Исторические события второй половины 18 века. Россия во второй половине XVIII века. Факультет сокращенной подготовки

Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостнический строй в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннего социально-экономического кризиса. Реформы ПетраI явились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений. Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостнической системы.

Экономическое развитие России в середине 18 века достигло своей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм, разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство не могло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостные крестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальная заинтересованность производителя, а она была присуща только свободному, вольному человеку.

Присоединение к России в 18 веке огромных территорий требовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоения этих территорий.

Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, в то же время она была порождена социально-экономическим развитием России и была зависима от монархии.

После смерти Петра I между его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати, последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срок произошла смена лиц политических деятелей.

После смерти Петра I выдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727г. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр II Алексеевич. Но ему было всего лишь 14 лет и для управления страной создается верховный тайный совет (Меньшиков, кн. Долгорукий и др.). Но внутри этого совета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба, победителем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему не пришлось, поскольку в 1730г. Петр II умирает. Трон опять остается свободным.

В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайного совета, совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (под Ригой).



Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которые она и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользу крупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и Анна Иоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым террором против российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.). Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновны в России настает спокойствие. Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, в котором говорилось, что русский престол должен перейти в руки Иоанна Антоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

Естественно, за него правила его мать - Анна Леопольдовна и регент Бирон. Но 25 ноября 1741г. был совершен переворот. Бирона и Миниха арестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильем иностранцев.

Восходит на престол Елизавета, заявившая, что смертная казнь отменяется. Этот запрет действовал все 25 лет ее правления.

В 1755г. открыт российский университет.

Елизавета окружает себя группой советников среди которых были Шувалов, Панин, Чернышов и др.

При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (Фридрих II), приведшая к победе русского оружия. Впоследствии Фридрих II говорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого надо ещё повалить”.

Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засилье военщины. Петр III отменил все ограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получил право ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

Деятельность Петра III вызвало бурю недовольства и в июне 1762г. был совершен государственный переворот. Петра III отстранили от власти, а на престол вошла Екатерина II Великая.

Начинается раздача государственных земель, крепостничество идет вширь.

Екатерина II, опять же используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764г. Все земли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегии экономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (т.е. свободу получили около 1’000’000 крестьян) ; часть земли была передана помещикам.

Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей им земли.

В 1767г. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянам запрещалось жаловаться на своих помещиков. Жалоба расценивалась как тяжкое государственное преступление. Указом от 17 января 1765г. крестьяне могли быть отправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783г. украинские крестьяне приписывались к своим помещикам.

Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649г. уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов. Как реакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волнения и восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, что управление государством не соответствовало времени.

После подавления восстания Екатерина начинает новые реформы. В 1775г. указом Екатерины II проведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначены губернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные и сословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

В том же 1775г. принят указ о свободе предпринимательства и купечества. Этот указ повел за собой необходимость реформ в городах. Процесс оформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами на право вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамота городам (1785г.). Первая грамота была направлена на консолидацию сил дворянства, а вторая отвечала интересам купцов. Цель издания грамот - укрепление власти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российская монархия.

Екатерина принимает решение усиления цензуры после Французской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

В 1796г. Екатерина II скончалась и на престол вошел Павел I.

Характер нового императора был во многом противоречивым. Он делал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянства вернуться в свои полки.

Через некоторое время указом от 5 апреля 1797г. утверждено, что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретил продажу крестьян.

Павел разорвал торговые отношения с Англией.

Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта 1801г. он был убит в Михайловском замке.

Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбой за выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736г., присоединена полностью Кабардино-Балкария, в 1731г. добровольно в состав России входит Казахстан. Во время 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберг.

Во время правления Екатерины II трижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать как самостоятельное государство.

В период правления Павла I происходят великие героические подвиги российских войск под руководством Суворова.

В период правления Екатерина II становится теоретиком, законодателем и в основном претворяет в жизнь назревшие преобразования, причем впервые в русской истории монархом была создана философская концепция функционирования власти и обоснована необходимость ее реформирования. Основу концепции составляла идея просвещения, адаптированная через собственное понимание Екатериной II. Такая политика получила название "просвещенный абсолютизм". Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.

В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомнению. Именно оно должно было стать главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, – это лишь механизмы для реализации верховной воли просвещенного самодержца.

Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената. 15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменялись полномочия и структура Сената. Он лишался законодательных полномочий, за ним сохранялись лишь функции контроля и высшего судебного органа. Структурно Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.

Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал "Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения", написанный самой императрицей в 1764–1766 гг. и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем было много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, принадлежал к европейскому сообществу.

В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий России требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержавия – благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с законами, им установленными. Все граждане равны перед законом. Законы должны пронизывать все сферы жизнедеятельности общества и государства. Поэтому многие главы и разделы (всего в Наказе было 22главы и 655 статей) посвящены торговле, промышленности, народонаселению, воспитанию детей, отдельным сословиям (дворянству, купцам, ремесленникам, предпринимателям), следствию, судопроизводству, системе наказаний и т.п.

Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве в июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.

Однако вскоре выяснилось, что депутаты Уложенной комиссии слабо подготовлены для проведения законодательной работы. Но главное, что явилось причиной неудачи деятельности комиссии, – это возникновение противоречий среди представителей различных социальных, региональных и национальных групп, преодолеть которые в ходе работы так и не удалось. Шло время, а конечного результата не было. В декабре 1768 г. императрица издала указ о роспуске Уложенной комиссии под предлогом начавшейся очередной войны с Турцией. В итоге, получив представление о настроениях в обществе и основу для законодательной работы, Екатерина II самостоятельно занялась правотворческой деятельностью и продолжала управлять государством при помощи именных указов и манифестов, заменив в этом смысле целую Уложенную комиссию.

Другим важным преобразовательным элементом политики Екатерины II стала секуляризационная реформа 1764 г. Еще до того, как она вошла на престол, секуляризацию начал Петр III. Земли, отобранные у церкви, были переданы в ведение специально созданной Коллегии экономии. Придя к власти, дабы упрочить свое положение, она по демагогическим соображениям в августе 1762 г. возвращает церкви движимые и недвижимые владения. Однако той же осенью была создана специальная комиссия, приступившая к упорядочению духовных имуществ. В феврале 1764 г. последовал указ императрицы, продолжавший церковную реформу. Монастырские земли с почти двухмиллионным населением, что составляло 15% населения России, были изъяты у церкви и вновь подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. Реформа повлекла за собой упразднение более половины существовавших в России монастырей (из 881 было оставлено 385), так как содержались они на средства государственной казны. В результате этой реформы духовная власть окончательно перешла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось, по существу, в государственных служащих.

Екатерина 11 в соответствии с исповедуемой ею философией управления окончательно ликвидировала оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, входивших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтийские владения России).

Сильное недовольство у императрицы вызывал автономный статус Украины. С 1654 г. Украина управлялась выборным гетманом, территория делилась на полки и сотни, горожане имели значительные вольности и права. Украинские крестьяне сохраняли право на переход от одного помещика к другому, что затрудняло сбор с них общероссийских податей. В 1764 г. ушел в отставку последний украинский гетман К.Г. Разумовский, и вместо него был назначен уже в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Постепенно были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины II о запрете переходов украинских крестьян, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки.

В результате активной внешней политики, расширения границ и включения в состав России новых территорий во второй половине XVIII в. в пределах империи оказалась значительная часть еврейского населения. Не имея предубеждения собственно против еврейского населения, Екатерина II, по-видимому, под давлением православного духовенства и русского купечества, опасавшегося конкуренции с еврейскими торговцами, в 1791 г. устанавливает черту оседлости, которая ограничивала право евреев селиться на определенных территориях.

Новым в национальной политике государства стало приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середине 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать территории Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа. Им были предоставлены большие земельные наделы, кредитные и налоговые льготы, обеспечена свобода вероиповедания.

В общей структуре екатерининских преобразований чрезвычайно важное место занимает реформа системы местного управления (схема 121).

Дело в том, что при преемниках Петра I местное управление было сведено до примитивного допетровского воеводского управления. Такой характер власти на местном уровне, когда воевода воплощал в одном лице администратора, судью и финансиста, противоречил просветительской концепции Екатерины II и казался ей архаичным, слабо управляемым из центра и порождающим дикость нравов. Поэтому императрица решила продолжить петровское строительство регулярного полицейского государства со всеми его атрибутами. В ходе реформы управления одновременно решались и проблемы социальной политики, направленной на поддержку интересов дворянства и формирования сословий.

