Окружающий мир как иерархическая система презентация. Урок информатики "Окружающий мир как иерархическая система" (9 класс). Закрипление изученного материала

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Окружающий мир – иерархическая система Микро-, макро- и мегамиры Системы и взаимосвязи миров Информатика 9 класс Учитель Хатинская И.П. Гл.3 «Моделирование и формализация» (1-ый урок)

Макромир Мы в нём живём, поэтому все его объекты сравниваем с человеком. Он делится на: -неживые объекты (песок, камень…) -живые (растения, животные, люди) -искусственные (здания, механизмы…)

Микромир Все макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые состоят из очень маленьких элементарных частиц. Это и есть микромир.

Мегамир Солнце вместе с сотнями миллионов других звёзд образует нашу галактику Млечный путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

Взаимодействие Все объекты мега-, макро- и микромиров состоят из веществ, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и обладают энергией: механической, тепловой, электрической, атомной.

Весь этот окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов Галактики Звёзды и планеты Популяции Общество Макротела Растения и Человек Знания Ис животные кус тве Молекулы Одноклеточные нн ые Атомы объекты (техника) Элементарные частицы

Системы и элементы Каждый объект состоит из других объектов, представляет собой систему. А сама система как объект может входить в качестве элемента в другую систему более высокого уровня. Поэтому, считать систему объектом или элементом системы, зависит от целей использования или исследования.

Целостность системы Чтобы система функционировала, она должна быть совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, в мегамире взаимодействие элементов происходит посредством всемирного тяготения; в макротелах – электромагнитное взаимодействие между атомами; в живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками; в обществе – социальными связями и отношениями между людьми; в технике – функциональными связями между устройствами…


Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина и т. д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компью­теры и т. д.). Макромир. Гулливер в стране лилипутов




Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир Мегамир. Солнечная система




Молекула воды H атом водорода можно рассматривать как систему, так как он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона. Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т. е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня






С ВОЙСТВА СИСТЕМЫ Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разными структурами, то их свойства могут существенно различаться.

Конспект урока

Тема урока: «Окружающий мир как иерархическая система».

Место: 9 класс, 1 урок по главе «Моделирование и формализация».

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель: сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе.

Задачи:

Обучающие: Формирование представления о разновидностях иерархической системы; познакомить учащихся с окружающим миром;

Развивающие: развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса.

Воспитательная: воспитание информационной культуры.

Оборудование: интерактивная доска, учебник.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Изучение нового материала;

3. Закрепление;

4. Постановка домашнего задания, итог урока.

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Презентация

Организационный момент

Здравствуйте, сегодня на уроке мы начинаем изучать новую главу моделирование и формализация.

Тема урока «Окружающий мир как иерархическая система».

Приветствуют учителя. Записывают тему урока.

Изучение нового материала

Мы живем в макромире,т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.).

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

Что такое окружающий мир?

Можем ли мы представить его в виде иерархического ряда объектов?

Что это за ряд объектов?

При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой.

А в живой природе существует иерархия?

Кто или что является вершиной эволюции жизни на Земле?

Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты. (показывает на схему)

Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систему более высокого структурного уровня. Является ли объект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования).

Запишем определение, система состоит из объектов, которые называются элементами системы.

Необходимым условием существования системы является ее целостное функционирование.

Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они будут образовывать систему?

А если я подключу устройства друг к другу?

Т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы.

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать?

Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя?

Т. е. прекратит свое существование как система!

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов. Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разными структурами, то их свойства могут существенно различаться.

Записывают, что такое макромир и виды макрообъектов.

Записывают, что такое микромир.

Записывают, что такое мегамир.

Это то что нас окружает

Да, можем

Элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, звезд и галактик.

Да.

Является человек

Записывают определение.

Нет!

Да! Будут образовывать систему

Да! Нет!

Да!


Закрепление

Контрольные вопросы (представлены на слайде).

Выполните задание, которое представлено на слайде

Проверяем.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание в тетради

Сверяют свои ответы с доской.

Постановка домашнего задания, подведение итогов.

Запишите домашнее задание.

Подведем итоги.

О чем говорили на уроке?

Что было сложно?

Что было интересно?

Какие задания выполняли?

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Урок по информатике

"Окружающий мир, как иерархическая система".

Тип урока: изучение новой темы.

Цель урока: сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе, для которого можно проводить моделирование.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с окружающим миром, сформировать представление о разновидностях иерархической системы;

Развивающая: развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса к уроку;

Воспитательные: воспитание информационной культуры, формирование умения работать в команде, распределять обязанности, воспитание чувства ответственности.

