"Котлован" Платонова: проблематика произведения. Андрей Платонов, "Котлован": анализ. "Котлован" Платонова: проблематика произведения Платонов котлован читать краткое содержание
Увольняют с механического завода по причине «роста слабосильности» в герое и «задумчивости среди общего темпа труда». Вощев берет мешок с вещами и отправляется куда глаза глядят.
Так он сначала приходит к оврагу, где собирается заночевать. Перед сном он размышляет о своей полезности или неполезности для этого мира. Проснувшись утром, мужчина отправился прямиком в завком - «защищать свой ненужный труд», но там говорят, что он человек несознательный, так как стоял и думал посреди производства, а это недопустимо.
Уйдя ни с чем из завкома, Вощев решает добраться до другого города. Там на пустыре он находит теплую яму для ночлега, но в полночь его будит какой-то человек, который косит рядом с героем траву, растущую в этом месте уже много лет. Оказывается, что на пустыре скоро будет «каменное дело»: будут рыть котлован для строительства «общепролетарского дома».
По настоянию косца Вощев отправляется спать в барак, где уже отдыхают несколько «худых, как смерть» мастеровых. Герой ложится, чтобы согреться, среди двух работников и засыпает до самого утра.
***
Утром мастеровые, собравшись над спящим Вощевым, обсуждают, годится ли тот для их коллективного труда. Затем наступает время обеда. Все садятся за общий стол и самый активный среди работников человек по фамилии Сафронов предлагает взять Вощева в труд, так как «люди нынче стали дороги, наравне с материалом».
***
Героя отводят на пустырь и дают ему лопату. Вощев, хоть по-прежнему и не видит смысла существования, хочет наблюдать его хотя бы в других ближних людях. Ради этого он даже готов «пожертвовать на труд все свое слабое тело».
Вместе с ним на поле трудятся бригадир артели Никита Чиклин, Сафронов и худой мастеровой Козлов с «бледным голосом ребенка», копающий медленнее всех. Участвует в процессе также и инженер Прушевский. Так бригада работает до самой ночи.
***
В артель приходит новый человек - товарищ Пашкин. Он осматривает котлован и сообщает мастеровым, что нужно копать быстрее, поэтому присылает на «каменное дело» новых людей. Решено продолжать работу по постройке «общепролетарского дома», погрузив барак в овраг. Так прошел еще один день.
Вечером в бараке начинается активная беседа между работниками. Вощев говорит, что хочет уйти из артели. Он не доволен, что мастеровые только роют землю и спят, а на самом деле ничего о жизни не знают и никакого смысла не видят. Работники артели начинают спорить между собой на эту тему, но вскоре все уже укладываются спать.
Не спит только Чиклин. Он вспоминает свою молодость: то, как его однажды поцеловала дочь хозяина кафельно-изразцового завода, где он работал много лет назад. Тогда девушка ему не понравилась, но после он почему-то часто с тоской думал о ней.
Тут в барак входит Прушевский. Он говорит, что тоже не может уснуть один, поэтому Чиклин предлагает ему остаться на ночь у них. Сам Чиклин, покинув спящую артель, отправляется побродить на свежем воздухе.
***
Утром Козлов выгоняет Прушевского из барака, сказав, что инженеру не место среди рабочих. На улице Прушевский встречает Чиклина и рассказывает ему о том, что в молодости, работая в том самом городе, где они находятся сейчас, он встретил прекрасную девушку. Сейчас он ее бы очень хотел увидеть вновь.
Чиклин понимает, что это та самая девушка, которая его когда-то поцеловала. Герои размышляют, что стало с ней, и хотят ее отыскать.
Рытье котлована идет своим чередом. Новые работники постепенно осваиваются в артели. Пашкин регулярно навещает строительство и подгоняет мастеровых, чтобы те еще ускорили темп. Вощев по-прежнему ищет истину и мечтает о будущем, в котором все должно стать «общеизвестным». Сафронов решает поставить в бараке радио, чтобы быть в курсе последних событий «культурной революции».
Чиклин снова находится в ностальгическом настроении. Он приходит на то место, где его поцеловала дочь кафельщика и видит под старой лестницей «куда-то ведущую дверь».
За этой дверью находится помещение, в котором на полу лежит старая больная женщина, а рядом с ней сидит ее маленькая дочь. Женщина просит девочку уходить далеко-далеко из города, когда ее (матери) не станет, иначе, если люди узнают, кто ее родил, то сразу же «уморят».
Через несколько минут девочка засыпает, а женщина умирает. В усопшей Чиклин, наблюдающий за этой сценой со стороны, узнает некогда поцеловавшую его девушку. Мужчина берет девочку на руки, согревает ее своим теплом и, стараясь не тревожить ее сон, долго держит ребенка у себя на коленях.
