Генетическая память: описание явления. б) параллелограмма развития. Факты или мифы

Давайте попробуем разобраться в понятии «генетическая память» - это особенность памяти воспроизводить моменты, которые нельзя помнить, так как личность не пережила их в реальном временном отрезке. Генетическую память еще называю «памятью предков». Она находится в глубине повседневной памяти человека в далеком подсознании и всплывает периодически, вызывая непонятные картинки, ощущения и смутные чувства.

Многие ученые утверждают, что не рождённый малыш уже в утробе матери в течение беременности видит сны на протяжении 60% всего времени. В настоящее время учеными доказано, что плод в материнской утробе проходит весь процесс эволюционного развития, начиная с одноклеточного организма и до полностью сформированного маленького человека. Рожденный младенец обладает определенными способностями, которые записаны за счет генетической памяти. Например, новорожденный в течение месяца после рождения может удерживаться на воде, спустя месяц этот навык будет утрачен, если его не подержать и не развивать. За весь период эволюции генная память накапливает знания и предает ее нам. До двухлетнего возраста ребенок пользуется генетической памятью, а потом, по мере взросления и накопления знаний, она становится почти не доступна.

Пока человек находится в осмысленном состоянии, ему недоступна генетическая память. Наше сознание блокирует проявление ее, иначе в противном случае психику человека ожидало б «раздвоение личности». Эта память проявляется в нестандартных ситуациях, таких как гипноз или транс, а иногда и во время сна, когда наше сознание теряет бдительность. То есть если нашему подсознанию понадобиться, то оно воспроизведет генетическую информацию.

Психолог Карл Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное», которое хранится в глубине психики и присуще каждому человеку, независимо от накопленного опыта. Оно сохраняет в себе первичные образы, психолог дал им название архетип. Архетип – это каждая индивидуальная ситуация, которая происходит в жизни человека. Те моменты, которые переживаются снова и снова запечатлеются в подсознании не как образы наполненные смыслом, а как форма без определенного смысла. Юнг говорил о том, что архетипы передаются за счет генетики, а не за счет культуры. Поэтому можно сказать, что тот опыт, который накапливает личность на протяжении всей жизни, потом будет предаваться следующему поколению и влиять на него через подсознание.

По мнению Юнга, в коллективной бессознательной будут значительные различия, которые зависят от биологических факторов существования личности. Это доказывает эксперимент, проведенный в Чикагском университете доктором Даниелой Фридман. В эксперименте принимали участие младенцы с разным цветом кожи и разной расы. На них воздействовали одинаковыми раздражителями, но реакция младенцев с определенной расой отличалось от расы других новорожденных.

По данным эксперимента сделали вывод, что духовный мир личности генетически настраивается на конкретные частоты, свойственные только ему. Психологи и преподаватели, которые работают с детьми, тоже пришли к этому мнению - генетическая память находится внутри коллективного бессознательного. Так как она дана ему как «само собой разумеющееся», то для того, чтобы ее усвоить, не нужно специальных данных или усилий. Но если вдруг по каким то причинам может произойти разрушение памяти, то последствия могут быть не предсказуемы с самыми разными аффектами. Душа ребенка уже не чистый лист. Она избирательно чувствует и способна реагировать на определенные воздействия в свою сторону. Если действия создают диссонанс коллективным бессознательным, то это приводит к таким душевным травмам как неврозы, психозы, нарушение сна, перевозбудимость у детей.

Можно сказать, что подсознание личности несет в себе определенные культурные матрицы, в которых сосредоточено понятие о норме. Психика детей очень восприимчива к информации и действиям, если есть какие-то отступления от норм, в которых ребенку комфортно развиваться, то может возникнуть сигнал «мне плохо» - так возникает невроз. Таким образом, психика ребенка занимает любое для нее комфортное место внутри матрицы, где достаточно места для развития индивидуальных, групповых и других особенностей ребенка, которые не нарушают общий культурный архетип.

В последнее время стало гораздо больше детей с заболеванием «невроз». Это не обязательно дети из неблагополучных или малоимущих семей, где немаловажную роль оказывает социальный показатель, но и много детей с такими проблемами появилось среди довольно обеспеченных семей. Например, в России на данный момент насчитывается 40% детей с неврологическими заболеваниями, в будущем это может сказаться на здоровье целой нации.

Не очень привлекательная перспектива, но выход из сложившейся ситуации есть, для этого не нужно идти на «конфликт» с генетической памятью ребенка, мешая ей выполнять свое предназначение. Более правильным будет направлять и побуждать память, а для этого не нужно многого - лишь знание родного языка, которое впитывается с материнским молоком.

За то, как устроена душа человека и как формируется народный дух, отвечает в первую очередь родной язык. За счет божественной сущности и влияния наивысшей сущности языка происходит формирование духа народа.

Слово – дар свыше, в слове заключается смысл, словом можно «убить», а можно вознести на пьедестал, словом передаются эмоции, мысли, слова учат жизни и вере. Бог подарил мощную силу человечеству, богатство, которое предоставил по средствам слова. Но это не те слова, которое употребляются каждое мгновение, но при этом не несут глубинного смысла. Речь идет о словах, которые живут в колыбельных мамы, сказках и историях бабушки, шутках и прибаутках дедушки, в песнях и мудростях, которые пришли к нам от наших предков. Только эти слова способны соединить людей и превратить людей в народ с общей генетической памятью.

Генетическая память меда - миф или правда?

Раз мы уже затронули тему генетическая память, то хотелось бы рассказать о недавно появившемся вопросе на просторах интернета: «Есть ли генетическая память у меда?». Давайте разбираться…

Суть заключается в том, что если на тарелку капнуть мед, а затем на мед капнуть родниковую воду, то можно будет увидеть рисунок в виде идеальных шестиугольников, очень похожих на соты. Многие говорят, что таким образом мед вспоминает свой родной дом – соты, и принимает такое же расположение, в котором он были там, то есть мед имеет генетическую память. Такое «волшебство» показывают на больших пасеках для того чтобы привлечь больше внимания к продукту. Прием с медом и водой используют как маркетинговый ход, и нужно заметить -довольно успешно. Однако, этот «фокус» можно всецело объяснить с научной стороны.

