Семинар по биологии «Происхождение жизни. Методический семинар по биологии Объясните, почему невозможно самозарождение жизни в

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения учащимися основной общеобразовательной программы, моделируют образ личности, умеющей творчески мыслить, анализировать, находить нестандартные решения, способной ставить цели, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Новому обществу нужны люди, не только обладающие глубокими знаниями, но и способные применять полученные знания на практике.

Я работаю в МОУ Берёзовской СОШ на протяжении 25 лет. Наша школа со смешанным контингентом обучающихся: здесь учатся одаренные и обычные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполных и социально неблагополучных семей, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Работая учителем биологии на протяжении многих лет, в последние годы я столкнулась с проблемой отсутствия должного интереса к предмету. Выяснилось, что ученики зачастую не понимают практического значения предмета биологии, не видят возможности применения знаний в дальнейшей жизни. Мотивация к изучению предмета биологии снижается. Действительно, небольшой процент выпускников выбирает профессию, связанную с биологией. Однако простейшее биологическое образование необходимо каждому человеку, которому, так или иначе, придется принимать участие в решении различных жизненных задач, связанных как с экологическими проблемами, так и проблемами здоровья: собственного и окружающих. Проблема развития мотивации к изучению биологии в моей педагогической практике родилась именно из этих противоречий.

Не только заинтересовать учащихся своим предметом, но и удержать этот интерес, доказать значимость полученных знаний в дальнейшей жизни, мотивировать на изучение биологии – в этом я вижу свою цель.

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона, эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации - чем сильнее побуждение к действию, тем выше результат деятельности. Другими словами, образы мотивации держат в своих руках совместно учителя (внешняя, мотивация обучения, его отношение к профессиональным обязанностям) и учащихся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

В основе системы моей педагогической деятельности по развитию мотивации к учению на уроках биологии лежат идеи классиков психологии и педагогики: А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.К. Марковой. Реализацию этих идей мы находим в ФГОС по биологии. Сказать новое слово в этой области невозможно, однако возможно развить технологические аспекты преподавания предмета: придумать приёмы, и отобрать методы, наиболее актуальные в обучении биологии именно для учащихся нашей школы.

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся может проявляться в различных аспектах. Это и организация постановки учащимися цели учения, предложение заданий, способствующих, с одной стороны, актуализации у них имеющихся знаний и личностного опыта, а с другой - пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы. От меня как учителя зависит не только подбор разнообразных, интересных заданий, но и использование их таким образом, чтобы ученики почувствовали свой успех. В то же время необходимо поддержание интереса к познанию на протяжении всего урока: например, посредством организации самооценивания учениками степени достижения цели учения или использования таких методических приёмов, которые бы вовлекали учеников в деятельность при изучении нового материала, побуждали их самостоятельно рассуждать. А ещё нужно организовать деятельность учеников на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном. И для этого мне было необходимо овладеть методиками интерактивного обучения, научиться использовать новые образовательные, в том числе информационно-коммуникационные, технологии обучения, научиться сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся, овладеть методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности обучающихся, и (что очень важно!) научиться организовывать рефлексию относительно поставленной учащимися цели учения.

Всему этому надо было «учиться – учиться – и – учиться»: на курсах повышения квалификации, заседаниях методического объединения, семинарах и вебинарах, в неформальном общении с коллегами, посредством самообразования и даже во время путешествий. В итоге были усовершенствованы уже известные и родились мои собственные приёмы и находки.

Приёмы «Я пакую свой багаж», «Весы» для постановки обучающимися цели учения

В первом случае - «Я пакую свой багаж» - ученикам предлагается собрать «свой багаж знаний», составить список того, что они уже знают и список того, что им необходимо, как они считают, узнать на уроке.

Во втором случае - «Весы» - учащиеся «взвешивают» свой личностный опыт и знания: ставят на одну чашу весов всё, что они уже знают и умеют в рамках данной темы, а на другую - то, что «я не знаю и не умею, но хочу научиться делать и узнать на уроке»

Особую трудность у учащихся вызывает самостоятельная учебная деятельность, нахождение межпредметных связей и применение знаний на практике. Для развития мотивации к изучению биологии использую межпредметные связи не только с науками естественного цикла (география, химия, физика), но и с литературой, кинематографом, искусством. Данные методы позволяют не только повысить интерес к биологии и к другим естественным наукам, но и к литературе, что я считаю достаточно важным и особенно актуальным в настоящее («нечитающее») время.

