Ментальные модели дано множество определений. Пятничный формат: Ментальные модели или подход к решению сложных задач. Что такое ментальность

Каждому из нас под силу натренировать свой мозг думать эффективнее. Один из лучших способов сделать это - расширить набор ментальных моделей, которые мы обычно используем. Узнать о том, что это такое и как с этим работать, можно в статье, переведённой нашей редакцией. Понять, что представляют собой ментальные модели, поможет история известного американского учёного Ричарда Фейнмана (Richard Feynman), получившего степень бакалавра в MIT и степень доктора наук в Принстонском университете.

Ричард Фейнман приобрёл репутацию блестящего математика, который мог решить самые сложные математические задачи. Когда люди спрашивали, как ему это удаётся, Фейнман утверждал, что его секретное оружие - вовсе не ум, а особая стратегия, которой он овладел в старшей школе . По словам Фейнмана, однажды учитель физики попросил его остаться после урока и вручил книгу, только дочитав которую, Ричард сможет снова болтать во время занятий. Поэтому каждый день Фейнман усаживался в задней части класса и изучал книгу Advanced Calculus авторства Фредерика Вудса (Frederick S Woods), в то время как остальная часть класса продолжала заниматься обычными уроками. И при изучении этого старого учебника исчисления Фейнман начал разрабатывать свой собственный набор ментальных моделей.

«- В этой книге показано, как дифференцировать параметры под знаком интеграла, - писал Фейнман. - Оказывается, в университетах учат далеко не всему; они не уделяют особого внимания этому методу. Но я понял его и начал использовать. Так что, поскольку я был самоучкой, у меня были своеобразные методы выполнения интегралов. У парней в MIT или Принстоне возникали проблемы с вычислением определённого интеграла, потому что они не могли сделать это стандартными методами, которым их научили в школе. Если бы это было интегрирование по контуру, они бы вычислили его; если бы это было просто расширение числовой последовательности, они бы также справились. Но когда это не работало, появлялся я и пытался дифференцировать под знаком интеграла, и зачастую это помогало. Поэтому я приобрёл отличную репутацию только благодаря тому, что мой набор инструментов отличался от техники всех остальных».

Каждый аспирант в Принстоне и Массачусетском технологическом институте – это бриллиант. Фейнмана из числа его соучеников выделял не только интеллект, но и метод рассмотрения проблемы. У него был более широкий набор ментальных моделей.

Что такое ментальная модель?

Ментальная модель - это объяснение, как что-то работает. Концепция, принципы или мировоззрение, которых вы придерживаетесь. Например, спрос и предложение - это ментальная модель, которая помогает понять, как работает экономика. Теория игр - это ментальная модель, которая помогает понять, как работают отношения и доверие. Энтропия - это ментальная модель, которая помогает вам понять, как взаимодействуют хаос и упадок. Ментальные модели определяют ваше восприятие и поведение, эти инструменты мышления используются для понимания жизни, принятия решений . Новая ментальная модель даёт вам новый способ увидеть мир, как это и случилось с Ричардом Фейнманом во время изучения новой математической техники.

Ментальные модели несовершенны, но полезны. Например, не существует единой ментальной модели физики или техники, которая обеспечивает безупречное объяснение всей Вселенной, но лучшие ментальные модели из этих дисциплин позволили нам строить мосты и дороги, разрабатывать новые технологии и даже путешествовать в космос. Как говорит историк Юваль Ной Харари (Yuval Noah Harari): «Учёные в целом согласны с тем, что никакая теория не является верной на 100%. Таким образом, реальный тест знаний - это не истинность, а полезность». Лучшие ментальные модели - это идеи с наибольшей полезностью. Они широко используются в повседневной жизни. Вот почему разработка обширной базы когнитивных моделей важна для всех, кто заинтересован в чётком, рациональном и эффективном мышлении.

Секрет выдающегося мышления

Расширение набора ментальных моделей - это то, над чем специалисты должны работать так же усердно, как и новички. У всех нас есть любимые ментальные модели, которые мы используем для объяснения того, как и почему что-либо произошло. По мере взросления и приобретения опыта в определённой области, вы, как правило, предпочитаете наиболее знакомые умственные модели.

Проблема заключается в следующем: когда определённое мировоззрение доминирует в вашем мышлении, вы попытаетесь объяснять каждую проблему, с которой сталкиваетесь, через призму этого восприятия. В эту ловушку особенно легко попасть умному или наделённому талантом в определённой области человеку. Чем лучше вы овладеете одной ментальной моделью, тем более вероятно, что она станет вашим слабым местом , так как вы начнёте применять её без разбора к каждой проблеме. То, что выглядит как экспертный анализ, часто является ограничением. Как гласит известная пословица: «Человеку с молотком любая вещь кажется гвоздём».

Рассмотрим пример биолога Роберта Сапольского (Robert Sapolsky). Он предлагает задать один и тот же вопрос «Почему курица перешла дорогу?» разным специалистам:

  • Если спросить эволюционного биолога, то он скажет: «Курица пересекла дорогу, потому что увидела потенциального полового партнёра с другой стороны».
  • Если спросить кинезиолога, он может ответить: «Курица пересекла дорогу, потому что мышцы ноги сокращались и двигали ногу вперёд с каждым шагом».
  • Если спросить невролога, его вариантом будет: «Курица пересекла дорогу, потому что нейроны в её мозгу вызвали это движение».

