Эмоции. «Программа групповой работы с пожилыми людьми» (долгосрочная программа) Занятие «Анти стресс»

В каждом районе Санкт-Петербурга в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» есть отделение экстренной психологической помощи. Целью деятельности данных отделений является оказание психологических услуг гражданам пожилого возраста. На данный момент существует множество работ описывающих направления и принципы работы с пожилыми людьми, но нет общих методических пособий с конкретными методиками для работы психологов этих отделений. Психологу приходится самому придумывать и находить методики для работы, что затрудняет его работу. Опираясь на собственный опыт, мы предлагаем конкретный план групповых работ для психологов, работающих в отделениях экстренной психологической помощи.

Цели и задачи

Цель проекта: создание методического пособия для психологов ОЭПП.

Задачи проекта:

  1. Разработать программу групповых занятий с людьми пожилого возраста для укрепления психического здоровья, для создания атмосферы психологической защищенности клиентов.
  2. Повысить эффективность и результативность психологической помощи СПб ГБУ «КЦСОН Колпинского района».

Этапы:

  1. Проанализировать психологические потребности целевой группы.
  2. Создать план групповых занятий с гражданами пожилого возраста.
  3. Провести групповые занятия.
  4. Сделать выводы по полученным результатам.
  5. Создать методическое пособие, учитывая полученные результаты.

Целью групповых занятий является снижение психологического дискомфорта, уровня агрессии у пожилых людей, включая аутоагрессию и суицид, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья пожилых граждан. Основными стрессорами людей пожилого возраста являются отсутствие чёткого жизненного ритма, сужение сферы общения, уход от активной деятельности и многое другое. Наиболее сильным стрессором является одиночество в старости, когда пожилой человек осознает его, как непонимание и безразличие со стороны окружающих. Активность и творчество вот два важных принципа для работы с пожилыми людьми. В своих занятиях психологи нашего отделения используют тематические кроссворды, шарады. Интересные занятия получаются при работе с пословицами, цитатами великих людей.

Для групповой работы используются методы арт-терапии, включая музыкальную, танцевальную, художественную, кино терапию, фототерапию; методы позитивной психологии, бихевиоральной, экзистенциональной. Мы предлагаем программу, состоящую из восьми полуторачасовых занятий.

План программы:

1. Групповое занятие «Эмоции»

  • создание психологически безопасной атмосферы в группе
  • развитие психологической культуры пожилых людей
  1. Лекционный материал: чувства, эмоции, настроение, состояния.
  2. Кроссворд «Эмоции и чувства»
  3. Предлагаются первые части пословиц, нужно вспомнить окончание

2. Занятие «Взаимосвязь психологического и физического здоровья»

  • ориентация пожилых людей на активный образ жизни, на активную жизненную позицию
  • расширение представления пожилых людей о возможностях поддержания здорового образа жизни
  • коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  1. Лекционный материал на тему «Здоровый образ жизни»
  2. Анаграммы
  3. Взаимосвязь питания с нашим самочувствием и настроением
  4. Кроссворд «Витамины»
  5. Лекционный материал о физической нагрузке
  6. Видеофрагмент «Массаж рук»
  7. Игра «Собери пословицу»

3. Занятие «Мой любимый Санкт-Петербург»

  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания, мышление)
  • развитие коммуникативных навыков
  • повышение настроения и жизненного тонуса

План занятия:

  • Видеофильм «Архитектура Санкт-Петербурга»
  • Викторина по истории города
  • Песни и романсы о Санкт-Петербурге
  • Игра «Термины и определения»

4. Занятие «Анти стресс»

  • знакомство с методами саморегуляции в стрессовых ситуациях
  1. Гимнастика по Джекобсону
  2. Дыхательная гимнастика
  3. Релаксация

5. Занятие «Арт-терапия»

  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  1. Лекционный материал
  2. Упражнение «Радуга»
  3. Репродукции картин, обсуждение

6. Занятие «Поэзия»

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)
  1. Чтение стихов
  2. Игра «Написание стихов»
  3. Викторина «Чьи это строки?»

