Педсовет в доу по развитию языковой способности. Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников. Составить синквейн на тему педсовета


Старший воспитатель: Пташкина О.Н.,
МБДОУ д/с № 2 «Радуга» г. о. Красноармейск
Тематический педсовет от 06.05.2015 г.
«Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения».
Цель: совершенствовать работу по улучшению образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей, наметить пути дальнейшей эффективной деятельности в данном направлении. Систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.
План проведения педсовета.
1. Приветствие педагогов.
2. О выполнении решения педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении».
3. Выступление старшего воспитателя Пташкиной О.Н. "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста" с сопровождением презентации.
4. Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Речевое развитие детей».
5. Методическая копилка (из опыта работы воспитателей):
5.1. Обучение пересказываю.
5.2. Обучение составлению рассказа по картине.
5.3. Метод наглядного моделирования-мнемотаблицы.
5.4. Разучивания стихотворений с детьми.
5.5. Формирование звуковой культуры речи.
6. Практическая часть:
- Разработка памятки «Факторы успешного речевого развития»
- Игра «Загадочные схемы».
7. Принятие решения педсовета.
8. Рефлексия.
Ход педсовета
1. Приветствие педагогов. Упражнение «Подарок». Старший воспитатель.
Добрый день, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем педсовете, тема которого «Проблемы развития речи дошкольников и пути их решения».
Сегодня природа нас радует хорошей и теплой погодой, и я хочу всех порадовать и настроить на продуктивную работу небольшим, но теплым подарком. Я также хочу, чтобы все из вас подарили друг другу теплые подарки, а дарить мы их будем по очереди средствами пантомимы. Изображаем свой подарок и передает его своему соседу справа (мороженое, цветок и т.п.).
О выполнении решения педсовета «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении». Заведующий д/с.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Старший воспитатель.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». /Ушакова О.С./ Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;
В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.
В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.
Цели и задачи речевого развития дошкольников. Просмотр презентации.

Результаты тематического контроля.
Краткая справка по результатам тематического контроля «Речевое развитие детей».
Методическая копилка.
Выступления воспитателей из опыта работы с детьми:
«Обучение пересказываю».
«Обучение составлению рассказа по картине».
«Метод наглядного моделирования-мнемотаблицы».
«Разучивания стихотворений с детьми».
«Формирование звуковой культуры речи».
Практическая часть:
Разработка памятки «Факторы успешного речевого развития»
Участники делятся на две команды. 1-я команда разрабатывает памятку для педагогов, 2-я – для родителей.
Факторы успешного речевого развития детей
Памятка для педагогов Памятка для родителей
1. Педагогам создавать педагогические условия для развития речи. Развивать и поощрять все формы речевой активности детей как на занятиях, так и вне занятий.
2. Применять специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учить определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.
3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
4. Стимулировать обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.
5. Работать с художественными произведениями, обучать детей рассказыванию. Особое внимание уделять развитию творческого рассказывания.
6. Способствовать развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.
7. Обеспечивать развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.
Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.
Совместные игры взрослого и ребенка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».
Рассказывание стихов руками. (Пальчиковые игры)
Игра «Загадочные схемы»
Какая потешка закодирована в этой схеме?
«Водичка, водичка»

Разделить воспитателей на две команды.
задание для каждой команды:
По схеме разгадать загадку:
«Загадка (ёжик)»

Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками.
«Огурец (загадка)»

Без окон, без дверей полна горница людей.
4543425920752 задание: Составить таблицу к стихотворению «Лето»:
Лето, леток нам пришло.
Стало сухои тепло.
По дорожке прямиком
ходят ножки босиком.
Принятие решения педсовета.
Примерное решение педсовета:
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи
(ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)
- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок – май, июнь месяц) .- Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственные старший воспитатель, анализ календарных планов ежемесячно)
3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.
(ответственные заведующий д/с, старший воспитатель)
4. Рекомендовать воспитателям при проведении родительских собраний в конце года отразить проблему «Развитие речи дошкольника".
Рефлексия.


Приложенные файлы

Педагогический совет

"Речевая коммуникация и развитие речевой активности детей

дошкольного возраста"

и Усачева Елена Владимировна

МДОУ "Детский сад № 5 "Олимпия", Волгоград

Вид педсовета: тематический.

Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете)

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой.

1. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.

2. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.

