Что такое способности? Структура способностей. Теоретическое введение. Способности —это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность. Условия формирования способнос

Понимание того, что мотивирует сотрудников, очень важно для любого руководителя. Понимание способов мотивации людей, имеет важное значение для любого предпринимателя. Есть несколько управленческих теорий о том, как мотивировать сотрудников. Здесь отобрано 16 способов, как применить эти теории на практике.

  1. Признание — когда кто-то делает что-то хорошо, хвалить их. Где это возможно хвалить их в общественных местах. Всегда критикуют за закрытыми дверями.
  2. Обучение — предлагать своим сотрудникам обучение. Это им нужно, чтобы преуспеть на своей работе.
  3. Рабочая среда — создать хорошие условия для работы, это повысит их продуктивность. Не убивайте их энтузиазм бессмысленными правилами и процедурами.
  4. Командный дух — людям нравится работать в команде и они будут работать, чтобы команда была успешной.
  5. Обратная связь — дайте обратную связь, как можно скорее.
  6. Повысить эффективность работы сотрудников путем делегирования ответственности — если они несут ответственность за выполнение определённой задачи, убедитесь, что эта задача может быть выполнена и выполнена хорошо, тем более, если задача вносит свой вклад в коллективные усилия и исполнители могут рассчитывать на получение признания за их вклад.
  7. Доверие — Не стойте за спиной ваших сотрудников, иначе они не будут чувствовать себя надежным и не будут нести ответственность за поставленные задачи.
  8. Связь — Расскажите своим сотрудникам, что происходит и убедитесь, что они общаются друг с другом.
  9. Уменьшите отвлекающее воздействие — современные организации имеют много факторов отвлекающих своих сотрудников от работы. Если в качестве менеджера вы можете исключить некоторые из этих отвлекающих воздействий, ваша команда будет более продуктивной и более мотивированной.
  10. Постановка целей — легче работать в направлении цели, чем работать без цели. Командная цель, когда члены команды отвечают за достижение цели, это особенно хорошо.
  11. Привлечение ваших сотрудников в процесс принятия решений — пусть они знают, что вы цените их опыт и мнения в определённом вопросе.
  12. Критиковать поступки, а не людей — это должно быть, очевидно.
  13. Слушайте и эффективно боритесь причинами жалоб сотрудников — покажите им, что вы цените их вклад в бизнес и уважаете их чувства.
  14. Создание климата доверия и открытого общения — убедитесь, что сотрудники могут прийти к вам с проблемами. Вы должны дать им почувствовать ответственность и быть готовыми принять ошибки. Вы не должны наказывать их за одну и ту же ошибку несколько раз.
  15. Покажите, что вы уверены в своих сотрудниках — давая им возможность взять на себя ответственность и продемонстрировать свои лучшие качества.
  16. Деньги — справедливо оплачивайте их труд. Бонусы, могут быть использованы, для поощрения в достижении целей.

Не забывайте, что есть и другие способы мотивировать свою команду, но эти 16, должны вам помочь наладить работу.

Инструкция

Сначала стоит понять разницу между понятиями "мотив" и "стимул". Стимул - это то, чем работодатель может воздействовать на сотрудника для более эффективного труд работника. Мотив же, наоборот, внутренний голос человека, его "Я", которое говорит ему, что, если он достигнет каких то результатов работы, то он получит какое-то достойное его вознаграждение. Например, менеджер по продажам знает, что если он выполнит в определенный срок определенный , то получит . Премия - это стимул, который дает ему работодатель. Но мотивирован ли труд его этой ? Стоит разобраться. Из сказанного выше следует, что стимулирование и мотивирование должны отличаться по содержанию минимально. И это - задача руководителя. Как же этого добиться?

Когда работодатель думает о том, как мотивировать сотрудника , то ему надо знать и понимать, кто этот человек по складу характера, ума, чем он увлекается и чем живет как человек, а не как работник - винтик в механизме фирмы. Этому могут способствовать внутрифирменные мероприятия, корпоративные вечера, совместные тренинги, на которых и можно понять и выявить многие личностные параметры сотрудника . Эта информация поможет более грамотно подойти к вопросу мотивирования труда работника.

