Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления. Виды психологической поддержки. Десенсибилизация и переработка движением глаз emdr дпдг

Помощь может классифицироваться также по разным показателям.

По времени действия", неотложная - необходима при осложненных психических состояниях, суициде, в экстремальных ситуациях, случаях насилия и т.д.; продолжительная - оказывается при возникновении длительных осложненных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов при повседневном несении службы.

По направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; опосредованная, когда воздействие и помощь оказываются клиенту через его семью, детей, друзей, родственников, через СМИ. При этом практический психолог может выполнять четыре наиболее важные функции «интервенции»: психодиагностическую, психопрофилактическую, психокоррекционную, организационно-диспетчерскую {социальную).

1. Психодиагностика. Самым разработанным направлением психологической службы в настоящее время является психодиагностика (ПД). В этом направлении имеется множество общепринятых психодиагностических тестов и методик, хорошо отработанных на практике.

Первый этап психодиагностики проходит при приеме на работу. На этом этапе используются методики, отработанные в классической психологии, не требующие адаптации к условиям деятельности.

Следующие моменты психодиагностики наступают на различных этапах адаптации к тому или иному виду трудовой деятельности, когда у клиента могут развиться нарушения, связанные с плохой адаптацией к новым требованиям среды (Човдырова Г.С., 1998, 2003).

  • 2. Психопрофилактика - это очень важное направление, которое имеет еще несколько видов: первичная, вторичная и третичная (см. в следующую главе).
  • 3. Организационно-диспетчерское (социальное) направление психологической службы - это еще одна важная область, имеющая несколько разделов:
    • организация контакта клиентов с различными институтами;
    • распределение к нужным специалистам: психиатру, невропатологу, юристу и др.
  • 4. Психокоррекционная работа (см. следующую главу) - это направление консультативной работы психологов, которая заслуживает специального освещения. В настоящее время много проблем, которые требуют своего разрешения по психокоррекции и медико-психологической реабилитации лиц, длительное время функционировавших в экстремальных условиях . Психологическая помощь может быть весьма разнообразной. К наиболее доступным и простым методам психокоррекции относятся методы личностно-ориентированного воздействия.
  • 1. Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом, психологом или психотерапевтом в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтического семинара. Наиболее распространенной формой является психологическое консультирование. Обращение к соответствующему специалисту не служит признаком психического заболевания, хотя, к сожалению, такое мнение все еще у нас бытует. Индивидуальнопсихологическое консультирование проводится, прежде всего, в целях оказания помощи личности в процессе ее становления для того, чтобы человек мог больше узнать о себе, понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями. Необходимым условием положительных взаимоотношений между психологом и консультируемым является установление контактов, которые характеризуются сотрудничеством, взаимопониманием и положительным принятием друг друга. Задача консультирующего психолога заключается, по сути, в стимулировании и поддержке клиента, находящегося в проблемной или кризисной ситуации. Психолог дает обратную связь, которая выражается в отражении, разъяснении существующей проблемы.

Индивидуально-психологическое консультирование может осуществляться с конкретными целями:

  • коррекции, изменения отношения личности к себе и развития способностей преодолевать в себе страхи, комплексы;
  • информирования по различным особенностям службы, предоставления информации по результатам психодиагностического исследования;
  • ориентации или переориентации на какой-либо вид деятельности, в том числе профессиональной.

В любом случае психологическая консультация всегда должна быть направлена на само осознание личности, на осознание сотрудником индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных способностей, чувств, мыслей и действий.

Необходимыми условиями психологического консультирования являются добровольное согласие на получение консультации, а также доверие консультируемого, его активность и творческое отношение к собственным проблемам. За тем, кто обращается за индивидуально-психологической помощью, всегда остается право принимать или не принимать оказываемую помощь и в конечном итоге самому решать свои проблемы.

