Психологические причины мизантропии. Философия. Разумная мизантропия. Кто такой мизантроп, и что такое мизантропия

В современном мире всё чаще можно встретить человека, который называет себя МИЗАНТРОПОМ . Многие книги и фильмы выбирают в качестве главных героев именно такой тип личности.

В чем причина популяризации и в каком контексте будет верно употребление этого понятия? Предлагаем детально разобраться в этом...

Меня часто называют занудой, зазнайкой и мизантропом.
Предупреждаю всех: на самом деле я гораздо хуже.
Аль Пачино

Кто такой мизантроп, и что такое мизантропия?

Углубляясь в корни, слово мизантропия происходит от греческих «мизос» - ненависть и «антропос» - человек, т.е. буквальный перевод – «человеконенавистничество», нелюбовь к человечеству в целом и отдельно к людям.

Исходя из этого, мизантроп – это человек, который не любит людей, ненавидит и презирает общество, часто противопоставляя себя ему. Ученые, психологи утверждают, что на практике, данное определение является не достаточно верным. Встретить человека, который глобально ненавидит людей и человечество в целом, практически нереально. Если такой случай и встречается, то он объясняется серьезным психологическим заболеванием. Мизантропия, в свою очередь, не является психическим отклонением.

В частых случаях, у мизантропа есть один или несколько человек, которых он любит, и которым он доверяет. Попадают в этот узкий круг только после тщательного отбора. К остальному обществу он испытывает устойчивое негативное чувство.

Таким образом, мизантропия не есть человеконенавистничество в его прямом понимании. Это критичное отношение к людям, которое имеет свои границы и не является тотальным.

Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать.
Мария фон Эбнер-Эшенбах


Мизантроп крайне редко находится в большой компании. Может проявлять индивидуализм в резкой, критичной форме.
Основными признаками мизантропии могут быть:
  • поиск подвоха и провокации в каждом действии окружения;
  • недоверие к людям;
  • нежелание проводить встречи в публичных местах (предпочтительней выставка или сквер в парке);
  • охотнее будет писать сообщения, нежели отвечать на телефонные звонки;
  • нежелание первым начинать разговор (молчание не вызывает неловкости).
О мизантропии можно говорить не только в контексте ненависти к миру, но и в смысле отшельничества, нелюдимости, а также высоких требованиях к окружающим.

Классическое понимание этого термина, пришло в обиход культуры после появления на свет пьесы Мольера «Мизантроп». Именно в этом произведении, автор наиболее объективно трактует понятия мизантропии, показывает переживание главного героя, его отношение к миру и к людям.

Очень часто, когда говорят об отрицательном отношении к обществу, мизантропов путают с социофобами или антропофобами. – человек, который боится общества, а – челочек, который боится людей. И первый и второй случаи являются психическими отклонениями, которые решаются с помощью специалистов.

Мизантропия, как указывалось ранее, не болезнь, а качество характера, иногда, личный выбор человека. Однако, это качество, может быть сопутствующей особенностью при возникновении психиатрических заболеваний и оказывать влияние на их течение.

Сложность в характере мизантропа не помешает ему построить счастливую или добиться успеха. Это будет возможно только в том случае, если он сумеет найти гармонию собой и внешним миром. Среди мизантропов множество известных личностей, которые оставили весомый след в истории и культуре. Так, Ницше, при всем его презрении к морали, религии, является, до сих пор, читаемым во всем мире.

Артур Шопенгауэр высказывался о ненависти к миру, но при этом он один из самых известных мыслителей в истории. Есть и негативные примеры мизантропов. Создание лучшего человечества путем очищения репрессиями – идеи Адольфа Гитлера, которые являются ярким примером мизантропии.

Причины мизантропии

Причины мизантропии могут быть разные. Но можно выделить два основных фактора, которые влияют на формирования этой особенности.

Первый фактор – тяжелое детство

С самых ранних лет человек не видел ничего доброго, хорошего, не чувствовал любви. Обычно, это дети из неблагополучных семей. В силу обстоятельств формируется стойкое негативное отношение к миру. Эти люди уверены, что везде подвох и, по-другому, быть не может.

Второй фактор – особенная чувствительность характера и обостренное чувство справедливости

Тонкая душевная организация таких личностей будет стремиться к идеалу и, разочаровываться, не найдя его. Также, чувствительные люди редко отличаются стрессоустойчивостью. Постоянный переизбыток общения с разными людьми может негативно отразится на личности.

Ярким примером может послужить всем известная фраза поэта из Германии Генриха Гейне: «Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся мне звери. ». Так же, причиной предрасположенности к мизантропии, могут быть внутренние комплексы, низкая самооценка, неуверенность в себе.

В каком возрасте проявляется внутренний мизантроп?

Как утверждают ученые и психологи, обычно, мизантропия возникает с подросткового возраста. В тот момент, когда у ребенка просыпается их собственное «я». Появляется способность к мировоззрению, рефлексии и критичному мышлению.

