Анализ произведения тарас бульба гоголя н в. Анализ произведения Гоголя «Тарас Бульба. Младший сын Андрий

Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жёг он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей.

Остап был достойным сыном своего отца. Он проявил себя в бою, среди других запорожцев был на хорошем счету. В одной из битв под городом Дубно Остап жестоко отомстил польским воинам за то, что те убили куренного атамана. Козаки, впечатлённые таким поступком, выбирают Остапа своим новым атаманом. Остап отличался хладнокровием, но вместе с тем и рассудительностью. Он приказал запорожцам держаться подальше от стен города, что спасло многим жизни.

Но Остапа пленят: несколько сильнейших воинов набросились на него одновременно, силы покидали молодого козака, и он больше не мог сопротивляться. Пленных запорожцев ждала смерть. Казнь Остапа в «Тарасе Бульбе» проходила на площади, публично. Туда сходился весь народ. И черни, несмотря на голод, и знатным вельможам было любопытно смотреть на козаков. Некоторые возмущённо и с сожалением говорили о предстоящих муках, но всё равно стояли до окончания казни.

Козаки «шли небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию», впереди всех был Остап. Но почему люди, которых долгое время держали в темнице, которых ждёт мучительная смерть так смиренно принимают такое положение вещей, почему не пытаются бежать? Запорожцы не кланяются народу. Эта сцена чрезвычайно значима для понимания основной идеи произведения и выражения темы. Козаки идут на казнь с осознанием того, что они защищали свою свободу. Для запорожцев смерть в бою или же гибель за правое дело считалась честью.
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал: «– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.

Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»

Этим заканчивается эпизод казни. Анализ смерти Остапа в «Тарасе Бульбе» позволяет сказать, что эта сцена чрезвычайно важна для понимания сути всего произведения. Не стоит забывать, что Гоголь отразил идеализированное представление о прошлом. Некий исторический миф. В повести «Тарас Бульба» смерть Остапа понимается как погибель свободной, чистой и храброй души всего козачества, всего украинского народа.

Тест по произведению

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.

В процессе написания повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь тщательно изучил историю украинского народа, читал множество летописей и исторических справок времен казачьей Руси.

Жанр, центральные события повести

По жанровой принадлежности «Тарас Бульба» – историческая повесть, с огромным количеством действующих лиц. Повествование приближается к эпическому. Объект изображения – Тарас Бульба – военачальник казачьего полка, и его сыновья – Остап и Андрий.

Гоголь пытается изобразить надежды, мечтания народа, его талант, широту души, завершенность образа. Украинский народ в произведении борется с чужестранными захватчиками, посягнувшими на свободу казаков. Повесть переполнена патриотическими идеями, монологами, призванными воодушевлять читателя на проявление любви к Родине. Цельность образов героев выражается еще и в их идеализации понятия товарищества, которое становится главным в жизни любого казака.

В повести тесно переплетаются понятия русского и украинского народа. Они связаны неразрывно, по мнению автора, и разъединить их – означает убить многовековую культуру, развивающуюся испокон веков.

Герои повести

Тарас Бульба и его сыновья сопоставимы с русскими былинными богатырями, наделенными конкретными историческими реалиями. Образы и характеры их прорисованы крайне правдиво. Большую часть времени герои находятся на войне, отдавая долг Родине, возвращаются домой лишь в периоды редких мирных затиший.

Тарас Бульба – герой, не знающий сомнений, всегда верно обозначающий цель. Долг всей его жизни – служение родной земле и народу, единение с товариществом. Из этих близких его сердцу понятий он черпает жизненные силы для противостояния внешним силам, для смелости и мужественности.

Жизненные приоритеты героев

Ответственность перед Родиной для Бульбы значит намного больше, чем родство, семейные узы или отеческая любовь. При этом условии трагедия, развернувшая в семье главного героя, становится все более страшной, чем дольше и глубже думаешь о ней.

В начале повести мы видим двух сыновей Тараса, которыми он безмерно гордится, на которых возлагает надежды на будущее. Остап и Андрий очень разные по натуре. Остап – серьезный и мрачный, временами суровый и сдержанный. Андрий же – более тонкая поэтическая натура, которого битвы не привлекают. Он замечает красоту окружающего мира, ценит женскую прелесть.

