Рождённая революцией. История французской гильотины. Значение слова гильотина

При слове «гильотина» у многих людей тут же перед глазами вырисовывается страшная картина казни. Считается, что орудие смерти придумали французы. Действительно, во Франции создали гильотину в том виде, в каком мы ее привыкли видеть, но до этого она использовалась и в других европейских государствах. В Ирландии и Шотландии это смертоносное изобретение называлось Шотландской девой, в Италии - Mandaia, в Германии - Fallbeil. Если раньше это орудие заставляло людей трепетать от одного своего вида, то теперь на благо человечества служит гильотина. Это приспособление сегодня используется для резки бумаги и сигар.

Что такое гильотина?

В первоначальном смысле гильотина - это механизм для отсечения головы, использующийся в ряде европейских государств для приведения в исполнение смертной казни. Орудие представляло собой огромный косой нож, вес которого колебался в пределах 40-100 кг, движущийся между вертикальными направляющими. Веревкой его поднимали на высоту около 3 м и закрепляли при помощи щеколды. Приговоренного к смерти клали на скамейку, а голову закрепляли между досками с выемкой для шеи. Нижняя была неподвижная, а верхняя - перемещалась вверх-вниз в пазах. Защелка, удерживающая нож, открывалась специальным рычагом и он на огромной скорости падал прямо на шею жертвы, из-за чего смерть наступала мгновенно.

Изобретатель орудия казни

Долгое время во Франции преступников сжигали на костре, четвертовали или вешали, лишь привилегированных особ казнили отсечением головы топором или мечом, чтобы уменьшить их страдания. Доктор Гильотен, являвшийся членом Национальной Ассамблеи, в 1791 году впервые предложил проводить казнь одним и тем же методом, не разделяя народ на простых и аристократов. По его мнению, гильотина - это превосходный способ избавить приговоренного человека от физической и моральной боли, ведь орудие быстро приводилось в действие и лишало жизни за считанные секунды.

Соответствующее предложение Ж. Гильотен в внес в 1789 году. После этого последовало много споров, но в конце концов большинство членов согласились с врачом, и в 1791 году этот способ казни был официально введен в уголовный кодекс. Сначала орудие убийства было опробовано на трупах, но уже весной 1792 года состоялась первая казнь на Гревской площади при помощи этого механизма. Долгое время бытовало мнение, что сам изобретатель гильотины пострадал от своего же творения, но это неправда. Гильотен умер своей смертью в 1814 году.

Использование гильотины в Европе

Очень многих известных личностей обезглавила гильотина. Это орудие смерти было распространенно во многих европейских странах, но больше всего от него пострадали французы. Во время Великой Французской революции много преступников были гильотированы, этот механизм в качестве основного орудия казни применялся вплоть до 1981 года. В Германии гильотина считалась основным видом вплоть до 1949 года. Немецкий механизм немного отличался от французского, имел лебедку для подъема ножа, вертикальные металлические стойки и был гораздо ниже. Орудие активно использовалось в нацистской Германии для обезглавливания уголовных преступников.

История гильотины оставила свой след и в Италии. В 1819 году этот механизм был признан основным орудием казни. Преступники обезглавливались возле замка Святого Ангела на Пьяцца-дель-Пополо. Римская гильотина имела свои особенности в конструкции: угловатые «тиски» для сжимания тела осужденного и прямой нож. Последний раз она использовалась летом 1870 года, после чего была отменена. Кайенна с XVIII по ХХ столетие являлась местом каторги и ссылки для политзаключенных. В этом тропическом месте очень часто распространялись тяжелые лихорадки, и выжить здесь было практически невозможно. Тюрьму Синнамари в городе называли «сухой гильотиной».

Гильотина ручная

Страшные времена, когда людей за малейшую провинность обезглавливали, давно прошли, теперь изобретение доктора Гильотена служит на благо человечества. Станки для резки металла во много раз упростили работу специалистов. Принцип резки материала основывается на принципе действия самого первого механизма. В гильотинный станок был добавлен неподвижный нижний нож, таким образом, он стал похож еще и на ножницы. В зависимости от интенсивности использования, размера и толщины материала используются разные виды гильотин. Самым простым из них является ручной вариант.

