Что такое дополнение в русском языке примеры. Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения. Не являются однородными членами предложения

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения.

Дополнение - это второстепенный член предложения, выражающий обычно объектные отношения. Οʜᴎ отвечают на вопросы, совпадающие с вопросами косвенных падежей.

Значение. Значение объекта - наиболее яркий признак дополнения. При этом дополнение может выражать и другие значения (субъекта͵ орудия действия, состояния): Учителœем поставлена задача (учителœем – субъект действия в страдательном контексте); Ему грустно (ему - субъект состояния).

Средства выражения. Морфологизированное дополнение - имя существительное в форме косвенного падежа, местоимение. Неморфологизованное дополнение должна быть выражено различными частями речи: Вы болтаете пустое (прилагательное); Он не разобрался в прочитанном (причастие); Я научился играть на скрипке (инфинитив); Я сумел разглядеть что-то темное, небольшое (неделимое словосочетание); Командир не особенно уважал слабый пол (ФЕ).

Позиция в предложении. Дополнение располагается обычно после распространяемого слова. При этом возможна инверсия дополнений в разговорной или в поэтической речи.

Синтаксическая связь. Основной вид подчинительной связи дополнения с главным словом является управление (реже - примыкание) или свободное присоединœение ко всœему предикативному центру (детерминант). Большинство дополнение относится к одному слову, ᴛ.ᴇ. являются недетерминированными. Лишь некоторые семантически обязательные дополнения выступают в роли детерминантов: Ему и больно и смешно.

По отношению к смысловому содержанию предложения. Дополнения бывают семантически обязательными компонентами предложения: У него бодрое настроение.

Недетерминирующие дополнения различаются исходя из того, к какому слову в предложении они относятся, ᴛ.ᴇ. какие части речи управляют ими.

1.Наиболее употребительными и массовыми являются приглагольные дополнения, так как многие глаголы называют действие, предполагающие тот или иной объект: построить дом, построить для рабочих, рассказать товарищу, рассказать о происшествии, рубить топором .

2.Приадъективные дополнения. Οʜᴎ малоупотребительны, так как способностью управлять обладают только качественные прилагательные и то не всœе: Мы жили в богатом рудой краю. Край беден лесами.

3.Дополнения могут относиться к существительным. Это присубстантивные дополнения. Их тоже немного, так как дополнение должна быть употреблено только при отвлеченном существительном, образованном от переходного глагола или от качественного прилагательного. Это значит, что в словосочетании рукав платья, крыша дома отношения не объектные, а атрибутивные, так как распространяемые существительные неотглагольные. А вот в словосочетании лечение больных отношения объектные. Распространяемое существительное образовано от сильноуправляемого прямопереходного глагола лечить . В случае если существительное относится к сильноуправляемому, но непереходному глаголу, то дополнение приобретает определительный оттенок, появляется синкретизм: увлечение музыкой, дума о сыне.

4.Дополнения могут относиться к словам категории состояния: Мне стало жаль Бэлу (Лермонтов).

5.Дополнения могут относиться и к наречиям: далеко от дома.

Виды дополнений. По традиции дополнения делят на прямые и косвенные . Прямое дополнение выражает значение объекта͵ на который непосредственно переходит действие. Оно должна быть выражено существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога: Читал книгу, видел коня. Вместе с тем, прямое дополнение должна быть выражено существительным или местоимением в форме родительного падежа без предлога при отрицательном сказуемом – переходном глаголе: Я не читал этого романа. А также существительным в форме родительного падежа, выражающего значение ʼʼчасть от целогоʼʼ: выпить чая, принœести дров. Остальные дополнения относятся к косвенным.

В лингвистической литературе есть некоторые разногласия, касающиеся границ употребления прямых и косвенных дополнений. Одни считают, что делœение дополнений на прямые и косвенные касается только приглагольных дополнений (Скобликова). Другие считают, что прямые дополнения бывают и при словах категории состояния (жаль его ) Третьи полагают, что к прямым могут относиться и приадъективные, и присубстантивные дополнения.

