Орфоэпия (упражнения и тесты). Задания по орфоэпии на егэ по русскому языку

В данной статье предлагаю Вам рассмотреть характеристики различных видов орфоэпических упражнений , которые могут быть использованы в работе при организации учебной деятельности младших школьников .

1. Упражнение, предполагающие проведение работы над артикуляцией звука (его узнавание, выделение, вызывание).

Цель: тренировка органов артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука; уточнение и отработка произношения звука в словах.

  • Произнесите звук, обозначаемый буквой Щ . какую работу при этом совершают органы речи?
  • Найдите одинаковый звук в словах: ФОНАРИК, ФОКУС, ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА. Произнесите слова правильно. Не вставляйте лишних звуков.
  • Назовите звук, которым начинаются слова, произнесите его правильно. Произнесите сначала выделенные слова, затем по их образцу прочитайте остальные.

Чай , часы, чашка, чайка, часто, чан, чарка.

Чудо , чулан, чулок, чужой, чуваш, чучело.

Чердак , чернила, человек, черпать, четверть, четыре.

Чинить , чисто, чиркнуть, чибис, число.

2. Упражнения, целью которых является знакомство учащихся с литературной нормой.

  • Звук [г] на конце слов оглушается в [к].

Прочитайте вслух следующие слова: творог, порог, рог, пирог, сапог, плуг, стог, снег, мог, враг, слог, четверг, поджог.

3. Упражнения на сопоставление и противопоставление нормы и ненормированных образований.

Цель: помочь школьникам быстрее и лучше понять особенности звукопроизношения и путем систематической целенаправленной работы сформировать навыки орфоэпически правильной речи. С этой целью можно использовать различные по характеру сопоставления.

1) Сопоставление звуков и букв.

Цель: обучение детей различению звуков и букв, правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.

  • Правильно произнесите название следующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ . Затем произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2) Сопоставление диалектных и нормированных фонетических особенностей.

Цель: развитие речевого слуха учащихся; выработка умений слышать звучащее слово, фиксировать внимание на его фонетических особенностях, исправлять и предупреждать фонетические ошибки.

Можно предложить такие упражнения:

  • Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; [г] на конце слова; [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?

Примеры слов: герой, грибок, сапог, погода, государство, погоди, порог, стог, где, когда, творог, друг.

  • Какие слова рифмуются с данными, если соблюдать правила произношения? Произнесите эти слова правильно.

Приведите подобные примеры рифмующихся слов.

3) Сопоставление произношения владеющих и не владеющих орфоэпией учащихся.

Цель: выявление отклонений от норм литературного языка; выработка умений фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи, то есть умения анализировать речь окружающих людей с точки зрения ее фонетических особенностей и давать аргументированную оценку речи других носителей языка.

4. Упражнения, предполагающие проведение предварительной орфоэпической подготовки (имеющейся или осуществляемой самими учениками).

Цель: учить детей предварительно готовить тексты для чтения (воспроизведения), чтобы предупредить орфоэпические ошибки , возникающие прежде всего под влиянием письменной речи.

  • Прочитайте пословицы. Обратите внимание на произношение окончания выделенных слов.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

У сильного всегда бессильный виноват

От плохого начала и конец плохой.

  • Прочитайте вслух слова. Обратите внимание на выделенные гласные: не вставляйте лишних звуков, не заменяйте гласные согласными.

Какао , радио , пау к, патрио т, фарао н.

Выясните значение неизвестного вам слова.

  • Расставьте ударение в глаголах. Прочитайте вслух.

Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал и т.д.

5. Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.

Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильность/неправильность произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Я. Козловский

  • К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.

6. Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).

Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.

Отбирая стихотворения (отрывки), логопеду следует учитывать характер рифмы, которая может быть как точной, так и неточной. Для учебных целей более всего подходят тексты с точной рифмой.

  • Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?

Заказное из Ростова

Для товарища Житкова.

– Заказное для Житкова?

Извините, нет такого.

С. Маршак.

  • Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, котрая поможет в этом.

Есть у нас цветная глина.

Привезли из магазина.

Б. Ивлев.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Г. Люшин.

