Харьковский университет воздушных сил им. Ивана Кожедуба. Харьковский университет воздушных сил имени ивана кожедуба Харьковский университет воздушных сил и кожедуба

На подмосковной авиабазе Кубинка дислоцируется 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Центр стал наследником знаменитого 176-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка.

Летчики ЦАПТ выполняют следующие задачи:

  • Демонстрация на территории РФ и за ее пределами авиационной техники, вооружения, оборудования, а также летного мастерства в интересах пропаганды и повышения авторитета ВВС России, повышения конкурентоспособности российской военной авиационной техники и вооружений на мировом рынке.
  • Подготовка личного состава и техники в выполнению боевых задач
  • Сохранение и развитие исторических традиций ВВС РФ.

В состав ЦПАТ входят две авиационные группы высшего пилотажа и одна авиационная группа подготовки летного состава и высшего пилотажа.

Пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» стали визитной карточкой Военно-Воздушных Сил России.

Авиационная группа высшего пилотажа «Русские Витязи»

Группа образована 05.04.1991 г. на базе 1-й эскадрильи, вооруженной истребителями Су-27 . Впервые искусство высшего пилотажа группа «Русские Витязи» публично демонстрировала в Англии в сентябре 1991 г. С тех пор группа неизменный участник всех российских и многих зарубежных авиасалонов. «Русские витязи» регулярно проводят показательные полеты в небе России и за ее пределами. Уникальность «Русских витязей» состоит в том, что это единственная пилотажная команда в мире выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса тяжелый истребитель.

Программа показательных полетов включает:

  • групповой высший пилотаж четырех и шести самолетов;
  • синхронный, встречный пилотаж двух самолетов;
  • одиночный высший пилотаж.

Командиром группы является военный лётчик-снайпер, гвардии полковник .

Авиационная группа высшего пилотажа «Стрижи»

Группа образована 06.05.1991 г. 6 мая 1991 г. эскадрилья МиГ-29 впервые выступила на самолетах в специальной окраске. После полета Иван Никитович Кожедуб лично вручил пилотам медали «За укрепление боевого содружества между государствами».

Публичный дебют группы состоялся в мае 1991 г. во Франции. Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж летчиков АГВП получил высокую оценку во многих странах мира. Пилотажная группа «Стрижи» принимает участие в показах на всех авиационных праздниках и авиасалонах. Группа неоднократно выступала на праздниках, посвященных юбилеям городов, в том числе в торжествах по случаю 850-летия Москвы.

Командиром группы является гвардии подполковник Кузнецов Денис Анатольевич.

Авиационная группа подготовки летного состава и высшего пилотажа «Небесные Гусары»

Группа высшего пилотажа «Небесные Гусары» ведет свою родословную от 4-й эскадрильи 234-го гвардейского истребительного авиационного полка. Директивой Главного штаба ВВС № 410480 от 14 марта 1969 г. в штат полка введена 4-я эскадрилья, которой 7 июня 1974 г. присвоен статус показной. Фактически 4-я эскадрилья стала первой в СССР официально признанной пилотажной группой на реактивных истребителях. Пилотажная группа «Небесные Гусары» выступала на штурмовиках Су-25. На рубеже ХХ-XXI веков на базе группы велась повышенная подготовка пилотов из других полков к полетам на высший пилотаж на учебно-тренировочных самолетах L-39. В 2003 году группа получила истребители МиГ-29.

Технико-эксплуатационная часть

Красивые показательные полеты на авиашоу — вершина айсберга, но что такое летчик без техника? Это — летчик без самолета. Работа инженерно-технического состава не менее важна, чем работа летчика. Обслуживание авиационной техники никогда не считалось простым делом, стократно усложнилась она сейчас. Самолет уже не просто летательный аппарат, а — «авиационный комплекс». Обеспечить надежную работу комплекса могут только слаженные усилия квалифицированных специалистов. Такие специалисты в ЦПАТ есть! Служба в инженерно-технической службе Центра имеет ряд особенностей. Пилотажные группы часто выступают вдали от родной базы. Самолет, как и любой другой образец техники, в принципе не может иметь 100% надежность, но показы-то из-за технических неисправностей срывать нельзя. Анализ статистики отказов позволил сформировать своего рода аптечку первой помощи — аэромобильный контейнер с резервными блоками и агрегатами, вероятность отказа которых является наибольшей.

401 Центр руководства полетами

На базе группы руководства полетами войсковой части 54876 1 декабря 1988 года был создан 1225 ЦРП аэродрома «Кубинка». Первым начальником ЦРП стал подполковник Черняков Алексей Матвеевич.