Ни один из этих экспертов не ошибается, но никто не видит всю картину целиком. Каждая индивидуальная ментальная модель - это всего лишь один взгляд на реальность. Проблемы и ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни, нельзя объяснить одной только областью или отраслью. Все перспективы имеют определённую долю правды, но ни одна из них не содержит всю. Опираться на узкий набор инструментов мышления - это как носить ментальную смирительную рубашку. Когда набор умственных моделей ограничен, то же самое происходит и с потенциалом поиска решения. Чтобы высвободить свой потенциал необходимо собрать ряд ментальных моделей, свой набор инструментов. Таким образом, секрет выдающегося мышления заключается в изучении и использовании различных умственных моделей .

Расширение набора ментальных моделей

Процесс накопления ментальных моделей в чём-то напоминает улучшение зрения. Каждый глаз может видеть что-то сам по себе, но закрыв один, вы потеряете половину видимого горизонта. Невозможно увидеть полную картину, когда вы смотрите только одним глазом. Аналогичным образом, ментальные модели дают внутреннюю картину того, как работает мир. Мы должны постоянно совершенствовать и улучшать качество этой картины. Это подразумевает чтение разнообразных хороших книг, изучение основ, на первый взгляд, не связанных между собой областей и заимствование знаний у людей с совершенно разным жизненным опытом .

Разум человека нуждается в нескольких ментальных моделях, чтобы воссоздать общую картину того, как работает мир. Чем из большего количества источников вы черпаете, тем яснее становится ваше мышление. Как отмечает философ Ален де Боттон (Alain de Botton), «главным врагом хороших решений является отсутствие достаточного количества точек зрения на проблему».

Поиск ликвидных знаний

В школе мы склонны разделять знания на разные ячейки: биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире информация редко делится на чётко определённые категории. Известные мыслители избегают взгляда на жизнь через объектив одного предмета. Вместо этого они ищут «ликвидные знания», которые легко переносятся из одной темы в другую.

Вот почему важно не только изучать новые ментальные модели, но и размышлять о том, как они связаны между собой . Творчество и инновации часто возникают на пересечении идей. Определяя связи между различными ментальными моделями, вы можете найти решения, которые большинство людей упускают из виду.

Инструменты для улучшения мышления

Хорошая новость в том, что вам не нужно разбираться во всём, чтобы стать первоклассным мыслителем. Из всех ментальных моделей, которые сформировало человечество на протяжении истории, есть всего несколько десятков тех, которые нужно освоить, чтобы иметь чёткое представление об устройстве мира .

Самые важные когнитивные модели - это идеи из таких дисциплин, как биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. В каждой сфере есть несколько основных ментальных моделей. Например, ментальные модели экономики включают такие идеи: «стимул», «дефицит» и «экономия на масштабах». Если человек сможет овладеть основами каждой дисциплины, то сможет создать точную и полезную картину жизни. Процитируем инвестора и экономиста Чарли Мунгера (Charles Munger): «80 или 90 важных моделей охватят около 90% знаний, сделав вас по-настоящему мудрым. Из них только небольшая часть будет действительно очень важной». Доменный регистратор №1 в Украине

Вы можете научить свой мозг мыслить по-новому. Один из наилучших способов это сделать – расширить набор ментальных моделей, которые вы используете, чтобы думать. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду, на примере истории о мыслителе мирового класса.

Я впервые узнал о ментальных моделях и о том, насколько полезными они могут быть, из рассказа о Ричарде Фейнмане, известном физике. Фейнман получил степень бакалавра в Массачусетском технологическом институте (МТИ) и степень доктора философии в Пристонском университете. За время обучения он заработал репутацию математического гения, решавшего задачи, которые были не под силу даже самым умным аспирантам.

Когда у Фейнмана спросили, как он это делает, он ответил, что его секретным оружием был не интеллект, а стратегия, которой он овладел в старшей школе. По словам Фейнмана, однажды школьный учитель по физике попросил его остаться после урока, чтобы дать ему задание.

«Фейнман, – сказал учитель, – ты слишком много разговариваешь и шумишь. Я знаю, почему. Тебе скучно. Поэтому я хочу дать тебе одну книгу. Каждый день приходи, садись там, в углу, и изучай эту книгу. Когда ты прочитаешь её до конца, ты снова можешь разговаривать».

Каждый день Фейнман садился за самую дальнюю парту и читал книгу, которую дал ему учитель по физике – «Сложные вычисления» (Ф. Вудс), в то время как остальные ученики продолжали свои обычные занятия. Именно с этой старой книги Фейнман начал разрабатывать собственный набор ментальных моделей.

«Та книга показала, как можно дифференцировать параметры под знаком интеграла, – писал Фейнман. – Оказывается, этому в университетах не учат. Там не акцентируют на этом особого внимания. Однако я понял, как использовать тот метод, и делал это снова и снова. Я был самоучкой, которому та книга открыла особые методы решения интегралов».