Повестка дня:

I . Теоретическая часть

1.1. Вступительное слово заведующего «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Ответственный: заведующий МОУ

1.3 Разминка «Мозговой штурм»

Ответственный: воспитатель группы №5

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ».

Ответственный: логопед

II . Практическая часть

2.1. Задание 1. «Переведи пословицу на русский язык»

Задание 2. «Объясни выражение»

Задание 3. «Угадай название сказки»

Ответственный: воспитатель группы №5

2.2. Домашнее задание: «Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Ответственные: воспитатели всех групп

Ход педагогического совета

I Теоретическая часть

Ведущий: Команда педагогов отправлена в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.

Воспитатель группы №5 (пилот) сообщает:

Уважаемые дамы, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Олимпия». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).

Наш лайнер набрал необходимую высоту, время полете 1 час 50 минут.

Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка», легкий обед «Интеллектуал», за время полета вы сможете ознакомиться со свежей прессой.

Уважаемые дамы, Вас приветствует капитан нашего экипажа (заведующий).

1.1. Вступительное слово руководителя: «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы.

Одна из годовых задач, над которыми работает наш коллектив, звучит следующим образом: «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» это одна из годовых задач деятельности МОУ детского сада №5 «Олимпия»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Используя разнообразный материал (игровой, дидактический), дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.

1.2. Подведение итога реализации первой годовой задачи.

Справка по итогам реализации первой годовой задачи «Совершенствование психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развитие их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой» детском саду «Олимпия»

1.3. Разминка «Мозговой штурм»

Уважаемые дамы сейчас вам будут предложены прохладительные напитки «Болтушка». Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:

Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (речь).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают:

Неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

Компонент № 2. Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (беседа)

Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (монологическая).

Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).

Компонент № 5. Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»

(1-ая младшая группа)

2. Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»

(2-ая младшая группа)

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».

(средняя группа)

  1. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)

1.4. Информационное сообщение «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ»

Воспитатель группы №5 сообщает:

Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Особенности организации единого речевого пространства в ДОУ.

II . Практическая часть

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Интеллектуал», состоящий из трех блюд: салат, закуска и компот.

Салат. «Переведи пословицу на русский язык»

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). - Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) - Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) - В тихом омуте черти водятся

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) - Слова - серебро, а молчание - золото

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) - Язык до Киева доведет

Закуска. «Объясни выражение».

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Дело в шляпе (все хорошо);

Плясать под чужую дудку (действовать не по собственной воле);

Как на иголках (состояние крайнего волнения, беспокойства);

Чесать язык (болтать попусту);

Морочить голову (отвлекать от основного дела пустыми разговорами).

Компот. «Угадай название сказки»

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах;

Красные усы – Синяя борода;

Красивый цыпленок – Гадкий утенок;

Серебряная курочка – Золотой петушок;

Черная туфелька – Красная шапочка.

2.2. Домашняя страничка.

Воспитатель группы №5 сообщает:

Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится в городе Ноябрьске, после чего вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо предоставить «Образовательные технологии, используемые при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Домашнее задание:

«Использование образовательных технологий при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Воспитатели всех групп представляют коллегам дидактический материал, которые они используют в своей работе при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Подведение итога педсовета.

Воспитатель группы № 5 сообщает:

Ваша командировка прошла успешно. Вы ознакомления с образовательными технологиями, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».

Компания Аэролиний «Олимпия» предлагает вам в виде бонуса подарки.

Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов».

· Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

· Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

· Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

· После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

· Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

2.3. Принятие решения педагогического совета.

А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.

2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей.

Срок: постоянно

3. Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; сделанные совместно с родителями и детьми.

Срок: 10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

4. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Срок:10.10.1017 г.
Ответственный: воспитатели.

5. Воспитателям обратить внимание при планировании чтения художественной литературы на каждый день: необходимо подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой; использовать для чтения разнообразные жанры.

Срок: постоянно
Ответственный: воспитатель группы №5, воспитатели.

Литература:

1. Голицина Н.С. «Система методической работы с кадрами в ДОУ» - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ» - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2009 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 11,2009 г.

5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.

7. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова Е.А., Шапиро Е.И. «Язык. Речь. Коммуникация» – СПб.: КАРО, 2006 г.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть:

1.1. Выступление заместителя заведующего по УВР "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов. Промежуточная диагностика. Уровень речевого развития детей" - заместитель заведующего по УВР

1.3. Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

2. Практическая часть:

Деловая игра для педагогов.

3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

Слайд 1.

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Теоретическая часть.

Слайд 2.

Цель:

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Слайд 3.