Дополнение, выраженное инфинитивом, крайне важно отличать от части СГС, ᴛ.ᴇ. субъективный инфинитив от объективного: Начинаю рассказывать, могу рассказать, боялся рассказать – велœел рассказать, просил рассказать, помог рассказать. Инфинитив-дополнение обладает собственным ЛЗ. В ЛЗ нет ни модального, ни фазисного значения. Деятели глаголами обозначены разные. Такие дополнения - ϶ᴛᴏ объектный инфинитив. В качестве дополнения может выступать и субъектный инфинитив, когда субъект обозначенного дополнением действия совпадает с субъектом действия поясняемого глагола: договорились переписываться.

Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Дополнение. Виды дополнений и способы их выражения." 2017, 2018.

– это лицо или предмет, на который направлено действие. Дополнение находится после глагола или сочетания “глагол-связка + прилагательное”:

  • После глагола: I see you . – Я вижу тебя.
  • После глагола-связки + прилагательное: I am afraid of you . – Я боюсь тебя.

Прямое дополнение в английском языке

Прямое дополнение (direct object) – это объект, на который направлено действие. Прямое дополнение может присоединяться без предлога:

I love this game . – Я люблю эту игру.

I believe you . – Я верю вам.

We learn languages . – Мы учим языки.

Также прямое дополнение может присоединяться с помощью предлога (предложное дополнение).

I’m talking to you . – Я разговариваю с тобой.

He is proud of you . – Он гордится тобой.

Предлоги между глаголом и дополнением – это камень преткновения, причем не только начинающих. Здесь нельзя полагаться на закономерности, присущие глаголам и предлогам в русском языке. Часто бывает, что в русском варианте предлог нужен, а в английском нет, или наоборот.

A cat climbed the tree. – Кошка взобралась НА дерево.

Don’t listen TO him– Не слушайте его.

Чтобы быстрее запомнить, какой предлог нужен после какого глагола, обращайте внимание на контекст, когда учите глаголы. Считайте, что “глагол + предлог” – это цельное слово со своим значением, а тот же глагол + другой предлог – это уже другое слово. Например:

  • Talk about something – говорить о чем-то

Let’s talk about art. – Давайте поговорим об искусстве.

  • Talk to somebody – говорить с кем-то

Talk to my boss. – Поговорите с моим боссом.

Кроме того, с «глагольнопредложной» проблемой помогает справиться практика (как и с любой другой проблемой). Чем больше читаете, слушаете, тем больше запоминаете сочетаний, легче их понимаете и используете.

Косвенное дополнение в английском языке

И в английском, и в русском языке есть глаголы, которым нужно не только прямое дополнение, но и косвенное – объект, на который действие направлено через прямое дополнение.

Возьмем глагол tell – говорить, рассказывать. Это действие может быть направлено на один объект – прямое дополнение:

Jane is telling a fairy-tale . – Джейн рассказывает сказку.

Но часто действие tell направлено на два объекта – на один напрямую, на другой косвенно, через первый, он отвечает на вопрос «кому?». Обратите внимание, что косвенное дополнение находится между глаголом и прямым дополнением.

Jane is telling me a fairy-tale. – Джейн рассказывает мне сказку.

Косвенное дополнение не может обходиться без прямого. Даже если прямого дополнения нет в предложении, оно подразумевается, недоговаривается:

He told me… – Он рассказал мне… (возможно, рассказал «все» или «правду»)

Как правило, два дополнения – косвенное и прямое – бывают у глаголов, вписывающихся в логическую схему «делать что-то кому-то», например: show – показывать, explain – объяснять, give – давать. Причем прямое дополнение – это обычно какой-то предмет, а косвенное – человек.

He showed you his city. – Он показал тебе свой город.

Give us your phone, please. – Дайте нам ваш телефон, пожалуйста.

She passed Jack a slice of pizza. – Она передала Джеку кусочек пиццы.

Косвенное дополнение после прямого

Во многих случаях косвенное дополнение можно поставить после прямого, тогда перед ним понадобится предлог to (косвенное предложное дополнение):

He showed his city to you . – Он показал свой город тебе.

Give your phone to us , please. – Дайте ваш телефон нам, пожалуйста.

She passed a slice of pizza to Jack . – Она передала кусочек пиццы Джеку.