7. Упражнения, вырабатывающие навыки литературного произношения, исключающие влияние письменной речи.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков в словах и правильной постановке ударений. С этой целью рекомендуется использование упражнений, которые предполагают название предметов, изображенных на рисунках.

  • Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы. Соблюдайте при этом правила литературного произношения.

Рисунки: утюг, носорог, флаг, пирог, сапог, шланг, плуг, стог.

8. Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.

Сюда относятся в первую очередь упражнения с использованием различных поговорок, скороговорок, звуковых и слоговых рядов (например: га – го – гы – ге – ги и т.п.).

Приведенный перечень орфоэпических упражнений не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации орфоэпической работы. невозможно выделить какой-либо один универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьника.

Формулировка задания:

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

Ответ: сверлит.

Что нужно знать ученикам для правильного выполнения задания?

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет с место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм).

Ударение в именах прилагательных.

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй,околозЕмный иоколоземнОй,мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.!!!

1. Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т.п.

2.Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав - прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно -стрОйны - стройнА.

3.Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА -живЕе, стройнА- стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах.

1. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла. прЯтать- прЯтала, начинАть - начинАла.

2. Группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать -ждал - ждАло- ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли- лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

3. Глаголы с приставкой вы-, имеют ударение на приставке: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать -вЫзвала.

4. У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

5. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться- началсяЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

6. О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях.

1.Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый- проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый - завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ.

2.Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть -завёрнутый.

3. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

Привожу список слов, которые встречаются в задании №4 (его нужно выучить).

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

водопровОд

газопровОд

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант (ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нефтепровОд

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

обспЕчение

Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное, сущ.

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

созЫв, см. призЫв

стеногрАфия

танцОвщица

тОрты, тОртов

флюорогрАфия

христианИн

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

грУшевый

давнИшний

знАчимый

красИвейший, превосх.ст.

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

лососЁвый

мозаИчный

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва…, но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

благоволИть

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,звонИм

исключИть-исключИт

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться-крАлась

кровоточИть

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть…

опОшлить-опОшлят

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть-перезвонИт

перелИть-перелилА

плЕсневеть

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли — принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

ходАтайствовать

щемИть-щемИт

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший — налитА

нанЯвшийся

начАвший

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия

закУпорив

начАвшись

Наречия

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

В последние годы в современном преподавании русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии. Это объяснимо. Задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, включены в КИМы ЕГЭ. Однако в школьной программе «Орфоэпия» не выделена в отдельную тему при изучении. Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников. Учитель испытывает затруднения в том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы усваивались легко и прочно. Предложенные тесты (4 варианта по 11 заданий) могут быть использованы в 10-11 классах на уроках русского языка в качестве и тренировочных (I, II варианты), и проверочных (III, IV варианты).

Скачать:


Предварительный просмотр:

I вариант

1. В каком примере ударение падает на первый слог?

2. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) документ 2) каракуль 3) позвоним 4) облегчим

4. В каком слове ударение падает на третий слог?

9. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) метонимия 2) нефтепровод 3) пуловер 4) закупорить

10. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) вандалы 2) вдовство 3) щавель 4) кашлянуть

11. В каком слове ударение на втором слоге?

Тест по теме «Орфоэпические нормы»

II вариант

3. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) прикус 2) принудить 3) сетчатый 4) пасквиль

5. В каком слове ударение на первом слоге?

6. В каком слове неверно указан ударный гласный?

1) блуднИца 2) газопрОвод 3) досУг 4) избаловАть

7. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) гастрономия 2) донельзя 3) досыта 4) кашлянуть

1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш

1) диспансер 2) догмат 3) плесневеть 4) раджа

10. В каком слове ударение на втором слоге?

1) танцовщица 2) каталог 3) избаловать 4) углубить

11. В каком слове верно указан ударный гласный?

Тест по теме «Орфоэпические нормы»

III вариант

1. В каком слове ударение на первом слоге?

1) включим 2) зажило 3) партер 4) колосс

2. В каком слове ударение на первом слоге?

1) загнутый 2) сняла 3) задолго 4) квартал

3. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) углУбить 2) ходатАйство 3) Эксперт 4) коклЮш

4. В каком слове ударение на втором слоге?

