«Школа будущего читателя» — сотрудничество с детской библиотекой. Интернет-проект "библиотека и школа - межведомственное сотрудничество -пути взаимодействия Проект сотрудничества школы и городской библиотеки

В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теория и методика обучения и воспитания

(по областям и уровням образования)

Взаимодействие школы, библиотеки и семьи в воспитании Читателя.

Interaction of school, library and family in education of Reader.

Дорофеева С. В. Петрова О.А.

Россия. Республика Саха (Якутия). МБОУ « Мар-Кюельская СОШ»

Dorofeeva S.V., Petrova O.A.

Russia, Republic of Sakha (Yakutia), MBOU “Mar-Kuel high school”

Аннотация: В статье рассматривается чтение как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося.раскрыт опыт организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи для развития интереса к чтению обучающихся.

Annotation : In this article reading is considered as one of the methods of work with information and the method of education and development of pupil.

Ключевые слова: взаимодействие, детское чтение, формы внеурочной деятельности

Key words : interaction, childhood reading, forms of extracurricular activity

В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места.Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи. Три составляющих - школа, семья, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, Человека XXI века.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И.обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

М. М. Безруких считает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у ребёнка не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения . Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе - научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей к чтению выявила три основные причины:

  • плохое обучение ребёнка чтению;
  • не поддержание интереса ребёнка к чтению;
  • необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

По утверждению М. М. Безруких, нужно объяснить ребёнку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, но как утверждает М. М. Безруких, в России, на современном этапе, это не делается [ 3, с.21] .

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как отмечает С.А.Денисова - воспитание в семье. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье .

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.

На протяжении многих лет методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного цикла МБОУ «Мар-Кюельская СОШ», библиотекарь сельского филиала ведут совместную деятельность для развития интереса к чтению обучающихся.

Мы представляем вашему вниманию некоторый накопленный опыт в организации взаимодействия школы, библиотеки, семьи. Определили следующие направления работы взаимодействия библиотеки и школы:

Формирование читательской потребности;

Развитие читательской и информационной культуры;

Обучение основам ББЗ, умению работать с информацией.

Формы работы:

Осуществление совместных проектов, программ элективных курсов, внеаудиторных занятий;

Разработка перечня литературы внеклассных чтений;

Совместные мероприятия, акции, конкурсы,привлекающие внимание к чтению;

Внеклассная работа;

Организация и проведение НПК.

Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях библиотек, в учреждениях дополнительного образования, ведется работа с семьями учащихся.

Формы работы:

Совместные проекты, акции;

Родительские собрания;

Семинар-практикум;

Конкурсы «Самая читающая семья»;

Участие семьи на заочных, дистанционных викторинах.

Благодаря совместной деятельности школы, семьи, библиотеки приняли участие на конкурсе творческих проектов по целевой программе РС(Я) «Создание условий для духовно- культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» с проектом «Волонтеры книжной культуры» .

Целью проекта было привлечение новых читателей и формирование у них положительного имиджа чтения посредством достижения максимально комфортной среды в библиотеке, продвижение именно качественной литературы, которая воспитывает нравственность, гражданственность, патриотизм и любовь к родному краю; развитие семейного чтения. Главной целью проекта явилось - внести вклад в воспитании поколения духовно и нравственно активных граждан – волонтеров книжной культуры.

В рамках проекта планировалось проведение цикла мероприятий, направленных на выполнение вышеназванной цели:

1. Проведение научно-практической конференции «Маар-Куелум – мин дойдум» для дальнейшего изучения истории наслега.

2. Выпуск информационного бюллетеня «Панорама+».

3. Ведение при библиотеке элективного курса «Библиокалейдоскоп» для школьников.

4. Создание благоприятных условий для проведения досуга в библиотеке с целью просмотра, чтения как традиционных, так и электронных носителей информации, особенно по правовым вопросам.

