит деловой темперамент человека, не просто. То ли от свойств характера, то ли от состояния здоровья, то ли от его внутренней энергии, то ли от всего этого вместе и чего-то еще. Но для нас особенно важно, что это одна из особенностей человека, которой он может быть одарен в той или иной мере и для практической реализации которой необходим внутренний запас энергии.

Энергетический потенциал - важнейшая составляющая для любого делового успеха. Внутренний запас энергии у людей может существенно различаться. Каждый человек получает от природы нечто похожее на аккумулятор энергии. Одним природа дает аккумулятор большой емкости и хорошо его заряжает, другим - меньшей емкости, а кому-то и совсем маленький и плохо заряженный. Но не менее важно и то, что будет происходить с этим аккумулятором дальше. Одни люди пользуются своей энергией и не заботятся о ее своевременном пополнении. Однажды обнаруживается, что энергия у таких людей раньше вроде была, но теперь ее на дело не хватает. Зато другие энергию расходуют осмотрительно и регулярно ее пополняют. Им всегда хватает энергии на важнейшие дела. Таким образом, можно сказать, что энергетический потенциал человека, являющийся фактически его запасом энергии, имеет две составляющие - природную, т.е. то, что было дано человеку, и сознательно поддерживаемую т.е. то, что он сам накапливает и собирает из разных источников.

Следует отметить, что запасом своей энергии человек может управлять, повышая свой энергетический уровень, но мало кто умеет эффективно этим пользоваться. Это требует усилий и времени, регулярной работы над собой. Иногда нужный результат появляется не быстро. Однако в практике автора были случаи, когда специалисты всего за 3-6 месяцев не только восстанавливали свой нарушенный энергетический потенциал, но и существенно его поднимали.

  • Москвин В.А. Профессиональное развитие личности на пути к деловому успеху. Практические рекомендации. - М.: РИОР, 2011. - 136 с.
  • Некоторые аспекты, связанные с потенциалом профессиональногоразвития, рассмотрены также в главе 3.
  • Пономаренко В.В. Технологии скрытого управления людьми. - М.:ACT; Олимп, 2008. - 506 с.

Тема размышлений Бориса Бим-Бада – кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института, занимающегося исследование проблем общей педагогики. По словам научного деятеля, мудрость должна нами расцениваться, как предельная высота того, чего способен достичь человек. Мудрость испытывает потребность в знаниях, однако не сводится исключительно к их наличию.

Кто-то может быть осведомлен обо всех известных

видах бабочек, однако при этом в экологии не разбираться совершенно, как и не интересоваться ею. Соответственно, этим “кем-то” упускается связь между отдельно взятой бабочкой и всем миром в целом.

По твердому убеждению Б. Бим-Бада, мудрости должны обучать в школе, то есть, приучать к воздержанию от таких утверждений, которые имеют под собой недостаточно обоснований, а также – к осторожности суждений. По мнению научного сотрудника, мудрость не является просто знаниями, так как данное понятие содержит в себе что-то большее: интуицию и отвращение к самообману.

С позицией автора сложно не согласиться, мудрость выступает в роли более чего-то масштабного, нежели просто знания. Мудрость еще считается и совокупностью навыков, наличием богатого опыта и способностью к здравомыслию. Лев Толстой в произведении “Война и Мир” создал образ мудрого персонажа по имени Платон Каратаев, благодаря взглядам на жизнь которого, Пьер выжил в плену. Мудрость Платона научил его, что жить нужно просто, ценить все, что имеешь, ведь глупо пребывать все время в состоянии поиска счастья: человека должен радоваться свету солнца, каплям дождя и тому факту, что он живет.

А. де Сент-Экзюпери написал произведение “Маленький принц”, где Старому Лису отвел роль учителя мудрости для Маленького принца. Благодаря ему главный герой обучился постижению мудрости человеческих отношений. С целью понимания человека важно научиться вглядываться в его внутренний мир, одновременно, прощая мелкие недостатки.


Другие работы по этой теме:

  1. В чем заключается мудрость? Вот проблема, которую поднимает Б. М. Бим-Бад. Автор в своем тексте размышляет о том, что такое мудрость. Он убежден: это “высшее,...
  2. В данном тексте затронуто большое количество важных нравственно-психологических проблем. Одной из них является вопрос о том, что свойства души человека определяют его успешность в жизни....
  3. Принесение в жертву своих личных интересов для того, чтобы сделать более благополучной жизнь других людей называется самопожертвованием. Человек считается существом высокоорганизованным, знакомым с такими понятиями,...
  4. В данном тексте российский педагог Б. М. Бим-Бад, поднимает проблему воспитания культуры, которая является очень важной и актуальной в наше время. Сущность данной проблемы заключается...
  5. Профессор Ольга Борисовна Сиротинина занялась поиском ответа на вопрос, касающийся того, какая речь может претендовать на звание хорошей. Будучи ученым и доктором филологических наук, она...
  6. Прозаик, публицист и критик С. Л. Львов поднимает в своем произведении вопрос о роли близких в становлении личности. Думаю, эта проблема всегда будет актуальной, поскольку...
  7. Нами создан адронный коллайдер и отправлены к границам Вселенной летательные аппараты, однако наша планета до сих пор таит в себе множественное число секретов и загадок,...
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.