В физике существует такое понятие как ячейка Релея-Бенара - это такие структурные соединения, которые при определенных условиях, таких как тепловая подача и нахождение жидкости в строго горизонтальной плоскости, где тепло подаётся снизу, образуются шестигранные структуры, которые очень похожи на соты. К примеру, даже если мы будем нагревать масло, а не мед, то в нем тоже будет видна сетка Бенара, то есть соты. Так что генетическая память не имеет ни какого отношения к образованию шестиугольников, похожих на соты.

Что же касается проверки меда на натуральность, то на самом деле это не самый лучшей способ для диагностики. Ведь даже если кормить пчел сахаром, то они все равно будут его перерабатывать, а затем запечатывать в соты, как делают это с натуральным медом. Поэтому не стоить воспринимать это «показательное выступление» за правдивое определение меда на натуральность. Ячейки Бенара при этом образовывают эти шестиугольники даже из так называемого «натурального меда». Особенность пчелиного меда и его продуктов в том, что они имеют полезный для нашего организма состав, помогают поднять иммунитет и способствую скорейшему выздоровлению.

Тайная власть генов - Что скрыто в наших генах? (родовая-генетическая память предков)


Генетически первичная память дает о себе знать виде впечатлений, неясных образов. Так, в большинстве случаев ребенок в материнской утробе видит сны, которые и являются проявлением памяти его рода. В результате просмотра таких снов, мозг ребенка, как бы просматривая, обучается.

Вспомните даже тот факт, что малыши от рождения хорошо плавают, но вскоре теряют этот навык. До 2-х лет дети хранят в себе эту генетическую память. Взрослым людям сложно увидеть этот вид памяти потому, что сознание препятствует этому, оно стремится защитить нас, нашу психику от раздвоения личности. Генетическая память изучалась Карлом Юнгом и психология отнесла ее к «коллективному бессознательному».

Психология. Представления. Воображение. Память. Тест для самопроверки

Он считал, что опыт каждого человека не стирается после его смерти, а наоборот накапливается в генетической памяти. Каждая личность обладает этой необычной памятью и стоит помнить, что наш жизненный опыт будет передаваться из поколения в поколение.

Решение тестов онлайн

Память есть у всех живых существ. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, несложно. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далекого прошлого. Кратковременная память: «Какими были последние слова предыдущего предложения?».

Введение в долговременную память нового материала и последующее воспроизведение его требуют значительных усилий. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.

Существует три главных процесса, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики. Сложная информация, не вызывающая сильных эмоциональных реакций, долго в памяти не задержится. В принципе память каждого человека отличается избирательностью, особенно заметной при непроизвольном запоминании.

Большинство проблем с памятью связаны не с трудностями запоминания, а скорее — припоминания. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти. Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний.

Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»). Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего манера держаться, походка и т.п.

Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. В целом же проблема локализации психических функций в мозге (а без ее решения трудно ответить на вопрос о сущности памяти) все еще во многом не решена. Но, ко всеобщему удивлению, до самого последнего времени приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).

Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел «Решение тестов». Она расположена глубоко в подсознании каждого человека, в области ощущений. Всегда ценилось «право первой ночи», супруга должна была «чиста» и целомудренна.

Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти

Многим из нас приходилось сталкиваться с таким явлением как беспокойный сон. И одно дело когда человек просто ворочается во сне. Другое дело когда не выходя из сонного состояния он начинает говорить. Почему это происходит, и как психологи трактуют это явление? Мы решили разобраться в этой проблеме. Одной из наиболее частых тем для обсуждения являются цветные сны. Кому и почему они снятся, нам и предстоит выяснить.

Вспыхнувшие с новой силой чувства между Хлоей Морец и Бруклином Бекхэмом не могли не заинтересовать журналистов. Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. В качестве примеров можно привести и ставшие в психологии классическими две достоверные истории.

Человек, которого гипнотизировали в аптеке, правильно воспроизвел наизусть сотни надписей на лекарственных упаковках, хотя и не имел никакого отношения к медицине. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов.

Человеческая память — это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией, и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Цели урока:

  • Познакомить студентов с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
  • Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
  • Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала, с психодиагностиками процесса памяти.
  • Развивать у студентов общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.

Оборудование:

1) Таблица “Головной мозг”,

2) Индивидуальные карточки на каждого студента:

а) схема головного мозга,

б) опорная карта урока по видам памяти,

в) индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.

Словарь урока: память, гипоталамус, лимбическая система, образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая, кратковременная, долговременная, механическая, смысловая память, запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение, припоминание, психоактивные вещества.

1. Общая характеристика памяти. Роль памяти в психической жизни человека.

2. Физиологический механизм памяти.

3. Виды памяти:

a) от волевой регуляции;

b) от объекта запоминания;

c) от длительности сохранения;

d) от способа запоминания;

4. Основные процессы памяти.

5. Условия успешного запоминания.

6. Психодиагностика видов и процессов памяти.

Студенты по ходу урока заполняют опорную карту по вышеуказанному плану.

Содержание изучаемого на уроке материала .

1. Память – основа психической деятельности человека, без нее человек не может ориентироваться в окружающей действительности, без нее невозможны ощущения и восприятие, через память закрепляется наш прошлый опыт, знания, умения и навыки.

Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и воспроизведении того, что он делал, чувствовал, воспринимал. Все, чем человек овладел в жизни, он обязан памяти - это его знания, умения и навыки, без нее невозможно овладение ни одним видом деятельности. Человек лучше запоминает то, что имеет для него особое значение, что связано с его деятельностью, интересами, потребностями.