За время существования центром руководили Пащук Валерий Валентинович, Могутнов Виктор Васильевич, Волнухин Сергей Васильевич, Касавченко Сергей Владимирович, Белый Александр Николаевич.

401 ЦРП является постоянно действующим органом управления полетами в районе аэродрома «Кубинка». Специалисты центра выполняют поставленные задачи в тесном взаимодействии с 237-м ЦПАТ.

Начальником 401 ЦРП является подполковник Ещенко Александр Александрович.

Группа демонстрации парашютных систем

Группа демонстрации парашютных систем образована в 1996 году как структурное подразделение Центра показа авиационной техники в составе поисково-спасательной и парашютно-десантной службы.

Группа демонстрации парашютных систем предназначена для демонстрации парашютных систем, проведения показательных прыжков с парашютом на авиационных праздниках. Все парашютисты группы — великолепные спортсмены, неоднократные чемпионы и призеры многих российских и международных соревнований, имеют по несколько тысяч прыжков с парашютом. Парашютисты группы неоднократно занимали призовые места на чемпионатах мира по купольной акробатике.

Самолетный парк

Слово «первые» применительно к типам истребителей, освоенных личным составом 19-го, 176-го и 234-го полка встречается неоднократное: И-16 с М-63, Ла-7, Ла-9, Ла-11, МиГ-15, МиГ-29.

В годы Великой Отечественной войны летчики полка воевали едва ли не на всех типах истребителей ВВС РККА: И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7.

Уникальным по числу типов стал парк самолетов полка в 80-е годы ХХ века. Полк предназначался для демонстрации боевой авиационной техники, поэтому самолеты части представляли как бы «срез» фронтовой авиации — истребители МиГ-23 и МиГ-29, истребители-бомбардировщики Су-17М3/М4, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25. В 1996 г. самолетный парк полка был стандартизирован — только МиГ-29, Су-27 и их двухместные модификации. В 2000 г. 3-ю эскадрилью перевооружили реактивными учебно-тренировочными самолетами L-39 «Альбатрос».

История 237-го ЦПАТ

История 237-го Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба восходит к 1938 г., когда на аэродроме Горелово Ленинградской области на базе 70-й и 58-й истребительных и 33-й отдельной разведывательной эскадрилий был сформирован 19-й истребительный авиационный полк. Уже в 1939 г. летчики полка выполнили важное задание Правительства — провели войсковые испытаний истребителя И-16 с двигателями М-63. Осенью того же года полк принимал участие в освободительном походе на Западную Украину.

Зимой 1939-1940 г.г. летчики полка отличились в воздушных боях над Карельским перешейком. За период боевых действий было выполнено 3412 боевых вылетов, налет составил 4090 ч. Летчики вывели из строя 74 паровоза, подожгли 5 эшелонов, уничтожили на земле 2 и в воздушных боях 3 самолета противника. Полк не понес потерь ни в людях, ни в самолетах. В апреле 19-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.

В 1941-1944 г.г. 19-й ИАП воевал в составе ПВО Ленинграда, действовал на Волховском, Воронежском, Юго-Западном, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах, в системе ПВО Ленинграда, в составе 15-й, 2-й и 16-й воздушных армий. С сентября 1943 г. полк находился в прямом подчинении Командующего ВВС КА. К боевом работе в новом качестве полк приступил с января 1944 г. Летчики выполняли боевые вылеты, главным образом, на свободную охоту. В оперативном отношении полк подчинялся сначала Командующему 16-й воздушной армией, затем (с января 1945 г.) командиру 3-го истребительного авиационного корпуса генерал-лейтенанту Е. Я. Савицкому, за боевой работой полка следил Командующий ВВС Главный маршал авиации А.А. Новиков.

За доблесть и мужество, проявленные личным составом при освобождении г. Проскуров (г. Хмельницкий), приказом Верховного Главнокомандующего от 03.04.1944 19-му ИАП присвоено почетное наименование «Проскуровский».

За отличное выполнение заданий командования за период с 20.01.1944 г. по 6.06.1944 г. 09.08.1944 г. в составе 1-го Украинского фронта полк награжден орденом Александра Невского

За отличное выполнение заданий командования за период с 6.06.1944 г. по 9.05.1945 г. (2961 боевой самолето-вылет, 226 сбитых в воздушных боях самолета противника и 18 уничтоженных на земле самолетов противника) 1 июня 1945 г. полк награжден орденом Кутузова 3-й степени.

176-й ГИАП стал одним из немногих полков ВВС КА, который получил поистине всемирную известность — единственный советский полк воздушных охотников. Войну летчики полка закончили в поверженном Берлине.

