Диспут личностью не рождаются личностью становятся. Индивидом рождаются. Раскрытие смысла и теоретическое обоснование

Для подростка актуален вопрос: «Каким быть именно мне?», для юноши: «Кем быть?», отсюда вытекает совершенно самостоятельный вопрос: «Как жить?» И здесь мы выходим на необходимость педагогической поддержки, оказание педагогической помощи ребенку в его индивидуальном развитии. Анализируя работу с детьми разного возраста, особенно девиантного поведения, мы видим, что перенос на подростковый возраст привычных воспитательных мер оказывается неэффективным.

Особенно остро стоит на сегодня вопрос по сохранению контингента. Еще совсем недавно в нашей школе, так называемый «отсев» составлял 4 человека. Высветилась проблема, стали появляться находки, новинки, новые приемы работы. Была составлена развернутая комплексно-целевая программа. Первая заповедь которой – педагогическая этика: «Быть с ребятами рядом и чуть «впереди» (принцип гуманистической педагогики). Вторая – поиск причин нежелательного поведения ребенка. Собираем общие сведения о нем самом, о его родителях, других членах семьи микросоциальной среде, в которой развивался ребенок, его личностных качествах, – все, что влияет на его развитие.

Результаты педагогических выводов фиксируется в социально-педагогической карте школьника. Для школы «трудные» дети – прежде всего неуспевающие дети, а это – школьная проблема номер один. Здесь главное для педагогов создать условия, ситуацию успеха. На одном из педагогических советов нами разработана и реализуется «Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися». В комплексе это и работа с родителями, и индивидуальные программы обучения, досуговая деятельность и хобби. Нередко родители понимают, что отношения с ребенком нужно менять. Но как? Тогда мы предлагаем игру: Взрослый исполняет роль ребенка, учитель – авторитарный родитель. Этот прием дает сильный эффект.

И еще один аспект. Четыре конфликтных периода, которые ребенок проходит в процессе обучения – период адаптации. « Адаптационная программа», предлагает такую форму педагогической поддержки, как «Дни активного взаимодействия», помогает преодолеть столь сложный процесс.

Конечно, мы используем и традиционные методы воспитания: заседания Совета профилактики правонарушений, малые педагогические советы индивидуальные беседы, вовлечение школьников в секции, кружки; педагогическое просвещение родителей через

« Родительский всеобуч» и многое другое.

Главное – бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.

На сегодняшний день в школе нет «отсева», снизилось число второгодников. Но и у нас не все так благополучно. Вызывает тревогу тот факт, что из 13 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, пятеро – учащиеся начальной школы!

Все, что в наших силах, мы стараемся делать для этих детей. Выделены бесплатные

путевки в санаторий «Обские зори» Никулиной Ксении, Рудаковым Александру и Дмитрию, Волчек Валентине, в первую очередь эти дети получают талоны на питание. Попечительский Совет школы не отказывает и в материальной помощи на приобретение учебников и дидактического материала. Родители же находятся в позиции безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одни, в силу свой «высокой компетенции» (Балакина О.Н.), другие – в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни (семья Степановых, Гуляевых). Ребенок становится свидетелем неблаговидных поступков своих родителей, и получает своего рода инструкцию, как жить.

На мой взгляд, в плане идеи педагогической поддержки Россия хоть и «не впереди платы всей», но идет вровень. Однако, родители, или так называемые неблагополучные семьи, следует ставить в более ответственное положение. И здесь следует обратиться к опыту западных школ – созданию ювенальных судов.

Эссе на тему “Личностью не родятся, личностью становятся” – (А.Н.Леонтьев)” обновлено: 31 мая, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Безусловно, все люди влияют друг на друга и служат агентами социализации. Для ребенка агентом социализации на первоначальном этапе раннего развития является такой важный социальный институт, как семья. Родители объясняют ребенку, что хорошо и что плохо, формируют ценностные ориентации, приобщают к нормам культуры и общества. Но, к сожалению, бывают случаи, когда родители не занимаются воспитанием своих детей, что является причиной усвоения негативных для общества ценностей и развития девиантного поведения. Приведу пример из литературы, доказывающий верность моих суждений и подтверждающий высказывание. Вспомним пьесу Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», в которой ключевую роль играет бездарь Митрофанушка. Он стал жертвой неправильного воспитания своей глупой матери, госпожи Простаковой, избаловавшей своего сына и не давшей ему правильного образования. Не должно возникать сомнений в том, что юный невежда не сможет стать выдающейся личностью и добиться успеха, ведь интернализация норм и ценностей, принятых в его семье, не соответствовала общепринятым.