Разнообразить формы деятельности обучающих на уроке, способствовать развитию мотивации к изучению предмета биология мне помогают методики деловых игр (на обобщающих уроках, например, урок «Суд над бактериями»), лабораторные опыты:

10 класс, тема «Белки»: почему пероксид водорода бурно реагирует с сырым картофелем, а с вареным – нет? (10 класс, тема «Белки-ферменты», видеофрагмент урока)

6 класс, тема «Семя»: опыт «Условия, необходимые для прорастания семян».

Повысить результативность учебного процесса по предмету посредством использования исследовательской деятельности , которая способствует повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности, ориентированных на практику. Как известно, во-первых, формирование практически любого исследовательского умения и навыка дает метапредметный результат. Во-вторых, исследования можно проводить в урочное и внеурочное время. В-третьих, объектом исследования может быть любой биологический организм, явление, проблема (например, «Разнообразие орнитофауны села», «Определение чистоты воздуха по усыханию хвоинок сосны»).

Проектная деятельность позволяет развивать интерес к предмету у обучающихся не только посредством урочной, но и внеурочной деятельности. В результате появляются как индивидуальные, так и коллективные проекты биологической направленности. В ходе работы над проектом происходит формирование УУД: познавательных (постановка и решение проблемы), регулятивных (участники работают единой командой, разделяют задачи), коммуникативных (общаются, принимают совместное решение, слушают мнение других), личностных (высказывают свою точку зрения). Так, например, учащимися был разработан и реализован проект «Вред курения»: составлены вопросы и проведено анкетирование среди учеников 8-х классов; по результатам анкетирования был разработан социальный проект; затем ученики выступили на классных часах и родительских собраниях.

В целях развития мотивации к изучению предмета, выявления талантливых, одарённых детей привлекаю учащихся к различным предметным конкурсам, олимпиадам и созданию социальных проектов, что отвечает и задачам программы развития МОУ Берёзовской СОШ.

Результативность опыта можно оценить по таким критериям, как результаты анкетирования учащихся по методике Г.Н. Казанцевой «Изучение отношения к учению и отдельным предметам», показывающие, что мотивация к изучению биологии у учащихся выросла; увеличение количества выпускников школы, выбравших сдачу биологии в форме ЕГЭ; динамика и эффективность участия школьников в предметных конкурсах; увеличение количества учащихся, посещающих элективные курсы по биологии; п озитивная динамика обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие технологических аспектов в преподавании биологии расширяет возможности мотивирования школьников к изучению предмета.

Бубякина

Светлана Вениаминовна

учитель биологии

МОУ Берёзовской СОШ

Семинарские занятия — Организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – Форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует углублённому изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению в наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий и тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приёмов поведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит

от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени

подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

В практике обучения общей биологии семинары традиционно

организуются с целью повторения и обобщения знаний учащихся по

теме и имеют следующую структуру:

1.Вводное слово учителя, формулировка задач, постановка проблемы,

знакомство с планом проведения семинара.

2.Выступления учащихся (сообщения по заданным темам).

3.Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

4.Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка выступлений).

«Как готовиться к семинару»

1.Внимательно прочитай вопросы к семинару; ознакомься со списком литературы.

2.Не откладывай поиск литературы и подготовку к семинару на последние дни.

3.Изучи указанную литературу и определи основные источники по каждому вопросу. Сделай необходимые выписки, названия, год издания, страницу.

4.При выявлении новых незнакомых терминов найди в словарях их значение.

5.Просматривая периодическую печать, делай вырезки по теме семинара.

6.В случае возникновения затруднений обратись за консультацией к учителю.

Материалистические теории происхождения жизни

Опорные точки

1.Представления древних людей о возникновении жизни носили вначале стихийно-материалистический характер.

2.В процессе развития цивилизации сменяли друг друга материалистические и идеалистические воззрения.

3.первые попытки объяснить возникновение жизни на Земле с научной точки зрения известны из глубокой древности.

Вопросы

1.Каковы основы и сущность жизни по мнению древнегреческих философов?

2.В чём заключается смысл опытов Франческо Реди?

3.Опишите опыты Луи Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни в современных условиях?

4.что собой представляют теории вечности жизни?

Эволюция химических элементов в космическом пространстве

Опорные точки

1.Материя находится в непрерывном движении и развитии.

2.Биологическая эволюция являет собой определённый качественный этап эволюции материи в целом.

3. Преобразования элементов и молекул в космическом пространстве происходят постоянно с очень невысокой скоростью.

Вопросы

1.Что такое реакция ядерного синтеза? Приведите примеры.

