За что маяковский осуждает мещан о дряни. «О дряни», анализ стихотворения Маяковского. Главные персонажи произведения

Владимир Владимирович Маяковский - один из известнейших поэтов Серебряного века. Его произведения давно стали классикой и были включены в школьную программу. Маяковского «О дряни», которое также входит в будет проведен в этой статье.

Творчество Маяковского

Общей чертой всего поэтического наследия Маяковского является неизменная сатирическая направленность. Не случайно уже на ранних этапах творчества поэт публиковался в журнале «Сатирикон».

Темы и пороки постепенно изменялись и трансформировались, но сохраняли свою актуальность и полностью отражали дух эпохи. Беспощадный, издевательский смех поэта неизменно попадал в цель. Маяковский обладал невероятной способностью подмечать все язвы и недостатки окружающей действительности и выставлять их напоказ в неприглядной и ироничной форме. Сам поэт близко к сердцу принимал изъяны своей страны и считал своим долгом громогласно заявлять о них.

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» является отличной иллюстрацией сатирического таланта поэта.

Общий план анализа

Любое стихотворение анализируется по традиционному общему плану, который и будет приведен ниже:

  • Тема и идея - определяется главная мысль произведения.
  • Композиционное своеобразие - строение произведение, сюжет, структура.
  • Образы главных героев.
  • Кроме вышеозначенных пунктов могут быть рассмотрены выразительные средства.

Таким образом, можно провести анализ стихотворения Маяковского «О дряни» по плану.

Анализ стихотворения

Рассматриваемое стихотворение, несомненно, относится к сатире. Оно было написано в 1921 году и является гневным протестом Маяковского против мещан. Эта категория людей смогла не только пережить революцию, но и хорошо устроиться при новом режиме, не изменив ни своих ценностей, ни представлений о мире. Как гражданский поэт и верный сторонник революции Маяковский не может спокойно смотреть на подобную язву, образовавшуюся в недавно созданном лучшем и светлом мире. Именно это возмущение поэта легло в основу стихотворения.

Итак, как провести анализ стихотворения Маяковского «О дряни» по плану? Ниже представим разбор произведения, выполненный согласно указанной выше структуре.

Тема и идея стихотворения

Как уже было отмечено выше, в центре повествования находятся мещане. Один из главных их изъянов - вещизм, то есть желание обладать красивыми и дорогими предметами. Маяковский с присущим ему идеализмом не может допустить мысли, что в советской стране люди будут ценить лишь уют, комфорт, благополучие и сытость, пренебрегая общественным долгом и служением новой власти. Обличение мещанства происходит в грубой, резкой и даже жестокой форме.

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» можно начать с первых же строк произведения, где поэт дает понять, что мещане как сословие не вызывают у него неприязни: «Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие». Другое дело - мещанское мышление и образ жизни, заключающиеся в заботе только о своем достатке и благополучии. Именно такой назван поэтом «дрянью». Они быстро приспособились к новым условиям, «оперенье переменив», хорошо устроились, заняв высокие посты «в различных учреждениях». При этом от них нет никакой пользы, так как они не работают, а лишь протирают зады.

Поэт не может смириться с таким положением дел, он гневно и метко обличает стремление мещан к богатству, их приспособленчество. Такие люди могут лишить все перемены смысла, похоронив идеи о братстве и равенстве под кучами вещей и чувством собственной значимости. Именно поэтому в стихотворении слышны нотки обиды и раздражения поэта.

Герои стихотворения

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» кратко можно начать как раз с описания действующих лиц. Как такового лирического героя в произведении нет, его место занимают ничтожные и мелочные мещане. Внешне эти люди создают впечатление, что живут по законам нового строя. Их быт наполнен советской символикой и атрибутикой: картина Маркса, серп и молот на одежде. Даже обращение друг другу - товарищ. Однако это только внешняя сторона их жизни. Главным для них являются не политические идеи и стремление создать нечто новое и совершенное, а собрать как можно больше вещей. Именно материальный достаток и благополучие имеют для мещан ценность. Они думают лишь о себе. Но главная их опасность даже не в их недостойных устремлениях, а в том, как такие люди легко приспосабливаются к новым условиям и продолжают, подобно болезни, разъедать

Эти обыватели опошляют идеи революции и мешают развитию коммунизма. Подобное не приемлет поэт. Именно поэтому в конце стихотворения возникает фантастическая картина: не в силах больше терпеть разговоры мещан, Маркс на портрете оживает и призывает свернуть им шеи.

Композиция стихотворения и изобразительно-выразительные средства

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» с точки зрения композиции включает оценку способов изложения и построения. Огромное значение в стихотворении имеют диалоги мещан, отражающие их ценности и взгляд на мир.

Немаловажными являются и изобразительно-выразительные средства. Например, частое использование уменьшительно-ласкательных суффиксов («потолочек», «спаленка»), что свидетельствует об иронии. В стихотворении много резких, грубых слов: «мразь», «дрянь», «зады». Часто поэт прибегает к гиперболизации, создавая абсурдные картины.