Оборудование: конспект, проектор, интерактивная доска, презентация.

Структура урока:

    Организационный момент (1,5 – 2 мин.)

    Объяснение новой темы (6,5 – 7 мин.)

    Тест на закрепление изученного материала (5 мин.)

    Итоги (1,5 – 2 мин.)

    Домашнее задание. (1 мин.)

Ход урока.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте ребята. Итак, мы приступим к изучению новой главы моделирование и формализация. Тема - «Окружающий мир как иерархическая система».

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и т. д.). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром. Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряженный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной. Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой. В живой природе также существует иерархия: одноклеточные - растения и животные - популяции животных. Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества. Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.

Задание №1. (Слайд 12)

На карточках вам представлен список. Отнести каждое слово в одну из 3-х групп: Микромир, Макромир, Мегамир.

Системы и элементы.

Каждый объект состоит из других объектов, т. е. представляет собой систему. Вместе с тем, каждый объект может входить в качестве элемента в систему более высокого структурного уровня. Является ли объект системой или элементом системы, зависит от точки зрения (целей исследования). Система состоит из объектов, которые называются элементами системы. Например, атом водорода можно рассматривать как систему, так как он состоит из положительно заряженного протона и отрицательно заряженного электрона.

Вместе с тем, атом водорода входит в молекулу воды, т. е. является элементом системы более высокого водорода и молекула структурного уровня.

Задание 2.

Целостность системы.

Необходимым условием существования системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных объектов, а совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не образуют систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система. Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

    в системах мегамира (например, в Солнечной системе) элементы взаимодействуют между собой посредством сил всемирного тяготения;

    в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами;

    в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

В живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками, в обществе - социальными связями и отношениями между людьми, в технике - функциональными связями между устройствами и т. д.

Задание 3. На доске вы видите схему, но в ней есть недостающие элементы. Эти элементы записаны на карточке. Вам необходимо вписать слова в пропущенные места, так чтобы схема получилась верной. Сначала выполняете задание на местах, а затем, один участник команды показывает результат на доске.

Человек, атом, знания, популяции, молекулы, растения и животные, звезды и галактики.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Составить кроссворд «Окружающий Мир как иерархическая система».

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
(Центр дистанционного образования)

Конспект урока по информатике

в 9 классе

« »

Подготовила: учитель информатики
Лавринова Ирина Игоревна

Смоленск,
2012

    Тема урока: « Окружающий мир как иерархическая система ».

    9 класс

    Предмет - информатика

    Опорные понятия: объект, отношения объектов, состав объектов, система объектов, разновидности объектов.

    Интегрирующая дидактическая цель:

    сформировать представление об окружающем мире как иерархической системе.

    Целевой план действий учащихся

В процессе работы вы должны:

    сформировать представление о разновидностях иерархической системы;

    познакомить учащихся с окружающим миром, для которого можно проводить моделирование. развитие логического мышления, расширение кругозора. развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  1. Банк информации:

а) Изучение нового материала

Уровень А

Макро-, микро-, мегамир.

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком.

Обычно макрообъекты разделяют на:

неживые





живые





искусственные





микромиром.





мегамир.




Системы и элементы

Определение! Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

целостное функционирование.

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов.

структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться.

Уровень В, С

Микро-, макро- и мегамир.

Мы живем в макромире, т. е. в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (камень, льдина, бревно и т. д.), живые (растения, животные, сам человек) и искусственные (здания, средства транспорта, станки и механизмы, компьютеры и др.).

Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется микромиром.

Мы живем на планете Земля, которая входит в Солнечную систему, Солнце вместе с сотнями миллионов других звезд образует нашу галактику Млечный Путь, а миллиарды галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир.

Все многообразие объектов мега-, макро- и микромира состоит из вещества, при этом все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Поднятое над поверхностью Земли тело обладает механической энергией, нагретый чайник - тепловой, заряженный проводник - электрической, а ядра атомов - атомной.

Окружающий мир можно представить в виде иерархического ряда объектов: элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звезд и галактик. При этом на уровнях молекул и макротел в этом иерархическом ряду образуется ответвление - другой ряд, связанный с живой природой.

В живой природе также существует иерархия: одноклеточные - растения и животные - популяции животных.

Вершиной эволюции жизни на Земле является человек, который не может жить вне общества.