Реформа осуществлялась на основе четырёх законодательных актов:

  • 1) "Учреждения для управления губерний Всероссийской империи" (7 ноября 1775 г.);
  • 2) "Устава благочиния" (8 апреля 1782 г.);
  • 3) "Грамоты на право вольности и преимущества благородного российского дворянства" – Жалованной грамоты дворянству (21 апреля 1785 г.);
  • 4) "Грамоты на права и выгоды городам Российской империи" – Жалованной грамоты городам (21 апреля 1785 г.).

Схема 121

Местное управление в результате губернской реформы приобрело более четкую и организованную структуру. Вводилось новое административно-территориальное устройство, по которому страна делилась на 41 губернию. Позднее, в 1783 г. добавилась Таврическая область, а после второго (1793) и третьего (1795) разделов Польши – еще восемь губерний, и их общее количество увеличилось до 50. Губерния представляла собой территорию с населением в 300–400 тыс. человек, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20–30 тыс. человек.

Исполнительную власть в губернии возглавлял губернатор, или наместник, назначенный императрицей и подчиняющийся непосредственно ей. При губернаторе всеми текущими делами ведало губернское правление. Финансовыми вопросами занималась губернская казенная палата. Создавались также приказы общественного призрения, руководившие образованием, медициной, общественной благотворительностью. В уездах исполнительные органы власти возглавлялись капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначенному городничему.

Губернская реформа впервые отделила судебную власть от исполнительной, что было прогрессивным начинанием в деле реализации принципа разделения властей.

Более того, впервые в российской правовой практике уголовное судопроизводство отделялось от гражданского. Вместе с тем за губернатором сохранялось право вмешательства в деятельность суда и право приостанавливать его решения, поэтому разделение властей было неполным.

В целом губернская реформа укрепила местную власть, сюда был перенесен центр управленческой деятельности, что позволило постепенно упразднить мануфактур- и камер-коллегию, вотчинную и юстиц-коллегию, берг-коллегию, главный магистрат.

Идею петровского регулярного государства развивал введенный в 1782 г. "Устав благочиния, или полицейский". Согласно этому документу в городах создавались полицейские управления, называвшиеся "управы благочиния", во главе с городничим (в столицах – обер-полицмейстером), которому подчинялись частные приставы и квартальные надзиратели. Они осуществляли контроль за торговлей, благоустройством, санитарией, поимкой беглых и т.п. Одновременно полицейские управления должны были выполнять функции воспитания в духе православной нравственности на основании включенного в Устав "Зерцала Управы благочиния".

И, наконец, завершало реформу управления принятие двух важнейших документов – Жалованных грамот дворянству и городам, подписанных в один день – 21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, – и ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.

Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним все права и привилегии как главного сословия общества. Согласно этому законодательному акту подтверждалось право выбора или отказа дворян от службы, сохранялись особые права в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Были строго определены критерии причисления к дворянству, составление родословных книг расставило всех дворян по местам. Усиливалась корпоративность дворян путем юридического оформления дворянских собраний и выборности губернских и уездных предводителей. Только один вопрос, касающийся права и владения крепостными душами, не получил освещения в Жалованной грамоте. Императрица как бы оставляла эту проблему открытой.

Жалованная грамота городам как правовой акт носила многоаспектный характер. С одной стороны, она завершала реформу местного управления, а с другой – была направлена на формирование в России "третьего сословия".

Создавался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Таким образом, в российских городах появлялся выборно-представительный институт власти. Грамота обеспечивала городским обывателям (мещанам) структуру прав и привилегий, близкую к дворянской. Мещане определялись как особое сословие, и это звание, как и дворянское, было наследственным. Гарантировались право собственности на имущество и его наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельностью. Купечество первой и второй гильдий как наиболее значимая часть горожан освобождалось от телесных наказаний, а также от подушной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 рублей за рекрута. Естественно, объем прав зависел от принадлежности к той или иной гильдии с учетом материального достатка купца. По существу, в Жалованной грамоте городам впервые была сделана попытка придать разнородному населению посада правовой статус сословия (схема 122).

Исторические документы свидетельствуют о том, что Екатерина II готовила и Жалованную грамоту в отношении крестьян, но не всех, а только государственных. В проекте они именовались "свободные сельские жители" и наделялись правами, сходными с правами горожан. Но данный документ не был утвержден и обнародован.