«Студенты из МТИ и Пристонского университета иногда не могли решить тот или иной интеграл потому, что стандартные методы, которым их научили в школе, были неэффективными. Если это было контурное интегрирование или простое разложение в ряд, они легко справлялись с вычислениями. Тем не менее, я решил попробовать дифференциацию под знаком интеграла, и в большинстве случаев данный способ срабатывал. Так я завоевал репутацию человека, который умеет решать сложные интегралы – и всё благодаря тому, что мой набор инструментов отличался от всех остальных. Студенты пробовали все доступные им методы, прежде чем позволить мне решить проблему».

Все аспиранты МТИ и Пристонского университета обладают блестящим умом. Тем, что отличало Фейнмана от его сверстников, не обязательно был особый склад интеллекта. Скорее всего, всё дело было в том, как он смотрел на проблему. Он имел более широкий набор ментальных моделей.

Ричард Фейнман объясняет свои ментальные модели студентам-физикам

Что такое ментальная модель?

Ментальная модель – это объяснение того, как что-либо работает. Это понятия, системы или мировоззрения, которые присутствуют в вашем уме.

Например, спрос и предложение – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работает экономика. Теория игр – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работают отношения и доверие. Энтропия – это ментальная модель, которая помогает вам понять, как работают беспорядок и упадок.

Ментальные модели управляют нашим восприятием и поведением. Это мыслительные инструменты, которые вы используете, чтобы постигать жизнь, принимать решения и решать проблемы. Изучение новой ментальной модели предоставляет вам возможность иначе взглянуть на мир.

Ментальные модели несовершенны, но полезны. В физике или инженерии, к примеру, не существует ни одной ментальной модели, которая могла бы безупречно объяснить всю Вселенную. Тем не менее, наилучшие ментальные модели из этих дисциплин позволяют нам строить мосты и дороги, развивать новые технологии и даже путешествовать в космическом пространстве. Как выразился историк Юваль Ной Харари: «Учёные в целом согласны с тем, что ни одна теория не может быть верной на 100 процентов. Таким образом, проверять знания нужно не на истинность, а на полезность».

Лучшие ментальные модели являются идеями с наибольшей практичностью. Они широко используются в повседневной жизни. Понимание этих концепций поможет вам принимать правильные решения и более эффективные меры. Именно поэтому разработка широкой базы ментальных моделей является критически важной для того, кто заинтересован в том, чтобы мыслить ясно, рационально и эффективно.

Секрет великого мышления

Расширение набора ментальных моделей – это то, над чем должны работать как специалисты, так и новички. У всех нас есть любимые ментальные модели – те, которые мы по умолчанию используем, чтобы объяснить, как и почему что-либо происходит. По мере взросления и накопления знаний в определённой области вы стремитесь отдавать предпочтение ментальным моделям, которые наиболее вам знакомы.

Но вот в чём заключается проблема: когда в вашем мышлении преобладает определённое мировоззрение, вы пытаетесь объяснить каждую проблему, с которой вы сталкиваетесь, через это мировоззрение. В данную ловушку очень легко угодить, особенно если вы умны или талантливы в какой-либо конкретной сфере.

Чем больше вы будете зацикливаться на одной ментальной модели, тем больше вероятность, что эта ментальная модель приведёт вас к краху, потому что вы станете применять её ко всем проблемам. Экспертные знания зачастую являются ограничивающими. Как говорится в одной пословице: «Когда у тебя есть только молоток, всё похоже на гвоздь».

Рассмотрим пример, приведённый биологом Робертом Сапольски. Он спрашивает: «Почему курица перешла дорогу?» Затем он даёт ответы, полученные от разных специалистов.

Если вы спросите об этом эволюционного биолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что она увидела потенциального партнёра для спаривания на другой стороне».

Если вы спросите об этом кинезиолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что мышцы в её лапе сокращались и тянули кость вперёд при каждом шаге».

Если вы спросите об этом нейробиолога, он ответит: «Курица перешла дорогу потому, что нейроны в её головном мозге возбудились и спровоцировали движение».

Формально ни один из этих экспертов не является правым. Никто из них не видит всю картину целиком. Каждая индивидуальная ментальная модель – это только один взгляд на реальность. Проблемы и ситуации, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни, нельзя полностью объяснить при помощи какой-либо одной области или отрасли.

В каждой точке зрения есть доля правды. Но ни одна из них не может быть абсолютно истинной.

Полагаться на узкий набор мыслительных инструментов – это как носить ментальную смирительную рубашку. Ваш когнитивный диапазон движений ограничен. Если ваш набор ментальных моделей ограничен, то таким же является и потенциал для поиска решения. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал, вы должны овладеть целым рядом ментальных моделей. Вы должны создать свой набор инструментов. Таким образом, секрет великого мышления состоит в том, чтобы изучать и применять различные ментальные модели.

Расширение набора ментальных моделей

Процесс накопления ментальных моделей – это как улучшение зрения. Каждый глаз может видеть одно и то же по-своему. Когда вы закрываете один из них, вы теряете часть сцены. Невозможно увидеть полную картину, когда вы смотрите только одним глазом.

Аналогичным образом, ментальные модели обеспечивают внутреннюю картину того, как устроен мир. Мы должны постоянно совершенствовать и улучшать качество этой картины. Это включает чтение хороших книг, изучение основ, казалось бы, не связанных между собой отраслей, и получение уроков от людей, имеющих богатый жизненный опыт.