Несомненно, важной частью социализации индивида, которая происходит на протяжении всей жизни человека, является общение и способность взаимодействовать с другими людьми. Средний этап социализации индивида, который происходит в таком социальном институте, как школа, может играть самую главную роль в жизни человека, потому что порой в нем приобретаются знакомства на всю жизнь. Для примера можно обратиться к моему личному социальному опыту, который прекрасно доказывает неоспоримую подлинность высказывания Алексея Николаевича Леонтьева. Мой сосед с пятого этажа – Антон Прохоров, был обеспеченным ребенком из благополучной семьи, на четыре года старше меня. Но занятым работой родителям было некогда им заниматься, воспитывать его, проводить с ним много времени, поэтому этим с ним занимались специально нанятые люди – няни, гувернантки, учителя. Он был способным в точных науках юношей, но не мог развить к ним интерес. В этом ему помог его одноклассник, с которым они вместе подружились в 9 классе. Упорно занимаясь математикой и физикой с ним, благодаря его влиянию на свои интересы он отлично учился, был победителем многих областных и всероссийских олимпиад, а два года назад смог поступить в Московский Авиационный Институт на Аэрокосмический факультет. Его успеваемость является лучшей среди других учащихся. В будущем он желает стать инженером на космодроме «Восточный». Данный пример условный, но прекрасно показывает разницу между понятиями индивид и личность.

Таким образом, мы приходим к выводу, что человеком рождаются, но личностью становятся в процессе социализации.

Эссе по высказыванию:

Личностью не родятся, личностью становятся»
(А. Н. Леонтьев)

Что такое личность? Как происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Почему А. Н. Леонтьев считает, что личностью не родятся, личностью становятся? Попробую ответить на эти вопросы и определить, насколько прав российский психолог.

На мой взгляд, в данном высказывании заложена проблема личности как единства индивидуальности, духовности, социального статуса и коммуникативности. Известно, что человечество — это специфическая материальная реальность, но оно как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид» - единичный представитель человеческого рода. Обратимся к понятию «человек». Итак, «человек - это определенная особь, которой присущи специфические черты, сочетание наследственных и приобретенных свойств, то есть природных и общественных». Человек, таким образом, появляясь на свет, является только индивидом, то есть тем, что создала природа; причем для каждого индивида свойственны лишь для него характерные признаки (рост, цвет волос, глаз, строение тела). Являясь представителем человеческой общности, индивид является индивидуальностью, которая подчеркивает все проявления его неповторимости, многосторонности и гармоничности, то есть, другими словами, каждый человек имеет только свои особенности темперамента, интеллекта, потребностей и способностей.

Таким образом, в человеке воплощается и типичное, и неповторимое. Рождаясь, ребенок имеет налицо природные свойства: он дышит, обладает многими врожденными рефлексами — двигательными, пищевыми и т. д. Это — индивид, живая особь, как и другие природные существа. Но индивид останется индивидом, если, помимо биологических свойств, у него не будут развиты общественные, то есть социально значимые, черты, характеризующие его как члена того или иного общества. Ведь общество - это не что иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия или поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Именно поэтому вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, то есть субъектом отношений и сознательной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью и ему еще предстоит ею стать. Психолог прав, считая, что личностью не родятся. Так как же происходит процесс формирования, самоопределения и самореализации личности? Итак, личность - это сложное понятие, характеризующее итог развития индивида, которое может быть раскрыто следующим образом: субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни, поэтому, на мой взгляд, когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией же называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Из курса обществознания мы знаем, что расширение и углубление социализации происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания, в результате чего, я думаю, и осуществляется формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, освоение своей социальной принадлежности (социального статуса), социальной роли, самооценки и пр. Кроме того, для становления личности большое значение имеет самосознание и самореализация личности. Одним из важных признаков самосознания (определения человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой) является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия. Наконец, личность проявляет себя в процессе самореализации, то есть процессе наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющего максимально полно реализовать творческий потенциал (таланта, способностей, возможностей). Таким образом, обобщая, можно сделать вывод: чтобы стать личностью, необходимо сформировать в себе способность к самореализации, которая представляет собой синтез способностей к целенаправленной, лично значимой деятельности, в процессе которой личность максимально реализовывает свою индивидуальность. Приведу в качестве примера, имена людей, которых по праву можно назвать выдающимися личностями своей эпохи: это великий русский ученый М. В. Ломоносов, который небывалым упорством, стремлением к знаниям и, бесспорно, редким талантом сумел реализовать себя в разных сферах научной деятельности; это и Л. Н. Толстой, создавший художественные произведения мирового уровня, всю свою сознательную жизнь занимавшийся самосовершенствованием; это писатель Максим Горький, который, испытав все «мерзости жизни», стал незаурядным художником слова, это многие и многие другие люди, которые, развив в себе индивидуальные качества, добились их реализации в творческой деятельности и стали полноценными личностями.