Собственно индивидуальная консультация проводится с одним человеком и включает сбор сведений об основных уровнях психологической структуры данной личности. В этом случае психолог может опираться на исследование особенностей моторного развития консультируемого, внимания, памяти, нейродинамики, мышления, характера и других структур личности. В последние годы в связи с усложнением социально-бытовых возможностей и условий в такой форме индивидуальной консультации нуждаются 80-90% обследованных. Но практически это нереально в связи с повышенными нагрузками на одного психолога. Обычно после проведения первичной консультации для индивидуальной, более глубокой формы работы отбирают только наиболее нуждающихся в ней клиентов, т.е. всего охватываются 15-20% из числа нуждающихся. Далее в зависимости от психологических проблем клиента, которые необходимо разрешить, психолог выбирает один из видов психокоррекции и психотерапии:

  • психоаналитическую, семейную;
  • рациональную психотерапию с внушением в состоянии бодрствования (Човдырова Г.С., 1996, 1997, 1999);
  • методы суггестивного воздействия: косвенное внушение, обучение самовнушению на фоне аутогенной тренировки;
  • поведенческую психотерапию в виде включения в группу дебрифинга или систематической десенсибилизации (см. главу 4).
  • 2. Групповая психологическая помощь заключается в участии клиента в групповых тренинговых процедурах. В последние годы различные формы групповой психологической работы стали весьма популярными больше среди психотерапевтов в силу эффективности и большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой в связи с возможностями охвата большего числа людей.

Психолог может организовать разнообразные тренинговые группы, это, прежде всего, группы по развитию навыков общения, гештальт-группы, группы психодрамы, так называемые Т-группы встреч. Менее известны группы телесной терапии, танцевальной терапии, терапии искусством, творческим самовыражением, тренинга умений и др. Участники психокоррекционных групп являются субъектами своих собственных изменений, ориентированными на самовыражение, личностный рост и развитие.

Среди психологов групповые формы работы еще не получили распространения и носят несколько формальный характер, их цель в основном информационная, чаще всего это лекции и беседы, с помощью которых клиентов можно сориентировать на какие-то целевые установки, придать выбору профессии личностный смысл. Наконец, можно сформировать у клиентов адекватную мотивацию, помочь осознать общественную значимость профессии.

Первичная групповая консультация должна проводиться с очень небольшой группой (3-7 человек) в доброжелательной свободной обстановке. Главное назначение первичной консультации состоит в определении мотивов выбора профессии, познавательных интересов, профессиональной направленности личности. На этапе первичной консультации для экономии времени целесообразно использование компьютерной техники, в результате чего консультант по готовым распечаткам дает комплексную интерпретацию полученных результатов.

Прежде всего, консультант может определить, в какой степени у этой группы выражены интересы и склонности к данной конкретной работе. Очень важно, когда психолог направляет определенные усилия на формирование профессиональных интересов и склонностей личности, выносливое терпимое отношение к трудностям и невзгодам службы.

Эффективность групповой работы повышается при использовании совместно с воспитателями учебных фильмов, художественных произведений, проведении экскурсий, организации встреч со специалистами разного профиля, коллективном обсуждении профессиональных проблем и т.п.

Кроме склонностей и интереса к какой-либо профессии, существенным компонентом является наличие особых способностей, которые помогут овладеть какой-то конкретной специальностью. Кроме того, необходимо учитывать показатели физического и психического здоровья.

В странах Запада сейчас в рамках управленческой психологии и педагогики рекомендуется в профессиональные планы включать представления об определенных этапах карьеры, т.е. вместе с профессиональным планом конструируются карьеро- граммы, во многом отражающие уровень притязаний личности и его самооценку.

  • См.: Човдырова Г.С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом,и проблемы повышения стрессоустойчивости личного состава МВД России вэкстремальных условиях: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2000.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее ха­рактером в науке выделяется несколько моделей помощи человеку: педагогическая, диагностическая, социальная, медицинская модель Понятие «психологическая помощь» отражает определенную область социально-психологической практики, полем деятельности в которой является множество вопросов, затруднений и про­блем, относящихся к повседневной психической жизни чело­века. В этом смысле психологическая помощь есть область и способ деятельности профессионального психолога, предназначенная для содействия чело­веку и сообществу в решении широкого круга проблем, поро­ждаемых душевной жизнью человека в социуме. В научной литературе отмечается, что содержание психологической помощи вклю­чает в себя широкий спектр теорий и практик, варьирующихся от такого метода, как глубинное интервью, до социально-психологиче­ского тренинга. Их целью является диагностическое, коррекционное, терапевтическое, образовательное, профес­сиональное и другое вспомоществование человеку.

Собственно психологическая модель психологического консультирования описывается так: причины личностных проблем или небла­гополучия в жизни лежат либо в неадекватном взаимодейст­вии с самим собой и с другими людьми, либо в личностных особенностях людей по общению. В данной модели рассмат­риваются дисгармонии в отношениях между людьми и интрасубъективная напряженность, для преодоления которых консультант опирается как на научные знания, так и на за­кономерности человеческого бытия. Эта модель используется в работе психологов-консультантов, психотера­певтов.