В барак к мастеровым Пашкин привозит радиорупор, поэтому теперь работники артели в курсе всех новостей. Так проходит еще одна ночь, а утром на пороге появляется Чиклин с девочкой.
Теперь Чиклин зовет ее дочкой и решает воспитывать в революционном духе. Герой также хочет отвести Прушевского на место гибели женщины, чтобы показать ему ее. Инженер хоть и сомневается, что это та самая девушка, приглянувшаяся ему в молодости, все равно жалеет о ее несчастной судьбе. Чиклин закладывает камнями вход в комнату, чтобы обеспечить мертвой покой.
Девочка, которую, как оказалось, зовут Настя , обладает «революционным умом». Она говорит, что даже не хотела рождаться, пока не было Ленина и Буденного, называет свою усопшую мать «буржуйкой» и считает, что времена этого класса давно прошли. Поэтому все буржуи умирают. Еще она знает, что плохих людей надо всех убивать, так как хороших очень мало.
Чиклин делает девочке постель из принесенного в барак гроба, сколоченного для крестьян. Во второй гроб мужчина помещает игрушки ребенка, чтобы у того был свой «красный уголок».
Настя продолжает жить в бараке и спать на животе у Чиклина. Все мастеровые любят девочку.
Пашкин по-прежнему переживает из-за низкого темпа работы артели. Также он переживает, что «бедняцкий слой деревни» заскучал по колхозу, и потому туда надо «бросить что-нибудь особенное из рабочего класса, дабы начать классовую борьбу против деревенских пней капитализма».
В деревню решено послать Сафронова и Козлова. В итоге герои умирают, осуществляя свою миссию, и для них Чиклин забирает Настины гробы. Девочка недоумевает: «…ну что ты будешь делать?!»
Чиклин вместе с Вощевым отправляются в село - «сторожить политические трупы». Там Чиклин убивает ни в чем не повинного «писчего мужика», а деревенские активисты убивают «вредителя» Сафронова и Козлова. Затем вечером в селе организуется похоронная процессия.
Утром председатель местного колхоза (активист) проводит собрание с целью организации колхозной жизни. Бедняков направляют на работу в колхоз, кулаков - на раскулачивание. С этой целью Вощев и Чиклин сооружают из бревен плот, на который планируется посадить «ликвидируемые классы» и отправить их по реке в море и далее.
***
Вернувшись домой, Чиклин находит в бараке испуганную плачущую Настю, которая думала, что он больше не вернется к ней никогда, если ушел. Герой берет девочку на руки и отправляется в местную кузницу. Там работает молотобойцем медведь, который знает все кулацкие дома на селе и может их показать.
Чиклин вместе с Настей уводят медведя из кузницы и проводят по деревне. Всех найденных кулаков сажают на плот и отправляют в дальнее плаванье. В деревне начинается всеобщее веселье.
В деревне заболевает Настя. У девочки поднимается сильный жар, и она все время просится к маме.
В селе Чиклин убивает активиста. Мужики решают отправить его тело вниз по реке, также как кулаков на плоту. Вощев становится председателем колхоза.
Состояние Насти ухудшается, поэтому Чиклин несет девочку обратно к котловану. Мимо барака проходят люди, но никто не останавливается, чтобы проведать ребенка, так как все думают только об одной коллективизации. К утру Настя умирает.
Чиклин, пытаясь не думать о своем горе, роет мерзлую землю котлована. Вощев так же сильно, как и он, переживает смерть девочки. Он не понимает, зачем теперь ему нужен смысл жизни и истина, если «нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем».
На строительство «общепролетарского дома» из колхоза приходит множество новых работников. Все они вместе с Чиклиным работают с таким усердием, будто хотят «спастись навеки в пропасти котлована».
Чиклин для Насти целых пятнадцать часов подряд роет специальную могилу, в которую бережно кладет девочку. Попрощаться с ребенком приходит также медведь, который бережно трогает Настю лапой.
«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».
Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает ее руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми».
Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, — говорит он рабочим. — Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете».
Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».
Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает ее мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает ее с собой.
Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов — о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!»
Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают ее, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин — и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!»
На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают — и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков — для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, — по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.
Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привел?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», — отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», — говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.
Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.
Краткое содержание «Котлована» Платонова
Другие сочинения по теме:
- «В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В...
- Внешне «Котлован» носил все черты «производственной прозы» — замена фабулы изображением трудового процесса как главного «события». Но производственная жизнь 30-х...
- Неисправимый идеалист и романтик, А. П. Платонов верил в «жизненное творчество добра», в «мир и свет», хранящиеся в человеческой душе,...
- Главная героиня произведения — двадцатилетняя девушка Фрося, дочь железнодорожника. Ее муж уехал далеко и надолго. Фрося очень сильно грустит по...