Ряд глаголов допускает только такой вариант дополнения, например: prove – доказывать, explain – объяснять, repeat – повторять.

  • Правильно: Repeat the word to me. – Повторите мне слово.
  • Неправильно: Repeat me the word. – Повторите меня (?!) слово.


Дополнение - это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнения обычно выражаются именами существительными и местоимениями: Егорушка взглянул (на кого?) на часовых (Ч.); Зной и степная скука утомили (кого?) его (Ч.). Кроме того, дополнения могут быть выражены любой частью речи, способной употребляться в значении существительного. Например: причастием - Забудем бывшее меж нами (Г.); прилагательным - Оба тогда мы болтали пустое (Н.); междометием - Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Ч.). В роли дополнения может быть неопределенная форма глагола: Колдоба приказал партизанам рассыпаться по катакомбам и не держаться толпами (Пауст.) - и неразложимое словосочетание: Много я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке (Исак.).
Дополнение называется прямым, если оно относится к переходному глаголу и стоит в винительном падеже без предлога. Например: Дениска решительно взял (что?) пирог (Ч.).
Дополнение считается прямым и в родительном падеже, если оно стоит при глаголе с отрицанием: Но не вернуть ейдней былых (Н.)- или обозначает часть предмета, на который направлено действие: Мальчик выпил молока (ср.: Мальчик выпил молоко).
Все другие дополнения, т. е. дополнения, выраженные всеми косвенными падежами и винительным с предлогами, называются косвенными. Например, Рыбаки с удивлением покачивали головами (Павл.); ... Софья стала рассказывать матери о своей революционной работе (М. Г.).
Упражнение 520. Перепишите. Найдите дополнения и определите, чем они выражены. Какие это дополнения - прямые или косвенные?
1. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков (Ч.). 2. Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина (Ч.). 3. Она [Каштанка] понюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью (Ч.). 4. Она [Каштанка] увидала нечто неожиданное и страшное (Ч.).
  1. Яшка камнем вбивал стойки для котла, а сам Дергач обчищал от сучьев перекладину (Гайд.). 6. Сбросив шинель, он взял из-под воза ломик, позвал парней (Баб.). 7. Сергей рассказал о строительстве электростанции и о плане электрификации (Баб.). 8. Что написано пером, того не вырубишь топором (поел.). 9. Валентина поняла Андрея лучше его самого (Г. Ник.).
Упражнение 521. Перепишите, выделив дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Определите вид связи в данных сочетаниях (управление, примыкание).
1. Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (П.). 2. Цветы последние милей роскошных первенцев полей (П.).
  1. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на кабана (Л.).
  2. Она [Каштанка] вспомнила Луку Александровича, его сына Фе- дюшку, уютное местечко под верстаком... Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею (Ч.). 5. Возвращаю письмо Горленко вместе с большим спасибо (Ч.). 6. В такие минуты он становился недосягаемым, под стать величественным портретам Франклина и Ломоносова (Гран.).
Упражнение 522. Прочтите внимательно. Определите, какими членами являются выделенные слова или словосочетания (в форме родительного падежа) - определениями или дополнениями. Поставьте вопросы. Подумайте, в каких случаях возможно двоякое решение.
1. [Море] дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Чел- каиіа (М. Г.). 2. И все птицы пели, и всем стало так легко, все чувствовали, что в сердцах родилось страстное желание жизни и счастья (М. Г.). 3. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки... (М. Г.). 4. Олейнику достался свитер и перчатки ручной вязки (Буб.). 5. Каждое утро мы ходили на подъем миноносца (Пауст.).
  1. Он доказал, что затопление катакомб не"дает результата (Пауст.).
  2. Перед началом утреннего заседания Крылова позвали к междугородному телефону (Гран.).
Упражнение 523. Перепишите следующие словосочетания, поставив в скобках после управляющих слов вопросы. Определите роль управляемых существительных с предлогами. Подумайте, какие сочетания допускают разные вопросы.
Образец. Воспоминание (о ком?) о друге (ср.: вспоминать о друге); тень (какая?) от костра; бутерброд (какой? и с чем?) с колбасой.
Песня о птице, повесть о юности, думы о жизни, мысль о внуке, воспоминания о деревне, слова о весне, тень от берега, надежда на заработок, жгут из соломы, выстрел из револьвера, пирамиды из фанеры, шинель из сукна, корзина с углем, лицо в пятнах, бутерброд с сыром, удар в барабан, слово для души, места для стоянок, страх перед судьбой, работы по устройству гавани, работы по подъему катера.
Прямое дополнение обозначает объект, на который направлено действие, выражается формой винительного падежа без предлога, распространяет переходный глагол, а также некоторые слова категории состояния (видно дом, слышно музыку, больно голову): Создает человека природа, но развивает и образует его общество (Белинский). Форма родительного падежа прямого дополнения возможна при переходных глаголах с отрицательной частицей не: Я не
люблю весны (Пушкин); Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать (Достоевский).
Препозиция прямого дополнения нередко позволяет ему сохранять форму винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием не. По-видимому, это объясняется ослаблением связи субстантивного слова с глагольным. Ср.: Ночь не принесла прохлады (А. Н. Толстой).- Отцовский дом не мог я распознать (Есенин). Но возможен и родительный падеж: Солнца не видно - небо затянуто Жгучей (Герасимов).
Примечание. Не являются прямыми дополнениями формы родительного падежа в следующих предложениях, так как в них нет переходных глаголов: Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает (Щипачев); Сильнее кошки зверя нет (Крылов); Герасима уже не было во дворе (Тургенев).
Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов и относится к глаголу,
прилагательному, к словам категории состояния, к существительному: Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне (Есенин); Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей (Тургенев); Лукошко, полное росы, Я из лесу принес (Маршак); Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы (Гончаров).
Значение объекта у второстепенных членов предложения часто осложняется определительным и обстоятельственным значениями.
Определительные дополнения подчиняются членам предложения, выраженным отглагольными существительными, сохраняющими в семантике компонент действия (категориальное значение глагола). Этим объясняется соотносительность ряда глагольных и субстантивных словосочетаний: думать о прошлом - думы о прошлом, мечтать о путешествиях - мечта о путешествиях, требовать качества - требование качества, изучать историю - изучение истории и т. д.
Чем ярче в семантике отглагольных существительных глагольный компонент, тем отчетливее значение объекта у их распространителей. При нейтрализации глагольного компонента в зависимом слове сильнее определительное значение: мысль о тебе, смысл речи и т. д.
Обстоятельственные дополнения подчиняются глагольным формам: Порхают над цветами бабочки... (Соколов-Микитов); Для_
искусства годится только тот материал, который завоевал
место в сердце (Паустовский).