Психологическая помощь классифицирует­ся по разным показателям:

    По времени действия:

- Неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия, в ситуациях острого горя. Этот вид чаще всего относится к компетенции экстренных психологиче­ских служб, телефона доверия. - Продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов.

    По направленности:

- Личностно-ориентированная , направ­ленная непосредственно на клиента, на его обращение за помо­щью. Здесь определяющим является активность клиента в процессе консультирования. Осуществляется расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы.

- Проблемно-ори­ентированная - ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. В этих случаях определяющим явля­ется решение типичных проблем, возникаю­щих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и уста­новкам людей.

    По пространственной организации:

- Контактная , когда бе­седа происходит лицом к лицу клиента с психологом.

- Д дис­тантная , которая подразделяется на телефонную, виртуальную с помощью Интенета и письмен­ную и допускает отсутствие прямого контакта.

    По выполнению функций консультантом:

- Диагностиче­ская заключается в постановке диагноза, составлении психологического портрета клиента.

- Диспетчерская - направление к конкрет­ному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п.

- Инфор­мационная - быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания ее сути, инфор­мирование человека о действенных следствиях. -Коррекционная - устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека.

Консультативная - опти­мальное разрешение «рабочих» вопросов повседневности, так называемых «нормативных» затруднений.

Терапевтиче­ская - процесс лечения психологическими средствами рас­стройств и конфликтов, затрагивающих глубокие слои личности.

    По количеству участников:

И ндивидуальная (когда по лич­ностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной).

Групповая (акцент дела­ется на развивающей, обучающей программе или, при необхо­димости, социальной поддержки группы участников).

    По вмешательству консультанта:

Директивная - указую­щая, дающая советы, как жить, нравоучительная.

Недирек­тивная - «идущая» за клиентом.

Различные методы и психотехнические приемы составля­ют в совокупности и целостности технологию психологиче­ской помощи. Без них отношение консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь превратится в простое выражение сочувствия или морализа­торства.

Вопросы и задания к 1 разделу

    Какие виды помощи оказываются человеку в повседневной жизнедеятельности?

    Дайте определение психологической помощи.

    Назовите классификацию психологической помощи с учетом выполнения профессиональных обязанностей консультанта.

    – Дайте правильный ответ:

Проблемно-ори­ентированная психологическая помощь – это –

А) направление к конкрет­ному специалисту;

Б) ответ на сложившуюся или прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию;

В) постановка диагноза, составление психологического портрета клиента.

    По каким основаниям созданы классификации психологической помощи человеку?

      Направления психологической помощи

Общепризнано, что содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и эк­зистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуа­циях затруднений, возникающих в процессе личностного и со­циального бытия.

Психологическая помощь может включать в себя:

    психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достовер­ность и форму сообщения несет психолог),

    психологическую коррекцию (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и в соответствии с воз­растной нормой психического развития; разрабатывается ин­дивидуальная коррекционная программа),

    психологическое консультирование (помощь психически здоровым людям в достижении ими целей личностного развития),

    психотера­пию (активное воздействие психотерапевта на личность кли­ента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).

Современными исследователями отмечено, что в основе психологической помощи обнаруживается свойственная раз­личным уровням существования живого общая способность к самоорганизации.

Выделяются следующие направления, а также основ­ные области и ситуации, где осуществляется психологическая помощь человеку:

1). Психическое (и духовное) развитие человека (преодоле­ние комплекса неполноценности, удовлетворение эмоциональ­ных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых мораль­ных норм и др.).

2). Экзистенциальные и личностные проблемы человека (воз­растные, профессиональные и личностные кризисы, проблемы идентификации и отчуждения, борьба за личностный и социаль­ный статус и др.).

3). Помощь семье (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь оди­ноким людям, разведенным, поддержка при вступлении в по­вторный брак).

4). Профилактика психического и личностного здоровья (тра­диционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевных страданиях, алкоголиз­ме, разрешении конфликтов и т. п.).

5). Психологическая помощь умирающему человеку и пси­хотерапия горя (малоразработанная и почти совершенно отсут­ствующая сфера психологической деятельности в России).

