Что такое техника речи определение. Техника речи. Компоненты техники речи. К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и ли

Введение…………………………………………………………………….2

1. Общая характеристика разделов техники речи…………………2

2. Дыхание……………………………………………………………….3

4. Дикция…………………………………………………….……….….9

5. Орфоэпия…………………………………………….………………10

6. Заключение………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………..18

Введение

Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения - дикции.

И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка. Только наличие этих условий дает возмо жность оратору передать все эстетическое и эмоциональное богатство своей речи.

Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Общая характеристика разделов техники речи

· Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся:

· гигиенический и вибрационный массажи;

· упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки - «позой» и «маской» релаксации (расслабления).

При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование - это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлением коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова.

Рассмотрим основные разделы техники речи.

Дыхание

С одной стороны, дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.

В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате - поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, - к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п.

Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание - одна из главных функций организма, важнейшее условие жизни. Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма - главная дыхательная мышца - малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного дыхания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхательной мускулатуры, ибо сами легкие - орган пассивный. Правое и левое легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной клетки, которая может расширяться и сжиматься. Это изменение объема грудной клетки, а с ней и легких достигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулатуры бронхов.

Каждое легкое состоит из огромного количества крошечных пузырьков-альвеол и сети трубообразных дыхательных путей - бронхиолей и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой - плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами, в альвеолах легких осуществляется жизненно важный процесс газообмена.

Ребра прикреплены сзади к позвонкам спинного хребта, а спереди - к грудной кости; нижние ребра более короткие, они не доходят до грудной кости, а последовательно прикрепляются хрящами - каждое к расположенному выше него. Такое закрепление обеспечивает их подвижность. Ребра связаны между собой межреберными мышцами, благодаря сокращению которых изменяется поперечный объем грудной клетки и происходит газообмен в средней части легких. Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней, наиболее емкой части легких.

Диафрагма - сильная куполообразная эластичная мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к грудной клетке и отделяет ее от полости живота. Эта внушительная по площади мышца при форсированном (ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях «опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишки, желудок… Диафрагма опорожняет венозную систему живота и проталкивает кровь вперед к грудной клетке. Это второе венозное сердце». Таким образом, движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота. Во время вдоха под влиянием импульсов из центральной нервной системы диафрагма, сокращаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объем грудной клетки, а вследствие сокращения межреберных дыхательных мышц одновременно увеличивается поперечный объем грудной клетки, и в результате общий объем грудной клетки увеличивается, а давление в ней падает. Атмосферный воздух устремляется в легкие, расправляя их подобно кузнечным мехам. Сокращение брюшных мышц способствует удержанию диафрагмы в напряженном состоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живота. Так происходит вдох.

Во время выдоха, под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объем грудной клетки. Таким образом общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперек гортани и разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» - появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «садится» к концу выступления. Исправить положение может совершенствование речевой техники. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне редки. И все-таки можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поставить», то есть развить и укрепить.

а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука).

Как это сделать, будет показано на материале голосовых упражнений.

Дикция

Ясная, четкая дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Орфоэпия

Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии - науки о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos - прямой, правильный и epos - речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоящее время, когда устная речь стала средством широкого общения на съездах, конференциях и совещаниях, в театре и кино, на радио и телевидении, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.

Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одновременно со становлением русского национального языка. Москва - политический и культурный центр Русского государства, выработала на основе севернорусских говоров и южных диалектов свое московское произношение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культурные центры и усваивалась там на почве местных диалектов. В начале XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писалось, так и говорилось. Но это произношение имело распространение в основном в кругу высшего петербургского чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться московское произношение.

В настоящее время огромная роль в сохранении образцового литературного произношения принадлежит Московскому Художественному академическому театру им. М. Горького и Малому академическому театру.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? У французов, например, ударение всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОроду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».

Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Правильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр», «квартАл», «институт иностранных языкОв», «каталОг», «некролОг», но «филОлог» и т. д.

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям: Русское литературное произношение и ударение. Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова; С.И. Ожегов. Словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под. ред. Д.Э. Розенталя.

