Вождь. Критерии выбора вождей у индейцев. Князь Кто такой вождь племени

вождь племени у древних славян

Альтернативные описания

В Древней Руси - Вождь племени или союза племен, правитель государства, имевший постоянные вооруженные силы - княжескую дружину; высший представитель класса феодалов.

Наследственный титул

Партия оперы «Русалка» Даргомыжского

Предводитель войска и правитель области в феодальной Руси

Произведение Макиавелли

Производное грязи, если вспомнить поговорку

Дворянский титул

Титул правителя Монако

. «здравствуй, ... ты мой прекрасный!»

Титул Юрия Долгорукого

Титул, присвоенный Жоржем Милославским

Принц русских кровей

Кто такой раджа?

Титул пушкинского Гвидона

Титул идиота Мышкина

Титул Гвидона

Персонаж оперы А. Даргомыжского «Русалка»

Титул Мышкина

Выходец из грязи

Титул Александра Невского

Титул Ярослава Мудрого

Титул Юрия Долгорукова

Дворянский наследный титул

Титул Болконского

. «... Гвидон зовет их в гости» (Пушкин)

Титул Багратиона

Правитель

Правитель области в феодальной Руси

Вождь племени у древних славян

Дворянский титул

Вождь племени, правитель государства

Произведение Макиавелли

Брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса

. "... Гвидон зовет их в гости" (Пушкин)

Кто такой раджа

М. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются сиятельством, а иные, в том числе владетельные германские князья, светлостию. Князь мира сею, князь бесовский, сатана. Русские князья частью потомки бывших владельных князей, частью признаны в этом звании из татарских мурз и ханов, или жалованы государями. Народ местами доныне, то шутя, то почетно, всякого татарииа клячеть князем. Князь, у тебя навозные вилы с воду свалились! Князь кормленщик, на кормлении. новг. пск. стар. взятый на службу, на жалованье, в войско, не для управы. Великий князь, встарь, повелевал уделкыми, как государь; ныне это сан всех вообще членов императорского дома, принц. По свадебным обычаям, жених и новобрачный, в день брака, князь. При именах, иногда остается без склонения. Князь Григорья; князь Ивану. Взять из грязи, да посажен в князи. Коли худ князь, так в грязь! говор. новгородцы. Князь, князек, князец, начальник инородцев сибирских, кавказских; у киргизов султане, у калмыков нойон. Князек, зверок, животное необычайной шерсти или пера, особ. белый, королек, красивый выродок, напр. белая ласточка, белый воробей, мышь, соболь; высший разбор пушного товара, одинец, самый отборный; долгий хлебный колос, полнее и выние прочих; верхнтй стык стропил и скатов, гребень, конек: резная доска по коньку; притолока на воротах; верхнее бревно под коньком кровли; матица в избе, на которой лежить накат. Княгиня ж. жена князя; молодая, в день брака. Идет княгиня: на плечах корзина, а в корзнне мякина. Княгина княжа, кошке котя, а Катерине милее свое дитя! княгина княжа (княжата), у кошки котя (котята) то же дитя. Княжна ж. дочь князя, девица. Великая княжна, незамужняя дочь члена императорского семейства. Княжда, мн. княжата, княженя, малолетний сын князя, княжяич. Князев, княжев или сокращ. княжь; княгинин, княжнин; княжатин, княжичев, ему или ей прнадлежщ.. Княжий, княжой, княжеский, стар. княженецкий, князю прнадлежщ., свойственый. Княжий стоь, обед, калужск. княжак, обед у молодого и у отца невесты; пиров этих бывает до трех. Княжая сваха, женихова. Кутить в княжью голову, зря. Душею Божьи, а телом княжьи, стар. Не держи двора близь княжа двора, не держи села блазь княжа села. Стар. княж, сокращ. прилагается к отчеству, вместо сын. Князь Петр, княж Иванов, или княж Иванов сын. Княжчина ж. стар. подать, мыт, пошлина владетельному князю. Княжницы, все княжьи доходы, все статьи дохода. Княженика, -ница, -ничка яросл. вят. княжица, княжика вологодск. влад. княжанка новг. куст и ягода Ribes arcticus, поленика, мамура, лапморошка, хохлянка, хохлуша; куст и ягода Ribes rubrum, красная смородина. Княженичкин м. куст, растен. княженика; водица, напиток из этой ягоды. Княжениковка ж. наливка на княженике. Княженичный, к ягоде этой или к растению относящс. Книжить или княжествовать, управлять княжеством. Ему плохо княжилось, неудачно княжил. Докняжить до чего. Закняжил по-своему. Недолго накняжил. Откняжил, удалился в монастырь. Покняжив недолго, прокняжив с год, умер. Княженье ср. действ., управленье княжеством; самая область, земля им управляемая; время, продолжительность этого управленья. Княжество ср. княженье, в знач. земли, области; сан, звание, достоинство княжеское. Княжек, растен. Аtragene alpinа, дикий хмедь, петров крест, ветвина, вьюнец. предлог к; см. к. Он ко всему привыкает. Не ко двору (вещь, лошадь, покупка) пришлась. Ко, ка, тка, придаточная частица, см. ка. камч. ко или ко-ко, междомет. ай, ай-ай

