Кайлы племя туркменов. Туркмены Информацию О. Сложный процесс становления

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

Общие сведения

ТУРКМ‘ЕНЫ, туркмен (самоназвание, в русской литературе 18 - начала 19 века - трухмяне, трухмены), центральноазитский тюркский народ в Туркмении (численность 2538 тыс. человек), живут также в Узбекистане (122 тыс.), России (39,7 тыс.), Таджикистане (20,5 тыс.), Иране (975 тыс.), Афганистане (около 400 тыс.), Ираке (250 тыс.), Турции (200 тыс.), Сирии и Иордании. Общая численность 4600 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность туркмен, проживающих на территории России, составляет 33 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 36 885 человек.

Говорят на туркменском языке тюркской группы алтайской семьи (относится к огузской подгруппе тюркских языков). По религии традиционно мусульмане-сунниты.

Часть туркмен живет в Иране, Афганистане и России (Северный Кавказ). Родственны туркам и азербайджанцам. Сформировались на рубеже II тысячелетия в результате ассимиляции тюрками местного ираноязычного населения.

В этногенезе Туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с 4-6 веков начало подвергаться тюркизации. Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в 9-11 веках, сыграли важную роль в этногенезе Туркмен, определив кроме многих черт культуры их язык и в значительной мере физический облик. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в 11 веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В состав Туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале 13 века - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в 14-15 веках, когда после монгольского завоевания сложились новые племенные объединения, составившие ядро туркменской народности: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), "внешних" (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и "внутренних" (собственно салыры) салыров, а также гоклены.

Помимо них и более мелких племён Туркмен - языров (карадашлы), емрели, баятов и др., на территории Туркмении в оазисах сохранилось довольно многочисленное ираноязычное население, а в степях жили кочевники из других тюркских и иранских племён. В последующие века это население было ассимилировано и вошло в состав Туркмен. В 16-18 веках происходило массовое переселение многих Туркмен из Западной Туркмении в южные районы и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие усыхания Сарыкамышского озера, на берегах которого они жили). Передвижение сопровождалось межплеменными распрями, ослаблявшими туркменские племена. Политическая и экономическая разобщённость, постоянные войны и набеги правителей соседних стран препятствовали экономическому, культурному и общественному развитию, способствовали консервации архаических социальных институтов. Почти до 80-х годов 19 века у Туркмен существовало патриархальное рабство; сохранялось архаическое деление на иг - "чистокровных", гул - "рабов", гырнак - "рабынь" и ярым - потомков от смешанных браков свободных с рабынями. Кроме этих основных социальных категорий существовали ещё гелмишек (гонши) - пришельцы из других племён и тат - потомки покорённых и ещё не полностью ассимилированных ираноязычных народов.

Среди обычаев развит калым - выкуп за невесту.

В 18-19 веках сохранялись традиции родового строя в общественных отношениях и сильные пережитки родовых обычаев; экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство способствовало сохранению патриархального быта. До 30-х годов 20 века Туркмены ещё сохраняли деление на племена с многоступенчатым родовым делением в каждом из них. Самыми крупными были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. Племенные и родовые связи играли в прошлом большую роль и использовались родовыми вождями для эксплуатации своих сородичей. В условиях постоянных передвижений, завоеваний, военных столкновений, продолжавшихся до самого присоединения к России, в обществе Туркмен родо-племенная структура была исторически обусловленным явлением, формой социальной организации народа. Племенная общность в этот период постоянно развивалась и трансформировалась.

В 80-е годы 19 века Туркменистан был присоединён к России и на его территории начался процесс подъёма хозяйственной и политической жизни, несмотря на то, что Туркмены оказались разделёнными на три части (не считая Туркмен Ирана и Афганистана): в Закаспийской области (основная масса), включённой позднее в состав Туркестанского края, в составе Хивинского ханства и Бухарского эмирата. После ноября-декабря 1917 основная часть территории вошла в Туркестанскую АССР. В 1924 образована Туркменская ССР, в декабре 1991 ВС республики принял Декларацию о независимости Республики Туркменистан.

Традиционным занятием Туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Западные Туркмены в основном были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части Туркмен, жившей в оазисах, преобладали земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение крупного рогатого скота. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине 19 века ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение.

В последние десятилетия у Туркмен созданы многоотраслевая промышленность и крупное механизированное сельское хозяйство (хлопководство, особенно тонковолокнистое, бахчеводство, садоводство и виноградарство). В животноводстве наряду с традиционным верблюдоводством и овцеводством (главным образом каракулеводством) большую роль играет молочное животноводство. В 1990-е годы появились фермерские хозяйства. Значительное место занимает аренда. Продолжают развиваться народные художественные промыслы - ковроткачество (ставшее и профессиональным искусством), производство узорных войлоков, ювелирное дело, вышивка и др.

Семейно-бытовой уклад Туркмен характеризовался многими древними пережитками патриархально-родового быта, следами материнского счёта родства, многими архаическими обычаями и верованиями. Запреты браков носили строго индивидуальный характер, касаясь определённых категорий родственников. Строго соблюдалась племенная эндогамия: браки между представителями разных племён осуждались обществом.