Целью педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становлению личности школьника . Был реализован проект «Моя семья в годы войны», авторами которого явились учащиеся 7-8 классов. Целью проекта было не только изучение истории родного села во время Великой Отечественной войны с изучением истории своей семьи, но и создание книги о родных, написанной самими учениками

Проект реализовывался по следующему плану:

Участники проекта разделились на следующие группы:

  • 1 группа - сбор и обработка материалов
  • 2 группа - разработка маршрута марш-броска «Мар-Кюель - Бордуолах», по местам, где установлены памятники
  • 3 группа - компьютерная верстка материалов.
  • Тематические классные часы, посвященные 65-летию Победы:
  • «Наши земляки – ветераны войны и труда», «Памятники в нашем селе»,
  • «Война в судьбе моей семьи».
  • Публикация сочинений на школьной газете . Сочинение учащихся « Моя семья в борьбе за Победу».
  • Акция добрых дел . Тимуровские выходы.
  • Марш – бросок по местам, где установлены памятники землякам-воинам.
  • Школьный фестиваль «Салют, Победа! » . Литературно-художественный монтаж «Моя семья - частичка Победы».
  • День Победы. Встреча с бабушками, дедушками - ветеранами тыла на торжественном митинге. Участие на военном параде.
  • Вахта памяти. Факельное шествие 9 мая
  • Военно-спортивная игра «Зарница »

Итогом проекта явился выпуск книг «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация новых книг, где были приглашены ветераны тыла и труда. Живое общение с «героями» книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Учитель - это человек, призванный стимулировать школьника к самообразованию через удовлетворение его читательских потребностей. Виды внеклассной работы по привлечению интереса к чтению учащихся необычайно многообразны. Они делятся на три большие группы:

  • постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, элективные курсы, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
  • эпизодические (викторины, конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологическим оборотам, басням;
  • комбинированные формы внеурочной работы – неделя русского языка и литературы, декада славянской письменности. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера, защита презентаций и много другого.

Ежегодно проводятся Неделя русского языка и литературы, Неделя детской книги, декада, посвященная Дню славянской культуры и письменности и Всероссийскому дню библиотек. Итогом этих мероприятий является выявление самого читающего класса, самого читающего ученика класса и школы, которым вручаются грамоты с присвоением соответствующих номинаций.

Комбинированные формы внеурочной работы активно используются в проведении Недели детской книги. Каждый год организаторы недели стараются разнообразить формы проведения мероприятий, чтобы у детей не ослабел устойчивый интерес к книге и библиотеке. Неделя детской книги для учащихся начальных классов прошла под названием «Корнею Чуковскому - 125».

Программа недели:

1-й день. Ознакомление с программой недели.

2-й день. Классные часы: беседа о жизни и творчестве писателя, громкое чтение сказки «Телефон» и отрывка из сказки «Доктор Айболит».

3-й день. Выставка рисунков по сказкам писателя.

4-й день. Викторина «Сказки Чуковского»

5-й день. Литературный утренник «Путаница дедушки Корнея»

6-й день. Подведение итогов, вручение призов.

В проведении утренника приняли участие учащиеся 5-6 классов, им помогали активисты из 11 класса (члены редколлегии школьной газеты «Вестник школы»). Они представили две сказки Корнея Чуковского - «Путаница» и «Федорино горе».

Таким образом, такие мероприятия не только пробуждают интерес учащихся к чтению, но и продолжается преемственность поколений – старшеклассники были ведущими, учащиеся среднего звена представляли героев сказки, младшие школьники были одновременно и зрителями, и участниками.

Для первоклассников организуется ежегодная традиционная церемония посвящения в читатели с экскурсией по библиотеке, с проведением библиотечного урока «Запись в библиотеку»и театрального представления «Книжкино царство – мудрое царство», в ходе которого литературные герои наглядно показывают правила обращения с книгой, проводят игру-викторину«Угадай, кому принадлежит эта вещь?» и в конце вручают юным читателям книги с закладками. В роли литературных героев выступали юные кружковцы.

К эпизодическим видам внеклассной работы относятся викторины , конкурсы, турниры знатоков, олимпиады, инсценировки по пословицам, фразеологические обороты, басни.

Был проведен тематический вечер «Крылатые слова», посвященный инсценировкам по фразеологическим оборотам русского языка. На вечере принимали участие школьники с 5 по 11 классы. Каждый класс заранее получил задание раскрыть содержание трех фразеологических оборотов посредством их воплощения на сцене, при оценке учитывалась доходчивость восприятия зрителями показанного фразеологического оборота. Ребята с заданием справились, некоторые фразеологизмы зрители угадывали сразу, но иногда не могли точно воспроизвести фразеологический оборот, в некоторых случаях показанные номера не угадывались, но запоминались.

Таким образом, есть надежда, что цель тематического вечера если не полностью, то частично была достигнута – демонстрированное лучше запоминается, чем услышанное.

В год семьи совместно со школьной библиотекой был организован конкурс «Самая читающая семья» для учащихся начальных классов и их родителей и для учащихся среднего звена и их родителей.