В Великую Отечественную войну летчики 176-го гвардейского Проскуровского орденов Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова истребительного авиационного полка совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боев и сбили 398 самолетов противника, еще 56 самолетов противника было уничтожено на земле, штурмовыми действиями летчиков полка уничтожено 3 танка, 256 автомашин, 213 повозок, 7 автоцистерн, 7 зенитных батарей, выведено из строя 36 паровозов, сожжен 1 железнодорожный эшелон. Десять пилотов одержали в воздушных боях более 15 побед каждый. Боевые потери составили 48 летчиков и 104 самолета, небоевые 5 летчиков и 15 самолетов.

Один из лучших в ВВС истребительных авиаполков недолго оставался в Германии — уже в 1946 г. 176-й ГИАП с германского аэродрома Шеневальде был перебазирован на аэродром Теплый Стан, практически — в Москву. В Теплом Стане на базе полка проходили войсковые испытания истребители Ла-9 и Ла-11, одним из первых в ВВС полк получил реактивные истребители МиГ-15. Весной 1951 г. полк был отправлен на Корейский полуостров.

После возвращения из Кореи 176-й ГИАП был передан из ВВС в систему ПВО (приказ от 16.02.1952 г.). Полк базировался на аэродроме Орешково, Калужской области. На основании директивы МО от 15.03.1960 г. прославленный полк был расформирован…

Когда 176-й полк в составе «кожедубовской» 324-й истребительной авиационной дивизии убыл в Корею, а его приемником стал 234-й истребительный авиационный полк. Формирование 234-го ИАП на аэродроме Теплый Стан началось согласно Директиве Военного министра Союза ССР ОРГ/5/396479 от 15.11.1950. Преемственность 234-го ИАП по отношению к легендарному 176-му ГИАП подчеркивает тот факт, что первым командиром 234-го ИАП стал гвардии полковник Николай Николаевич Шульженко. Ранее гвардии полковник Шульженко командовал 176-м ГИАП.

Боевое знамя 234-й ИАП было вручено в торжественной обстановке 29.04.1951.

Близость огромного города осложняла проведение полетов, особенно — проведение полетов в сложных метеоусловиях. Поэтому в 1952 г. полк перевели в подмосковную Кубинку (Директива Военного министра Союза ССР № 47648 от 07.04.1952).

В 1966 г. преемственность 234-м полком традиций 176-го гвардейского Проскуровского полка была узаконена официально. В целях улучшения военно-патриотической и воспитательной работы с личным составом полка и сохранения боевых традиций особо отличившихся в боях за Родину авиачастей директивой Генерального штаба № ОРГ/9/.110964 от 11.05.1966 234-му полку переданы по преемственности ордена и почетные наименования 176-го ГИАП. Полк отныне именуется «234-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк». Гвардейское знамя вручено 18.08.1966.

В 1967 г. был узаконен особый статус полка — демонстрация авиационной техники и высшего пилотажа, в связи с чем всему командному составу полка на одну ступень повысили штатную категорию.

237-й ЦПАТ

Изменения в стране не могли не коснуться «витрины» советских ВВС — 234-го Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка им. Ленинского Комсомола. Директивой МО СССР № 314/1/00160 от 25.01.1989 полк переформирован в 234-й гвардейский смешанный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк (показной). Свое современное наименование авиачасть из Кубинки обрела в 1992 г. — Директивой ГШ ВВС 123/3/0643 от 13.08.1992 г. полк переименован в 237-й Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники. В августе 1993 г. Центру присвоено имя Ивана Никитовича Кожедуба.

Особые задачи полка

В первые послевоенные годы неизменными участниками воздушных парадов над Москвой являлись летчики 176-го ГИАП. После отправки гвардейского полка в Корею их место заняли пилоты 234-го ИАП. Демонстрировался не только пролет в плотном строю, но высший пилотаж. К примеру, на параде 1960 г. в День воздушного флота над Тушино прошло 52 истребителя из 234-го ИАП, затем был показан встречный пилотаж пары МиГ-15, групповой пилотаж девятки и пятерки реактивных истребителей.

С 1954 г. в Кубинке стали проводиться наземные и летные показы авиационной техники правительственным и военным делегациям иностранных государств. Первыми иностранными зрителями стали представители Индии. В июне 1956 г. Кубинку посетил шахиншах Ирана, став первым гостем самого высокого уровня. За 40 с лишним лет показы в Кубинке посетили делегации из Алжира, Афганистана, Бирмы, Ганы, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Ирана, Йемена, Китая, Кубы, Лаоса, Мали, Марокко, Польши, Судана, США, Уганды, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. Многие делегации возглавляли первые лица государств, так одним из первых высоких гостей Кубинки стал Иосип Броз Тито. Помимо демонстраций перед правительственными и военными делегациями проводились показы перед делегациями партийными, от делегации пионерских организаций Московской области до делегации иностранных гостей XXV съезда КПСС.