6). Проблемы пожилого возраста (изменение образа жизни в связи с выходом на пенсию, взаимоотношения с взрослыми детьми, неизбежный дефицит эмоциональных контактов, под­ведение и осмысление итогов прожитой жизни).

7). Проблемы личностной и групповой идентичности, общее психическое состояние (места заключения, больницы, казар­мы, студенческие городки).

8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных си­туациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9). Школьное консультирование (подготовка ребенка к шко­ле, вопросы адаптации в классном коллективе, трудности в обу­чении, взаимодействие семьи и школы).

10). Профессиональное консультирование (выбор профес­сии, профессиональное самоопределение, удовлетворенность трудом).

11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-куль­турной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление эт­нических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддерж­ка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

12). Управленческое консультирование (совершенствование практики управления, повышение индивидуальной произво­дительности и эффективности организации в целом, гумани­тарная экспертиза, консультации по структурным изменениям в организации, обеспечение психологической поддержки в си­туациях нововведений).

В целом совокупность проблем, где психологическая по­мощь является востребованной, многообразна и многогранна. Проблемная зона захватывает область межличностных отно­шений, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, ситуации со­циализации (выбор профессии, создание семьи), вопросы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общест­венного существа, наделенного психикой.

Вопросы и задания ко 2 разделу

Иногда вместо того чтобы безуспешно пытаться справиться с проблемами, лучше обратиться к квалифицированному специалисту за психологической помощью. У многих из нас психологическая помощь ассоциируется с кушеткой и психотерапевтом из американских фильмов. На самом же деле существуют разные виды психологической помощи .

Вообще виды психологической помощи четно разграничить нельзя, потому что в некоторых случаях они могут пересекаться. Но есть несколько критериев , которые помогают выделить основные виды психологической помощи. К таким критериям относятся:

  • специалист, осуществляющий помощь : работает с людьми, психическое состояние которых не выходит за пределы нормы, у него гуманитарное образование; у психотерапевта и психиатра медицинское образование, они работают с людьми, чье психическое состояние выходит за рамки нормы;
  • то, с кем работает специалист : у клиента психическое состояние не выходит за рамки психологической нормы, у пациента - выходит;
  • используемые методы помощи : психотерапия, консультирование, использование лекарственных препаратов и т. п.

Все эти критерии взаимосвязаны : так, психолог работает только с клиентами и медицинские препараты назначать не имеет права, так как у него нет медицинского образования.

Давайте подробнее рассмотрим разные виды психологической помощи. Начнем с психопрофилактики и психологического просвещения. Эти виды психологической помощи, строго говоря, направлены не на помощь как таковую, а на предупреждение тех ситуаций, в которых эта помощь может понадобиться .

Психопрофилактика - это предупреждение психосоматических и психогенных заболеваний. Психологическое просвещение тесно связано с психопрофилактикой и психологическим консультированием. Цель психологического просвещения - сформировать у людей правильное представление о психологической помощи и деятельности психологов.

Не секрет, что многие люди не хотят идти к психологу, считая, что он помогает только психически больным людям с серьезными проблемами. Задача психологического просвещения - разбить этот стереотип, чтобы люди не боялись обращаться за помощью и не усугубляли свои психологические проблемы.

Следующие виды психологической помощи различаются в зависимости от серьезности психологических проблем. Так, психологическое консультирование - это помощь людям, которые находятся в пределах психологической нормы. В этом случае задача психолога - помочь клиенту решить проблему (при этом психологу запрещено давать советы, он должен подтолкнуть клиента к самостоятельному принятию решения, каким бы оно ни было).

Психотерапия направлена на решение более серьезных проблем. Она включает в себя множество направлений, от гипноза и психодрамы до арт-терапии и сказкотерапии, которые можно классифицировать по разным признакам. Психиатрия может быть клинической и неклинической.

Понятие «психотерапия» достаточно расплывчатое. Так, согласно приказу Минздрава, психотерапевт - это врач , лицо с высшим медицинским образованием, получившее соответствующую подготовку. В Европе же психотерапевтами традиционно называют психологов, специализирующихся на конкретной психотерапевтической практике.

А вот психиатрия совершенно точно относится к клинической медицине. Психиатр имеет дело не с клиентами, а с пациентами (хотя так называемая гуманистическая психиатрия рассматривает больных как людей с иным мировоззрением и граничит с психотерапией). Психотерапевты имеют право назначать медикаментозное лечение.