На запоминание оказывает большое влияние эмоциональное отношение к запоминаемому материалу, с положительными эмоциями материал запоминается лучше. Запоминание зависит от развития волевых качеств человека, слабовольные люди запоминают плохо, поверхностно. Таким образом, память связана с особенностями личности, ее направленностью, память обладает свойством избирательности, т.е. человек запоминает не все, а то что связано с его деятельностью, потребностями и интересами.

2. Физиологический механизм памяти. (Одновременно с рассказом педагога студенты делают обозначения на схеме головного мозга тех его частей, которые отвечают за процессы памяти).

Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и случайно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию.

Так древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. В связи с развитием науки анатомии, молекулярной биологии, генетики появились современные представления о механизме памяти.

Память – это результат сложного динамического взаимодействия различных структур мозга. (Студентам предлагается обозначить на раздаточных карточках с изображением головного мозга в разрезе те структуры мозга, которые участвуют в формировании памяти).

Это таламус, лимбическая система и различные области коры: височная доля, лобная доля, теменная доля. Лимбическая система – это сложное сетчатое образование из ядер промежуточного мозга, поясной извилины и гиппокампа.

Механизм памяти заключается в том, что при получении нервных импульсов от раздражителя в коре головного мозга образуются кольцевые структуры из нервных клеток, по которым многократно проходят эти нервные импульсы. Замкнутые цепи в основном создаются нейронами III и IV слоев коры. Это биохимический процесс, так как появляются стойкие изменения на синаптическом и клеточном уровнях. Известно, что в клетках коры и подкорковых образованиях нервные импульсы стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к уже знакомым импульсам.

Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку и таким образом событие фиксируется в мозге.

3. Виды памяти.

а). Непроизвольное и произвольное запоминание возникает от степени волевого усилия. Непроизвольное запоминание возникает без цели, без волевого усилия, без применения специальных приемов. Например: увидел что-то яркое, новое, необычное и оно запоминается непроизвольно. Произвольное запоминание: человек ставит перед собой цель, прикладывает волевое усилие. На этом виде памяти строится вся учебная деятельность.

б). Виды памяти возникают в зависимости от запоминаемого объекта: предмет, движения, чувства или мысли и выделяют 4 вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

1) Образная - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов предметов и явлений ранее воспринимавшихся.

Этот вид памяти различают по анализаторам и выделяют слуховую, зрительную, осязательную, вкусовую и обонятельную память. Например: слуховая – запоминаем мелодии песен, голос знакомых; зрительная – представляем образ знакомых, любой ранее воспринимаемый предмет: дерево, яблоко; обонятельная – запоминаем запах фруктов, духов; осязательная - мягкий, твердый, колючий, гладкий и т.д.; вкусовая - запоминаем вкус фруктов, овощей.

2) Двигательная память – это запоминание и воспроизведение движений и их систем. Любое движение: танцы, спорт, любая деятельность – все это примеры двигательной памяти. Все люди обладают двигательной памятью, но развита она по-разному. Ее развитие зависит от тренировки, упражнений, от физических особенностей организма. Двигательная память развивается у ребенка с первых месяцев.

3) Эмоциональная память - это память на чувства человека. Пережитые чувства не исчезают бесследно, а при определенных условиях воспроизводятся – человек радуется или огорчается вспомнив что-то. Эмоциональная память лежит в основе воспитания нравственных и моральных черт. Эта память помогает регулировать поведение в зависимости от пережитых чувств.

Например: человек испытывает радость при совершении хорошего поступка, поэтому стремится к положительным поступкам и воздерживается от отрицательных.

4) Словесно-логическая память - эта память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий в словесной формулировке. Эта память тесно связана с мышлением, с развитием речи и является основой учебной деятельности. Усвоение знаний по различным наукам идет за счет словесно-логической памяти.

Все эти виды памяти тесно между собой взаимосвязаны и никогда не возникают изолировано. Например: пишем - участвуют образная память, двигательная, словесно-логическая; учим танец – двигательная, образная.

в). От длительности сохранения выделяются кратковременная и долговременная память. Кратковременная память – это память на только что состоявшееся событие. За счет этого вида памяти информация удерживается в мозговых структурах в пределах 0,5 часа. При необходимости она либо переходит в долговременную память, либо события забываются. Точно установлено, что этот вид памяти связан с работой гиппокампа.

Долговременная память является основным видом памяти человека, благодаря которой он может существовать как индивидум. Она образуется из кратковременной памяти в результате многократного прохождения импульсов по кольцевым структурам нейронов лимбической системы. Долговременная память является основой условно рефлекторной деятельности человека. В этой памяти хранятся все образы, события, знания, умения, навыки. В настоящее время механизм долговременной памяти пока до конца не изучен.

Особый вид памяти – оперативная. Это запоминание каких-то сведений на время. Например: формулу для решения задачи, расписания уроков на полугодие, день, неделю.

г). От способа запоминания выделяется механическая и смысловая память.

Механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на смысловую связь между ними.

Смысловое запоминание основано на понимании смысла, осознании внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними знаниями.

4. Процессы памяти.

В определении памяти перечислены ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.

1. Запоминание.

Запоминание – закрепление образов и представлений, которые возникали в прошлом опыте.

Протекает запоминание в 2-х формах:

а) непроизвольное – зависит от чувств, интересов, потребностей, деятельности и физического состояния человека.

б) произвольное запоминание – зависит от его организации, интересов человека, волевого усилия, специальных приемов.

Этот вид запоминания может осуществляться механически и осмыслено.

Механическое запоминание – целенаправленное заучивание текста (стихи, правило, теорема).

Осмысленное запоминание – запоминание осуществляется на понимании смысла и логических связей.

2. Сохранение.

Сохранение – удержание в памяти образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Сохранение зависит от деятельности человека, его потребностей, интересов, от повторения материала.

Забывание – угасание, выпадение из памяти образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов. Забывается то, что не связано с деятельностью, потребностями, интересами, что не повторяется.

3. Воспроизведение.