Почетной обязанностью полка являлось эскортирование самолетов с главами иностранных государств, в числе первых — сопровождение самолета с Фиделем Кастро, в числе «крайних» — встреча сопровождение самолета с президентом Франции Жаком Шираком на борту. Особое место в истории полка занимает сопровождение в августе 1962 г. самолета Ил-18 с летчиками-космонавтами П.Р. Поповичем и А.Г. Николаевым на борту. Павел Попович до поступления в отряд космонавтов служил в 234-м ИАП. Истребители почетного эскорта пилотировали летчики Галкин, Кисаев, Коробейников, Николаев, Ткаченко, Уницкий, Цветков.

Боевая работа

Слово «парадный» стараниями журналистов, к сожалению, во многом утратило свой первоначальный смысл. Парадный — почти показушный. И 176-й, и 234-й полкия являлись парадным в истинном значении этого слава — визитная карточка ВВС, лучшие! Вместе с тем никто и никогда не снимал с летчиков задач боевой подготовки.

Когда летчики 176-й ГИАП попали в Корею с момента окончания Великой Отечественной войны прошло чуть меньше шести лет. В воздушных боях над Корейским полуострове гвардейцы одержали 107 побед, ценой гибели пятерых летчиков и потери 12 самолетов. Четверо пилотов, гвардии капитаны Г.И. Гесь, С.М. Крамаренко, С.П. Субботин были удостоены звания Герой Советского Союза. Гвардии старший лейтенант Б.А. Образцов, стал Героем посмертно, он погиб в воздушном бою с численно превосходящей группой «Сейбров». Приказом Военного министра Союза ССР № 09 от 14.01.1952 Образцов Борис Александрович зачислен навечно в списки полка.

Самые настоящие боевые задачи летчики полка выполняли в небе Подмосковья: 10.05.1962 иностранный аэростат с разведывательной аппаратурой уничтожил в районе Калуги командир эскадрильи майор А.И. Гаврилов. В 1968 г. полк несколько месяцев находился в состоянии повышенной боевой готовности в связи с вводом войск стран Организации Варшавского договора в Чехословакию. Полк принимал участие в крупных учениях, таких как «Запад-81», по результатам которого несколько летчиков были отмечены боевыми наградами.

234-й поле продолжил традиции 19-го ИАП и 176-го ГИАП в плане освоения новой техники: в 1983 г. полк первым в ВВС получил истребители IV поколения МиГ-29.

Дружественные визиты

Определение «визитная карточка» в «кубинскому» полку подходит как нельзя более — единственный в СССР авиаполк, демонстрировавший самолеты и высший пилотаж на Западе. Первый визит состоялся в 1967 г. — группа из 12 истребителей МиГ-21ФЛ посетила Швецию. В сентябре 1971 г. шестерка МиГ-21 234-го ГИАП приземлилась на французской авиабазе Реймс. Фурор вызвал в 1978 г. визит истребителей МиГ-23МЛА в Финляндию (июль-август) и Францию (сентябрь). Впервые на Западе вблизи могли увидеть МиГ-23 и оценить мастерство летчиков, пилотировавших истребители с изменяемой стреловидностью крыла. В 1981 г. состоялся второй дружественный визит в Швецию.

Первое появление истребителей МиГ-29 на Западе также связано с Кубинкой. Пятерка МиГ-29 234-го полка 1 июля приземлилась на финской авиабазе Коуппио. Визит продлился четыре дня. Западных экспертов особенно поразила высокая тяговооруженность новейших советских самолетов. Дань уважения наблюдатели отдали как конструкторам МиГа, так и летчикам, показавшим возможности истребителя в небе Финляндии.

Гости Кубинки

Полк не только наносил визиты, но и принимал гостей с Запада, опять же — единственный в Советском Союзе. Первыми Кубинку посетили в 1974 г. истребители SAAB J-35 «Дракен» ВВС Швеции. В 1979 г. состоялся визит «Миражей» F.1 из эскадрильи «Нормандии-Неман», французские летчики стали тогда гостями пилотов из Кубинки в первый, но далеко не в последний раз. В июне 1990 г. в небе Кубинке в составе ромба летали два МиГ-29 и два французских «Миража». Гостили на подмосковной земле в сентябре 1992 г. летчики пилотажной эскадрильи авиации ВМС США «Blue Angels».

Командиры полка

Командиры 19-го ИАП

майор Тертьяков 1938 г.

майор Зайцев Александр Андреевич 1938-1939 г.г.

майор Ткаченко Андрей Григорьевич 1940-1942 г.г.

майор Пустовой Григорий Андреевич 1943 г.