Такой станок работает благодаря Ручная гильотина хоть и является самым простым оборудованием, не требующим никаких хитрых манипуляций, но пользуется огромной популярностью в производстве. При помощи нее разрезается пластмасса, плотный картон, резина, оргстекло. Станок хорош тем, что для его работы не нужно подводить дополнительные коммуникации, он не требует электроэнергии, работает в любом помещении, а ведь это во много раз сокращает стоимость работы.

Механическая гильотина

Механические станки зарекомендовали себя с хорошей стороны. На практике была проверена надежность оборудования, которое не только правильно и точно выполняет поставленные задачи, но и потребляет немного электроэнергии. В механизм установлен карданный вал, приводящий в движение нож. Через на него поступает крутящий момент. Сам маховик вращается при помощи электродвигателя.

Гильотина гидравлическая

Такое оборудование, в основном, используется на средних и крупных предприятиях, поскольку оно имеет большие габариты, дорогостояще и необходимо для конвейерного производства материала. Гидравлическая гильотина с легкостью справляется с металлом разной толщины. Высокоточная линейка и массивность гидравлического станка гарантирует абсолютную точность среза. Металлический лист по всей длине реза фиксируется прижимными гидравлическими цилиндрами, а вот зазор между ножами приходится регулировать механическим путем.

Гильотина для металла

Гильотинные станки, в основном, используются для рулонной обработки металла, резки на полосы, раскроя листов в поперечном и продольном направлении. Ручное оборудование легко справляется с цветным металлом (цинком, алюминием, медью и сплавами), а также с тонкими листами стали. Рубкой более толстого материала занимаются гидравлические, механические, пневматические, электромеханические станки.

Гильотина позволяет получать ровные края среза, без заусениц и прочих деформаций. При раскрое листа минимизируются отходы даже в тех случаях, когда детали отличаются сложной формой. На таком станке можно рубить даже окрашенный металл, покрытие не скалывается и не деформируется. Некоторое оборудование может кроить квадратный, угловой, круглый металлопрокат. Гильотинные станки также могут рубить большие стопки материала.

Гильотина для бумаги

При создании бумагорезательного оборудования тоже нашлось применение страшному изобретению доктора Гильотена. В зависимости от того, с какой целью оно используется и в каких масштабах, различают механические, электрические, ручные и гидравлические типы конструкций. Гильотина для бумаги, в основном, применяется в промышленных масштабах. Она отлично подходит для идеальной резки больших бумажных пачек до 800 листов.

Нож механизма режет волокна, а не продавливает их, это возможно благодаря движению наискось. Гильотина разрезает объемный блок бумаги, оставляя идеально ровный срез, и в этом заключается ее наибольшее преимущество. Чтобы улучшить работу оборудования, на него устанавливается линейка, автоматический прижим и подсветка линии среза. К тому же при необходимости на любом станке можно наточить нож.

Гильотина для сигар

Название свирепого орудия казни, скорее всего, в ироничном смысле слова используют для обозначения приспособления для отрезания кончика сигары. Длительное время для этого применялись ножи или ножницы, но они не давали того эффекта, какой дает гильотина. Сигары имеют закрытый конец, это делается для сохранения первоначального аромата табака. Исторический вид гильотины больше напоминают настольные варианты, хотя есть и карманные (портативные) приспособления. Они идеально подходят для использования в комнате отдыха или дома.

Сигары раскуривать довольно сложно, гильотина делает плавный срез, из-за чего курильщик получает больше удовольствия от процесса, ведь он делает не судорожный, а плавный вдох и выдох. Портативные гильотины бывают одно- и двусторонними. Ножи острые, поэтому деформация табачного листа исключается. Простым пользователям лучше всего использовать двусторонние гильотины, односторонние подходят для мастеров.