1) иначе 2) постриг 3) трубчатый 4) генезис

5. В каком примере ударение падает на первый слог?

1) не был 2) не была 3) ждала 4) цемент

6. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) анатОм 2) откупОрить 3) плАто 4) фетИшь

7. В каком слове ударение на втором слоге?

8. В каком слове неверно указан ударный гласный?

1) блуднИца 2) газопрОвод 3) досУг 4) избаловАть

9. В каком слове ударение падает на последний слог?

1) наговор 2) мельком 3) туфля 4) иконопись

10. В каком примере ударение на предпоследнем слоге?

1) издревле 2) облегчить 3) принять 4) христианин

11. В каком слове ударение на первом слоге?

1) догола 2) добела 3) надолго 4) свекла

Тест по теме «Орфоэпические нормы»

IV вариант

1. В каком слове ударение на первом слоге?

1) досуг 2) поняв 3) созыв 4) гербовый

2. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) алкогОль 2) БлаговЕст 3) вечЕря 4) догмАт

3. В каком слове неверно указан ударный гласный?

1) блуднИца 2) газопрОвод 3) досУг 4) избаловАть

4. В каком слове ударение на втором слоге?

1) диспансер 2) молох 3) украинский 4) премировать

5. В каком слове ударение на первом слоге?

1) завидный 2) судно 3) звонит 4) деяние

6. В каком слове верно указан ударный гласный?

1) крЕмень 2) мАркетинг 3) некролОг 4) цЕмент

7. В каком слове ударение на втором слоге?

1) иначе 2) постриг 3) трубчатый 4) генезис

8. В каком слове верно указан ударный гласный?

Контрольное задание

по теме «Орфоэпические нормы русского языка »

Задание . Прочитайте предложения, устанавливая по словарю правильность ударения в выделенных словах.

1. Эксперт принял решение о повторной проверке качества творога на оптовом рынке.

2. В первом квартале мы заключим договор о прокладке газопровода .

3. На обложке каталога была изображена фарфоровая подвеска на серебряной цепочке .

4. У меня начал болеть запломбированный зуб. Чтобы облегчить мои страдания, доктору пришлось запломбировать его заново.

5. Во многих школах уже ввели школьную форму у мальчиков - брюки и пиджаки, а у девочек - красивые гофрированные юбки и блузки.

6. Цепочка с ракушками из фарфора смотрелись намного красивее у нее на шее, чем на руке.

7. Сегодня наша фирма отправила баржу с камбалой в Москву.

8. Продавщица начала поднимать тяжелую коробку с тортами , но служащий помог ей, тем самым, облегчив ее труд.

9. В каталоге этой фирмы вещи оказались еще красивее , чем в каталоге фирмы “Мария”.

10. Творог оказался невкусным, и пришлось выбросить его в мусоропровод .

11. Мы купили свеклу по оптовой цене.

12. В прошлом квартале цепочки в этом магазине были намного красивее и стоили дешевле.

13. Ввод нефтепровода в действие был запланирован на второй квартал этого года.

14. Договор о поставке партии высококачественного фарфора будет подписан только после того, как эксперт даст свое заключение.

16. Для обеспечения здорового образа жизни желательно исключить из своего рациона торты и алкоголь .

17. Эксперты подготовили новый каталог качественной алкогольной продукции.

18. По ходатайству экспертной комиссии опека над объектом будет осуществляться мэрией города.

19. В последнем квартале этого года эксперты одной из фирм заключили выгодный договор , за что были премированы .

20. Избалованный ребенок не захотел есть тефтели и потянулся за тортом .

21. Камбала - морская рыба, которую можно купить по оптовой цене.

22. В старых кварталах города нет водопровода .

23. Обеспечение безопасности жителей, охрана нефтепровода - важнейшие задачи, стоящие перед спецподразделением.

24. На завтрак приготовили салат из творога со свеклой и отварную камбалу.

25. Во время конференции был подписан договор об обеспечении безопасности на воздушном транспорте .

26. Эксперт дал заключение об отсутствии нитратов в свекле и щавеле .

27. Морская ракушка на цепочке - красивое украшение.