полковник Шестаков Лев Львович 1943-1944 г.г.

Командиры 176-го ГИАП

полковник Чупиков Павел Федорович 1944-1947 г.г.

подполковник Котельников Константин Константинович 1947-1948 г.г.

подполковник Куманичкин Александр Сергеевич 1948 г.

подполковник Шульженко Николай Николаевич 1948-1951 г.г.

Командиры 234-го ИАП

подполковник Шульженко Николай Николаевич 1951 г.

подполковник Бабаев Александр Иванович 1951-1954 г.г.

подполковник Кудрявцев Иван Иванович 1954-1959 г.г.

полковник Мантуров Паисий Филиппович 1959-1965 г.г.

подполковник Медведев Виктор Иванович 1965-1970 г.г.

подполковник Хиль Дмитрий Васильевич 1970-1971 г.г.

подполковник Фоломеев Дмитрий Алексеевич 1971-1973 г.г.

подполковник Басистов Георгий Петрович 1973-1975 г.г.

подполковник Благодарный Анатолий Иванович 1975-1979 г.г.

подполковник Васильев Анатолий Андреевич 1979-1980 г.г.

подполковник Задвинский Геннадий Степанович 1980-1983 г.г.

полковник Басов Владимир Павлович 1983-1988 г.г.

полковник Мозговой Александр Иванович 1988-1989 г.г.

Командиры 234-го ЦПАТ

полковник Бычков Виктор Георгиевич 1989-1997 г.г.

полковник Кутузов Александр Николаевич 1997-2000 г.г.

полковник Омельченко Анатолий Иванович 2000-2006 г.г.

полковник Ткаченко Игорь Валентинович 2006-2009 г.г.

полковник Петров Александр Георгиевич 2009-2012 г.г.

полковник Пономарёв Василий Фёдорович 2012-2014 г.г.

полковник Шатайло Константин Анатольевич 2014-2018 г.г.

полковник Алексеев Андрей Анатольевич 2018 г. — наст. вр.

Награды

1945 За отличное выполнение заданий командования за период с 6.06.1944 г. по 9.05.1945 г. (2961 боевой самолето-вылет, 172 сбитых в воздушных боях самолета противника и 48 уничтоженных на земле самолетов противника) 1 июня 1945 г. полк награжден орденом Кутузова 3-й степени.

1944 За отличное выполнение заданий командования за период с 20.01.1944 г. по 6.06.1944 г. 09.08.1944 г. в составе 1-го Украинского фронта полк награжден орденом Александра Невского

Приказом НКО № 0270 от 19.08.1944 г. за проведенную боевую работу с 22.06.1941 г. по 6.06.1944 г. (выполнено 5574 боевых вылета, в воздушных боях сбито 172 самолета противника, 48 самолетов противника уничтожено на земле) полк преобразован в 176-й гвардейский.

В целях улучшения военно-патриотической и воспитательной работы с личным составом полка и сохранения боевых традиций особо отличившихся в боях за Родину авиачастей директивой Генерального штаба № ОРГ/9/.110964 от 11.05.1966 234-му полку переданы по преемственности ордена и почетные наименования 176-го ГИАП.

Приказом Министра обороны № 0254 от 17.10.1968 в ознаменование 50-летия ВЛКСМ полку присвоено имя Ленинского Комсомола.

В августе 1993 г. Центру присвоено имя Ивана Никитовича Кожедуба.

Герои

Азаров Евгений Александрович

Александрюк Виктор Ильич

Бабаев Александр Иванович

Базаров Евгений Александрович

Баклаш Андрей Яковлевич

Беликов Олег Степанович

Васько Александр Федорович

Гесь Григорий Иванович

Гарнаев Александр Юрьевич

Грошаковский Владимир Александрович

Дексбах Михаил Сергеевич

Зайцев Александр Евгеньевич

Караев Александр Акимович

Клыков Виктор Петрович

Кожедуб Иван Никитович

Корзун Валерий Григорьевич

Крамаренко Сергей Макарович

Куманичкин Александр Сергеевич

Образцов Борис Александрович

Попович Павел Романович

Руденко Николай Сергеевич

Степанов Евгений Николаевич

Субботин Серафим Павлович

Ткаченко Андрей Григорьевич

Ткаченко Игорь Валентинович

Чупиков Павел Федорович

Шестаков Лев Львович

Шлепов Виктор Петрович

Щербаков Александр Александрович

Щербаков Иван Иванович

Заключение

Личный состав 237-го ЦПАТ бережно хранит традиции гвардейской части. Своими яркими и зрелищными выступлениями летчики пилотажных групп « », «Стрижи », «Небесные гусары» демонстрируют истинное мастерство и возможности отечественной боевой авиационной техники, вызывая у зрителей в нашей стране и за рубежом чувство гордости за Воздушно-космические Силы Российской Федерации.

Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба (ХУВС ) представляет собою ведущее многопрофильное высшее учебное заведение, которое готовит высококвалифицированных военных и гражданских специалистов, а также современные научно-педагогические кадры.

Харьковский университет Воздушных Сил

Авиационный факультет ХУВС

  • лётная эксплуатация и боевое применение самолётов;
  • лётная эксплуатация и боевое применение вертолётов;
  • боевое управление полётами авиации;
  • навигация и боевое применение летательных аппаратов;
  • военные самолёты, вертолёты и авиадвигатели;
  • авиационное оборудование;
  • авиационное вооружение;
  • комплексы воздушной разведки;
  • радиоэлектронное оборудование самолётов, вертолётов и ракет.

Факультет противовоздушной обороны Сухопутных войск ХУВС

  • тактики войск противовоздушной обороны Сухопутных войск
  • боевого применения вооружения противовоздушной обороны Сухопутных войск
  • вооружения противовоздушной обороны Сухопутных войск
  • офицер противовоздушной обороны Сухопутных войск

Факультет зенитных ракетных войск ХУВС

  • тактики и боевого применения зенитных ракетных войск.
  • теории стрельбы зенитными управляемыми ракетами.
  • боевого применения вооружения зенитных ракетных войск.

Должности, которые может занимать выпускник факультета:

  • офицер зенитных ракетных войск Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины

Факультет автоматизированных систем управления и наземного обеспечения полетов авиации ХУВС

  • "Системная инженерия" по специальности "Комплексы, системы и средства автоматизации управления войсками и вооружением".
  • "Радиотехника" по специальности "Радиоэлектронные комплексы, системы и средства вооружения и военной техники".
  • "Программная инженерия" по специальности: "Программное обеспечение автоматизированных систем" (заочное обучение военнослужащим по контракту).

Факультет радиотехнических войск и противовоздушной обороны ХУВС

  • тактики радиотехнических войск.
  • боевого применения радиотехнического вооружения.
  • вооружения радиотехнических войск.

Должности, которые может занимать выпускник факультета:

  • офицер радиотехнических войск Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины.

Факультет информационных и технических систем ХУВС

  • Программная инженерия, специальность - Программное обеспечение автоматизированных систем;
  • Компьютерная инженерия, специальность - Компьютерные системы и сети;
  • Электротехника и электротехнологии, специальность - Электротехнические системы электропотребления;
  • Метрология и информационно-измерительные технологии, специальность - Метрология та измерительная техника;
  • Радиотехника, специальность - Радиоэлектронные устройства, системы и комплексы;
  • Оптотехника, Лазерная и оптоэлектронная техника;
  • Обслуживание воздушных суден, специальность - Производство, техническое обслуживание и ремонт воздушных суден и авиадвигателей.

Информация для абитуриентов.

Общая информация

Харьковский университет Воздушных Сил им. И. Кожедуба (ХУВС) - дополнительная информация о высшем учебном заведении

Общая информация

Харьковский университет Воздушных Сил представляет собой ведущий многопрофильный вуз, имеющий высокий научно-педагогический потенциал, мощную учебно-материальную базу, способный готовить высококвалифицированных военных и гражданских специалистов, а также современные научно-педагогические кадры.

Сегодня Харьковский университет Воздушных Сил является мощнейшим видовым высшим военным учебным заведением Вооруженных Сил Украины, имеет IV уровень аккредитации.

Дальнейший прогресс развития Харьковского университета Воздушных Сил базируется на интеграции в европейскую систему образования и науки, воспитании профессионально и социально здорового поколения граждан, готовых к служебной и трудовой деятельности и ответственных за судьбу общества и государства.

Общее количество, учащихся в Харьковском университете Воздушных Сил составляет около 5 тысяч человек. Обучение курсантов и офицеров осуществляется по госзаказу, студентов - по контракту (платная форма). Дополнительно студенты могут учиться на курсах подготовки водителей и по программе подготовки офицеров запаса. Форма обучения курсантов и студентов - дневная, офицеров - дневная и заочная. Выпускники получают диплом государственного образца.

При Харьковском университете Воздушных Сил постоянно действуют курсы повышения квалификации офицерского состава и государственных служащих Вооруженных Сил Украины, научно-педагогических работников высших военных учебных заведений и языковые курсы.

Материально-техническая база Харьковского университета Воздушных Сил

Общая площадь учебно-лабораторных помещений в Харьковском университете Воздушных Сил составляет более 100 тысяч квадратных метров.