Программа конкурса:

  1. Беседа «Роль книги в воспитании детей».
  2. Обзор «Моя домашняя библиотека».
  3. Этапы конкурса для учащихся начальных классов и их родителей:

Сказки Шарля Перро;

Почти буриме (по стихам классиков литературы детских писателей Корнея Чуковского и Самуила Маршака);

Из истории родного наслега;

Классики якутской литературы (по книге К.Туйаарского «Таабырынна таайыц»);

Блиц-турнир.

4. Этапы конкурса для учащихся среднего звена и их родителей: - Сказки и жанр фантастики;

Якутская и русская литература;

История родного края;

Искусство. Культура.

Блиц-турнир.

Участники в начале конкурса рассказывали о досуге в семье, о своей домашней библиотеке и делали обзор из своей домашней библиотеки «Моя самая первая книга» и «Моя самая любимая книга». Приняли участие 8 семей. Каждая семья получила памятные книги об участии на конкурсе.

В рамках ФГОС учителя начальных классов разработали и проводят внеаудиторные занятия «Учимся успешному чтению», «Что за прелесть, эти сказки». В библиотеке вели элективный курс «Руководство чтением» для учащихся 5-6 классов.

Ребята приобщаются к культуре чтения, основам ББЗ, узнают о творчестве писателей и поэтов, также активно принимают участие в организуемых библиотекой мероприятиях.На занятиях элективного курса детям дается толкование фразеологизмов, проводятся игры-пятиминутки «Литературное лото», «Чей портфель тяжелее», на которых ребятам даются различные задания. Например: на отдельных карточках пишутся имена писателей и их произведения, ребята должны правильно подобрать их. Такие задания прививают детям навык обращать внимание на авторов произведения. В ходе игры «Чей портфель тяжелее» дается задание, например, написать в течение минуты существительные на букву Э. Побеждает тот, кто не только много слов подобрал, но и грамотно их написал. Так на занятиях в форме игры ребятам прививаются навыки овладения русским языком.

С целью изучения истории наслега была проведена научно-практическая конференция «Маар-Куелум – мин дойдум». Организаторами конференции стали школа и библиотека. На конференции выступали учащиеся, учителя, родители школы. Конференция работала по 7 секциям:

  • Предприятия села
  • Ими гордятся жители села
  • Земляки-писатели
  • Топонимика
  • Династии
  • Демография

Было представлено 28 докладов. Участие на конференции ветерана труда и тыла Петрова Е.Н., ветерана педагогического труда Максимовой М.Н. повысило интерес к мероприятию. Выступление Марии Николаевны о местном писателе Рудольфе Дорофееве вызвало внимание жюри.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды - укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей. Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, но и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Совместная плодотворная работа школы, семьи и детской библиотеки в данном направлении показала следующие результаты:

  • увеличилось число читателей в библиотеках;
  • значительно повысился уровень мотивации и культуры чтения;
  • благодаря внеклассным мероприятиям, библиотечным урокам читатели-школьники смогли усовершенствовать речевые умения, обогатить свой язык, научились взаимодействовать в коллективе, укрепились добрые взаимоотношения детей и родителей;
  • ученики принимают активное участие в школьных и улусных, региональных, республиканских НПК, конкурсах сочинений, викторинах занимают призовые места.

Получение стабильного успеха с перспективой на будущее возможно при условии тесного взаимодействия семьи, библиотеки, школы и при поддержке на местном, региональном уровнях.

Бондарева Любовь Леонидовна,

заведующая библиотекой ГБОУ СОШ №169

Выигрывают дети!

(Совместная работа школьных и детских библиотек.)

Школьная библиотека должна объединить учителей, школьников, родителей. Влиять на воспитательный, образовательный процессы и являться методическим центром по обеспечению всего учебного процесса.

Библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования. Это означает, что ее главные задачи:

· информационное обеспечение учебного процесса,

· обеспечение внеучебной и воспитательной работы школы,

· гармоничного развития детей,

· предоставления широких возможностей духовного роста и совершенствования их личности.

При этом школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно – в детях. Какими они вырастут: духовно-богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими – в ответе школьная библиотека! Ведь сюда приходит шести - семилетний ребенок, первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. За те годы, что он проведет в стенах школы, нужно достичь того, о чем говорилось выше, и не откладывать решение этих задач на «завтра», а начинать с первого дня, первой минуты пребывания ребенка в школе, в библиотеке.

В борьбе за пылкий ум и открытую душу юного читателя нельзя забывать о такой эффективной форме работы, как массовые мероприятия. Форма их проведения может быть самой разнообразной, но любое дает блестящую возможность для пропаганды книги, для руководства чтением.