Традиционный в нашей стране способ мотивирования сотрудника - премирование его. Однако человек не всегда мотивирован лишь деньгами. К примеру, у главный недавно стал отцом. Эта достаточно хорошо оплачивается, поэтому денежное стимулирование не очень эффективно. Зато директор может поощрить это специалиста дополнительными выходными днями в том случае, если он требует от главбуха выполнения конкретных задач в сжатый промежуток времени. И тогда у главного будет время на то, чтобы заняться семьей.Помимо денежных мотивов, у работника могут быть социально-направленные мотивы, карьерные мотивы.
Карьерные мотивы работника связаны с его реализацией как сотрудника фирмы, в рамках которой он движется вперед и вверх по карьерной лестнице.Социальные мотивы связаны с общественной составляющей любой работы. Вполне возможно, в процессе работы сотрудник найдет себе новых друзей, заведет связи. Поэтому, адаптируясь в фирме, ему будет тяжело отказаться от этой работы не по финансовым соображениям, а по социальным.

Видео по теме

Полезный совет

Во время процесса разработки системы мотивирования сотрудников, было бы желательно учесть такой аспект, как тип темперамента у человека. Их всего 4: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. У каждой из этих групп есть свои, абсолютно не схожие друг с другом черты, зная которые можно грамотно мотивировать сотрудника.

Источники:

  • как мотивировать работников

Мотивация - процесс, который подталкивает сотрудника делать работу в больших объемах, с лучшим качеством и огромным энтузиазмом. От высокой производительности труда напрямую зависит увеличение прибыли предприятия.

Инструкция

Организуйте комфортные условия труда для сотрудников. Позаботьтесь о наличии необходимой техники, мебели. Обустройте место, где люди смогут передохнуть в обеденный перерыв.

Способности - это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность (готовность) человека к тому или иному виду деятельности. Способности являются функциональной интеграцией таких свойств личности, которые более всего необходимы для овладения определенным видом деятельности и для успешного его выполнения. Способности - это мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и осуществления. Способности определяют возможности человека к обучению, овладению знаниями, умениями, навыками. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям, навыкам. Способности проявляются в динамике их приобретения. Показателями способностей можно считать: а) темп продвижения в овладении деятельностью; б) широта переноса формирующихся психических качеств; в) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Предпосылкой способностей, облегчающей их развитие, являются задатки.

Задатки – врожденные возможности развития морфологических, анатомо-физиологических и психологических свойств индивида.

К задаткам относят:

1. Типологические свойства НС;

2. Уровень развития и соотношения сигнальных систем;

3. Природные свойства анализаторов;

4. Варианты строения коры головного мозга.

Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей.

Способности делят на общие , необходимые для любых видов деятельности, и специальные , обеспечивающие успешность выполнения определенных видов деятельности. В структуре способностей некоторых людей общие качества могут быть исключительно ярко выражены, сто дает возможность говорить о наличии разносторонних способностей, общих по отношению к широкому спектру различных видов деятельности. Общие способности (общие качества личности) являются вполне конкретными психологическими проявлениями. В зависимости от их выраженности всех людей можно разделить на три типа:

1. художественный;

2. мыслительный;

3. средний.

Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы (образной, эмоциональной); и второй сигнальной системы (словесной). Для художественного типа свойственна яркость образов, эмоций. Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логических построений, для среднего типа – равное сочетание образов и логики.. Отношение человека к тому или иному типу предполагает, что ему легче освоить вполне определенную деятельность: художественному типу – стать музыкантом, мыслительному – математиком. Но это не означает фатальной обреченности заниматься определенным делом, это только предрасположенность к нему.

Структуру способности составляет совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.

Компенсация способностей возможна за счет: а) приобретения необходимых для данной деятельности знаний, умений, навыков; б) формирования типического стиля данной деятельности; в) развития других качеств.