Вывод

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» вкратце можно свести к изложению основной идеи произведения. Она заключается в стремлении поэта искоренить мещанские ценности, которые могут пошатнуть основные принципы коммунизма.

Cлайд 1

Cлайд 2

Слава. Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни. Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина. (Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие.) Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.

Cлайд 3

Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки. И вечером та или иная мразь, на жену. за пианином обучающуюся, глядя, говорит, от самовара разморясь: "Товарищ Надя! К празднику прибавка – 24 тыщи. Тариф. Эх, заведу я себе тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф!"

Cлайд 4

А Надя: "И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!" На стенке Маркс. Рамочка ала. На "Известиях" лежа, котенок греется. А из-под потолочка верещала оголтелая канареица. Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг разинул рот, да как заорет: "Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните – чтоб коммунизм канарейками не был побит!" 1920-1921

Cлайд 5

Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.

Cлайд 6

Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Но на деле он лишь скрылся за опереньем советской символики, в душе остался мещанином.

Cлайд 7

Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. В конце В. Маяковский стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм.

Cлайд 8

Поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи.

Обращение к будущему – способ забыть о настоящем. Именно по этому принципу пишется фантастика. А когда будущее становится частью твоей жизни, как это произошло с писателями и поэтами начала ХХ века, то остается только верить в это самое будущее. Владимир Маяковский свято верил в то, что придет «в коммунистическое далеко», что его «стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо». Поэтому и воспринимал он поэзию как участницу строительства жизни. При этом, стремясь подстегнуть время, обогнать его, поэт чувствовал, что отстает от него, как бы переходит в разряд отжившего:

С хвостом годов я становлюсь подобием
Чудовищ ископаемо-хвостатых.

Возможно, поэтому и усиливаются в его творчестве сатирические мотивы . И если в предреволюционные годы сатира была направлена против толпы, бесчувственной к словам поэта, то когда революция свершилась, сатирической мишенью Владимира Маяковского стали ее враги, прежде всего, внутренние. Например, мещане, которые не были пережитком прошлого. Мещанство, увиденное Маяковским, – порождение настоящего, а значит, вполне живучее, даже процветающее, особенно в условиях строительства новой советской жизни.

Одним из первых ударов по этому явлению Маяковский наносит в стихотворении «О дряни» , анализ которого и будет далее представлен. Первые строки стиха «Слава, Слава, Слава героям!!!» сменяются едкой издевкой над «мразью» , сумевшей выжить под натиском революционных бурь, приспособиться, свить себе «уютные кабинеты и спаленки» .

У Маяковского мещане не просто отвратительны, потому что намозолили «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники» , они опасны уже потому, что ловко оказываются, «наскоро оперенья переменив» , в государственном аппарате, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений (ярко воспроизведенную год спустя в стихотворении «Прозаседавшиеся»).

Наверное, намного больше поэта страшит атмосфера, которую создают вокруг себя мещане, озабоченные тем, чтобы «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина» . Такая атмосфера тщательно прорисована с помощью бытовых деталей, обозначенных точно и выразительно. Например, непременный атрибут советского времени – портрет Маркса (видимо, вместо иконы). Или газета «Известия», ставшая подстилкой котенку. Разве это не кощунственно? А лоснящаяся самодовольством («от самовара разморясь» ) физиономия советского чиновника, не забывающего даже дома называть жену по-партийному: «Товарищ Надя!» А «партийный товарищ» под стать своему мужу: она не только «за пианином обучающаяся» , она еще хочет «с эмблемами платья» , так как «без серпа и молота не покажешься в свете!»

Быт в стихотворении «О дряни» - это не предмет сатирического обличения, это способ выражения политической сущности явления, называющегося мещанством . Принадлежащие к этому классу люди порождены, как ни странно, революционной эпохой, но способны лишь опошлить связанные с революцией представления. Каждая деталь той обстановки, которую они создают вокруг себя, заставляет иначе оценить принадлежащие революции понятия. Даже слово «Реввоенсовет» , то есть Революционный военный совет республики, оказывается связанным со словом «бал» , на котором Надя и собирается «фигурять» в платье с эмблемами. Что может быть нелепее связи подобных понятий?

Маяковский часто говорил о том, как рождаются сатирические произведения. Работа начинается с выбора темы , «напрашивающейся на издевательство». Именно такая тема и лежит в основе стихотворения «О дряни». Но издевка прозвучит лишь в том случае, если в стихе будет «заострено слово». Некоторые приемы подобного заострения Маяковский перечисляет: это «выделка хлыстов-рифм», эксцентричность выводов, абсурдный гиперболизм.

В стихотворении «О дряни» - полный набор. Во-первых, это убийственно резкие рифмы : «мурло мещанина» , «зады» , «мразь» , резкость которых достигается и грубыми, бранными словами. Во-вторых, эксцентричность выводов действительно потрясает:

Страшнее Врангеля обывательский быт.