Даже используя традиционные формы работы, важно готовиться к каждому с душой, искать, думать, фантазировать. В результате сложилась целая программа ежегодно проводимых массовых мероприятий.

Во все времена деятельность школьной библиотеки была немыслима без тесной связи с детскими библиотеками. Сотрудничество с библиотеками у нас многолетнее, довольно тесное. Мы дополняем друг друга. У нас разные функции, но нас объединяют дети – читатели и желание привить ребёнку потребность в систематическом чтении. Наша совместная задача – не потерять читателя на полпути, помочь ему найти нужную умную книгу. Мы частые гости библиотек, они наши единомышленники. Мы можем получить квалифицированную профессиональную помощь, воспользоваться фондами детских библиотек для подготовки и проведения своих мероприятий.

Тесное сотрудничество детских и школьных библиотек - это наилучший способ информационного воздействия на всестороннее развитие ребенка в современных условиях. Взаимодействие и взаимопомощь единомышленников открывает для ребёнка пространство живой культуры.

В настоящее время нами налажена четкая система взаимодействия с филиалом № 3 ЦГДБ им А.С. Пушкина на основе совместных мероприятий. Ребятам нравится бывать в детской библиотеке, ведь каждый приход дает им что-то новое: они знакомятся с библиотекой, с книгами, играют с книжками-игрушками, встречаются с детскими писателями, художниками.

Ежегодно в детской библиотеке проходит встречи с детскими писателями: М. Ясновым, А. Шевченко, В. Воскобойниковым, С. Махотиным, А. Гиневским, Н.И.Хрущёвой. Прочитав произведение, всегда хочется увидеть того, кто написал эти произведения, поговорить с автором, узнать больше о его творчестве, да и просто посмотреть на живого писателя. Дети с нетерпением ждут такие встречи.

Уже стали традиционными мастер-классы, которые проводит художница Елена Карлова. Дети знакомятся с работами мастера, представленными на выставке в детской библиотеке, и выполняют свои работы под чутким руководством Елены Леоновны и работников библиотеки.

В 2010 году учащиеся 2-3 классов приняли участие в интересном проекте, предложенном детской библиотекой «Ещё второклассник, а уже переводчик. Смотрю и перевожу». Детские работы, над которыми они работали вместе с родителями, были представлены на выставке в детской библиотеке.

Ученики 6 класса посетили мероприятие, посвящённое Дню славянский письменности и культуры. Дети совершили путешествие в историю и ответили на вопросы викторины, которые подготовили сотрудники библиотеки. Любимая библиотека и сегодня была на высоте: отличная организация, замечательные ведущие, по окончании игры все дети получили ценные подарки – книги.

В октябре 2011 года в нашем городе проходили «Дни Хельсинки в Санкт-Петербурге». Детские библиотеки знакомили юных читателей с книгами современных финских писателей. Сотрудниками филиала №3 ЦГДБ им. А.С.Пушкина были проведены интерактивные занятия по книге финского писателя Тима Парвела. Дети слушали сказку, отвечали на вопросы викторины «Что ты знаешь о Финляндии?», рисовали зверей, которые могут жить в зоопарке города Хельсинки.

Группа продленного дня третьих классов в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге» приняла участие в программе, предложенной Центральной городской детской библиотекой имени А. С. Пушкина «Вслух и про себя», посвящённой чтению. Книжные стеллажи библиотеки превратились в невидимый лес, среди воображаемых деревьев появился реальный шатёр, в котором петербургские актёры и писатели вместе с детьми читали сказки и фантастические истории. В палатках поменьше дети нашли уютное убежище, чтобы почитать или послушать в наушниках любимые книги, просто поваляться и посекретничать. Сотрудники библиотеки провели викторины и игровые экскурсии по библиотеке.

Культурные ценности будут для ребенка подлинными тогда, когда они приносят ему радость и удовольствие. Поэтому задача авторов детских проектов – увлечь, очаровать, помочь преодолеть отчуждение, открыть возможности. В данном случае – безграничные возможности человека читающего.

Почти все маленькие дети любят читать, вернее, любят, когда им читают. Каждому знакомо особое ощущение уюта: залезть с ногами на диван, уткнуться маме или папе под мышку. Дети любят перечитывать книжки; казалось бы, текст уже знаком наизусть, но важна атмосфера.