Способностями называют не всякие вообще индивидуаль ные особенности , а лишь такие , которые имеют отношение к успешности выпол нения какой - либо деятельности или многих деятельное - тей .
Б. М. Теплов
Понятие " способность» не сводится
к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Б. М. Теплов

ками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием ее успешного выполнения. В более общих формулировках схожие определения способностей можно найти в работах отечественных психологов, специально исследовавших проблему способностей. Например, Н. С. Лейтес определяет способности как свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Понимая свойства личности очень широко, К. К. Платонов считает, что способности - это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соотношении с определенной деятельностью. В данных определениях акценты на деятельности подчеркивают одно очень важное обстоятельство: индивидуально-психологические особенности, взятые в отрыве от деятельности, не могут рассматриваться как способности. Понятие способности при этом теряет свое характерное содержание. Деятельность является для способностей не только той специфической средой, в которой они себя проявляют, но и тем обязательным условием, только при наличии которого способности формируются и развиваются.
Одним из наиболее спорных в рамках данной проблемы является вопрос об обусловленности способностей. Чем определяются способности в большей степени - врожденными индивидуальными особенностями или совокупностью социальных условий, в которых происходит формирование личности? Современная научная психология, опирающаяся на эмпирические и экспериментальные данные дает такой ответ на этот вопрос.
Во-первых, при ответе на этот вопрос необходимо строго придерживаться принятого определения понятия «способности». Из приведенных определений и пояснений к ним становится ясно, что способности включают в себя все индивидуально-психологические свойства, которые способствуют успешному овладению и выполнению данной общественно значимой деятельности - и те, которые в большей мере имеют врожденный характер (например, психический темп, переключаемость внимания, механическая память и т. д.), и те, которые в большей мере являются результатом воспитания и социального влияния (например, интересы и ценности). В целом можно сказать, что, конечно, каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами - осознанностью, целенаправленностью и т, д.). Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.
Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б. Г. Ананьеву, задатки наряду с темпера-



Глава 9. Деятельность и способности


Способности - это
такая совокупность
(врожденных и
приобретенных )
индивидуально - психологических функциональных свойств , которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями , умениями и навыками , суще ственно важными для данной продуктивной деятельности , и является внутренним условием ее успешного выполнения .

ментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека - возрастных, половых, конституциональных характеристик, ней-родинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от перечисленных психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т. д.) и структуры органических потребностей (Ананьев Б. Г., 1977). Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и составляют группу врожденных факторов.
На роль наследственных факторов в формировании способностей указывают следующие факты. Выяснилось, например, что разлученные при рождении и выросшие в разных условиях однояйцевые близнецы по своему умственному развитию были друг к другу ближе, чем разнояйцевые, вос- питывавшиеся вместе. Было обнаружено также, что умственные способности взрослых людей, бывших приемными детьми, усыновленными при рождении, больше приближались к умственным способностям именно биологических, а не приемных родителей. Интерпретация этих фактов не может быть однозначной по ряду причин. Наличие врожденных задатков не исключает тезиса о решающей роли социального фактора в формировании способностей. Только что приведенные факты коротко можно объяснить, в частности, тем, что обнаруживающиеся в раннем детстве интеллектуальные задатки в силу универсальной ценности интеллекта в любой культуре получают одобрение, подкрепление и создание для их превращения в способности соответствующих межличностных или социальных условий просто по принципу обратной социальной связи. Таким образом, для того чтобы задатки превратились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенными социальными условиями.
Во-вторых, в отечественной психологии общепризнанным считается тезис о том, что способности формируются в деятельности. Даже при наличии определенных задатков способности к данной деятельности просто по определению не могут успешно развиваться вне процесса ее выполнения и овладения ею. Доказательства этого тезиса лежат в двух взаимоподкрепляющих плоскостях - методологической и эмпирической, экспериментальной.
С точки зрения методологии, абстрактная деятельность вместе с ее структурой и функциональной организацией существует только в теории. В реальной жизни деятельность как форма человеческой активности воплощается в конкретных исторически обусловленных и общественно значимых видах. Например, способности составления программ для компьютеров не могли сформироваться и обнаружиться до появления самих компьютеров.
В экспериментальных исследованиях также была подтверждена значимая роль деятельности в развитии способностей. А. Р. Лурия несколько пар 5-6-летних детей - однояйцевых близнецов - разделил на две группы. Каждая группа в течение трех недель была занята конструированием моделей из мелких дере-