Влюбившись в прекрасную молодую полячку, он настолько верен своему чувству, что переходит на сторону врага, оставляя за чертой прошлого свою семью, свою землю, своих товарищей.

Остап же истинный продолжатель идей отца, полностью разделяющий его мировоззрение. Тарас гордится им именно за способность на первое место в жизни ставить правое дело, свершаемое во имя Родины и народа.

Вскоре старик теряет и Остапа, казненного врагами, и убивает младшего неверного сына.

Заключение

Изображая характеры Остапа и Андрия, Гоголь словно предлагает читателю два пути, по которому он может пойти в жизни – либо жертвование всем во имя всеобщей цели, либо смерть предателя из-за человеческой слабости.

Перечитывая повесть, хочется согласиться с В.Г. Белинским, в том, что Н.В. Гоголь изобразил народную жизнь широко и смело.

Давайте сделаем небольшой анализ повести "Тарас Бульба", написанной Николаем Гоголем. Это произведение - одно из самых распространенных у Гоголя, да и не только у него, а вообще в русской литературе. Гоголь затронул в повести немало глубоких вопросов, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

Прежде чем сделать анализ "Тараса Бульбы", рассмотрим историю написания повести. Николай Гоголь только завершил грандиозную работу над циклом "Вечера на хуторе близ Диканьки" и сразу взялся за "Миргород" - тоже цикл произведений, в котором две части. Наряду с "Старосветскими помещиками" первая часть "Миргорода" включила в себя "Тараса Бульбу". К какому жанру относится произведение "Тарас Бульба"? Сам Гоголь дал определение своему произведению, поэтому сегодня мы знаем, что "Тарас Бульба" - это историческая повесть. Характерно, что сюжет изобилует многими действующими лицами, а это придает повести ощущение многоплановости.

Хотя ясно, что читатель знакомится с разными персонажами, и как мы подчеркнули, их много, все-таки, основой повествования выступает жизнь главного героя - это полковник казаков по имени Тарас Бульба, и большую роль в повествовании играют двое его сыновей.

Характеристика Тараса Бульбы

Персонажи повести очень яркие и запоминающиеся, однако сам сюжет стоит самого пристального внимания читателя! И анализ повести "Тарас Бульба" был бы невозможен без характеристики главного героя. Конечно, сам Тарас Бульба не является условным образом богатыря, он наделен весьма определенными историческими чертами. По сути перед нами предстает казак, как есть, то есть Гоголь делает очень точное описание героя той эпохи. А времена тяжелые, суровые, и бывают лишь мгновения спокойной жизни, котогда этот лихой казак может повидать семью и провести мирные минуты в своем доме.

В остальном Тарас Бульба жестокий воин, ревностно служащий отечеству, он не колеблется, целеустремлен и не видит в жизни никакой другой цели, кроме как отдать свои силы и умения на благо родины. Тарас Бульба служит безупречно, хотя нрав его, мужественный и бесстрашный, отличается "грубой прямотой". И это Гоголь противопоставляет казачеству, перенявшему изнеженные правила польской шляхты.

Выводы

Итак, делая анализ повести "Тарас Бульба", непременно отметим, что главный герой - это беззаветный патриот, поэтому физическое и душевное здоровье его полностью направлено на достижение этой цели. Он не видит другого смысла. Например, когда Бульба встретился с сыновьями, которых не видел долгое время, он не стал обнимать и целовать их, а первым делом испытал их на воинские умения и мужество.

Конечно, в той эпохе были свои правила, и многие не знали другой жизни. Мужчинам надлежало воевать, и Тарас Бульба был горд за сыновей, отправив их на пребывание военного лагеря в Сечи.

Понятно, что произведение Гоголя "Тарас Бульба" не просто история о мужественных воинах, потому что автор великолепно рисует яркие пейзажи Малороссии, которые читатель может перенести в свое воображение - это бескрайние просторы, широкие степи. И на такой земле растут будущие отважные бойцы за свою отчизну.