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Слайд 4.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Слайд 5.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

Сдайд 6

К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 7

Мнемотехника помогает развивать:

ü ассоциативное мышление

ü зрительную и слуховую память

ü зрительное и слуховое внимание

ü воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 8

Пример мнемотаблицы

Слайд 9

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Слайд 10

Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

ü Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

ü Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

ü Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Слайд 11

Составить рассказ по схеме

Слайд 12

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

ü Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

ü Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

ü Пересказ текста с использованием магнитной доски.

ü Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

ü Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

ü Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

ü Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Слайд 13

Методика коллаж Т.В. Большева

Слайд 14

Мнемотехника помогает:

ü Обогащать словарный запас.

ü Обучать составлению рассказов.

ü Пересказывать художественную литературу.

ü Отгадывать и загадывать загадки.

Слайд 15

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

Слайд 16

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Слайд 17

Задание: объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Слайд 18

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слайд 19

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Слайд 20

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Слайд 21

На тему любви:

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

На тему жизни:

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Слайд 22

Составить синквейн на тему педсовета

Слайд 23

Подведение итогов и награждение победителей

Слайд 24

Правила для смелых и упорных педагогов

ü Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

ü Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

ü Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

ü После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

ü Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Слайд 25

Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц).

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный заместитель заведующего по УВР, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные заведующий д/с, заместитель заведующего по УВР - посещение НОД в группах)

4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

Литература.

1. Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009

5. Ребенок в детском саду №3 2010 г.


Кульминская Любовь Николаевна

Для усовершенствования и модернизации организации воспитательного процесса в разрезе развития речи воспитанников дошкольного учреждения регулярно планируется и проводится педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС . Педсовет помогает решить взаимосвязанные задачи, а также актуализировать методы и подходы в отношении речевого развития дошкольников.

Первая задача – это анализ условий ДОУ, способствующих развитию речевых функций. Если условия нуждаются в модернизации, то на педсовете будут рассматриваться пути модернизации (конкретные предложения, пути выполнения, ответственные лица и т.д.)

Среди иных задач:

Актуализировать знания педработников относительно успешных методов речевого развития;

Мотивировать педагогов совершенствовать собственные знания в сфере работы над связной речью ребят;

Содействовать созданию в педколлективе атмосферы творческого педагогического поиска.

Актуальность проблемы не нуждается в доказательстве: большинство экспертов сходится в том, что грамматически правильные, образные, описательные конструкции может составлять небольшая часть дошкольников. Речь ребят из старшей и подготовительной групп, если говорить обобщенно, односложная, однообразная и сбивчивая.

Педсовет в ДОУ «Речевое развитие дошкольников» - это стратегическое мероприятие, позволяющее рассмотреть и решить действительно острые вопросы. Педагоги отмечают нелогично выстроенные диалоги воспитанников, неверное распределение смысловой нагрузки, нарушение темпа и громкости высказываний.

Так как предписания ФГОС дошкольного образования предусматривают, в том числе, уверенное овладение воспитанниками языком (не без участия логопедического компонента), педработники должны выстроить свою деятельность так, чтобы обеспечивать дошкольникам целый перечень компетенций.

В их число входят:

Активизация словаря дошкольника, обогащение (путем изучения новых слов и понятий, оптимизации навыков монологической речи, умения поддержать беседу);

Утверждение культуры речи (педагоги проводят упражнения, которые призваны улучшить фонематический слух, овладеть темпом речи и интонациями речи);

Ознакомление с разножанровой детской литературой;

Формирование базовых знаний, навыков и умений, которые станут фундаментом для последующего обучения грамоте – речь идет о стимулировании звуковой активности.

Педсовет по развитию речи в ДОУ рассматривает тему в новом свете: в разрезе обновленной методической базы, широких информационных возможностей. Для этого проводится мониторинг, определяющий состоятельность уже используемых мер в работе над речевым развитием.

Анализ организации речевого развития

Это широкое понятие. Без проверки невозможно сказать, как реализуется программа речевого развития, какие изменения внесены в привычную деятельность, какие «пробелы» устранены, а какие моменты нуждаются в коррекции. И результаты этой проверки-анализа специалисты обсуждают на педсоветах. Это помогает выявить действенные методы и методики работы по развитию речи малышей.

По каким направлениям проводится анализ:

1. Как реализуются мероприятия по совершенствованию связной речи воспитанника. Конкретно – описывается и анализируется организация нескольких видов деятельности ребят (познавательная, развлекательная).