В конце 19 - начале 20 века у Туркмен преобладала большая патриархальная семья, особенно прочная в районах, где сохранялось комплексное хозяйство. Большая семья включала в себя несколько поколений родственников или семьи неразделившихся братьев. Семьи, состоявшие из семейной пары с детьми, а иногда одного из родителей мужа, встречались реже. Члены большой семьи вели общее хозяйство, имели общий котёл и кассу. Во главе её стоял старший по возрасту мужчина - отец или старший брат. Над женщинами главенствовала жена или вдова старшего. Власть главы семьи была неограниченной: он распоряжался всем её имуществом и судьбой её членов.

Традиционным жилищем Туркмен была юрта (гара ой). В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. В Серахском и Каахкинском районах довольно частыми были дома с куполообразным перекрытием. Среди прикаспийских Туркмен были распространены деревянные дома на сваях. Ныне сельское жилище обычно - 3-4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2-4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время. Хозяйственные помещения вынесены в заднюю часть двора. В настоящее время юрта бытует во многих районах в качестве летнего жилища на усадьбе или как жилище чабанов на отгонных и сезонных пастбищах. Для современных городов характерна многоэтажная застройка; сохраняются и благоустроенные одноэтажные дома с усадьбами.

В современной одежде сочетаются традиционные элементы с городскими общеевропейскими формами. Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых Туркмен, состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат или пальто. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которой надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует национальная обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шёлковые халаты (гырмызы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и молодые мужчины. Женщины в сельских местностях, реже в городах, носят платья (койнек) туникообразного покроя длиной по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енгсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрывают большим шёлковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором во многих районах служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка (тахя, борик). Среди городской молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии. В сельских местностях сохраняются халаты. Для национального женского костюма характерно значительное количество серебряных украшений.

Современная пища Туркмен сохраняет национальную специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с различными приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), различные молочно-кислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай (гок чай).

У Туркмен достигли расцвета литература и различные формы народного и профессионального искусства, сложилась национальная интеллигенция.

Г.П. Васильева


УЗБ‘ЕКИ, узбек (самоназвание), сарты (устаревшее русское название), народ в Узбекистане (численность 14 145 тыс. человек). Живут также в Таджикистане (1198 тыс. человек), Казахстане (332 тыс. человек), Киргизии (550 тыс. человек), Туркмении (317 тыс. человек), России (289 тыс. 862 человека). В Афганистане 1,78 млн., в Китае 15 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность узбеков, проживающих на территории России, составляет 123 тысячи человек, по данным Переписи населения 2002 года - 127 тыс. человек.

Говорят на узбекском языке тюркской группы алтайской семьи. Наречия: карлукское (или карлукско-чигилеуйгурское), кыпчакское, огузское и многочисленные переходные говоры и диалекты. Распространены также русский и таджикский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Узбеки - мусульмане-сунниты.

Этногенез Узбеков протекал в Среднеазиатском междуречье и сопредельных районах. В формировании Узбеков принимали участие древние народы Средней Азии, говорившие на восточноиранских языках - согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, ферганцы, сако-массагетские племена. Тюркоязычные племена стали проникать в Среднеазиатское междуречье около рубежа нашей эры, в связи с продвижениями кочевых племён Северо-Восточной и Центральной Азии. Со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (6 век) численность тюркоязычного населения стала возрастать. В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного и тюркоязычного населения. Процесс формирования этноса, впоследствии ставшего именоваться Узбеки, особенно активизировался в 11-12 веках, когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов. Новая волна тюркских, а также монгольских племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания 13 века. Завершение формирования этноса связано со временем правления Тимура и первых Тимуридов (2-я половина 14-15 век). Этноним Узбеки утвердился значительно позднее, после ассимиляции в её среде дештикыпчакских Узбеков (название кочевников Золотой Орды со времён хана Узбека, 14 век), пришедших в конце 15-16 веке во главе с Шейбани-ханом из степей Казахстана.

К началу 20 века в составе Узбеков выделялись три большие субэтнические группы: сарты - древнее оседлое население оазисов; тюрки - сохранявшие полукочевой быт потомки домонгольских тюркских племён Среднеазиатского междуречья, смешавшиеся со средневековыми огузами и тюрко-монгольскими племенами, пришедшими в составе войск Чингисхана; Узбеки - потомки дештикыпчакских племён, переход которых к оседлости завершился лишь к началу 20 века. Первая группа численно преобладала, населяя большинство городов и крупных селений. Вторая группа по численности значительно уступала двум другим. После присоединения среднеазиатских ханств к России в 19 веке процесс национальной консолидации Узбеков значительно усилился. В 1924 образовалась Узбекская ССР, с 1991 - Республика Узбекистан.