На основании вышеизложенного я хочу сделать вывод о том, что психолог А. Н. Леонтьев абсолютно прав, считая, что личностью не родятся, а личностью становятся.

Личностью не рождаются
познавательный час с воспитанниками 8 класса
Цель:
познакомить воспитанников с понятиями «личность», «индивидуальность»;
показать неповторимость, уникальность личности;
дать представление о путях формирования личности.
Ход занятия
Вступление
Сегодня на нашей беседе мы с вами поговорим о человеке. Ещё в древности людиговорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Знаменитый философ Диоген 2 500 лет назад расхаживал с фонарём по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, полны людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами и торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы. Сегодня мы узнаем, каким же образом становятся личностями, может быть, ими рождаются? Тема нашего занятия так и называется «Личностями не рождаются».
Повторение- Ребята, о чём шла речь на прошлом занятии?
- С какими профессиями вы познакомились?
Личность и её формирование
О каждом из нас можно сказать многое, но прежде всего каждый – это личность, то есть человек, наделённый особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определённое место среди людей. Понятие слова «личность» в разных источниках трактуется по-разному. Внимание на экран.
Личность – человек, как носитель каких-нибудь свойств. (С.И. Ожегов, толковый словарь русского языка);
Личность – лицо, самостоятельное, отдельное существо. (В.И. Даль, толковый словарь)
Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, член общества. (Большой энциклопедический словарь)
Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности – это довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью, человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
Основными институтами становления личности являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общность людей, в которых протекает процесс становления личности или другими словами социализации человека.
У каждого из этих институтов своя миссия, свои функции, свои нелёгкие задачи.
- Какой, на ваш взгляд, из перечисленных институтов играет особо важную роль в социализации личности?
1. Бесспорно, особо важную роль в становлении личности, играет семья, та первичная малая группа, в которой живёт и воспитывается человек с момента рождения.
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остаётся комнатным растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рожденияСила, стойкость, жизненность растения.
С.Я. Маршак
- Прочитайте стихотворение С.Я Маршака. Как вы его понимаете?
В первый период жизни ребёнка он взаимодействует с обществом только через семью. Профессия родителей, их культурный уровень и общественные связи определяют социальный статус ребёнка и дают ему чувство социальной принадлежности. Родительские любовь и забота, психологическая зависимость ребёнка от родителей создают в раннем возрасте оптимальные условия для передачи и усвоения знаний и навыков.
При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребёнка.
В семье ребёнок знакомится со всеми возможными типами человеческих взаимоотношений, приобретает опыт сотрудничества и разрешения конфликтов. Здесь у него есть своя роль, свои обязанности в её хозяйственной жизни. Взаимодействуя с взрослыми, участвуя в досуге семьи, у ребёнка развивается способность к общению.
- Подумайте, каким образом происходит социализация личности в современной российской семье?
- Всё ли так благополучно и безоблачно, как хотелось бы нам?
Современная российская семья испытывает влияние целого ряда неблагоприятных факторов, не способствующих развитию личности:
отсутствие в семье одного из родителей,
жизнь на почти символическое социальное пособие,
безработица,
задержки с выплатой заработной платы,
отсутствие в повседневной жизни самого необходимого для нормальной жизнедеятельности.
В этих условиях, по моему мнению, может произойти одно из двух – либо формирующаяся личность созреет для решительных шагов, чтобы навсегда покончить с полунищенским состоянием, либо ещё в детстве смирится с полунищенским существованием и уже никогда не захочет и не сможет добиться успехов в чём-либо.
Жизнь, однако, полна примеров того, как откуда-нибудь из далёкой глубинки, вопреки неблагоприятным условиям существования, пробивался самородок, добивавшийся больших высот в сфере профессиональной, чаще – художественно-творческой деятельности.
Василий Шукшин, Валерий Золотухин, Александр Панкратов-Чёрный, братья Юрий и Виталий Соломины – все они родом из малоизвестных российских деревень, из простых крестьянских семей.