Когда у маленького человека начинает появляться отношение к действительности, к людям, он начинает осознавать, что мир и люди могут быть не всегда дружелюбны, могут быть лицемерны и несправедливы. Будучи еще маленьким человеком, но которому присуще обостренное чувство правды и справедливости, он может узнать в себе мизантропа.

Политика, войны, множество негативных фильмов про смерти, подлость и предательство – всё это еще больше усугубляют ситуацию и провоцируют появление мизантропов.

Типы мизантропов

Обычно, мизантропов разделяют на два типа:

1. Ожесточённая личность, которая проявляет свою ненависть ко всему миру

Такой тип мизантропов, видя только худшую сторону мира, считает, что человечество не изменится и лучшим решением проблемы будет полностью избегать общения. Иногда они выбирают критический путь и становятся затворниками, отшельниками.

2. Борец за справедливость

Это мизантроп-идеалист, который в глубине души любит этот мир, и мечтает, чтобы он стал лучше. Такой тип, является сторонником всяческих реформ.

Он тяжело переживает любые человеческие несправедливости. Жестокое отношение к животным, ухудшение экологии, матерные слова при детях, разбросанный мусор – все это остро воспринимается мизантропом. Как следствие – резкое категоричное отношение к определенным личностям, но не к миру в целом.

Мизантроп - это человек, ненавидящий людей, чуждающийся их.

Итог

Мизантроп и особенности его характера не оставляют равнодушным никого. Этих людей можно ненавидеть, но и можно ими восхищаться. Магнетизм и неоднозначность характера такого человека приковывает внимание.

Эту черту используют авторы в своих произведениях, беря за основу главного героя - мизантропа. Вспомните Печорина из «Герой нашего времени», Шерлока Холмса или современного доктора Быкова из сериала «Интерны». Согласитесь, этих персонажей нельзя назвать абсолютными положительными героями, но они захватывают наше внимание своей уникальностью, которая, порой, граничит с безумностью.

Мудрость человека проявляется в его борьбе с собственной мизантропией.
Автор неизвестен


В рамках этой статьи мы выяснили, что мизантроп - это человек, который не любит людей. Но так ли это на самом деле?

Оглянитесь вокруг, возможно, за маской человека, который вам несимпатичен скрывается личность, которая искренне любит этот мир, но в силу обостренного чувства правды, просто не может смириться с его несправедливостью? Как вы считаете? Поделитесь с нами своим мнением.

В числе наиболее известных мизантропов - Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Джонатан Свифт, Франц Кафка, а так же любимцы миллионов телезрителей - (House Md) и (The Вig Bang Theory). Неужели у всех этих настолько разных людей и персонажей есть общая черта? Или же неприязнь к людям у каждого из них своя, особенная? Мы решили разобраться в этом вопросе, и вот что получается…

Кто такой мизантроп?

Мизантропия (от греческих слов «ненависть» и «человек») - отсутствие интереса к людям, либо презрение, либо ненависть к человечеству, его слабостям, моральным ценностям или их отсутствию. Одновременно все эти компоненты смешаны быть не могут, так как взаимоисключают друг друга: безразличный не обращает на других внимания и наслаждается одиночеством, презирающий любуется собой на фоне массы посредственностей, ненавидящий на самом деле боится и сам же страдает от своей нелюдимости.

Независимо от вышесказанного мизантропов можно разделить на две категории. Первые проявляют общую неприязнь к человечеству в целом - то есть homo sapiens как к несовершенному, полному противоречий и пороков виду - и, в принципе, замечают многие типичные недостатки в себе самих. Вторые, напротив, любят человечество в целом и себя как его часть - им не безразлично будущее, они могут бороться за сохранение природы, реформы образования и т. д. При этом они испытывают сдержанную неприязнь и недоверие к отдельно взятым людям - ничего требуют от других, но и не ожидают от них. Такие люди не смогли бы уехать на необитаемый остров и жить так как в раю - им нужно хотя бы ощущать присутствие себе подобных.

В любом случае неверно истолковывать мизантропию как полную изоляцию от людей. Как правило, мизантропы поддерживают нормальные, тёплые отношения с небольшим кругом избранных людей, которые проявили себя достойными уважения, честны перед собой и окружающими, умеют контролировать своё эго и, как следствие, способны к истинной дружбе, привязанности, преданности и любви.

Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой - максимальная блокада социально-коммуникативных связей.