2. Как проводится работа в группе, проводятся ли индивидуальные и групповые беседы, ведется ли работа с современным иллюстративным материалом, с образцами художественных произведений.

3. Как ведется просветительская работа в отношении родителей воспитанников касательно вопросов овладения ребенком родной речью. Это значит, что нужно проанализировать, достаточно ли информированы родители о значимости общения с ребенком (как с этой задачей справляется педагог). Рассматривается и вопрос рекомендаций занятий с логопедом – поступили ли эти рекомендации со стороны воспитателя, своевременны ли они и т.д.

4.Как реализуется деятельность педагога, повышающая грамотность и культуру речи ребят на примере речи самого воспитателя. Обучение собственным примером – это классический метод: речь воспитателя должна быть выразительной, яркой, образной, насыщенной интонациями и уточняющими, описательными элементами.

Невозможно рассматривать речевое развитие в ДОУ по ФГОС , не затрагивая переформулировки роли педагога в дошкольном обучении. Если ранее педагога можно было приравнять к субъекту передачи знаний, то сегодня воспитатель – это важный участник процесса образования, который внедряет в него личностно-ориентированный педагогический подход

Благодаря обмену мнениями, уместному на педсовете, педагоги разрабатывают меры, которые будут оптимизировать работу ДОУ в отношении развития речи воспитанников.

Инновационные педтехнологии

Без них сложно представить педсовет по проблемам развития речи в ДОУ . Популярные методы, которые широко использовались в прошлом, сегодня теряют свою эффективность, и тому есть научное образование. Современные дошкольники живут в эру информации, добычи материала по одному клику, скорой сменяемости текстов и картинок. В определенном смысле мозг современного дошкольника работает иначе: и задача педагогов – не использовать неактуальные методики, которые нельзя сопоставить со временем, в котором будут взрослеть и жить дети 21 века.

Еще одна причина, почему так важно рассмотрение современных инновационных педагогических технологий – это повышение образованности педагога, развитие его компетенций. Он не мог усвоить эти знания в ВУЗе, потому что на тот момент их просто не было. И чтобы профессионально расти, соответствовать профессиональным запросам времени, хотя бы раз в год воспитатели в педагогическом кругу должны рассматривать именно инновации.

Отдельные инновационные технологии:

Коллекционирование. Скорее, уместно говорить о новой жизни старой технологии. Мода на коллекционирование возвращается, и приучать к этой полезной привычке дошкольника можно еще и с пользой для его речевого развития. Это помогает увеличить словарный запас, закрепить понимание пространственно-временных связей. Обычно работа с коллекциями подразумевает «метод историй», когда каждый предмет в коллекции определен собственной историей – откуда он взялся, в чем его тайна и т.д.

Исследовательская деятельность. Популярный ныне метод применяется уже в дошкольном образовании. И если малыш приступает к самостоятельным исследованиям (под контролем взрослого, разумеется), то это развивает и его память, и его словарный запас. Так, с ребятами можно проводить несложные опыты. Начинать можете с самого простого – наблюдения за тем, как в стакане с водой тает кусочек льда. Задача воспитателя не просто показать сам процесс, но и работать над тем, чтобы воспитанники смогли о нем рассказать, описать последовательность действий и причину преобразования.

Метод проектов. Его тоже нельзя назвать совершенно новыми, но с появлением активного пользования интернет-ресурсов, сам подход к теме меняется. Например, берется узкая тема «Для чего человеку посуда», но изучение ее может быть интегрированным. Охватываются разные стороны вопроса – от исторической до художественной (с ориентиром на возраст, безусловно). Глоссарий по теме должен быть предусмотрен: дети не умеют читать, но много схватывают на лету на слух, потому новые тематические слова повторяются, вспоминаются, интенсивно вводятся в обиход.

Но если эти инновационные методы просто пересматриваются, дополняются актуальной информацией, некоторые могут стать открытием для педагога. Зачастую они требуют обучения воспитателя, а также анализа эффективность вновь введенного метода.

Аква-гимнастика

С этим методом лучше ознакомлены логопеды. В каком-то смысле водная гимнастика может заменить вариант традиционной пальчиковой гимнастики. Это сенсорная игра, помогающая ребятам сформировать мелкую моторику, что, в свою очередь, активно помогает речевому развитию. Простые пальчиковые упражнения помогают развить навык запоминания, а также творческие способности и фантазию. Аквагимнастика создает и предпосылки для успешного овладения письмом.