Традиционными занятиями Узбеков в оазисах были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремёсла и торговля. В земледелии достигшая высокого уровня агротехника сочеталась с примитивными орудиями (омач, кетмень и др.) и архаической ирригацией. Возделывали главным образом зерновые (пшеница, ячмень, рис, сорго, кукуруза, просо), зернобобовые (маш, лобия, горох, чечевица), овощные (морковь, редька, репа, свёкла, редис, лук, перец красный, кориандр и др.), бахчевые (дыня, арбуз, тыква пищевая и посудная), масличные (кунжут, лён, сафлор), садовые (абрикос, персик, инжир, айва, груша, яблоня, гранат, виноград, тут, грецкий орех и др.), кормовые (люцерна), технические (хлопчатник). Абрикос, виноград, тут, дыня наряду с зерновыми и зернобобовыми имели большое значение в питании населения. Их употребляли как в свежем, так и в сушёном и вяленом виде. Эти продукты находили широкий сбыт на местных рынках, особенно у полукочевого населения. Курага и изюм экспортировались в Россию и Сибирь. Товарной культурой в ещё большей степени был хлопчатник. Товарной отраслью было и шелководство, которым занимались в основном женщины. Земледельческие работы выполняли преимущественно мужчины. Женщины участвовали в сборе хлопка, сборе и переработке фруктов, винограда и тутовых ягод, а также дынь. В предгорьях и степях на землях нерегулярного орошения и неполивных возделывали пшеницу, ячмень, просо, кунжут, лён, бахчевые, а также люцерну. Богарная пшеница, славившаяся своими вкусовыми качествами, находила широкий сбыт в городах.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение; здесь держали (главным образом на стойловом содержании) рабочий и транспортный скот (волов, лошадей, ослов), минимум молочного (одну-две коровы на большую семью) и мясного (откармливали несколько голов курдючных баранов). В Бухарском и Каршинском оазисах богатые люди, нанимая чабанов, разводили на отгонных пастбищах в степи каракульских овец, шкурки новорождённых ягнят которых шли на вывоз. Скотопромышленники, как и крупные торговцы, были в основном из среды оседлого населения - Узбеков и таджиков. В предгорной и особенно в степной зонах у полукочевых Узбеков скотоводство было одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. Коз, крупный рогатый скот, местами и верблюдов разводили главным образом для собственных нужд. Верблюды использовались и для купеческих караванов. Выпас скота был мужским делом, а женским - ведение молочного хозяйства (заготовка масла и сыра), обработка шерсти и шкур и изготовление различных изделий из них (кошмы, ковры, паласы, торбы, перемётные сумы, скатерти, попоны и др.).

В городах и крупных торгово-ремесленных селениях были представлены разнообразные виды ремесла (кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное, мыловаренное, кондитерское, хлебопекарное и др.), а в небольших селениях лишь отдельные виды. В семьях ремесленников женщины помогали мужьям, выполняя отдельные операции, подготовляя полуфабрикаты. Были распространены и женские промыслы (прядение, шитьё одежды, вышивание, ковроткачество и др.).

С 1960-х годов результаты реорганизации сельского хозяйства были противоречивыми. Механизация и химизация земледелия, введение новых сортов и новой агротехники, хотя и повысили производительность труда и урожайность, но привели к утрате многих достижений веками разработанной народом агротехники и селекции. Монокультура хлопчатника в земледелии орошаемой зоны отрицательно сказалась на других культурах и на содержании скота, что привело к резкому ухудшению питания населения.

Строительство крупных водохранилищ в Голодной степи, Центральной Фергане, Каршинской и Шерабадской степях позволило расширить площади посевов хлопчатника, но вместе с тем имело тяжкие последствия: оно ускорило гибель Арала, уменьшило площадь пастбищ для выпаса овец, вынудило для освоения новых земель переселить горцев в знойные степи. Адаптация их к новым условиям протекала тяжело. Переселение горцев повлекло за собой и утрату их традиционной культуры, их хозяйственных навыков. Подобно тому как монокультура хлопчатника отрицательно сказалась на других отраслях земледелия, так примат каракулеводства (ради экспорта смушек) в овцеводстве привёл к утрате или порче ценных мясо-сальных пород овец (гиссарской, джайдари), выведенных трудом многих поколений узбекских овцеводов, а также резко ухудшил уровень жизни населения.

На формирование особенностей быта Узбеков оказали глубокое воздействие общинные традиции - выработанные веками навыки организации коллективных работ, твёрдые правила земле- и водопользования. В городах и крупных торгово-ремесленных селениях сложились квартальные общины и объединения ремесленников по профессиям. Члены общины были связаны между собой не только соседством, но и родственными узами. У полукочевых Узбеков, сохранявших родо-племенное деление, община внешне имела форму родовой. Однако как соседской, так и "родовой" общине было свойственно глубокое социальное расслоение. Устойчивости общинных традиций способствовала неразделённая семья, когда, стремясь не дробить землю и скот, сыновей после женитьбы не выделяли. Чтобы избежать расходов на калым и приданое, практиковались кузенные браки и притом ранние. Отношения в семье зиждились на подчинении младших старшим, на авторитете главы семьи (обычно отца) и его жены. Были характерны бесправие и затворничество женщин, особенно среди оседлых Узбеков. Однако в урегулировании внутренней жизни семьи и квартальной общины, особенно в проведении обрядов жизненного цикла, отдельные женщины (жена, вдова главы семьи или духовного лица, или женщина, выделяющаяся особыми способностями) играли видную роль и пользовались авторитетом.