Причины мизантропии

Мизантропами часто становятся люди с интеллектом выше среднего, которые в силу своей генетической предрасположенности, образованности (а может и количеству прожитых жизней) возвышаются над «средними» людьми. Мизантроп не обязательно относится к остальным с высокомерием и считает их «быдлом» - он может и осознавать, что каждый разумен в силу своих возможностей (никто ведь не презирает приматов, за то что они не настолько умны, как люди). Однако проводить время в подобном обществе интеллектуал не хочет и даже не может - им невыносимо скучно слушать «общение» обычных людей, погружённых в мелкую, ничего не значащую суету, сплетни, склоки, желание произвести на кого-то впечатление…

Отдельный случай вынужденной мизантропии у одаренных людей - это ответная реакция на отношение к ним окружающих. Выдающихся личностей часто не понимают, не принимают, ненавидят и часто подвергают издевательствам, насмешкам и гонениям. Ничего удивительного, что одарённый человек отвечает взаимностью толпе уязвлённых посредственностей.

Ещё одна возможная причина мизантропии - это идеализм. Некоторые люди, сталкиваясь с несовершенством реального мира и его несоответствием утопическому порядку и гармонии, не выдерживают этого противоречия. Нетерпимость к недостаткам, которые встречаешь на каждом шагу, выливаются в ненависть. Сложность в том, что такого рода мизантропами часто становятся люди с тонкой душевной организацией, которые очень остро чувствуют все то гадкое, что есть в людях, и искренне переживают по этому поводу. Пытаясь исправить, «вылечить» человечество, они сталкиваются с тщетностью своих усилий, и начинают ненавидеть людей еще больше.

Мизантропия как философия существования и модель (анти)развития общества - это болезнь нашего века в принципе. Многие люди были воспитаны в духе «выживает сильнейший» и «после меня хоть потоп», и по сей день руководствуются этими принципами. Они не спрашивают себя, куда эти лозунги ведут, не задумываются о том, кто их создал и с какой целью пропагандирует. Они - мизантропы от недостатка интеллекта, а не от его избытка.

Встречаются и такие мизантропы, для которых ненависть ко всем и ко всему - просто способ почувствовать себя уникальным, не имея на то никаких действительных причин. Эти люди (чаще всего подростки) являются психологически незрелыми, не любят себя по-настоящему и проецируют эту нелюбовь на всех окружающих. При этом он, конечно, не понимает истинной причины своей «выдающейся нестандартности», которая кроется в отсутствии близких и доверительных отношений в «родительском гнезде».

Не путать с социопатией

Социопатия, - модный нынче диагноз, которым бросаются в адрес мизантропов, простых интровертов и людей, пребывающих в затяжной депрессии. Однако диссоциальное расстройство личности проявляется совсем иначе: оно характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, склонностью к агрессивному поведению и насилию, безответственностью и отсутствием чувства вины, неспособностью извлекать пользу из жизненного опыта и наказания, крайне ограниченной способностью формировать привязанности, бессердечностью и равнодушием к чувствам других людей. В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. Истинные социопаты так же обладают выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, которое грубо не соответствует господствующим социальным нормам и приводит его к конфликту с окружением.

Мизантроп – это личность, не любящая и презирающая человечество как вид, обычно противопоставляющая себя обществу, либо окружающая себя людьми, контрастирующими с социальным большинством. Ненависть к человечеству проявляется не к каждому индивиду, сколько к общей массе, которая необдуманно следует стадным инстинктам выполнения глупых и навязанных правил, догматов и прочих установленных гласных или негласных законов определяющих эмоции и поведение. Раздражает глупость, необразованность, способность допускать ошибки, отказы думать и принимать индивидуальную ответственность вместо подчинения и ухода за моральные нормы. Численность друзей мизантропа обычно невелика, но отношения теплые и человечные, любящие.

Слово мизантроп антоним слову человеколюбящий, при этом не является синонимом социофоба. Мизантропия является особенностью, тогда как – диагноз психиатрического спектра, предполагающий болезненный перед обществом, неумение контролировать данное чувство.

Мизантроп же может общаться со всеми и хочет этого с избранными людьми, его нелюдимость оправдана скорее брезгливостью, чем страхом.

Кто такой мизантроп?

Мизантроп это человек, который держится подальше от людей, проявляет , развитый в достаточно критической форме, выражает человеконенавистнические мысли (может, как наслаждаться этим, восторгаясь своим величием и отличием от низкопробности окружающих, а может страдать от недоразвитости общества и невозможности взаимодействовать). Проявляться мизантропия может периодически, а может выступать основной жизненной философией человека. Толчком для ее развития служит определенная структура личности, свойственная людям с по индивидуалистическому и параноидальному типу, психопатическим личностям.

Мизантропия может быть сопутствующей особенностью развития психиатрических заболеваний и оказывать определенное влияние на их течение (так при параноидальной бредовая конструкция будет приобретать воплощение в виде , где общество будет виновато в нанесении мнимых обид). При этом всем сама по себе мизантропия отдельно не является причиной возникновения психиатрических нарушений и сама не является отклонением от нормы.

