Что можно отнести к социальным явлениям. Социальные явления. Политическая система общества, ее структура

Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их? Прежде всего правильный подход к ним. Это означает, что в понимании общественных явлений следует исходить из их сути. Если развитие общества, его история - это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и ее условия, которые являются результатом деятельности предыдущей. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводит известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно также рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности. Наконец, необходим также анализ деятельности различных ее субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей.

Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего. Если вы изучаете, например, мануфактурное производство, то понять его можно, только обратившись к ремесленного производства, из которого выросла мануфактура, а в последнем увидеть предпосылки перехода к машинному, фабричного производства (подумайте, что дает этот подход для объяснения общественного прогресса).

Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследим этапы ее развития от зарождения до наших дней. Но знания современной роли и функций государства в этих странах помогает лучше понять ее предыдущую историю. Вместе с тем, знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем будто в виде зародыша.

Проявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальные, неповторимые отдельные события истории, но и своеобразный исторический путь народов, стран, регионов.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие факторы, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии.

Аналогия подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признакам, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития истории.

Из сказанного вытекает следующая важное требование научного подхода: изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы, важная особенность социальных процессов и явлений. И только изучая эти связи и взаимодействия, положение и интересы действующих сил, можно правильно понять исследуемый объект. Так, золото само по себе, - это лишь металл с определенными свойствами. Но в одних условиях оно становится материалом для украшений, в других - составляющим технологического процесса, а на определенном этапе - деньгами. Или другой пример: роль государства невозможно объяснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапе.

Еще одно требование конкретно-исторического подхода связана с проблемой повторяемости исторических событий. Выше мы говорили, что исторические события неповторимые по своим "рисунком". Однако расхождение индивидуального вида событий не означает, что у них вообще нет ничего общего. Если бы это было так, мы не могли бы их объединить словами "революции", "крестьянские восстания" и т. Например, как бы ни различались политические революции, в них всегда происходит устранение прежней власти. И как бы ни различались крестьянские восстания, главной силой каждого из них были крестьяне, которые боролись за свои интересы. Если в многообразии связей, взаимодействий, выясняются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, то есть такие, без которых процесс не происходит, мы обнаружим исторические закономерности. Они и составляют то общее, что присуще данной группе явлений (революции, создания централизованных государств, промышленный переворот и т.д.). Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся добавленной группы.

Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, проявляя как ее неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это уроки истории, выводы, обобщения, доведенные историей. Сопоставление исследуемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события.

Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях - важные принципы познания социальных явлений.

"Социальный" является синонимом слова "общественный". Следовательно, любая дефиниция, включающая в себя хотя бы один из этих двух терминов, предполагает наличие связанной совокупности людей, то есть общества. Предполагается, что все социальные явления есть результатом совместного труда. Интересно, что это не обязывает участвовать в воспроизведении чего-либо более одного человека. То есть "совместный" не означает прямое отношение к результату труда. Более того, в социологии заведомо считается, что любой труд - общественный в той или иной мере.

Что входит в понятие общественного? Это слово однокоренное с "общим". Между людьми всегда находится что-то такое, что их объединяет: пол, возраст, место проживания, интересы или цели. Если таких людей больше, чем двое, говорят, что они образуют общество.

Что представляют собой социальные явления?

Примеры социальных явлений - любой результат развития и труда общества. Это может быть Интернет, знания, образование, мода, культура и прочее.

Простейший пример, возникший в результате развития экономической системы товарно-рыночных отношений, - деньги. Следовательно, практически все можно представить как социальное явление. Все то, что так или иначе имеет отношение к обществу. К примеру, рассматривается культура как социальное явление или то самое общество. Подробнее эти два аспекта будут описаны далее.

Почему даже труд одного человека - социальное явление?

Чуть выше было обозначено, что и труд одного человека можно определить как рассматриваемый термин. Почему так происходит? Разве понятие "социальное явление" не включает в себя общество, которое должно состоять более чем из двух людей?

Дело тут вот в чем. На любую деятельность человека влияет его окружение: прямо или косвенно. Близкие, знакомые или даже незнакомые формируют его деятельность или, вернее сказать, корректируют ее. Отношения с окружающими людьми и действия человека корелируют между собой сложной системой взаимосвязей: причин и следствий. Даже создавая что-то в одиночестве, человек не может однозначно сказать, что это только его заслуга. Сразу же вспоминаются вручения наград медийным лицам, которые говорят спасибо свои друзьям и близким: у этого явления есть социологическая подоплека.

