Телега жизни — н. Анализ стихотворения пушкина телега жизни

«Телега жизни» Александр Пушкин

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас: нам страшней
И косогоры и овраги:
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

Анализ стихотворения Пушкина «Телега жизни»

Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в этот период в творчестве поэта появляются саркастические и даже издевательские нотки, автор пытается обобщить все происходящее и наделить неким философским смыслом.

Итогом таких попыток можно считать стихотворение «Телега жизни», которое было написано в 1823 году. Поэт в это время находился в Одессе и вынужден был служить в канцелярии генерал-губернатора Михаила Воронцова, выполняя мелкие и никому особо не нужные поручения. Согласно воспоминаниям очевидцев, последней каплей, которая переполнила чашу терпения поэта, стала поезда за город с целью выяснить, насколько сильно пострадали посевы пшеницы от полчища саранчи. Считается, что именно после этого случая Пушкин не только составил дерзкий отчет для своего начальника, но и написал стихотворение «Телега жизни», в котором излил всю свою желчь и язвительность.

Философское отношение к действительности, которую поэт был не в состоянии изменить, натолкнуло его на весьма удачный литературный образ. В результате Пушкин сравнил человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», хотя порой и вынуждена вести тяжелый груз. К нему автор причисляет мысли, чувства и поступки людей, которые, тем не менее, не в состоянии ускорить либо замедлить ход жизни-телеги. Повлиять на это можем лишь мы сами, когда «рады голову сломать» ради того, чтобы поскорее добраться к намеченной цели, какой бы призрачной и нелепой она ни казалась со стороны.

Юность Пушкин сравнивает с ранним утром, когда человек лишь садиться в телегу и несется на ней во всю прыть по ухабам и бездорожью, не считаясь со временем и собственными силами. Однако когда наступает полдень, который в трактовке автора символизирует зрелость разума и тела, «нам страшней и косогоры, и овраги». Это означает, что с годами человек не только приобретает некоторую мудрость, но и становится куда как более осторожным, понимая, что на извилистой дорожке даже в добротной и прочной телеге можно запросто свернуть себе шею.

Ну и, наконец, в жизни практически каждого человека наступает тот период, когда ему уже вообще никуда не хочется ехать. У Пушкина вечер символизирует старость, когда человек, проехавший огромный путь, уже настолько сроднился со своей жизнью-телегой, что уже попросту перестает замечать ее привлекательные стороны, радоваться и огорчаться, любить и страдать. На этом этапе все мы «дремля, едем до ночлега, а время гонит лошадей».

Таким образом, Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы.

Примечательно, что это стихотворение было опубликовано практически сразу же после того, как Пушкин вернулся из южной ссылки. Однако в журнале «Московский телеграф» вышла видоизмененная версия этого произведения, из которого Петр Вяземский убрал нецензурные выражения, к которым поэт любил прибегать в моменты крайнего раздражения. Пушкин же, отправляя рукопись Вяземскому, заранее предупредил, что тот может вносить правки по своему усмотрению, признавая тем самым, что «Телега жизни» была написана им под воздействием затяжной депрессии.

"Здесь вижу двух озер лазурные равнины..." Фото: Николай Богатырев

Телега жизни

Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошел! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас: нам страшней И косогоры и овраги: Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей.

Деревня

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой - я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой - люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца - в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединении величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонюсь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Я знаю край: там на брега Уединенно море плещет; Безоблачно там солнце блещет На опаленные луга; Дубрав не видно - степь нагая Над морем стелется одна.

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякой звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Ты внемлешь грохоту громов

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов -

И шлешь ответ;

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт!

Цветок

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок?

Поэт

Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел. Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы...

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит - Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля - Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Философская тематика в стихотворениях Пушкина , его жизненные размышления и наблюдения прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Одним из самых ранних философских произведений Александра Сергеевича является стихотворение «Телега жизни» , написанное в 1823 году. Это был не лучший период в жизни Пушкина. Поэт находился в Одессе, где служил в канцелярии генерал-губернатора Воронцова. Ему приходилось заниматься массой мелких и скучных поручений, которые день ото дня вгоняли поэта в депрессию и философское восприятие действительности.