На вопрос кто изобрел гильотину? заданный автором Просрочить лучший ответ это Использовать гильотину предложил в 1792 году врач и член Национальной Ассамблеи Ж. Гильотен. Эта машина не была изобретением ни доктора Гильотена, ни его учителя, доктора Луи; известно, что подобное орудие употреблялась до того в Шотландии и Ирландии, где называлось Шотландской девой. Гильотину во Франции тоже называли Девою и даже Лесом Правосудия. Итальянское орудие смерти, описанное Дюма в «Графе Монте-Кристо» , называлось mandaia. Хотя подобные устройства пытались использовать и раньше в Великобритании, Италии и Швейцарии, именно устройство, созданное во Франции, c косым ножoм, стало стандартным орудием смертной казни. В то время применялись жестокие методы казни: сожжение на костре, повешение, четвертование. Только аристократов и богатых людей казнили более «гуманным» способом - отрубание головы мечом или топором. Считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем распространённые в то время способы. Кроме того, гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчёркивало равенство граждан перед законом. Доктор Гильотен род. в 1738 г. Будучи избран в учредительное собрание в 1789 г. , он в декабре того же года внес в собрание предложение о том, чтобы смертная казнь всегда производилась одним и тем же способом - именно через обезглавливание, и притом посредством машины. Цель этого предложения заключалась в том, чтобы казнь через обезглавливание не составляла более привилегии знатных, а самый процесс казни производился как можно быстрее и причинял как можно менее страданий. После продолжительных дебатов мысль Гильотена о смертной казни через обезглавливание была принята, и этот способ казни был введен в уголовный кодекс, составленный собранием (и ставший законом в 1791 г.) . Первоначально, впрочем, предполагалось производить обезглавливание мечом, но когда этот способ оказался неудобным, то вопрос о способе совершения казни был передан особой комиссии, по поручению которой д-р Антуан Луи (Antoine Louis) составил докладную записку, где высказался за машину подобную той, какую уже предлагал Гильотен. Это предложение было принято, и в апреле 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Place de Gr è ve, была произведена первая казнь новой машиной. Во время производства опытов машине этой дали (от имени д-ра Луи) название Louisette или la petite Louison, которое однако скоро сменилось названием Гильотина. Тесная связь гильотины с эпохой террора послужила препятствием к распространению ее в Европе. Впрочем, в 1853 г. Гильотина была введена в Саксонии (под именем Fallschwert или Fallbeil) и затем распространилась в некоторых других государствах Германии. Часто повторяемый рассказ, будто Гильотен сам был казнен изобретенной им машиной, лишен основания: Гильотен пережил революцию и умер естественной смертью в 1814 г.При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).Гильотина интенсивно применялась в период Великой Французской революции и оставалась главным способом смертной казни во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году. Кроме того, она применялась во многих других странах, в том числе в Германии.В технике применяется аналогичный по конструкции гильотинный нож для разрезания металлов и бумаги.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени… Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней. Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году.

Но, вопреки расхожему мнению, доктор не изобретал смертоносной машины. Просто он, будучи депутатом Учредительного собрания, в декабре 1789 г. внес предложение, имевшее целью сделать казнь менее мучительной — без пыток и растягивания неприятной процедуры, именно по его предложению был принят декрет о том, что «во всех случаях, когда правосудие вынесет смертный приговор, казнь будет одинакова для всех… При этом преступнику отрубают голову при помощи простого механизма».

Озабоченность Гильотена имела несколько серьезных причин. Казнь через отсечение головы топором или мечом до того времени была дворянской привилегией, избавлявшей от позора и лишних мучений. Представителей же остальных сословий отправляли на тот свет при помощи самых разнообразных способов, среди которых повешение было самым гуманным видом казни, в сравнении, скажем, с четвертованием или колесованием. Таким образом, декрет упорядочивал приведение приговоров в исполнение, покончив со средневековыми жестокостями. Идея использовать для казни механизм тоже была порождена чисто практическими соображениями. Ведь это весьма непросто — единым махом отсечь человеку голову. Гильотен, врач и анатом, понимал как никто другой из его коллег-депутатов, что шея, в анатомическом смысле, создана так, что переломить или перебить ее затруднительно. Для этого требуется особо поставленный удар, умение виртуозно владеть инструментом казни.