Господствующей формой современной семьи является малая семья, состоящая из родителей и детей. Однако сыновья после женитьбы стремятся поселиться вблизи отцовского дома, чтобы постоянно помогать друг другу и родителям, с которыми остаётся обычно младший сын. Хорошо налаженные широкие родственные связи каждая семья по-прежнему считает своим

достоянием и поэтому уделяет большое внимание воспитанию родственных чувств у детей. Сохраняется и традиция жить в тесном общении по месту жительства, вне зависимости от родства [кишлак, в крупных селениях и городах - квартал (махалля)]. Эта традиция превратилась в одну из черт национальной культуры Узбеков, их характера и психологии. Поэтому в каждой семье придаётся большое значение общественному мнению.

В жилищном строительстве используются, особенно в сёлах, черты традиционного строительного искусства: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для постельных принадлежностей, посуды и другой утвари.

Мужская и женская одежда Узбеков состояла из рубахи, штанов с широким шагом и халата (стёганого на вате или просто на подкладке). Халат подпоясывали кушаком (или сложенным платком) или носили свободным. С конца 19 - начала 20 века распространилась верхняя одежда в талию - камзол. Головные уборы у мужчин - тюбетейки, войлочные колпаки, чалмы, меховые шапки, у женщин - платки. Выходя из дому, женщины (в городах) набрасывали на голову накидку - паранджу, закрывали лицо сеткой из конского волоса - чачваном. Девушки и женщины до рождения первого ребёнка заплетали волосы в мелкие косички (до 40), остальные женщины - в две косы. Традиционная обувь - кожаные сапожки на мягкой подошве, на которые надевались кожаные, позднее - резиновые калоши.

В одежде Узбеков ныне можно проследить все стадии развития её форм за последнее столетие - от глубоко традиционной, состоящей из рубахи и халата свободного туникообразного покроя (без шва на плечах) и штанов с широким шагом, до костюма современных европейских модных фасонов. Наряду с распространением европейских стандартов прослеживается и другой процесс - стирание локальных различий и сложение общенациональных форм (например, мужской прямоспинный халат и чёрная тюбетейка с белым узором, женское платье на короткой кокетке, со сборами на груди и спине, отложным воротником, нередко сочетающееся с шароварами). Давно вышли из употребления паранджа и чачван. Ныне основной головной убор женщин - платок.

Пища Узбеков состоит из растительных, молочных и мясных продуктов. Важное место в питании занимает хлеб, выпекаемый из пшеничной муки в виде лепёшек. Распространены и готовые хлебные изделия. Ассортимент блюд отличается разнообразием. Такие кушанья, как лапша, супы и каши из риса и бобовых, приправляют растительным или коровьим маслом, квашеным молоком, красным перцем и различными травами. Излюбленное блюдо - плов. Большое место в питании занимают овощи, фрукты, виноград, арбузы, дыни. Главный напиток - чай, чаще зелёный. Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.

Семейные обряды сохраняют национальную специфику. Однако многие из них потеряли своё былое магическое значение и совершаются ныне лишь с развлекательной целью или вовсе исчезли и на их месте возникли и закрепились новые (например, ежегодное празднование дня рождения, торжественная регистрация брака и др.). Высокого развития достигли традиционные виды народного искусства (вышивка, гончарство, чеканка и гравировка медной посуды, резьба и роспись по дереву и ганчу, резьба по камню и др.), сохранившие свою самобытность в отдельных историко-культурных областях (Хорезм, Фергана и др.). Процветает устное народное творчество (эпос, дастаны, разнообразные песни и сказки). Популярны народные театр и цирк - выступления острословов, кукольников, канатоходцев. Развивается профессиональная культура.

Б.Х. Кармышева


Очерки

Узбеки. "Мифы о нас самих" - газета "Час Пик"

Широкий чапан
не износится,
свободный союз
не развалится.

Узбекская пословица

Как видите, узбеки еще много лет назад предвидели «главную трагедию» двадцатого века. Вот и развалился, потому что был несвободным. Кому-то плохо от этого, а кому-то вполне хорошо. Вот в Санкт - Петербурге стало гораздо меньше иностранных студентов, но значительно прибавилось разнорабочих. Почему так вышло — попробуем разобраться в очередной серии нашего проекта «Легенды о народах».

В самом деле, сколько узбеков живет в Петербурге, зачем они сюда приезжают, кем работают? И как, наконец, им удается готовить такой изумительный плов?

Да, кстати, чапан — это такой кафтан, как утверждает словарь Даля.