Водная гимнастика состоит из сжатия, растяжения и расслабления кистей рук. Это помогает воспитанникам проработать каждый пальчик. Упражнение выполняется с проговариванием короткого стишка. Именно сочетание двух форм деятельности помогает легко запоминать стихотворные формы, улучшать образное мышление.

Кинезиологические упражнения

У кинезиологии есть другое название – гимнастика для мозга. Основана область на сочетании ряда упражнений, которые объединены разнотипными движениями рук. Упражнения выполняют в высоком темпе, что и помогает активно стимулировать деятельность мозга.

Благодаря таким упражнениям последовательно включаются центы крупной и мелкой моторики. Это благоприятно сказывается на активизации речевой деятельности, внимательности, осознанности причинно-следственных связей. Логическое мышление активнее развивается, если кинезиологические упражнения делать регулярно и по системе.

Биоэнергопластический метод

Суть метода в сочетании движений кистей рук и разработке артикуляционного аппарата. Параллельно стимулируются мозговые центры, что отвечают за мелкую моторику и активность речи (ведь структурно они соседствуют). Биоэнергопластика улучшает детскую речь, повышает концентрацию ребенка, развивает его склонности к быстрому и точному запоминанию. Биоэнергопластика корректирует произношение звуков.

Сначала упражнения выполняются одной рукой, потом второй, а затем сразу двумя. Движения должны быть плавные, неспешные, нужно дополнять их разработкой артикуляционного аппарата.

Условия (контекст) речевого развития

Протокол педсовета в ДОУ по речевому развитию фиксирует этапы мероприятия, принятые решения, формы работы, итоги обсуждений. Содержательный этап педсовета – это обсуждение условий, которые помогают успешному речевому развитию дошкольников. На этом этапе анализируются мероприятия учебно-воспитательного процесса, особенности развивающей среды, которые коррелируют с развитием речи дошкольников.

К таким условиям относят:

1. Владение педагогом правильной литературной речью.

2. Приобщение к культуре чтения и работы с книгой.

3. Поощрение детского литературного творчества (словотворчества).

4. Развитие связной речи ребенка с опорой на возрастные особенности.

5. Развитие понимания речи с включением упражнений на выполнение словесной конструкции.

6. Организация развития звуковой речевой культуры.

Речевая предметно-развивающая среда – это те условия, которые помогают ребенку расширить и уточнить речевые представления. Педагог организует не только развивающую функцию речевой среды, но и развивающуюся. Тематические уголки своевременно пополняются обновленным лексическим материалом, наглядными пособиями, которые увеличивают тезаурус ребят, помогают проработать артикуляцию и грамматические нормы.

О речевой мотивации и НМО

Этот вопрос также обсуждается в ДОУ: протокол педсовета речевого развития дошкольников фиксирует и этот момент. В задачах воспитателя создать позитивную речевую мотивацию путем организации естественных условий коммуницирования в ходе игровых режимных моментов.

Научно-методическое обеспечение (НМО) – предмет анализа на педсовете. Изучаются мнения опытных методистов и логопедов, пополняется печатная и электронная методическая база. Проработанная педсоставом информация должна быть донесена до родителей. Работа семьи по развитию речи малыша опирается преимущественно на те рекомендации, что получил родитель в ДОУ.

Педагогический совет Подготовила и провела старший воспитатель МБДОУ №29 Василенко С.Б.
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста.
Цель: Выявить уровень профессиональной теоретической подготовленности и практической деятельности педагогов по развитию речи детей в условиях современных требований к организации образовательного процесса.
План педсовета:
1.Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля
3.Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4.Организация развивающей речевой среды в ДОУ для совершенствования речевых коммуникаций ребёнка. (педагоги ДОУ из опыта работы)
5.Деловая игра «Речевичок»
6.Презентация альбомов «Расскажи сказку»
7.Решение педсовета.
Вступительное слово старшего воспитателя.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Read More
Деловая игра «Речевичок»
С участием сказочного персонажа
Задание 1.»Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге?
Какие формы работы используются при обучении детей связной речи?
Речь одного собеседника, обращённая к слушателям?
Задание 2 «Изобразите пословицу с помощью схемы»
Задание 3 «Скажи пословицу правильно»
Сын леопарда-тоже леопард.
Верблюда под мостом не спрячешь.
Бойся тихой речки, а не шумной.
Задание 4.Подбор антонимов и синонимов.
Решение педсовета:
· Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей
· Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи.
· Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.