Ввиду элитарности этого привилегированного способа лишения жизни «специалистов» для исполнения казни требовалось немного. Однако при уравнении казнимых в праве на быструю смерть сразу возникал дефицит палачей. К тому же «производительность труда» у исполнителей была весьма низкой. Сама машина была уже давно не новостью: с ее помощью казнили в Средние века в Германии, Шотландии и Ирландии. Пользовались ею и в Италии. В одной из книжек об этой стране Жозеф Гильотен увидел иллюстрацию, изображавшую казнь при помощи механического топора в Милане. Механизм был прост и очевидно эффективен, а потому практичный доктор и предложил использовать его для решения возникшей проблемы.

Для реализации предложения Гильотена была сформирована специальная комиссия, исследовавшая возможность применения машины для казни. Входивший в ее состав доктор Антуан Луи в докладной записке признал таковое возможным, и под его руководством практическое конструирование и построение первой усовершенствованной машины осуществил немецкий механик Томас Шмидт. По легенде, в работе над механизмом активное участие принимал сам король Людовик XVI, впоследствии опробовавший эффективность изобретения на собственной шее. Их величество занялся изобретательством не из праздного любопытства: король всерьез увлекался слесарным мастерством и не упускал случая применять свои умения на практике.

Построение машины было завершено 20 марта 1792 года, и почти сразу же начались испытания на трупах в парижской больнице Бисетре. Результаты испытания комиссия признала вполне удовлетворительными, и было дано разрешение провести публичную казнь новым способом. 25 апреля того же года в Париже на Гревской площади был казнен «по-новому» знаменитый разбойник Пелисье, ужаснувший общественность своими зверствами. Новая машина приглянулась публике, восторженно приветствовавшей казнь, ей дали имя Луизетта, по фамилии Антуана Луи. Парижане называли ее малышка Луизон.

Национальное собрание Франции по достоинству оценило труды причастных к построению этой «малышки». Их всех (кроме разве что венценосного слесаря Людовика) премировали, а парижане закатили по этому случаю грандиозный праздник. Изобретение поспело как раз вовремя: через четыре месяца после того, как ее впервые пустили в дело, в стране началась эпоха террора, и головы из-под 160-килограммового ножа машины посыпались, как перезрелые яблоки в грозу. Именно тогда имя доктора Луи отошло в тень и механическую головотяпку стали называть гильотиной по имени ученого, предложившего модернизировать процесс казни.

В то время бывали дни, когда через этот механизм пропускали несколько десятков приговоренных. Свои гильотины стали заводить в крупных городах, а когда революционная армия под командой Шарля Ронсена выступила на усмирение восставших южных провинций, в ее обозе наряду с провиантом, боеприпасами и прочим снаряжением ехали и передвижные гильотины, заготовленные впрок. Говорят, этот механизм сэкономил революционерам огромное количество пороха и пуль, которые им бы пришлось потратить на казни аристократов, священников, приверженцев короля из других сословий и своих вчерашних товарищей, с которыми они немного разошлись во взглядах на политику.

Подробное описание самого процесса казни для русского читателя оставил Иван Сергеевич Тургенев, подолгу живавший в Париже. В 1870 году ему довелось присутствовать при казни Тропмана, убийцы восьми человек, трое из которых были дети.