28. Пока варился суп из щавеля, я делала тефтели .

29. На похоронах мы выразили соболезнования родственникам умершего.

30. Мы заключим договор об опеке только в следующем квартале .

31. При продолжительном плавании борта баржи обрастают ракушками .

32. Эксперт по недвижимости рассказал о различных аферах .

приведЕ нный

привезЕ нный

приговО р

придА ное

принесЕ нный

принУ дить

приободрИ ть

приобретЕ ние

приобретЕ нный

приручЕ нный

прищемИ ть: прищемИ шь, прищемИ т и т. д.

проведЕ нный

проЕ кт (э)

произведЕ нный

прО поведь 2

простынЯ

прО филь (н)

прядИ льный

пулО вер

пустЯ чный (шн)

путепровО д

РазлучИ ть: разлучИ шь, разлучИ т и т. д.

разО гнутый

разО мкнутый

ракУ шка

раскУ порить

расщеплЕ нный

револьвЕ р

рекА 5

релЕ (рэ)

ремЕ нь (о)

реномЕ (ре, мэ)

рубЕ ж (о)

рубль (о)

сабО

санитарИ я

свезЕ нный

свЕ кла

свекО льный

сверлИ ть: сверлИ шь, сверлИ т и т. д.

сервИ з (се)

сЕ рвис (сэ)

серьгА 4

сЕ ссия (се)

сиротА 3

скА терть 2

скворЕ чник (шн)

склад (н)

сковородА 4

скО рость 2

скреплЕ нный

скрО енный

скулА 3

скУ чно (шн)

слИ вовый

слободА 4

слугА 3

смолА 3

снА добье

соболЕ знование

сО боль 1,2

согбЕ нный

сО гнутый

созЫ в (н)

соснА 3

сосредотО чение

спинА 5

средА 5

срЕ дство (н)

стА туя

стеклО 3

стенА 5

стеногрА фия

стЕ ржень (н)

стЕ рлядь 2

столЯ р

стопА (о)

сторонА 5

страхО вщик

строгА льщик

строй 1

строкА 4

строфА 3

ступнЯ (о)

суп 1

сцЕ пленный

табУ

тамО жня

танцО вщица

тендЕ нция (тэ, дэ)

тЕ ннис (тэ)

тень 2

теплопровО д

тЕ рмос (тэ)

тигрО вый

тирА ж (о)

том 1

тон 1

тО поль 1

торг, торгИ 1

торЕ ц (о)

тропА 4

трос (н)

трость 2

трубопровО д

тУ фля (н)

тыл 1

уведЕ нный

увезЕ нный

углубИ ть

углублЕ нный

У голь 2

уделИ ть: уделИ шь, уделИ т и т. д.

узаконЕ ние

украИ нский

умЕ рший

умнО

уморИ ть: уморИ шь, уморИ т и т. д.

унесЕ нный

упрО чение

упрощЕ нный

усугубИ ть

утИ ль (н)

утЮ г (о)

уценЕ нный

ущемИ ть: ущемИ шь, ущемИ т и т. д.

факсИ миле

фарфО р

фенО мен

ферзь (о)

фетИ ш

филантрО пия

фонд (н)

формировА ть

ход 1

ходА тайство

ходА тайствовать

хозЯ ева

хО леный

холм (о)

хор 1

хребЕ т

христианИ н

хрустА ль (о)

ценА 5

ценовО й

цепО чка

цЕ рковь 2

цитадЕ ль (дэ)

цыгА н

чай 1

челн (о)

чЕ тверть 2

чИ стильщик

шаг 1

шарф (н)

шассИ

шестернЯ (о)

шимпанзЕ (зэ)

шкаф 1

шофЕ р (н)

шрифт (н)

штаб 1

штА бель 1

штЕ мпель 1 (тэ)

штЕ псель (тэ)

шторм (н)

штраф (н)

шут (о)

щавЕ ль

щекА 5

щелочнО й

щель 2

щит (о)

Э кскурс

экспЕ рт

экспЕ ртный

экстрасЕ нс (сэ)

эмалировА ть

юрО дивый

язЫ к (о)

яИ чница (шн)

ярЕ м

Я сли (н)

ячмЕ нь (о)

Москва, 2004 г.