Люди из разных областей нашей страны часто говорят на местных диалектах и говорах. Существуют «окающие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской области и центральных областях страны «акают» умеренно. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой литературного произношения, признаком культуры речи.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется - это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] - маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].

Например, во[ъ]ро[ъ]тничок.

Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].

Например, хо[ъ]хо[а]тушка[ъ].

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А].

Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб - ло[п], кровь - кро[ф"], глаз - гла[с], лёд - лё[т], испуг - испу[к]. (Знак " обозначает мягкость согласного).

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю - уежьжьяю, приезжаю - приежьжьяю, позже - пожьже, вожжи - вожьжи, дребезжит - дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ"]: счастье - щястье, счет - щёт, заказчик - закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте - здраствуйте, сердце - серце, солнце - сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь - дьверь, две - дьве, двенадцать - дьвенадцать, движение - дьвижение, четверг - четьверг, твердый - тьвердый, ветви - ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особенный и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо - СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный - есьтественный, величественный - величесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

Подготовительный этап при обучении технике речи, как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и упражнения на мышечное расслабление.

Иногда мы замечаем, что лицо лектора напряжено, он хмурит брови, лоб, нос, вдруг появляется неуместная улыбка, одна бровь поднимается выше другой. Все это мышечные «зажимы». Такое напряженное состояние лица отвлекает оратора от основной мысли, отнимает физические и психические силы, что непосредственно сказывается на качестве выступления.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова.

Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма. Вибрационный массаж - это еще и своего рода настройка голоса. Как музыкант настраивает перед выступлением инструмент, как балерина, гимнаст перед выступлением делают разминку, как певец настраивает, распеваясь, свой голос, так и чтецу, лектору, оратору необходимо настроить свой «инструмент». Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

И, наконец, упражнения на мышечное и эмоциональное расслабление - элементы аутогенной тренировки. Посмотрите внимательно на рис. 2, где изображено представительство движений человеческого тела в коре больших полушарий головного мозга - проекция тела в коре головного мозга.

Рис. 2. Представительство движений в коре больших полушарий головного мозга человека (по Пенфилду). 1 - ноги, 2 - туловище, 3 - кисть руки, 4 - лицо

Можно заметить, что лицо, ротовое отверстие и кисть руки занимают непропорционально много места в кортикальном представительстве тела, а туловище, бедро и нога гораздо меньше. Можно сказать, что речевая деятельность определяется деятельностью большей части коры больших полушарий головного мозга. Лицо, мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в мозг наибольшее количество сигналов о своем состоянии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше импульсов шлет он на периферию.

Вот почему упражнения в релаксации (расслаблении) совершенно необходимы для людей, чья работа постоянно связана с разговорной речью, следовательно, с большим напряжением мимических, жевательных, речевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук, с большим эмоциональным и умственным напряжением.

Метод аутогенной тренировки дает возможность человеку управлять своим психическим и физическим аппаратом. Аутотренинг - это набор различных приемов психической саморегуляции человеческого организма. Из всей системы аутотренинга возьмем для нашей работы два простейших элемента - «позу» и «маску» релаксации, с помощью которых будем снимать напряжение или «зажимы» в теле и на лице. Практика показала эффективность метода аутогенной тренировки в качестве активного метода психопрофилактики и психогигиены. В настоящее время его используют в ряде профессий, связанных с часто повторяющимися стрессовыми ситуациями: в авиационной и космической областях, при подготовке спортсменов, при обучении актерскому мастерству и т. д.

Итак, нами даны общие понятия об основах искусства речи и, в частности, техники устной речи. В дальнейшем материал будет излагаться в виде практических занятий по овладению речевой техникой.

Несколько советов к практическим урокам.

Всем, кто начинает самостоятельно заниматься техникой речи, для успешной работы необходимо помнить, что:

1. Все занятия надо обязательно начинать с полного мышечного расслабления - это необходимое условие для работы над голосом и речью.

2. Соблюдать при работе принцип последовательности. Начинать надо с простейшего и переходить к более сложному, медленно, без усилий и утомительного напряжения. Если же вы будете рассчитывать на быстрый результат, то не сможете добиться никаких результатов. Поэтому:

а) заниматься надо каждый день по 20 минут (10 мин на дыхание и голосовые упражнения, 10 мин на «дикционную зарядку»);

б) каждое практическое занятие проходить в одну или две недели; только после усвоения одного занятия переходить к следующему;

в) каждое упражнение повторять 4-5 раз.