К услугам курсантов и студентов Харьковского университета Воздушных Сил 18 компьютерных классов, из которых 3 класса предоставляют доступ к всемирной сети Интернет. За последние два года в учебный процесс внедрено свыше 200 собственных программных разработок.

Для предоставления учащимся практических навыков по специальности Харьковский университет Воздушных Сил имеет в своем составе учебную авиационную бригаду, учебный центр, учебный полигон, учебный аэродром, учебно-тренировочный комплекс, спортивный комплекс и другие структурные подразделения и части обеспечения.

Харьковский университет Воздушных Сил имеет уникальную библиотеку, которая является одной из лучших библиотек не только среди военных учебных заведений, но и в общегосударственной системе образования. Ее научно-технический фонд насчитывает более 1,3 млн. изданий, художественный - более 100 тыс. изданий.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Харьковский национальный университет Воздушных Сил
им. И. Н. Кожедуба
(ХНУВС )
Ректор

Алимпиев Андрей Николаевич

Студенты
Профессора
Расположение

История университета

Основание университета связано с реформированием Вооружённых Сил Украины и высшего военного образования. Харьковский национальный университет Воздушных Сил создан на базе Харьковского военного университета и Харьковского института Военно-Воздушных Сил согласно . Университет стал продолжателем дела подготовки кадров для авиации 2 военных академий и 9 высших военных училищ :

  • Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков им. С. И. Грицевца (1930-1993 гг.);
  • Харьковское высшее военное авиационное училище радиоэлектроники им. Ленинского комсомола (1937-1993 гг.);
  • Военная инженерная радиотехническая академия ПВО им. Л. А. Говорова (1941-1993 гг.);
  • Харьковское высшее военное командно-инженерное училище им. Н. И. Крылова (1941-1993 гг.);
  • Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище (1941-1993 гг.);
  • Полтавское высшее зенитное ракетное командное училище им. Генерала армии (1941-1995 гг.);
  • Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков им. Ленинского комсомола (1941-1995 гг.);
  • Военная академия ПВО Сухопутных войск им. А. М. Василевского (1947-1994 гг.);
  • Киевское высшее военное зенитное ракетное инженерное училище им. С. М. Кирова (1937-1994 гг.);
  • Луганское высшее военное авиационное училище штурманов им. Пролетариата Донбасса (1966-1994 гг.);
  • (1951-2000 гг.).

Свою историю университет начал 12 ноября 1930 года - дня основания старейшего военного учебного заведения - 9-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. На всех этапах развития государства эти военные учебные заведения играли важную роль в защите Родины и повышении её обороноспособности.
Значительная часть этих военных учебных заведений была создана в тревожные предвоенные и огневые военные годы.

Территориально университет расположен в двух городках (ул. Сумская 77/79, ул. Клочковская, 228). Общая площадь учебно-лабораторных помещений составляет более 100 тысяч квадратных метров. Учебные занятия проводятся в аудиториях, оборудованных компьютерной техникой, тренажерами и действующими образцами вооружения. В лабораториях кафедр используются современные лабораторные установки, которые позволяют проводить исследования разнообразных явлений и процессов, изучаемых в учебных дисциплинах.

К услугам курсантов и студентов 18 компьютерных классов, из которых 3 класса предоставляют доступ ко всемирной сети Интернет. Постоянно расширяются возможности использования персональных компьютеров на занятиях и во время самоподготовки. Лишь за последние два года в учебный процесс введены свыше 200 собственных программных разработок.

Для привития обучаемым практических навыков по специальности в составе университета имеется учебная авиационная бригада, учебный центр, учебный полигон, учебный аэродром, учебно-тренировочный комплекс, спортивный комплекс и другие структурные подразделения и части обеспечения. Университет имеет уникальную библиотеку, одну из лучших библиотек не только среди военных учебных заведений, но и в общегосударственной системе образования. Её научно-технический фонд насчитывает свыше 1,3 млн. изданий, художественный - свыше 100 тыс. изданий. Типография университета способна издавать учебные издания в короткие сроки. Большинство учебников и учебных пособий, которыми пользуются курсанты, подготовлены научно-педагогическими работниками университета.