Еще по теме § 45. Прямые и косвенные дополнения:

  1. ДОПОЛНЕНИЯ К СТАТЬЕ «ВОПРОС О СВОБОДЕ ВОЛИ» Дополнение 1
  2. Предложения с прямой и косвенной речью, их структурносемантические особенности. Механизм замены прямой речи косвенной.

Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:

Потребность в познавательной деятельности,

Готовность выполнять разнообразные задания, особенно основанные на развитии индивидуальных способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение .

Цель: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять прямые и косвенные дополнения.

Задачи:

образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения: (отличать именительный падеж от винительного, инфинитив -дополнение от инфинитива сказуемого);

Воспитательная : формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

развивающая : развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Методы и формы обучения : частично- поисковый, самостоятельная работа с применением ИКТ, индивидуальный, работа в парах.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование : карточки с заданием и текстом, презентация, видеопроектор

Ход урока:

1этап Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется … ДОПОЛНЕНИЕ.

Действительно, сегодня на уроке мы будем повторять дополнение.

Но начнем урок с проверки домашнего задания.

2 зтап Актуализация знаний и пробное учебное действие.

1.Проверка дом. зад . (у доски 3 человека –инд. работа по карточкам)

2. упр.160 ; синтаксический разбор СС. – комментирование

Класс записывает сочетания слов: назвать СС с подчинительной связью. Работа в парах.

Слово и дело, бить баклуши, продолжали учиться, около крепости, луг росист, принять резолюцию.