Воспроизведение – это процесс оживления образов и представлений ранее воспринимавшихся предметов и явлений (без повторного восприятия).

Может протекать в форме:

а) узнавание;

б) припоминание.

5. Условия успешного запоминания.

1. Наличие установки на запоминание – на длительное запоминание, а не просто прочитать материал.

2. Активность мыслительной деятельности:

а) разбить материал на части;

б) выделить основные опорные пункты, героев, события, даты, правила, законы и т.д.

в) составить план.

3. Организация запоминания:

а) учить менее сходный материал;

б) сначала учить более трудный материал;

в) включать все виды памяти;

г) учить вслух;

е) регулярно повторять.

4. Форма преподнесения и содержание материала:

а) интересный, доступный, подкрепляется примерами;

б) использование наглядности, ауди-, видеоматериалов.

5. Организация повторений:

а) прочитал – перескажи сразу;

б) перескажи через несколько часов;

в) перескажи через несколько дней.

6. Использование мнемических приемов запоминания – приемов, помогающих и облегчающих запоминание (сопоставление, сравнение).

7. Хорошее самочувствие и здоровье.

8. Ведение здорового образа жизни:

а) отсутствие вредных привычек;

б) достаточный сон;

в) хорошее питание.

9. Наследственные типологические особенности ВНД.

Для закрепления изученного материала предлагаем выполнение тестовых заданий и практических работ.

Тестовые задания для опроса по анатомии.

1. В лимбическую систему не входят ядра:

  1. больших полушарий
  2. промежуточного мозга
  3. продолговатого мозга
  4. среднего мозга

2. Гиппокамп – это:

  1. одна из извилин больших полушарий
  2. ядро среднего мозга
  3. ядро промежуточного мозга
  4. пучки ассоциативных нервных волокон

3. Промежуточный мозг находится:

  1. между продолговатым и средним мозгом
  2. под продолговатым мозгом
  3. за поясной извилиной
  4. над средним мозгом

4. В основе памяти лежит:

  1. синтез особого вида белка
  2. синтез РНК
  3. синтез ДНК
  4. синтез углеводов

5. Основой долговременной памяти является:

  1. многократное прохождение нервных импульсов по кольцевым структурам нейронов
  2. задержка нервных импульсов в лобной доле коры
  3. прохождение нервных импульсов через таламус к спинному мозгу
  4. нет нужного ответа

6. Раздражители из окружающей среды воспринимаются:

  1. зрительными буграми
  2. 3-4 слоями нейронов коры
  3. 5-6 слоями нейронов коры
  4. поверхность коры

7. Сложные структурные объединения ядер, включающие ядра больших полушарий, называются:

  1. ретикулярной формацией
  2. гипоталамусом
  3. лимбической системой
  4. мозолистым телом

8. Высшая нервная деятельность – это:

  1. работа ствола головного мозга
  2. работа всей центральной нервной системы
  3. работа коры и подкорковых ядер
  4. работа мозжечка

Тестовые задания для опроса по психологии.

1. Память – это …

2. Установите соответствие

Виды памяти

3. Основание разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) активность субъекта

г) вид деятельности

4. Генетически первичной считается память:

а) двигательная

б) образная

в) эмоциональная

г) логическая

5. Высшим видом памяти считается память:

а) двигательная

б) образная

в) эмоциональная

г) логическая

6.Виды памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется:

а) механической

б) логической

в) эмоциональной

г) оперативной

7. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, лица, цвет и т.п. – это память:

а) долговременная

б) образная

в) эмоциональная

г) оперативная

8. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства:

а) образная

б) феноменальная

в) эмоциональная

г) словесно-логическая

Практическая работа.

Тема: выявление объема кратковременной памяти.

Цель : определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.

Ход работы.

В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенный тест, затем отложите и закройте его. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Форма отчетности.

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

Оценка полученных результатов.

По сумме баллов определите, к какой категории относится объем вашей памяти.

Возможные слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет.

Определение характеристик объема памяти.

Число баллов Характеристика памяти
6 и меньше Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.
7 – 12 Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться.
13 – 17 Объем памяти хороший.
18 – 21 Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей.
Свыше 22 Ваша память феноменальна.

Тест 13. Память

1. Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:

а) трактат Аристотеля;

б) классический труд Галена «О частях человеческого тела»;

в) трактат Сократа;

г) трактат Платона.

2. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках:

а) гештальтпсихологии;

б) ассоциативной психологии;

в) бихевиоризма;

г) когнитивной психологии.

3. Нейропсихологические проблемы памяти в отечественной науке изучал:

а) В.М. Бехтерев;

б) А.Р. Лурия;

в) П.И. Зинченко;

г) Л.С. Выготский.

4. Последовательное применение принципа деятельности в изучении процессов памяти характерно для исследований:

а) Б.Г. Ананьева;

б) А.В. Запорожца;

в) П.И. Зинченко;

г) С.Л. Рубинштейна.

5. Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был(а):

а) Б.В. Зейгарник;

б) Г. Эббингауз;

в) Г. Мюллер;

г) А.Н. Леонтьев.

6. В отличие от других представителей гештальтпсихологии подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти:

а) В. Кёлер;

б) К. Коффка;

в) М. Вертхеймер;

г) К. Левин.

7. Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, несводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:

а) деятельностная теория памяти;

б) ассоциативная теория памяти;

в) гештальттеория;

г) психоаналитическая теория памяти.

8. Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти был:

а) Г. Мюллер;

б) А. Пельцекер;

в) Э. Мейман;

г) Э. Крепелин.

9. Истинное искусство памяти есть искусство внимания по словам:

а) Д. Нормана;

б) С. Джонсона;

в) Г. Эббингауза;

г) А. Бине.

10. В результате усовершенствования метода свободных ассоциаций новый вид ассоциативного эксперимента – метод навязанных ассоциаций – был введен:

а) К. Юнгом;

б) Ж. Пиаже;

в) П. Жане;

г) В. Вундтом.