Схема 122

Екатерина II выступала против крайностей крепостничества, неоднократно осуждав их в своих произведениях. Но объективно в ее правление произошло усиление крепостнического гнета в стране (окончательное распространение крепостничества на Украине, ужесточение в 1765 г. указа Елизаветы о праве помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь на поселение и каторжные работы, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян), что стало одной из главных причин активизации народных выступлений, которые вылились в крупнейшую в XVIII в. казацко-крестьянскую войну.

К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.

Социально-экономические процессы и социальная политика середины-второй половины XVIII века

В течение XVIII века основная часть людей по-прежнему жила натуральным хозяйством, но в его недрах нарастали рыночные тенденции, возникали элементы индустриального уклада. С учётом крепостного состояния основной массы населения эти тенденции неизбежно приобретали искажённый характер . Рыночные тенденции проявлялись в следующем .

1) Среди крестьян распространился "отход" . Испросив паспорт у помещика , крестьяне отправлялись в города на заработки, из которых потом расплачивались как с помещиком, так и с государством. В городах они могли заниматься мелкой торговлей, мелким ремеслом, наниматься в подмастерья, служить ямщиками, нищенствовать - но неизбежным было их возвращение к помещику. Именно за счёт таких крестьян и росли города. Так, временно отпущенные крепостные составляли к концу XVIII 60% жителей Петербурга.

2) Растёт число "капиталистых" крестьян. Нередко они становились богаче своего барина . Многих из них угнетало крепостное состояние, они пытались выкупиться на свободу, но помещик, как правило, не отпускал - такой крестьянин был курицей, несущей золотые яйца. Из источников второй половины века известны случаи самоубийств среди таких крестьян.

3) Сословие дворян всё более просвещалось , потребности росли . Дворяне выходят на внешний рынок и продают хлеб за рубеж, прежде всего, в Англию. Но чтобы иметь товарный хлеб, нужно было усиливать нажим на крестьян. На юге России, там, где самые плодородные земли, барщина доходила до 5-6 дней в неделю. Крестьянам на обработку собственного участка оставались воскресенья.

3) Отражением роста рыночных тенденций была распространившаяся практика торговли людьми . Пик её приходится на екатерининское время. Продажа искусных столяров или талантливых певиц была средством выручить доход. Некоторые помещики даже заводили у себя музыкальные школы , учили крестьянских детей и потом выгодно продавали. В законах ничего не говорилось о возможности торговли людьми, но и запрета не существовало. За весь XVIII век известен один единственный указ , в котором рекомендовалось ограничить такого рода торговлю. В указе Екатерины II 1773 года рекомендовалось продавать людей "без употребления молотка" , а также Екатерина настоятельно советовала дворянам не продавать детей до 3-х лет отдельно от родителей. Здесь она больше заботилась о будущих налогоплательщиках: без родителей такие дети обычно погибали.

До второй половины XVIII века крепостное право не воспринималось как зло . Помещики, равно как и сменявшие друг друга на троне императоры и императрицы, считали такое состояние естественным . Первой правительницей, посмотревшей на дело иначе , была Екатерина II (1762-1796). Её попытка приступить к решению крестьянского вопроса связана со знакомством с идеями "века Просвещения" .

"Эпоха Просвещения" в истории Европы называют XVII- XVIII века . В это время формировались идеи и теории , которые легли в основу современных представлений об общественном устройстве . И, в частности, мыслители эпохи Просвещения выдвинули теорию "естественных прав" . Она состояла в том, что люди от природы равны, наделены равными - естественными - правами. В дальнейшей жизни успехи человека зависят от его способностей и трудолюбия, но изначальные, стартовые права у всех одинаковы. Сейчас эта идея настолько привычна , что мы их не замечаем. Тогда они казались кому-то новостью, кому-то криминалом. Потому что, ещё с античности утвердилось представление о том, что рабами и свободными люди рождаются . Выдвигая "теорию естественных прав" мыслители Просвещения спорили не только с древним представлением, но и с реальностью . Ведь именно на их эпоху - XVIII век - приходился в истории максимум работорговли и применения рабского труда.

Екатерина II была не только знакома с идеями просветителей, но с некоторыми из них общалась лично . Так, она состояла в переписке с Вольтером и Вильгельмом Гриммом (одним из братьев-сказочников, основным занятием Вильгельма была философия). По её приглашению приезжал в Петербург Дени Дидро . Крепостное право - рабство - с точки зрения Просвещения - зло . И Екатерина подступила к вопросу о крепостничестве.