Публикации газеты "Час Пик", посвященные узбекам
(кликабельно, ~ 990 Kb, формат.pdf)

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркмен менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, таджиками, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским». Более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному Ирану, хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них % персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Проф. Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркмен, главным образом среди текке, даёт следующие данные о типе этой многочисленной отрасли туркмен. Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный % умеренно упитанных и полных (26 из 59). Рост высокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение в росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый (у 31 чел.), далее, желтовато-бледный (у 15 чел.), но есть и светлый (у 4-х); на закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий тёмный, но есть и тёмно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. У одного субъекта длина бороды 97 стм. Цвет райка - тёмный (карий), но есть большой % светло-серых (24 %). Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: имеет вид толкоча, вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°. Головной указатель колеблется между 68,69 и 81,78; преобладают долихоцефалы; средний: 75,64 (субдолихоцефалы). Диаметр переднезадний наибольший средний - 193, горизонтальный обхват головы средний - 548. Лицевая линия средняя 185, лицевой показатель средний 69,73, носовой показатель - средний 66,66

ТУРКМЕНЫ, туркмен (самоназвание, в русской литературе XVIII - начала XIX вв. - трухмяне, трухмены), народ в Туркмении (численность 2538 тыс. человек), живут также в Узбекистане (122 тыс.), России (39,7 тыс.), Таджикистане (20,5 тыс.), Иране (975 тыс.), Афганистане (около 400 тыс.), Ираке (250 тыс.), Турции (200 тыс.), Сирии и Иордании . Общая численность 4600 тыс. человек. Говорят на туркменском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане-сунниты.

В этногенезе туркмен наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато-аланы), жившие на территории современной Туркмении, а также оседлое ираноязычное земледельческое население Западного Хорезма, средней Амударьи и Северного Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с IV-VI вв. начало подвергаться тюркизации.

Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в IX-XI вв., сыграли важную роль в этногенезе туркмен, определив кроме многих черт культуры их язык и в значительной мере физический облик. Основная масса огузов, пришедшая с северо-востока с сельджуками в XI веке, осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркменского языка. В состав туркмен позднее вошли также тюркские племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в начале XIII века - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркменской народности завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания сложились новые племенные объединения, составившие ядро туркменской народности: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), «внешних» (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и «внутренних» (собственно салыры) салыров, а также гоклены. Помимо них и более мелких племён туркмен - языров (карадашлы), емрели, баятов и др., на территории Туркмении в оазисах сохранилось довольно многочисленное ираноязычное население, а в степях жили кочевники из других тюркских и иранских племён. В последующие века это население было ассимилировано и вошло в состав туркмен. В XVI-XVIII веках происходило массовое переселение многих туркмен из Западной Туркмении в южные районы и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие усыхания Сарыкамышского озера, на берегах которого они жили). Передвижение сопровождалось межплеменными распрями, ослаблявшими туркменские племена. Политическая и экономическая разобщённость, постоянные войны и набеги правителей соседних стран препятствовали экономическому, культурному и общественному развитию, способствовали консервации архаических социальных институтов.

Почти до 80-х годов XIX века у туркмен существовало патриархальное рабство; сохранялось архаическое деление на иг - «чистокровных», гул - «рабов», гырнак - «рабынь» и ярым - потомков от смешанных браков свободных с рабынями. Кроме этих основных социальных категорий существовали ещё гелмишек (гонши) - пришельцы из других племён и тат - потомки покорённых и ещё неполностью ассимилированных ираноязычных народов.

В XVIII-XIX веках сохранялись традиции родового строя в общественных отношениях и сильные пережитки родовых обычаев; экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство способствовало сохранению патриархального быта. До 30-х гг. XX века туркмены ещё сохраняли деление на племена с многоступенчатым родовым делением в каждом из них. Самыми крупными были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, сарыки, гоклены и човдуры. Племенные и родовые связи играли в прошлом большую роль и использовались родовыми вождями для эксплуатации своих сородичей. В условиях постоянных передвижений, завоеваний, военных столкновений, продолжавшихся до самого присоединения к России , в обществе туркмен родо-племенная структура была исторически обусловленным явлением, формой социальной организации народа. Племенная общность в этот период постоянно развивалась и трансформировалась.

В 80-е годы XIX века Туркменистан был присоединён к России и на его территории начался процесс подъёма хозяйственной и политической жизни, несмотря на то, что туркмены оказались разделёнными на три части (не считая туркмен Ирана и Афганистана): в Закаспийской области (основная масса), включённой позднее в состав Туркестанского края, в составе Хивинского ханства и Бухарского эмирата. После ноября-декабря 1917 основная часть территории вошла в Туркестанскую АССР. В 1924 образована Туркменская ССР, в декабре 1991 ВС республики принял Декларацию о независимости Республики Туркменистан.

Традиционным занятием туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Западные туркмены в основном были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части туркмен, жившей в оазисах, преобладали земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение крупного рогатого скота. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине XIX века ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение.

В последние десятилетия у туркмен созданы многоотраслевая промышленность и крупное механизированное сельское хозяйство (хлопководство, особенно тонковолокнистое, бахчеводство, садоводство и виноградарство). В животноводстве наряду с традиционным верблюдоводством и овцеводством (главным образом каракулеводством) большую роль играет молочное животноводство. В 1990-е годы появились фермерские хозяйства. Значительное место занимает аренда. Продолжают развиваться народные художественные промыслы - ковроткачество (ставшее и профессиональным искусством), производство узорных войлоков, ювелирное дело, вышивка и др.