Глазам ума нужно разнообразие ментальных моделей, чтобы собрать воедино полную картину того, как устроен мир. Чем больше источников имеется в вашем распоряжении, тем яснее становится ваше мышление. Философ Ален де Боттон отмечает: «Главный враг хороших решений – это отсутствие достаточного количества точек зрения на проблему».

Преследование текучих знаний

В школе мы стремились разделять знания на различные категории – биология, экономика, история, физика, философия. В реальном мире информацию редко можно отнести к какой-либо одной категории. По словам Чарли Мангера: «Вся мудрость мира не способна уместиться в одной маленькой кафедре».

Мыслители мирового класса не смотрят на жизнь через призму одной темы. Вместо этого, они стремятся к «текучим знаниям», которые плавно перетекают от одной темы к другой.

Вот почему важно не только изучать новые ментальные модели, но и учитывать то, как они связаны друг с другом. Креативность и инновации часто возникают на стыке идей. Путём выявления связи между различными ментальными моделями вы можете найти решения, которые большинство людей упускают из виду.

Инструменты для улучшения мышления

Хорошая новость: вам не нужно осваивать каждую деталь каждой темы, чтобы стать мыслителем мирового класса. Из всех ментальных моделей, которые человечество породило на протяжении всей истории, есть всего несколько десятков тех, которыми вам необходимо овладеть, чтобы чётко понимать, как устроен мир.

Многие из самых важных ментальных моделей являются главными идеями таких дисциплин, как биология, химия, физика, экономика, математика, психология и философия. Каждая область имеет несколько ментальных моделей, которые формируют костяк темы. Например, некоторые из основных ментальных моделей экономики включают в себя такие идеи, как стимулы, дефицит и экономия от масштаба.

Если вы сможете овладеть основами каждой дисциплины, тогда вы получите очень точную и полезную картину жизни. Чарли Мангер сказал: «80 или 90 важных моделей возьмут на себя 90 процентов трудностей и превратят вас в мудрого человека. И лишь горстка из них действительно тащит на себе очень большой груз».

Я сделал своей главной целью раскрыть важные модели, которые тащат на себе очень большой груз. После изучения более 1000 различных ментальных моделей я постепенно сузил их количество до нескольких десятков, которые действительно имеют наибольшее значение. О некоторых из них – в частности и – я уже писал. В будущем я планирую создать список самых важных ментальных моделей из широкого спектра дисциплин и объяснить их суть и практическое значение для повседневной жизни среднестатистического человека. К счастью, мы все способны научиться думать немного лучше.

Специально для читателей моего блога сайт - перевела Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Вы никогда не задумывались над тем, что мозг можно научить маслить по-иному, по-новому? Необходимо просто расширить набор ментальных моделей. Они естественны и присущи каждому человеку, даже независимо от того, знает ли он об их наличии. Они образуют разностороннюю систему - мировоззрение. Разберемся в этом и многом другом в нашей статье.

Что такое ментальность?

Это форма мышления и образ восприятия мира, характерный как для индивида, так и конкретной социальной группы людей. Ментальный человек - это характеристика личности, которая включает сознательное и бессознательное. Понятие определяется составом ума, уровнем интеллекта либо набором психологических и социальных установок, вариантами анализа и восприятия информации, полученной в ходе мышления и процессе ощущений. Теперь дадим определение следующему термину.

Ментальные модели

Сначала разберемся в взгляд на проблему, при решении которой учитываются оказывающие влияние обстоятельства: круг общения, цели далекие и близкие, прошлое и будущее. В линейном мышлении рассматривается только одна причинная линия. Здесь же наблюдается навык смотреть на ситуацию масштабнее, шире и дальше. То есть, если задача не решается "в лоб", найти выход можно при помощи грамотной подготовки, может понадобиться "зайти со всех сторон".

Теперь понимая, что такое системное мышление, его можно использовать для анализа основных стимулов, которые будут направлять наш мыслительный образ и методику к решению задач. Качество результата будет определяться процессом, используемым для их принятия. Попробуем исследовать наше мышление на предмет имеющихся в нем предрассудков и заблуждений.

Мы будем использовать системное мышление:

  1. Непосредственно для решения проблем. И первоочередно для одоления мыслительного процесса, который порождает их.
  2. Для обнаружения и преодоление ярлыков шаблонного мышления.
  3. Чтобы показать, насколько наше мышление неотделимо от появляющихся проблем. Которые непросто возникают ниоткуда. Они являются порождением событий и того, что мы о них думаем. Мы - это главное звено своих неудач. Оставаясь на том же который их порождает, мы их не решим.
  4. Понять и лучше разобраться в убеждениях и способах действия можно, используя системное мышление, применяя его принципы к непосредственному процессу мышления, так как наши убеждения также складываются в систему.

Любую работу направляют глубоко засевшие в подсознании идеи, стратегии, иными словами, ментальные модели. "Ментальные" - потому что кроются в нашем уме, направляя действия. А "модели" - так как мы выстраиваем и создаем их на основе полученного опыта. Их можно обозвать общими идеями, формирующими наши мысли и действия, и представления об ожидаемых итогах.

