Сообщение на тему история кубани в архитектуре. Урок по кубановедению на тему "история кубани в архитектуре". «Русский национальный стиль» и неоклассицизм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX вв.

Предисловие

Город - наиболее действенная, активная форма «культурной памяти» человечества. Он выражает и закрепляет, концентрирует в себе все процессы жизнедеятельности общества, выработанные им институты и нормы. Он совмещает в себе новое и старое, обновляясь постепенно. И образ прошлого, который несет в себе город, - не только память, но и опора, точка отсчета его будущего существования.

Современные процессы урбанизации характеризуются стремительным изменением пространственной структуры городов, образа жизни их обитателей. В этих условиях важнейшей проблемой становится регулирование и планирование развития городской среды, сохранения ее историко-культурного облика. Другой, не менее важной проблемой является преодоление стилистического несоответствия между старой и новой застройкой городов.

История архитектуры Кубани стала предметом специального исследования сравнительно недавно. Фрагментарно, применительно к отдельным поселениям (преимущественно городам), она рассматривалась в рамках очерков, имеющих, как правило, научно-популярный характер.

Наше время характеризуется стремительным ускорением урбанизационных процессов, коммерциализацией характера застройки и, как это ни печально, пренебрежительным отношением к архитектурно-градостроительному наследию. Игнорирование исторического опыта, отсутствие чёткой, научно обоснованной градостроительной политики привело в последние десятилетия к утрате множества черт в облике исторических поселений.

Архитектура Кубани дореволюционного периода

Территориальный рост и формирование пространственной среды населённых мест

Значительная часть поселений на территории Земли Войска Черноморского и Старой Линии была основана в ходе первого этапа колонизации правобережья Кубани - в 1793-1796 гг. в Черномории возникли два города - Екатеринодар и Тамань и 40 куреней, на Линии - 5 станиц. В результате правительственных мер по переселению на Кубань малороссийских, екатеринославских, хоперских казаков и русских и украинских крестьян к середине XIX века на Старой и Новой линиях было уже 45 станиц, 127 хуторов, 203 зимовника (данные 1851 г.). В ходе присоединения левобережья Кубани и кавказского берега Чёрного моря число возникавших поселений также стремительно росло. В 1830-1842 гг. на кубанском участке Черноморской береговой линии было возведено 12 укреплений (в числе которых города Анапа и Новороссийск). Ко времени образования Кубанской области в 1860 практически все разрушенные в годы Крымской войны укрепления были восстановлены.

Множество новых населённых мест на Кубани после окончания многолетней Кавказской войны, и процессии это продолжался практически до конца столетия.

Складывание пространственной среды в разных населённых местах на территории Кубани протекало поэтапно, по различным сценариям, но неизменно отражало все приметы хозяйственного и культурного освоения края. Различия в развитии внешнего облика поселений Черномории, Старой и Новой Линии, стали проявляться лишь в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в., когда после окончания Кавказской войны Кубань получила возможность мирного развития, начался массовый приток гражданского населения.

Характеризуя процессы формирования пространственной среды населённых мест Кубани в дореволюционный период, можно определить два этапа: первый - с конца XVIII в. до начала XIX в., когда поселения имели преимущественно сельский характер внешнего облика, с неразвитой инфраструктурой, подавляющим числом утилитарных сооружений; и второй - с 70-х гг. до 1917 г., когда сформировались коренные отличия в характере застройки городов и сельских поселений.

Характеристика процесса застройки городов и сельских поселений. Архитектура Кубани конца XVIII - 60 гг. XX вв .

Проявление классицизма

Как уже было сказано выше, изначально характер застройки населённых мест Кубани определялся почти исключительно утилитарными сооружениями: казённым набором построек при укреплениях и жилыми постройками. Как справедливо отмечал И.Д. Попка, казаки следовали правилу «На границе не строй светлицы». Исключением из столь унылого архитектурного однообразия были лишь здания культа и некоторые постройки общественного назначения.