ВВЕДЕНИЕ

Вы учитесь в Театральном институте! Наконец сбылась Ваша мечта попасть в волшебный мир Театра! С этого времени Вы из зрителя-участника превращаетесь в создателя этого мира. Остаётся надеяться на то, что каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда.

Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не добьётесь хороших результатов в своей работе.

За четыре года Вам предстоит овладеть техническими навыками освоения практических дисциплин, связанных с мастерством актёра.

Речь на сцене должна отличаться от повседневной, бытовой речи и служить образцом для подражания. Для того чтобы добиться профессионального звучания, необходимо время. Иногда требуются не год и не два, а целые десятилетия. Осознанное понимание своих речевых проблем поможет Вам быстрее найти способы их устранения.

Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и постепенно нарабатывает свою манеру.

Как правило, на одном курсе встречаются люди из разных городов и регионов России. Естественно, речь сибиряка или краснодарца будет отличаться от речи жителя столицы.

Присущие каждому человеку индивидуальные черты связаны с объективными обстоятельствами жизни, такими как семья, школа, уровень образования, круг общения и место жительства.

Что же такое профессиональная речь актёра? Какими качествами она должна обладать? Прежде всего, требуется общая ясность речи. Поставленное дыхание, чёткая дикция, звучный голос, нормы современного литературного произношения и законы логики речи, чувство ритма, развитый речевой слух – вот неполный перечень обязательных для освоения элементов.

Вы держите в руках учебно-методическое пособие с рекомендациями по исправлению речевых недостатков. Оно поможет Вам отрабатывать и закреплять полученные на занятиях навыки самостоятельно.

Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.

Типичные речевые ошибки

Вот то, что вызывает наибольшие трудности в произношении:

1. Артикуляция гласных звуков.

2. Произношение безударных гласных на месте букв «А» и «О».

3. Произношение безударных гласных на месте буквы «Е».

4. Произношение безударных гласных на месте буквы «Я».

5. Произношение «И» после твёрдого согласного.

6. Стяжение слова и утрата гласного звука.

7. Недостаточная йотация. Утрата йота между гласными.

8. Оглушение и озвончение согласных на стыке слов, в середине и в конце слов.

9. Предударный гласный на месте буквы «А» после Ч и Щ.

Произношение сочетаний гласных «СЧ», «ЗЧ» как [ЩЩ] или [ЩЧ]

«ТЧ», «ДЧ» как [ЧЧ]

«ТЩ» в начале слова как [ЧЩ]

«СЩ», «ЗЩ» как [ЩЩ]

«ЖЧ» как [Щ].

10. Произношение сочетаний согласных «СШ, ЗШ» как [ШШ], «СЖ, ЗЖ» как [ЖЖ]. «Ш», «Ж» перед мягкими согласными.

11. Произношение свистящих согласных С, З, Ц.

12. Фрикативный Г (Г с призвуком Х).

13. Произношение мягких согласных ТЬ , ДЬ .

14. Смешение звуков Р и Л , РЬ и ЛЬ .

15. Пропуск («съедание») согласных звуков.

Цель этого пособия – избавить Вас от недостатков речи в вышеуказанных случаях. Авторами предлагается один из способов для самостоятельной работы:

    определяем ошибку;

    вспоминаем нормы орфоэпической и дикционной точности;

    начинаем работать над ошибкой по методу «от простого к сложному», то есть: звук → слог → слово → словосочетание → предложение → текст.

Как определить свои речевые ошибки?

    Запишите на диктофон любой выбранный Вами текст;

    внимательно прослушайте запись;

    дайте прослушать эту запись другим людям;

    сопоставьте своё и чужое мнение;

    определите, какие речевые недостатки встречаются в Вашей речи.

Откройте нужную Вам страницу.

Ознакомьтесь со всеми упражнениями, связанными с данной темой.

Методика работы над упражнением:

    внимательно прочитайте условия выполнения упражнения;

    попробуйте произнести предлагаемый материал медленно, контролируя правильность выполнения данных условий;

    ориентируйтесь на многократное повторение данного упражнения.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.