«Смутно и более странно, чем страшно, рисовались в темном небе два ее (гильотины. — Ред.) на пол-аршина друг от друга отстоявшие столба с косой линией соединяющего их лезвия. Я почему-то воображал, что столбы должны быть дальше друг от дружки. Эта их близость придавала машине какую-то зловещую стройность — стройность вытянутой, длинной, как у лебедя, шеи. Чувство отвращения возбуждал большой, плетеный кузов, вроде чемодана, темно-красного цвета. Я знал, палачи бросят в этот кузов еще теплый содрогающийся труп и отрубленную голову. Я видел, как Тропман появился наверху, как справа и слева два человека бросились на него, точно пауки на муху, как он вдруг повалился головой вперед и как подошвы его взбрыкнули. Но тут я отвернулся — и начал ждать, — а земля тихо плыла под ногами…

Казалось, что я жду очень долго, хотя на самом деле от того момента, когда Тропман ступил ногою на первую ступень гильотины, до того мгновения, когда его труп швырнули в приготовленный короб, прошло двадцать секунд. Я успел заметить, что при появлении Тропмана людской гам внезапно как бы свернулся клубом — и наступила бездыханная тишина… Наконец послышался легкий стук как бы дерево о дерево — это упал верхний полукруг ошейника с продольным пазом для прохода лезвия, он охватывал шею преступника и держал голову неподвижной. Потом что-то глухо зарычало и покатилось — и ухнуло, точно огромное животное отхаркалось».

Несмотря на эти ужасающие подробности, французы полюбили гильотину. Да-да, именно полюбили, и ходили на казни как на представления с участием знаменитости! О машине стали сочинять куплеты, она стала главной темой разговоров и в салонах, и в кабачках простолюдинов. В большом ходу были шуточки о машине-убийце, самой долгоживущей из которых оказалась та, где гильотину называли «лучшим средством от головной боли». Машина сделала блестящую театральную карьеру: сначала бутафорская гильотина проникла на балетную сцену в качестве декорации, но очень скоро из детали сценического оформления она преобразилась в персонаж, вокруг которого вертелось действо в драматическом театре, и, наконец, она стала основным сюжетным стержнем во множестве народных комедий того времени.

В революционной Франции стали популярны изящные вещички: серьги, браслеты, печати для конвертов — все в виде гильотинок. Французские кулинары, поспешая в ногу со временем, откликнулись на эту гильотинную моду «актуальным десертом»: в финале парадной трапезы к каждому прибору подавалась персональная гильотинка из красного дерева, а на стол ставилось громадное блюдо, полное марципановых куколок, с головами, карикатурно копирующими известных политических деятелей. Каждый гость мог выбрать себе политика «по вкусу» и гильотинировать его. Из куклы истекал вкуснейший сладкий соус густо-алого цвета, который поедали, макая в него марципановый «трупик» куклы, отрубленную головку куклы-политика брали себе на память о приятно проведенном вечере — получался изящный сувенир.

Зловещее обаяние гильотины притягивало, и этот сугубо утилитарный предмет почему-то заставлял людей шутить и смеяться, словно бы заигрывая с ним, со своею судьбой, со смертью, убеждая себя, что собственное свидание с этой модной красавицей не состоится никогда или, во всяком случае, произойдет не скоро. Слова гильотина, революция, террор стали неотделимы друг от друга.

Людская фантазия не дремала: молва утверждала, что доктора Гильотена казнили, в числе прочих, при помощи аппарата, носящего его имя. Но это всего лишь легенда, на самом же деле доктор Гильотен дожил до 76 лет и умер естественной смертью. Машина же продолжала исправно сносить головы, и дети доктора, оценив перспективу носить, словно клеймо, фамилию, давшую название орудию казни, сразу же после смерти Гильотена в 1814 г. добились права ее изменить.

Когда в 1917 г. грянула революция в России, ее Великая Французская предшественница была поминаема к месту и не к месту, на всех митингах, в собраниях, частных разговорах и сплетнях. С нею сравнивали российские события, исходя из ее опыта строили предположения, из ее истории черпали аргументы в спорах. Наряду с датами, событиями и именами давнего французского бунта не выпал из внимания грозный символ революционного террора — гильотина.