Уже в 1794 г. в Тамани было завершено строительство церкви, освещённой Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Есть сведения, что черноморцы использовали при возведении этого храма фундамент и часть стен какого-то древнего сооружения, возможно - средневековой турецкой мечети, возможно - христианского храма времён Тмутараканского княжества (конец X - конец XII вв.). В 1911 году пришедшая в крайнюю ветхость Покровская церковь была реконструирована по проекту архитектора И.К. Мальгерба, причем облик её был основательно изменён.

Архитектура классицизма на Кубани проявилась в единичных постройках, причём тогда, когда в Петербурге и в Москве наступил закат стиля. Этот екатеринодарский классицизм был упрощённым, большей частью он лишь воспроизводил приёмы в решении фасадов зданий.

Народная архитектура

В дореволюционный период в жилой застройке населённых мест Кубани непрофессиональные постройки составляли подавляющее большинство.

В степной полосе преобладали турлучные, глинобитные, саманные хаты, в предгорных районах - деревянные дома, которые зачастую обмазывались глиной. Помимо турлучных, повсеместно в Черномории были распространены саманные постройки. Саман - это кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаного камыша (реже - соломы). Высушенные саманы использовались для кладки стен дома.

Основная масса жилищ на Кубани возводилась с глинобитным полом, под четырёхскатной камышовой или соломенной крышей. Зажиточные казаки крыли свои хаты тесом, с середины XIX в. - железом, к концу века - даже черепицей. Окна в хатах были небольшие, по типу бойниц.

Глинобитная хата черноморских казаков

Эклектика в архитектуре Кубани

Здания, решённые в приёмах эклектики, стали появляться с начала 70-х гг. XIX в. На тот момент эклектика занимала господствующее положение во всех крупных городах России.

Стилизаторское направление эклектики в архитектуре общественных зданий использовало в решении фасадов не только распространённые элементы архитектуры Ренессанса, барокко, «русского национального» стиля и классицизма, но и романские и готические мотивы. Так, в 1910 году по проекту А.А. Козлова было перестроено здание гостиницы «Центральной» (отел «Централь») на пересечении улиц Красной и Гимназической.

Одной из «визитных карточек» Краснодара является дом. Б.Б. Шарданова, построенный по его собственному проекту в 1905 году.

архитектура застройка кубань поселение

Кубанская эклектика характеризуется щедрым использованием кованых элементов в решении фасадов и малой этажностью зданий (последнее относится к архитектуре Кубани вообще). В дореволюционный период архитектурный облик Кубани практически всех населенных мест определялся именно эклектическими постройками, которых было большинство. Но в начале второго десятилетия XIX века главенствующее положение занял модерн.

Эпоха модерна

Как и эклектизм, модерн пришёл в архитектуру Кубани в своей поздней форме, когда «романтический» этап в развитии стиля закончился под давлением требований плотной городской застройки. Исключением является лишь первое по времени произведение модерна в Екатеринодаре - здание Общества взаимного кредита, построенное в 1906 году по проекту В.А. Филиппова на Базарной улице.

Наибольшее число построек в этом стиле в городах Кубанской области и Черноморской губернии составляли одноэтажные дома, иногда довольно резко разнящиеся своими архитектурными формами.

Определённую специфику архитектурному облику кубанских городов в эпоху модерна придавало обилие использованных в оформлении экстерьеров построек кованых элементов - парапетов, балконных ограждений и кронштейнов, кованых дверных и оконных решёток. Модерн был распространён исключительно в городах. Сельской архитектуры он практически не коснулся.

«Русский национальный стиль» и неоклассицизм

В архитектуре Кубани «Русский национальный стиль» запечатлелся практически во всём своём внутреннем формальном разнообразии. В основном стилистические приёмы древнерусского зодчества использовались при возведении зданий культа. Первым проявлением «русского стиля» принято считать кирпичную колокольню при деревянном Екатерининском храме в Екатеринодаре, относящуюся к 40-м гг. XIX века и решённую в «старомосковских мотивах.»