г) при выполнении упражнений обязательно поставьте к ним задачи: похвалить, оправдать, уговорить, осудить и т. п.

Соблюдение принципа последовательности не только принесет успехи в работе, но воспитает и закалит волю, дисциплинирует, укрепит нервную систему.

3. Постоянство и систематичность - необходимое условие в работе над техникой речи. Разумная и упорная последовательность поможет достигнуть хороших результатов. Не пугайтесь и не отчаивайтесь при первых неудачах, снова и снова повторяйте упражнения, но делайте это обязательно осмысленно, а не механически, «все ваши действия должны сперва пройти через голову». Когда делаете упражнение, думайте только о том, что делаете. Помните, что вы работаете произвольным, сознательным методом, на высшей ступени развития человеческой психики, на ступени сознательного регулирования речевой деятельности и поведения. Это путь самосовершенствования и воспитания личности.

4. Соблюдайте правила гигиены и профилактики голоса и всей повседневной жизни. (О гигиене и профилактике см. с. 69).

5. Приобретенные навыки речевого дыхания и дикции не применяйте в профессиональной речи до тех пор, пока не пройден весь курс обучения и эти навыки не стали непроизвольными.

6. Постоянно контролируйте свою речь в повседневной жизни.

7. Прежде чем приступить к практическим занятиям, прочитайте эту книгу внимательно до конца, разберитесь в структуре занятий и методических указаниях, если понадобится, то прочитайте ее еще раз, только после этого Вы можете осваивать тренировочные упражнения.

Заключение

Красивый, звучный голос, ясная, точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация - безусловно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются дополнительными средствами выразительности речи и необходимыми условиями для установления контакта с аудиторией.

Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступление, в какой-то мере воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность выступления.

Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его искренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и систематической работой лектора над собой.

Список литературы

  1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
  2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  5. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
  6. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
  8. Петровская Л. А. Компетентность в общении.
  9. Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. Л., 1988. 1988.

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6»

Методическая разработка

на тему: «Техника речи (дыхание, голос, артикуляция, дикция)»

Выполнил: Ахтямова З. Л.,

педагог дополнительного образования

Ульяновск – 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1. Техника речи…………………………………………………….4-5

1.1 Дыхание………………………………………………………...5-6

1.3 Артикуляция…………………………………………………...7-9

1.4 Дикция…………………………………………………………..9-10

Заключение………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………...12

Введение

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи предполагают выработку правильных способов голосообразования и артикуляции, а также разнообразия интонационной составляющей речи. Упражнения по технике речи помогают «поставить» голос, сделать его гибким, выносливым и звучным. Тренировка голоса позволяет работать в большой аудитории без микрофона, чем профессионально владеют артисты, работающие в театре, как известно, без технических приспособлений. Этому можете научиться и вы путем последовательных тренировок в технике речи.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

1. Техника речи

Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха.

1.1 Дыхание

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.

Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая звучность заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических) пауз и незаметно.

В подавляющем большинстве случаев все дышат так, как придется, так как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, правильно держать ложку и вилку, водить автомобиль и многое, многое другое... кроме обучения правильному дыханию. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, "садится" голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание - это сила, без которой голос не зазвучит. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с

развития правильного вдоха и правильного выдоха.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем их голос.

выступления. Голос - это инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их, завоевать их доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть.

может перечеркнуть все ваши достоинства. Вспомните, насколько раздражает резкий или писклявый голос продавца, когда вас, буквально ноя, умоляют сделать покупку. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос. Ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.

Хорошо поставленный уверенный голос является ценным средством

демонстрации власти и оказания влияния. Когда другим людям нравится, как звучит ваш голос, они со значительно большей готовностью прислушиваются к тому, что вы говорите.

Человеческий голос - могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос. Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, но если вы искажаете звуки, неверно ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же не используете свои голосовые возможности, то вы не сможете стать успешным человеком.