Рассмотрим одну из них

Приведем пример ментальной модели. Итак:

  • Все подобные гипотезы упрощают действительность.
  • Нам неизвестно точное число избирателей, но знаем, что оно огромное.
  • Неведомо, какие характеристики кандидата послужат положительными аспектами для голосования в его пользу для одних, и отрицательными для других.
  • Но будем основываться на том, что персоны малопопулярных кандидатов не выдвинуться на голосование.

Суть познавательной функции человека и заключается в создании ментальных моделей мира. Это значит, когда индивид что-то познает, он автоматически строит модель изучаемого объекта. К примеру:

  • Исследуя территорию, составляет карту местности, то есть формирует географическую модель.
  • Изучая законы физики, строит математические модели этих законов и так далее.

При формировании моделей человек собирает всю возможную информацию, основываясь на своих органах чувств, а потом старается представить ее в понятной сжатой форме. Модели помогают в принятии решения, к примеру, географическая карта создается для того, чтобы проложить нужный маршрут, экономические законы позволяют управлять производственным процессом или продажей продукции.

Ментальные модели дают общую картину мира. А мы, в свою очередь, должны улучшать ее качество. Самосовершенствоваться, а именно читать книги, изучать новые дисциплины, перенимать опыт успешных людей.

Они есть у каждого человека

Только индивид может их не осознавать. Мы воспринимаем все окружающее через них, живем в них. То есть это видно по тому, как мы говорим о собственных убеждениях, которых придерживаемся, отбрасываем или защищаем, принимаем, что они есть у нас. Утратив веру во что-то, как правило, навсегда, необходимо заполнить образовавшуюся пустоту внутри. И тут наши ментальные модели способны меняться и развиваться с новым опытом, а попадая в неизвестную социальную сферу, к примеру, вынуждены совершенствоваться. Это немного усложняет процесс мышления. Поэтому значение ментальная модель имеет огромное. Важно серьезно относиться к процессам, которые отвечают за их формирование.

Направляют все наши действия

Ментальные модели являются стабильным якорем, на который можно рассчитывать. Нам необходима обратная сила, которая бы их подтверждала и подпитывала. И порой ее хочется найти так сильно, что люди рады и несчастью, дабы утвердиться, что были правы в своем предупреждении.

Таким образом, ментальные модели наполняют смыслом события, посредством которых мы разъясняем наш опыт. Глубоко обосновавшиеся в подсознании модели в каком-то смысле организуют мировоззрение. Мы пользуемся ими для проведения различий и выбора, чтобы определиться, что для нас важно, а что не имеет значения. Можем принимать представления за реальность.

Как это происходит? Наши глаза видят мир и фиксируют картинки не так объективно, как фотоаппарат. Они работают в тандеме с мозгом, который истолковывает видимый мир при помощи иного метода. Поэтому то, что мы лицезреем, является частичной реальностью и порождением нашего способа видеть. То же наблюдается и на примере ментальных моделей, они идентичным образом формируют то, что мы видим, слышим и ощущаем. Они присущи всем и не являются неизменными.

Таким образом, ментальные модели - это идеи, основанные на полученном в прошлом, опыте, стратегии, приемы восприятия, существующие в сознании человека и направляющие его на совершение действий.

Рассмотрим способы формирования

Они развиваются и сохраняются при помощи следующих базовых средств:

  • Вычеркивание. Представляет собой фильтр информации на основании интересов, эмоционального состояния, озадаченности и чуткости.
  • Конструирование. Умение видеть, чего нет, способность в обстоятельстве неопределенности обнаруживать похожие на правду истолкования, принимая их за действительность.
  • Искажение. Преобразование прожитого в реальности с преуменьшением одних элементов и преувеличением иных.
  • Обобщение. Формирование ментальных моделей, основанных на единичном опыте, который мы воспринимаем, как характерный феномен.

Вся поступающая в головной мозг информация сначала проходит фильтр. То есть, она сравнивается с устоявшимся мировоззрением и, если противоречит сложившимся стереотипам, отсеивается, и принимается в случае подтверждения. Далее, происходит искажение полученных данных. Мы привязываем их к уже собранным ранее фактам. Чтобы сложилась общая картинка, часть недостающей информации додумывается и запоминается, как достоверная. Потом вся информация обобщается и формируется новая ментальная модель. Она остается в нашем сознании навсегда, но может корректироваться.

Как это работает на практике?

Приведем пример формирования негативной ментальной модели. Допустим, Наталья Андреевна пообещала сделать презентацию к уроку. Но не выполнила обещание.

Этапы формирования новой модели:

  • Просеивание: мы оцениваем событие и сравниваем с ожиданиями: "Так и знала, что на нее нельзя положиться".
  • Искажение: истолковываем ситуацию в свою пользу: "Моей вины здесь нет, это Наталья Андреевна виновата".
  • Фантазирование: придумываем, то, чего в действительности не было. К примеру: "Если бы я попросила ее подготовиться к открытому уроку, она бы также не выполнила поручение".
  • Обобщение: единичный случай мы истолковываем как характерный: "На нее ни в чем нельзя положиться".