В 1767 году в Москве она созывает Уложенную комиссию - собрание, состоявшее из 573 представителей сословий. Там были представлены все сословия, кроме владельческих крестьян, - государственные тоже были. Официально комиссия созывалась для выработки нового законодательного свода . Со времён "Соборного уложения" Алексея Михайловича прошло 120 лет, оно устарело, предполагалось, что Уложенная комиссия разработает новый основной закон. Но у Екатерины была и тайная надежда : депутаты осудят рабство , и оно будет отменено, так сказать, с санкции народа . Когда Уложенная комиссия собралась, депутатам зачитали "Наказ" , составленный Екатериной. Он содержал цитаты из просветителей, кроме того, в "Наказе" повторялась такая мысль: при составлении новых законов депутаты должны руководствоваться "общим благом" . Дальше депутаты начали прения: они могли высказываться свободно , ведь императрицы в зале не было. Депутаты не знали, что перед сбором комиссии часть зала была отгорожена перегородкой , за ней было поставлено кресло. В этом укрытии во время заседаний находилась Екатерина. Она хотела услышать, что же на самом деле думают её поданные. Услышала она следующее.

- Дворяне желали, чтобы их права на крестьян были подтверждены в законе "навечно"

- Купцы желали снятия государственных монополий и прав на торговлю с иностранными государствами

- Государственные крестьяне говорили об уменьшении налогов

Никто не говорил "об общем благе" , и ни одно сословие не поставило вопрос о судьбе крепостных. Екатерина сделала для себя вывод: дать свободу крестьянам , значит, войти в противоречие с пожеланиями дворян , и, весьма вероятно, лишиться власти . Власть Екатерина любила больше , чем идеи Просвещения. Поэтому больше к вопросу о судьбе крепостных она не возвращалась . Наоборот, именно в её правление крепостничество приняло самые дикие формы. Что касается Уложенной комиссии, она была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Первые реальные шаги в решении Крестьянского вопроса предпринял сын Екатерины Павел I (1796-1801). Павлом руководили два мотива

Во-первых, он не любил матери , и во всём стремился действовать наперекор ей. (Справедливости ради надо заметить, что это был ответ на нелюбовь Екатерины к сыну - она даже намеревалась лишить Павла престола) Символом этого заочного спора стали надписи на постаментах двух памятников Петру. Как известно, первый памятник Петру установлен был в правление Екатрины - это знаменитый "Медный всадник". Не имея никаких прав на престол, и узурпировав власть, воздвижением памятника Петру, Екатерина стремилась показать, что является продолжательницей его дела . Отсюда и надпись на постаменте: "Петру I - Екатерина II" . Тем самым подчёркивалась политическая преемственность , после Первого Великого императора была Вторая Великая императрица. Придя к власти, Павел установил свой памятник Петру - перед Михайловским замком. Надпись на постаменте гласит: "Прадеду - правнук" . Тем самым Павел подчёркивал свою родственную преемственность и законные права на престол. Так и в его подходе к Крестьянскому вопросу ощущался спор с Екатериной: матушка только разговоры вела о Просвещении, но для облегчения участи большинства не сделала ничего.

Второй мотив Павла связан был с его рыцарской идеей . В детстве Павел увлекался книгами про средневековых рыцарей, и, придя к власти, стремился построить государство , основанное на принципах рыцарского служения и рыцарской чести . Отсюда всевозможные рыцарские игры Павловской эпохи: он выстроил для себя замок , который сейчас вовсе не выглядит по-рыцарски, а при Павле был окружён рвами и цепными мостами. Необычный для Петербурга кирпичный цвет замка также связан с рыцарским увлечением Павла. Архитектор Венченцо Бренна спросил, в какой цвет красить замок. Павел достал перчатку своей прекрасной дамы Анны Гагариной-Лопухиной, оброненную ею на балу, и указал красить в такой. Другим рыцарским начинанием было предложение государям Европы больше не воевать с вовлечением народов, а устраивать рыцарские турниры . В крестьянском вопросе Павел исходил из идеи , что отношение дворян к крестьянам должно быть рыцарским . Отсюда предпринятые им меры по крестьянскому вопросу

1) Запрет продавать крестьян с разделением семей

2) Запрет продавать крестьян отдельно от земли (такие крестьяне становились дворней или выполняли барщину 7 дней в неделю - положение их ухудшалось)

3) Запрет заставлять крестьян работать по воскресеньям и рекомендация ограничить барщину 3 днями в неделю

4) Крестьян стали приводить к присяге . Существовала такая процедура при вступлении императора на престол - в церквах люди приводились к присяге на верность императору. Эта процедура раньше не касалась крестьян - в них как бы не видели людей, которые могут что-то обещать и выполнять. Нововведением Павла крестьяне признавались людьми .