С 19 по 23 ноября в ЦГДБ им. А.С. Пушкина проходил фестиваль детской книги и детского творчества. Мальчишек и девчонок ждали удивительные встречи:

· с детским журналом «Костёр», которому в этом году исполнилось 75 лет, мастер-классы;

· с литературно-музыкальной студией «Заповедник»; выставка детской рукописной книги «Путешествие деревянного человечка из Италии в Россию». В этом году у забавных деревянных человечков большой юбилей: 205 лет! Пиноккио отмечает свое 130-летие, а Буратино исполняется – 75!;

· выставка книжных иллюстраций художников журнала «Костер» и встреча с петербургскими художниками, которые рассказали о том, как создаются иллюстрации, и предложили создать свою обложку журнала.

Учащиеся группы продлённого дня 3-х классов посетили интерактивный «Ретроуголок редакции» и перенеслись к истокам создания детского журнала «Костёр», почувствовали себя первыми редакторами, авторами, художниками, набросали эскиз нового оформления самой интересной рубрики, печатали на старинной машинке, писали перьевой ручкой.

Школьной библиотеке в заключении фестиваля были подарены книги авторов, которые печатались в журнале «Костер».

Встреча с журналом «Костер» продолжилась уже в стенах школы. 14 декабря в актовом зале школы прошла встреча учащихся 6-7классов с редактором журнала Н. Харлампиевым. Он рассказал о том, что «Костер» помогает познать себя, найти друзей по интересам и любимый досуговый клуб. В журнале много интересных конкурсов и развивающих викторин с призами, есть страницы юмора, кино и музыки. В «Костре» рисуют лучшие художники - иллюстраторы детских книг. Каждое лето журнал проводит детские экологические экспедиции «Живая вода» для ребят из разных регионов России. Учащимся школы понравилась встреча, они приняли участие в викторине, получили призы.

В апреле 2012 года учащиеся 2-х и 3-х классов приняли участие в мастер-классе по созданию пластилинового мультфильма «Морские сказки», который предложила ЦГДБ им. А.С. Пушкина. Детям было дано задание; придумать сказку и сделать из пластилина героев будущего мультфильма. Учащиеся творчески подошли к заданию, в результате получились веселые мультфильмы: «Дельфин Дельфиныч» по стихотворению Юнны Мориц и «Разноцветная семейка» Эдуарда Успенского.

Произошла консолидация усилий не только детских библиотек, но массовых библиотек и книжного магазина «Буквоед».

Так при подготовке устного журнала «Дети и война», посвященного детям, пережившим блокаду, учащиеся 5-х классов посещали музей-библиотеку «Книги блокадного города».

Музей-библиотека «Книги блокадного города» открыт 25 января 1996 г. Он создан на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района. К 52-й годовщине полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады на базе библиотеки-филиала №5 ЦБС Московского района был открыт уникальный музей-библиотека «Книги блокадного города».

Оригинальная экспозиция музея включает фрагмент интерьера библиотеки в блокаду. Картину быта и работы воссоздают: рабочий стол библиотекаря с коптилкой и чернильницей-непроливайкой, стеллаж с книгами, санки, на которых привозили книги и газеты в страшную зиму 1941/1942 г., котелок для воды, планшет и письма, проверенные цензурой, книжный шкаф с черной радиотарелкой, ватник на деревянном стуле с кожаным сиденьем, женская сумочка-ридикюль и туфли, вошедшие в моду перед войной. Наибольшее место в экспозиции занимают книги, изданные в годы блокады. Тематика изданий разнообразна: отечественная и зарубежная художественная литература, книги по медицине, военному искусству, об использовании в пище ботвы и дикорастущих растений, о боевых и ратных подвигах русского народа в Отечественной войне 1812 г., о героях – артиллеристах, летчиках, моряках, партизанах, мужественно сражавшихся с фашистами в 1941–1944 гг. В витринах представлены издания для детей и юношества, журналы, газеты и плакаты.

Все мероприятия, проводимые сотрудниками библиотек, бывают интересными и веселыми. И что самое главное, все делается с душой и тактом. Только в тесном сотрудничестве и партнерстве современной школы и библиотек можно достичь желаемых результатов в подготовке учеников, решить проблему повышения уровня информированности школьников.

Взаимодействие школьных библиотек с детскими и массовыми библиотеками – суть и основа сотрудничества, а формы его проявления разнообразны. У нас разное ведомственное подчинение, но в самом большом и главном – воспитании культурного читателя – мы вместе.

Что даёт подобное сотрудничество школьным библиотекам?

ü Чувство корпоративной общности.

ü Возможность не упустить ни одного ребенка, совместными усилиями привлечь его к чтению.