- Безымянная корова живет одна в сарае, стоящем на дворе путевого сторожа. Днем и вечером к ней в гости приходит хозяйский...
- Прослужив всю войну, гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов убывает из армии по демобилизации. На станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится...
- Пять дней человек идет в глубину юго-восточной степи Советского Союза. По дороге он представляет себя то машинистом паровоза, то геологом-разведчиком,...
- Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай. Захар Павлович оставался в...
- «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». После погребения жены, намаявшись,...
- Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными...
- Английский инженер Вильям Перри, щедро награжденный русским царем Петром за усердие в устроении шлюзов на реке Воронеж, письмом зовет в...
- Ефим, которого в народе прозвали Юшкой, работает помощником кузнеца. Этому слабому человеку, старому на вид, исполнилось лишь сорок лет. Стариком...
Когда мы читаем повесть А.Платонова Котлован - перед нашим взором открывается мир и время, давно ушедшее от нас. Главная тема произведения – коллективизация, раскулачивание, строительство советского общества, но с самой страшной, горькой стороны. Герои повести Вощев, Чиклин, девочка Настя, активист – люди из низов, едва обладающие понятием того, для чего это нужно, и нужно ли вообще?!
В начале повести автор представляет нам Вощева, рабочего, который вдруг решил найти для себя смысл жизни. Из-за поиска смысла жизни Вощева выгоняют с работы, так как очень часто во время работы он начинает о чем-то задумываться. Взяв свои вещи, Вощев идет, сам не зная куда, заходит в пивную, где сидят люди, придающиеся забвению своего несчастия, к вечеру он попадает на окраину города, где видит барак. В бараке он остается жить. Барак предназначен для строителей дома, но сам дом еще строить не начали, собираются рыть только котлован. Вощев роет котлован вместе со всеми, и, хотя, время от времени его посещают мысли о смысле жизни, он глушит их работой. Здесь же автор Котлована повествует и о другом герое – инженере Прушевском, которому двадцать пять лет – но и он уже не имеет смысла жизни, часто думает о самоубийстве и о своей многодетной и бедной сестре, которой часто пишет жалобные письма, но никогда не получает от нее ответа. Еще один герой повести – Никита Чиклин, мысли которого часто занимает молодая девушка – дочь хозяина кафельного завода, на месте которого будет стоять дом. Когда-то она поцеловала Чиклина и с тех пор он не в силах забыть этот поцелуй. В один из вечеров Чиклин бродит по опустевшему зданию завода и в одной, всеми забытой комнате обнаруживает молодую женщину и девочку. Женщина умирает на его глазах, и поцеловав ее в холодные губы, Чиклин понимает, что именно о ней тосковал все эти годы. Дочку женщины зовут Настя, Чиклин решает взять ее под свою опеку и воспитывать по всем правилам коммунистического общества. Настя остается в артели. Ребенок становится просто–напросто приверженцем идей светлого будущего, она считает, что на земле нет никого главнее Ленина и Буденного. Двое рабочих – из тех, что рыли котлован, отправляются в соседнюю деревню, чтобы повысить сознательность крестьян и бороться с зажиточными. В деревне их убивают, Чиклин отправляется пешком вслед за подводой с гробами. В деревне он встречает мужика с желтыми глазами и, сам не понимая, почему, ударом убивает его – Чиклину кажется, что именно мужик виновен в смерти рабочих. Подошедший активист одобряет поступок Чиклина – мол, теперь можно будет в районе объяснить, кто убил рабочих. Вскоре появляется четвертое тело – вредитель, пришедший сам в сельсовет и там же умерший.
… Ночью в деревне не спокойно – люди не могут найти себе места, им часто лезут в голову безрадостные мысли. Между тем в деревне есть Организационный двор – место, где собираются все бедняки и где активист агитирует их против середняков и зажиточных жителей, которые не хотят вступать в колхоз. Вощев и Чиклин ходят по деревне и заглядывают в избы.
«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда». Вощев идет в другой город. На пустыре в теплой яме он устраивается на ночлег. В полночь его будит человек, косящий на пустыре траву. Косарь говорит, что скоро здесь начнется строительство, и отправляет Вощева в барак: «Ступай туда и спи до утра, а утром ты выяснишься».
Вощев просыпается вместе с артелью мастеровых, которые кормят его и объясняют, что сегодня начинается постройка единого здания, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата. Вощеву дают лопату, он сжимает её руками, точно желая добыть истину из земного праха. Инженер уже разметил котлован и говорит рабочим, что биржа должна прислать еще пятьдесят человек, а пока надо начинать работы ведущей бригадой. Вощев копает вместе со всеми, он «поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут: он вместе с ними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми».