Это был лишь краткий анализ повести "Тарас Бульба". Еще статьи

В этой статье будет рассмотрена одна из самых известных повестей Гоголя. Мы проведем ее анализ. "Тарас Бульба" - произведение, знакомое каждому еще со школьных лет. Неудивительно, что оно до сих пор пользуется большой популярностью - в повести затронуты многие важные вопросы, которые остаются актуальными в любое время. Перечитывая главы "Тараса Бульбы", мы каждый раз открываем для себя что-то новое. Об основных идеях этого произведения мы и поговорим. Характеристика главных героев также включена в наш анализ.

"Тарас Бульба": история создания произведения

Николай Васильевич, закончив работу над "Вечерами на хуторе близ Диканьки", принялся за цикл повестей под названием "Миргород", состоящий из двух частей. "Тарас Бульба" и "Старосветские помещики" - произведения, вошедшие в первую часть этой книги. Обе части были впервые изданы в начале 1835 г.

Жанровые особенности

По своему жанру "Тарас Бульба" - это историческая повесть. Она примечательна своей многоплановостью, тем, что в ней представлено множество действующих лиц. Несмотря на большое количество героев, в центре повествования все-таки находится судьба Тараса Бульбы, казацкого полковника, а также двух его сыновей. Характеристика каждого из них включена в наш анализ.

"Тарас Бульба" - повесть, интересная не только с точки зрения героев, но и с точки зрения сюжета. Вкратце изложим, о чем идет речь в произведении.

Сюжет произведения

Приезд в родительский дом бывших бурсаков - это завязка повести. Тарас с ходу проверяет боевую подготовку своих сыновей. Для него важно, чтобы они были настоящими воинами и добрыми казаками. Для матери же самое главное, чтобы ее дети были счастливы и здоровы. Сразу же после прибытия Тарас решает отправиться в Запорожье со своими сыновьями. Он хочет, чтобы они набрались здесь разуму. По его мнению, Запорожская Сечь - вот истинная школа для казака. Находясь здесь, сыновья Тараса Бульбы занимаются военным делом, однако их жизнь в основном проходит в пиршествах и гульбе.

Кульминация повести - сцена осады города Дубно. Именно в этом эпизоде проверяется ценностный мир главных героев произведения. Отважно сражаются Тарас Бульба, Остап и Андрий. Оба сына казака ведут себя смело. Однако Остап при этом хладнокровен, а его брат наслаждается музыкой пуль. Кроме того, Андрий соглашается помочь своей возлюбленной полячке, что является предательством. Осада Дубно завершается поражением казаков. Тарас расправляется со своим младшим сыном, совершившим предательство. Чем же завершает Гоголь повесть? Тараса Бульбы, главного героя произведения, лишается удалое казачество. Он погибает. Это развязка повести.

Патриотический пафос произведения

Безусловно, большим патриотическим пафосом отмечено произведение "Тарас Бульба". Тема эта проходит через все повествование. Положительное здоровое начало, цельность и талантливость, широкий размах натуры - все это видит автор в народе, все это проявилось в его героическом прошлом. "Тарас Бульба" - повесть, в которой Гоголь рассказывает нам о том, как украинский народ боролся с Патриотический пафос интересующего нас произведения определяется широким изображением этой борьбы. Автор показал узы дружбы, которые связывают украинский и русский народы в исторической судьбе. Не случайно Гоголь упоминает о "русской силе" казачества. Оно для него - это выходцы из различных русских княжеств, это бежавшие от господ холопы, которые объединились для борьбы за независимость.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба - главный герой произведения. Это отнюдь не условно-богатырский образ. Этому герою присущи конкретные исторические черты. Николай Васильевич правдиво изображает образ казака тех суровых лет. Только в редкие промежутки затишья он может вернуться к мирной жизни, к своей семье. Все остальное время Тарас Бульба - воин, который посвящает свою жизнь служению отчизне.

Этому герою не свойственны колебания. Тарас всегда видит перед собой цель. Он считает, что его долг - безупречное служение отчизне. Именно отсюда истоки его мужества и бесстрашия. Тарас Бульба характеризуется "грубой прямотой нрава", которая противопоставлена в произведении изнеженности польской шляхты, а также казакам, перенимавшим ее привычки.

Главная черта в образе Тараса

Главная черта в образе Тараса Бульбы - беззаветный патриотизм. Все его физические и душевные силы поддерживаются этим чувством. После долгой разлуки с сыновьями, в первые минуты встречи он встречает их не объятиями, а испытанием бойцовских качеств.