11. Новый метод изучения памяти (метод угадывания) был введен:

а) В. Вундтом и С. Холлом;

б) Г. Эббингаузом и Э. Крепелином;

в) Г. Мюллером и А. Пельцекером;

г) Э. Мейманом и Ф. Шуманном.

12. Репрезентация информации в сенсорном регистре – это:

а) след сенсорного воздействия;

б) в основном семантическая память;

в) акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая, память;

г) в основном логическая память.

13. Память о своей памяти называется:

а) оперативной памятью;

б) метапамятью;

в) автобиографической памятью;

г) кратковременной памятью.

14. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

15. Опосредованная и непосредственная память различаются:

а) по ведущему анализатору;

б) по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания;

в) по степени активности субъекта;

г) по видам деятельности.

16. Генетически первичной считается память:

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) вербальная.

17. Высшим видом памяти считается память:

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) вербальная.

18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

19. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., – это память:

а) эйдетическая;

б) наглядно-образная;

в) феноменальная;

г) эмоциональная.

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

21. Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого, – это память:

а) эйдетическая;

б) наглядно-образная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

22. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

а) долговременной;

б) эмоциональной;

в) произвольной;

г) механической.

23. Сенсорная память:

а) продолжительна;

б) лежит в основе отдельных образов;

в) многоуровневая;

г) действует на уровне рецепторов.

24. В течение четверти секунды функционирует память:

а) сенсорная;

б) кратковременная;

в) долговременная;

г) оперативная.

25. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:

а) оперативной;

б) иконической;

в) кратковременной;

г) эхонической.

26. Оперативную память как вариант кратковременной памяти под определенным углом зрения рассматривает:

а) Б.Г. Ананьев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) А.Н. Леонтьев;

г) М.С. Роговин.

27. Модель оперативной памяти разработал(и):

а) А. Бэддли и А. Хитч;

б) Р. Аткинсон и М. Шиффрин;

в) Дж. Гилфорд;

г) Дж. Сперлинг.

28. Основной характеристикой оперативной памяти является:

а) кратковременность сохранения;

б) действия на уровне рецепторов;

в) неустойчивость к помехам;

г) лабильность.

29. У. Найссером было введено в научный оборот понятие:

а) эхоническая память;

б) оперативная память;

в) автобиографическая память;

г) метапамять.

30. Структура долговременной памяти:

а) ассоциативна;

б) неассоциативна;

в) алогична;

г) не выяснена.

31. Ранней генетической формой памяти является запоминание:

а) непроизвольное;

б) произвольное;

в) послепроизвольное;

г) оперативное.

32. Отношение непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития изучал:

а) А.А. Смирнов;

б) А.Р. Лурия;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.П. Зинченко.

33. Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития имеет вид:

а) трапеции;

б) параллелограмма развития;

в) квадрата развития;

г) треугольника.

34. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал, как показали исследования:

а) П.И. Зинченко;

б) А.А. Смирнова;

в) А.Н. Леонтьева;

а) П. Жане;

б) Д. Норман;

в) Г. Эббингауз;

г) А. Бэддели.

36. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала называется коэффициентом:

а) запоминания;

б) точности запоминания;

в) ошибок;

г) забывания.

37. Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем:

а) мобилизационной готовности;

б) объема памяти;

в) запоминания;

г) забывания.

38. Прочность запоминания не зависит:

а) от степени участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта;

б) от значимости соответствующего материала для достижения предстоящих целей;

в) от эмоционального состояния субъекта;

г) от объема памяти.

39. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как:

а) быстрота;

б) прочность;

в) точность;

г) интенсивность.

40. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

а) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке.

41. Что объем памяти не зависит от количества информации в отдельном символе, а определяется длиной ряда предъявленных символов, показал:

а) Ф. Бартлетт;

б) Дж. Миллер;

в) Д. Румельхарт;

г) А. Бэддели.

42. Значение структурирования материала для запоминания подчеркивали представители:

а) психоанализа;

б) гештальтпсихологии;

в) бихевиоризма;

г) ассоцианизма.

43. Характеристики запоминания того или иного материала не определяются:

а) мотивами деятельности личности;

б) целями деятельности личности;

в) способами деятельности личности;

г) гендерными различиями субъектов.

44. Динамику процессов запоминания и забывания материала разного объема и содержания позволяет изучить метод:

а) удачных ответов;

б) антиципации;

в) заучивания;

г) удержания следов ряда.

45. Метод двойной стимуляции разработан:

а) В.П. Зинченко;

б) А.Р. Лурией и А.Н. Леонтьевым;

в) С.Л. Рубинштейном;

г) Б.Г. Ананьевым.

46. Для исследования опосредованного запоминания не применяется метод:

а) парных ассоциаций;

б) пиктограмм;

в) двойной стимуляции;

г) бессмысленных слогов.

47. Позиционная зависимость продуктивности запоминания имеет вид:

а) U-образного типа;

б) инвертированнного U-образного типа;

в) монотонно возрастающий;

г) монотонно убывающий.

48. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

49. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации не зависят:

а) от важности запоминаемого материала;

б) от характера материала;

в) от предшествующего опыта;

50. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти:

а) 7 ±2;

б) неограничен;

в) предел неизвестен;

г) в среднем 10.

51. «Ввод» информации в долговременную память осуществляется через:

а) механизмы предвнимания;

б) внимание;

в) проговаривание;

г) иконическую память.

52. Связи между психическими явлениями, при которых актуализация одного из них влечет за собой появление другого, называются:

а) аккомодациями;

б) ассоциациями;

в) ассимиляциями;

г) акцентуациями.

53. Понятие «ассоциация» в научную терминологию ввел:

а) Г. Лейбниц;

б) Б. Спиноза;

в) Р. Декарт;

г) Дж. Локк.

54. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

а) по смежности;

б) по скорости;

в) по контрасту;

г) по смыслу.