2.Как в соответствии с гипотезой Канта-Лапласа из газово-пылевой материи формируются звёздные системы?

3.Есть ли различия в химическом составе планет одной и той же звёздной системы?

Первичная атмосфера Земли и условия среды на древней Земле

Опорные точки

1.Первичная атмосфера Земли состояла преимущественно из водорода и его соединений.

2.Земля находится на оптимальном расстоянии от Солнца и получает достаточное количество энергии для поддержания воды в жидком состоянии.

3.В водных растворах за счёт различных источников энергии возникают небиологическим путём простейшие органические соединения.

Вопросы

1.Перечислите космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём на нашей планете.

2.Какое значение для возникновения органических молекул из неорганических веществ на Земле имел восстановительный характер первичной атмосферы?

3.Опишите аппарат и методику проведения опытов С. Миллера и П. Юри.

Коацерватная теория происхождения протобиополимеров

Опорные точки

1.Органические вещества по отношению к воде подразделяют на две подгруппы: гидрофобные и гидрофильные молекулы.

2.В водных растворах гидрофильные молекулы диссоциируют, образуя заряженные частицы.

3. Крупные органические молекулы, обладающие зарядом, либо связываются с субстратом, либо взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются Коацерваты.

Вопросы

1.Что такое коацервация, коацерват?

2.На каких модельных системах можно продемонстрировать образование коацерватных капель в растворе?

3.В чём заключаются преимущества для взаимодействия органических молекул в зонах высоких концентрация веществ?

Эволюция протобионтов

Опорные точки

1.Протобионты сформировались в мелких тёплых водоёмах, где в полосе прибоя происходило активное перемешивание растворов, содержащих органические молекулы.

2.Первыми аккумуляторами энергии могли стать молекулы пирофосфата.

3.Белки со случайной последовательностью аминокислот обладают слабой неспецифической активностью.

Вопросы

1.Каким образом в водах первичного мирового океана могли распределяться органические молекулы имеющие гидрофильные и гидрофобные свойства?

2.Что такое коацерватные капли?

3.Как происходил отбор коацерватов в «первичном бульоне»?

Начальные этапы биологической эволюции

Опорные точки

1.Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические живые организмы.

2.Истощение органических запасов первичного океана вызвало появление автотрофного типа питания, в частности фотосинтеза.

3. Появление эукариотических организмов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

4. На рубеже архейской и протерозойской эры произошли первые многоклеточные.

Вопросы

1.В чём заключается сущность гипотезы возникновения эукариот путём симбиогенеза?

2.Какими способами первые эукаритортические клетки получали энергию, необходимую для процесса жизнедеятельности?

3.У каких органимзмов впервые в процессе эволюции появился половой процесс?

4.Опишите сущность гипотезы И. И. Мечникова о возникновении многоклеточных организмов.

Пусть у нашей Земли – небольшие права полустанка:

Рядовой огонёк на грохочущем Млечном Пути…

Но гляди, как порхают лимонница и голубянка,

Этой гаммы вовек на далёких мирах не найти.

Ю. Линник «Краски Земли»

Проблемные области

1.Каким образом мог быть преодолён концентрационный барьер в водах первичного океана?

2. В чём заключается принцип естественного обзора коацерватов в условиях ранней Земли?

3. Какие крупные эволюционные преобразования сопровождали первые шаги биологической эволюции?

Проблемные вопросы

1. Все теории возникновения жизни на Земле можно разделить на две группы: теории биогенеза и теории абиогенеза. В чём их сущность. Охарактеризуйте известные вам теории из каждой группы и назовите имена учёных, связанных с этими теориями.

Теории возникновения жизни на Земле

Теории

Имена учёных

Характеристика теорий

1. Теории

Абиогенеза

2. Теории

Биогенеза

2. Охарактеризуйте звёздную и планетарную стадии развития Земли.

В чём сущность различных этапов зарождения жизни на Земле?

Какое значение имело появление процесса воспроизведения? Какие

организмы возникли в результате биогенеза?

3. Объясните, почему невозможно самозарождение жизни в

современных условиях. Почему все теории возникновения жизни

на Земле носят названия гипотез?

Мы предлагаем Вам два курса по молекулярной биологии и по биохимии .
Основная цель этих курсов — показать школьникам увлекательный мир биохимии и молекулярной биологии.
Курсы проводятся на сайте http://sdo.justbrain.ru (выбрать Бесплатные курсы).
Для прохождения курсов необходимо зарегистрироваться, и можно приступать к обучению.
Эти курсы вполне доступны школьникам 9 классов, но будут интересны и школьникам 10-11 классов.