7. Занятие «Творчество Э.А. Рязанова»

  • развитие творческих способностей и духовно-нравственного потенциала
  • развитие умения выражать свои чувства и эмоции
  • профилактика тревожных и депрессивных состояний
  • поддержание когнитивных процессов (памяти, внимания)
  1. Лекционный материал о жизни и творчестве Э.А. Рязанова
  2. Игра «Рязановские крылатые фразы»
  3. Видеофрагменты песен и романсов
  4. Викторина

8. Занятие «Элементы коммуникативного тренинга. Подведение итогов»

  • закрепление полученных знаний и навыков
  • получение положительной обратной связи
  • закрепление чувства эмоциональной и психологической защищенности
  1. Проведение антистрессовых упражнений
  2. Упражнение «Цитаты великих людей»
  3. Упражнение «Ладонь»

Впервые программа была проведена в 2013 году.

Выводы и результаты

  1. Разработана и успешно проведена программа групповых психологических занятий с гражданами пожилого возраста.
  2. В ходе занятий произошло снижение социальной изоляции, и как следствие, улучшение психологического состояния участников группы.
  3. Участники группы получили информацию для дальнейшего формирования своей психологической культуры.
  4. Программа была одобрена и получила рекомендацию от методического объединения психологов Калининского района СПб.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В современном мире невозможно прожить, не зная основ психологии.

Предмет «Основы психологии» не просто содержит систему знаний, но организует познание теоретически существенных основных положений психологии, направлен на формирование специалиста с высокой профессиональной культурой, который владеет целостным системным мышлением, обладает широким кругозором; способен к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины.

Курс психологии даёт возможность узнать, что такое психология как наука, помогает лучше понять самих себя, понять своих близких: родителей, учителей, друзей и приятелей, познать человеческие отношения, объяснить многие поступки людей. Эти знания помогают самостоятельно справиться с жизненными проблемами, учат управлять собой. Предмет «Основы психологии» открывает новые возможности в умении регулировать человеческие отношения, развивает умение оказывать влияние на людей.

Разработанный урок проводится со студентами I курса (база 9 классов) по специальности 050704 – Дошкольное образование (повышенный уровень). Он разработан согласно двухгодичного курса обучения и входит в раздел «Психология человеческих поступков», на основе учебника Р.С. Немова «Психология» (пособие для учащихся 10-11-х классов), рекомендованного Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия.

Эмоции эволюционно развались – от примитивной реакции у животных к высшим чувствам человека. Эмоции в животном мире – агрессия, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их деятельностью, с удовлетворением органических потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека, как и у животных эмоции, возникают и связаны с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Но человек помимо всего существо социальное и особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств.

Данный урок показывает, каково значение эмоций в психической деятельности человека. К уроку разработана презентация, где автор попытался изложить краткие тезисы темы, соединив их с иллюстрациями. Прежде чем сообщать то или иное знание, преподаватель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Завершается урок решением задач с анализом литературных текстов и не большой тестовой работы, рефлексией.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

I. Организационный момент
II. Целеполагание и мотивация
III. Первичное усвоение материала
IV. Осознание и осмысление учебного материала
V. Проверка уровня обученности
VI. Применение знаний, умений
VII. Информация о домашнем задании
VIII. Рефлексия, итоги урока

Триединая цель урока.

  • Познавательная: создавать условия для осмысления нового фактического материала: понятия эмоций, их роли жизни человека, биологической основе, видах эмоций, внешнем проявлении эмоций и чувств.
  • Развивающая: способствовать формированию и развитию логического мышления студентов: анализу, сравнению, выделению главного, обобщению; умению отвечать на вопросы преподавателя по теме.
  • Воспитательная: способствовать созданию доброжелательной атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и учащимися, между учащимися и коллективом группы.

Мотивация: взаимосвязь изучаемого материала с жизнью.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: презентация «Виды эмоций»; Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3 , Приложение 4 .

Форма организации: фронтальная.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Информационное пространство урока

Деятельность студентов

I. Оргмомент (3 мин.) Приветствие. Работа с дежурными. Определение готовности учащихся к работе Проверка рабочего места, настрой на восприятие лекции.
II. Целеполагание и мотивация (2 мин.) Объявление темы урока и обоснование её актуальности, постановка целей урока. Принимают цели урока, определяют для себя объём предстоящей работы.
III-IV. Первичное усвоение нового материала, его осознание и осмысление (45-50 мин.) План нового материала:

1. Понятие эмоций, их роль в жизни человека.
2. Виды эмоций.
3. Биологические основы эмоций.
4. Влияние эмоций на поведение человека, эмоциональная жизнь личности.

Преподаватель ведет лекцию, основные положения материала педагог диктует под запись.