ü Весь фонд города – для наших читателей. Ведь не всегда нужная информация в необходимом объёме есть в школьной библиотеке, и тут приходят на помощь другие библиотеки нашего города.

В заключение хочу сказать, что наше сотрудничество – это слаженная работа единой команды, в которой каждый качественно выполняет своё дело, влияет на достижение общей цели. Как сказал Уэбстер Даниел: «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

«Школа - это прежде всего книга,

Воспитание - прежде всего слово.

Книга - живые человеческие отношения ».

(В.М. Сухомлинский)

Интернет-проект

«Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.»

Содействие работы библиотеки с учителями, учениками, родителями

У публичных библиотек и школ единые задачи - воспитание активной, интеллектуально развитой, творческой личности, способной адаптироваться в любой социально-экономической обстановке. Наша общая цель - создание условий для качественной информационной поддержки учащихся, формирование у детей устойчивого интереса к книге, к чтению. В условиях развития информационного общества библиотека становится центром образовательного процесса. Деятельность по сотрудничеству с образовательными учреждениями МКУК «ЦБС ИГО СК»г.изобильный осуществялет в рамках договоров с общеобразовельными учреждениями Изобильненского округа.

Данный проект направлен на активизацию работы библиотеки по взаимодействию с образовательными учреждениями округа. Реализация проекта открывает новые перспективы повышения эффективности образовательного процесса Изобильненского городского округа. В рамках реализации проекта за основу взяты направления взаимодействия библиотеки и школы по реализации стандартов нового поколения.

Цели и задачи Интернет -проекта:

  • Привлечение внимания общественности к вопросам поддержки и развития чтения детей и подростков, родителей, педагогов, библиотекарей;
  • Возрождение ценности чтения, повышение интереса к книге и литературе, развитие литературного творчества детей;
  • Создание системы информирования населения по вопросам детского и семейного чтения, выбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы, обмен накопленным опытом;
  • Обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
  • Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
  • Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информаци
  • Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;

В рамках Интернет-проекта сотрудничество библиотеки со школой осуществляется как традиционными, так и инновационными методами:

  • организация массовых мероприятий на базе библиотеки;
  • совместная работа по определенным направлениям деятельности;
  • организация и проведение конкурсов, фестивалей, тематических месячников;
  • коллективное и индивидуальное информирование;
  • реализация совместных проектов.
  • интеграция читателей в библиотечное и информационное пространство.
  • создание в библиотеке информационной базы по ключевым вопросам реализации новых образовательных стандартов.
  • развитие самообразования библиотечных специалистов в вопросах современной образовательной системы.
  • развитие информационной грамотности и формирование информационной культуры школьников.
  • создание в библиотеке условий для развития личности через чтение и информацию.
  • изучение информационных потребностей учащихся, учителей, родителей по конкретным образовательным вопросам.
  • развитие сотрудничества библиотеки и школы на договорной основе.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г.

Библиографическая и информационная деятельность:

Формирование информационного банка данных;

Создание фонда справочных и библиографических пособий по образованию, архивы выполненных справок;

Составление и издание информационно-библиографической продукции по в помощь образованию;

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование работы в помощь образованию;
  • Формирование и предоставление пользователям новых информационных услуг;
  • Формирование информационной культуры;
  • Положительная динамика спроса изданий в помощь образованию;
  • Формирование положительного имиджа библиотек округа;
  • Демонстрация возможностей и информационные ресурсов МКУК «ЦБС ИГО СК»г.Изобильный;
  • Активизация сотрудничества и объединение усилий школы и библиотеки в деле воспитания, образования и культурного развития юных граждан.

Календарно-тематический план работы по проекту:

Название мероприятия

Сроки

ответственный

Час информации «Эти книги для науки

Центральная библиотека

Урок безопасности Интернета «По страницам Интернета» Все за и против» Всемирный День Интернета

Занимательный урок «Математика - простая и сложная»

Выставка-информация «Чтение - вот лучшее учение»

Городская библиотека №1

Обзор «Школьные приключения книжных героев»

Праздник «Путешествие в страну Знаний»

День знаний «Здравствуй, к знаниям дорога»

Городская библиотека №2

Библиографическая игра «Познавая тайны книжного мира»

Презентация книги А.В.Шишова«100 великих героев 1812 года»

Литературный вечер к 190-летию Л.Н.Толстого «Летописец великих событий»

литературное досье Крым в творчестве Л. Толстого

библиотека № 4 ст. Новотроицкой

урок — информация Математика - царица наук

библиографическое ревю Я познаю мир обозрение энциклопедий из серии «Я познаю мир»

Листая истории славной страницы (война 1812 года)

День открытых дверей «Открываешь книгу — открываешь мир»

Библиотека №5 села Тищенского

информационный буклет "В стране занимательных уроков"

Библиотека №11 с.Подлужное

эколого-информационный час "Природа в стихах С.Есенина"

час история " Россия вчера, сегодня,завтра"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

день открытых дверей "Экология- веление времени"

день открытых дверей "Здоровое поколение- богатство России"

Книжная выставка. «Здравствуй, школа!»