1.3 Артикуляция

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связям, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека. При выступлении, человек не нужно задумываться про это взаимодействие, к примеру, как между собой должны взаимодействовать голосовые связки и мягкое небо, язык и десны. Иначе, при выступлении, он очень легко запутается и артикуляция звуков будет просто ужасной. При непосредственном, машинальном говорении наши органы, которые отвечают за произношение выполняют необходимое воздействие на все свойства голоса, обуславливающие его качество: громкость, скорость произношения, высоту, тембр.

Артикуляция речи является работой органов отвечающих за речь, которые необходимы для произношения звуков. Органы отвечающие за речь состоят из:

Головного мозга, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы при помощи нервной системы к органам отвечающим за артикуляцию речи т.е ее произношение;

Дыхательного аппарата (легких, бронхов, трахеи, диафрагмы и грудной клетки), образующего воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, нужных для артикуляции;

Органов произношения речи, которые в основном называются органами речи.

Главным условием для того, чтобы артикуляция звуков была правильной необходимо чтобы человек воспринимал речь окружающих людей при помощи слуха. И это непосредственно закладывается в детстве, когда ребенок впервые слышит произношение слов, так он их и будет произносить. Если есть хотя бы незначительные проблемы со слухом, то освоение речи занять определенный промежуток времени.

Причинами плохой артикуляции речи могут скрываться в самом человеке. Он может быть уставшим, застенчивым, или наоборот слишком самоуверенным, равнодушным, больным и множество других причин могут послужить этому. При устранении этих причины ваша артикуляция станет значительно лучше. Улучшить артикуляцию так же помогают специальные

1.4 Дикция

В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании выступающего.

В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой беседы, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его переспросит. Во время выступления перед большой аудиторией понимания с полуслова быть не может.

Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла.

Особенно распространенным недостатком среди деловых людей являются ошибки в произношении и ударении, которые отвлекают их собеседников от существа сказанного и создают негативный психологический фон. Поэтому надо постоянно следить за правильным произношением и ударением.

Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где выступает оратор. Чем больше пространства, тем речь должна быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распространяется так быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для их распространения. Однако тот, кто обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.

Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после - один из способов выделить его. Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.

Главная задача паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории и дать ей рассмотреть говорящего, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи.

Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую нагрузку. Чаще всего такие паузы возникают из-за того, что он затрудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль. Эти паузы - свидетельства прерывистости устной речи, совершенно естественного ее свойства.

Заключение

Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

Вести работу над техникой речи нужно начинать в школе. Во-первых, этой теме надо посвятить несколько отдельных уроков в начале курса риторики как в начальной, так и в средней школе.

Список литературы

1. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. - М., 1973

2. Гангстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь. - В кн.: Физиология дыхания. - Л.: Наука, 1973.

3. Киселёв Е.А. Основы общей риторики. М., 2004г.

4. Речь: артикуляция и восприятие. - М.: Наука, 1965.

5. Савкова З.В. Техника звучащего слова. - М., 1988

6. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Учебник для вузов. М., 2006 г.

1) речевое дыхание выполняет специфическую функцию – участвует в голосообразовании. Если при самом дыхании как таковом – это акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, то при голосообразовании, произнесении речи дыхание – процесс управляемый. Выработка правильного речевого дыхания и всего процесса произношения способствует наиболее яркому творческому проявлению возможностей оратора.

Тембр – звуковая окраска голоса и зависит от величины и формы резонаторов, от умелого, правильного дыхания в процессе речи. По эмоциональной окраске тембра можно судить о настроении, самочувствии и даже в какой-то степени о характере человека.

2) Интонация важное средство выразительности речи. Это ритмико-мимическая сторона речи, чередование понижений и повышений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски. Интонация включает мелодику, темп, ритм, интенсивность речи, тембр голоса и логическое ударение. Интонация в конкретных условиях общения доводит высказанную в предложении мысль до законченности и выражает эмоционально-волевые отношения людей, придаёт высказыванию необходимую по условиям общения определённость.

По интонации судят об истинном значении высказывания, об отношении к собственным словам, о его эмоциональном состоянии. Особое место в интонации занимает тон. Он делает речь особенно выразительной и воздейственной.