Суровое время, в которое жил Тарас, диктовало свои правила. Мужчины должны были стать бесстрашными бойцами. И Тарасу Бульбе не терпится похвалиться своими сыновьями в Сечи. Поэтому он отправляет их в военный лагерь, не дав хоть немного понежиться дома.

Последние минуты жизни Тараса

Характеризуя Тараса Бульбу, Николай Васильевич отмечает, что лишь в тяжелое время мог возникнуть такой самоотверженный и упрямый воин. Истинной любви к своему народу и героизма полны последние мгновения жизни Тараса Бульбы. Он не думает о том, что скоро умрет мучительной смертью, не ощущает боли в своих горящих ногах. Этот казак стремится выручить своих соратников, которые оказались в беде. Тарас помогает им спастись, поскольку надеется, что они продолжат дело, за которое он отдал свою жизнь.

Сыновья Тараса Бульбы

Любовь к родине, верность ей для Тараса намного выше личной привязанности и кровного родства. Из-за этого трагедия, которая коснулась его семьи, становится еще страшнее. У полковника было два сына. Старшего из них звали Остап, а младшего - Андрий. Старшего сына Гоголь наделяет чертами богатыря, как и других казаков. А вот Андрий в повести предстает человеком тонким, который видит красоту в жизни и умеет ценить ее. Младший сын Тараса прельстился польской панночкой, в результате чего перешел на сторону неприятеля. Тем самым Андрий предал и отца, и Родину, и товарищей. Бульба самостоятельно казнит сына, который изменил народу.

Образ Остапа

В Остапе автор изобразил продолжателя дела отца. Этим своим сыном Тарас по праву гордится. Для него, как и для многих других казаков, отчизна - самое дорогое, что есть в жизни. Ради нее герой повести "Тарас Бульба" Остап готов перенести самые ужасные муки и даже принять смерть. Подвергаемый жестоким пыткам, он в сцене казни не теряет мужества. Он понимает, что гибнет не напрасно.

Ратный труд - самое важное занятие для Остапа. В духовном плане этот герой несколько примитивен, так как ему не интересно ничего, кроме воинских дисциплин. Однако патриотизм Остапа, верность его своим товарищам и присяге заставляют читателя восхищаться им.

Характеристика Андрия

Вставший на путь предательства Андрий не стал защитником Отчизны. Вместе с врагами он начал убивать бывших своих товарищей и друзей. Мечтательному, возвышенному и романтическому герою чужда действительность, окружающая его, грубые нравы и быт Андрий видит сытых и беспечно спящих казаков и умирающих от голода людей. И картина мира в его сознании меняется. Герой не может разобраться в собственных переживаниях. Для него высшей ценностью становится любовь. Именно ради нее он и решается на предательство товарищей.

Каково же отношение автора к этому герою? Он сожалеет о гибели Андрия, который умел глубоко и тонко чувствовать, а также храбро сражаться. Гоголь восклицает: "И погиб козак…". Несмотря на то что Николай Васильевич рисует героев Сечи с восхищением, мы не чувствуем прямого осуждения Андрия. Можно сказать, что позиция автора неоднозначна.

Остап и Андрий - два пути

В повести "Тарас Бульба" герои эти олицетворяют собой два возможных пути, по которым может пойти человек. Первый путь - бессмертие во имя счастья своего народа, второй - бесславная смерть, предательство и опороченное имя, которое потомки если и будут вспоминать, то с позором и ненавистью.

Изображение природы

Безусловно, с точки зрения персонажей, очень интересна повесть "Тарас Бульба". Герои, изображенные в нем, удались автору. Однако Гоголь в своем произведении повествует не только об отважных и сильных воинах. В повести представлены развернутые картины пышной природы Малороссии. На бескрайних степных просторах вырастают такие самоотверженные и вольнолюбивые бойцы. И этот прекрасный мир они, повзрослев, защищают.

На этом завершаем наш анализ. "Тарас Бульба", по словам Белинского, - эпопея, которая написана широкой и смелой кистью. А. П. Чехов назвал Николая Васильевича "царем степи". С этим нельзя не согласиться.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.