Теория вождей началась для меня с рассуждений о том, почему дедушку Джо было принято называть вождем. Кто такой вождь? Вождь – это глава родового племени (вождества) у древних людей. Вождь отвечал за всех членов семьи (общины), он принимал решения по всем возникающим вопросам. Издревле у вождей не было никаких привилегий в племени, им не полагалось никаких даров и подношений. Вожди начали использовать свой статус для собственного обогащения позже. Связано это с вторжением в жизнь племен «цивилизованных» завоевателей. Представим себе — я прибыл в Америку и вижу перед собой крепкое, сплоченное дружное, самобытное племя индейцев. Их вигвамы расположены на нефтеносном месте, поэтому моя задача – заставить их оттуда уйти. Первая мысль – всех убить, но это весьма затратно. Еще Юлий Цезарь в своих дневниках писал, что воевать с варварами бессмысленно. Народ, не развращенный цивилизацией, невозможно поработить. Варвары не знают денег, верят в своих богов, верны своему вождю и воюют за землю, на которой живут вот уже много лет. Единственный вариант их победить – вырезать всю семью вождя и развратить оставшихся людей. (Согласитесь, напоминает план Даллеса) Развратить племя при живом вожде не получится, т.к. мудрый правитель всегда будет стоять на страже старых родовых порядков и жестоко карать любое инакомыслие, проникшее в племя со стороны. Убрав старого вождя, можно будет поставить нового – уже развращенного. Важно убить всю семью вождя, т.к. все традиции и основы управления племенем передаются от отца-вождя к сыну. Скажем так, титул вождя всегда был наследуемым. Ребенок с детства усваивал от отца – каким должен быть настоящий вождь. Это закреплялось генетически. После уничтожения «правящей семьи» в качестве нового ставленника стоит выбрать молодого парня: неопытного, мало знакомого с традициями, амбициозного и, по-возможности, жадного. Именно с таких вождей начинаются подношения, привилегии, шикарные троны, излишества в одежде, памятники, дворцы, налоги… Короче, с таких вождей начинается строительство цивилизации. Вместо вождей появляются короли, цари, монархи, императоры, президенты…

Стоит оговориться, что в само слово «вождь» я вкладываю некий сакральный смысл. Конечно же, я понимаю, что слова «вождь», «государь» или «монарх» — суть одно, но именно «вождя» я бы выделил отдельно. В моем понимании «вождь» — это все равно что «мудрый правитель», «истинный государь» или что-то вроде того. Все это диалектика, не имеющая особого для нас значения.

И так… Кто такой настоящий вождь? Это человек, сочетающий в себе три главных качества: 1) уметь самостоятельно принимать решения; 2) не преследовать собственные интересы; 3) нести личную ответственность за принятые решения. Именно эти «три кита» отличают вождя от всех других правителей. Теперь давайте разбираться по порядку.