Известно, что стихотворение «Телега жизни» впервые было напечатано в журнале «Московский телеграф» с литературными правками Вяземского. По просьбе самого Пушкина Петр Андреевич заменил в тексте некоторые нецензурные выражения. Данный факт красноречиво говорит о том, что «Телегу жизни» Пушкин писал не в лучшем расположении духа. Да и сам образ дребезжащей телеги сложно назвать оптимистичным. Не удалая русская тройка, не шикарная карета, а именно телега ассоциируется у поэта с человеческой жизнью.

Первые четыре строки произведения играют роль вступления. Неумолимый ямщик символизирует время, которое гонит телегу жизни вперед. Его никак нельзя остановить, даже сделать небольшую паузу для отдыха. «Телега на ходу легка» , а жизнь человека – быстротечна. Все радостные и печальные моменты, сопровождающие ее, пролетают очень быстро. С помощью ярких и метких эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм человеческой жизни: «седое время» , «лихой ямщик» .

В «Телеге жизни» Александр Сергеевич тонко описывает психологические аспекты основных этапов человеческого бытия. Юность он считает утром жизни. Это время, когда человек полон радости и энергии. Он стремится навстречу новому, неизведанному, хочет все успеть и познать, выпить бокал до дна. В пору рассвета никто не задумывается о чем-то плохом. Молодость дает ложную, но приятную уверенность в том, что человеку принадлежит весь мир. Ей не свойственны лень и апатия, желание отдохнуть.

Зрелость Пушкин сравнивает с полднем. Она предполагает уже другое поведение, поскольку с ошибками и жизненным опытом к человеку приходит трезвая оценка действительности. В зрелости человек более осторожен, он опасается «косогоров и оврагов», обдумывает, как их преодолеть. Почти все поступки человек старается подчинить логике, хотя они достаточно хаотичны по своей природе.

В зрелые годы особенно остро ощущается стремительность жизни, а также опасности, которые подстерегают человека на каждом шагу. В зрелом возрасте в приоритете надежность и стабильность. Перемены переносятся достаточно болезненно. Поэтому все чаще приходится притормаживать ямщика, кричать ему: «Полегче, дуралей!» .

Однако времени нет дела до наших переживаний и опасений. Оно беспрерывно гонит телегу жизни к финишу. Вместе с закатом в дверь стучится старость. «Вечер жизни» – состояние усталости, дремоты, желания заслуженного отдыха и покоя. Человек едет в телеге и ждет уютного «ночлега».

Жизнь в своем вселенском воплощении не меняется и в старости, она существует по тем же законам. Однако человеку очень сложно охватить и понять их своим разумом, проникнуть в глубины бытия. Последняя строка стихотворения «…а время гонит лошадей» – философский акцент всех размышлений автора. Против законов природы нет противодействия. Жизнь все предусмотрела заранее.

Следует отметить, что предложения в стихотворении «Телега жизни» довольно обобщенны. Это говорит о том, что лирический герой не выделяется из общей массы людей, не противопоставлен обществу. В равной мере все стараются приспособиться к жизни и ее законам, привыкнуть к сюрпризам и причудам, встречающимся на пути.

Произведение «Телега жизни» наполнено особенной пушкинской гармонией, принятием жизненных правил и законов, которые невозможно изменить.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина


Телега жизни

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

5 С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, <ебёна мать!>

10 Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

15 Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега -
А время гонит лошадей.