3) Дикция – это отчётливое произношение каждого отдельного звука речи и звуковых сочетаний. Ясное и чёткое произношение каждого гласного и согласного звука в отдельности, а также целых слов и фраз характеризует хорошую дикцию. Чёткая дикция – прежде всего правильная артикуляция звуков.

4) Артикуляция – это совокупность произносительных движений речевых органов, необходимых для образования данного звука. Причиной неправильной артикуляции может быть и смешение двух языков. В таких случаях говорят об акценте речи, т.к. для каждого национального языка характерна своя, неповторимая совокупность звуков речи.



5) Публичная речь – характеризуется также темпом и ритмом.

Темп – это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, фразы и весь текст в целом. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей оратора, его темперамента, содержания речи и жанра выступления и меняется в зависимости от условий, при которых произносится речь.

6) Ритм – это чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций, пауз с целью смысловой выразительности, лёгкости усвоения. В ритмизации речи важную роль играют паузы.

7) Пауза – это не перерыв в речи, а её продолжение иными средствами. Паузы могут быть физиологическими (для вдоха воздуха), грамматическими (для упорядочения текста), логическими (для членения потока слов на смысловые части) и психологическими, которые используются для передачи необычного, неожиданного подтекста.

8) К интонационно-выразительным средствам речи относятся логическое ударение – усиление голоса на том слове во фразе, которое говорящий хочет подчеркнуть, придать ему большее значение. В отличие от грамматического ударения, при котором выделяется отдельный слог в слове, под логическим ударением находится целое слово, и ударение может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Важное по смыслу слово выделяется паузой, сменой ритма, изменением основного мелодического строя фразы, повышением или ослаблением силы голоса.

9) Орфоэпия – наука о ясном, правильном, выразительном воспроизведении звуковой стороны речи, о правильном литературном произношении. Орфоэпия рассматривает интонационно-мелодический строй речи, грамматические ударения и нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний в потоке речи.

26. Структура доказательства. Виды доказательств. Доказательство в судебной речи.

Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Формой доказательства , или демонстрацией , называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

Виды аргументов.

Различают несколько видов аргументов:

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.

2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке.

3. Аксиомы. Аксиомы - это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.

4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной). Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства. В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

Техника речи -- это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации - все это называется техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи - значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.

К сожалению, внятно и членораздельно доносить свои мысли окружающим, в силу разных причин, не каждому дано. Многие этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь некоторые чувствуют себя не в своей тарелке.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.

У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которая не произносится вслух, а существует, только в нашем мозге и которую мы обращаем к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Внутренняя речь, хотя она и беззвучна, не так уж отличается от речи внешней, звучащей. И та и другая управляется одними и теми же речевыми механизмами.

Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Суть техники речи - в организации координированной работы дыхания, голоса, артикуляции.

Дыхательные органы - нечто вроде мехов. Они включают лёгкие, мускулатуру, втягивающую воздух в лёгкие, и другие мышцы, выталкивающие воздух из лёгких. Диафрагма и нижнебрюшные мышцы регулируют процесс вдоха и выдоха и создают необходимую опору звуку - речевой пояс.

Вибраторы - это голосовые связки. Они расположены в дыхательном горле горизонтально там, где оно переходит в гортань, и прикреплены к передней стенке гортани так, что в ослабленном состоянии образуют римскую цифру V. Когда они напряжены и сомкнуты, устремляющийся вверх из лёгких воздушный поток заставляет их быстро вибрировать, порождая звуковые колебания.

Резонаторы включают гортань, полости носа и рта. Они усиливают и обогащают звук. Изменения в форме и объёме полости рта придают во время речи отчётливость каждому звуку или создают резонанс.

Артикуляторы - язык, зубы, губы, нижняя челюсть и мягкое нёбо -образуют индивидуальные звуки с помощью изменений в размере и форме звучания.

Эти четыре части голосового аппарата участвуют в создании пяти элементов голоса: звучности, темпа, высоты, тембра, артикуляции вместе с произношением. Каждый из пяти элементов голоса в большей или меньшей степени зависит от всех частей голосового аппарата и оказывает влияние на остальные элементы. Например, неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь искажает тембровую окраску или резонанс и может вызвать слишком высокий тон, недостаточную длительность звуков или неясную дикцию.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.