Психокорреция (психологическая коррекция) направлена на восстановление нормы с точки зрения личностных черт и эмоционального состояния. Иногда в качестве отдельного вида психологической помощи выделяют также психологический тренинг , представляющий собой специальные упражнения. Тренинг может использоваться как для непосредственной психологической помощи, так и для диагностики.

Как видите, сложно классифицировать виды психологической помощи: грань между ними достаточно тонкая. Но все они базируются на определенных этических принципах , которых хороший специалист обязательно должен придерживаться. Кратко их можно охарактеризовать всем известной фразой «не навреди».

Важно не бояться обращаться за психологической помощью : проблемы, которые кажутся нам незначительными, могут однажды завести жизнь в тупик. Не стоит бояться психотерапевтов, считая, что они работают только с шизофрениками. Депрессия, скажем, - это не просто плохое настроение, нередко это расстройство требует медикаментозного лечения.

Берегите свое психическое здоровье так же, как бережете физическое : нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту.

1. Виды психологической помощи: психотерапия, психологическая коррекция, консультирование.

2. Профилактическая психологическая помощь.

Вопрос 1. Психотерапия и психокоррекция как разновидности психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник, поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и больного, психолога и клиента. Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция оказывается тесно связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе. В психокоррекционном воздействии психолог придерживается следующей схемы: что есть, что должно быть и что нужно сделать, чтобы было должное.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Цель психотерапии – помощь в изменении или устранении болезненных симптомов или паттернов поведения, мешающих жить с чувством удовлетворенности и счастья. Цель психокоррекции – приведение психических показателей к некоторой норме, к оптимальному уровню функционирования в обществе, когда отклонения еще не приобрели болезненных форм.

В качестве самостоятельного вида психологической помощи психокоррекция выделяется только в советской и пост-советской науке и практике. Две причины: идеологическая (воспитание «нового» человека, способного жить в «новом» обществе) и методологическая (разделение сфер применения - в медицине или в немедицинской практике).



Вообще же существует две точки зрения на соотношение понятий «психокоррекция» и «психотерапия».

А) Признание полного совпадения двух понятий. Основания: идентичные требования к личности специалиста, к уровню его профессиональной подготовки, одинаковые процедуры и методы работы. Однако психотерапия не всегда предполагает коррекцию и не сводится только к ней. Это более широкое понятие, которое включает в себя и психокоррекционные мероприятия в качестве отдельных методик оказания психологической помощи. Психокоррекция как частный случай психотерапии.

Б) Психокоррекция – работа со здоровыми. Психотерапия – работа с больными людьми. Однако во многих случаях невозможно отделить расстройства поведения, вызванные патологическими процессами, и расстройства, обусловленные только психосоциальными причинами. Кроме того, в современной психиатрии все более широкое распространение получает комплексный подход, учитывающий в этиопатогенезе психических расстройств не только биологического, но и психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор выступает этиологическим в возникновении расстройства, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием врачебной психотерапии. Определить общую схему соотношения психотерапии и психокоррекции вне конкретного случая практически невозможно.

В отечественной литературе можно встретить и такую позицию, согласно которой психокоррекция отличается от психотерапии акцентом внимания на настоящем и будущем, тогда как психотерапия может использовать и глубинные методы анализа прошлого клиентов. Однако здесь следует заметить, что в англоязычной литературе имеется совершенно обратная позиция, согласно которой психотерапия обозначает такие методы оказания помощи, которые не используют приемов психоанализа.

Консультирование является видом психологической помощи с целью обучения, наставничества. В отличие от терапии и психокоррекции она заключается в предоставлении советов и обмене информации. Это применение психологических знаний для достижения каких-либо прагматических результатов и подготовки людей как исполнителей, достигающих этих результатов. Консультирование основывается на сборе точной информации о проблеме и о людях, в нее вовлеченных, что нужно для оценки ситуации и предоставлении готовых вариантов решений (альтернатив) для исправления ситуации на основе каких-либо теоретических моделей. Консультирование также предполагает развитие у клиента навыков самостоятельного решения возникающих текущих (локальных) проблем, помогает развить рефлективную позицию себя в проблеме и снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. По сути консультирование изначально выступало как директивная психологическая помощью В 40-е годы консультирование стало развиваться в рамках психотерапевтической парадгимы. Консультирование здесь является психологической помощью в самых разных аспектах жизни человека с целью его адаптации к постоянно изменяющимся социальным условиям. Фокус консультирования сместился на индивидуальные проблемы. Цель – помочь клиенту самоопределиться в решении возникающих проблем, пока они еще не превратились в болезненные проблемы. Итак, консультирование ориентировано на цели образовательной, профессиональной или личностной адаптации людей. Консультирование включает методы: интервьюирование (сбор информации), оздоровление отношений (коррекция), тренинг коммуникативных навыков, предоставление интересующей информации и советов. Виды консультирования: по вопросам образования, карьеры, досуга, по вопросам развития, здоровья, увольнения, приема на работу и т.д. Помощь в выборе подходящей досуговой деятельности, работы, образования за счет повышения компетентности клиентов, мотивирование на те или иные виды деятельности.