Что можете сказать о других сочетаниях?

3.Лингвистическая разминка. (3 слайд ) Указать способ подчинительной связи.

Записать ответ загадки.

По вар.(загадки чередуем)

Какое изобразительное средство лежит в основе загадок? 3-ий слайд.

Костяная спинка, жесткая щетинка, с мягкой пастой дружит, нам усердно служит.
(Зубная щетка)(прил.+сущ)

Падают с ветки золотые монетки.
(Желтые листья) (прил.+сущ.)

У двух матерей по пяти сыновей.
(Пальцы на руках)(сущ.+сущ.с пред.)

Широко, а не море, золото, а не деньги,
Сегодня на земле, а завтра на столе.
(Поле пшеницы) (сущ.+сущ.)

1в -зубная щетка, пальцы на руках; 2в.-желтые листья, поле пшеницы)

4.Проверка инд. работы у доски.

1- я карточка. Написать по памяти словарные слова из рамочек.(стр. 57-77 – из дом. работы) Дать лексическое значение слову РЕЗОЛЮЦИЯ(постановление, решение), составить СС с этим словом по схеме: гл(гл. слово).+ сущ В.п. (принять резолюцию)

2-я карточка. Синтаксический разбор предложения: Притча - образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения поучительных истин. Расставить знаки препинания.

3-я карточка. Матушка, знавшая наизусть… обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу подалее. Синтаксический разбор предложения. Выписать СС с подчинительной связью управление.

5. Фронтальный опрос: (проверка опережающего дом. задания - параграф 16)

Какие члены предложения называются второстепенными?

Перечислить второстепенные члены предложения (примеры из предложения на доске)

Какими способами связи соединяются второстепенные члены с другими в предложении?

Что называется дополнением? Назвать СС по схеме гл. +сущ. В.п из словарного диктанта (принять резолюцию)- запись сс.

2 этап. Постановка учебной задачи.

1.Итак, определите цели и задачи урока…

Наша задача – ..расширить и углубить представление о второстепенном члене предложения – дополнении.

Обобщить имеющиеся знания и обратить внимание на новые факты,

научиться определять:

Дополнения прямые и косвенные;

Способы выражения дополнений. Сформулируем тему урока. Запишем формулировку темы.

(1-ый слайд)

3 этап . Совместное исследование проблемы .

Теория: параграф 16,стр. 75 - по плану.

Какую новую информацию о дополнении вы узнали из 16 параграфа ? Что у вас вызвало затруднение?

Какие дополнения называются прямыми?

Каким падежом, кроме В., может быть выражено прямое дополнение?

В каких случаях? Какие дополнения косвенные?

Прямые и косвенные дополнения. Чтение абзаца параграфа. Сопоставление с таблицей.

Слайд 4

4 этап. Реализация построенного проекта.

Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Проверка задания на доске–корректоры)

Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.

Задание «Корректоры»: 3 карточки – проверяет класс.

1.Исправить орфографические ошибки, подчеркнуть дополнения в следующих предложениях и указать падеж:

Экспидиция пересикла долину.- 1-ый ряд

Буря мглою небо кроит. -2-ой ряд

Березы заплитают солнце (в косы) -3-ий ряд

Что надо делать, чтобы определить дополнение в тексте? (выделить грамматическую основу.)
- Хорошо, дальше что вы делали? (Вычленяли словосочетания и задавали вопрос от главного слова к зависимому)
- И последнее, что вы делали или должны были сделать? (Если вопрос косвенных падежей, то это дополнение, если нет, то это другой второстепенный член предложения).

2.Учитель показывает слайд 5.

Выделить грамматическую основу предложения.

Найти словосочетания.

Задать вопрос от главного слова к зависимому.

Если вопрос косвенного падежа, то – это дополнение, подчеркиваем его пунктиром, над словом пишем падеж; если другие вопросы, то - это другой второстепенный член предложения.

4этап. Совместное исследование проблемы.

Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.

Как отличить форму И.п. и В.п?

Задание «Корректоры»

Порядок слов прямой: подлежащее стоит на первом месте.

А теперь изменим порядок слов на обратный. (3-е предложение)

Солнце заплетает березы.