55. Два противоположных явления связывает ассоциация:

а) по смежности;

б) по скорости;

в) по контрасту;

г) по смыслу.

56. Определения времени ассоциативных процессов и содержательного состава ассоциаций касались ответы:

а) С. Холла;

б) Ф. Гальтона;

в) Г. Мюллера;

г) Г. Эббингауза.

57. К факторам забывания относится(ятся):

а) возраст субъекта;

б) неиспользование усвоенного материала;

в) характер материала;

г) гендерные особенности субъекта.

58. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

а) ореола;

б) плацебо;

в) Б.В. Зейгарник;

г) недавности.

59. Выбор объективных средств контроля влияния повторения на прочность ассоциаций представляет главную проблему при изучении памяти для:

а) Г. Эббингауза;

б) Ф. Гальтона;

в) Г. Мюллера;

г) Э. Меймана.

60. В редком опыте по изучению памяти исследователь имеет дело:

а) с деятельностью усвоения или заучивания;

б) с интервалом между усвоением и воспроизведением (или узнаванием);

в) с деятельностью воспроизведения (или узнавания);

г) с гендерными различиями субъектов.

61. Г. Эббингауз не изучал влияние на запоминание:

а) количества запоминаемого материала;

б) числа повторений;

в) близости и направленности ассоциативных связей;

г) характера деятельности.

62. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность.

63. Критерием сохранения информации в памяти является(ются):

а) скорость запоминания;

б) эрудированность субъекта;

в) образованность субъекта;

г) воспроизведение и узнавание.

64. На сохранение и последующее воспроизведение информации не влияет:

а) род деятельности, промежуточный между заучиванием и воспроизведением;

б) временная локализация в интервале между заучиванием и воспроизведением;

в) степень первоначального заучивания;

г) скорость проговаривания материала при заучивании.

а) М. Шиффрин;

б) Р. Аткинсон;

в) Г. Эббингауз;

г) Э. Мейман.

66. Взаимодействие вновь воспринятой информации с ранее известной может приводить к повышению числа ошибок при запоминании в результате:

б) интерференции следов памяти;

в) интериоризации следов памяти;

г) экстериоризации следов памяти.

67. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

а) реминисценцией;

б) интерференцией;

в) интериоризацией;

г) экстериоризацией.

68. Ретроактивная и проактивная интерференции различаются в зависимости:

а) от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала;

б) от характера интерферирующего материала;

в) от последовательности заучиваемого материала;

г) от способа заучивания материала.

69. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется:

а) реактивным торможением;

б) проактивным торможением;

в) интерференцией;

г) реминисценцией.

70. Ретроактивная интерференция:

а) не связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) не усиливается, если материалы сильно различаются;

в) не лежит в основе положительного переноса при научении;

г) не влияет на запоминание, если материал эмоционально окрашен.

71. Запоминанию способствует интерференция:

а) проактивная;

б) ретроактивная;

в) перспективная;

г) все ответы верны.

72. Проактивная интерференция увеличивается:

а) при возрастании степени заучивания интерферирующего материала;

б) при увеличении объема интерферирующего материала;

в) при нарастании степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала;

г) при уменьшении степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала.

73. Воспроизведение нескольких элементов материала после отсрочки, заполненной интерферирующей задачей, составляет суть метода:

а) Броуна – Петерсона;

б) сбережения;

в) антиципации;

г) заучивания.

74. Фиксация количества элементов, правильно воспроизведенных после каждого предъявления, позволяет построить график:

а) заучивания;

б) забывания;

в) частоты воспроизведения каждого стимула за все предъявления;

г) зависимости воспроизведения от особенностей эмоциональной сферы личности.

75. Представление о том, что забывание является естественным следствием постепенного угасания следов, не разделяется:

а) Г. Эббингаузом;

б) А. Брауном;

в) К. Конрадом;

а) Г. Мюллер, А. Пельцекер;

б) А. Браун, К. Конрад;

в) Г. Эббингауз;

г) П. Линделей.

77. Забывание обычно протекает как процесс:

а) произвольный;

б) непроизвольный;

в) послепроизвольный;

г) прогнозируемый.

78. Темп забывания материала не зависит:

а) от его объема;

в) от сходства запоминаемого и интерферирующего материала;

г) от наличия у субъекта мотивов к забыванию.

79. График зависимости забывания логически однородной информации с момента ее полного усвоения называется кривой:

а) забывания Эббингауза;

б) распределения;

в) усвоения;

г) заучивания.

80. Повторное возбуждение (оживление) следов ранее образованных нервных связей такими раздражителями, которые прямо или косвенно связаны с тем, что воспроизводится, является физиологической основой процесса:

а) запоминания;

б) сохранения;

в) воспроизведения;

г) ассоциации.

81. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

а) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

б) в обобщении и привнесении нового содержания;

в) в изменении последовательности изложения;

г) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

82. Узнавание – это воспроизведение:

а) первичное;

б) вторичное;

в) третичное;

г) совершенно новое.

83. Укажите, какое из данных утверждений относительно индивидуальных особенностей памяти неверно. Эти особенности:

а) в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов;

б) в определенной мере связаны с различиями степени уравновешенности нервных процессов;

в) в определенной мере связаны с различиями степени подвижности нервных процессов;

г) не обеспечиваются физиологическим субстратом.

84. Так называемый фактор края имеет вид зависимости:

а) монотонно возрастающей;

б) монотонно убывающей;

в) нелинейной U-образного типа;

г) инвертированной U-образной.

85. Опознание воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту, – это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

86. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, фиксируется как:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

87. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений и требующее усилий и старания, – это:

а) припоминание;

б) узнавание;

в) представление;

г) реминисценция.

88. Кривая забывания Эббингауза имеет вид зависимости:

а) монотонно убывающей;

б) монотонно возрастающей;

в) инвертированной U-образной;

г) сложной квазипериодической.