Существует мнение, что мизантроп это человек, который не способен ни на какие проявления чувств, кроме , он холодный и бесчувственный субъект. Но мизантропы способны выстраивать абсолютно нормальные отношения и испытывать чувства. Единственное отличие в том, что людей, представляющих близкий круг, мизантроп тщательно фильтрует, каждый раз, серьезно выбирая с кем дружить. В ситуации, когда человек страдает от допущенной ошибки мизантроп и заметят эту ситуацию с одинаковой скоростью и силой реакции, только отреагируют с разными векторами – филантроп кинется на помощь нуждающемуся, а мизантроп отойдет подальше, поморщившись от допущенной человеком ошибки.

Избирательность мизантропичного реагирования может иметь различную специфику проявления в зависимости от степени проявления (переносимость выхода в общество или полное затворничество), от степени реагирования (молчаливое происходящего или бурное негодование), от направленности на определенную группу лиц (пол, возраст, национальность), от реагирования на какой-то конкретный проступок или абсолютно любые недочеты. Сочетание данных факторов складывает уникальный рисунок мизантропичного реагирования каждого человека.

Характерными признаками мизантропа могут быть: нежелание контактов в публичных местах (может сидеть в одиночестве на площади, в сквере, ходить на выставки, при этом бояться того, что кто-то начнет разговор), нежелание заполнять разговорные паузы пустыми темами (молчание не напрягает), нежелание отвечать на телефонные звонки (в приоритете сообщения в различных сервисах общения), покупки через интернет-сайты предпочтительнее выхода в магазин.

Мизантроп и филантроп являются принципиальными противоположностями. Тогда как первые с настороженностью относятся к людям, и даже сквозь позитивные качества продолжают искать негатив, то вторые безоговорочно верят в человечество в целом и стараются быть добрым и помогающим в отношении каждого, знакомого или нет, виноватого или пострадавшего. Ирония состоит в том, что человека качает между этими двумя противоположными полюсами. И филантроп, наткнувшийся в очередной раз на неблагодарность, подлость, особенно в моментах, когда его добротой пользуются, а потом предают, становится мизантропом, ненависть к людям у которого подтверждена фактами и душевными ранами разочарований. Но бывает и обратный процесс, когда благодаря кому-то из окружающих людей, закоренелый мизантроп вдруг дает миру шанс, начинает сомневаться в ущербности человечества и этот процесс так его затягивает, что он оказывается на другом полюсе – филантропии.

Мизантроп – значение слова

В буквальном переводе с греческого мизантропия обозначается, как человеконенавистничество, но понятие значительно больше и рассматривается более широко в контексте нюансов. Распространилось и вошло в обиход понятие после комедии Мольера «Мизантроп», где главный герой изображен в негативном свете, при гротескно заостренных чертах мизантропии, что послужило заведомо негативному отношению и использованию данного понятия для характеристики порочных черт.

Мизантроп антоним филантропу, но синонимов имеет значительно больше, что раскрывает многогранную суть понятия. В контексте мизантропии можно говорить не только о ненависти к человечеству и социальному порядку, но также о затворничестве, отшельничестве, дикарстве, об уникальности, высоких требованиях. Играть на контрастах антонимов и синонимов для уяснения сути понятия не является актуальным и целесообразным, т.к. мизантроп может проявлять филантропские черты, занимаясь благотворительностью (за этим может стоять стремление поднять свою , желание наживы, создание имиджа – ни один вариант не смотивирован желанием помочь или любовью к человечеству).

Мизантропия выражается не в отсечении всех контактов, а в их ограничении, избегании слишком тесных контактов, с не входящими в близкий круг человека. Ненависть может приобретать форму отсутствия беспричинной симпатии, пренебрежения, повышенной критики.

В домашней обстановке мизантроп может быть добрым, чутким и дружелюбным. Но он не будет участвовать в поддержании традиций и правил, которые придуманы большинством. Человек будет надевать праздничный наряд, когда праздничное настроение, а не когда указывает календарь (т.е. игнорировать новогодние традиции и улечься спать – вполне в духе мизантропа). В рабочей атмосфере мизантропия обычно не заметна, люди адекватны и способны не высказывать вслух свое отношение к происходящей нелепице.

Мизантропия не имеет целевой направленности на кого-то одного, подобное раздраженное и критичное отношение касается всего человечества, при этом сам человек пытается дистанцироваться и противопоставить себя общей массе толпы, которая сливается в единый неразумный организм. При кажущейся холодности, мизантропы сверхчувствительны, именно такая чувствительность сильно ранит их при случаях несправедливости, порождая травму и рождая механизм избегающей защиты, выливающийся в мизантропичную философию и способ жизни.

Нелюбовь к социуму связана с чувством презрения к низкому уровню развития и интеллектуальным способностям, к человеческим слабостям и отсутствия характера, склонности повторять ошибки. По мнению мизантропа человек должен представлять собой более совершенную форму и не скатываться до животного уровня, что довольно часто происходит повсеместно и заставляет дистанцироваться от человечества. Но такие требования проявляются и в отношении себя, упор делается на постоянное и соответствие внутренним нормам морали, способности оценить критически и выбрать необходимое, а не следовать за всеми.