Примечания

Цитаты-комментарии:

  • Сам Пушкин в произведениях не брезговал матерными выражениями. Он их называл «русским титулом». Посылая кн. П. А. Вяземскому стих<отворение> «Телега жизни» (1823 г.) со строкой: «Кричим: <„>валяй,< >ебена мать<“>», Пушкин прибавлял: «Можно напечатать, пропустив русский титул».
  • Вторую категорию составляют стихотворения, лишенные какой-либо фривольности, но с грубыми вульгаризмами. К таким стихотворениям можно отнести куплеты на слова: «С позволения сказать » (1816 г.), «Гауншильд и Энгельгардт » (1817 г.), «К портрету П. П. Каверина » (1817 г.), «На Каченовского» («Бессмертною рукой раздавленный зоил») (1818 г.), «27 мая 1819 г. » («Веселый вечер в жизни нашей»), «К Ф. Ф. Юрьеву » (1819 г.), «На Аракчеева » («Всей России притеснитель») (1818-1820 гг.), «На Стурдзу » («Холоп венчанного солдата») (1818-1820 гг<.>), «Дельвигу » <(«>Друг Дельвиг, мой парнасский брат") (1821 г.), «Мой друг, уже три дня » (1822 г.), «Вигелю » («Проклятый город Кишинев») (1823 г.), «Телега жизни» (1823 г.), «Мне жаль великия жены » (1824 г.), «Рефутация Беранжера » (1827 г.), «На картинки к „Евгению Онегину“ » («Вот перешед чрез мост Кокушкин»<)> (1829 г<.)>, «Как весенней теплою порою » (1830? г.), «Любезный Вяземский, поэт и камергер » (1831 г.) и «И дал<е> мы пошли» (1832 г.).
    Из перечисленных стихотворений необходимо остановиться на «Телеге жизни» и «И дале мы пошли». Текст первого стихотворения со строко<й>: «Кричим: „пошел, ебёна мать“» Пушкин послал Вяземскому как оконча<т>ельный и, лишь имея в виду невозможность его для печати, соглашался на исключение из текста «русского титула», который следовательно в общей концепции стихотворения представлялся Пушкину существенно важным<.> Аналогичный случай имеем и в стихотворении «И дале мы пошли». Из рукописи видно, что стих «Тут звучно пёрнул он - я взоры потупил» представляет собою окончательную редакцию, а редакция: «Тут звучно лопнул он - я взоры потупил»<,> приписанная на полях, является вынужденной цензурными соображениями. Здесь, как и в «Телеге жизни»<,> нецензурные вульгаризмы отнюдь не несут комической функции.
  • В стихотворении «Телега жизни» поэт отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь - путь, молодость - утро, зрелость - день, старость - вечер, смерть - ночь. Для него жизненный путь - бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся «само собой», независимо от воли человека. Сознательно сниженный, деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования: так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни хотел,
Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.

Бессмысленность окружающего мира не может не ужаснуть мыслящего человека. Для поэта, удивительно рано осознавшего свое призвание, она вдвойне трагична: ведь его талант, его ум и душа ни к чему в мире, лишенном высшего замысла и цели!

Стихотворение «Телега жизни» было написано в 1823 году. В это время поэт находился на государственной службе в канцелярии губернатора Одессы графа Воронцова. Читать стих «Телега жизни» Пушкина Александра Сергеевича можно онлайн.

У поэта было достаточно времени, чтобы среди ежедневной рутины скучных канцелярских дел найти минуты для размышлений и творчества. Произведение проникнуто глубокими философскими мотивами. Сам образ скрипучей телеги, а не быстрых саней или скачущей лошади – символичен. Автор сравнивает разные состояния ямщика в разное время суток с этапами человеческой жизни. Утро – начало жизни, ассоциируется с молодостью, энергией, стремлениями. Ямщик полон сил и вовсю гонит лошадей. Полдень – этап зрелости, когда ход сбавлен и нет уж той отваги, а человек, полагаясь на опыт, становится более осмотрительным. Вечером вместе с усталостью стучится старость, и ямщик, дремля, мечтает скорее добраться до ночлега. Колесо телеги совершает свой круг, погрузившись в полную власть устоявшихся жизненных правил и законов. В пушкинских строках тесно переплелись и лирические чувства, и философские размышления.

Текст стихотворения Пушкина «Телега жизни» можно скачать полностью и учить на уроке литературы в классе.

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас: нам страшней
И косогоры и овраги:
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.