Каждый человек в отдельности и общество в целом изучают окружающий мир и накапливают знания, на основании которых создаются искусственные объекты.


Иерархическая система объектов окружающего мира

Системы и элементы

Окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства, и при этом объекты взаимодействуют между собой. Например, такие объекты, как планеты нашей Солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом.

Планеты входят в состав более крупного объекта - Солнечной системы, а Солнечная система - в состав нашей галактики «Млечный путь». С другой стороны, планеты состоят из атомов различных химических элементов, а атомы - из элементарных частиц. Можно сделать вывод, что практически каждый объект состоит из других объектов, то есть представляет собой систему.

Система является совокупностью взаимосвязанных объектов, которые называются элементами системы.

Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Система является не набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов.

Взаимосвязь элементов в системах может иметь различную природу. В неживой природе взаимосвязь элементов осуществляется с помощью физических взаимодействий:

    в системах мегамира (например, в Солнечной системе) взаимодействие элементов осуществляется посредством всемирного тяготения;

    в макротелах происходит электромагнитное взаимодействие между атомами;

    в атомах элементарные частицы связаны ядерными и электромагнитными взаимодействиями.

В живой природе целостность организмов обеспечивается химическими взаимодействиями между клетками, в обществе - социальными связями и отношениями между людьми, в технике - функциональными связями между устройствами и т. д.

Например, если сложить в кучу устройства, которые входят в состав компьютера (процессор, модули оперативной памяти, системную плату, жесткий диск, корпус, монитор, клавиатуру и мышь), то они не будут образовывать систему. Компьютер, т. е. целостно функционирующая система, образуется только после физического подключения устройств друг к другу, включения питания и загрузки операционной системы.

Если из системы удалить хотя бы один элемент, то она может перестать функционировать. Так, если удалить одно из устройств компьютера (например, процессор), компьютер выйдет из строя, т. е. прекратит свое существование как система.



Целостная система (компьютер)

Каждая система обладает определенными свойствами, которые, в первую очередь, зависят от набора составляющих ее элементов. Так, свойства химических элементов зависят от строения их атомов.

Атом водорода состоит из двух элементарных частиц (протона и электрона), и соответствующий химический элемент является газом.

Атом лития состоит из трех протонов, четырех нейтронов и трех электронов, и соответствующий химический элемент является щелочным металлом.



Атом водорода

Свойства системы зависят также от структуры системы, т. е. от типа отношений и связей элементов системы между собой. Если системы состоят из одинаковых элементов, но обладают разной структурой, то их свойства могут существенно различаться. Например, алмаз и графит состоят из одинаковых атомов (атомов углерода), однако способы связей между атомами (кристаллические решетки) существенно различаются.

В кристаллической решетке алмаза взаимодействие между атомами очень сильное по всем направлениям, поэтому он является самым твердым веществом на планете и существует в форме кристаллов.

В кристаллической решетке графита атомы размещены слоями, между которыми взаимодействие слабое, поэтому он легко крошится и используется в грифелях карандашей.



Кристаллические решетки алмаза и графита

б) первичное закрепление знаний

Уровень А

Задание: контрольные вопросы

Цель:

Ответьте на контрольные вопросы:

Что такое микромир?

Что такое макромир?

Что такое мегамир?

Образуют ли систему устройства, из которых состоит компьютер: до сборки? После сборки? После включения компьютера?

Уровень В

Задание: задание на соотвествие

Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме

Установить соответствие:



Уровень С

Задание: задание «Системы элементов»

Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме

Задание 1.

Представьте себе перечисленные ниже объекты в виде системы взаимосвязанных элементов и перечислите эти элементы:

        веник

        велосипед

        зубная щетка

        чайник

        Задание 2.

Для каждого из объектов, представленных в задании 1, осуществите системный анализ, т.е. укажите состав и структуру. Какие из компонент можно считать простыми элементами, какие – подсистемами?

в) Рефлексия

О чем говорили на уроке?

Что было сложно?

Что было интересно?

Какие задания выполняли?

Как ты себя можешь оценить?

г) Домашнее задание

Уровень А

        Теоретический материал урока

        Привести примеры макро-, микро- и мегамиров

Уровень В, С

1) Теоретический материал урока.

2) Придумать примеры систем, выделить их элементы.

Список использованной литературы:

    Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л.Л. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

    Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

    belomorsk.karelia.ru

    wallpaper-yaport.ru

    gamer.ru

    ronintex.ru

    monitor.ekenforum.ru

    astronet.ru

    shkolazhizni.ru

    naf-st.ru

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.