Курс по молекулярной биологии состоит из 12 лекций и 12 тестов. Учебный материал осваивается последовательно, сначала прочитывается первая лекция и выполняется тест, потом вторая лекция и т.д. Вы можете работать с курсами в удобном для Вас режиме. После прохождения всех тестов Вам будет доступна финальная контрольная работа, по итогам которой можно будет оценить, насколько успешно вы усвоили материалы лекций.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась настоящей революцией в познании фундаментальных процессов, лежащих в основе существования всех живых систем. Были открыты основные закономерности хранения, размножения и реализации генетической информации в клетке, а затем и механизмы регуляции этих процессов. Все эти достижения составили основу науки молекулярной биологии.

Настоящий курс знакомит с основными открытиями молекулярной биологии XX и XXI века, а также рассказывает о современных тенденциях развития этой науки. В курсе рассматриваются основные особенности строения «молекулы наследственности» — ДНК, излагаются механизмы её удвоения – репликации. Особое внимание уделено этапам реализации генетической информации – транскрипции, сплайсингу и трансляции, а также механизмам регуляции этих процессов, при этом в курс включены самые современные достижения в данных областях. В курсе также содержатся некоторые примеры медицинских приложений молекулярно-биологических исследований.

Биохимия. Механизмы биологических процессов любого уровня (молекулярного, клеточного, организменного) невозможно понять без изучения химических закономерностей, лежащих в основе всех этих процессов. Наука биохимия как раз и изучает химическую основу различных биологических явлений.

Настоящий курс включает два больших раздела: статическую биохимию, изучающую состав живых организмов и свойства составляющих их молекул, и динамическую биохимию, изучающую превращения веществ в организме. В первой части курса рассмотрены структура и основные свойства белков, углеводов и липидов. Особое внимание уделено биологическим катализаторам — ферментам, механизму их действия и способам регуляции активности. Во второй части курса рассмотрены общие закономерности биохимических реакций, энергетика живых систем, а также некоторые конкретные пути распада и синтеза различных молекул в клетке и организме. Весь курс содержит много информации по различным областям химии – органической химии, химической термодинамике и кинетике. В курсе также содержатся примеры медицинских приложений биохимических исследований.

Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Антропогенез».

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжить формирование у учащихся знаний о признаках сходства и различиях между человеком и животными, об этапах антропогенеза и роли биологических и социальных факторов на разных стадиях антропогенеза.
  • Углубить знания учащихся о единстве рас и реакционной сущности расизма.
  • Продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.

Развивающие:

  • Способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопросов, требующих развернутого и связанного ответа.
  • Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем антропогенеза и коммуникативных способностей учащихся.

Воспитывающие:

  • Создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира.
  • Способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду.

Демонстрационное оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint,

Методические приемы : беседа, рассказ, демонстрация.

Тип урока: семинар – развернутое собеседование.

Формы работы на уроке : индивидуальная, фронтальная.

Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.

Учебник: Общая биология:.10-11 классы/.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.:ил.

План урока:

I. Вводное слово учителя.

II. Обсуждение вопросов семинара в процессе беседы.

III. Выступления учащихся (сообщения по заданным вопросам).

IV. Подведение итогов (анализ сообщений учащихся, оценка их выступлений).

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия.

На изучение темы отведено 4 урока. Семинар организован с целью самостоятельного изучения нового материала. На первом уроке учащиеся получают вопросы для подготовки к семинару. Вопросы семинара едины для всех учащихся. Некоторые ученики получают индивидуальные задания, требующие более углубленного раскрытия изучаемой темы. На втором уроке проводится консультация для учащихся. На третьем уроке проводится семинар. В процессе его проведения групповая работа не организуется, весь класс участвует в обсуждении и рецензировании вопросов.

В презентацию включены не только вопросы, но и ответы что позволит учащимся самостоятельно проанализировать, насколько правильно, они ответили на вопрос. Четвертый урок отводится для контроля знаний по теме.

“Не важно, произошел ли человек от обезьяны , намного важнее, чтобы он туда снова не вернулся.” (Р.Вагнер)

1. Что называют антропологией, антропогенезом?

Антропология - это наука о происхождении человека, возникшая на рубеже XVIII-XIX веков.

Антропогенез – это исторический процесс эволюционного становления человека. (Слайды 3,4)

История взглядов на происхождение человека гораздо древнее самой науки о происхождении человека. Приложение 2

2. Расскажите о вкладе ученых в решение проблемы антропогенеза.