библиотека №15 х. Спорного

Часы информации.

  1. Учение с увлечением.
  2. День знаний - праздник долгожданный.

громкие чтения с обсуждением

«Читаем вместе, читаем вслух» - рассказы Л.Толстого (к 190 летию со дня рождения).

Час новой книги «Книга тайна, книга - клад, книга - лучший друг ребят».

Библиотечный урок «Компас в книжном море»

Посвящение в читатели «Девчонки и мальчишки, читаем вместе книжки!»

беседа по книге Л.Н. Толстого "Детство» "Счастливая, невозвратимая пора

литературный перекресток «Сложеницын и вся Россия» (100 лет со дня рождения)

библиотека №22 п.Солнечнодольск

этикет-игра «Учимся общению»

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» «Путешествие в страну знаний»

Социологическое исследование «Читающая молодежь»

Библиотечный урок «Библиотека для поколения NEXT» (о проблемах чтения молодежи, о будущем книг и библиотек)

Выставка-путешествие «Мир знаний открывает книга»

Беседа по культуре чтения «Хорошие книги - друзья навсегда!

Библиотечный урок, выставка «Русской речи государь по прозванию «словарь.»

Библиотека №24 ст.Филимоновской

Беседа викторина «Путешествие в страну знаний»

Обзор книжной выставки «Как хорошо уметь читать.»

Региональный компонент

Час информации «Край ты мой единственный»

Городская библиотека №1

Викторина «Люби и знай свой край»

Час информации «На благо мира на Кавказе»

Городская библиотека №2

информационный обзор литературы "Родное Ставрополье"

Библиотека №11 с.Подлужное

день памяти "Мы за мир, мы против террора"

Библиотека №14 п.Рыздвяный

чтение стихотворений поэтов - земляков "Привет тебе, мой край родной"

Библиотека №21 ст.Новотроицкой

часы краеведения «Без краеведения нет памяти, без памяти- нет будущего

Библиотека №23 ст.Каменнобродская

устный журнал для учащихся МКОУ «СОШ №13» « Три страницы о Ставропольской столицы »-

Видео-презентация «Библиотека и школа - межведомственное сотрудничество-пути взаимодействия.» (подведение итогов Интернет-проекта)

Центральная библиотека

ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ

ИМ. Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ"

Ройтблат Татьяна Федоровна

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет, обретши, ропщет и бунтует…

Ф. Тютчев

Духовно – нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой Родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.

Чтение - неотъемлемая часть нашей жизни. Перефразируя известное выражение можно сказать: «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу – кто ты». Трудно переоценить роль библиотек и чтения в процессе духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовность неотделима от нравственности, а нравственность, в свою очередь, напрямую связана с религией.

Начало XXI века ознаменовалось пристальным вниманием к проблеме чтения. Наступил век компьютеризации и интернета.

Сегодня, как никогда, очевиден социальный запрос российского общества на духовно – нравственную, деятельную личность – патриота и гражданина России. Думаем, ни у кого не вызовет сомнения, что основой формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом, конкурентноспособной экономикой, должна стать высокая нравственность.

К сожалению, большинство наших воспитанников лишены элементарного образца воспитанности и нравственности даже в кругу своей семьи. У детей, поступающих к нам в центр, наблюдается дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дошкольники становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников центра.

Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им образовательный материал. Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.

Речь воспитанников качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.

Хотим отметить, что Национальная программа поддержки и развития чтения нацелена на «повышение культурной компетентности граждан России за счет роста читательской активности.

В реализации данной программы призваны участвовать все социальные институты. В первую очередь – это семья, школа и библиотека. В нашем случае для ребят «Социально – реабилитационный центр «Гармония» исполняет роль «семьи». Именно эти «три кита» должны способствовать «повышению интеллектуального потенциала нации, стать важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержать и приумножить богатство родного языка и способствовать решению жизненно – важных проблем, достижению стратегических целей развития страны».