В конце XIX - начале XX вв. в Кубанской области и Черноморской губернии возводится значительное число православных храмов, при заметном их разнообразии: от однонефных крестовокупольных до колоссальных, выдержанных в поздних формах «русско-византийского стиля».

Екатерининский собор в столице Кубани (автором проекта считается И.К. Мальгерб), является почти точной копией сохранившегося Воскресенского собора в Новочеркасске, построенного в 1894 г. по проекту донского архитектора Ященко. В композиции собора (освящён в 1914 г.) воспроизведены формы византийских и русских крестовокупольных храмов.

Неоклассицизм проявлялся в единичных постройках. Как правило, классицистические формы использовались в декоративном убранстве фасадов, эклектичных или модерновых.

Архитектура Кубани советского времени

20 -6 0 гг.: от конструктивизма до «сталинского классицизма»

Процесс пространственного развития населенных мест Кубани замедлился с вступлением Российской империи в Первую мировую войну и был полностью прерван событиями октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны. Начало нового этапа в истории кубанской архитектуры приходится на вторую половину 20-х годов XX века. Несмотря на то, что в истории советской архитектуры вторая половина 20-х годов считается периодом нового революционного стиля - конструктивизма, следует признать тот факт, что на Кубани в первых постройках советского времени отчётливо проявился возврат к эклектицизму.

В начале 30-х годов в Сочи, в ходе интенсивного санаторно-курортного строительства, появилось несколько замечательных построек, выдержанных в ярких конструктивистских формах.

Невосполнимый урон большинству городов и сёл Краснодарского края нанесла Великая Отечественная война. В результате бомбёжек были выведены из строя тысячи промышленных предприятий, разрушены сотни километров коммуникаций, тысячи жилых домов, зданий общественного назначения. Восстановительные работы обычно начинались сразу после освобождения городов и сёл, на местном уровне, но масштабные строительные работы в крае начались лишь в 1945 году. В первую очередь восстанавливалось жильё. В послевоенные годы темпы жилищно-гражданского строительства постоянно нарастали. Нужно признать, что в большинстве населённых пунктов контроль соблюдения норм строительства был недостаточным, а возможности самих застройщиков - ограниченными. В результате районы послевоенной застройки обычно имеют случайную, хаотичную пространственную организацию и невысокие архитектурные качества. Здания проектировались в простых формах и уступали постройкам довоенных лет.

60 -8 0 гг.: эпоха функционализма и типовых проектов

В конце 50 - начале 60-х годов прошлого столетия наметился возврат к «функциональной архитектуре», но уже на новом витке развития. Из крупных городов СССР в города, а потом и сельские населённые пункты Краснодарского края постепенно проникала так называемая стеклянно-металлическая «стерильная» архитектура, исповедовавшая «эстетическую правду конструкций и материалов». Одной из «первых ласточек» такой архитектуры стал трёхэтажный Дворец культуры моряков в Новороссийске (1958 г.). Ярким проявлением крайних форм «функциональной архитектуры», которые можно назвать неоконструктивизмом, является здание кинотеатра «Автора» на улице Красной в Краснодаре (1967 г., арх. Е.А. Сердюков).

В истории жилой застройки городов и сёл Краснодарского края вторую половину шестидесятых годов можно смело назвать началом «эпохи типовых проектов». Именно в жилищном строительстве тенденция к типизации и однообразности приобрела наибольший размах. Вплоть до середины 70-х основным типом многоквартирного жилого дома на Кубани, как и в большинстве местностей СССР, был пятиэтажный дом на 70-140 малогабаритных квартир, называемый в обиходе «хрущёвкой» (поскольку эти типовые проекты разрабатывались в бытность Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва). Такие дома определяли облик целых районов.

В течение всего нескольких лет в городах края были возведены десятки сооружений в стилевых принципах «рациональной архитектуры». В качестве примера можно привести здание гостиниц «Кавказ» в Краснодаре и «Бригантина» в Новороссийске.