Что же тогда не имеет отношения к рассматриваемому термину? Для примера можно взять характеристики человека вроде роста и веса, пола и возраста, которые даны ему от природы, его отношения с людьми на них никак не влияют, и потому они не подходят под определение "социальные явления".

Классификация

Ввиду разнообразия социальных явлений их принято разграничивать по видам деятельности. Полную классификацию проблематично привести: категорий столько же много, сколько существует сфер их применения. Достаточно сказать, что бывают социокультурные, а также социополитические, социорелигиозные, социоэкономические и прочие социальные явления. Примеры каждого из них постоянно окружают человека вне зависимости от его деятельности. Это происходит потому, что социализированная личность - часть общества, хотя и взаимоотношение каждого конкретного человека с социумом может быть различными. Даже взаимодействуют с ним - в отрицательном ключе. А может проявиться в результате неудачного столкновения с социумом. Человек никогда не создает себя сам, все это - итог долгосрочного и плодотворного сотрудничества с обществом.

Две стороны

Социальные явления и процессы имеют две стороны. Первая из них - внутренне-психическая, и она выражает субъективность психических переживаний и чувств, отраженных в явлении. Вторая - внешне-символическая, объективизирует субъективность, материализует ее. Благодаря этому формируется явлений и процессов.

Сами они тесно связаны между собой причинно-следственной логикой: процесс - создание явления, а явление создается процессом.

Определение культуры

Происходит от понятия общества. Первая - способ реализации целей и интересов второго. Основная задача культуры - быть связующим звеном между людьми, поддерживать существующие общества и содействовать созданию новых. Из этой функции выделяют еще несколько.

Функции культуры

К таковым относят:

  • приспособление к оружающей среде;
  • гносеологическая (от "гносео" - познание);
  • информативная, ответственная за передачу знаний и опыта;
  • коммуникативная, идущая неразрывно с предыдущей;
  • регулятивно-нормативная, которая регулирует систему норм и моралей социума;
  • оценочная, благодаря которой различаются понятия "добро" и "зло", тесно связана с предыдущей;
  • разграничения и интеграции обществ;
  • социализация, самая гуманная функция, которая призвана творить социализированного человека.

Личность и культура

Культура как социальное явление рассматривается в качестве долгосрочного, непрерывного воспроизводства обществом благ. Но у нее есть и свои особенности. В отличие от остальных социальных явлений, образцы культуры и искусства создаются отдельными личностями и творцами.

Взаимодействие человека и культуры обретает несколько форм. Основных таких ипостасей четыре.

  • Первая представляет личность как результат культуры, продукт, созданный из ее системы норм и ценностей.
  • Вторая говорит, что человек является и потребителем культуры - остальных продуктов этой деятельности.
  • Третья форма взаимодействия - когда личность сама вносит вклад в культурное развитие.
  • Четвертая подразумевает, что человек способен сам выполнять информативную функцию культуры.

Общество - уникальное социальное явление

Общество как социальное явление обладает рядом черт, которые не характеризует более никакое другое из примеров этого термина. Так, сама дефиниция социального явления включает в себя данное понятие. Говорится, как уже было указано ранее, что одно есть продукт другого, результат совместного труда.

Следовательно, общество примечательно тем, что воспроизводит само себя. Оно творит социальные явления, будучи, по сути, ими же. Культура, к примеру, что очень важно запомнить, на это не способна.

Важно и то (является логичным выводом из приведенной в этой статье не раз дефиниции), что общество - залог любого социального явления. Без него невозможна ни культура, ни политика, ни власть, ни религия, что делает его базисом. С этой точки зрения можно заметить, что воспроизводство им самого себя - пример функции самосохранения.

Важность общества и социальных явлений

Возникновение социума стало важным этапом для прогресса в развитии человечества. Собственно, именно он ответственен за то, что отдельные особи стали восприниматься как одно целое, взаимосвязанное. Возникновение различных социальных явлений разных уровней в разное время свидетельствовало и продолжает свидетельствовать о движении человечества вперед. Они помогают контролировать и прогнозировать развитие, являются предметом изучения многих общественных наук, начиная с социологии и заканчивая историей.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-01-17

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Билет № 9

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

2. Государство, его признаки.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1, Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом—получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком—все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо— в широком смысле —весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов—субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных* часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов: 1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развития, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

;font-family:"Arial";color:#5e6669">2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, когорые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

;font-family:"Arial";color:#5e6669">2. Государство —важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной

;font-family:"Arial";color:#5e6669">организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную“машину”, сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

;font-family:"Arial";color:#5e6669">1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей”профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

;font-family:"Arial";color:#5e6669">социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны

;font-family:"Arial";color:#5e6669">государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, “уходя”из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Cтраница 1


Социальные явления - это естественные явления, подчиняющиеся естественным законам. Но они, завися от всех других явлений, отличаются большей сложностью.  

Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы (общности) независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или общность.  

Основные социальные явления: религия, мораль, право, экономика, эстетика - суть не что иное, как системы ценностей, следовательно, это идеалы. Социология, таким образом, изначально расположена в области идеала; она не приходит к нему постепенно, в результате своих исследований, а исходит из него.  

Новые экономические, политические и социальные явления эпохи Возрождения привели к формированию нового мировоззрения, что благоприятно сказывалось на развитии естественных наук. Создание разного рода механизмов при быстром росте промышленности и горного дела вызвало необходимость выделения из натурфилософии математики и механики, изучающей наиболее простые формы движения - механическое перемещение тел и механические их взаимодействия.  

Трактовать социальные явления как двещи, разъяснял социолог, означает признавать их не зависимое от субъекра-существование и исследовать их объективно, так, как исследуют свой предмет естественные пауки. Цель социологической науки не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления.  

Ведь социальные явления можно адекватно интерпретировать лишь как проявления общественной жизни в целом. Отсюда возникал вопрос - способна ли социология быть средством для решения больших практических социальных проблем в рамках совершенствования жизни общества.  

Развитие социального явления в направлении наиболее полного выражения его социальной сущности происходит во взаимодействии и взаимоусилении внешних и внутренних регулятивных механизмов. В процессе социализации индивидом усваиваются (в большей или меньшей мере) стандарты и идеалы его окружения таким образом, что они становятся эффективными моти-вационными силами его собственного поведения независимо от внешних санкций. Индивид в таком случае выступает сознательным потенциальным регулятором своей психической деятельности и поведения, преобразователем действия внешних социальных механизмов во внутренние.  

Развитие социального явления происходит во взаимодействии внешних и внутренних регулятивных механизмов. В процессе социализации индивидом усваиваются стандарты и идеалы его окружения таким образом, что они становятся эффективными мотиваци-онными силами его собственного поведения независимо от внешних санкций. Индивид в этом случае выступает сознательным регулятором своего поведения и преобразователем действия внешних социальных механизмов во внутренние.  

Сложность социальных явлений приводит к тому, что удачная формализация любого фрагмента интересующей социолога реальности, как правило, не бывает однозначной.  

Многообразие социальных явлений и проблем, стремление ученых упорядочить их с точки зрения значимости для общественной жизнедеятельности приводят к тому, что разные научные школы и теории имеют различные взгляды на предмет социологии. Во многом этот факт обусловлен процессом исторического развития различных социологических школ, изначально опиравшихся на методы различных общественных п даже естественных наук: психологии, биологии, философии, права, этики п др. Родоначальники социологии, внесшие су-щсстпенный вклад в процесс ее становления как науки, являли собой не узких предметников, а чаще всего ученых с широким спектром философских, исторических, этических, правовых, психологических и естественно-научных знаний, которые давали им возможность видеть социальный мир в его многообразии и диалектике биосоциального.  

Большинство социальных явлений, их приемлемость обществу зависит от моральной их оценки.  

Изучение социальных явлений (посредством анкетирования, собеседования с подчиненными, личных наблюдений, постановки социального эксперимента и др.) дает конкретную и точную информацию, способствующую принятию целенаправленных управленческих решений и применению оптимальных способов их реализации.  

Однако как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. В работе Исследования о природе и причинах богатства народов он писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними.  

Однако некоторые социальные явления невозможно отнести только к объективным или только к субъективным. Они в сфере социальной реальности выступают одновременно и как объективные, и как субъективные. Так, семья, с одной стороны, - это объективное явление, а с другой стороны, она основывается на определенной совокупности норм, ценностных ориентации, социальных установок и др. Поэтому в социологии многие явления рассматриваются как объективно-субъективные (объективно-субъективный континуум), а не как две взаимоисключающие друг друга полярные противоположности. Объектами социологических исследований выступают смешанные объективно-субъективные явления, которые могут быть более или менее объективными или субъективными.  

БЕЗРАБОТИЦА - социальное явление, неизбежное в условиях капитализма, обусловленное действием объективных экономических законов этой общественно-экономической формации.  

Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их?

1. Правильный подход к социальные явлениям, т.е. в понимании общественных явлений следует исходить из их сути.

2. Если развитие общества, его история - это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и ее условия.

3. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводящую известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно также рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности.

4. Анализ деятельности различных ее субъектов: как больших групп людей, так и отдельных личностей.

Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего.

Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследим этапы его развития от зарождения до наших дней. Но знание современной роли и функций государства в этих странах помогает лучше понять его предыдущую историю. Вместе с тем знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем как бы в виде зародыша.

Выявляя общее, мы не можем забывать и о том, что не только индивидуальны, неповторимы отдельные события истории, но и своеобразен исторический путь народов, стран, регионов.

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия - это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс в одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст. Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, много вариантность развития, много линейность истории.



Следовательно важное требование научного подхода: изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы,- важная особенность социальных процессов и явлений.
Пример: роль государства невозможно объеснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапе.

Еще одно требование конкретно-исторического подхода связно с проблемой повторяемости исторических событий. Несовпадение индивидуального облика не означает, что в них вообще нет ничего общего. Если бы это было так, мы не могли бы их объединить словами "революции", "крестьянские восстания" и т.п. Если в многообразии связей, взаимодействий, которые обнаруживаются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, т.е. такие, без которых процесс не происходит, мы выявим исторические закономерности. Они и составляют то общее, что присуще данной группе явлений (революциям, созданию централизованных государств, промышленному перевороту и т.д.). Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся к данной группе.

Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции в одной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории - это "уроки истории", выводы, обобщения, доказанные историей. Сопоставление изучаемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события.

Итак, рассматривать социальную действительность в развитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях - важные принципы познания социальных явлений.

Социальные факты.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Факты экономической жизни, социальной, политической, духовной - основа знаний об обществе, деятельности людей. Понятие "социальный факт" употребляется в двух значениях:

  • В обычном смысле социальные факты - это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т.е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.
  • В научном или более широком - познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т.е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.

Наука различает три вида социальных фактов:

1. Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.

2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные).

3. Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

Когда некто сообщает о каком-либо факте, уместен вопрос: откуда он знает об этом? Возможно, что человек (исследователь) наблюдал то, о чем он говорит, или изучил документ, свидетельствующий об имевшем место событии. Ученые могут зафиксировать факты, изучая статистические данные (например: движение цен на товары, изменение уровня зарплаты и т.д.). А как, например, установить такой факт: какие передачи телевидения наиболее популярны? Сослаться на мнение одного - двух человек нельзя: оно может не совпадать с мнением большинства зрителей. Может быть, посчитать, в адрес какой передачи приходит наибольшее количество писем - откликов? Или определить, на повторение каких фильмов, конкретных номеров приходит более всего заявок? Или с помощью анкеты опросить большое количество (сотни или тысячи) телезрителей? Наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы - все это методы, позволяющие собирать и фиксировать социальные факты.

Но как быть с событиями далекого прошлого - с историческими фактами? Из курса истории вы знаете, что события прошлого оставили более или менее значительные следы: это орудия и жилища, обнаруживаемые при археологических раскопках, сохранившиеся до нашего времени сооружения (крепости, здания и т.п.), различные предметы, а главное, письменные источники (законодательные акты, письма, летописи, позднее книги, газеты, разнообразные документы). По этим следам - историческим источникам - ученые по возможности описывают тот или иной факт. Но факты науки - это не склад разрозненных фактов, облик которых (свойства, признаки, ход события) добросовестно описан. Жизнь общества - это безграничное множество фактов. Французский историк М. Блок. (1886-1944) писал: "Действительность человеческого мира, как и реальность мира физического, огромна и пестра. В простой ее фотографии, если предположить, что такое механическое всеобъемлющее воспроизведение имеет смысл, было бы невозможно разобраться... Как ученый, как всякий просто реагирующий мозг, историк отбирает и просеивает, т.е., говоря коротко, анализирует".

Отбор и группировка фактов зависят от точки зрения исследователя, от проблемы, которую он рассматривает. Изучающий историю права посчитает существенными факты, которые отражают принятые в определенное время в определенном государстве законы и их применение; изучающий экономику отберет факты экономических связей, экономической деятельности; для исследователя религии существенными будут все факты о верованиях людей данной эпохи, обрядах и т.д.

Но отбор фактов зависит в немалой степени от жизненной позиции историка, его убеждений. Давно замечено, что приверженец республики старательно собирает факты о достижениях этого строя, подчас игнорируя сведения, отражающие его недостатки, а изучая монархию, он особое внимание уделяет порокам этой системы. И напротив, историк-монархист делает акцент на фактах, отражающих достоинства монархии и слабости республики.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.