В ряде случаев выделяют особый вид консультирования, который называется психосоциальным. Наиболее часто этот термин встречается в медицинской практике, прежде всего – при описании профилактической и паллиативной психологической помощи при ВИЧ-инфекции.

Термин «психосоциальное» широко используется в современной западной науке для обозначения таких состояний психики человека, которые вызваны социальными воздействиями и определяются факторами общественной жизни. Данный термин возник в определенной парадигме, в которой социальное и психическое долгое время рассматривались как отдельные, самостоятельные сферы бытия индивида. Именно переживание своего положения в обществе, представленность социальной сферы жизни в основных психических процессах (эмоции, мышление, воля) относятся к области психосоциального.

Другое значение этого термина определяется тем, что с психологическими факторами связывается не только поведение индивида в тех или иных общественных условиях, но и социальная организация, функционирование общества. Изменение психологии членов общества, согласно подобным представлениям, способно изменить и само общество. Прежде всего, его реакции, способы взаимодействия больших социальных групп, подходы к решению актуальных общественных проблем.

В целях успешного воздействия на психосоциальные факторы жизни общества в середине 50-х годов ХХ века возникла практика консультирования особого рода. Ее возникновение в первую очередь связано с развитием так называемой «социальной психиатрии» - попытке добиться социальных изменений с помощью психотерапевтических воздействий в процессе массовых психосоциальных консультаций населения в целях повышения его адаптивных возможностей и коррекции отклоняющегося поведения. Таким образом, изначально целью психосоциального консультирования являлось повышение готовности людей к изменению поведения через изменение социальных образов, представлений, установок у отдельных индивидов в связи с той или иной социальной проблемой.

Изменения в поведении до сих пор являются единственным средством первичной профилактики ВИЧ-инфекции. Поэтому практика психосоциального консультирования была применена в странах Запада и по отношению к проблеме эпидемии СПИДа, массовое распространение которого в первую очередь зависит как от поведения поражаемого населения, так и от адекватности реагирования на проблему представителей различных социальных институтов.

Например, цель психосоциального консультирования при обследовании на ВИЧ состоит в заострении внимания пациентов на факте реальной угрозы заражения и личных факторах риска в их поведении (даже если они и не относятся к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ). Обследуемый с помощью консультанта должен осознать персональную ответственность за свое поведение, могущее при определенных обстоятельствах привести к заболеванию СПИДом. Задача консультанта - помочь человеку задуматься о необходимости изменения своего образа жизни, поведенческих стереотипов, помочь в планировании и осуществлении этих изменений. Поэтому психосоциальное консультирование предполагает наличие как информационного, так и обучающего аспектов. Обследуемому следует предоставить информацию о распространенности данного заболевания, динамике развития эпидемического процесса, особенностях протекания стадий ВИЧ-инфекции и диагностики, о способах предупреждения заражения и возможности соблюдения правил безопасного секса и безопасного введения наркотиков в конкретных жизненных ситуациях и т.д.

Важной частью консультативной работы является также формирование невраждебного отношения к ВИЧ-инфицированным и представителям групп повышенного риска заражения. Ведь имеющееся общественное мнение может существенным образом влиять на развитие такого явления, как "СПИД-терроризм", которое является защитной психологической реакцией отвергаемых обществом лиц.

Психосоциальное консультирование имеет свои особенности в сравнении с другими консультативными практиками в психологии и медицине. Если в обычном психологическом консультировании акцент делается на изменении некоторых личностных характеристик клиента, то в психосоциальном консультировании по вопросам ВИЧ-инфекции перед консультантом (психологом, врачом) не ставится задача изменения личности обратившегося, даже если к этому есть прямые показания. Задача специалиста в данном случае заключается в использовании личностных и индивидуальных особенностей обследуемого для изменения компонентов в его поведении, рискованных с точки зрения эпидемиологии ВИЧ-инфекции.