На доске написано слово: emovere – потрясаю, волную

Использование презентации «Эмоции»

Внимательно воспринимают материал, записывают его в тетради.
V-VI. Проверка уровня обученности, применение знаний, умений (20 мин.) Для проверки уровня обученности используются литературные тексты передающие виды эмоций. Педагог их зачитывает, просит учащихся проанализировать. В конце работы даёт небольшое тестовое задание. Приложение 2 Принимают задание, осмысливают его, определяют вид эмоций. Высказывают свои мнения.
Выполняют тест, сдают его на проверку педагогу
VII. Информация о домашнем задании (5 мин.) Объяснение выполнения домашнего задания. Задание: составить кроссворд по теме «Эмоции». Студенты принимают информацию о домашнем задании, задают вопросы.
VIII. Итоги, рефлексия (10 мин.) Подводятся итоги урока из поставленных целей. Рефлексия. Проводится с помощью смайликов, отражающих три категории эмоций по пройденной теме. Приложение 4 Высказывают свои мнения.
Поднимают смайлики, соответствующие отношению к уроку.

Кроссворд по предмету "психологии" на тему "Эмоции и чувства"

По горизонтали

2. Выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающая расположение к смеху или выражающая удовольствие, приветствие, доброжелательность либо иронию

4. Чувство тоски и печали.

5. Одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.

6. То, чем могут быть обусловлены эмоции

9. Социально-психологический феномен проявления группового эффекта страха, бессознательное, стихийное, неконтролируемое поведение людей в толпе.

12. Состояние психической напряженности, обусловленное адаптацией психики человека, его организма в целом к сложным, изменяющимся условиям его жизнедеятельности

13. Психологическое состояние, для которого характерно притупление интереса к другим людям, к окружающей действительности.

15. Невнимательность по-другому

19. Процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям

21. Эмоциональное отношение

22. Безнравственное чувство, низменное эмоциональное проявление личности

23. Злобно – тоскливое настроение, характеризующееся раздражительностью, циничностью, недовольным враждебным или агрессивным отношением ко всему окружающему.

По вертикали

1. Другое безнравственное чувство, низменное эмоциональное проявление личности

3. Способность человека к сопереживанию, умение "вчувствоваться" в состояние другого человека, понимать его не "умом", а "сердцем".

7. Когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации

8. Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений. Проявляется в замедлении сердечного ритма

10. Сравнительно продолжительное, более или менее устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека

11. Отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с принципами и установками субъекта

14. Отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия

16. Процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

17. Состояние полного душевного равновесия.

18. Внешнее проявление переживания чувства человеком

19. Патологически повышенное радостное настроение.

20. По-английски stress, а по-русски

22. Чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям

По горизонтали: 1. Неповторимость, своеобразие психики и личности человека. 2. Тонкий наблюдатель, знаток человеческой психологии. 3. Прошлое. 4. Отражение свойств предметов объективного мира в результате их воздействия на органы чувств. 5. Работа детского психолога по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка. 6. Сосредоточение восприятия, мысли на чем-либо. 7. Побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность. 8. «Взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их общение, размен чувств и мыслей на словах» (В.И. Даль). 9. Тот, ради кого осуществляет свою деятельность детский практический психолог. 10. Сохранение и воспроизведение в сознании человека прежних впечатлений, знаний, опыта. 11. Классическая форма речевого общения, при которой высказывания собеседников сменяют друг друга. 12. Временное освобождение от работы для отдыха, субъективно воспринимаемое как очень короткое. 13. Крайняя степень приверженности какой-либо идее или делу, основанной на слепой вере в правильности своих суждений и действий. 14. Один из наиболее крупных отечественных детских психологов. 15. Период, ступень в развитии ребенка. 16. Сопереживание другому человеку. 17. Развитие психики человека в течение его жизни. 18. Совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющаяся в его поведении. 19. Склонность человека к переживанию тревоги. 20. Человек, достигший такого уровня психического развития,который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, быть независимым в своих суждениях и отношениях. 21. Период (иногда очень бурный) перехода от одного этапа возрастного развития ребенка к другому. 22. Надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. 23. Использование научных данных, изобретений, открытий в практике. 24. Применение практическим психологом стандартизованных вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений.
По вертикали: 2. Психологическое исследование человека в целях выявления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики. 3. Внутреннее, душевное, эмоциональное состояние человека. 4. Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, новых понятий на основе восприятий и представлений, полученных в прошлом опыте. 5. Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. 6. Взаимная поддержка в деятельности, совместная работа. 7. Притягательная сила, очарование. 8. Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личных возможностей. 9. Одно из вновь создающихся привилегированных средних учебных заведений. 10. Чернильное пятно на бумаге. 11. Превращение форм внешней предметной деятельности, перенесенных во внутренний план, в психические процессы. 12. Умение подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений. 13. Медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. 14. Один из известных отечественных психологов, основатель Ленинградской психологической школы. 15. Индивидуальные особенности человека, которые выражаются в скорости возникновения, глубине и силе возникновения, глубине и силе проявления чувств, в быстроте движений, обшей подвижности. 16. Тот, который работает вместе с кем-нибудь. 17. Учение о числах, обозначаемых цифрами, и о действиях над ними. 18. Постоянное влечение, расположение к чему-нибудь. 19. Всякое колючее растение, а также отдельная колючка (стар.). 20. Комната, необходимая для работы практического психолога, но не всегда ему предоставляемая. 21. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

