Художественные приемы баллады светлана субъективность образов. Какие черты устного народного творчества нашли отражение по балладе Светлана (Жуковский В. А.)

Анализа баллады "Светлана"

В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения - это один эпизод из жизни Светланы – гадание в крещенскую ночь и страшный сон, в котором она видит мёртвого жениха. Но сон оканчивается благополучно – белый «голубочек» спасает героиню от мертвеца, а утром к ней приезжает её живой и здоровый жених и рассеивает её страхи об ужасном сне. Жуковский подробно описывает время, в котором живет Светлана (гадание, встреча с подругами, девичья суета), он точно описывает внутренний мир героини (мечты, надежды, страхи, волнение перед встречей с женихом). По словам: «моя краса», «радость», «свет моих очей» мы видим, что автор симпатизирует этой красивой, милой, простодушной русской девушке.

Автор в качестве художественных средств выразительности использует эпитеты - ярый, чистою, золотой, белый, круговой, святой; ассонансы и аллитерации - образ моря: повторение гласных «о» и «е» и сонорных согласных «м» и «л» создает впечатление размеренного движения; метафоры. Баллада написана общеупотребительными словами, так как он занимался переводом стихотворений и старался, чтобы его стихи были понятны все, даже спустя многие годы. Стихотворный размер - хорей. Все произведение наполнено загадкой, автор держит читателя в постоянном волнении и напряжении, но в конце его ожидает оптимистичный финал. В балладе действие происходят ночью, а это значит все окутано чем-то мистическим. Это произведение вызывает у читателя интерес, ведь сюжет развивается бурно и непредсказуемо.

Большое значение для развития русского романтизма имели балладные опыты Жуковского, которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную, какой и стала «Светлана».


В. А. Жуковский - русский поэт и переводчик XIX века, один из основоположников романтизма в русской поэзии, создатель большого количества элегий, посланий и поэм. "Светлана" - первая национальная русская романтическая баллада, одно из его самых известных произведений.

В балладе поэт-романтик использовал множество элементов русского устного народного творчества, чтобы сильнее приблизить произведение к русской действительности, углубиться в старинные поверья.

Так, первое, что встречает читатель в произведении, - описание эпизода гадания "в крещенский вечерок". Обряды, описанные Жуковским, были в то время своеобразной традицией, подлинность которых не подтверждалась - они принимались на веру. В народе считалось, что гадания приоткрывают человеку завесу тайны о его будущем, что, очевидно, постоянно отражалось в народных произведениях. Более того, баллада содержит и некоторые фундаментальные фольклорные принципы: например, здесь идет борьба добра и зла, которые принимают форму реальности и сновидения.

Образ дороги, пути - один из главных символов народного творчества. И во сне, и в жизни героям - Светлане и ее жениху - приходится преодолеть препятствия на пути друг к другу.

До этой крещенской ночи Светлана была вынуждена ждать своего суженого - "год промчался - вести нет", затем силы зла обрушиваются на нее, запугивая, показывая жениха в обликах оборотня, ожившего мертвеца… Спасение Светланы - это ее вера в бога, в светлую сторону жизни. Преодолев испытания зла, девушка просыпается и оказывается вознагражденной за свои терпение и смелость.

Нельзя не отметить и способ влияния темной стороны жизни на Светлану. После быстрой поездки ее с лже-женихом последний вдруг внезапно пропадает, оставляя Светлану одну в совершенно незнакомом темном месте, где господствует вечный холод - "метель и вьюга". Нетрудно догадаться, куда попала героиня: это антимир, противоположный тому, где находилась Светлана в начале баллады, иначе - мир мертвых. Подтверждают этот способ воздействия на девушку темных сил и объекты, находящиеся в избушке неподалеку, а именно гроб с ожившим мертвецом внутри. Примечательна и символика цветов - один из основных приемов устного народного творчества - используемых автором не только в этой сцене, но и на протяжение всего произведения: силы зла окрашены в темные цвета ("мертвец / Лик мрачнее ночи"), добро же, в лице, например, белоснежного голубка, несет свет и спасение Светлане в ответ на ее молитвы.

В балладе используется и особая система средств выразительности, присущая фольклорным произведениям: это постоянные эпитеты, выраженная с помощью них эмоциональность, а также ясный, простой язык. Они помогают передать атмосферу жизни и быта простого, деревенского человека.

Таким образом, такие черты устного народного творчества, как присутствие элементов древних поверий, традиционность, особые образы, символы, помогли В. А. Жуковскому точнее и глубже передать особенности русского народа, воссоздать в первой национальной русской романтической балладе характер русского человека.

Анализа баллады «Светлана»

В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения - это один эпизод из жизни Светланы – гадание в крещенскую ночь и страшный сон, в котором она видит мёртвого жениха. Но сон оканчивается благополучно – белый «голубочек» спасает героиню от мертвеца, а утром к ней приезжает её живой и здоровый жених и рассеивает её страхи об ужасном сне. Жуковский подробно описывает время, в котором живет Светлана (гадание, встреча с подругами, девичья суета), он точно описывает внутренний мир героини (мечты, надежды, страхи, волнение перед встречей с женихом). По словам: «моя краса», «радость», «свет моих очей» мы видим, что автор симпатизирует этой красивой, милой, простодушной русской девушке.
Автор в качестве художественных средств выразительности использует эпитеты - ярый, чистою, золотой, белый, круговой, святой; ассонансы и аллитерации - образ моря: повторение гласных «о» и «е» и сонорных согласных «м» и «л» создает впечатление размеренного движения; метафоры. Баллада написана общеупотребительными словами, так как он занимался переводом стихотворений и старался, чтобы его стихи были понятны все, даже спустя многие годы. Стихотворный размер - хорей. Все произведение наполнено загадкой, автор держит читателя в постоянном волнении и напряжении, но в конце его ожидает оптимистичный финал. В балладе действие происходят ночью, а это значит все окутано чем-то мистическим. Это произведение вызывает у читателя интерес, ведь сюжет развивается бурно и непредсказуемо.
Большое значение для развития русского романтизма имели балладные опыты Жуковского, которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную, какой и стала «Светлана».

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.