9.4. Деятельность и способности 193


Какие труды, такие и плоды ,
Русскаяпословица

вянных деталей. Инструкции по конструированию в группах отличались друг от друга. В одной группе дети по заданным детально прорисованным образцам составляли просто копии построек. В другой образцы были оформлены так, что дети должны были сами догадываться, из каких элементов состоит постройка. Результатом этого эксперимента было то, что даже спустя полтора года дети из второй группы, накопившие в эксперименте опыт мысленного манипулирования визуальными элементами, лучше своих однояйцевых братьев из другой группы справлялись не только с задачами на аналогичное конструирование, но и с другими зрительными головоломками и задачами на мысленную пространственную трансформацию. Практический вывод для педагогики здесь можно сформулировать следующим образом: не только способности к данной деятельности, но и общие способности могут успешно развиваться только в условиях конкретной самостоятельной деятельности, но никак не путем усвоения только теоретических принципов этой деятельности.
Упомянув об общих способностях, мы затронули еще один важный вопрос в рамках проблемы способностей - вопрос о так называемых общих и специальных способностях.
Под общими способностями в психологии понимается такая совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требованиям широкого класса деятельностеЙ и позволяет успешно решать разнообразные задачи. Чаще всего исследование общих способностей сопряжено с исследованием интеллекта. Однако понятие общих способностей не тождественно понятию интеллекта, поскольку включает в себя помимо умственной, ментальной сферы и другие индивидуальные свойства.
Интеллект - это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д. (Психология: Словарь, 1990). Общие же способности определяются не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креативность (Дружинин В. Н., 1999).
Еще в начале XX в. английский исследователь Чарльз Спирмен в результате применения специальных математических процедур обработки статистических данных об умственных способностях людей выделил так называемый общий фактор (или общую способность), который он обозначил буквой G(от англ. general). Этот фактор способствует успешности выполнения различных по содержанию тестов. Те психологические факторы, которые способствуют успешному выполнению отдельных тестов, он назвал специальными факторами (или специальными способностями), которые получили обозначение S(от special).
В дальнейших исследованиях других авторов было обнаружено, что общие способности сами состоят из ряда факторов, т. е. определяются совокупностью определенных психических, главным образом познавательных качеств. В различных моделях интеллекта таких факторов насчитывается от семи (модель Л. Терстоуна) до 120 (модель Дж. Гилфорда). В простейшей модели Л. Терсто-уна это: словесное понимание (способность оперировать значениями слов), ре-



Глава 9. Деятельность и способности


Под общими способ ностями в психологии понимается такая совокупность индиви дуально - психологиче ских качеств человека , которая отвечает требованиям широкого класса деятельностей и позволяет успешно решать разнообразные задачи .
Обучаемость - скорость и объем возрастания эффек тивности деятельности (в том числе и интеллектуальной ) под влиянием обучаю щих воздействий .

чевая беглость (способность оперировать собственно словами), числовой фактор (скорость и точность арифметических действий), пространственный фактор (мысленное манипулирование зрительными представлениями), ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивный фактор (способность к индуктивному выводу).
Получившие широкое распространение тесты умственных способностей фактически оценивают интеллектуальные возможности человека только как часть его общих способностей.
Под обучаемостью понимают общую способность к усвоению новых знаний и способов деятельности. Обучаемость - это скорость и объем возрастания эффективности деятельности (в том числе и интеллектуальной) под влиянием обучающих воздействий. В качестве критериев обучаемости выступают 1) количество дозированной помощи, в которой нуждается ребенок (со стороны учителя); 2) возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания (М. А. Холодная).
Важным компонентом общих способностей является и так называемая креативность («творческость»). Креативность -
это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М. А. Холодная). Это - способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот. Следует подчеркнуть, что чрезмерное и однобокое поощрение оригинальности мышления не обязательно способствует развитию креативности, оно может даже оказаться вредным, поскольку в отрыве от иных компонентов общих способностей будет препятствовать усвоению необходимых устоявшихся знаний и умений, а в ряде случаев укреплять «оригинальничание» как проявление личностной гиперкомпенсации как раз интеллектуальной несостоятельности либо психической неадекватности (М. А. Холодная).
С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирования и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому. Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслительных процессов, повышенных возможностей анализа и обобщения отличает также энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу (Н. С. Лейтес). В исследованиях американских ученых Абрахама, Кларка, Челлинждера, Ньюланда было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем,


Резюме 193
что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны..., упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость (Одаренные дети, 1991).


Креативность - способность порож дать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламенти - рованных условиях деятельности .