Семейно-бытовой уклад туркмен характеризовался многими древними пережитками патриархально-родового быта, следами материнского счёта родства, многими архаическими обычаями и верованиями. Запреты браков носили строго индивидуальный характер, касаясь определённых категорий родственников. Строго соблюдалась племенная эндогамия: браки между представителями разных племён осуждались обществом.

В конце XIX - начале XX вв. у туркмен преобладала большая патриархальная семья, особенно прочная в районах, где сохранялось комплексное хозяйство. Большая семья включала в себя несколько поколений родственников или семьи неразделившихся братьев. Семьи, состоявшие из семейной пары с детьми, а иногда одного из родителей мужа, встречались реже. Члены большой семьи вели общее хозяйство, имели общий котёл и кассу. Во главе её стоял старший по возрасту мужчина - отец или старший брат. Над женщинами главенствовала жена или вдова старшего. Власть главы семьи была неограниченной: он распоряжался всем её имуществом и судьбой её членов.

Традиционным жилищем туркмен была юрта (гара ой). В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. В Серахском и Каахкинском районах довольно частыми были дома с куполообразным перекрытием. Среди прикаспийских туркмен были распространены деревянные дома на сваях. Ныне сельское жилище обычно - 3-4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2-4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время. Хозяйственные помещения вынесены в заднюю часть двора. В настоящее время юрта бытует во многих районах в качестве летнего жилища на усадьбе или как жилище чабанов на отгонных и сезонных пастбищах. Для современных городов характерна многоэтажная застройка; сохраняются и благоустроенные одноэтажные дома с усадьбами.

В современной одежде сочетаются традиционные элементы с городскими общеевропейскими формами. Мужской костюм, сохраняющийся у пожилых туркмен, состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат или пальто. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под которой надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует национальная обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шёлковые халаты (гырмызы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и молодые мужчины.

Женщины в сельских местностях, реже в городах, носят платья (койнек) туникообразного покроя длиной по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енгсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрывают большим шёлковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором во многих районах служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка (тахя, борик). Среди городской молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии. В сельских местностях сохраняются халаты. Для национального женского костюма характерно значительное количество серебряных украшений.

Современная пища туркмен сохраняет национальную специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с различными приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), различные молочно-кислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай (гок чай).

У туркмен достигли расцвета литература и различные формы народного и профессионального искусства, сложилась национальная интеллигенция.

Об истории, культуре и быте туркменского народа написано много. Но они, в основном касаются туркмен, которые проживают на территории современного Туркменистана, или на территории стран бывшего СССР. Выяснилось, что в странах, не входивших в состав СССР, проживает около 10 миллион этнических туркмен, и это, больше чем в самом Туркменистане. Такое положение дел, делает вопрос изучения гуманитарных процессов связанных с туркменами весьма актуальным. Так, в стране действует «Гуманитарная ассоциация туркмен мира», которая занимается налаживанием культурных и гуманитарных связей с туркменскими диаспорами по всему миру. Мы тоже, решили собрать информацию о том, в каких странах кроме постсоветского анклава, проживает больше всего туркмен, чем они живут, и как им там живется, в условиях современных экономических и геополитических реалий.


ТУРКМЕНЫ В ИРАКЕ


Туркмены - это третий по численности этнос в Ираке. Туркмены населяют преимущественно северные провинции страны, вдоль этнической границы расселения арабов и курдов. Современные иракские туркмены являются потомками туркмен, переселенных в Месопотамию в Средние века более 1200 лет назад, в период правления Аббасидов, которые пригласили туркмен в свою армию. Они, качестве военных колонистов для защиты дорог и опорных пунктов на переднем крае борьбы с Персией. Основная часть их компактно проживала в окрестностях города Киркук, столицы одной из самых нефтеносных провинций Ирака. Согласно переписи населения 1957 года, туркмены составляли 67 процентов населения Киркука. По последней переписи населения в 1957-м году туркмены составляли 10 процентов жителей Ирака. Соответственно, с учетом прироста населения сейчас в Ираке около трех миллионов туркмен. Официальные иракские данные, в которых приводятся намного меньшие цифры, направлены на дискриминацию туркмен.