Такого рода меры сформировали среди крестьян положительное отношение к Павлу. Пошли разговоры о воле . Они были беспочвенны: неизвестно источников, которые бы свидетельствовали о подобных намерениях Павла. Но он был первым правителем, который попытался облегчить жизнь большинства. Этих намерений помещики Павлу не простили. Был составлен дворянский заговор , и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Павел был убит. Его политика по крестьянскому вопросу была не единственной, но, вероятно, основной причиной заговора.

Из всех социальных законов XVIII века наибольшее значение в исторической перспективе имел "Указ о вольности дворянской" , принятый в 1762 году в правление Петра III (1761-1762) . Этот император провёл на престоле всего несколько месяцев , и пал жертвой переворота - был убит по тайному указанию своей супруги Екатерины II. Долгое время историки рисовали образ этого человека, опираясь на легенду , созданную "Записками" Екатерины, в которых Пётр III рисовался как большой и капризный ребёнок , который только и делал, что строил замки из папье-маше и использовал их для игры в солдатиков. Но этот образ не вяжется с теми указами , которые появились в недолгое правление Петра III. До сих пор исследователям не вполне ясно, сам ли он был их автором, или это дело его секретаря Дмитрия Волкова . При Петре появляютя следующие документы.

- Указ о ликвидации Тайной канцелярии - его правление окажется недолгим периодом в истории страны, когда не существовало тайного политического сыска.

- Указ о веротерпимости . В соответствии с ним были прекращены массовые преследования старообрядцев , бежавшие за границу раскольники получили право вернуться.

- "Манифест о вольности дворянской" . В соответствии с ним дворяне получили право выбирать: служить или не служить , таким образом они освобождались от принудительной службы, введённой Петром I.

Следствия этого указа оказались разнообразными.

1) Во-первых, он стал началом процесса освобождения всех сословий . Идея свободных сословий появилась, и через 100 лет процесс дойдёт и до большинства - в 1861 году будут освобождены крестьяне.

2) Во-вторых, "Указ о вольности дворянской" стал важнейшей предпосылкой Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва - самого сильного крестьянского движения за всю историю страны. После "Указа о вольности дворянской" крестьяне стали ожидать "Указа о вольности крестьянской" . Иначе оказывалось несправедливо: дворяне теперь могут не служить государству, а крестьяне должны продолжать нести тягло и рекрутскую повинность. После гибели Петра III, официально представленной как его естественная смерть, среди крестьян распространилась легенда об "украденной" вольности и "спрятанном" императоре . Пётр-де издал указ о крестьянской вольности, но дворяне его украли. Пётр, однако, где-то прячется, но придёт и даст волю. И такие Петры стали появлятьс я. По числу самозванцев, для которых он стал прообразом, Пётр III оказался рекордной фигурой. В разных исследованиях называются цифры от 13 до 40 . Самым известным "Петром III" был Пугачёв . Исследователи подметили, что документы , которые издавались от его имени по характеру напоминают текст "Указа о вольности дворянской", только по содержанию это были как бы "Манифесты о вольности крестьянской"

3) Третье следствие указа заметно было далеко не сразу. Уволившись со службы, множество дворян обрело свободное время, получило возможность учиться и заниматься обучением своих детей . Дети и внуки этих освобождённых дворян создадут блестящий культурный подъём первой половины XIX века. Как известно, этот период получил название"золотого века русской культуры" .

Отечественная история: конспект лекций Кулагина Галина Михайловна

Тема 9. Россия во второй половине XVIII века

9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации, заботившегося о своих подданных на основе установленных им законов.

В концепции Екатерины II самодержавие не подвергалось сомнению. Именно оно должно было стать главным инструментом постепенного реформирования во всех сферах жизни российского общества. А вся система государственных учреждений, по мысли Екатерины II, – это лишь механизмы реализации верховной воли просвещенного самодержца.

