Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества. Постиндустриальное (информационное) общество Индустриальное общество в социологии

Динамическая система

Общество как система

Итог

Домашнее задание Выучите § 10, выполните задания.

Основные исторические типы общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество.

Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах.

Типологические характеристики исторических типов общества (социокультурных общностей людей):
отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

1. Традиционное общество

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления; основой жизнедеятельности является ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий, обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях.

Любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего. Восприятие природы как живого существа, требующего нравственного к себе отношения. Трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы.

Преобладала частная собственность на землю главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, ступеням «феодальной лестницы». Владельцы земли были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества отношение личной зависимости.

Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. Социальная предопределенность и идея предопределенности судьбы


Повседневная жизнь устойчива, она регулировалась не столько законами, сколько традицией – сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Патриархальное общество.

Публичный авторитет верховной власти, поддерживаемый религиозные представления о божественном происхождении власти. Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Вопросы: 1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на.примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

ДЗ Особенности традиционного общества
(экономическое развитие, место человека,
политическая система, духовная жизнь,
социальная мобильность)
Особенности индустриального общества (-//-)
Сильные и слабые стороны индустриального
общества (письменное задание)

Сильные и слабые стороны индустриального общества

Быстрые темпы роста
экономики.
Промышленное развитие.
Общественно-исторический
прогресс. Развитие науки,
техники и технологии.
Улучшение качества
продукции.
Возникновение
международной торговли.
Честность, порядочность и
трудолюбие как главные
ценности в обществе.
Эксплуатация природных
ресурсов во вред экологии
окружающей среды.
Неравномерность роста и
развития экономики.
Сокращение рабочих мест,
безработица.
Высокая миграция.

Постиндустриальное (информационное) общество

Авторы концепции Д. Белл, О.
Тоффлер, У. Ростоу

1. Признаки постиндустриального общества

, информационные
технологии

Политика
Формирование гражданского
общества, правового
государства, развитие
демократии
Духовная сфера
Приоритет науки и
образования,
культурное и идеологическое
разнообразие,
многовариантность

2. Восток и Запад. Диалог культур

Анализ таблицы
Разделение культур на западные и восточные
подразумевает:
разное географическое расположение
различную ментальность населяющих эти
территории народов (различие в характеристике
способов и методов познания мира, научных,
религиозных, художественных, эстетических и
духовных ценностей, основных мировоззрений,
общественно - экономических и политических
структур)
«Запад»: культура Америки и Европы
«Восток»: культуры стран Центральной, ЮгоВосточной Азии, северной Африки, стран Ближнего
Востока

Вопросы к таблице

1. В чем выражается идея диалога культур
Востока и Запада в современном
обществе?
2. Можно ли считать ценности Востока
уникальными и чуждыми Западу и наоборот?
3. Почему сложно Российскую цивилизацию
однозначно отнести к цивилизации
восточного или западного типа?

ДЗ – пар. 11-12

Письменно рассуждение на тему «Диалог культур
Востока и Запада в современном обществе»
План:
- В чем выражается идея диалога культур?
- Согласны ли вы с тем, что он присутствует в
современной цивилизации?
- Приведите 3 примера диалога культур на основе
реалий современной жизни (например, из новостей)
Рассуждение должно носить характер связанного
текста с выраженной авторской позицией (эссе).

Тема урока: Типология обществ. «От традиционного общества к
информационному».
Цель урока: повторение и обобщение типологии обществ с точки зрения социально­
философского, историко­типологического и социально­конкретного уровней
Задачи урока:
 развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск,
 систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать,
делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
 способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
 Подготовка к ЕГЭ
Понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная
цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация
восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация»,
«социальный контракт»
Тип урока: урок ­ деловая игра.
Ход урока
I. Организационный момент
У каждого исторического типа общества есть какие­то общие характеристики, по
которым ту или иную общность людей можно отнести к определенному историческому
типу общества. Разные ученые, размышляя на эти темы, определяют различные
существенные признаки. Большинство исследователей считают, что решающую роль
здесь играют: ­ отношение людей к природе; ­ отношение людей к друг другу; ­ система
ценностей и жизненных смыслов.
Задание 28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Типология обществ».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трёх пунктов,из которых два или более детализированы в подпунктах.
Т.о., мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Традиционное общество.
2. Становление индустриального общества.
3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.
II. Работа с текстом. Задание 21. Указать признаки общества названые автором.
Группа 1, дает характеристику традиционному обществу.
Группа 2, дает характеристику индустриальному обществу.
Группа 3, дает характеристику техногенной цивилизации.
План ответа
1. Экономическая характеристика, отношение к природе.
2. Политическая характеристика общества.
3. Социальная характеристика общества.
4. Особенности духовной жизни данного общества
Назвать признаки общества не указанные в тексте.
Вопросы к группе 1
1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?
2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе?
Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите
примеры, подтверждающие ваши выводы.
4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?
5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?
6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на
примеры из всеобщей истории.
7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?
8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного
общества.
9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном
обществе.
10. Каким было отношение к традициям?
11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?
12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».
13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.
14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного
общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.
15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?
16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.
Вопросы к группе 2
1. Перечислите и охарактеризуйте предпосылки, которые сформировали новый тип
цивилизационного развития ­ индустриальное (капиталистическое) общество.
2. Как отвечал на заданный вопрос К. Маркс?
3. В чем видел истоки «духа капитализма» М. Вебер?
4. Что такое, с его точки зрения, «цивилизованный капитализм»?
5. Охарактеризуйте взгляды французского историка Ф. Броделя на предпосылки
капитализма.
6. Как вы считаете, кто из перечисленных мыслителей наиболее точно указал на
предпосылки складывающегося индустриального общества.
Вопросы к группе 3
1. Какое определение можно дать индустриальному обществу?
2. Чем вызвано стремительное развитие индустриального общества?
3. Почему человек традиционного общества воспринимал время как череду
повторяющихся событий («колесо времен»), а человек индустриального общества ­ как
прогресс («стрела времени»)?
4. Почему некоторые исследователи называют данный период развития общества
«техногенной цивилизацией»?
5. Как изменяется место человека в системе общественного производства?
6. Какова роль науки на данном этапе?
7. Охарактеризуйте качество жизни человека в индустриальном обществе.
8. Охарактеризуйте взаимоотношения человека и природы на данном отрезке
исторического пути.
9. Что такое «секуляризация общественного сознания»? Какие последствия имеет этот
процесс для человека?
10. Охарактеризуйте экономические отношения между людьми в индустриальном
обществе.

11. Проанализируйте эти взаимоотношения: что вам кажется справедливым, а что ­ нет?
12. К каким последствиям приводит разрыв отношений личной зависимости и кланово­
родовой принадлежности?
13. Какую высшую ценность дарует индустриальное общество человеку?
14. Можно ли отождествлять цивилизованный капитализм с обогащением любой ценой?
15. Опишите изменения, которые происходили в бытовых условиях человека
индустриального общества.
16. Какие политические тенденции наблюдаются на данном отрезке времени?
17. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.
Задание 5. Классификация путем установления соответствия
Заполните представленную таблицу, используя представленные признаки
Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Основной фактор производства

Характерные черты производства

Сфера занятости населения

Социальная структура

Воздействие человека на природу

Политическая жизнь
Духовная жизнь

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место
пропусков.
Рефлексия. Задание 26. Приведите три признака общества, проиллюстрировав каждый из
них конкретным примером.
1 группа: Индустриального общества
2 группа: Постиндустриального (информационного) общества
3 группа: Традиционного общества
III. Выставление оценок. Подведение итогов.
Домашнее задание
Написать эссе

Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный - сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.
Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.