Туркмены - мирный народ, преимущественно они становились чиновниками или торговцами. Среди них в Ираке больше всего людей с высшим образованием, и они считаются традиционно одной из наиболее прогрессивных групп населения. Они - лояльные граждане Ирака, никогда не восстававшие, несмотря на все притеснения. Поэтому их судьба и привлекает к себе так мало внимания. После создания в 1932-м году иракского государства власти начали стараться отрицать сам факт существования иракских туркмен. Школы с преподаванием на турецком языке были закрыты, газеты запрещены. Туркменские интеллектуалы и лидеры отправлены в изгнание. Начиная с 1920-го года, шесть раз туркмены становились жертвами масштабных погромов. Четыре из них были устроены иракскими властями, два - курдскими организациями. Чтобы сделать туркмен меньшинством на их земле, начиная с 50-х годов туда переселялись арабы и курды. Еще более целенаправленной политика ассимиляции стала с приходом к власти партии Баас. Туркмены были лишены политических, культурных и административных прав, при переписях населения их принуждали называть себя арабами или курдами, в туркменских городах Киркук, Мосул и Эрбиль туркменам было запрещено приобретать недвижимость и предприятия. Более 1000 выдающихся туркменских общественных деятелей и интеллектуалов, протестовавших против этого, были казнены или убиты. При Саддаме Хусейне, из провинции выдавливали национальные меньшинства, поощряя миграцию арабов. Западные оккупанты и местные власти, последние годы проводили политику заселения этой нефтеносной провинции этническими курдами, которые помогали им свергнуть режим Саддама Хусейна. Поэтому туркмены чувствуют себя обиженными и прежним режимом, и новыми захватчиками. В последнее время, этнических туркмен Ирака пытаются привлечь на свою сторону вооруженные силы Турции, в борьбе против террористов, совершающих рейды на приграничных районах Турции. Исторически, иракские туркмены всегда выступали за сохранение целостности и единства Ирака, однако, на фоне заявлений курдов о создании независимого Курдистана, лидеры туркменских общин также выразили желание, создать собственную независимую автономию.


ТУРКМЕНЫ В СИРИИ


Сирийские туркмены, проживающие на территории современной Сирии, являются третьей по численности народностью этой страны после арабов и курдов. Там проживает около 3 миллионов этнических туркмен, что составляет 13% населения стран. Из них только 1,5 миллиона знает свою историю и туркменский язык.


Появление туркмен в Сирии произошло ранее 6 века. После битвы между сельджуками и газневидами при Данданакане началась усиленная миграция туркмен, которые расселились в городах Триполи, Дамаске, Латакии, Халебе, Хаме, Хомсе и Кунейтре, и вскоре полностью взяли контроль над Сирией. В 1072 году сельджукский султан Мелик-шах с помощью туркменских ополчений захватил Северную Сирию и часть Палестины. В 12 веке, туркмены внесли большой вклад в защиту всего региона от крестоносцев. Вплоть до конца первой мировой находящаяся под османским владычеством Сирия развивалась под культурным, социальным, экономическим влиянием тюркской культуры. Однако, с 1936 года туркменам Сирии было запрещено говорить на родном языке и издавать литературу на родном языке. Лишенное всяких культурных прав туркменское меньшинство было лишено и права образования на туркменском языке. Туркменам Сирии было запрещено создавать кружки и партии, объединения для подачи своего голоса. Но в период Башара аль-Асада в сфере основных прав и независимого развития сирийских туркмен были сделаны значительные послабления, на фоне налаживания дипломатических отношений на государственном уровне.


До гражданской войны сирийские туркмены в основном занимались обувным делом, большое количество обувных фабрик в г. Алеппо принадлежат именно этническим туркменам. Также, большое количество сирийских туркмен составляет интеллигенцию страны, среди которых деятели культуры, ученые, политики и военные. Так, например, бывший министр обороны Сирии Хасан аль-Туркмени был из числа сирийских туркмен. До недавнего времени сирийские туркмены не испытывали в Сирии национального или религиозного давления, поскольку являются мусульманами-суннитами, как и основное население Сирии. А на фоне других живущих в многонациональной Сирии наций являются одной из самых «безобидных». Тем не менее, сирийские туркмены-сунниты стали объектом ненависти повстанцев, которые при поддержке западной коалиции, требуют смены режима в стране и не брезгуют прменять террористические методы против мирного населения.


ТУРКМЕНЫ В ИРАНЕ


Туркмены в Иране являются крупнейшей группой туркмен проживающих за пределами Туркменистана. Точные данные о численности туркмен в Иране отсутствуют. По разным оценкам в Иране проживает от 1,5 до 3,0 млн туркмен, что составляет около 3% населения страны. Наибольшее сосредоточение туркмен находится в двух регионах, более компактном западном, куда входят междуречье Атрека и Горгана, и более дисперсную восточную в приграничном Копетдаге, в низовьях реки Кешефруд и долина р. Герируд (Теджен). Туркмены оказались одним из разделённых народов после 1885 года. После заключения мира с Иранским шахом и определения современных границ, Ирану отошла та часть, которая до сих пор называется в народе «Туркмен Сахра», которая была заселена преимущественно туркменскими племенами.