Одним из первых начинаний Екатерины II стала реформа Сената.

15 декабря 1763 г. появился указ, в соответствии с которым изменялись его полномочия и структура. Сенат лишался законодательных полномочий, сохраняя лишь функции контроля и высшего судебного органа.

Структурно Сенат был разделен на 6 департаментов со строго определенной компетенцией, что позволяло повысить эффективность работы этого центрального органа государственной власти.

Главным историческим документом, в котором изложена политическая доктрина Екатерины II, стал «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового Уложения», написанный самой императрицей в 1764–1766 гг. и представлявший талантливую переработку трудов Ш.Л. Монтескье и других философов и правоведов. В нем много рассуждений о характере законов, которые должны соответствовать историческим особенностям народа. А русский народ, по мнению Екатерины II, принадлежал к европейскому сообществу.

В Наказе говорилось, что огромная протяженность территорий России требует только самодержавного образа правления, всякий другой может привести страну к гибели. Отмечалось, что цель самодержавия – благо всех подданных. Монарх правит в соответствии с законами, им установленными. Все граждане равны перед законом.

Наказ был предназначен для созванной со всей страны комиссии по выработке проекта нового Уложения, начавшей заседать в Москве в июле 1767 г. Комиссия состояла из 572 депутатов, избранных по сословно-территориальному принципу от дворян, горожан, казаков, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья и Сибири.

Но вскоре выяснилось, что депутаты Уложенной комиссии слабо подготовлены для законодательной работы. Главное, что явилось причиной неудачи деятельности комиссии, – это противоречия представителей разных социальных, региональных и национальных групп, преодолеть которые в ходе работы так и не удалось. В декабре 1768 г. последовал указ императрицы о роспуске Уложенной комиссии под предлогом начавшейся очередной войны с Турцией. В итоге Екатерина II самостоятельно занялась правотворчеством и продолжала управление государством при помощи именных указов и манифестов, заменив в этом смысле целую Уложенную комиссию.

Другим важным преобразовательным элементом политики Екатерины II стала секуляризационная реформа. В феврале 1764 г. последовал указ императрицы, по которому монастырские земли вместе с населением были изъяты у церкви и подчинены Коллегии экономии. Теперь крестьяне по своему правовому положению стали государственными и платили подати уже не церкви, а государству. Они избавились от монастырской барщины. Земельные наделы крестьян увеличились, им стало легче заниматься ремеслом и торговлей. В результате этой реформы духовная власть окончательно перешла на содержание к светской власти, а духовенство превратилось в государственных служащих.

Екатерина II ликвидировала оставшиеся элементы вольностей и привилегий национальных территорий, вошедших в состав России. Были унифицированы и приведены в соответствие с российскими законами органы управления и административно-террриториальное деление Новгородской земли, Смоленска, Лифляндии (прибалтийские владения России). В 1764 г. было ликвидировано гетманство на Украине и был назначен в качестве генерал-губернатора П.А. Румянцев. Были ликвидированы остатки автономии и былой казачьей вольницы. В 1783 г. последовал указ Екатерины II о запрете перехода украинских крестьян от одного помещика к другому, что окончательно закрепило здесь крепостнические порядки.

В 1791 г. императрица установила черту оседлости для еврейского населения, которая ограничивала права евреев селиться на определенных территориях.

Новым в национальной политике государства явилось приглашение в Россию немецких колонистов, в основном простых крестьян. В середине 1760-х гг. более 30 тыс. переселенцев начали осваивать территории Нижнего Поволжья, Приуралья, а впоследствии Крыма и Северного Кавказа.

В общей структуре екатерининских преобразований чрезвычайно важное место занимает реформа системы местного управления.

Местное управление в результате губернской реформы (1775) приобрело более четкую и организованную структуру. Число губерний увеличилось до 50. Губерния представляла собой территорию с населением в 300–400 тыс. человек, которая делилась на уезды, каждый с населением в 20–30 тыс. человек. В уездных городах власть принадлежала назначенному городничему. Были разделены административные и судебные функции. Создавались особые губернские Палаты уголовного и гражданского суда. Некоторые должности стали выборными.

Губернская реформа укрепила местную власть, сюда был перенесен центр управленческой деятельности, что позволило постепенно упразднить некоторые коллегии.

В 1782 г. была проведена полицейская реформа, согласно которой за населением устанавливался полицейский и церковно-нравственый контроль.