Одним из наиболее значимых произведений «новой функциональной архитектуры» является здание Краснодарского театра драмы, построенное в 1973 году по проекту арх. Р. Райлова и А. Титова.

Заключение

Характер пространственной среды, формируемой обществом, закономерно обусловливается функциональными, эстетическими и даже политическими обстоятельствами существования этого общества. Разумеется, что и архитектура, формирующая пространственную среду, является структурированным выражением этой истории - коллективной биографии жителей конкретного населенного места, края, страны и даже всей планеты. Общее и специфическое в архитектуре - суть проявления культурного и хозяйственного функционирования отдельных местностей и даже отдельных поселений на разных уровнях - внутреннем, региональном, государственном, мировом. Архитектура Кубани существовала, несомненно, в контекстах мировой и русской (большую часть ХХ века - советской) архитектуры, что отразилось в постепенном и последовательном изменении характеров застройки в соответствии со сменой художественных стилей и представлений о способах и приемах организации пространственной среды.

Список использованной литературы

1. Казачинский В.П., Бондарь В.В. Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX вв. Ч. 1: Архитектура Екатеринодара до 1917 г. Краснодар, 2001

2. Казачинский В.П., Бондарь В.В. Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX вв. Ч. 2: Архитектура Кубани до 1985 г. Краснодар, 2002

3. В.В. Бондарь. Краснодар: судьба старого центра. Краснодар, 2007

4. Алексеев Ю.В., Казачинский В.П., Бондарь В.В. история архитектуры, градостроительства и дизайна: Курс лекций. Ч. 2. История русской архитектуры. Краснодар, 2002

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Архитектура первой половины XVIII века: барокко. Архитектура барокко середины XVIII века. Предпосылки появления и развития классицизма. Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.). Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.).

    курсовая работа , добавлен 30.11.2003

    Сущность и отличительные признаки классицизма как направления в европейском искусстве XVII–XIX вв., историческая характеристика данного стиля, строительные особенности. Градостроительство и архитектура классицизма, типы сооружений и предметный мир.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Школа классицизма конца XVIII – первой трети XIX века. Архитектурные ценности мирового значения. Переработка наследия античного зодчества. Архитектура русского классицизма. Ансамбли больниц XVIII–XIX веков. Развитие строгого ордерного классицизма.

    презентация , добавлен 15.09.2013

    Значение архитектуры классицизма в зодчестве Беларуси второй половины XVIII – первой половины XIX веков. Строительство ратуш, административно-общественных, дворцово-усадебных и культовых зданий. Использование приемов французского градостроительства.

    реферат , добавлен 14.01.2015

    Исследование особенностей развития белорусской архитектуры и влияние войн на очертания городов и способы строительства в XIV - XVI веках. Преемственность навыков зарубежных архитекторов: градостроительство, крепостное зодчество и культовая архитектура.

    реферат , добавлен 02.07.2011

    Сущность понятия "классицизм". Палладио как основатель архитектурного языка классицизма. Перепланировка губернских и уездных городов России в соответствии с принципами классицистического рационализма. Основные черты зданий, созданных в стиле классицизма.

    презентация , добавлен 31.01.2012

    Характерное для XVIII–XIX веков значительное облегчение каменных конструкций, уменьшение поперечных сечений элементов и увеличение их высоты. Тенденции и особенности белорусской архитектуры в градостроительстве, жилом, дворцовом и культовом строительстве.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2014

    История развития архитектуры XIX-XX веков и ее особенности: быстрый рост городов, применение металлических и стеклянных конструкций, использование декораций, имитирующих формы прошедших эпох. Основные направления: конструктивизм, модернизм, постмодернизм.

    презентация , добавлен 05.12.2010

    Развитие классицизма в России в начале второй половины XVIII века. Описание строительства и архитектуры второй половины XIX в. Новый этап в градостроении Москвы и Петербурга. Развитие новых приемов застройки как причина архитектурного кризиса в стране.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Направления новейшей архитектуры. Интеграция архитектурных объектов и поверхности земли. Идея взаимодействия "человек-природа-архитектура" на уровне формообразования и пространственной организации объекта. Возникновение и развитие лэндформной архитектуры.