Ставшая привычной у себя на родине, в России вновь, как во времена молодости, она сделалась «властительницею дум». И снова вокруг нее начались какие-то судорожные шутки-прибаутки испуганных, растерявшихся людей, пытавшихся хорохориться, не показывать страха, предчувствия грядущих катастроф.

Именно в это время из-под пера знаменитой писательницы, популярнейшей Надежды Александровны Лохвицкой, писавшей под псевдонимом Тэффи, выпорхнул рассказец «Гильотина», в котором все страхи и тревоги по поводу грядущих дней были обращены в милую шуточку, в попытку обмануть смерть. Самой писательнице это удалось. Многим ее читателям — нет. Их не гильотинировали: процесс механического обезглавливания в России не прижился. Это было слишком цивилизованно и напоминало какую-то врачебную процедуру.

Остается только гадать, неужели депутат Гильотен был настолько наивен, чтобы надеяться на то, что революционное правительство, вспомнив древний обычай миловать осужденного в том случае, если смертная казнь не удалась по «техническим причинам», остановит заевший механизм? В любом случае, уже в начале лета 1794 года Гильотен уныло мерил шагами узкую камеру тюрьмы Консьержери.

Каких только узников она за последние годы не повидала! Революция, как это обычно бывает, давно принялась пожирать сама себя: казнили легендарных деятелей революции Бриссо и Верньо — последний еще не так давно председательствовал в Национальном собрании. Потом ее стены почтили аристократы — да в каком количестве! Был гильотинирован герцог Орлеанский, тот самый, который подал голос за смерть короля, затем слетела голова графа Ларока, графа де Лэгля, а вместе с ним — Агнессы Розалии Ларошфуко… Казнили ученого, которым Гильотен всегда так восхищался, — Лавуазье, не изыскав возможности отложить приведение приговора в исполнение ни на один день, чтобы дать тому возможность записать научное открытие. Казнили недавних революционных вожаков — Дантона и Демулена.

Гильотен, терзаемый чудовищными душевными муками, считал себя виновным в смерти каждого из этих людей. По ночам ему являлись их отрубленные головы, он же вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес страстные оправдательные речи — он ведь хотел как лучше… Он абсолютно искренне обещал самому себе, что, когда придет и его час, он, взойдя на эшафот, повинится перед народом, публично плюнет на «мадам Гильотину» и предаст ее проклятию. Так ему легче будет умереть…

Но судьба не допустила близкого знакомства доктора Гильотена с «мадам Гильотиной». Доподлинно известно, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. Он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Говорили, что он обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя всплыло в документах еще раз в связи с тем, что он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы. Жозеф Игнас Гильотен дожил до 1814 года и умер от карбункула на плече.

«Подарок» доктора Гильотена служил человечеству еще долго. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 15 тысяч человек. Последняя же казнь с помощью «мадам Гильотины» состоялась в октябре 1977 года в Марселе: так казнили убийцу Намида Джадуби. В Европе гильотина тоже применялась, хотя в Швеции, например, ее использовали только один раз — в 1910 году. Особенно же теплые отношения с «мадам Гильотиной» сложились у Гитлера: он отправил на свидание к ней около 20 тысяч человек.

Интересные факты:

После того, как голова была отсечена, палач поднимал её и показывал толпе. Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть смеющуюся над ним толпу.

Казнь исполнялась долгое время только публично: в приговоре об осуждённом говорилось, что ему отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: так, в последнее утро осужденному объявляли: «Мужайтесь (следует фамилия)! Час искупления настал» (фр. Du courage… l?heure de l?expiation est venu), после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома.

После Первой мировой войны казнили на бульварах, где всегда собиралась большая толпа.

Обезглавливание считалось «неблагородным» видом смерти, в противоположность расстрелу. До 1966 года обезглавливание применялось в Германии; потом его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина вышла из строя.