Но сколько одарённых, талантливых юношей и девушек не сумели или не могли «выбиться в люди» только потому, что родились и выросли в неблагополучных семьях.
2. Другой сферой развития личности является образовательная система, включающая общеобразовательную школу, среднее и высшее профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования и др.
Как отмечают учёные, образование имеет целью передачу социально необходимых и профессиональных знаний. Предъявляя ко всем единые требования, образовательная система добивается минимума знаний от каждого учащегося.
3. С ранних лет перед детьми и подростками, а позднее – студентами, военнослужащими срочной службы, молодыми рабочими самых разных профессий открывается ещё одна возмсожность целенаправленного формирования и развития личности. Речь идёт о включении молодёжи в систему социально-культурной деятельности.
Социально-культурная сфера – это среда, находясь в которой дети, подростки, юноши и девушки приобретают возможность компенсировать то, чего по тем, или иным причинам не в состоянии дать ни семья, ни общеобразовательная школа или даже высшая школа, ни средства массовой информации с их многолетним охватом населения.
В социально-культурной сфере молодой человек не только выслушивает чьи-то назидания, не только наблюдает за поведением людей в реальном и/или в виртуальном мире, но имеет возможность общаться на равных со сверстниками и старшими по возрасту, а главное – включается в социально-полезную деятельность.
Досуговые занятия, именуемые в системе социально-культурной сфере как любительские, издавна способствовали обогащению личности, создавали предпосылки для развития разнообразных талантов, позволяли любителям (непрофессионалам) делать удивительные открытия в науке и технике.
Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антони ван Левенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амёб, жгутиковых и инфузорий.
Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрёл телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.
Итак, занятия любительские, а в современных условиях – включены в систему социально-культурной деятельности для нашего юного современника – это благо.
Уникальность и неповторимость личности
На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим. Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большее и значительное.
Упражнение «Никто из вас не знает, что я …»
- Каждый из вас, ребята, должен закончить фразу: «Никто из вас не знает, что я …». Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто не знает, например: «Никто из вас не знает, что я отлично разбираюсь в машинах» или совершил какой-то добрый поступок.
Мы с вами убедились, что человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Но эту неповторимость и уникальность не следует скрывать, не надо бояться её проявлять, не надо бояться иметь своё мнение.
Упражнение «Индивидуальность и личность»
На листочках, ребята, напишите своё имя. А напротив имени напишите качества, присущие только вам, которые начинаются с букв, имеющихся в вашем имени. (Например, ВАДИМ – вежливый, активный, добрый, интересующийся, мягкий).
- Зачитайте свои записи.
- У кого качества совпали?
- Как вы думает, почему у большинства из вас качества записаны разные?

ВЫВОД: Люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам, они проявляются в своеобразии личности.
Итог занятия
Закончить наше занятие я бы хотела притчей.
Мудрец поселился на вершине горы. Все к нему приходили, и всем он помогал советом. Но одному человеку стало завидно. И он сказал: «Я всем докажу, что никакой он не мудрец. Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня в руке. Если он скажет: «Бабочка» - я спрошу: «Живая она или нет?». Если он скажет: «Живая», - я сожму ладонь и убью бабочку, а если он скажет – мертвая – разожму ладонь, и она улетит. Пришли к мудрецу. Завистник спрашивает: «Что у меня в ладони?». «Бабочка» - отвечает мудрец. «А живая она или мертвая?» - спросил завистник. Мудрец прищурился и ответил: «Сожмешь ладонь – будет мертвой, а не сожмешь – останется живой. Все в твоих руках».
Личностью не рождаются – личностью становятся. Так вот, ребята, какой вы станете личностью, зависит только от вас самих.
- Кто мне скажет, что же такое личность?
Личность – целостная психическая организация человека, объединяющая в себе проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов, убеждений и ценностей.
- В чём состоит индивидуальность и неповторимость личности?

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.