Первый кит – уметь принимать решения. Что это значит? Для раскрытия смысла этих слов, предлагаю вам мысленный эксперимент: вы находитесь в пустой комнате; перед вами на столе две кнопки: красная и зеленая; если нажать красную, то в одночасье на земле умрут 100 миллионов человек и вы в том числе, но будет изобретено лекарство от всех болезней; если нажать зеленую, то все останется по-прежнему, и вы выйдете из комнаты невредимым; вариант не нажимать никакую из кнопок не допустим. В контексте данной задачи я дам определения необходимым мне терминам: «выработать правильное решение» — значит решить, какую кнопку было бы нажать выгоднее (полезнее, эффективнее) с точки зрения математики, логики, религии или тех принципов, которыми вы в жизни руководствуетесь; «применить выработанное решение» — значит, нажать какую-то из кнопок; «сомневаться» — значит, до конца жизни жалеть, переживать, терзаться мыслью, что, возможно, лучше было бы нажать другую кнопку. Так вот, «уметь принимать решения» — это значит, уметь вырабатывать решения, их применять и никогда НЕ сомневаться. Сомнение – это ужасный червь, который может однажды поселиться в сердце человека и подтачивать его на протяжении всей жизни. Сомнение – это как бесконечная зубная боль. Сомнение одинаково легко может разрушить и крепкую веру, и сильную любовь. Однако, необходимо правильно понимать слова «никогда не сомневаться». Это не значит, что после принятия решения никогда не стоит больше задумываться о содеянном. Правило «не сомневаться» не отменяет авторефлексию. (Авторефлексия – это способность человека мысленно возвращаться к совершенным поступкам и переосмысливать их, переоценивать. Рефлексия (обратная связь) – это основа всех видов эффективного управления.) Приведу пример из истории. В Русско-турецкой войне 1877-78 годов принимали участие два выдающихся генерала: Михаил Дмитриевич Скобелев и Алексей Николаевич Куропаткин.

Скобелев был боевой офицер, отличавшийся невероятной храбростью, твердостью. Он зачастую принимал спонтанные решения, приводящие к ошеломляющим победам. Он, можно сказать, импровизировал в бою. «Белый генерал» умел быстро в боевой обстановке принимать решения и смело рвался в бой. Куропаткин же, был военным аналитиком. Он сидел в штабе и разрабатывал стратегические планы русской армии. Его тщательно подготовленные операции приводили к безоговорочным победам наших войск. Позже, в 1904, разразилась Русско-японская война. Скобелев к тому времени уже почил, и необходимо было назначить командующего российской армией. На эту должность выбрали Куропаткина за его выдающиеся заслуги. Проблема заключалась в том, что Алексей Николаевич был больше военным стратегом, чем командующим. Он умел «вырабатывать решения», но не принимать их. Генерал постоянно сомневался, боялся ответственности. В итоге из-за его нерешительности война на суше была безобразно проиграна. (Похожая история произошла в 1812, когда командование армией передали из рук чересчур осторожного Барклая-де-Толли в руки решительного Кутузова.)