Гильотированные личности:

Людовик XVI, Мария Антуанетта, Жорж Жак Дантон, Антуан Лавуазье, Максимилиан Робеспьер, Жорж Кутон, Луи Антуан Сен-Жюст, Метью Журдан; Маринус ван дер Люббе, Юлиус Фучик, Вера Оболенская, Муса Джалиль.

В конце 18-го века практиковались жестокие методы казни: сожжение на костре, повешение и четвертование. И только людей высокого происхождения казнили через отсечение головы мечом или топором. Но и такой вид казни не всегда происходил удачно, превращаясь в издевательство над казнимым. Так возникла необходимость изобретения приспособления для более гуманного способа казни.

В 1791-м году врач и член Национальной Ассамблеи Ж. Гильотен предложил использовать в этих целях гильотину. Она не являлась его изобретением. Подобные устройства уже применялись и раньше, в других странах, например, в Шотландии. Там ее именовали Шотландской девой.

Однако Гильотен внес в конструкцию Девы некоторые изменения, в частности, прямой нож для казни был заменен косым лезвием. И именно устройство стало стандартным орудием смертной казни для целого ряда стран.

Гильотина гарантировала быструю и безболезненную смерть. Кроме того, ее применяли абсолютно ко всем осужденным, что подчеркивало равенство граждан перед законом.

Что такое гильотина

Это устройство представляет собой механизм для быстрого отсечения головы в рамках исполняемого приговора смертной казни. Казнь, в ходе которой применяется гильотина, называется гильотинированием.

Основная деталь гильотины - это тяжелый косой нож, именуемый в народе «барашком». Его вес варьируется от 40 до 100 кг. Нож свободно движется по вертикальным направляющим. Перед казнью его поднимали и устанавливали на высоте 2-3 метра, где он фиксировался веревкой и защелкой. Казнимого укладывали на горизонтальную скамейку и закрепляли его шею двумя досками с выемкой. Нижняя доска была неподвижной, а верхняя двигалась в вертикальной плоскости. После этого с помощью рычажного механизма защелка, удерживающая нож, открывалась, и он падал с большой скоростью на шею осужденного.

Первая казнь гильотиной состоялась 25 апреля 1792-го года. Долгое время гильотинирование производилось публично, согласно традициям. Лишь в середине 20-го столетия казни стали проводить на территории тюрем, за закрытыми дверями.

Последняя казнь, исполненная при помощи гильотины, состоялась 10 сентября 1977-го года. Это была последняя смертная казнь в Западной Европе.

Гильотина сегодня

Механизм гильотины нашел себе применение и в мирных областях жизни. Сегодня гильотина - это общее название механизмов для резки металлических листов, бумаги, для обрубания кабелей.

Также в мясоперерабатывающей промышленности появились дробилки гильотинного типа. Помимо вышеперечисленных, гильотинкой называется приспособление для обрезки кончиков у сигар.

Guillotine History

И стория, связанная с созданием и внедрением гильотины достаточно увлекательна. Французский врач 18-го столетия Жозеф Игнас Гильотен не изобретал гильотину, но имел несчастье быть навсегда связанным с машиной, ставшей известной во времена Французской Революции . Единственная связь месье Гильотена с устройством заключается в том, что он убедил французское Национальное собрание утвердить новую машину как более гуманный способ смертной казни.

В этот период в Европе смертная казнь являлась обычным наказанием для виновных в широком спектре преступлений, от убийства до мелкой кражи. Однако способ казни существенно различался и зависел от социального статуса преступника. Благородные господа и дамы были удостоены обезглавливания, следуя традициям древних греков и римлян, которые считали что нет более благородного способа умереть.

Обывателям же, не предоставляли такой роскоши как быстрая смерть. Испанцы использовали гарроту, которая механически затягивала петлю на шее, а обвиняемых в ереси и колдовстве сжигали на костре. Для этого их сажали в бочку, обложенную дровами и трутом, после чего поджигали. Также широко было распространено обычное повешение.