И конечно, гротесковый финал , в котором смотрящий со стенки Маркс «разинул рот да как заорет» . Настоящий театр абсурда, в действие которого оказываются вовлеченными все читатели этого стихотворения.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе. Таких людей Маяковский не стесняется называть дрянью. Рисуя образ дряней, автор употребляет ряд эпитетов и метафор, которые более точно подчеркивают всю немощность этих людей.

В повседневной жизни такие люди ведут себя по-хамски и неуважительно по отношению к другим, подкрепляя это тем, что имеют приличные финансовые средства. В стихотворении поэт дает себе волю и открыто смеётся над этими людьми, у которых для успокоения души в доме живет кот, на столе всегда присутствует новый выпуск «Известия», а стену украшает главный оратор революционного движения – Карл Маркс.

В строках Маяковский показывает, что не согласен и не будет мириться с таким мировоззрением. В домах этих малодушных жителей находятся и пианино и самовар. Исходя из этого стоит подметить, что Маяковский, как всегда, использует свои приемы по гиперболизации реальности. В конце концов поэт выносит свой вердикт, по поводу такого образа жизни: «Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!». В канарейках Маяковский олицетворяет образ тех самых людей, которые живут скудной и нелепой жизнью.

В конце стихотворения Маяковский иронически рассуждает о революции. И дает читателю понять, что под лозунгами и выкриками о равноправии и коммунизме, данная идея с течением времени просто погибнет. И именно эта составляющая терзает Маяковского и именно из-за этого строчки стихотворения наполнены ненавистью к лицемерному обществу и обидой за свой родной народ, который славно верит в идеи революции.

Анализ стихотворения О дряни по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ласточки Майкова 5 класс

    Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень - унылая пора - очей очарованье, пышное природы увяданье, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема

  • Анализ стихотворения Быть знаменитым некрасиво Пастернака 9 класс

    Стихотворение Быть знаменитым некрасиво написано Пастернаком в форме своеобразного послания другим литераторам, хотя содержание вполне возможно рассматривать и более глобально: как послание всем людям

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Русь

    Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма

  • Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…

    Стихотворение поэт написал в 1842 году. Оно отображает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В тот период Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной особенностью этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.

  • Анализ стихотворения Фета Вечер 7, 10 класс

    Афанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – «Вечер». Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично описывает природу и все эмоции, которые переживаешь

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского

В. Маяковский даже после победы революции оставался поэтом-одиночкой. В его идеалистическом представлении новый строй должен был одним ударом покончить со всеми пережитками буржуазного общества. Одним из главных отрицательных качеств поэт считал мещанство. Поэтому в 1921 г. Маяковский написал стихотворение «О дряни», в котором в очень резких выражениях высказал свое отношение к этому явлению.

Произведение начинается с торжественной похвалы революционным деятелям: «Слава, Слава Героям!». Этой фразе противопоставляется все дальнейшее содержание стихотворения. О героях сказано уже достаточно. Автор предлагает поговорить «о дряни».

Во время суровых испытаний Гражданской войны были заметны и гибли в первую очередь лучшие люди, стремившиеся к высоким идеалам. Вся «дрянь» пряталась по углам и норам и пережидала бурные события. Победа большевиков и возвращение к мирной жизни привели к тому, что «мурло мещанина» вновь почувствовало свободу и возможность возвращения прежних порядков.

Маяковский делает важное авторское отступление. Он предчувствует упреки и заявляет, что «не против мещанского сословия… без различия классов и сословий». Это противоречивое утверждение можно трактовать следующим образом. Мещанин – городской житель со средним достатком. Поэт признает его значение и роль. Но молодое советское государство еще только начинает построение бесклассового общества, поэтому позиция мещан очень сильна. Они могут создать особый класс, подрывающий устои неокрепшего советского общества.

Маяковский видит, что с первых дней новой власти сторонники прежнего режима, «наскоро оперенье переменив», стараются приспособиться и извлечь собственную выгоду. Они занимают скромные и спокойные места в различных советских учреждениях и никак не проявляют себя. Замкнувшись в уютном личном мире, они, как и раньше, постепенно обзаводятся собственностью. Их нелегко распознать, так как собственничество скрыто за ширмой внешней благонадежности. «Мразь» разговаривает по-советски («товарищ Надя») и выставляет напоказ советскую символику («серп и молот», портрет К. Маркса). Их искренние мечты наедине убоги и низменны: прибавка зарплаты, покупка новых штанов и платьев.

Маяковский прибегает к излюбленному фантастическому вмешательству. Глядя на убогое мещанство, внезапно начинает кричать портрет К. Маркса. В этом отчаянном вопле главного идеолога коммунизма автор подчеркивает, что даже белые генералы и капиталисты не так страшны по сравнению с внутренними врагами, разъедающими общество изнутри.

Поэт в целом правильно предсказал одну из причин крушения коммунистического строя: «чтоб коммунизм канарейками не был побит». Человек по своей сути собственник от рождения. Никакие общечеловеческие идеалы не истребят в нем этого качества. Это всегда надо учитывать всем будущим «благодетелям» и революционерам.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.