Виды ментальных моделей

Существует два вида моделей:

  • Негативные. Не решают проблему, а лишь усугубляют. Ограничивают возможности.
  • Позитивные. Выводят из ситуации. Преумножают возможности.

Все ментальные модели создают сложную систему - наше мировоззрение. Они могут как благотворно влиять на процесс обучения и развития, так и мешать этому.

О наличии ограничивающих ментальных моделей свидетельствуют:

  • Склонность отстаивания факта, что все ваши идеи полностью соответствуют действительности.
  • Винить в проблемах себя и других.
  • Узкий круг по интересам, который не позволяет познавать новое.
  • Стремление обходить стороной неопределенности, и скорее делать выводы.
  • Постоянное использование фраз: "не должен", "должен", "недопустимо" и прочие.
  • Систематическое употребление обобщающих понятий: "все", "никто", "никогда" и другие.
  • Привычка все подводить под одну черту, основываясь на единичном случае.
  • Отсутствие любопытности.
  • Приобретенный опыт не способствует пересмотру существующих убеждений.

А модели, которые помогают разобраться и лучше сориентироваться в принятии верного решения называют "поддерживающими". Чтобы начать работу с ними, необходимо воссоздать внутреннюю картину восприятия мира, хорошо их проработать и изучить. Нужно вести обучающие разговоры, чтобы продемонстрировать свое мышление, открыть себя для влияния, которое могут оказывать другие люди.

Поговорим о психологических отклонениях

Аутизм, задержка психического развития, гиперактивность и другие заболевания говорят о ментальных нарушениях. И здесь очень важно не заметить предпосылки недуга, а признать, что они есть и ребенок нуждается в профессиональной помощи. Необходимо наблюдать за развитием малыша с самого рождения. Должен насторожить беспричинный плач и чрезмерный гипертонус или гипотонус мышц, плохой сон и др. В этом случае необходимо обратиться к специалистам.

Ментальные нарушения являются причиной плохой адаптации в социуме. Такие дети страдают низким уровнем интеллекта, пассивностью во всех сферах деятельности. Они имеют особенности, которые выражаются в плохом развитии моторных и речевых функций, снижении познавательного процесса и так далее. Степень их проявления будет варьироваться от легких до глубоких форм. Основные нарушения у детей с ментальными нарушениями:

  • Коммуникативные. Нет полноценного взаимодействия с окружающими, в частности, родителями.
  • Двигательные.
  • Сенсорные. Неразвито восприятие.

Ментальные расстройства все чаще диагностируются у людей. Этому способствуют многие факторы: экология, наследственность, стрессы и др. А шизофрении отводится ведущая роль среди психических заболеваний.

Перейдем к следующему вопросу

Поговорим об общих ментальных моделях. Они формируют границы для одинакового восприятия действительности участниками взаимоотношений и служат основополагающим фактором любой совместной работы. Для них характерны следующие компоненты: общие знания, ценности, ожидания, значения, убеждения. Общие ментальные модели являются основой любого взаимодействия.

Факторы, влияющие на их образование

Итак, выделяют:

  • Биологический. Это расовые внешние особенности человека - цвет кожи и волос, разрез глаз, рост и так далее. Также имеет значение генетический фон.
  • Социальный фактор. Менталитет, уровень культуры социума.
  • Индивидуальный. Не совпадает с ментальной моделью общества. Складывается исключительно на уровне одного человека.

Итак, мы разобрались с ментальными моделями человека, узнали, как они формируются и что собой представляют, какое значение имеют в жизни. Они являются неотъемлемой ее частью, помогают упростить ее. Есть еще одно понятие «ментальный возраст». Означает определяемый специальными тестами уровень интеллектуального развития индивида.

И напоследок, узнаем, как принимать решения при помощи моделей

Когда встает проблема, мы делаем выводы исходя из своего опыта и убеждений. А чтобы добиться цели, ситуацию необходимо рассматривать с разных сторон, а для этого потребуется совокупность ментальных моделей. Итак, к советам:

  • Упрощайте сложное.
  • Искореняйте предубеждения.
  • Смотрите на мир шире, сквозь призму разнообразных дисциплин.

Необходимо самосовершенствоваться, создавать множество ментальных моделей. И они должны быть из разных дисциплин, потому что невозможно весь мир сосредоточить в одной какой-то области.

Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

2.1. Система ментальных моделей

Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим.

Александр Поуп

Наше несистемное мышление часто порождает проблемы преодоления стереотипов, закрепившихся в сознании. В этом смысле мы сами – элементы наших проблем, поскольку не в состоянии решить их, оставаясь на том уровне мышления, который их породил.

Как утверждают специалисты, в долговременной памяти человека хранится фантастический объем информации: возможно, вся его жизнь день за днем. Но доступ к этой информации возможен только при определенных условиях.

Ведущий исследователь проблем развития интеллекта Тони Бьюзен создал модель ментальных карт, суть которой в том, что мозг человека не способен усваивать последовательно логически изложенные знания, а воспринимает мыслеобразы: своего рода мыслительные картинки.

Поэтому иногда говорят, что ментальные модели – это карта местности (жизни), по которой мы идем. Когда-то в прошлом она была составлена нашими предшественниками, и теперь мы ею руководствуемся.