Делая анализ методов привлечения детей к чтению, учитывая негативные явления современности и попытки выхода из кризиса чтения, мы разработали проект совместной деятельности с библиотекой им. Р. Рождественского, девиз которого: «Библиотека – дом, открытый для каждого ребенка», направленный на создание гармоничных условий для духовно – нравственного воспитания детей в целях формирования подрастающей личности во всем многообразии духовных интересов и потребностей.

Целью проекта является организация свободного времени детей и привлечение их к чтению.

Задачи, поставленные в проекте:

    Создание условий, формирующих читательскую и информационную культуру детей и подростков.

    Разработка мероприятий и познавательных программ, направленных на приобщение детей к чтению и культуре.

Опыт работы взаимодействия с библиотекой в деле возрождения традиций по духовно – нравственному воспитанию среди детей и молодежи измеряется не одним годом. Формы работы самые разнообразные.

Формы работы с детьми:

    Занятия, дискуссии, беседы, круглые столы, проектная деятельность.

    Творческая художественная деятельность детей.

    Проведение совместных праздников.

    Тематические вечера эстетической направленности.

    Организация выставок.

    Театрализованные постановки духовно – нравственного содержания.

    Творческие вечера, встречи с интересными людьми.

Очень важно создать уют и комфорт в библиотеке, вызвать интерес детей к книге. С помощью различных форм работы и с учетом разных возрастных категорий были разработаны следующие направления:

    Духовно – образовательное:

    Показ фильмов о духовном возрождении нашей страны и г. Омска

    Организация праздников светского и церковного календарей с показом презентаций и художественных фильмов

    Проведение мероприятий, направленных на изучение русских традиций и обрядов

    Фольклорный праздник украинского культурного центра «Cipiйклiн», посвященный «Дню Святого Николая».

Данное направление позволяет расширить знания ребят об истории России, узнавать новое о традициях и культуре нашего народа.

2.Воспитательно – оздоровительное (мероприятия):

    «Детство, опаленное войной»

    «Честь имею»

    «Путешествие в страну добрых дел»

    «Царство Закон, царство Беззаконие»

    По профилактике вредных привычек «Три ступени, ведущие вниз» (наркомания, алкоголизм и табачная зависимость) с просмотром документальных роликов

Новые информационные технологии стали средством привлечения ребят в библиотеку. «Говорящие книги» позволят прослушивать лучшие детские произведения в исполнении известных артистов. С помощью интернета находим нужные произведения.

    Документальный фильм «Ленинград в борьбе»

    Просмотр художественного фильма «Жила – была девочка»

    «Жизнь животных зимой»

    «Счастливое детство в стране Муми - тролей»

    Культурно – познавательное (мероприятия):

    «Омск – любимый город»

    Мой город – капелька России»

    «По дорогам сказок»

    «Викторина по сказкам Пушкина»

    «Сказки народов мира»

    «Любимые герои сказок Андерсена»

    «У Лукоморья» праздник по произведениям А. С. Пушкина

    Праздник по творчеству поэта – земляка Т. Белозерова «Лесной плакунчик».

    Встреча с детскими писателями Светланой и Николаем Пономаревыми и их книгами.

Наряду с традиционными методами работы в библиотеке используем и нетрадиционные: знакомство детей с книгой через игру, театрализованные постановки произведение детских писателей.

    Встреча с детской писательницей Ольгой Колпаковой «Писатели – детям»

    Праздник «Профессия вечная библиотечная»

    «Веселая переменка» - праздник к дню знаний

    Просмотр х/ф «Первоклашка»

    «Популяризация творчества Роберта Рождественского «Мгновения, мгновения, мгновения…»

    мероприятие «Небесные первопроходцы» к Дню космонавтики.

Опыт сотрудничества с библиотечной системой говорит о том, что выставки, встречи с писателями, художниками, ветеранами Великой Отечественной войны, организаторами которых являются не только школы, но и библиотеки, позитивно влияют на приобщение детей к чтению. А чтение является одной из основ формирования личности гражданина.

Духовное воспитание юных граждан должно осуществляться на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. Сформированное нравственное начало возвышает человека. Задача нашего учреждения – раскрыть способности каждого, воспитать порядочного человека, патриота и гражданина, способного жить в современном мире.

Надеемся, что в скором будущем наша страна снова станет самой читающей страной в мире.

Список литературы:

    «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. 21 ноября 2006г., Москва.-[электронный ресурс] - Режим доступа.-

http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 06.10.2014г.)

    Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 2. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2009. – 67 с.

    Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. -М.: Традиция, 2001.- 280с.

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.