Из всего вышесказанного выходит, что мизантропичные черты невозможно отнести исключительно к положительному или отрицательному спектру. Кто-то остерегается таких людей, а кто-то хочет стать на них похожим, ища способы развития мизантропии.

Известные мизантропы

Если человек научился жить, наладив взаимодействие своего внутреннего мира и окружающей действительности, то не имеет значения каковы особенности его личности.

Мизантропы способны устанавливать хорошие отношения, строить семьи и добиваться успеха во внешнем мире, несмотря на отсутствие ярого желания взаимодействовать с людьми. Среди известных мизантропов много философов и мыслителей, и именно такая особенность делает их рассуждения интересными и лишенными приукрашивания действительности.

Шопенгауэр ненавидел этот мир, но его труды востребованы сквозь столетия, Жан Жак Руссо отличался скверным характером и принес миру множество своих творений, Ницше презирал основополагающие понятия культуры и морали, критиковал религию и читаем во всем мире. Благодаря нелюдимости и предпочтению меньше контактировать с людьми Пржевальский занялся изучением животных, а Чайковский написал множество произведений. Даже столь публичная профессия, как актер, не изменила мизантропичность Била Мюррея, ведь интровертированность не влияет на .

Но есть в истории и примеры несущие и деструктивную сторону понятия мизантроп. Адольф Гитлер ненавидел в людях определенные качества, данные от рождения, и стремился к очищению человечества, созданию лучшей расы – все это мизантропичные идеи в своем пике проявления. Методы Сталина также противоположны принципам филантропии.

Мизантропичность не оставляет равнодушным, такими людьми можно восхищаться (чаще всего они очень эрудированны, обладают тонким чувством юмора, завидным ) или ненавидеть (за критику, нежелание подчиняться общественным выдуманным нормам, за выбор не общаться с теми, с кем не хотят). Качество настолько неоднозначное и магнетичное, что повлияло на вымышленных персонажей – Шерлок Холмс, доктор Хаус.

Особенность эта корректируется, вектор направления ее использования различен, так что если вы или знакомые имеют мизантропичные признаки, не торопитесь с суждениями и выводами – там внутри еще много интересного.

Философия. Разумная мизантропия

Если мы прислушиваемся к обоснованной критике нашего поведения, вносим необходимые коррективы и самокритично оцениваем промахи, а наш статус тем не менее остается низким, возникает соблазн обратиться к подходу, который практиковали многие величайшие философы Запада. Мы можем, трезво оценив изъяны господствующей системы ценностей, избрать путь разумной мизантропии, чуждой гордыни и ранимости.

Когда мы, как издавна советуют философы, пристально вслушиваемся в суждения других людей, мы делаем открытие, разом печальное и дающее странное ощущение свободы: взгляды широкой публики на большую часть вопросов путаны и неточны, а то и просто ошибочны. Шамфор выразил мизантропический подход как предшественников, так и потомков, сказав: “Нет мнения зловредней, чем общественное мнение” .

Разочарование в общественном мнении может быть болезненным, зато оно безусловно помогает нам избавиться от тревоги о собственном статусе, от изматывающего желания нравиться окружающим и мучительной тоски по знакам любви.

Одобрение других важно по двум причинам: материальной, поскольку быть изгоем опасно и неприятно, и психологической, поскольку трудно, а то и невозможно сохранять веру в себя, если окружающие нас не уважают.

Именно в этом втором отношении и полезен философский подход: он предлагает не огорчаться всякий раз, как общество нас отталкивает или не замечает, а сперва задуматься: правы ли те, кто так к нам относится? Наше самоуважение должно страдать только от справедливых упреков. Надо остановить мазохистский процесс и добиваться одобрения людей, выяснив прежде, достойны ли их мнения того, чтобы к ним прислушиваться, не стоит искать любви тех, с кем мы перестанем считаться, как только узнаем их образ мыслей.

Возможно, после этого мы начнем отвечать презрением на презрение - мизантропическая позиция, пример которой подают нам многие философы прошлого.

“Происходящее в чужом сознании само по себе для нас безразлично, мы сами к этому равнодушны, лишь только ознакомимся с поверхностью и пустотой мыслей, с ограниченностью понятий, с мелочностью помыслов, с извращенностью взглядов и с заблуждениями, присущими большинству людей… Вот когда мы поймем, что ценить высоко мнение людей - для них слишком много чести! ” - утверждал Артур Шопенгауэр, идеальный образец философа-мизантропа.

В “Parerga und Paralipomena” (1851) он утверждал, что от желания нравиться другим быстрее всего исцеляет понимание их подлинной сущности, по большей части исключительно глупой и грубой. “Во всем свете карточная игра сделалась главным занятием любого общества, - писал Шопенгауэр, - она мерило его ценности, явное обнаружение умственного банкротства”. Более того, картежники обычно хитры и безнравственны: “К сожалению, к сказуемому ‘coquins m?prisables’ на свете имеется дьявольски много подлежащих”. Если же люди не порочны, они, обычно, просто скучны. Шопенгауэр одобрительно приводит изречение Вольтера: “La terre est couvert de gens qui ne m?гitent pas qu’on leur parle”.