Второй кит – не преследовать собственные интересы. Этот вопрос я уже затрагивал. Вождь никогда не пытается выбить из племени побольше благ для себя. Он – единое целое со своим вождеством и никак себя не превозносит. Идеальный пример – капитан тонущего корабля. Он всегда обеспокоен тем, чтобы спаслись все его пассажиры. О своей жизни капитан думает в последнюю очередь, а чаще вообще остается погибать с кораблем, беря на себя тем самым ответственность за крушение. Я долго размышлял над словом, которое характеризовало бы человека, способного, как и вождь принимать решения, руководить людьми, но при этом преследующего лишь свои интересы. Я нашел его, это слово – «лидер». Казалось бы, слова «вождь» и «лидер» идентичны: «вождь» — от древне-славянского «водить», «вести»; «лидер» — от английского «lead» [в пер. «вести»]. Что ж, признаюсь, порой я и сам терял границу между этими понятиями, пока не придумал подходящее словосочетание, поясняющее смысл слова «лидер». Это словосочетание — «лидер гонки». Задумайтесь – кто такой лидер гонки? Это человек, который соревнуется с другими людьми, с целью завоевать победу в некотором поединке. Он хочет победить, быть лучшим, получить золото, обыграть всех остальных – лидер преследует только свои цели. Лидерами называют первых: первое лицо государства – лидер партии, первый в гонке – тоже лидер, лучший ученик – лидер класса. Если капитан корабля будет лидером – то именно он первым окажется в спасательной шлюпке при крушении — он же привык во всем лидировать, вот и здесь не упустит свой шанс стать первым спасшимся. Уверен, если провести опрос граждан «Хотите ли вы быть вождем или лидером?», большинство ответит – «лидером». В «лидере» видятся какие-то личные перспективы. Эгоист, живущий внутри нас, слышит что-то сладостное в этом слове, а от «вождя» веет каким-то затхлым темным прошлым. Переосмысливая родоначальное слово «вести», я делаю такой вывод: вождь ведет туда, где будет лучше его племени (светит фонарем впереди), а лидер ведет туда, куда нужно ему самому (племя сзади тащит его вещи и провиант). Смотря на Путина, я понимаю, что он настоящий лидер…

Третий кит – нести личную ответственность. Если ответственность не несет человек, который принимал решение, значит, ответственности не несет никто. У вождя в племени нет советников. Он – верхняя и единственная ступень политической иерархии древнего сообщества. Все решения он принимает сам и ответственность берет на себя. Когда в правительстве куча министерств, а полномочия президента сложно переплетаются с системой парламента – определить виноватых в том или ином вопросе, становится практически неразрешимой задачей. Ответственность активно растворяется в коллективе. Но вернемся к вождям. Были такие племена, в которых на самом деле управляли жрецы. Термин «жрец» станет для нас понятнее, если записать его в форме всем знакомого фразеологизма «серый кардинал». Ришелье и ему подобные «жрецы» были талантливыми управленцами, так почему же они не занимали фактического места «вождей»? Все дело в ответственности. «Да — я умею принимать решения, да – я даже не преследую своих интересов, но нет – я боюсь ответственности. Пусть лучше голову отрубят старине Людовику.» Стоять в тени и шептать на ухо спокойнее, чем выйти к народу и сказать, что налоги придется увеличить. Такова доля вождя.

В современном мире, пожалуй, не осталось больше племен, но «вожди» все еще есть. Раньше врагом вождеств была цивилизация, теперь им стала демократия: то конкистадоры нещадно убивали индейцев, то НАТО бомбит Ливию. Однако, вожди – это не только лидеры государств. Вспомним, что основа племени – это род, семья. Чтобы семья была крепкой и сильной, мужчина в ней должен быть вождем. Случаются и вожди-женщины, но это уже какое-то странное веяние современности. Вождь – это не титул, не звание и не должность. Вождями рождаются.

К позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики , так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.

Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.

Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен ». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.

Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой . Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.

Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев , когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.

Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией . Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины , во втором - религия как средство идеологического и психологического воздействия.

Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.

Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.

Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества , объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.

Ссылки

  • Юрий Семёнов. Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть I из scepsis.ru
  • Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История».- М.: Высш. шк., 1990

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Вождь" в других словарях:

    вождь - вождь, я … Русский орфографический словарь

    вождь - вождь/ … Морфемно-орфографический словарь

    Военачальник, воевода, командир, главнокоман дующий, фельдмаршал, предводитель, глава, главарь, распорядитель, атаман, регент Ср. . См. властитель, правитель … Словарь синонимов

    Всех времён и народов. Публ. Устар. Патет. И. В. Сталин. Дядечко 1, 96. Вождь народов [и племён]. Публ.Устар. Патет. То же. Клушина, 38. Вождь мирового пролетариата. Публ. Устар. Патет. В. И. Ленин. Новиков, 37 38 … Большой словарь русских поговорок