Эти мыслеобразы хранятся в памяти, и каждый из них становится базой для последующих. В результате выстраивается цепочка ассоциаций. Из мыслеобразов (своеобразных информационных узлов, количество которых невозможно подсчитать) мысли разбегаются подобно лучам: каждая новая ассоциация рождает множество новых.

Структурная схема ментальных моделей представлена на рис. 2.1.

Графическая модель движения мысли напоминает паутину или ветвистое дерево, или реку с множеством притоков. В качестве примера представим бизнес-план в виде такой паутины (рис. 2.2).

Из рисунка следует, что бизнес-план имеет комплексный характер и отражает основное содержание плана как сочетание десяти дорог: управленческая команда (дорога номер 1), резюме (основные положения) (номер 2) проекта, характеристика рынка товаров (услуг) (номер 3) по проекту, оценка рынка сбыта продукции (номер 4), конкуренция на рынке сбыта (номер 5), план маркетинга (номер 6), план производства (номер 7), организационный план (номер 8), правовое обеспечение по проекту (номер 9), оценка риска (номер 10), финансовый план (номер 11), система показателей (номер 12).

На пути вероятнее всего предстоит встретиться с отдельными подсистемами, изображенными на карте в виде ключевых слов. Например, на дорожке «Управленческая команда проекта» неминуема встреча с такими элементами (подсистемами), как проектная группа, эмоциональный интеллект, командные роли, типы личностей, сплоченность, синергия.

Ментальные модели представляют собой своеобразные фильтры, через которые мы видим мир. Эти модели формируются под воздействием идей наших воспитателей, тренеров (коучей), социальной культуры и общественных нравов и проявляются через четыре основных принципа восприятия (рис. 2.3).

Всякий раз, стремясь найти решение неизвестной ранее проблемы, мы пытаемся раскрепостить мышление и тем самым отменить сложившиеся ментальные модели и создать новые.

В качестве помех в поиске решений следует выделить такие факторы ошибочных толкований, как регрессию, пренебрежение временем и субъективную трактовку событий.

Регрессия проявляется в том, что происходящие события тяготеют к средним значениям. И в этом случае, стремясь поддержать наши ментальные модели, мы выдвигаем объяснения, не подкрепленные фактами.

Пренебрегая фактором времени, мы интерпретируем события как подтверждение наших теорий, без учета времени, разделяющего возможную причину и следствие.

Односторонняя трактовка событий обеспечивает подкрепление наших исходных ментальных моделей.

Считается, что помехи устраняются добротно выстроенными причинно-следственными связями между явлениями и возникающими проблемами.

Обычно предполагается, что причина оказывает одностороннее влияние на результат, в то время как относительная значимость каждого фактора, влияющего на систему, остается неизменной. Однако системное мышление свидетельствует о том, что факторы влияют друг на друга, относительная значимость каждого из них меняется со временем и зависит от механизмов обратной связи. Поэтому причина не статична, а динамична .

Причинно-следственные связи между элементами определяют структуру системы. В то же время не следует считать, что элементы системы и есть причина всего происходящего. Причины определяются структурой системы, отношениями между элементами. Так, организационная структура предприятия определяет отношения между подразделениями, а сами подразделения вступают в отношения между собой, создавая проблемы.

Здесь необходимо рассмотреть три основных заблуждения относительно причинно-следственных связей.

1. Причина и следствие относятся к одному и тому же событию. Но упреждающая обратная связь приводит к тому, что следствие влияет на причину. Например, ожидание роста цен на бензин в летний период в России влияет на рост спроса на него, в результате чего возникает дефицит и цены, естественно, растут.

2. Если ограничить поиски причин областью, в которой проявляется следствие, то можно прийти к неверным выводам. При системном подходе объяснением служит не какая-то отдельная причина, а структура системы и отношения факторов внутри нее. Системное мышление вскрывает глубинные факторы, которые создают паттерн (воспроизводящийся образ, или архетип). Например, отсутствие денег воспринимается как проблема в деятельности организации, хотя решение проблем в таких ситуациях, как правило, может находиться в области мотивации, технологии взаимодействия подразделений, квалификационной структуре кадров, планировании и т. д.

3. Действия не всегда вызывают последствия, так как у системы есть порог восприятия. Например, крошечные вирусы могут стать причиной массовой эпидемии, а небольшие различия в начальных условиях способны дать совершенно разную реакцию на одинаковый набор влияющих факторов.

Необходимо учитывать и сложности в опознании стереотипов мышления, заложенных в ментальные модели.

Изменение ментальных моделей – рычаг, который обеспечивает прорыв. Но если результатом решения проблемы не стало изменение ментальных моделей, можно считать, что она решена не полностью. Например, для повышения качества выпускаемой продукции ужесточается контроль, что позволяет на определенный период времени решить проблему. Но при этом не меняются ментальные модели основных работников. Если же ввести новые модели самоорганизации и самоконтроля, то проблема качества будет иметь более эффективное решение.

Переоценивать свои ментальные модели нас заставляет обучение на собственном опыте: нас учит все, что мы делаем. Приобретенный опыт меняет нас. Так, например, самоорганизация и самоконтроль формируют инновационное мировосприятие, что меняет модель нашего поведения.