Факультеты университета

  • Лётный факультет
  • Инженерно-авиационный факультет
  • Факультет противовоздушной обороны сухопутных войск
  • Факультет зенитных ракетных войск
  • Факультет автоматизированных систем управления и наземного обеспечения полётов авиации
  • Факультет радиотехнических войск ПВО
  • Факультет информационных и технических систем
  • Факультет последипломного образования
  • Колледж сержантского состава
  • Факультет подготовки офицеров запаса по контракту

Известные выпускники

  • Олег Пешков - российский военный лётчик, подполковник, Герой Российской Федерации .
  • Сергей Ялышев - украинский военный летчик, участник боев за Донецкий аэропорт .
  • Надежда Савченко - украинская военная лётчица, Герой Украины

Напишите отзыв о статье "Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба

– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!
– Ну да.
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…
– Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.)
– А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф!
– Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу.
– Матёрый? – спрашивал Илагин, подвигаясь к подозрившему охотнику, и не без волнения оглядываясь и подсвистывая Ерзу…
– А вы, Михаил Никанорыч? – обратился он к дядюшке.
Дядюшка ехал насупившись.
– Что мне соваться, ведь ваши – чистое дело марш! – по деревне за собаку плачены, ваши тысячные. Вы померяйте своих, а я посмотрю!
– Ругай! На, на, – крикнул он. – Ругаюшка! – прибавил он, невольно этим уменьшительным выражая свою нежность и надежду, возлагаемую на этого красного кобеля. Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась.
Охотник на полугорке стоял с поднятым арапником, господа шагом подъезжали к нему; гончие, шедшие на самом горизонте, заворачивали прочь от зайца; охотники, не господа, тоже отъезжали. Всё двигалось медленно и степенно.
– Куда головой лежит? – спросил Николай, подъезжая шагов на сто к подозрившему охотнику. Но не успел еще охотник отвечать, как русак, чуя мороз к завтрашнему утру, не вылежал и вскочил. Стая гончих на смычках, с ревом, понеслась под гору за зайцем; со всех сторон борзые, не бывшие на сворах, бросились на гончих и к зайцу. Все эти медленно двигавшиеся охотники выжлятники с криком: стой! сбивая собак, борзятники с криком: ату! направляя собак – поскакали по полю. Спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная как и куда, видя только собак и зайца, и боясь только потерять хоть на мгновение из вида ход травли. Заяц попался матёрый и резвый. Вскочив, он не тотчас же поскакал, а повел ушами, прислушиваясь к крику и топоту, раздавшемуся вдруг со всех сторон. Он прыгнул раз десять не быстро, подпуская к себе собак, и наконец, выбрав направление и поняв опасность, приложил уши и понесся во все ноги. Он лежал на жнивьях, но впереди были зеленя, по которым было топко. Две собаки подозрившего охотника, бывшие ближе всех, первые воззрились и заложились за зайцем; но еще далеко не подвинулись к нему, как из за них вылетела Илагинская краснопегая Ерза, приблизилась на собаку расстояния, с страшной быстротой наддала, нацелившись на хвост зайца и думая, что она схватила его, покатилась кубарем. Заяц выгнул спину и наддал еще шибче. Из за Ерзы вынеслась широкозадая, чернопегая Милка и быстро стала спеть к зайцу.
– Милушка! матушка! – послышался торжествующий крик Николая. Казалось, сейчас ударит Милка и подхватит зайца, но она догнала и пронеслась. Русак отсел. Опять насела красавица Ерза и над самым хвостом русака повисла, как будто примеряясь как бы не ошибиться теперь, схватить за заднюю ляжку.
– Ерзанька! сестрица! – послышался плачущий, не свой голос Илагина. Ерза не вняла его мольбам. В тот самый момент, как надо было ждать, что она схватит русака, он вихнул и выкатил на рубеж между зеленями и жнивьем. Опять Ерза и Милка, как дышловая пара, выровнялись и стали спеть к зайцу; на рубеже русаку было легче, собаки не так быстро приближались к нему.
– Ругай! Ругаюшка! Чистое дело марш! – закричал в это время еще новый голос, и Ругай, красный, горбатый кобель дядюшки, вытягиваясь и выгибая спину, сравнялся с первыми двумя собаками, выдвинулся из за них, наддал с страшным самоотвержением уже над самым зайцем, сбил его с рубежа на зеленя, еще злей наддал другой раз по грязным зеленям, утопая по колена, и только видно было, как он кубарем, пачкая спину в грязь, покатился с зайцем. Звезда собак окружила его. Через минуту все стояли около столпившихся собак. Один счастливый дядюшка слез и отпазанчил. Потряхивая зайца, чтобы стекала кровь, он тревожно оглядывался, бегая глазами, не находя положения рукам и ногам, и говорил, сам не зная с кем и что.
«Вот это дело марш… вот собака… вот вытянул всех, и тысячных и рублевых – чистое дело марш!» говорил он, задыхаясь и злобно оглядываясь, как будто ругая кого то, как будто все были его враги, все его обижали, и только теперь наконец ему удалось оправдаться. «Вот вам и тысячные – чистое дело марш!»
– Ругай, на пазанку! – говорил он, кидая отрезанную лапку с налипшей землей; – заслужил – чистое дело марш!
– Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого, и не заботясь о том, слушают ли его, или нет.
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.