89. Запоминание на основе установления в запоминаемом материале смысловых связей характерно для … памяти.
а) механической;
б) логической;
в) опосредованной;
г) вербальной.

90. Запоминание материала путем его повторении без осмысления, называется …
а) непосредственным;
б) опосредованным;
в) произвольным;
г) механическим;
д) кратковременным.

91. Запоминание, сохранение и воспроизведение информации, перерабатываемой в ходе выполнения определенного действия и необходимой только для достижения цели данного действия, обеспечивается … памятью.
а) произвольной;
б) оперативной;
в) кратковременной;
г) непосредственной.

92. Генетически первичным является … запоминание.
а) непроизвольное;
б) произвольное;
в) опосредованное;
г) послепроизвольное.

93. Прочность запоминания не зависит от …
а) наличия интереса;
б) значимости запоминаемого материала для достижения предстоящих целей;
в) эмоционального состояния субъекта;
г) объема кратковременной памяти.

94. Классификация памяти на непроизвольную и произвольную осуществляется в соответствии с(со) …
а) степенью осмысленности материала;
б) предметом отражения;
в) длительностью сохранения материала.
г) Нет правильного ответа.

95. Длительность хранения информации в долговременной памяти не зависит
от …
а) значимости запоминаемого материала;
б) характера материала;
в) от характера деятельности, предшествующей процессу запоминания;
г) от объема кратковременной памяти.

96. Объем кратковременной памяти …
а) составляет 7 ± 2;
б) неограничен;
в) различен в зависимости от пола.
г) Предел неизвестен.

97. На скорость забывания материала влияет …
а) степень осмысленности материала;
б) частота использования запоминаемого материала;
в) установка на запоминание.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

98. От процесса запоминания зависит … сохранения материала.
а) полнота;
б) точность;
в) прочность.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

100. Взаимодействие запоминаемой информации с ранее заученной может
приводить к увеличению числа ошибок при воспроизведении в результате …
а) реминисценции следов памяти;
б) интерференции;
в) усталости;
г) уменьшения концентрации внимания.

101. Забывание представляет собой … процесс.
а) произвольный;
б) непроизвольный;
в) управляемый;
г) послепроизвольный.

102. Скорость забывания материала не зависит от …
а) его содержания;
б) степени осознанности;
в) наличия у субъекта мотивов к забыванию.
г) Нет правильного ответа.

103. Форма воспроизведения, основанная на опознании воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту - это …
а) воспоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

104. Наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти, называется …
а) припоминанием;
б) узнаванием;
в) представлением;
г) реминисценцией.

105. Активная форма воспроизведения, которая характеризуется наличием
сознательно поставленной цели, необходимостью преодолевать определенные затруднения - это …
а) припоминание;
б) узнавание;
в) представление;
г) реминисценция.

106. В соответствии с эффектом Б.В. Зейгарник, незавершенные действия по сравнению с завершенными запоминаются

а) лучше;
б) хуже.
в) Различий не существует.
г) Это зависит от ситуации.

107. К субъективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) предшествующий опыт;
б) установка;
в) интерес;
г) характер материала.

108. К приемам осмысленного запоминания не относится …
а) составление плана;
б) группировка материала;
в) составление схем;
г) ритмизация материала.

109. Концентрированное повторение по сравнению с распределенным является …
а) более эффективным;
б) менее эффективным.
в) Эффективность одинакова, главное – количество повторений.
г) Это зависит от ситуации.

110. Быстрое забывание учебного материала сразу после того, как сдан экзамен объясняется …
а) действием фактора времени;
б) наличием желания забыть;
в) заучиванием нового материала;
г) действием закона установки.

111. У взрослых лучше развита память …
а) механическая;
б) логическая (смысловая);
в) эмоциональная.
г) Значимых различий нет.

112. Закон края описывает тот факт, что лучше запоминается та информация,
которая находится в … запоминаемого ряда.
а) середине;
б) конце;
в) начале;
г) начале и конце.

113. Наиболее интенсивно забывание происходит … после заучивания.
а) в первые часы;
б) на следующий день;
в) через неделю;
г) через месяц.

114. Если вслед за заучиванием следует работа со сходным материалом, то забывание заученного …
а) увеличивается, происходит быстрее;
б) уменьшается;
в) уменьшается, если материал неинтересный.
г) Различий не существует.

115. Информация, заучиваемая перед сном, запоминается лучше в силу действия закона …
а) установки;
б) края;
в) повторения;
г) осмысления.

116. К объективным факторам эффективности запоминания не относится …
а) характер материала;
б) тип запоминания;
в) количество материала;
г) обстановка запоминания.

117. Лучше всего запоминается информация при ее восприятии …
а) при чтении;
б) на слух;
в) при помощи зрения и слуха;

г) значимых различий нет.
118. Закон осмысления проявляется в том, что …
а) человек лучше понимает смысл того, что он дольше помнит;
б) тот материал, который осмыслен, запоминается лучше;
в) лучше запоминается тот материал, смысл которого важен для человека;
г) чем дольше материал хранится в памяти, тем лучше он осмысливается.

119. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Первой группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обеих группах проверку провели через четыре недели после заучивания. Учащиеся какой группы лучше воспроизвели рассказ?
а) Первой.
б) Второй.
в) Первой, если рассказ интересный.
г) Различий не существует.

120. В ходе исследования двум группам учащимся было предложено запомнить рассказ. Одной группе рассказ давался с предупреждением, что опрос будет проводиться на следующий день, второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Учащиеся второй группы лучше воспроизвели рассказ. Какой психологический фактор обуславливает подобную закономерность?
а) Закон края.
б) Закон контекста.
в) Закон торможения.
г) Закон установки.

121. Как можно усилить первое впечатление от материала для лучшего его запоминания?
а) Направить информацию по нескольким каналам (зрение, слух и др.).
б) Усилить интенсивность сообщения.
в) Увеличить скорость изложения.
г) Увеличить скорость и интенсивность сообщения.