    См. Начальник, вождь … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ВОЖДЬ, вождя, муж. Предводитель войска (книжн. устар. и ритор.). || руководитель общественного движения, партии; идейный руководитель. Ленин и Сталин вожди рабочего класса. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВОЖДЬ, я, муж. 1. Глава племени, родовой общины. Совет племенных вождей. Наследственные вожди. Индейские вожди. В. краснокожих. 2. Военачальник, полководец (устар. высок.). Вожди русских полков. 3. Общепризнанный идейный, политический… … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? вождя, кому? вождю, (вижу) кого? вождя, кем? вождём, о ком? о вожде; мн. кто? вожди, (нет) кого? вождей, кому? вождям, (вижу) кого? вождей, кем? вождями, о ком? о вождях Вождём называют… … Толковый словарь Дмитриева

    вождь - ВОЖДЬ, глава, лидер, руководитель, книжн. гегемон … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    М. 1. Общепризнанный идейный, политический и т.п. руководитель. отт. Идейный вдохновитель какого либо направления в области науки, литературы, искусства. 2. Предводитель племени. 3. Предводитель войска; полководец. Толковый словарь Ефремовой. Т.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Все кочевые племена делились на общины, так же как оседлые делились на отдельные деревни. Каждой руководил вождь. Иногда его избирали на совете, а иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ею руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь по той или иной причине терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Несмотря на утверждения некоторых авторов, индейцы не имели наследственных вождей, хотя на практике сын действительно часто занимал место отца. Объяснение этому весьма банально, но не имеет ничего общего с наследованием должности. Как уже упоминалось выше, община формировалась вокруг удачливого лидера, которого, в свою очередь, поддерживали семья и друзья. Вождем не мог быть бедный человек и, соответственно, его сын изначально принадлежал к богатой семье и пользовался поддержкой этой семьи и ее друзей. Будучи сыном вождя, он постоянно находился в курсе дел общины и мог учиться у отца премудростям руководства. Но если в его характере не было черт, необходимых лидеру, путь к должности вождя для него был закрыт.

Вождь

Как люди становились вождями

Как люди становились вождями, хорошо видно из термина, которым их называли кроу , - Батсетсе, что означает Хороший Человек или Достойный Муж. Команчи на вопрос, как человек становился вождем, отвечали: «Никто не избирал его, он просто становился им». Джон Брэдбери писал в 1811 году по поводу арикаров и некоторых других племен, с которыми встречался: «Щедрость и великодушие, а скорее даже безразличие к себе - вот качества, необходимые для вождя. Желание получить или владеть большим, чем другие, считается страстью, недостойной храброго человека. Поэтому часто бывает так, что вождь является беднейшим человеком среди них». И хотя последнее утверждение не совсем верно, в целом Брэдбери удалось подметить некоторые из основных качеств, необходимых для руководства свободолюбивыми краснокожими. Очень важным качеством для избрания вождем была храбрость. Ни один индеец не последовал бы за трусливым лидером, как бы богат и щедр тот ни был. По словам сиу Белый Теленок, прежде чем человека избирали вождем, он должен был проявить себя и во многих битвах, и в мирное время. Шошоны говорили, что верховным вождем у них мог стать только храбрый человек, убивший нескольких врагов. В прежние времена, рассказывали шошоны, вождь носил палку, обернутую мехом выдры и загнутую на конце в виде крюка, которой он ловил убегающих врагов и сбрасывал их с лошади. Это высказывание едва ли говорит об обязательном атрибуте шошонского вождя, а являет собой лишь отголосок некоего боевого поступка одного из них. У кроу вождем общины мог стать только человек, проявивший себя на тропе войны и совершивший одно из четырех деяний - предводительство успешного военного отряда, кража лошади от вражеских палаток, первый «ку » на враге и выхватывание лука или ружья из рук противника. Люди, имевшие на счету одну из вышеприведенных заслуг, являлись элитой племени и составляли совет общины. Вождь общины у кроу не был правителем своего народа и большой власти не имел. Он решал лишь, когда и куда отправится его община, и назначал одно из военных обществ выполнять полицейские функции в лагере.