Землекопы постепенно обживаются и привыкают работать. На котлован часто приезжает товарищ Пашкин, председатель окрпрофсовета, который следит за темпом работ. «Темп тих, - говорит он рабочим. - Зачем вы жалеете подымать производительность? Социализм обойдется и без вас, а вы без него проживете зря и помрете».
Вечерами Вощев лежит с открытыми глазами и тоскует о будущем, когда все станет общеизвестным и помещенным в скупое чувство счастья. Наиболее сознательный рабочий Сафронов предлагает поставить в бараке радио, чтоб слушать о достижениях и директивах, инвалид, безногий Жачев, возражает: «Лучше девочку-сиротку привести за ручку, чем твое радио».
Землекоп Чиклин находит в заброшенном здании кафельного завода, где когда-то его поцеловала хозяйская дочь, умирающую женщину с маленькой дочкой. Чиклин целует женщину и узнает по остатку нежности в губах, что это та самая девушка, которая целовала его в юности. Перед смертью мать говорит девочке, чтобы она никому не признавалась, чья она дочь. Девочка спрашивает, отчего умирает её мать: оттого, что буржуйка, или от смерти? Чиклин забирает её с собой.
Товарищ Пашкин устанавливает в бараке радиорупор, из которого раздаются ежеминутные требования в виде лозунгов - о необходимости сбора крапивы, обрезания хвостов и грив у лошадей. Сафронов слушает и жалеет, что он не может говорить обратно в трубу, чтобы там узнали о его чувстве активности. Вощеву и Жачеву становится беспричинно стыдно от долгих речей по радио, и Жачев кричит: «Остановите этот звук! Дайте мне ответить на него!» Наслушавшись радио, Сафронов без сна смотрит на спящих людей и с горестью высказывается: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!».
Девочка, пришедшая с Чиклиным, спрашивает у него про черты меридианов на карте, и Чиклин отвечает, что это загородки от буржуев. Вечером землекопы не включают радио, а, наевшись, садятся смотреть на девочку и спрашивают её, кто она такая. Девочка помнит, что ей говорила мать, и рассказывает о том, что родителей не помнит и при буржуях она не хотела рождаться, а как стал Ленин - и она стала. Сафронов заключает: «И глубока наша советская власть, раз даже дети, не помня матери, уже чуют товарища Ленина!».
На собрании рабочие решают направить в деревню Сафронова и Козлова с целью организации колхозной жизни. В деревне их убивают - и на помощь деревенским активистам приходят другие землекопы во главе с Вощевым и Чиклиным. Пока на Организационном Дворе проходит собрание организованных членов и неорганизованных единоличников, Чиклин и Вощев сколачивают неподалеку плот. Активисты обозначают по списку людей: бедняков для колхоза, кулаков - для раскулачивания. Чтобы вернее выявить всех кулаков, Чиклин берет в помощь медведя, работающего в кузнице молотобойцем. Медведь хорошо помнит дома, где он раньше работал, - по этим домам и определяют кулаков, которых загоняют на плот и отправляют по речному течению в море. Оставшиеся на Оргдворе бедняки маршируют на месте под звуки радио, потом пляшут, приветствуя приход колхозной жизни. Утром народ идет к кузне, где слышна работа медведя-молотобойца. Члены колхоза сжигают весь уголь, чинят весь мертвый инвентарь и с тоской, что кончился труд, садятся у плетня и смотрят на деревню в недоумении о своей дальнейшей жизни. Рабочие ведут деревенских жителей в город. К вечеру путники приходят к котловану и видят, что он занесен снегом, а в бараке пусто и темно. Чиклин разжигает костер, чтобы согреть заболевшую девочку Настю. Мимо барака проходят люди, но никто не приходит проведать Настю, потому что каждый, нагнув голову, беспрерывно думает о сплошной коллективизации. К утру Настя умирает. Вощев, стоя над утихшим ребенком, думает о том, зачем ему теперь нужен смысл жизни, если нет этого маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением.
Жачев спрашивает у Вощева: «Зачем колхоз привел?» «Мужики в пролетариат хотят зачисляться», - отвечает Вощев. Чиклин берет лом и лопату и идет копать на дальний конец котлована. Оглянувшись, он видит, что весь колхоз не переставая роет землю. Все бедные и средние мужики работают с таким усердием, будто хотят спастись навеки в пропасти котлована. Лошади тоже не стоят: на них колхозники возят камень. Один Жачев не работает, скорбя по умершей Насте. «Я урод империализма, а коммунизм - это детское дело, за то я и Настю любил… Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью», - говорит Жачев и уползает на своей тележке в город, чтобы никогда не возвратиться на котлован.
Чиклин выкапывает для Насти глубокую могилу, чтобы ребенка никогда не побеспокоил шум жизни с поверхности земли.