Так стоит ли нам всерьез прислушиваться к мнению этих людей? - спрашивает Шопенгауэр. Неужто мы позволим их вердикту и дальше нами управлять? Неужто наша самооценка зависит от кучки картежников? И даже если эти люди уважают нас, чего стоит их уважение? Или, как сформулировал сам Шопенгауэр:

Едва ли аплодисменты публики польстили бы виртуозу, если бы он узнал, что, за исключением одного или двух слушателей, все остальные глухи.

У трезвого взгляда на человечество, при всех очевидных достоинствах, есть один изъян: мы можем растерять большую часть друзей. Шамбор, собрат Шопенгауэра по философской мизантропии, ясно видел эту проблему:

Когда человек принимает решение вести дружбу лишь с теми людьми, которые хотят и могут общаться с ним в согласии с требованиями нравственности, добродетели, разума и правды, а приличия, уловки тщеславия и этикет рассматривают лишь как условности цивилизованного общества, - когда, повторяю, человек принимает такое решение (а это неизбежно, если только он не глуп, не слаб и не подл), он быстро убеждается, что остался почти в полном одиночестве.

Шопенгауэр не страшился такого исхода. “На свете только и есть выбор, что между одиночеством и пошлостью”, - указывал он и советовал учить юношество “переносить одиночество”, ибо необщительность есть признак высоких нравственных достоинств. По счастью, считал Шопенгауэр, всякий разумный человек, поживший и поработавший среди людей, “питает не больше склонности к тому, чтобы вступать в общение с другими, чем педагог к тому, чтобы вмешиваться в шумную игру детей”.

Таким образом, решение избегать общества не обязательно проистекает из нелюдимости - возможно, причина в том, что дружить не с кем. Циники - те же идеалисты, просто с непомерно высокими запросами. Или, словами Шамфора:

О людях, живущих уединенно, порою говорят: “Они не любят общества”. Во многих случаях это все равно что сказать о ком-нибудь: “Он не любит гулять”, - на том лишь основании, что человек не склонен бродить ночью среди разбойничьих вертепов.

Философы-затворники советуют нам прислушиваться к собственной совести, а не к голосам одобрения или осуждения, звучащим вокруг нас. Важно не то, какими мы представляемся некой группе людей, а то, что мы сами о себе знаем. Или словами Шопенгауэра:

Упрек оскорбителен лишь постольку, поскольку справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований. Кто действительно уверен, что ни в чем не заслуживает упрека, тот может и будет спокойно пренебрегать им.

Чтобы исполнить совет мизантропической философии, мы должны отказаться от детской тревоги о том, как отстоять свой статус (задача в любом случае невыполнимая, поскольку, в теории, нам пришлось бы до конца жизни вызывать на дуэль каждого, кто когда-либо нелестно о нас отзывался), а вместо этого черпать удовлетворение из более надежного источника: осознания своей подлинной ценности.

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги Миры и столкновенья Осипа Мандельштама автора Амелин Григорий

ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА «КАНЦОНА» Неужели я увижу завтра - Слева сердце бьется, слава, бейся! - Вас, банкиры горного ландшафта, Вас, держатели могучих акций гнейса? Там зрачок профессорский орлиный, - Египтологи и нумизматы - Это птицы сумрачно-хохлатые С жестким

Из книги Метафизика пата автора Гиренок Фёдор Иванович

5.6. Философия сытых «Все христианские народы, - писал Г. Федотов, - могут считать себя „дважды рожденными“…» (9, с. 3). Вторым рождением устанавливается то, что Б.Вышеславцев называл «человеком с сердцем». «Человек „без сердца“ есть человек без любви и без религии,

Из книги «Матрица» как философия автора Ирвин Уильям

Из книги Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. автора Сарнов Бенедикт Михайлович

ФИЛОСОФИЯ НИЩЕТЫ Для обозначения третьего измерения бытия у каждого было свое слово.Пастернак говорил: Царство Божие, История. Булгаков - бессмертие, вечность. Мандельштам называл его телеологическим теплом. Блок - музыкой.Но разве дело в названии? Важно другое: то, что

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин Борис

Раздел III. Философия - Старые философские места, одни и те же с начала веков, - с каким-то брезгливым сожалением пробормотал Ставрогин. - Одни и те же! Одни и те же с начала веков, и никаких других никогда! - подхватил Кириллов с сверкающим взглядом… Ф.М. Достоевский.