Вывод:

Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего. (Задание «Корректоры»)

5 этап. Первичное закрепление .

Упр.166 1в – 3-4; 2в -6-7 (по образцу) алгоритм рассуждения

2. Слайд 6

1вар.- задание: обозначить грамматические основы и дополнения

(читается Евангелие от Матфея 7; 21-27)

Давайте теперь с вами подумаем, а что Иисус Христос подразумевал под «домом», что для каждого из нас является «домом»?

Наша жизнь.

Всякий, кто видел, как строится дом, знает, что чем глубже и тверже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения.

А что же для человека в его повседневной жизни подразумевается «под дождем, ветрами, бурями»?

Беды, несчастья, горе, болезни, бедность…

Да. Человеку в жизни приходится бороться с бедствиями и опасностями, и только тогда он устоит против них, если утвердит жизнь свою на твердом непоколебимом основании. А что же должно стать основанием нашего дома – нашей жизни, согласно учению Иисуса Христа?

Вера, любовь.

2 вар. – зад. : в каждом предложении (простом и сложном) найти грамматическую основу (основы) и дополнение.

Слайд 6 . «Всякий, кто слушает слова Мои и исполняет их, подобен человеку благоразумному, который построил свой дом на камне. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, слушающий Мои слова и не исполняющий их, подобен человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и падение его было великое».

3.Физминутка- слайд 7

А теперь все ровно сели,

К потолку глаза подняли,

Руки вверх, вперед, назад –

Вот разминка для ребят!(в бок)по 2раза

6 ЭТАП. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Какими частями речи может быть выражено дополнение?

(любая часть речи в значении сущ.)

Примеры из учебника (параграф 16)

Слайд 8

Заполните таблицу, определив, какими частями речи выражены дополнения - выписать СС (сказ.+ доп.)

работа в парах (слайд 9)

Большим все можно. 1 Прил.

Восемь не делится на пять без остатка. 2 Числ.

Помним погибших… 3 прич.

Кто пел» о прекрасном далеко»? 4 нар.

Он попросил Мери спеть. 5 Инф.

Безродного пригрел и ввел в свое семейство. 6 Прил.

Собака отлично поняла мое «фу!». 7 Межд.

На море я увидел несколько рыбаков. 8 Цельное наименование.

Я увидел девушку со слепым.

Вывод: кроме сущ. и мест. Дополнение может быть выражено другими частями речи в значении сущ.: прилагательным, числ., прич., наречием, междометием, н. ф. глагола. А также неделимым сочетанием.

Инфинитив- дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

Попросил (о чем?) сесть

7 этап. Конструирование нового способа действия.

Проблемный вопрос: как различить роли инфинитива?

слайд 10

Инфинитив –дополнение

И глагол в

Личной форме обозначают действия разных лиц Пугачев приказал (что?) казнить

Пояснение: Пугачев приказал, а казнить будут другие

Я велел ямщику ехать – велел я, а ехать должен ямщик. Я прошу вас подождать (прошу я,а подождать должны вы)

Инфинитив – дополнение зависит от сказуемого

Н.Ф. можно заменить существительным:

Условился встретиться – условился о встрече

СГС

Владимир начинал беспокоиться.

Он перестал улыбаться.

Лиза решила помочь сестре.

Инфинитив относится к тому субъекту действия, что и глагол. В предложении является частью сгс.

8 ЭТАП. Переход к этапу решения частных задач

Слайд 11

Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного, исправьте её:
а) скучаю по вам
б) не откликнулся к зову
в) вдуматься над вопросом
г) оплатить за проезд

Из сочинений! Исправь ошибки..Работа у доски по карточке.

Она начала сторониться от сверстниц. Петр переживал о болезни Маши. Пугачев привлекал к себе симпатии в окружающих.Серьезностью, любовью к книге Татьяна резко отличалась среди девочек.

Слайд12 Класс работает по таблице устно. Вариативные конструкции

Подобрать существительные к данным словам. Обозначить прямые дополнения.

1в.

Вера (во что?)

Одеть (кого? что?)

Рецензия (на что- либо)

Заплатить (за что?) за

Прийти в школу

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.