Специальные способности - это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности. Сразу же следует отметить, что специальные способности (например, музыкальные) - это не некая единственная монолитная способность, это тоже совокупность множества определенных психических свойств, обеспечивающих в своем функциональном единстве успешность выполнения именно данного вида деятельности.
Так, например, способность к умственному труду, по данным Р. Шпфельбу-ша, содержит следующие компоненты: способность понимать идеи и выражать в словах свои мысли; богатство словаря; способность предвидеть, планировать действия; способность использовать свой опыт; память; быстрые и точные счетные операции; способность улавливать пространственные отношения; умение усматривать сходство и различие (К. К. Платонов).
В структуре организаторских способностей Л. И. Уманский перечисляет 18 психологических качеств: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, настойчивости, работоспособности, активности и организованности как способности организовать самого себя,
Успешность педагогической деятельности определяется помимо всего прочего конструктивными, организаторскими, коммуникативными способностями, педагогическим тактом, интересом и любовью к детям, доступностью и общительностью, выдержкой, умением работать коллегиально, личным педагогическим мастерством, изобретательностью и выдумкой в работе и рядом других общечеловеческих качеств (К. К. Платонов).
Как видно из изложенного, успешность в любой специфической деятельности обусловлена наличием как специальных, так и общих способностей, но самое главное - выполнением самой деятельности, интересом к ней, настойчивостью, упорством и терпением.
Резюме



Категория деятельности в психологии используется в двух аспектах - как принцип объяснения возникновения психических образований и как понятие, описывающее целенаправленную, осознанную и мотивированную активность человека. Деятельность как принцип используется для утверждения о том, что психические образования представляют собой идеальные следы


Глава 9. Деятельность и способности
(«превращенные формы») взаимодействий организма с объектами окружающего мира. Деятельность как мотивированную, целенаправленную активность можно представить как имеющую определенную уровневую организацию -собственно деятельность, которая инициируется и направляется мотивом, действие как фрагмент (этап) деятельности, направляемый промежуточной целью, и операция - система движений, обусловленная условиями выполнения действия. Любая деятельность разворачивается по определенной, общей для всех видов деятельности схеме. Основными компонентами деятельности являются; мотив, генеральная цель, анализ наличной ситуации, обращение к прошлому опыту, выбор конкретных целей для осуществления действий, выбор средств, принятие решения, осуществление операций, получение результата, сличение полученного результата с желаемым, в случае их совпадения - прекращение данной деятельности, при их несовпадении, но сохранении мотива - внесение коррективов в осуществление деятельности и повторное ее исполнение. Все индивидуальные психологические особенности человека, способствующие успешному выполнению общественно значимой деятельности называются способностями. Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология, при определенном желании, вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. На обыденном уровне, на уровне здравого смысла, очевидно, каждый ясно представляет себе, что стоит за словом «общение». Однако какой смысл имеет данное понятие в научной психологии?
В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности. Констатируется, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей. Само общение, на уровне дефиниции, определяется как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности. Наиболее распространенные определения общения [Психология: Словарь, 1990], отражающие эту позицию, констатируют, что общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности или, в несколько иной редакции, определяют общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности (везде выделено мной. - А. Р.). Таким образом, видим, что общение рассматривается как понятие, подчиненное деятельности, вторичное по отношению к категории «деятельность».


Глава 10. Общение
Не стоит думать, что такое представление об общении характерно лишь для периода абсолютного господства деятельностной парадигмы в отечественной психологии. Тенденция выводить общение из деятельности, являясь достаточно устойчивой традицией марксистской психологии (а ее корни мы можем увидеть еще в работах Ф. Энгельса), сохраняется и поныне. В современных работах эта традиция находит свое выражение в достаточно прямых и недвусмысленных положениях о том, что «любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, по они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). При этом подчеркивается, что целесообразно понимать связь деятельности и общения в двух планах: общение может рассматриваться и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт. Не-

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения. .

Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяютсявокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.

Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творче­ство", "творческая деятельность".

Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.

Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.

Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.

Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности кс творческой деятельно­стью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­цииизэлемен­тов,которыебольшинстволюдей знают ииспользуют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2 . Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с обще­принятыми).4.Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за­конченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно­шении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение .

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как чело­век имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3.Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос­питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго­ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком­понентов творческого по­тенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.

Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав­ляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на раз­личие подхо­дов к их определению,исследователи единодушно выделяют творческое во­ображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты твор­ческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.