О т в е т ы: По горизонтали: 1. Индивидуальность. 2. Психолог. 3. Ретро. 4. Ощущение. 5. Профилактика. 6. Внимание. 7. Мотивация. 8. Беседа. 9. Ребенок. 10. Память. 11. Диалог. 12. Отпуск. 13. Фанатизм. 14. Запорожец. 15. Возраст. 16. Эмпатия. 17. Онтогенез. 18. Характер. 19. Тревожность. 20. Личность. 21. Кризис. 22. Потребность. 23. Внедрение. 24. Тестирование. По вертикали: 2. Психодиагностика. 3. Настроение. 4. Воображение. 5. Альтруизм. 6. Взаимодействие. 7. Обаяние. 8. Самоактуализация. 9. Лицей. 10. Клякса. 11. Интериоризация. 12. Наблюдательность. 13. Флегматик. И.Ананьев. 15.Темперамент. 16. Сотрудник. 17.Арифметика. ^.Склонность. 19. Тернии. 20. Кабинет. 21. Совесть. 22. Чувства.Раздел III.ЧУВСТВА И ВОЛЯ
Эмоции и воля - это эмоциональный и волевой компоненты любых психических процессов. Так, при решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме (эмоция), наши цель и усилие разрешить ее (воля).

1) Непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта, – это. . . А) эмоции Б) личностный смысл ситуации В) чувства Г) мышление 2) Переживания возникают и меняются в связи с изменениями, происходящими в окружающей среде или организме – это. . . функция эмоций. А) регулирующая Б) сигнальная В) коммуникативная Г) интерферирующая

3) В. . . теории эмоций степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. А) когнитивного диссонанса Б) биологической В) информационной Г) периферической 4) Согласно теории. . . человеку весело, потому что он улыбается. А) когнитивного диссонанса Б) биологической В) информационной Г) периферической

5) Согласно теории. . . положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное – когда не соответствуют. А) когнитивного диссонанса Б) биологической В) информационной Г) периферической 6) Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является(-ются). . . А) потребности Б) мобилизация ресурсов организма В) сила и длительность проявлений Г) знак

7) Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(-ются). . . А) сила и длительность проявлений Б) мобилизация ресурсов организма В) потребности Г) знак 8) Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется. . . А) чувством Б) аффектом В) настроением Г) страстью

9) Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это. . . А) аффект Б) страсть В) фрустрация Г) стресс 10) Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как. . . А) аффект Б) страсть В) фрустрация Г) стресс

11) Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется. . . А) аффект Б) страсть В) фрустрация Г) стресс Д) настроением 12) Переживание удовлетворения потребности в чемлибо называется. . . А) радостью Б) интересом В) удивлением Г) недоумением

13) Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это. . . А) горе Б) стыд В) гнев Г) страх 14) Воля –. . . регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. А) интуитивное Б) неосознанное В) сознательное Г) непроизвольное

15) Для описания волевых процессов используется (-ются) параметр(ы). . . А) только сила и направленность Б) только направленность В) только направленность и свобода Г) сила, направленность и свобода 16) Способность человека к длительному и неослабленному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляется как. . . А) настойчивость Б) сознательность В) оптимизм Г) трудолюбие

17) Возможность человека определять свои поступки исходя из своих убеждений, знаний, а не давлением окружающих, характеризует его. . . А) самоуверенность Б) принципиальность В) сознательность Г) настойчивость

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.