Судьба туркмен по разные стороны границы складывалась по-разному. Индустриализация, урбанизация и более интенсивная модернизация в советском Туркменистане привела к сплочению разрозненных кочевых племён в единый народ, с более чёткими культурно-языковыми атрибутами. В то время как, Иранские туркмены долгое время представляли собой группу полукочевых племён, сохранявших более традиционный уклад. После исламской революции 1979 года усилилось культурно-языковое давление на неиранские народности страны. В теократическом шиитском Иране туркмены-сунниты долгое время чувствовали себя неуютно, и в итоге были вынуждены принять местную культуру и ассимилироваться с местным населением. Особенно подобные тенденции заметны в городах, Горган и Гонбад-э-Габус. Добровольная ассимиляция наиболее выражена среди молодёжи. Женщины-туркменки перестали носить колоритные среднеазиатские национальные костюмы, перейдя на черную иранскую паранджу. Многие семьи полностью перешли на фарси за последние 10-15 лет. В городах практически исчезли вывески на туркменском языке. Однако культурные связи сохраняются. Иранские туркменские организации и общественные активисты участвуют в работе Всемирной ассоциации туркмен Мира, ежегодно проходят культурные мероприятия посвященные дню поэзии Махтумкули. Два государства связывают давние дружественные отношения, взаимовыгодные экономические связи. Основным занятием этнических туркмен в Иране является - земледелие и ремесленничесвто. Из ремесел, бытующих среди туркменского населения, следует отметить кузнечное (кузнец обычно одновременно бывает и лекарем, табибом), ювелирное и некоторые другие. В Иране пользуются славой искусных мастеров туркмены-плотники; их охотно приглашают в качестве строителей домов и для поделки различного рода деревянных предметов.


ТУРКМЕНЫ В АФГАНИСТАНЕ


Афганские туркмены — это вторая по величине и значению группа этнических туркмен за пределами современного Туркменистана. Здесь проживает примерно 2 миллиона туркмен, что составляет около 3% населения страны. Туркменские поселения сконцентрированы на северо-западе, вдоль границы с Узбекистаном и Туркменистаном в окружении более многочисленных афганских узбеков. Более половины современных туркмен — это потомки беженцев, опасающихся коллективизации в Туркменской ССР в 1920-х годах. Точные данные о численности туркмен в Афганистане отсутствуют, так как из-за гражданской войны переписи не проводятся. В Афганистане и в настоящее время основная масса туркмен продолжает заниматься кочевым и полукочевым скотоводством и ковроткачеством. К оседлому земледелию перешла лишь очень небольшая часть туркмен, живущих главным образом в Мазари-Шерифской провинции. О том, какое важное место занимает в хозяйстве Афганистана туркменское овцеводство, можно судить по следующим данным: туркменские скотоводы Шибиргана, Меймене и Андхоя владеют подавляющим большинством 4-миллионного поголовья каракулевых овец в Афганистане; туркмены поставляют до 90% афганского каракуля, по производству которого Афганистан занимает одно из первых мест в мире. Повсеместно среди туркмен широко распространено ковроткачество и валяние кошм, главным образом в качестве домашнего производства. Туркменские ковры, пользующиеся всемирной известностью, часто называют еще «афганскими коврами». Туркменское меньшинство не принимало участия в (гражданской войне) 1990-х годов и поддерживает дружественные отношения со всеми этническими группами в Афганистане, поэтому может играть важную роль в объединении всех враждующих фракций», - говорит д-р Джамахир Анвари, министр по делам беженцев и единственный туркменский министр в правительстве президента Хамида Карзая. Это «единственная национальность без крови на руках», сказал он, добавив, что их нейтралитет ставит их в наилучшее положение в процессе объединения воюющих фракций.


ТУРКМЕНЫ В ТУРЦИИ


Отдельного рассмотрения стоит история туркмен на территории современной Турции. Туркмены эмигрировавшие в Анатолию в 10 веке составили основу этноса Османской империи, которая стала 26-ой по счету цивилизацией, доминировавшей в этом регионе, а в впоследствии ставшей Турецкой республикой. Однако, несмотря на то, что в целом народ двух стран имеет очень большую языковую, культурной и духовную схожесть, этнический состав современной Турции является гетерогенным и разнообразным, в силу того что этот регион исторически является перекрестком миров. Пожалуй Турция является единственной страной, кроме республик бывшего СССР, в которой этнические туркмены живут благополучно и в мире с другими этносами, по сей день.


ПРОЧИЕ СТРАНЫ


Кроме названых стран, небольшие туркменские диаспоры от 5 до 20 тысяч человек проживают и в других странах ближнего Востока, но большинство из них уже не знает туркменского языка и исторического происхождения.


ТУРКМЕНЫ В СТРАНАХ БЫВШЕГО СССР


Согласно переписи населения от 2011 года, в России проживает чуть более 36 тысяч этнических туркмен, что составляет менее чем 0,03% населения страны. Наибольшие туркменские диаспоры имеются в Ставропольком крае, Москве и Астраханской области. В соседнем Узбекистане по данным переписи 2000-го года, проживало около 152 тысяч туркмен, это около 0,6% населения страны. Туркмены в Узбекистане населяют в основном в приграничные районы, которые относились к древнему Хорезму и вдоль бассейна реки Амударьи. В Таджикистане, согласно офоициальным данным проживает около 20 тысяч туркмен, что составляет всего лишь 0,3% населения страны. В остальных постсоветских странах численность этнических туркмен совсем малая, и рассматривается в категории прочих национальностей, или вместе с прочими тюркскими этносами.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.