Народная архитектура

В дореволюционный период в жилой застройке населённых мест Кубани непрофессиональные постройки составляли подавляющее большинство.

В степной полосе преобладали турлучные, глинобитные, саманные хаты, в предгорных районах - деревянные дома, которые зачастую обмазывались глиной. Помимо турлучных, повсеместно в Черномории были распространены саманные постройки. Саман - это кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаного камыша (реже - соломы). Высушенные саманы использовались для кладки стен дома.

Основная масса жилищ на Кубани возводилась с глинобитным полом, под четырёхскатной камышовой или соломенной крышей. Зажиточные казаки крыли свои хаты тесом, с середины XIX в. - железом, к концу века - даже черепицей. Окна в хатах были небольшие, по типу бойниц.

Глинобитная хата черноморских казаков

Эклектика в архитектуре Кубани

Здания, решённые в приёмах эклектики, стали появляться с начала 70-х гг. XIX в. На тот момент эклектика занимала господствующее положение во всех крупных городах России.

Стилизаторское направление эклектики в архитектуре общественных зданий использовало в решении фасадов не только распространённые элементы архитектуры Ренессанса, барокко, «русского национального» стиля и классицизма, но и романские и готические мотивы. Так, в 1910 году по проекту А.А. Козлова было перестроено здание гостиницы «Центральной» (отел «Централь») на пересечении улиц Красной и Гимназической.

Одной из «визитных карточек» Краснодара является дом. Б.Б. Шарданова, построенный по его собственному проекту в 1905 году.

архитектура застройка кубань поселение

Кубанская эклектика характеризуется щедрым использованием кованых элементов в решении фасадов и малой этажностью зданий (последнее относится к архитектуре Кубани вообще). В дореволюционный период архитектурный облик Кубани практически всех населенных мест определялся именно эклектическими постройками, которых было большинство. Но в начале второго десятилетия XIX века главенствующее положение занял модерн.


Подписи к слайдам:

В начале XIX века строительство велось по таким основным направлениям, как:

Сооружение гражданских объектов; Зданий административного характера;Торгово-промышленных предприятий; Зданий общественно-культурного предназначения.
Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
В пореформенное время в кубанской архитектуре преобладаетэ к л е к т и з м, сочетавший в себе элементы разных архитектурно-художественных направлений.
С 1907-1908 гг. в гражданское строительство проникает м о д е р н.Наряду с эклектизмом и модерном бытовал также н е о р у с с к и й с т и л ь.
Здание художественного музея. Бывший дом инженера Б.Б. Шарданова, 1905 г., автор проекта Б.Б. Шарданов, угол ул. Красной, 13 и ул. Советской, 44.
СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ
Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора.
По его проектам были возведены:- городской общественный банк,- Троицкая церковь (1899 г.),- Екатерининский собор (1900 г.),- трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.),- четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.
Екатерининский семипрестольный собор (ул. Коммунаров), построен по проекту архитектора И. К. Мальгерба. Освящен в 1914 г.
Троицкая церковь (ул. Свердлова, 67). Построена по проекту архитектора И. К. Мальгерба.
Екатеринодарская контора Госбанка, 1902 г. Екатеринодарская контора Госбанка, 1902 г.,архитектор И.К. Мальгерб, реконструкция 1954 г., архитектор Е.В. Краснова. Здание занимает Краевой художественный музей.
С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: -Кубанского Мариинского института,почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции.
Шифровальное училище (военный институт имени Штеменко) . Бывший Кубанский Мариинский женский институт. Архитектор А.П. Косякин
Известным архитектором в начале XX века являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал:Административное здание по ул. Красной, 6, прошлом дом Ф. М. Акулова. Построен в 1914-1915 гг. реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий
Здание Сбербанка. Бывшая гостиница "Централь" братьев Х.П. и К.П. Богарсуковых, 1910 г., архитектор А.А. Козлов, угол ул. Гимназической, 65 и ул. Красной, 58.
Водолечебница имени С. Л. Бабыч, архитектор А.А. Козлов, 1916 г.
Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как:Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.
Здание Медицинской Академии. Бывшее Епархиальное училище, 1898-1901 гг., архитектор В.А. Филиппов, строители И.К. Мальгерб и И.Е. Многолет, ул. Седина, 4.
В конце 19 века Екатеринодар готовился к приезду российского самодержца - императора Александру III. В качестве подарка августейшей особе екатиринодарские казаки и купечество общими силами и средствами выстроили Триумфальные ворота для въезда императора в город. Александровскую арку построили в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова (1843-1907). В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой.
Решение восстановить Александровскую триумфальную арку жители Краснодара приняли в 2006 году. На строительство ушло 2 года. Чертежей старой арки не сохранилось. Современным архитекторам пришлось восстанавливать ее по фотографиям. В апреле 2008 года состоялось торжественное открытие Триумфальной арки на улице Красной столицы Кубани. Правда, сооружение стоит не на своем изначальном месте, так как облик этого участка за сто лет изменился, и сейчас этот перекресток сильно загружен транспортом. Рядом с аркой разбили сквер.
Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты:- Ильинской церкви, (во имя Св. пророка Ильи; ул. Октябрьская, 149) - Дворец творчества детей и юношества (ул. Красноармейская, 54). В прошлом первая Екатеринодарская мужская гимназия.
Ильинская церковь (во имя Св. пророка Ильи; ул. Октябрьская, 149). Построена по проекту архитектора Н. Г. Петина на добровольные пожертвования горожан в знак избавления от эпидемии холеры 1892 г.
Здание музея им. Е.Д. Фелицына. Бывший дом купцов братьев Х.П. и К.П. Богарсуковых, 1900-1901 гг., ул. Гимназическая, 67.
Здание библиотеки им.Пушкина. Бывшее здание Армянской школы им. Б.В. Чарачева, 1907-1910 гг., архитекторы Н.М. Козо-Полянский, Л.Ф. Эберг; реконструкция 1951-1956 г.г., архитектор А.Н. Ожиганов, ул. Красная, 8.
Здание прокуратуры. Бывший дом купцов Г.А. и Н.Л. Тарасовых, 1913 г., архитектор Н.М. Козо-Полянский, ул. Советская, 39.
Филармония (быв. Драматический Зимний театр), 1908 г., архитекторы Ф.О.Шехтель, А.А.Козлов;1954 г. (реконструкция) архитектор А.В. Титов, ул.Красная, 55.
Здание бывшей гостиницы “Гранд-Отель” Е.Г. Губкиной, 1886-1900 гг., угол ул. Гимназической, 69 и ул. Красноармейской, 39.
Здание ЗАГСа. Бывший дом врача М.М. Каплана, 1910-1913 гг., ул. Гимназическая, 83.
Дом атамана Ф.Я. Бурсака, начало XIX в., ул. Красноармейская, 6.
К 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов, по одной армяно-григорианской церкви, римско-католическому молитвенному дому и еврейской синагоге. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.
В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова был сооружен памятник 200-летию Кубанского казачьего войска. В 1907 г. в на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.

Архитектура Кубани
Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения.
Характерный пример в этом отношении представлялЕкатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан.
Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто нестанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.
Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубоутилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольныйфронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму. Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.). Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященногов 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходствоекатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.
Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей вубранстве зданий. В Екатеринодар эклектизм был привнесён в своей "зрелой" форме, с уже сложившимися в крупных городах страны стилистическими приемами, исходящими из идей уплотнения застройки и роста этажности. Характерно, что разнообразие функциональных назначений зданий определило разнообразие форм екатеринодарской эклектики, хотя проявлялось это только в...

Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,

Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.

Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строитель стве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком прошлом памятник был востановлен.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.