автора Лихт Ганс

3. Философия Мы вступаем в совершенно иной мир, вчитываясь в «Эннеады», или разделенные на девять книг сочинения Плотина из Ликополя (третий век нашей эры). Неутомимый, полуслепой, физически надломленный создатель неоплатонизма часто затрагивает проблему любви; однако он

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Статьи из газеты «Известия» автора Быков Дмитрий Львович

Басманная философия Ровно 150 лет назад, 14 (26 н. ст.) апреля 1856 года в Москве, месяца не дожив до шестьдесят второго дня рождения, умер Петр Яковлевич Чаадаев, первая жертва русской судебной психиатрии. В последующие 150 лет русская философия тщетно пыталась пристроить его на

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

«Философия может существовать только там, где свобода». Философия в СССР (1960–1980–е годы) (беседа Владимира Кантора с Андреем Колесниковым и Виталием Куренным) Что такое философия в СССР в 1960–1980–е годы? Где она существовала реально - в «подполье», в неформальных группах,

Из книги Самоучитель олбанского автора Кронгауз Максим Анисимович

Ай, философия… На связи В русском языке в последнее время распространились две новые формулы прощания, которые показали мне, что я окончательно и бесповоротно устарел.Первая из них построена по аналогии со стандартными формулами прощания с предлогом до: До свидания!

Из книги Русская средневековая эстетика XI?XVII века автора Бычков Виктор Васильевич

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Из книги Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии автора Левченко Ян Сергеевич

1. Нужна ли философия? Вопрос о мировоззрении в науке о литературе обычно не ставится, и в этом есть заслуга формалистов, требовавших спецификации своего предмета. Тем не менее, говорить об отсутствии соответствующего фона вряд ли приходится. Философско-идеологические

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Философия Далеко не во все эпохи отношение к философии было идеально позитивным. В 1850 г. министр просвещения России князь П. А. Ширинский-Шихматов поставил вопрос о том, что «польза философии не доказана, а вред возможен». По настоянию министра были закрыты многие кафедры

Мизантропия как качество личности – склонность ненавидеть, презирать людей, толпу, отчуждаться от них; проявлять неприятие, человеконенавистничество.

Размышления мизантропа: Все люди делятся на три категории: те, кого я не перевариваю, те, кого я перевариваю, и те, кого я уже переварил.

В кабинете психоаналитика: — Послушай, меня все ненавидят… Может быть, хоть ты скажешь, отчего, мерзкий старикашка?

Мизантропия – способность, избегая людей, наслаждаться человеконенавистничеством, презирать распространенные человеческие ошибки и слабости. В отличие от человечности – способности бережно, сострадательно, заботливо и ответственно относиться к другим людям; воспринимать других людей как своих родных и близких; проявлять ярко выраженную склонность к человеколюбию, мизантропия, испытывая чувство изоляции и социального отчуждения, презирает характерные черты, присущие большинству человечества. Она не терпима к стереотипам поведения, стадному инстинкту толпы.

Мизантропия часто ограничивается ненавистью к кодле, к толпе, к ее низменным качествам. Трудно обнаружить в этом что-то негативное. Игорь Губерман пишет:

И мерзко, и гнусно, и подло,

И страх, что заразишься свинством,

А быдло сбивается в кодло

И счастливо скотским единством.

Мизантропия может быть мотивирована эмоциональным выгоранием от межличностного общения. Мамин – Сибиряк в «Имениннике» пишет: «Прасковья Львовна постоянно ошибалась в людях, и с годами каждая новая ошибка отдавалась в ее душе все больней, развивая мизантропию».

Не обязательно, чтобы мизантроп ненавидел весь род людской. Это частный случай. Мизантроп в состоянии поддерживать и развивать отношения с людьми, но не часто и круг таких людей ограничен. То есть он крайне разборчив к выбору своего окружения.

Бестактность, неделикатность, фамильярность и панибратство вызывают у него тошноту. Мизантроп – мастер держать необходимую дистанцию, близкую к холодности и отчуждению, но с людьми, прошедшими его тщательный отбор, он способен установить нормальные во всех смыслах отношения.

Как правило, мизантроп – «шатун – одиночка», «хмырь болотный», ведущий уединенный образ жизни. Удовольствия и прелести социальной жизни не для него. В ней он не видит большого проку. Некоторые психологи считают, что м изантроп — идеалист, борец за справедливость. Истребление редких видов животных, политическая грызня, загрязнение экологии, рассыпанные по автобусной остановке окурки, разбитые на природе бутылки, курение в общественных местах – все это царапает мизантропу сердце. В местах скопления народа он начинает нервничать: «Они громко говорят, матерятся при детях, устраивают «семейные сцены», не смотрят, куда идут, ковыряются в носу (о, Боже!), они ведут себя, как стадо!».