Завершало реформу управления принятие двух важнейших документов – Жалованных грамот дворянству и городам (1785), ставших основополагающими правовыми актами в сфере сословной политики императрицы.

Жалованная грамота дворянству законодательно закрепила за ним все права и привилегии как главного сословия общества. В деле службы подтверждено право выбора или отказа от службы, особые права сохранялись в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Были строго определены критерии причисления к дворянству, составление родословных книг расставило всех дворян по местам. Усиливалась корпоративность дворян путем юридического оформления дворянских собраний и выборности губернских и уездных предводителей. Только один вопрос, касающийся права и владения крепостными душами, не получил освещения в Жалованной грамоте. Императрица как бы оставляла эту проблему открытой.

Жалованная грамота городам была направлена на формирование в России «третьего сословия». Создавался новый орган городского самоуправления – городская дума, возглавляемая городским головой. В нее избирали и могли быть избранными городские жители, разделенные на шесть разрядов в зависимости от имущественных и социальных различий. Таким образом, в российских городах появлялся выборно-представительный институт власти. Грамота обеспечивала городским обывателям (мещанам) структуру прав и привилегий, близкую к дворянской. Мещане определялись как особое сословие, и это звание, как и дворянское, было наследственным. Гарантировалось право собственности на имущество и его наследование, право заниматься промышленно-торговой деятельностью. Купечество первой и второй гильдий как наиболее значимая часть горожан освобождалось от телесных наказаний, а также от подушной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в размере 1 % с капитала и вносили по 360 рублей за рекрута.

В 1786 г. была проведена образовательная реформа: создана система образовательных учреждений.

Екатерина II выступала против крайностей крепостничества, осуждая их в своих произведениях. Но объективно в ее правление произошло усиление крепостнического гнета в стране (окончательное распространение крепостничества на Украине, ужесточение в 1765 г. указа Елизаветы о праве помещиков ссылать крепостных без суда в Сибирь на поселение и на каторжные работы, запрет крестьянам подавать жалобы на дворян), что явилось одной из главных причин активизации народных выступлений, которые вылились в крупнейшую в ХVIII в. казацко-крестьянскую войну.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

Новшества в одежде во второй половине XVIII века От аристократов - к военнымВ 30-е годы XVIII века сначала аристократы, а затем и военные стали носить краги - накладные кожаные голенища разных цветов, но чаще - черного и коричневого. Их надевали, как правило, на охоту или для

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 10. Россия в первой половине XIX века. Правление Александра I 10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II 12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всех слоев российского

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

VIII. Царская Россия в конце XVIII и первой половине XIX века 33. Буржуазная революция во Франции и борьба с ней Екатерины II и Павла I Свержение королевской власти во Франции. В конце XVIII века в Западной Европе произошли большие события, которые отразились на жизни всех стран, в

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 22. Русская кавалерия во второй половине XVIII века Петр I Великий поставил свою кавалерию на весьма эффективное основание, однако, тем не менее, и впоследствии делались разнообразные улучшения, чтобы продолжать соответствовать идеям времени.Во времена Елизаветы

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Тема 5. Гетманщина второй половины XVII - конца XVIII века

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

автора

Глава 15. КНИГА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

15.4. ТОРГОВЛЯ КНИГАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА Продажу книг осуществляли государственные, ведомственные и частные типографии, каждая из которых имела свои книжные лавки и склады. Оптовую торговлю в основном вели столичные предприятия. Процесс продажи шел медленно, и

автора Панкратова Анна Михайловна

Глава VI. Россия во второй половине XVIII века 1. Участие России в Семилетней войне Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

3. Войны России во второй половине XVIII века Полководцы Румянцев и Суворов Крестьянская война сильно потрясла дворянскую империю. Боясь новых волнении, императрица Екатерина II усилила власть дворян. Она щедро раздавала им государственные или завоёванные земли. Права и

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Тульский край во второй половине XVIII века Прежде чем перейти к рассуждениям о социальном портрете администрации Тульской провинции и губернии во второй половине XVIII века, необходимо уточнить географические и социально-демографические параметры региона, о котором

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

7. Внешняя политика России во второй половине XVIII века В ходе Семилетней войны действия России поставили Пруссию на грань военной катастрофы, и король Фридрих II готовился заключить мир на любых условиях. Спасла его смерть Елизаветы, последовавшая 25 декабря 1761 г.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.