122. Для лучшего осмысления материала с целью улучшения запоминания
нужно …
а) составить его план;
б) обсудить его с кем-либо;
в) составить его структурно-логическую схему.
г) Все ответы верны.

123. Лучшее усвоение материала обеспечивается тогда, когда человек может
а) воспроизвести его словами источника;
б) воспроизвести его своими словами;
в) применить его при решении задач.
г) составить его структурно-логическую схему.

124. Образ предмета или явления, возникающий в отсутствии этого предмета
(явления), и основывающийся на прошлом опыте человека, называется …
а) мечтой;
б) восприятием;
в) представлением;
г) ассоциацией.

125. Сходство представлений с восприятием заключается в …
а) яркости;
б) отсутствии эмоциональной окраски;
в) неустойчивости;
г) модальности.

126. Между представлениями разных людей существуют различия … образа.
а) по яркости;
б) по полноте;
в) по отчетливости.
г) Все ответы верны.
д) Все ответы неверны.

Генетическая память (генная память , расовая память , родовая память , наследственная память , биологическая память ) - гипотетическая совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов . Термин используется в психологии и нейробиологии.

Описание

Генетическая память является гипотетическим явлением, заключающемся в обусловленной генотипом «памяти» на биологические события, происходившие в течение эволюции биологического вида. Слово «память» используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к определённым видам поведения и образцам действия, которые являются рудиментами эволюционно важных изменений вида. Как образец: страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая должна быть у любого успешно развивающегося вида приматов с высоким коэффициентом массы тела по отношению к поверхности .

Генетическая память рассматривает ряд поведенческих актов, присущих животным и человеку по большей части в ранней возрастной категории. Новорождённому генная память позволяет сохранять свою жизнь до накопления достаточного опыта. Носителями генной памяти выступают нуклеиновые кислоты, объединённые в хромосомы и гены, способствующие хранению и накоплению информации. Включает в себя бессознательные действия, будь то безусловные рефлексы или комплекс фиксированных действий. Генетическая память характерна для всех видов животных и является у новорождённых первоочередной по отношению к фонетической памяти - памяти, основанной на индивидуально приобретённом опыте и обучении. Как следствие - фонетическая память отвечает за новоприобретённую информацию и опыт, используемые в дальнейших поколениях генетической памятью .

История изучения

Современная концепция опровергает принадлежность генетической памяти к теории ламаркизма , в отличие от биологов XIX века , считающих генетическую память сплавом памяти и наследственности , в общем русле механизма Ламарка. К 1881 году Рибо считал, что отличием психологической от генетической памяти в основе общего механизма, является тем, что психологическая не взаимодействует с сознанием . Геринг и Земон , развившие общие теории памяти, позже вывеили теорию энграммы и определили сопутствующие процессы энграфии и экфории . Земон разделил память на два вида - генетическую и память центральной нервной системы . Трактовка биологов 19 столетия, в современный век не совсем утратила свою значимость, состоя в резком контрасте с теориями неодарвинизма . На данный момент генетическая память, как правило, считается ложным понятием в психологии. Тем не менее такие авторитетные учёные, как Стьюарт Ньюман и Герд Мюллер , вносят вклад в изучение генетической памяти

В парапсихологии

Генетическая память в культуре

Этот термин часто используется в художественных произведениях (чаще всего в прямом смысле), а также в других культурных аспектах.

Одним из ярких примеров являются произведения таких авторов как Джек Лондон и Роберт Говард . Так в произведении «Межзвёздный скиталец » Лондон описывает реинкарнации осуждённого Даррела Стендинга. Известное влияние романом Лондона было оказано на Роберта Говарда, который написал множество рассказов на тему реинкарнации, такие как цикл о Джеймсе Эллисоне, Скачущий-с-громом , Дети ночи , Люди тьмы , Каирн на мысу и многие другие. В контексте данных авторов тема реинкарнации тесно связана с генетической памятью, потому как герои произведений и их воплощения являются частью одной и той же расовой ветви .

Генетическая память описана в рассказе Ивана Ефремова «Эллинский секрет» называемая «памятью поколений», и в самом произведении подтверждённая опытами трансперсональной психологии .

Концепция играет важную роль в цикле романов «Хроники Дюны » Фрэнк Герберта (особенно вымышленное понятие Квисатц Хадерах).

В качестве составляющего критерия сюжета, генетическая память представлена в серии компьютерных игр Assassin’s Creed и фильме по мотивам игры Кредо убийцы . Группа учёных смогла изобрести машину Анимус , способную извлекать из испытуемого заложенную в его генах информацию о предках .

Примечания

  1. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
  2. Толковый словарь по психологии. 2013.
  3. Словарь дрессировщика. В. В. Гриценко.
  4. Rodolfo R. Llinas (2001). I of the Vortex: From Neurons to Self. MIT Press. pp. 190-191. ISBN 0-262-62163-0 .
  5. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
  6. Louis D. Matzel (2002). «Learning Mutants». In Harold E. Pashler. Steven’s Handbook of Experimental Psychology. John Wiley and Sons. p. 201. ISBN 0-471-65016-1 .
  7. Timothy L. Strickler (1978). Functional Osteology and Myology of the Shoulder in the Chiroptera. Karger Publishers. p. 325. ISBN 3-8055-2645-8 .
  8. Brian Keith Hall, Roy Douglas Pearson, and Gerd B. Müller (2003). Environment, Development, and Evolution: Toward a Synthesis. MIT Press. p. 17. ISBN 0-262-08319-1 .
  9. Robert F. Almeder (1992). Death and Personal Survival: The Evidence for Life After Death. Rowman & Littlefield. pp. 28-29. ISBN 0-8226-3016-8 .
  10. Susan J. Blackmore (1999). The Meme Machine. Oxford University Press. p. 60. ISBN 0-19-286212-X .
  11. John Donnelly (1994). Language, Metaphysics, and Death. Fordham Univ Press. p. 356.
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.