Аристотель (384-322 г. до нашей эры) - древнегреческий философ. Создал первую классификацию животных, основанную на внешнем виде, строении тела и некоторых особенностях поведения и разделил их на «кровяных и «бескровных». Человека он отнес к группе «кровяных». Между человеком и животными Аристотель поместил обезьян.

Клавдий Гален (130-200 г. до н.э.) римский (греческого происхождения) медик, хирург и философ. Гален признавал близость человека к животным, делая этот вывод на основе изучения анатомического строения.

Карл Линней (1707-1778) - шведский естествоиспытатель (ботаник, зоолог, минералог) и медик. В 1735 году в своей книге «Система природы» выделил род людей с одним видом – Человек разумный и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760 году он опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.

Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1744-1829). В своем труде «Философия зоологии» (1809) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.

Дарвин Чарлз Роберт (1809–1882). В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами. Пришел к выводу о наличии у человека и обезьян общего предка. Отмечал роль социальных факторов в эволюции человека. (Слайды 6-10)

3. Опишите систематическое положение человека.

  • Империя – Клеточные
  • Надцарство – Эукариоты
  • Царство – Животные
  • Подцарство – Многоклеточные
  • Тип – Хордовые
  • Подтип – Позвоночные (Черепные)
  • Класс – Млекопитающие
  • Подкласс – Звери
  • Инфракласс – Высшие звери (Плацентарные)
  • Отряд – Приматы
  • Подотряд – Человекоподобные
  • Надсемейство – Высшие узконосые
  • Семейство –Люди (Гоминиды)
  • Род – Человек (Гомо)
  • Вид – Человек разумный
  • Подвид - Человек разумный разумный

(Слайды 11-12)

4. Укажите признаки сходства человека и животных .

  • Тип Хордовые - хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке.
  • Подтип Позвоночные - развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, сердце на брюшной стороне, пять отделов головного мозга.
  • Класс Млекопитающие - диафрагма, четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, млечные железы, волосы на поверхности тела, зубы трех видов.
  • Подкласс Плацентарные - развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.
  • Отряд Приматы - конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение), хорошо развитые ключицы, замена молочных зубов на постоянные.
  • Подотряд Человекообразные обезьяны - редукция хвостового отдела позвоночника, большое число извилин на полушариях головного мозга, четыре группы крови, мимическая мускулатура.

(Слайды 13 -14)

5. Укажите признаки отличия человека от животных.

Признаки отличия человека от животных:

  1. прямохождение
  2. позвоночник S - образной формы
  3. сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем
  4. более широкие тазовые кости
  5. мощно развитая мускулатура нижних конечностей
  6. грудная клетка уплощена в передне - заднем направлении
  7. бинокулярное зрение
  8. мозговой отдел преобладает над лицевым
  9. средняя масса мозга 1350-1500г. (горилла, шимпанзе - 460-600г)
  10. сознание, мышление, речь

(Слайды 15-16)

6. Приведите доказательства происхождения человека от животных.

Эмбриологические доказательства эволюции человека:

  1. Основные стадии развития характерные для позвоночных (дробление, бластула, гаструла)
  2. Хорда, нервная трубка, жаберные щели, хвост (конец 1 мес.)
  3. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения
  4. Мягкая шерсть на всем теле (5 мес.)

Сравнительно-анатомические доказательства эволюции человека:

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли (волосы на теле, третье веко, копчик, мышца, двигающая ушную раковину, аппендикс и слепая кишка, зубы мудрости).

Атавизмы – признаки, появляющиеся у отдельных организмов данного вида, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Палеонтологические доказательства эволюции человека:

  1. Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).
  2. Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.

(Слайды 17 -20)

7. Перечислите движущие силы антропогенеза.

Движущие силы антропогенеза:

  • Биологические: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, мутации, дрейф генов, изоляция.
  • Социальные: трудовая деятельность, общественный образ жизни, групповое сотрудничество, изготовление орудий труда, речь, мышление.

(Слайды 21-22)

8. Как оценивал роль труда в процессе становления человека Фридрих Энгельс?

Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

  1. Труд - источник всякого богатства, утверждают политэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
  2. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини.
  3. Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

(Слайды 23-24)

9. Как выглядит родословное древо человека?

Литература.

  1. Биология в таблицах для 6-11 классов / Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. 2-е изд. испр. и доп. – М.: ИЛЕКСА, 1998. – 104 с.
  2. Общая биология:.10-11 классы/.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 368 с.:ил
  3. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. М.: Дрофа, 2003. – 624 с.
  4. https://ru.wikipedia.org.
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.