Вопрос 2. Иногда в качестве самостоятельного выделяют особый, промежуточный вид психологической помощи – профилактическую . Эта помощь опережает активный запрос со стороны потенциального клиента, расширяя его поле сознания на основе естественного интереса к себе, к качеству своих межличностных отношений. Эта помощь особенно актуальная в условиях психологической неграмотности населения о возможности профессионального решения возникающих проблем.

К профилактической психологической помощи чаще относят особый вид психологических услуг – психопрофилактику .

В отечественной психолого-педагогической литературе профилактика, как правило, рассматривается в контексте проблемы отклоняющегося поведения или как разновидность процесса обучения и воспитания. Первоочередное значение профилактических задач, нацеленных на предупреждение развития дефектов, по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся дефектов отмечал еще Л.С. Выготский. Психопрофилактика – это такой вид деятельности практического психолога, который направлен на предупреждение возможного неблагополучия в развитии личности, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья. Психопрофилактика не исключает других видов работ. В контексте психопрофилактической работы они выступают как структурные элементы и средства психопрофилактики, что изменяет их направленность:

Диагностико-коррекционная работа направлена на обеспечение информацией об особенностях развития личности в условиях определенной социальной среды. На основе такой работы формулируются гипотезы о причинах возможных психологических проблем; выбираются способы и конкретное содержание развивающей или коррекционно-профилактической работы;

Консультирование направлено на обсуждение и прояснение возможных причин возникновения проблемного поведения, личных трудностей определенного человека или группы людей с целью своевременного предупреждения или преодоления неблагоприятных тенденций, обеспечения психологического благополучия в развитии их личности;

Просвещение направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в жизни, в профессиональной деятельности, в межличностном общении.

Профилактическая работа может осуществляться на трех уровнях: а) универсальная профилактика, б) селективная профилактика и в) профилактика по показаниям (в прежних терминах – первичная, вторичная и третичная профилактика). Психопрофилактика различается фокусом воздействия: а) прямой фокус (на нейтрализацию или блокирование факторов, провоцирующих проблемное поведение), в) косвенный фокус (формирование успешных, позитивных жизненных навыков и повышение действия защитных факторов, препятствующих развитию проблемного поведения).

Уровень профилактического воздействия зависит от уровня выраженности проблемного поведения на момент проведения предупредительной работы. Универсальная (первичная) профилактика проводится с людьми, у которых еще нет признаков проблемного поведения с целью развития и закрепления их личностного ресурса справляться со сложными жизненными обстоятельствами адаптивными способами. При этом целевая аудитория универсальной профилактики находится в относительно благополучных условиях, и психологическая услуга направлена на повышение их стрессоустойчивости, развитие социально-психологических навыков, чтобы они были готовы адекватно вести себя при ухудшении социальной ситуации в их жизни.

Селективная (вторичная) профилактика нацелена на людей, имеющих высокий риск возникновения проблемного поведения в сложных жизненных обстоятельствах. Как правило, этот уровень профилактики нацелен на людей, которые уже имеют психологические затруднения (но еще могут с ними справляться самостоятельно), находятся в стрессовых условиях жизни, связанных с плохим личностным или социальным функционированием, проблемными отношениями с окружающими.

Профилактика по показаниям (третичная) направлена на тех людей, у которых уже были зафиксированы единичные случаи проблемного, дезадаптивного поведения, нарушения социального или личностного функционирования, но они еще не приобрели устойчивого и тотального характера проявления, требующего психокоррекции или психотерапии.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какова цель психотерапии?

2. Какова цель психокоррекции?

3. Какова цель психологического консультирования?

4. Каковы причины разделения психотерапии и психокоррекции в отечественной психологической практике?

5. Какие точки зрения на соотношение психотерапии и психокоррекции Вы знаете?

6. Что такое психосоциальное консультирование?

7. В чем специфика профилактической психологической помощи?

8. Перечислите уровни профилактической работы психолога. На что направлена профилактика на каждом из этих уровней?

9. По какому критерию следует выбирать уровень проведения профилактической работы?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

3. Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. – Ростов н/Д.: РГУ, 2002.

4. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.