Обучение как петля обратной связи: действуем, усваиваем реакцию на свои действия и принимаем решения, которые инициируют новые действия. Например, введение самоорганизации приводит к снижению брака, что повышает заработную плату, а это в свою очередь побуждает работников к эффективному труду.

Учиться – означает принимать решения и сообразовывать действия с результатами обратной связи.

Усиливающая обратная связь : чем больше действий, тем сильнее реакция на них, что повышает количество новых решений.

Уравновешивающая обратная связь : устранение разрыва между действительным и желаемым.

Схема обучения, основанная на указанных положениях, приведена на рис. 2.4.

Примером может служить процесс перехода на бюджетирование, когда потребность в самоорганизации создает новые правила принятия решений внутри подрядного коллектива, перешедшего на работу в рамках выделенного бюджета. Эти правила относятся к самой системе организации труда в коллективе и самоконтролю технологического процесса – как в части экономии выделенных ресурсов, так и в части производительности и качества труда.

Однако необходимо выделить следующие причины, мешающие учиться:

Удаление части информации и обратной связи (учатся оба участника диалога, хотя и разным вещам);

Динамическую сложность (сложность связей, отсроченную реакцию, неформальную логику);

Ограничивающие ментальные модели (мы склонны замечать то, что ожидаем увидеть);

Трудности измерения обратной связи (ментальные модели притупляют восприимчивость);

Смешение понятий точности и достоверности (качественные оценки обратной связи, оценка мимики, интонации, чувств);

Осуществление действий (опережение обратной связи; запаздывание действий);

Неумение задавать вопросы;

Игнорирование того, что мы чувствуем.

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

Использование математических моделей Другим подходом к прогнозированию потребности в человеческих ресурсах является использование математических моделей. Одним из наиболее часто используемых показателей прогноза уровня занятости является объем продаж. Существует

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

5.1.3. Использование математических моделей Другим подходом к прогнозированию потребности в человеческих ресурсах является использование математических моделей для предсказания будущих потребностей. Одним из наиболее часто используемых показателей прогноза уровня

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

9. Эффективность лидера за счет ситуационных моделей Не существует эффективного лидерского стиля! Повторяю. Не существует! Существует эффективный выбор. Выбор лидерского стиля. Мысль подкупает своей простотой. Нет эффективного лидерского стиля. Есть эффективный выбор

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Закон № 19. Тестирование существующих бизнес-моделей Вместо того чтобы начинать что-то с чистого листа, посмотрите на бизнес-прорывы современности – они все выросли на плечах того, кто креативил.Обычно компания, придумавшая что-то новое, не имеет возможности грамотно

Из книги Качество, эффективность, нравственность автора Гличев Александр Владимирович

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

Из книги Запуск! Быстрый старт для вашего бизнеса автора Уокер Джефф

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Типы ролевых моделей Для выбора стратегии личного бренда вы можете воспользоваться ролевыми моделями. Ролевых моделей существует огромное множество. Они могут называться также архетипами, тогда тут будут еще и классификации на любой вкус, от героев сказок до

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Чарльз Мангер

Адвокат, экономист, инвестор, партнёр Уоррена Баффета в Berkshire Hathaway.

Упрощайте сложное

Обычно мы не задумываемся о том, что каждое событие - это сумма миллиардов переменных. Если бы вы смогли повлиять на переменные, ответственные за результат, вы смогли бы увеличить шансы на положительный исход. Но как узнать, что это за переменные?

Нет смысла пытаться влиять на все мельчайшие детали, да это и невозможно, наш мозг не создан для этого. Здесь-то и пригодятся ментальные модели. С помощью них можно отделить зёрна от плевел.

Один из примеров ментальных моделей - . Он гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Закон помогает отсеять неважное и сосредоточиться на ключевых моментах.

Мангер и Баффет применяют этот закон, когда решают, во что инвестировать. Они оценивают компании в поисках тех, которые обеспечат непропорционально высокий доход.

Избавьтесь от предубеждений

Одновременно к достоинствам и недостаткам человеческого ума относится способность определять причину и следствие. С одной стороны, это само по себе работает как ментальная модель, позволяя нам быстро упорядочивать всё понятным для нас образом. С другой - как раз из-за этой быстроты причинно-следственная связь часто бывает ошибочной.

Мы не можем смотреть на мир объективно, у всех нас есть предрассудки. Ментальные модели помогают заметить их.

Зная свои предрассудки, вы дважды подумаете перед тем, как принять решение. Так вы значительно снизите вероятность ошибок и убытков.

«Нужно накапливать много ментальных моделей. Используя одну или две, вы неизбежно начнёте подстраивать под них действительность, - говорит Чарльз Мангер. - И модели должны быть из разных дисциплин, ведь вся мировая мудрость не может сосредоточиться в одной области».

Обычно мы смотрим на мир через призму своей специальности или профессии. Но он гораздо разнообразнее, чем то представление, которое складывается благодаря нашим привычкам, занятиям и образованию.

Это не значит, что нужно одновременно стать экспертом по экономике, психологии и другим наукам. Но нужно понимать основные принципы всех дисциплин и использовать их, принимая решения. Мозгу для работы необходим набор инструментов. Ментальные модели как раз станут такими инструментами.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.