Михаил Лапин в стихотворении «Мизантроп» пишет:

Я живу как живу – не осталось азарта
Вот опять наступило вчерашнее завтра
Лень расписывать в лицах, словах и поступках
Не убудет от слов изобилья в ублюдках
Не хочу, не могу, без обид, не желаю
Больше рад я ей богу, собачьему лаю
Серо-желтым морщинам у штор на гардине
Мотыльку за окном, паучку в паутине
Мизантроп – это человек, разочаровавшийся в человечестве или человеческой природе. Слово «мизантроп» получило особое распространение после одноименной комедии Мольера. Происходит слово от греческого μῖσος (misos , «ненависть») и ἄνθρωπος (Антропос «, мужчина, человек»). Философ-киник Диоген Синопский был известным мизантропом. Он отличался презрением к людям и питал уважение к животным, таким как мыши и собаки, Диоген посвятил свою жизнь доказательству того, что нормы и обычаи, которым следует большинство людей, на самом деле бесполезны для достижения истинного счастья.

Причинами развития мизантропии как качества личности может стать гордыня в таких ее формах как гонор, спесь, высокомерие, надменность, чванливость, тщеславие. Человек, впавший в депрессию, по определению недружелюбно смотрит на мир, то есть депрессия может стать причиной мизантропии. Переизбыток общения, пустословие тоже могут внести свой вклад в развитие данного качества личности. К волонтерам мизантропии также можно отнести проблемы принятия себя, закомплексованность, чрезмерную эмоциональную чувствительность, чувство собственной важности и значимости.

Олицетворением мизантропа был философ Артур Шопенгауэр. Его манифест мизантропа выглядел бы так:

«Чего не должен знать твой враг, того не говори своему другу»
«На все наши личные дела следует смотреть как на тайны; надо оставаться совершенно неизвестным для своих знакомых… осведомленность их в невиннейших вопросах может когда-нибудь при случае оказаться для нас весьма невыгодной»
«Ни любить, ни ненавидеть» – такова первая половина житейской мудрости; вторая ее половина: «Ничего не говорить и никому не верить»
«Недоверие – мать спокойствия»
(излюбленная французская поговорка).
«Забыть какую-либо скверную черту человека – это все равно, что выбросить трудом добытые деньги. Таким образом мы избежим глупой доверчивости и неразумной дружбы»
«В жизни превосходство может быть приобретено лишь тем, что человек ни в каком отношении не будет нуждаться в других и открыто станет показывать это»
«Чем меньше уважаешь других, тем больше они будут уважать тебя»
«Если среди нас есть человек действительно выдающихся достоинств, то не полагается говорить ему этого, словно это какое-то преступление»
«Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются»
«Злобу или ненависть нельзя обнаружить иначе, как действием… Ядовитыми бывают лишь животные, имеющие холодную кровь»
«Немного вежливости и дружелюбия способны сделать людей уступчивыми и услужливыми. Таким образом, вежливость для человека то же, что для воска тепло».

Мизантроп опасается людей, не доверяет им, но внешне это выглядит как ненависть. Он считает, что вокруг одна ложь и провокация. Тот, кто хочет произвести на него благоприятное впечатление, сразу попадает в черный список. В его поведении мизантроп выискивает признаки большого подвоха. Не верь, не бойся, не проси – это его психологическая установка. Недоверие к людям – основа мизантропии. Оно, в свою очередь, стоит на платформе презрения к ним. Мизантроп полагает, что люди всегда мотивированы низменными помыслами, сводящимися к «исть», «есть», «асть» и «ысть». То есть – ненависть, месть, страсть и корысть.

Английский писатель Мэтью Грегори Льюис в романе «Монах» ярко описывает «красоту» жизни мизантропа: «Человек рожден для общества. Как ни далек он от мира, он не способен совсем его забыть, а быть забытым миром для него не менее невыносимо. Исполнясь отвращения к греховности и глупости рода людского, мизантроп бежит его. Он решает стать отшельником и погребает себя в пещере на склоне какой-нибудь мрачной горы. Пока ненависть жжет ему грудь, возможно, он находит удовлетворение в своем одиночестве, но когда страсти охладятся, когда время смягчит его печали и исцелит старые раны, думаешь ли ты, что спутницей его станет безмятежная радость? Нет, Росарио, о нет! Более не укрепляемый силой своих страстей, он начинает сознавать однообразие своего существования, и сердце его преисполняется тягостной скукой. Он смотрит вокруг себя и убеждается, что остался совсем один во вселенной. Любовь к обществу воскресает в его груди, он тоскует по миру, который покинул. Природа утрачивает в его глазах все свое очарование. Ведь ему указать на ее красоты некому, никто не разделяет с ним восхищения перед ее прелестями и разнообразием. Опустившись на обломок скалы, он созерцает водопад рассеянным взором. Он равнодушно смотрит на великолепие заходящего солнца. Вечером он медлит с возвращением в свою келью, ибо никто не ожидает его там. Одинокая невкусная трапеза не доставляет ему удовольствия. Он бросается на постель из мха унылый и расстроенный, а просыпается для того лишь, чтобы провести день такой же безрадостный и однообразный, как предыдущий».

Петр Ковалев 2014 год

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.