Самыми ходовыми наказаниями для воров в Европе были колесование, повешение и четвертование. Четвертование было изобретено в 1241 году для казни Вильяма Мориса по обвинению в пиратстве, впоследствии, оно использовалось на преступниках мужского пола для наказания за государственную измену или кражу в огромных размерах. Женщины никогда не подвергались этой казни, потому что она требовала оголения тела, что считалось нескромным, даже после смерти. Мужчины привязывались к стойке крестообразной формы, которую лошади тащили позади себя до места казни. На эшафоте жертву удушали, но в последний момент верёвку ослабляли, для того чтобы она была жива во время отрезания половых органов. Желудок вскрывали и потрошили, бросая внутренние органы в костёр. В конце казни тело разрубали на четыре части.

Смертная казнь в догильотинную эпоху была устрашающим зрелищем, специально проводимым для запугивания и подчинения населения. Хотя большинство преступников, сжигаемых на костре, предварительно удушались, картина человеческой плоти, пожираемой огнём, вводила толпу в дрожь. Части тел четвертованных, специально вываривались и вывешивались на городских воротах, в назидание всем кто осмелится повторить подобные преступления. Несмотря на кажущуюся поддержку алчной до кровавого зрелища толпы, правители Европы начинали задумываться о проявлениях варварства, сопровождающие казни.

Особенно в XVIII веке, с распространением гуманистических взглядов эпохи просвещения, такие мыслители как Вольтер, Локка и Дидро, призывали к более человечным методам предания смертной казни. Обезглавливание и повешение считались этими мыслителями за гранью варварства, так как заставляли преступника жестоко страдать перед смертью. Повешение часто сопровождалось длительным раскачиванием и дёрганием жертвы, шея которой была неточно закреплена на верёвке. Для отрубания головы необходимы сильные и опытные исполнители, потому что мечи и топоры не всегда давали точный и чистый срез, заставляя палача повторять удар. Кроме того, если бы отсечение головы применялось ко всем преступникам, не хватило бы квалифицированных палачей.

Таким образом, идея применения машин завоёвывала расположение властей. Согласно докладной записке доктора Антуана Луи, возглавлявшего комиссию о смертной казни, и являвшегося секретарём французской Академии хирургии, немецкий инженер Тобиас Шмидт построил машину для отсечения головы. Она состояла из двух вертикальных брусков высотой в 14 футов, соединённых перекрестием в верхних точках. Внутренние грани брусков были отполированы и смазаны, они направляли падающее лезвие, которое поднималось и управлялось посредством системы шкивов. Вся установка располагалась на платформе длиной в двадцать четыре шага. Впервые на ней был успешно казнён Никола Пеллетье по обвинению в разбое.

Первоначально машину называли Луизеттой (Luisette), по имени медицинского эксперта Антуана Луи, но вскоре устоялось название гильотина. Казнь с помощью гильотины получила широкое распространение во Франции и, впоследствии, применялась в разных Европейских странах. Эффективность гильотины была доказана в ходе Французской Революции. С распространением равенства и братства, многочисленные мужчины и женщины благородного происхождения были преданы казни. С накоплением опыта, площадка длиной двадцать четыре шага была упразднена, так как приговорённые к смерти зачастую не могли их совершить самостоятельно. Популярность завоевали гильотины, установленные просто на ровной поверхности.

По мере увеличения числа казней, машина – прозванная «вдовой» – технически совершенствовалась. Новые версии включали улучшенное лезвие, расположенное под углом в 45 градусов, небольшие выемки в деревянной доске и металлические обручи для фиксации головы, поддон для сбора крови.

Гильотинирование являлось распространённым средством приведения в исполнение смертного приговора вплоть до 20 века. Подобные устройства применялись в Германии, Греции, Швейцарии и Швеции. Под давлением общественного мнения Франция отменила смертную казнь в 1981 году. Последним преступником, гильотинированным во Франции, стал Хамида Джандуби.

Калькулятор XXI века для решения уравнений и других математических задач любой сложности. Можно скачать себе на компьютер или пользоваться онлайн.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.