Верховные вожди индейских общин и другие участники совета вождей

Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Например, у конфедерации черноногих - пиеганов, сиксиков и бладов - были верховные вожди, но все важные вопросы решались на совете, в котором участвовали представители всех общин племени. Весьма необычная для Равнин структура управления племенем существовала у шайенов . Все важные племенные проблемы решались советом из 44 вождей, в состав которого входили 4 верховных вождя и по 4 вождя от каждой из 10 общин. Верховные вожди имели равные права и авторитет, тогда как остальные 40 были скорее советниками, чей авторитет распространялся только на их общины. Тем не менее их положение вызывало уважение, и люди прислушивались к ним. Нельзя сказать, что верховные вожди обладали большей властью, чем другие участники совета вождей, но благодаря своему статусу и человеческим качествам, которые позволили им занять этот пост, к их мнению прислушивались с большим вниманием, чем к мнению советников. Вожди избирались на десятилетний срок, после чего могли быть переизбраны снова. Любой из четверых верховных вождей по истечении 10 лет мог назвать преемника, которым иногда становился его сын. Выбор вождя был делом важным, и ему предшествовали серьезные обсуждения. Человек должен был быть храбр, честен, щедр, мудр, рассудителен, спокоен и т.п. Обязательства вождя были достаточно суровы, и многие отклоняли предложение занять этот почетный пост. Если вождь хотя бы раз проявлял себя не с лучшей стороны (например, ссорился с кем-нибудь, даже если ему было нанесено оскорбление), он лишался своего поста. У хикарийя-апачей , напротив, племенных вождей не было, каждая община имела своего, и только после поселения в резервацию оно стало действовать как единое племя. У команчей также не было верховного вождя или совета вождей, действующих от имени всех их племен.

Мирные и военные вожди

Не совсем верны и утверждения о разделении на мирных и военных вождей, что хорошо прослеживается на примере черноногих. Кларк Висслер писал: «Некоторые авторы утверждают, что черноногие назначали двух вождей, мирного и военного, но мы не смогли найти никаких свидетельств тому, за исключением того факта, что вождями некоторых общин были известные военные предводители, чьими услугами пользовались в критические времена». Несмотря на широко распространенное мнение, у индейцев Равнин не существовало института постоянных военных вождей. Человек был таковым только на время военного похода и только для находившихся в отряде воинов. После возвращения в лагерь он складывал с себя полномочия и становился обычным общинником. Поэтому в данной работе руководители боевых экспедиций названы предводителями военных отрядов, что более точно отражает их статус.

Бумажные и авторитетные вожди

Начав устанавливать взаимоотношения с племенами воинственных кочевников, правительство США столкнулось с проблемой отсутствия централизованной власти. На подписание договоров зачастую являлась лишь часть племени, а общины, не посетившие договорного совета, отказывались выполнять его условия, справедливо указывая на то, что вожди других общин не имеют полномочий принимать решения за них. Особенно много подобных проблем возникало с многочисленными сиу и команчами. В результате правительство стало планомерно навязывать племенам институт верховных вождей, назначая на эти должности людей, круг влияния которых, как правило, распространялся лишь на горстку друзей и родственников. Индейцы называли их бумажными вождями. Лишь к 1870-м годам стали назначаться люди, действительно пользовавшиеся среди соплеменников большим авторитетом, - например, Красное Облако у оглала-сиу и Пятнистый Хвост у брюле-сиу. Но и в этих случаях люди, недовольные политикой этих вождей, покидали их и присоединялись к другим лидерам - таким, как Бешеный Конь или Сидящий Бык , не желавшим жить в резервациях. Только после полного разгрома враждебных индейцев и их поселения в резервации бумажные вожди получили реальную власть над соплеменниками.

По материалам Ю.В. Стукалина

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.